Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Бытия во времени и пространстве. человек — это особое существо, он принадлежит к иному уровню творения
человек — это особое существо, он принадлежит к иному уровню творения. Он должен возлюбить Бога не автоматически, а благодаря чуду свободной воли и выбора. Эта часть творения не «запрограммирована», не подчинена каким-либо химическим или психологическим законам. Подлинный человек в подлинной истории — чудо посреди единообразного мира причин и следствий. В потоке истории человек встает лицом к лицу с тем, ради чего он создан, — лицом к лицу с любящим его Богом, Который присутствует в этом мире. Одно древо Любовь и послушание в главе 3 книги Бытия соединены с заповедью относительно древа познания добра и зла. Важно отметить, что испытание Адама не предполагает выбора между добрым древом, созданным Богом, и созданным тем же Богом дурным древом. Бог не создавал плохих вещей. Если бы Он создавал зло или если бы Он запрограммировал человека таким образом, что тот был вынужден Его ослушаться, мы бы имели дело с концепцией, похожей на взгляды индуистов, согласно которым добро и зло, жестокость и милосердие равно исходят от Бога и в конечном счете не отличаются друг от друга. Но Бог не создавал дурного древа, Он просто создал некое древо, и с этим растением не связано ничего такого, что бы радикально отличало его от других растений. По-видимому, Бог просто определил для человека некий выбор. Он мог бы сказать и так: «Не переходи через ту реку; не подымайся на ту гору». Суть Его заповеди: «Доверься Мне и пребудь на своем месте — ты творение, а не автономное существо. Доверься Мне и люби Меня, как тварь должна любить своего Творца, и все будет хорошо. Вот то место, для которого Я предназначил тебя». Выбор Несомненно, создавая человека таким, каким Он его создал, Бог создал и возможность греха, однако сама по себе возможность греха отнюдь не является актуальной реальностью. Создавая эту возможность, Бог закрепил за человеком право выбора и придал человеку ценность именно как человеку, как существу, играющему важную роль в истории. Если бы Бог не оставил человеку выбора, можно было бы сколько угодно твердить о ценности человека, о его значении, но все эти речи оставались бы лишенными смысла. Всякая любовь — мужчины к женщине, и женщины к мужчине, и друзей друг к другу — предполагает выбор. При отсутствии выбора становится бессмысленным само слово «любовь». Потому-то современные люди, запутавшись в тенетах детерминизма и утратив способность выбирать, стремительно забывают и значение слова «любовь». Итак, Бог даровал человеку возможность выбора, а значит, и возможность неправильного выбора. Но Бог не создавал зло. Он создал просто выбор, а не дурное и хорошее дерево. Когда Бог завершил творение, в нем не было ничего, не соответствующего доброте Бога. Рассмотрим внимательнее, что за дерево это было — не просто древо познания, но древо особого рода познания — познания добра и зла. Нет ничего дурного в том, чтобы обладать знанием, — подобная мысль противоречила бы вверенному человеку господству над природой и стихам 19-20 главы 2 книги Бытия, где человек, обладая все полнотой знания, дает верные имена всем существам. Адам и Ева уже знали добро. Все вокруг них было хорошо: и их отношения друг с другом, и их отношения с Богом — все было благом. В знании, полученном ими от Бога, содержалось и понимание возможности зла и его
|