Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ной и потм







 


Правды, когда навел потоп на мир нечестивых». Отметим здесь еще одну историческую деталь: Ной был проповед­ником правды. Именно на этот текст опираются некото­рые христианские проповедники, изображающие Ноя молящимся во время строительства ковчега; разумеется, это расширительное толкование текста, но вполне прием­лемое. Ной не только построил лодку «верою», последо­вав совету Божьему, — он также проповедовал истину!

Во 2 Послании Петра (3: 3-7) потоп снова сопостав­ляется со вторым пришествием Христа. До тех пор, пока Иисус не придет, всегда будут насмешники, твердящие: «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Или, говоря современным языком: что стало с Его обещанием? Мы постоянно наблюдаем безусловную связь естественных причин и следствий в замкнутой си­стеме. Какой смысл толковать о грядущих катастрофах? Все всегда так и шло, и мы утверждаем, что так оно будет и впредь. Петр поясняет причины их заблуждения: «Ду­мающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены были из воды и водою: потому тог­дашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние не­беса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5-7). Таким образом историческое событие, произошед­шее во времена Ноя, ставится в соответствие с грядущими историческими событиями.

Но есть в этом стихе и другой аспект — универсаль­ность. Если мы полагаем, что суд при втором прише­ствии Христа распространяется на всех людей, не был ли столь всеобщим и первый суд — потоп во времена Ноя? Христиане, любящие вчитываться в Писание, в свое вре­мя много спорили, был потоп всемирным или нет. Я по-


лагаю, что он был всеобщим, хотя, по моему мнению, этот вопрос не является «пробой на ортодоксальность». Мы не можем построить систему доказательств на слове «земля» в книге Бытия 7: 4 («истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли»), поскольку это слово может означать и просто «поверхность, почва». Доводы в пользу всеобщего характера этого бедствия скорее могут быть основаны на других соображениях, в том числе на парал­лели между вторым пришествием Христа и потопом, ко­торая проводится в только что изученных нами стихах Нового Завета. На эту мысль наводит и стиль этой главы книги Бытия, все выражения которой указывают на не­кую всеобщность; они во многом напоминают тон главы 1 — мы чувствуем, что происходящее затрагивает все на свете. Возьмем к примеру стих 7: 23: «Истребилось (было стерто) всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось (было стерто) с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге». Подобная формули­ровка кажется универсальной, всеохватывающей. Далее, слово, обозначающее «почву, поверхность земли» (как предлагают переводить это место и Библия короля Иакова, и Стандартная Американская Библия), и слово «земля», которое употреблено в данном контексте, на древнееврейском совершенно отчетливо различаются. Конечно, и это слово тоже употребляется в более узком значении, но сам факт наличия синонимов добавляет убедительности доводам тех, кто отстаивает идею всеоб­щего потопа. Кроме того, согласно стиху 7: 23, животных постигла та же участь, что и людей, а стихи 9: 19 и 10: 32 не оставляют места сомнению в том, что Ной и его близкие были единственными уцелевшими на земле людьми. По крайней мере, Писание однозначно указывает, что по от-


 




Книга Бытия во времени и пространстве

ношению к человечеству этот потоп был глобальной ка­тастрофой.

Если мы не признаем в потопе событие вселенского масштаба, возникает еще одна трудность, и я не очень-то понимаю, как мы ее можем преодолеть. Если потоп про­изошел в какой-то ограниченной области, то могло по­гибнуть множество животных, но отнюдь не все. Таким способом нельзя уничтожить все поголовье, если только они не окажутся запертыми в каком-то ущелье. При навод­нении, как и при лесном пожаре, животные спасаются бегством.

И, наконец, указание на то, что потоп носил всеоб­щий характер, мы обнаруживаем в обещании Бога, дан­ном после потопа: «И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею жи­вою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9: 15). Если потоп не за­тронул весь мир, если он не уничтожил все живое на по­верхности земли, то я не знаю, как мы должны истолко­вать фразу «и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (разумеется, это не относится к рыбам). Это обещание не исключает менее масштабных потопов, a также вероятность того, что мир погибнет в пламени. Завет сформулирован исключительно точно: ни один по­топ впредь не станет губительным для всей плоти.

Датировка потопа

Мы уже указывали, что, поскольку генеалогии не уклады­ваются в хронологические рамки, мы не можем точно да­тировать потоп. Есть основания полагать (в случае, если система дат в современных антропологических исследо­ваниях верна), что потоп был до двадцатого тысячелетия до н.э. Должен сказать, что лично я считаю многое в этих


Ной и потоп

научных датировках спорным, однако если они верны, то мы можем предположить именно такую цифру. Посколь­ку мы признаем, что было уничтожено все человечество, кроме Ноя и его семьи (а об этом ясно говорит Писание), потоп должен был произойти не позднее этого времени. Большинство антропологов принимают в качестве даты переселения индейцев в Америку с Востока (по льду или по перешейку через Берингов пролив) примерно 20 000 год до н.э. Итак, поскольку индейцы также являются по­томками Ноя и его сыновей, потоп предшествовал их пе­реселению. Интересно отметить, что североамериканские индейцы и доколумбовы обитатели Южной Америки хра­нили предание о потопе.

Ной входит в ковчег

Сопоставляя различные контексты Нового Завета с данны­ми, обнаруживаемыми в Ветхом Завете, мы выясняем, что, покуда Ной строил ковчег и молился, на земле все шло обычным чередом, точно так же, как и сегодня в любой са­мый будничный день. Мы видим, что машины проносятся по шоссе, люди живут своей жизнью кто в городе, кто в де­ревне; одни возделывают землю, другие готовят обед, па­рочка занимается любовью, младенец рождается на свет — жизнь течет в привычном русле. Именно так рисует Библия положение вещей непосредственно перед потопом.

И вот, когда ковчег был построен, Бог сказал Ною: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7: 2-3). Мы уже говорили, что Ной, несомненно, об­ладал определенным знанием, хотя Писание не сообщает нам, как и когда он получил это знание, — мы видим, что



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал