Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Бытия во времени и пространстве. человек — это особое существо, он принадлежит к иному уровню творения






человек — это особое существо, он принадлежит к иному уровню творения. Он должен возлюбить Бога не автома­тически, а благодаря чуду свободной воли и выбора. Эта часть творения не «запрограммирована», не подчинена каким-либо химическим или психологическим законам. Подлинный человек в подлинной истории — чудо посре­ди единообразного мира причин и следствий. В потоке истории человек встает лицом к лицу с тем, ради чего он создан, — лицом к лицу с любящим его Богом, Который присутствует в этом мире.

Одно древо

Любовь и послушание в главе 3 книги Бытия соединены с заповедью относительно древа познания добра и зла. Важно отметить, что испытание Адама не предполагает выбора между добрым древом, созданным Богом, и соз­данным тем же Богом дурным древом. Бог не создавал плохих вещей. Если бы Он создавал зло или если бы Он запрограммировал человека таким образом, что тот был вынужден Его ослушаться, мы бы имели дело с концеп­цией, похожей на взгляды индуистов, согласно которым добро и зло, жестокость и милосердие равно исходят от Бога и в конечном счете не отличаются друг от друга.

Но Бог не создавал дурного древа, Он просто создал некое древо, и с этим растением не связано ничего такого, что бы радикально отличало его от других растений. По-видимому, Бог просто определил для человека некий вы­бор. Он мог бы сказать и так: «Не переходи через ту реку; не подымайся на ту гору». Суть Его заповеди: «Доверься Мне и пребудь на своем месте — ты творение, а не авто­номное существо. Доверься Мне и люби Меня, как тварь должна любить своего Творца, и все будет хорошо. Вот то место, для которого Я предназначил тебя».


Выбор

Несомненно, создавая человека таким, каким Он его создал, Бог создал и возможность греха, однако сама по себе возможность греха отнюдь не является актуальной реальностью. Создавая эту возможность, Бог закрепил за человеком право выбора и придал человеку ценность именно как человеку, как существу, играющему важную роль в истории. Если бы Бог не оставил человеку выбора, можно было бы сколько угодно твердить о ценности чело­века, о его значении, но все эти речи оставались бы ли­шенными смысла.

Всякая любовь — мужчины к женщине, и женщины к мужчине, и друзей друг к другу — предполагает выбор. При отсутствии выбора становится бессмысленным само слово «любовь». Потому-то современные люди, запутав­шись в тенетах детерминизма и утратив способность вы­бирать, стремительно забывают и значение слова «лю­бовь».

Итак, Бог даровал человеку возможность выбора, а значит, и возможность неправильного выбора. Но Бог не создавал зло. Он создал просто выбор, а не дурное и хоро­шее дерево. Когда Бог завершил творение, в нем не было ничего, не соответствующего доброте Бога.

Рассмотрим внимательнее, что за дерево это было — не просто древо познания, но древо особого рода позна­ния — познания добра и зла. Нет ничего дурного в том, чтобы обладать знанием, — подобная мысль противоре­чила бы вверенному человеку господству над природой и стихам 19-20 главы 2 книги Бытия, где человек, обладая все полнотой знания, дает верные имена всем существам.

Адам и Ева уже знали добро. Все вокруг них было хорошо: и их отношения друг с другом, и их отношения с Богом — все было благом. В знании, полученном ими от Бога, содержалось и понимание возможности зла и его




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал