Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вавилонская башня — Авраам







Когда ковчег остановился, началась новая эпоха в исто­рии человечества. Вновь от единого начала (семейство Ноя) человечество в ходе истории разделяется — взять хо­тя бы Вавилонское столпотворение — и вместе с тем по­немногу приближается к тому времени, когда будут исце­лены раны, разрывающие человечество.

Ковчег останавливается

В стихе 8: 2 книги Бытия мы читаем: «И закрылись источ­ники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба». Итак, оба источника воды закрылись. «И остановился




Книга Бытия во времени и пространстве

ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (8: 4). Арарат, упоминаемый также в 4 Цар. 19: 37, Ис. 37: 38 и Иер. 51: 27 — это Армения. Асси­рийские памятники также называют Араратское царство. Речь идет отнюдь не о мифической стране, но о царстве, хорошо известном и в древней, и в современной истории.

На всем протяжении глав 7 и 8 выдерживается скру­пулезный хронометраж: это произошло в такой-то день, а то — в такой-то. Уток и основа пространственно-времен­ного континуума истории продолжают неустанно пере­плетаться. И вот наступил момент, когда ковчег остано­вился, и географической точкой, в которой он остановил­ся, стала Армения.

Еще одно доказательство в пользу исторической до­стоверности этого события мы находим в стихах 8: 7-9 книги Бытия: «И выпустил ворона, который, вылетев, от­летал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли. Но голубь не нашел места покоя для ног сво­их, и возвратился к нему в ковчег; ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег». Сама форма библейского рассказа дает нам ощутить, как это происходило на самом деле. Это совсем не похоже на побасенку или миф.

К примеру, совершенно очевидна разница между стилем этого повествования и гомеровским эпосом. У Гомера персонажи не наделены глубиной психологизма. Эрих Ауэрбах в книге «Мимесис» подчеркивал контраст между библейским повествованием и гомеровским. Он показал, что герои Гомера начинают каждый день так, словно это — первое утро от начала времен, в то время как Библия обнаруживает психологическую глубину, убежда­ющую в исторической достоверности ее сообщения. 148


Ной — Вавилонская башня — Авраам

Когда мы читаем Библию, у нас не возникает впечатле­ния, будто мы присутствуем в театре марионеток, — при­мером тому могут служить и эти стихи главы 8 книги Бытия.

Мы читаем о том, как Ной протянул руку, «и заста­вил голубя спуститься к нему в ковчег» (такой перевод бу­дет точнее, чем версия Библии короля Иакова). Затем го­лубь вновь отправляется в путь: «И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий мас­личный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли» (ст. 10-11). Это одно из тех библейских событий, которые сохранила в качестве символа даже часть челове­чества, открыто заявляющая о своем разрыве с Писанием. Голубь с оливковой ветвью в клюве — общепризнанный символ мира. Кстати, это лишнее подтверждение тому, что люди, не читавшие Библию, пребывают в невежестве, ведь они не могут понять даже значение тех символов, ко­торые вошли в общее употребление из текста Писания.

Узнав, что воды сошли, Ной «открыл кровлю ковче­га» (ст. 13). Интересно сопоставить этот стих с тем местом (Быт. 7: 16), где было сказано, что, когда Ной вошел в ков­чег, «Господь затворил за ним». Бог затворил дверь, запе­чатал ее, чтобы больше никто не мог войти. Однако сам Ной сумел открыть эту дверь, когда наступил для этого подходящий момент. Тогда Бог приказал Ною выйти, и Ной повиновался (ст. 15-19).

Жертвоприношение Ноя

Выйдя из ковчега, Ной совершил жертвоприношение: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8: 20). Мы уже многократно указы-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал