Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ной— Вавилонская башня — Авраам
известны у многих народов, только они получили новое значение у евреев или, соответственно, у христиан — строго определенное значение, данное им Самим Богом. Следовательно, то же самое могло произойти и с радугой: Бог попросту придал ей новое значение. Возможно, конечно, что в результате потопа существенно изменилось физическое состояние мира и радуга появилась впервые. Библия ничего не говорит об этом, и для этих стихов подходит как первое, так и второе истолкование. Каждый из знаков, отмечавших заветы, подбирается с большой точностью; в особенности бросается в глаза противопоставление радуги и обрезания — знака союза, заключенного с Авраамом. Обрезание — это знак, запечатленный на человеческом теле, и это совершенно правильно, поскольку данный завет касался только человека — обрезание отмечало индивидуума как члена народа Завета. В первый же раз в завет включено все творение, а не только человек, потому и знак запечатлевается не на теле Ноя, а на небе, которое «покрывает» все, к чему относится завет: и человека, и весь тварный мир. А как точно выбран новый знак — крещение для христиан! Ветхий Завет обязывал отца совершать богослужение за всю семью, и потому знак обрезания был достаточен, однако Новый Завет разрушил стену между мужчинами и женщинами, и женщины также получили право напрямую обращаться к Богу, на равных участвуя в богослужении. И отныне вводится общий для всех обряд крещения. В Л'Абри мы часто подолгу обсуждали тот факт, что человек, если бы он полагался исключительно на свой разум и был последователен, не мог бы утверждать даже, что завтра взойдет солнце, — ведь он не располагает ничем, кроме статистики. А вот христианин может быть уверен. Его нерушимая надежда покоится не только на на- Книга Бытия во времени и пространстве блюдениях над десятью миллионами восходов, а на цельной структуре мира, которая дает ему ключ к своей тайне: и центр этой структуры — Слово Божие, завет с Богом. До тех пор, пока продолжается эта эра земли, мы можем быть уверены: солнце взойдет и опустится за горизонт, и все времена года в естественной и правильной последовательности будут сменять друг друга. Ибо таково обещание, данное нам Богом: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8: 22). Новая ступень в пророчестве о Мессии Первым пророчеством о Мессии был стих 3: 15 книги Бытия — семя жены растопчет голову змия. Это будет особая женщина, но покуда обещание в такой формулировке может охватывать весь человеческий род. Позднее становится ясно, что тот, кто осуществит это обещание, должен принадлежать к линии Сифа, а не к роду Каина. В рассматриваемом нами стихе Быт. 9: 26-27 мы находим новые подробности: «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых». Иными словами, обещание, прежде охватывавшее весь человеческий род, теперь сужается до семитских народов. Семиты — это большая группа племен с родственными языками, жившая в той области, которая теперь называется Ближним Востоком. Однако эти же стихи Библии дают понять, что, хотя исполнится обещание через посредство семитских народов, последствия его будут открыты для всего рода человеческого. Семиты выступают здесь как проводник, хочется сказать — как колыбель, — как тот источник, из которого на все человечество изольется благословение. 154 Ной — Вавилонская башня — Авраам Генеалогия, а не хронология Глава 10 в очередной раз излагает генеалогию, и, как мы уже говорили, из самой структуры генеалогий ясно, что они не служили для установления хронологии. К примеру, стих 10: 2 перечисляет «родившиеся» от одного предка страны: «Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас». Гомер, Магог, Фувал — это страны. В стихе 4 человек выступает в качестве «отца» народов. «Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим». Окончание «им» в древнееврейском языке означает множественное число. Бог как бы говорит нам: хотите знать ход истории? Вот что вам важно знать в истории. В стихе 7 человек вновь «рождает» географические области, поскольку Хуш, Сева и Хавила — это местности, а не имена. В стихе 13 мы снова видим окончание «им» — речь идет скорее о том, как народы порождают народы, а не о том, как индивидуумы производят на свет детей. Стих 15 — человек «рождает» местность. И, наконец, в стихах 16-18 нам сообщают, что различные племена — иевусеи, амор-реи, гергесеи — происходят от одного человека — Ханаана. Хотя в этом перечне порой упоминаются отдельные люди, а не племена, мне кажется очевидным, что было бы серьезной ошибкой использовать эти генеалогии для датировок. Родословная сынов Ноя В стихе 10: 1 книги Бытия мы вновь видим формулу «Вот родословие». На этот раз она относится к сыновьям Ноя: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети». Начиная со стиха 2, по обычному плану, сперва быстро излагается менее важное (оно излагается точно и в соответствии с истиной, но проговаривается как можно быстрее), а потом рассказ об- Книга Бытия во времени и пространстве ращается к более важной линии в этой родословной, к потомкам Сима, чьей судьбе и будет посвящена большая часть Библии. Мы уже говорили, что формула «Вот родословие» повторяется на всем протяжении книги Бытия, скрепляя ее единство, а потому лишать книгу Бытия этого художественного единства, разделять ее надвое и пытаться трактовать эти части по отдельности нельзя — такой подход ни на чем не основан. Можно, конечно, попытаться предположить, что выражение «Вот родословие» добавлено позднейшим редактором (издателем) — так иногда поступают высокоученые мужи. Однако подобный довод опирается на произвольную догадку, выведенную из «естественных» предпосылок: чтобы привести книгу в «порядок», непременно требуется редактор. Как часто бывает, теория рождает себе доказательства. Редактор мог бы и не понадобиться, если бы теории, в своей слабости, не потребовалось опереться на него. Мы только что упомянули о еще одной художественной особенности, также подчеркивающей единство художественного произведения, а именно: на всем протяжении книги Бытия факты, второстепенные для основной задачи Библии, излагаются в первую очередь и скороговоркой, а затем повествование возвращается к главной теме и подробно разбирает ее. Вместе эти две литературные особенности заставляют нас воспринимать книгу Бытия как единое целое и рассчитывать, что различным ее частям — в частности, «до» и «после» Авраама — присуща общность стиля и цели. Мы можем даже утверждать, что два названных выше фактора превращают книгу Бытия в один из наиболее цельных разделов Писания, и поэтому всякий, кто предлагает принципиально различный подход к отдельным главам этой книги, должен четко Ной — Вавилонская башня — Авраам объяснить, на каком основании он так поступает. Новый Завет также относится к книге Бытия как к единому целому: во всех ссылках на любое место из этого текста Новый Завет трактует сообщения книги Бытия как реальные факты пространственно-временного континуума, даже когда речь идет о мельчайших подробностях; любое событие воспринимается совершенно естественно, напрямую, буквально. В книге Бытия 10: 21 и 11: 10 рассматривается линия Сима — наиболее важный род. В 10: 25 мы читаем: «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена». Возможно, таким образом в генеалогии Сима отмечается момент строительства Вавилонской башни. Стих 32 подводит итог перечню племен, произошедших от трех сыновей Ноя: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа». Этот стих, как и Быт. 9: 19, указывает, что вся человеческая раса, существующая поныне, произошла от трех сыновей Ноя. Вавилонская башня Следующим этапом в ходе истории стало интересное и важное событие. Оно произошло в точно определенном месте — в стране Сенаар, т.е. в Вавилоне, если брать это название в более широком смысле. Стих 11: 1 гласит: «На всей земле был один язык и одно наречие». До этого исторического момента язык оставался единым — это было общее наречие потомков Ноя. И это не удивительно, если подумать, с каким упорством люди сохраняют свой язык. В Швейцарии, к примеру, четыре языка, и каждая языковая группа крепко держится за свой язык. В одной из этих групп, ретороман-
|