Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему необходимо изучать менеджмент.Стр 1 из 44Следующая ⇒
Федеральное государственное образовательное бюджетное Учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Смоленский филиал Кафедра «Менеджмент и маркетинг» МЕНЕДЖМЕНТ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Федеральное государственное образовательное бюджетное Учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Смоленский филиал
Кафедра «Менеджмент и маркетинг» УТВЕРЖДАЮ Директор Смоленского филиала ___________ В.Д. Голичев __.__.201_ г. МЕНЕДЖМЕНТ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Рекомендовано Ученым советом Смоленского филиала (протокол № __от ___ 201__ г.) Одобрено кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Лекция №1.Сущность менеджмента. План: 1.Почему необходимо изучать менеджмент. 2.Понимание менеджмента. Понятие и модели. 3.Развитие менеджмента(школы). 4.Среда менеджмента(внутренняя и внешняя).
Почему необходимо изучать менеджмент.
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как с таковым. Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с чем- то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления). Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Управление бывает естественным, техническим и социальным. Естественное управление направленно на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т.д. К техническому относится управление рукотворными объектами, например автомобилем, прокатным станом и т.д. Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его отличие от технического). Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям: - по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды); - по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.); - по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; Управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.); - по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное) или интерактивное (внутреннее) управление, а также самоуправление; - по способу осуществления управленческого воздействия – личное или доверительное (через посредников, документы); - по методу выработки управленческих решений – научное (решение принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений); - по обусловленности принимаемых решений – ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия; - по способу взаимодействия со средой – адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию); - по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем). Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей. Хозяйственное управление решает две задачи: 1) оперативная (тактическая) заключается: - в обеспечении условий текущей деятельности фирмы; - в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой; - в организации деятельности работников по достижению поставленных целей; 2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние. История знает несколько типов хозяйственного управления. Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись на основе личной власти. Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось. В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшее специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых- происходит руководство людьми и производственными процессами. В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал. В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление. Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Наряду с эффективностью правомерно ставить вопрос и о качестве управления как способности удовлетворять потребности организации, ее партнеров и клиентов на самом высоком уровне. Качество управления формируют: - качество труда управленцев; - качество организации процесса управления; - качество организационной структуры управления (рациональность, соответствие современным требованиям); - качество методов управления; - качество управленческой информации. Высокая эффективность и качество управления позволяют фирме достигать успеха в конкурентной борьбе.
|