Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему необходимо изучать менеджмент.






Федеральное государственное образовательное бюджетное

Учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Смоленский филиал

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

МЕНЕДЖМЕНТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


Федеральное государственное образовательное бюджетное

Учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Смоленский филиал

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Смоленского филиала

___________ В.Д. Голичев

__.__.201_ г.

МЕНЕДЖМЕНТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Рекомендовано Ученым советом Смоленского филиала

(протокол № __от ___ 201__ г.)

Одобрено кафедрой «Менеджмент и маркетинг»
(протокол №_ от __ 201_ г.)

Лекция №1.Сущность менеджмента.

План:

1.Почему необходимо изучать менеджмент.

2.Понимание менеджмента. Понятие и модели.

3.Развитие менеджмента(школы).

4.Среда менеджмента(внутренняя и внешняя).

 

Почему необходимо изучать менеджмент.

 

Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как с таковым.

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с чем- то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Естественное управление направленно на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т.д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, например автомобилем, прокатным станом и т.д.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его отличие от технического). Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

- по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);

- по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.);

- по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; Управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);

- по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное) или интерактивное (внутреннее) управление, а также самоуправление;

- по способу осуществления управленческого воздействия – личное или доверительное (через посредников, документы);

- по методу выработки управленческих решений – научное (решение принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений);

- по обусловленности принимаемых решений – ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия;

- по способу взаимодействия со средой – адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);

- по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).

Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей.

Хозяйственное управление решает две задачи:

1) оперативная (тактическая) заключается:

- в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;

- в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;

- в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;

2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

История знает несколько типов хозяйственного управления.

Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись на основе личной власти.

Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.

В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшее специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых- происходит руководство людьми и производственными процессами.

В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.

В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.

Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.

Наряду с эффективностью правомерно ставить вопрос и о качестве управления как способности удовлетворять потребности организации, ее партнеров и клиентов на самом высоком уровне.

Качество управления формируют:

- качество труда управленцев;

- качество организации процесса управления;

- качество организационной структуры управления (рациональность, соответствие современным требованиям);

- качество методов управления;

- качество управленческой информации.

Высокая эффективность и качество управления позволяют фирме достигать успеха в конкурентной борьбе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал