Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бог и Его Вселенная. вается в первых главах Писания, и сам текст Библии постоянно дает новые и новые свидетельства в пользу этой концепции
вается в первых главах Писания, и сам текст Библии постоянно дает новые и новые свидетельства в пользу этой концепции. Мир не есть сон Бога, он существует реально, он отделен от Бога и обладает полноценной реальностью собственного бытия. Однако мир говорит нам о Боге, по меньшей мере четыре сообщения природы о Боге должны были бы звучать для нас ясно и отчетливо. Во-первых, существующий вокруг нас мир, даже обезображенный грехопадением, утверждает сам факт наличия бытия. Как я уже указывал ранее, говоря о Жан-Поле Сартре, основная проблема философии заключается в том, что «что-то есть», а не в том, что «ничего нет». Итак, в первую очередь внешний, объективно существующий мир утверждает существование Бога как подлинное бытие. Иными слова: есть мир — есть бытие — есть Бог. Во-вторых, во вселенной царит порядок. Хаоса нет. От мельчайших подробностей можно перейти к осознанию единства мира. Как бы глубоко мы ни погружались в тайны вселенной, мы никогда не обрушимся в бездну несовпадений и нелепостей. Мы видели, как этот закон подчеркивается в главе 1 книги Бытия, где сказано, что Бог сотворил все вещи «по роду их». Это и есть порядок. Таким предстает перед нами Бог в Писании. Это не «ина-ковость» философов, не безликое все, это не хаос и не случайность. Наш Бог — произношу это слово со всей осторожностью и почтительностью — разумный Бог. В-третьих, вселенная сообщает нам о доброте Бога. Мы узнаем не только о том, что Бог существует и что это Бог разума и порядка; мы видим также, что Бог благ, Он создает мир, который «хорош весьма», и в том виде, в каком этот мир возник по Божьему слову «Да будет», этот мир также гласит о Нем. Книга Бытия во времени и пространстве Наконец, вселенная говорит нам, что Бог — это Личность. Сотворив человека по образу Своему, Бог сказал нам о Себе нечто более важное, чем то, что Он указал во всем строении вселенной. Ангелы также могли бы поведать нам об этом, но библейское повествование сосредоточено на человеке, поскольку человек лучше всего известен нам. В центре всего существующего находится личность — человек, и это свидетельствует о том, что великий Творец этого целого — Личность. Если бы Бог завершил творение на механизме, растениях или даже на животных, мы бы не располагали подобным свидетельством. Но, создав человека по образу Своему, триединый Бог, знавший любовь и общение еще прежде, чем все было создано, создал нечто, отражающее Его личность, Его любовь, Его готовность к общению. Человек может общаться с Богом, потому что, в отличие от всего остального, человек создан по образу Божию. Человек наделен языком, и Бог может общаться с человеком при помощи слов. Человек мыслит фразами, и Бог может общаться с человеком при помощи фраз и словосочетаний. К примеру, в книге Бытия (2: 16) мы читаем: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Здесь мы видим, как Бог вступает в общение с человеком еще до грехопадения. Бог находится в дружеских отношениях с человеком, в отношениях любви. Отметим, что эта коммуникация отнюдь не является бессодержательным, экзистенциальным опытом первого порядка — это подлинная коммуникация, состоящая из высказываний. Сразу вслед за тем, как Адам и Ева решились отведать запретный плод, мы вновь видим, что Бог общается с ними при помощи слов: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3: 8-9). Затем, когда Адам и Ева отвечают на вопросы Бога, Господь обращается к ним, используя законченные высказывания. Человек общается с Богом как до, так и после грехопадения. Столь же очевидно, что люди общаются друг с другом. Каждый раз, когда один человек общается с другим, даже если это величайший грешник, который когда-либо жил на земле, если это атеист, проклинающий Бога, в тот самый момент, когда он кощунствует, когда он заявляет: «Бога нет!» — он, сам того не зная, свидетельствует о существовании Бога. Бог создал Себе неустранимого свидетеля. Итак, мироздание гласит о существовании Бытия, оно гласит о разуме и порядке, оно гласит о личностном Боге. Назначение человека — войти как личностное и конечное существо в личные отношения с личностным и бесконечным Богом, Который есть Сущий. Внимая первой заповеди Христа — возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всеми помыслами, — мы не возлагаем на себя некую абстрактную задачу исполнять какое-то благочестивое упражнение, не требующее участия разума. Скорее мы обретаем в бесконечности центр, к которому привязаны все наши маленькие орбиты. Этот бесконечно важный центр не просто существует — Он личностей, Он общается с нами, и мы можем вступить в общение с Ним, с этой Бесконечностью, Которую мы можем любить. Такова цель существования человека — любить Бога на личностном, а не на механическом уровне. Другие ве-
|