Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ной и потм
Правды, когда навел потоп на мир нечестивых». Отметим здесь еще одну историческую деталь: Ной был проповедником правды. Именно на этот текст опираются некоторые христианские проповедники, изображающие Ноя молящимся во время строительства ковчега; разумеется, это расширительное толкование текста, но вполне приемлемое. Ной не только построил лодку «верою», последовав совету Божьему, — он также проповедовал истину! Во 2 Послании Петра (3: 3-7) потоп снова сопоставляется со вторым пришествием Христа. До тех пор, пока Иисус не придет, всегда будут насмешники, твердящие: «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Или, говоря современным языком: что стало с Его обещанием? Мы постоянно наблюдаем безусловную связь естественных причин и следствий в замкнутой системе. Какой смысл толковать о грядущих катастрофах? Все всегда так и шло, и мы утверждаем, что так оно будет и впредь. Петр поясняет причины их заблуждения: «Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены были из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5-7). Таким образом историческое событие, произошедшее во времена Ноя, ставится в соответствие с грядущими историческими событиями. Но есть в этом стихе и другой аспект — универсальность. Если мы полагаем, что суд при втором пришествии Христа распространяется на всех людей, не был ли столь всеобщим и первый суд — потоп во времена Ноя? Христиане, любящие вчитываться в Писание, в свое время много спорили, был потоп всемирным или нет. Я по- лагаю, что он был всеобщим, хотя, по моему мнению, этот вопрос не является «пробой на ортодоксальность». Мы не можем построить систему доказательств на слове «земля» в книге Бытия 7: 4 («истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли»), поскольку это слово может означать и просто «поверхность, почва». Доводы в пользу всеобщего характера этого бедствия скорее могут быть основаны на других соображениях, в том числе на параллели между вторым пришествием Христа и потопом, которая проводится в только что изученных нами стихах Нового Завета. На эту мысль наводит и стиль этой главы книги Бытия, все выражения которой указывают на некую всеобщность; они во многом напоминают тон главы 1 — мы чувствуем, что происходящее затрагивает все на свете. Возьмем к примеру стих 7: 23: «Истребилось (было стерто) всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось (было стерто) с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге». Подобная формулировка кажется универсальной, всеохватывающей. Далее, слово, обозначающее «почву, поверхность земли» (как предлагают переводить это место и Библия короля Иакова, и Стандартная Американская Библия), и слово «земля», которое употреблено в данном контексте, на древнееврейском совершенно отчетливо различаются. Конечно, и это слово тоже употребляется в более узком значении, но сам факт наличия синонимов добавляет убедительности доводам тех, кто отстаивает идею всеобщего потопа. Кроме того, согласно стиху 7: 23, животных постигла та же участь, что и людей, а стихи 9: 19 и 10: 32 не оставляют места сомнению в том, что Ной и его близкие были единственными уцелевшими на земле людьми. По крайней мере, Писание однозначно указывает, что по от-
Книга Бытия во времени и пространстве ношению к человечеству этот потоп был глобальной катастрофой. Если мы не признаем в потопе событие вселенского масштаба, возникает еще одна трудность, и я не очень-то понимаю, как мы ее можем преодолеть. Если потоп произошел в какой-то ограниченной области, то могло погибнуть множество животных, но отнюдь не все. Таким способом нельзя уничтожить все поголовье, если только они не окажутся запертыми в каком-то ущелье. При наводнении, как и при лесном пожаре, животные спасаются бегством. И, наконец, указание на то, что потоп носил всеобщий характер, мы обнаруживаем в обещании Бога, данном после потопа: «И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9: 15). Если потоп не затронул весь мир, если он не уничтожил все живое на поверхности земли, то я не знаю, как мы должны истолковать фразу «и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (разумеется, это не относится к рыбам). Это обещание не исключает менее масштабных потопов, a также вероятность того, что мир погибнет в пламени. Завет сформулирован исключительно точно: ни один потоп впредь не станет губительным для всей плоти. Датировка потопа Мы уже указывали, что, поскольку генеалогии не укладываются в хронологические рамки, мы не можем точно датировать потоп. Есть основания полагать (в случае, если система дат в современных антропологических исследованиях верна), что потоп был до двадцатого тысячелетия до н.э. Должен сказать, что лично я считаю многое в этих Ной и потоп научных датировках спорным, однако если они верны, то мы можем предположить именно такую цифру. Поскольку мы признаем, что было уничтожено все человечество, кроме Ноя и его семьи (а об этом ясно говорит Писание), потоп должен был произойти не позднее этого времени. Большинство антропологов принимают в качестве даты переселения индейцев в Америку с Востока (по льду или по перешейку через Берингов пролив) примерно 20 000 год до н.э. Итак, поскольку индейцы также являются потомками Ноя и его сыновей, потоп предшествовал их переселению. Интересно отметить, что североамериканские индейцы и доколумбовы обитатели Южной Америки хранили предание о потопе. Ной входит в ковчег Сопоставляя различные контексты Нового Завета с данными, обнаруживаемыми в Ветхом Завете, мы выясняем, что, покуда Ной строил ковчег и молился, на земле все шло обычным чередом, точно так же, как и сегодня в любой самый будничный день. Мы видим, что машины проносятся по шоссе, люди живут своей жизнью кто в городе, кто в деревне; одни возделывают землю, другие готовят обед, парочка занимается любовью, младенец рождается на свет — жизнь течет в привычном русле. Именно так рисует Библия положение вещей непосредственно перед потопом. И вот, когда ковчег был построен, Бог сказал Ною: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7: 2-3). Мы уже говорили, что Ной, несомненно, обладал определенным знанием, хотя Писание не сообщает нам, как и когда он получил это знание, — мы видим, что
|