Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бог и Его Вселенная
дая вещь полностью соответствует уровню, на который она помещена и прекрасно там функционирует, все вещи оказываются совершенными, каждая на своем уровне — механизм мира, животные и человек. Тиллих пытается нас убедить, что падший человек — это и есть человек. Но в книге Бытия природа человека проявляет себя не в грехопадении, а в замысле, в осуществление которого он создан: человек — образ Божий и находится в особых отношениях с Богом, творящим мир. Сам бесконечный, триединый Бог склоняется над Своим творением и говорит: «Это хорошо, человек хорош — телом и душой, мужчина и женщина. Весь человек совершенен. Цельность человеческого индивидуума хороша». Кстати, здесь же мы находим свидетельство, опровергающее распространенный предрассудок, который отождествляет грехопадение с сексом: якобы вкушение запретного плода — это намек на первый половой акт. Бог смотрит на мужчину и женщину вместе и говорит: «Все это хорошо весьма», а в стихе 28 главы 1 книги Бытия Он прямо приказывает людям «плодиться и размножаться». Прочитав до конца повесть о сотворении мира, мы доходим до области чудес. Творение завершилось, но это вовсе не означает, что Бог больше не может участвовать в жизни мира, который Он создал. Бог не превращается в пленника собственной вселенной. Божественным повелением «Да будет» Господь может преобразить созданный Им мир точно так же, как словами «Да будет» Он положил начало его существованию. К примеру, такой приказ, изменивший облик мира, прозвучал после грехопадения. Человеку XX века очень важно понять, что Своим Словом Бог может воздействовать на созданный Им мир. Позже мы поговорим об этом подробнее.
Книга Бытия во времени и пространстве День Нам нужно обсудить еще один момент, прежде чем мы двинемся дальше: речь идет о термине «день» применительно к акту творения. Что означает «день» творения? В книге Бытия (5: 2) мы читаем: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». Поскольку известно, что Адам и Ева не были созданы одновременно, очевидно, что в контексте Быт. 5: 2 «день» не означает период в двадцать четыре часа. В других контекстах Ветхого Завета еврейское слово «день» может означать период, целую «эру», как и в английском. Подобное употребление мы видим, к примеру, у Исайи (2: 11, 12 и 17). Попросту говоря, «день» на древнееврейском (как и в английском языке) имеет три отчетливых значения: 1) 24 часа; 2) светлое время внутри 24 часов; 3) промежуток времени неопределенной длительности. Совершенно очевидно, что мы должны оставить открытым вопрос о точной длине промежутка времени, обозначенного в книге Бытия словом «день». Исследование значений этого слова в древнееврейском не проясняет, в каком смысле мы должны понимать его здесь; учитывая несколько способов употребления этого слова в Библии и отсутствие на данный момент в науке единогласно принятой хронологии, мы должны отказаться от дискуссии по этому вопросу, поскольку для любого спора необходимо сначала определить значение терминов. Творение, существование Бога и Его качества В противоположность всей восточной мысли и большей части современного богословия книга Бытия утверждает, что известный нам мир отнюдь не является простым дополнением к бытию Бога. Акт творения исключает подобную мысль. Вся иудейско-христианская традиция описы-
|