Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация мира и творение человека. ществам, наделенным животной жизнью
ществам, наделенным животной жизнью. Суть этого стиха составляет не противопоставление души и тела, но тот факт, что Бог совершенно особым и точно описанным действием сотворил человека как живое, наделенное душой существо. Бог сотворил человека по образу Своему особым актом творения. Как мы уже говорили, эта мысль отчетливо выделена уже благодаря тому, что ключевое слово «сотворил» повторено трижды в обоих контекстах — в Бытии 1: 27 и 5: 1-2. Книга Бытия, главы 1и2 Сегодня некоторые ученые рассматривают главы 1 и 2 книги Бытия как два отдельных рассказа, можно сказать, как две совершенно самостоятельные единицы, которых ничто друг с другом не связывает. Однако, судя по тому, как эти главы трактуются в самом Писании, подобный подход недопустим. Фактически главы 1 и 2 книги Бытия образуют тесное единство, ни одна из них сама по себе не дает нам полного сообщения. Эти две главы дополняют друг друга, каждая из них содержит уникальные сведения, чрезвычайно важные для понимания природы человека. Есть и более существенное подтверждение единства этих глав, чем бросающаяся в глаза взаимозависимость их сообщений: Сам Иисус объединяет их, и, чтобы отменить общность этих глав, нам пришлось бы забыть о том, как трактует их Иисус. Отвечая на вопрос фарисеев относительно развода, Иисус говорит (Мф. 19: 4): «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» Здесь Иисус ссылается на Бытие 1: 27. Но далее Он говорит: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19: 5). Эти слова представляют собой цитату Книга Бытия во времени и пространстве уже из Бытия 2: 24. Таким образом, Иисус цитирует стихи из главы 1 и из главы 2 как единое целое. Марк (10: 6-8) также указывает на это единство: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их». Это аллюзия на Бытие 1: 27. И сразу же вслед за этими словами Иисус продолжает: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене» — это уже цитата из главы 2 (ст. 24), — и тем самым обе главы вновь связаны воедино. Иисус продолжает: «и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Вместе эти стихи превращаются в основу для этического учения Иисуса о браке. Иисус обращается вспять, объединяет рассказ о творении человека из главы 1 книги Бытия с подробностями творения человека из главы 2 книги Бытия, чтобы продемонстрировать нам то единство, ту нерасторжимость, которая лежит в основе Его понимания брака. Мы лучше поймем связь между главами 1 и 2, если учтем одну структурную особенность, присущую всей книге Бытия: сперва быстро излагаются менее существенные предметы, а затем рассказ возвращается к проблемам, ключевым для центральной темы Библии, которые получают полное развитие. К примеру, так строится повесть об Исааке и его сыновьях — Иакове и Исаве. Сперва мы кратко узнаем об Исаве, но история Иакова развивается гораздо подробнее. Так и глава 1 книги Бытия сперва кратко упоминает человека в истории всего мироздания, а затем глава 2 книги Бытия возвращается к человеку и превращает его в центральную тему этой книги. Как мы уже говорили, Библия предназначена для падшего человека; цель этой книги — поведать нам, живущим после грехопадения, кто мы такие и что Богу угодно, чтобы мы знали. И потому, после того как Бог в главе 1 показывает место
|