Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ной и потоп
исследованиях этих ученых имело лишь сиюминутное значение в борьбе с либеральной теологией, подрывавшей основы библейской истории, я полагаю, что идея отделить генеалогию от хронологии вытекает из самого Писания. Во-первых, далеко не всегда последовательность имен соответствует исторической последовательности персонажей. В книге Бытия (5: 32) мы читаем: «Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета». На основании этого стиха можно было бы сделать вывод, что Сим старше Хама, а Хам — Иафета, однако далее мы читаем: «Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его» (9: 24) — речь здесь идет о Хаме. Также, читая главу 2 Исхода, можно подумать, что Моисей был старшим сыном в семье, однако потом (Исх. 7: 7) мы узнаем, что Аарон был на три года старше брата. Итак, хотя факты, содержащиеся в этих стихах, точны, последовательность их авторов не интересовала. Сим назван первым потому, что в ходе библейской истории ему принадлежит более важное место, а авторы Библии отражали именно ход истории — тот самый процесс, который и мы рассматриваем в этой книге; они искали начала, в особенности истоки еврейского народа, для которого происхождение и род, как мы увидим, имели особое значение. Библия отнюдь не вводит нас в заблуждение: мы сразу видим, что генеалогии выстроены не хронологически. Во-вторых, мы не можем придавать генеалогии хронологическое значение потому, что некоторые контексты с очевидностью указывают, что их авторы ориентировались в хронологии, но тем не менее сознательно пропускали ряд ступеней в родословной. К примеру, если сопоставить контекст 1 Паралипоменон 6: 3-14 с книгой Ездры 7: 2, то мы увидим, что Ездра, хотя и являлся писцом и, не- Книга Бытия во времени и пространстве Ной и
сомненно, был прекрасно осведомлен о всех подробностях, пропускал имена, составляющие генеалогическое древо. Мало того, Ездра добавляет пару имен, пропущенных в книге 1 Паралипоменон. Разумеется, вполне возможно, что некоторые из этих персонажей имели более одного имени (что нередко наблюдается в ветхозаветной истории), и также существует вероятность ошибки работавшего позднее писца. Но, тем не менее, складывается впечатление, что некоторые имена Ездра пропускает вполне сознательно. В 1 Паралипоменон (26: 24) мы видим еще более выразительный пример вольного обращения иудейского народа со своими генеалогиями. Здесь мы читаем: «Шевуил, сын Гирсона, сына Моисеева, был главным смотрителем за сокровищницами». Речь идет о временах Давида, это примерно 1000 год до н.э., и суть этого сообщения в том, что Шевуил занял столь высокий пост благодаря своему происхождению. Заметим, однако, что Гирсона, сына Моисея, отделяет от названного непосредственно после него Шевуила по меньшей мере 400 лет. Нет сомнения, что перед нами огромный разрыв как в хронологии, так и в генеалогии. Нам в очередной раз демонстрируют, что главное — обозначить основные, имеющие государственное значение линии истории. Важно отметить, что человек происходит от такого-то прародителя. Другой столь же ясный случай мы видим в излагаемой Матфеем родословной Христа. В стихе 1: 8 читаем: «Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию». Однако, обратившись к Ветхому Завету, мы убедимся, что в генеалогии Матфея пропущены отец, дед и прадед Озии (ср. 1 Паралипоменон (3: 11-12), где Озия именуется Азарией). Главное для автора Евангелия — точно указать род Иисуса, а поскольку с этой задачей он справился, хронологические подробности не имеют особого значения. До эпохи Авраама мы не располагаем никакой возможностью расставить даты в той истории, которую излагает Библия. Начиная с Авраама, мы можем включать в библейскую историю даты, приводя ее в соответствие со «светской» историографией. Когда сам текст Писания обращается к своим начальным главам, рассказывая о событиях или родословных из эпохи, предшествующей Аврааму, авторы никогда не применяют эти ранние генеалогии для установления хронологии, никогда не пытаются привести их к точной дате. В-третьих, столь же очевидно, что эти генеалогии никогда не играли роли в хронологии. Если б им придавалось подобное значение, Адам, Енох и Мафусаил оказались бы современниками, что уж вовсе ни с чем не сообразно; а уж будь это так на самом деле, казалось бы странным, что Библия умалчивает о подобном совпадении. Еще удивительнее ситуация после потопа, поскольку, если бы мы придавали генеалогии хронологическое значение, получилось бы, что все, кто спасся от потопа (включая Ноя), были еще живы, когда Аврааму сравнялось пятьдесят лет, — что опять же совершенно невероятно. Далее, оказалось бы, что Сим, Сала и Евер пережили Авраама, причем Евер был жив еще и тогда, когда Иаков служил у Лавана. На самом деле это полностью противоречит другим данным библейской истории. Об этом мы поговорим дальше, когда будем разбирать главы 10-11 книги Бытия, но пока мы должны окончательно понять, что Библия вовсе и не предлагает нам трактовать генеалогию в качестве хронологии.
|