Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ной— Вавилонская башня — Авраам






известны у многих народов, только они получили новое значение у евреев или, соответственно, у христиан — строго определенное значение, данное им Самим Богом. Следовательно, то же самое могло произойти и с радугой: Бог попросту придал ей новое значение. Возможно, ко­нечно, что в результате потопа существенно изменилось физическое состояние мира и радуга появилась впервые. Библия ничего не говорит об этом, и для этих стихов под­ходит как первое, так и второе истолкование.

Каждый из знаков, отмечавших заветы, подбирает­ся с большой точностью; в особенности бросается в глаза противопоставление радуги и обрезания — знака союза, заключенного с Авраамом. Обрезание — это знак, запе­чатленный на человеческом теле, и это совершенно пра­вильно, поскольку данный завет касался только человека — обрезание отмечало индивидуума как члена народа Завета. В первый же раз в завет включено все творение, а не только человек, потому и знак запечатлевается не на теле Ноя, а на небе, которое «покрывает» все, к чему от­носится завет: и человека, и весь тварный мир. А как точ­но выбран новый знак — крещение для христиан! Ветхий Завет обязывал отца совершать богослужение за всю се­мью, и потому знак обрезания был достаточен, однако Новый Завет разрушил стену между мужчинами и жен­щинами, и женщины также получили право напрямую обращаться к Богу, на равных участвуя в богослужении. И отныне вводится общий для всех обряд крещения.

В Л'Абри мы часто подолгу обсуждали тот факт, что человек, если бы он полагался исключительно на свой разум и был последователен, не мог бы утверждать даже, что завтра взойдет солнце, — ведь он не располагает ни­чем, кроме статистики. А вот христианин может быть уве­рен. Его нерушимая надежда покоится не только на на-


Книга Бытия во времени и пространстве

блюдениях над десятью миллионами восходов, а на цель­ной структуре мира, которая дает ему ключ к своей тайне: и центр этой структуры — Слово Божие, завет с Богом. До тех пор, пока продолжается эта эра земли, мы можем быть уверены: солнце взойдет и опустится за горизонт, и все времена года в естественной и правильной последова­тельности будут сменять друг друга. Ибо таково обеща­ние, данное нам Богом: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекра­тятся» (Быт. 8: 22).

Новая ступень в пророчестве о Мессии Первым пророчеством о Мессии был стих 3: 15 книги Бытия — семя жены растопчет голову змия. Это будет особая женщина, но покуда обещание в такой формули­ровке может охватывать весь человеческий род. Позднее становится ясно, что тот, кто осуществит это обещание, должен принадлежать к линии Сифа, а не к роду Каина. В рассматриваемом нами стихе Быт. 9: 26-27 мы находим но­вые подробности: «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых». Иными словами, обещание, прежде охватывавшее весь человече­ский род, теперь сужается до семитских народов. Семиты — это большая группа племен с родственными языками, жившая в той области, которая теперь называется Ближ­ним Востоком. Однако эти же стихи Библии дают понять, что, хотя исполнится обещание через посредство семит­ских народов, последствия его будут открыты для всего рода человеческого. Семиты выступают здесь как прово­дник, хочется сказать — как колыбель, — как тот источ­ник, из которого на все человечество изольется благосло­вение. 154


Ной — Вавилонская башня — Авраам

Генеалогия, а не хронология

Глава 10 в очередной раз излагает генеалогию, и, как мы уже говорили, из самой структуры генеалогий ясно, что они не служили для установления хронологии. К примеру, стих 10: 2 перечисляет «родившиеся» от одного предка страны: «Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас». Гомер, Магог, Фувал — это стра­ны. В стихе 4 человек выступает в качестве «отца» наро­дов. «Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим». Окончание «им» в древнееврейском языке означает мно­жественное число. Бог как бы говорит нам: хотите знать ход истории? Вот что вам важно знать в истории. В стихе 7 человек вновь «рождает» географические области, по­скольку Хуш, Сева и Хавила — это местности, а не имена. В стихе 13 мы снова видим окончание «им» — речь идет скорее о том, как народы порождают народы, а не о том, как индивидуумы производят на свет детей. Стих 15 — че­ловек «рождает» местность. И, наконец, в стихах 16-18 нам сообщают, что различные племена — иевусеи, амор-реи, гергесеи — происходят от одного человека — Хана­ана. Хотя в этом перечне порой упоминаются отдельные люди, а не племена, мне кажется очевидным, что было бы серьезной ошибкой использовать эти генеалогии для да­тировок.

Родословная сынов Ноя

В стихе 10: 1 книги Бытия мы вновь видим формулу «Вот родословие». На этот раз она относится к сыновьям Ноя: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети». Начиная со стиха 2, по обычному плану, сперва быстро излагается менее важ­ное (оно излагается точно и в соответствии с истиной, но проговаривается как можно быстрее), а потом рассказ об-


Книга Бытия во времени и пространстве

ращается к более важной линии в этой родословной, к по­томкам Сима, чьей судьбе и будет посвящена большая часть Библии.

Мы уже говорили, что формула «Вот родословие» повторяется на всем протяжении книги Бытия, скрепляя ее единство, а потому лишать книгу Бытия этого художе­ственного единства, разделять ее надвое и пытаться трак­товать эти части по отдельности нельзя — такой подход ни на чем не основан. Можно, конечно, попытаться пред­положить, что выражение «Вот родословие» добавлено позднейшим редактором (издателем) — так иногда посту­пают высокоученые мужи. Однако подобный довод опи­рается на произвольную догадку, выведенную из «есте­ственных» предпосылок: чтобы привести книгу в «поря­док», непременно требуется редактор. Как часто бывает, теория рождает себе доказательства. Редактор мог бы и не понадобиться, если бы теории, в своей слабости, не по­требовалось опереться на него.

Мы только что упомянули о еще одной художе­ственной особенности, также подчеркивающей единство художественного произведения, а именно: на всем протя­жении книги Бытия факты, второстепенные для основ­ной задачи Библии, излагаются в первую очередь и скоро­говоркой, а затем повествование возвращается к главной теме и подробно разбирает ее. Вместе эти две литератур­ные особенности заставляют нас воспринимать книгу Бытия как единое целое и рассчитывать, что различным ее частям — в частности, «до» и «после» Авраама — прису­ща общность стиля и цели. Мы можем даже утверждать, что два названных выше фактора превращают книгу Бы­тия в один из наиболее цельных разделов Писания, и по­этому всякий, кто предлагает принципиально различный подход к отдельным главам этой книги, должен четко


Ной — Вавилонская башня — Авраам

объяснить, на каком основании он так поступает. Новый Завет также относится к книге Бытия как к единому цело­му: во всех ссылках на любое место из этого текста Новый Завет трактует сообщения книги Бытия как реальные факты пространственно-временного континуума, даже когда речь идет о мельчайших подробностях; любое собы­тие воспринимается совершенно естественно, напрямую, буквально.

В книге Бытия 10: 21 и 11: 10 рассматривается линия Сима — наиболее важный род. В 10: 25 мы читаем: «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена». Возможно, таким обра­зом в генеалогии Сима отмечается момент строительства Вавилонской башни. Стих 32 подводит итог перечню племен, произошедших от трех сыновей Ноя: «Вот пле­мена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа». Этот стих, как и Быт. 9: 19, указывает, что вся человече­ская раса, существующая поныне, произошла от трех сыновей Ноя.

Вавилонская башня

Следующим этапом в ходе истории стало интересное и важное событие. Оно произошло в точно определенном месте — в стране Сенаар, т.е. в Вавилоне, если брать это название в более широком смысле. Стих 11: 1 гласит: «На всей земле был один язык и одно наречие». До этого исто­рического момента язык оставался единым — это было общее наречие потомков Ноя.

И это не удивительно, если подумать, с каким упор­ством люди сохраняют свой язык. В Швейцарии, к при­меру, четыре языка, и каждая языковая группа крепко держится за свой язык. В одной из этих групп, ретороман-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал