Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Квита Бытия во времени и пространстве
Но нужно прочесть этот текст и далее: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 7). Этот стих вмещает в себя не только момент творения, но и весь ход истории: ее начало, продолжение и цель. Бог не только сотворил небеса и землю божественным Словом, Он все еще продолжает творить историю. История имеет направленность — это и есть «поток истории». Бог не может быть рабом истории, поскольку это Он сделал историю такой, какова она сейчас. История имеет цель и направленное движение. И вновь прозвучит «Слово Божье», когда Бог начнет суд и ниспошлет огонь. Вот почему мы не можем рассматривать внешний мир как замкнутую систему причинно-следственных связей. Бог по-прежнему произносит Свое Слово, когда пожелает, и Петр напоминает нам, что в некий исторический день это Слово будет огнем и судом. Концепция творения через сказанное Слово прекрасно выражена в двух псалмах, где неоспоримая истина высказываемого положения находит себе удивительно красивую словесную форму. Первый текст — это Псалом 32 (ст. 6 и 9): «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их...» Отметим здесь полное совпадение с Новым Заветом — творение Словом. И отметьте в стихе 9: «Он сказал — и сделалось». Следует жирной чертой вычеркнуть слово «сделалось» в Библии короля Иакова* — оно отсутствует в подлиннике, и я не понимаю, зачем переводчики использовали его. Это слово портит и впечатление от текста, и его смысл. Скорее надо бы передать: «Он сказал, и, стало быть». То, чего не было, по слову «Да будет» обрело бытие. С этого начинается Так же в русском каноническом переводе. Творение пространственно-временной континуум, который мы называем историей. Второй текст — это Псалом 148 (ст. 5): «Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворилось». Это место в Ветхом Завете вполне соответствует стиху 4: 11 из книги Откровения; это основание славословия: Бог подлинно существует, и Он вызвал к бытию все существующее. Все проблемы современного человека происходят от непонимания или непризнания факта сотворенности всего существующего. Если отменить историческую, пространственно-временную реальность творения, останется лишь то, что Симона Вайль называла «не-творенностью». Этим словом она обозначала не то, чего вовсе не существует, а то, что просто «находится», совершенно само по себе, не имея ни цели, ни смысла. Если забыть о сотворенности мира, всякий смысл будет открываться лишь как прорыв (например, с помощью наркотиков) в иррациональное. Итак, тьма, в которую погружен современный человек, происходит, прежде всего, из утраты им веры в реальную сотворенность всего существующего (всего, кроме личностного и всегда существовавшего Бога). Но поскольку мы, как и все христиане, знаем доподлинно (хотя и не исчерпывающе), «откуда» взялось нечто, почему мир обладает формой, а человек — личностью, мы можем вступить в разговор с Симоной Вайль и с любым отчаявшимся современником. Мы можем предложить разумный ответ на вопрос о том, почему вещи именно таковы, и за это, как и все христиане, обязаны принести благодарность. Если мы забудем о том, что сейчас обсуждали, даже наша благодарность Богу за спасение утратит опору, повиснет в пустоте. Истинно говорит Иеремия: «Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего» (10: 16). Мы благодарны и за знание того, что суще-
|