Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бог и Его Вселенная. вается в первых главах Писания, и сам текст Библии по­стоянно дает новые и новые свидетельства в пользу этой концепции






вается в первых главах Писания, и сам текст Библии по­стоянно дает новые и новые свидетельства в пользу этой концепции. Мир не есть сон Бога, он существует реально, он отделен от Бога и обладает полноценной реальностью собственного бытия.

Однако мир говорит нам о Боге, по меньшей мере четыре сообщения природы о Боге должны были бы зву­чать для нас ясно и отчетливо. Во-первых, существующий вокруг нас мир, даже обезображенный грехопадением, утверждает сам факт наличия бытия. Как я уже указывал ранее, говоря о Жан-Поле Сартре, основная проблема философии заключается в том, что «что-то есть», а не в том, что «ничего нет». Итак, в первую очередь внешний, объективно существующий мир утверждает существова­ние Бога как подлинное бытие. Иными слова: есть мир — есть бытие — есть Бог.

Во-вторых, во вселенной царит порядок. Хаоса нет. От мельчайших подробностей можно перейти к осозна­нию единства мира. Как бы глубоко мы ни погружались в тайны вселенной, мы никогда не обрушимся в бездну не­совпадений и нелепостей. Мы видели, как этот закон подчеркивается в главе 1 книги Бытия, где сказано, что Бог сотворил все вещи «по роду их». Это и есть порядок. Таким предстает перед нами Бог в Писании. Это не «ина-ковость» философов, не безликое все, это не хаос и не случайность. Наш Бог — произношу это слово со всей ос­торожностью и почтительностью — разумный Бог.

В-третьих, вселенная сообщает нам о доброте Бога. Мы узнаем не только о том, что Бог существует и что это Бог разума и порядка; мы видим также, что Бог благ, Он создает мир, который «хорош весьма», и в том виде, в ка­ком этот мир возник по Божьему слову «Да будет», этот мир также гласит о Нем.


 


Книга Бытия во времени и пространстве

Наконец, вселенная говорит нам, что Бог — это Личность. Сотворив человека по образу Своему, Бог ска­зал нам о Себе нечто более важное, чем то, что Он указал во всем строении вселенной. Ангелы также могли бы по­ведать нам об этом, но библейское повествование сосре­доточено на человеке, поскольку человек лучше всего из­вестен нам. В центре всего существующего находится личность — человек, и это свидетельствует о том, что ве­ликий Творец этого целого — Личность. Если бы Бог за­вершил творение на механизме, растениях или даже на животных, мы бы не располагали подобным свидетель­ством. Но, создав человека по образу Своему, триединый Бог, знавший любовь и общение еще прежде, чем все бы­ло создано, создал нечто, отражающее Его личность, Его любовь, Его готовность к общению. Человек может об­щаться с Богом, потому что, в отличие от всего остально­го, человек создан по образу Божию. Человек наделен языком, и Бог может общаться с человеком при помощи слов. Человек мыслит фразами, и Бог может общаться с человеком при помощи фраз и словосочетаний.

К примеру, в книге Бытия (2: 16) мы читаем: «И за­поведал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Здесь мы видим, как Бог вступает в об­щение с человеком еще до грехопадения. Бог находится в дружеских отношениях с человеком, в отношениях люб­ви. Отметим, что эта коммуникация отнюдь не является бессодержательным, экзистенциальным опытом первого порядка — это подлинная коммуникация, состоящая из высказываний.

Сразу вслед за тем, как Адам и Ева решились отве­дать запретный плод, мы вновь видим, что Бог общается с ними при помощи слов: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3: 8-9). Затем, когда Адам и Ева отвечают на вопросы Бога, Господь обращается к ним, используя законченные вы­сказывания. Человек общается с Богом как до, так и по­сле грехопадения.

Столь же очевидно, что люди общаются друг с дру­гом. Каждый раз, когда один человек общается с другим, даже если это величайший грешник, который когда-либо жил на земле, если это атеист, проклинающий Бога, в тот самый момент, когда он кощунствует, когда он заявляет: «Бога нет!» — он, сам того не зная, свидетельствует о су­ществовании Бога. Бог создал Себе неустранимого свиде­теля.

Итак, мироздание гласит о существовании Бытия, оно гласит о разуме и порядке, оно гласит о личностном Боге.

Назначение человека — войти как личностное и ко­нечное существо в личные отношения с личностным и бесконечным Богом, Который есть Сущий. Внимая пер­вой заповеди Христа — возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всеми помыслами, — мы не возлагаем на се­бя некую абстрактную задачу исполнять какое-то благо­честивое упражнение, не требующее участия разума. Скорее мы обретаем в бесконечности центр, к которому привязаны все наши маленькие орбиты. Этот бесконечно важный центр не просто существует — Он личностей, Он общается с нами, и мы можем вступить в общение с Ним, с этой Бесконечностью, Которую мы можем любить.

Такова цель существования человека — любить Бога на личностном, а не на механическом уровне. Другие ве-




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал