Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архивные источники
При составлении родословной источником могут служить документы самых разнообразных фондов. Последовательность обращения к различным документам зависит от конкретных особенностей и полноты имеющихся у Вас сведений. Но наибольшей популярностью у родословов заслужено пользуются несколько видов документов: 1. метрические книги 2. ревизские сказки 3. исповедные росписи 4. клировые ведомости 5. формулярные списки 6. обывательские книги Метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи служат источником поиска для всех сословий. Клировые ведомости будут интересны, прежде всего, наследникам священноцерковнослужителей (хотя они любопытны и с точки зрения истории прихода). Формулярные списки заинтересуют потомков служащих, а к обывательским книгам обратятся коренные горожане. Документы фонда Вятской духовной консистории (метрические книги, исповедные росписи) касаются только лиц православного вероисповедания. Метрические книги других конфессий откладывались в их духовных управления (например: в 20-ые годы XIX века было принято решение о высылке мусульманских метрических книг в Оренбургское магометанское духовное собрание). В связи с отсутствием в Вятской губернии крупного дворянского землевладения в архиве не отложился фонд дворянского депутатского собрания, наиболее популярный при составлении дворянских родословных. В госархиве Кировской области биографические сведения о дворянах можно обнаружить в документах фондов уездных дворянских опек (ф. 162-169). В фонде губернского по опекунским делам присутствия (ф. 161, 165 1873-1916 гг.). Списки молодых дворян за 1847-1860 годы и другие разрозненные и отрывочные сведения о дворянах имеются в фондах канцелярии губернатора, губернского статистического комитета, судебных учреждений и других.
1. МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Метрические книги – книги записей рождения, браков, смерти. Практика их ведения складывалась в допетровский период, а ведение повсеместно для православного населения началось с 1722 года. Книги делились на 3 части: о родившихся, бракосочетавшихся, умерших. Разводы были редкостью и оформлялись через духовную консисторию. Запись о рождении включает дату рождения, день крещения, имя новорожденного, социальное положение, фамилию, имена и отчества родителей (до 1831 года только отца), фамилии, имена и отчества восприемников (крестных), фамилию и имя священнослужителя, совершавшего обряд крещения. Запись о браке указывает имена, отчества, фамилии, возраст жениха и невесты, какой по счету брак, сведения о месте рождения, родителях и поручителях, фамилию и имя священнослужителя совершавшего обряд венчания. В запись об умершем входят: даты смерти и погребения, фамилия, имя, отчество, социальное положение, возраст умершего и причина смерти. До 1802 года каждый священник самостоятельно вел свою метрическую книгу, вследствие чего в одном приходе за один год их может быть две или три. Метрические книги составлялись в двух экземплярах: первый («черновой») оставался в церкви, второй («беловой») направлялся в духовную консисторию. Оттуда беловой экземпляр был передан на постоянное хранение в госархив. Сохранившиеся черновые метрические книги можно обнаружить также в районных бюро ЗАГС, музеях. В госархиве Кировской области в фонде Вятской духовной консистории (ф. 237) отложились метрики (часть – в двух экземплярах) церквей всех уездов Вятской губернии, за исключением Елабужского.
Из метрических книг церквей Никольского уезда Вологодской губернии (ныне территория Подосиновского и Опаринского районов Кировской области) создана коллекция документов (ф. 1370, 1846-1870, 29 дел). Метрические книги Вятской епархии 1909-1918 годов находятся на хранении в областном архиве ЗАГС (г. Киров, ул. Тимирязева, 8). В других фондах обнаружены метрические книги церквей:
Значительную часть населения Вятской губернии составляли старообрядцы. Но, к сожалению, их метрические книги отрывочны и немногочисленны. Регистрацию рождений, браков и смертей осуществляли уездные полицейские управления, но только в фондах Вятского и Малмыжского отложилось несколько метрических книг раскольников:
В областном архиве ЗАГСа хранится комплекс метрических книг старообрядческих и единоверческих церквей Вятской губернии начала XX века.
В архиве ЗАГСа хранятся также метрические книги еврейской синагоги г. Вятки 1890-1892, 1906-1918 годов и Александровского католического костела 1899, 1902-1908 годов. Единичные записи о рождении и смерти лиц еврейской национальности в 1878, 1879 годах сохранились в фонде Вятской городской управы (ГАКО ф. 628, оп. 2, д. 641).
2. РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
«Ревизские сказки» – это перепись населения определенной волости, обязанного платить налоги. Первая ревизия была проведена при Петре I по указам 1718 и 1719 годов и должна была определить «сколько, где, в какой волости, селе или деревне крестьян бобылей, задворных и деловых людей… не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их» (Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон, т. 45, л. 241). В силу того, что ревизии задумывались с целью переписи налогоплательщиков, в первых из них мы не обнаружим ни дворян, ни священнослужителей. Но последующими указами производство переписей было распространено и на другие податные сословия[1]. В результате среди материалов четвертой 1782 года ревизии встречаем дела о священнослужителях. В ревизской сказке указаны: имя, отчество и фамилия владельца двора, возраст на момент переписи и предыдущей ревизии, имена и отчества членов семьи с указанием возраста и степени родства по отношению к главе семьи (жена, сын, зять, сноха, отец, внук и т.п.), а также причины выбытия из тягла[2] (умер, отчислен, в рекрутах и т. п.). Таким образом, ревизская сказка – это официальный документ, представляющий единовременный срез трех-четырех, иногда даже пяти поколений семьи. Всего в России было проведено 10 ревизий населения: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1816, 1833, 1850, 1858 годах. Документы 1, 2, 3, 4 хранятся в Российском государственном архиве древних актов (119817, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 17). В госархиве сохранились лишь единичные документы первых ревизий:
Ревизские сказки 5, 6, 7, 8, 9 и 10 переписей населения представлены более полно. Основной комплекс документов сосредоточен в фонде Вятской казенной палаты: ф. 176, оп. 2, 8 (см. Указатель к фонду, ГАКО, 1974 г.). В других фондах выявлены ревизские сказки семей священноцерковнослужителей по Вятской епархии и жителей г. Слободского и Малмыжского уезда:
В силу того, что металлургические предприятия Вятской губернии подчинялись Уральскому горному управлению, ревизские сказки рабочих и служащих этих заводов отложились в государственном архиве Свердловской области (ГАСО):
3. ИСПОВЕДНЫЕ РОСПИСИ
Исповедные книги (исповедные росписи, посемейные списки) – это книги, которые велись при каждой приходской церкви для записи прихожан бывших на исповеди и причастии. Исповедные росписи введены именным указом Петра I в 1718 году. Их введение было обусловлено стремлением к выявлению раскольников, сведения исповедных книг позволяли взимать с них двойную подушную подать. Составлялись исповедные росписи ежегодно. В них приходские священники отмечали: место жительства семьи (деревня, починок, село), фамилию, имена, отчества и возраст членов семьи, с указанием степени родства членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сноха, дети). Особенностью исповедных росписей является то, что, как правило, в начале записи о том или ином приходе идут священники и члены их семей, а затем остальные прихожане. Священник, принимающий исповедь, сам исповедуется в соседней церкви (селе) и там соответственно вносится в роспись. Особая ценность этих документов в том, что в большинстве случаев они составлялись заранее и следовательно представляют собой своего рода неофициальную перепись населения – единовременный срез 2-3 поколений семьи. Исповедные росписи менее достоверны, чем ревизские сказки, т.к. возраст указывался священником со слов или «на глазок» и потому часто приблизительный. Основной комплекс исповедных книг сосредоточен в описи № 71 фонда Вятской духовной консистории (917 ед. хр.). Ежегодный комплекс Вятской духовной консистории начинается с середины XVIII века и заканчивается 1829 годом. Кроме того, по приходам Вятского, Нолинского, Орловского и Яранского уездов имеются дела до 60-х годов XIX века, а по Спасскому собору г. Вятки до 1881 года. По церквям Сарапульского уезда исповедные росписи сосредоточены в описи № 79 фонда Вятской духовной консистории (528 дел, 1780-1829, 1856, 1892, 1904 гг.). В фондах церковных учреждений выявлены исповедные росписи прихожан церквей:
Исповедных книг церквей Глазовского и Елабужского уездов на хранении в архиве нет. Метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи позволяют вырастить родословное дерево. Чтобы украсить его, исследователям крестьянских родов советуем обратиться к фондам волостных правлений. Документы этих фондов содержат самую разнообразную информацию. Здесь отложились списки призывников с указанием семейного положения и списки владельцев скота, списки домохозяев и списки крестьян, подвергшихся телесным наказаниям и пр.
4. КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ
Клировые ведомости – «именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания», – являются уникальным источником для изучения родов священноцерковнослужителей. Ведомости введены в 1729 году, а форма их уточнялась в 1829 и 1909 годах. Документы состоят из трех частей. Потомков священноцерковнослужителей заинтересует, прежде всего, вторая часть, которая представляет собой обстоятельно заполненные по установленной форме списки причта[3] (где и когда родился, учился, служил, кого из родственников имеет в рамках духовного ведомства). Причем возраст записывался не со слов, а на основании метрических свидетельств. Дети указывались вне зависимости от возраста и занятия, если сын или дочь состояли в браке, в ведомости сообщались сведения о супруге (фамилия, имя, возраст, занятие). Первая часть ведомостей содержит сведения о церкви (когда и кем построена, каменная или деревянная, сколько престолов и в честь каких святых они освящены и др.), о количестве церковной земли и утвари, удаленности церкви от благочиния и консистории. В третьей части названы деревни и починки, относящиеся к данному приходу, с указанием числа дворов, душ мужского и женского пола и расстояния от населенного пункта до церкви. Основной комплекс клировых ведомостей сосредоточен в описи № 70 фонда Вятской духовной консистории (1912 дел, 1741-1921 гг.). В описи представлены клировые ведомости всех уездов Вятской епархии, но с разной степенью полноты. Документы церквей Сарапульского уезда, объединены также в описи № 79 (157 дел, 1830-1915 гг.). В фондах церковных учреждений выявлены клировые ведомости церквей:
5. ОБЫВАТЕЛЬСКИЕ КНИГИ
При составлении родословных городских жителей значительно расширяется круг архивных источников. Характерным документом по генеалогии городских сословий является городская обывательская книга (книга городовых обывателей). Ведение городовой обывательской книги определялось «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» 1785 года. Она должна была состоять из шести частей, в которые соответственно вносились «настоящие городовые обыватели» (дома и землевладельцы), гильдейские купцы, «цеховые» (мастера, подмастерья), иногородние и иностранные гости, именитые граждане и посадские (все остальные жители города). В силу отсутствия определенных сословий, на практике обывательские книги наших городов состояли из 3-4 частей.
В фондах городских дум и управ отложились разнообразные документы, содержащие генеалогическую информацию: окладные книги, оценочные ведомости, посемейные списки и списки купцов и мещан, призывные списки и другие виды документов. В фондах средних учебных заведений кроме биографических сведений можно отыскать любопытные данные об учебных успехах (или неудачах) своего родственника.
6. ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ
«Производственную характеристику» предков помогут написать документы фондов учреждений различных ведомств. Наибольший интерес среди многообразия документов представляют формулярные или послужные списки. Это главные документы о службе чиновников гражданского и военного ведомств, а также канцелярских служителей. В них отражено: фамилия, имя, отчество, должность, возраст (или дата рождения), происхождение, сведения о прохождении службы. В отдельные графы внесены сведения о семейном (имя, отчество жены, ее девичья фамилия, возраст, имена детей с датами рождения), и имущественном положении (относительно недвижимого имущества). Важно помнить, что в фондах отложились формулярные списки не только чиновников конкретного учреждения, но и подведомственных структур. Например, в фонде Вятской казенной палаты, имеются формуляры чиновников уездных казначейств, в фонде Вятского управления земледелия и государственных имуществ – корпуса лесничих. И напротив, если Вятское реальное Александровское училище подчинялось напрямую Казанскому учебному округу, то соответственно формуляры преподавателей и служащих училища необходимо искать в Казани, в национальном архиве Республики Татарстан. Предлагаем перечень выявленных формулярных списков чиновников государственных учреждений:
Следует иметь в виду, что, несмотря на указанную в описи дату в деле могут оказаться формулярные списки служащих за несколько лет.
7. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ 1916-1917 годов
В 1897 году в России была проведена всеобщая перепись населения. К сожалению, первичные документы этой переписи в архиве Кировской области отложились лишь по Елабужскому уезду (ф. 574, оп. 9, 150 дел). Поэтому особым успехом пользуются материалы Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916-1917 годов. /ф. 574 – Вятский уезд оп. 6 – Глазовский оп. 3, 4 – Елабужский оп. 3, 5 – Котельничский оп. 6 – Малмыжский оп. 3, 4 – Нолинский оп. 6 – Орловский оп. 6 – Сарапульский оп. 3, 5 – Слободской оп. 6 – Уржумский оп. 6 – Яранский оп. 6/.
Документы переписи представляют собой объединенные по волостям подворные переписные карточки на специальных бланках. В документах указывается: фамилия, имя, отчество главы семьи, его сословия, возраст и степень родства к нему других членов семьи (дочь, сын, сноха) без указания имени, но с указанием возраста. Кроме того, в карточке содержатся сведения для характеристики имущественного положения семьи: количество пахотной земли и сенокосных угодий, наличие лошадей, скота и сельскохозяйственного инвентаря и т.п. В 1917 году по постановлению Временного правительства проводилась перепись городского населения (См. ф. 574, оп. 6, д. 231-238). Повладенная ведомость называет адрес владения, фамилию, имя, отчество владельца и список зданий с перечнем квартир и самостоятельных помещений в них. В документ включены также поквартирные карточки, в которых перечислены лица, проживающие на момент переписи в квартире (указаны фамилия, имя, отчество, отношение к квартире, хозяину, возраст, грамотность). В карточке указывалось наличие скота, принадлежащего квартирохозяину и жильцам дома, и дана характеристика квартирного помещения (число отдельных комнат, сведения об освещении, отоплении). Повладенные ведомости составлены на все городские строения, в том числе административные и культовые.
Мы представили обзор основных видов документов, информация из которых используется при составлении родословных. Это наиболее популярные и информационно насыщенные источники. Но архивный поиск – занятие очень увлекательное, часто непредсказуемое и поэтому не всегда сразу известно, куда поведут исследовательские дороги. Все документы, которые содержат сведения об отдельных лицах, при соответствующем сопоставлении и анализе пополняют генеалогические данные, а значит, круг источников для исследователей очень широк и зависит от конкретных обстоятельств.
Приложение № 1
«Словарь терминов родства, свойства и духовных неродственных связей»
- бабка, бабушка – мать отца или матери, жена деда - брат – каждый из сыновей одних родителей - братан – братены, брательник – двоюродный брат - братанна – дочь брата, племянница по брату - внук – сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы - внучка, внука – дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы - внучатый, троюродный – о родстве, происходящем из третьего колена - дед – отец матери или отца - двоюродный – о родстве, происходящем из второго колена - дедина, дедка – тетка по дяде - дедич – прямой наследник по деду - дочь – лицо женского пола по отношению к своим родителям - дядя – брат отца или матери - кровный – о родстве, в пределах одной семьи - мать – лицо женского пола по отношению к своим детям - одноюродный – о происхождении от одного отца - одноутробный – о происхождении от одной матери - отец – лицо мужского пола по отношению к своим детям - отценачальник – старший в поколении - отчинник, отчич – сын, наследник - племянница – дочь брата или сестры - племянник – сын брата или сестры - племяш – родич, родственник - полноюродный, родной – о происхождении от одних родителей - прародители – первая по родословной известная чета, от которой берет начало род - пращур – родитель прадеда, прабабки - родоначальник – первый известный представитель рода - сводный – о происхождении от разных родителей - сестренница – двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца - сестренка, сестрина, сестричка – двоюродная сестра - сестренич, сестрич – сын сестры матери или отца, племянник по сестре - сын – лицо мужского пола по отношению к своим родителям - тетка, тетя – сестра отца или матери
* * *
- братаниха – жена двоюродного брата - братова – жена брата - вдова – женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа - вдовец – мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены - деверь – брат мужа - жена – замужняя женщина по отношению к мужу - золовица, золовка, золова – сестра мужа, иногда жена брата, невестка - зять – муж дочери, сестры, золовки - муж – женатый мужчина по отношению к жене - невестка – жена сына - сват, сватья – родители молодых и их родственники по отношению к мужу, жене - свекор – отец мужа - свекровь – мать мужа - свояки – лица, женатые на двух сестрах - сноха, сыноха – жена сына, невестка - сношенница – жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки - супруг – муж - супруга – жена - тесть – отец жены - теща – мать жены - шурин – родной брат жены
* * *
- брат крестный – сын крестного отца - дед крестный – отец крестного отца - дочь названная – приемыш, воспитанница - дядька – приставленный для ухода и присмотра за ребенком - кум – отец крестный - кума – мать крестная - мать крестная, крестовая – восприемница при обряде крещения - мать названная – мать приемышу, воспитаннику - мать молочная – мамка, кормилица - мать посаженная – женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха - мачеха – другая жена отца, неродная мать - отец крестный – восприемник при крещении - отец названный – отец приемышу, воспитаннику - отец посаженный, ряженый – лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе - отчим – другой муж матери, неродной отец - падчерица – дочь от другого брака по отношению к неродному родителю - пасынок – сын неродный одному из супругов - сводные – братья и сестры от одних родителей - сын крестный /крестник/ – лицо мужского пола по отношению к восприемнику - сын названный – приемыш, воспитанник - усыновленный – лицо мужского пола по отношению к приемным родителям - удочеренная – лицо женского пола по отношению к усыновителям.
Приложение № 2
|