Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Среда менеджмента (внутренняя и внешняя).
Любая организация, предприятие, учреждение представляет собой социально- экономическую систему, постоянно развивающуюся под воздействием внутренних и внешних факторов. Эти факторы являются проявлением той среды, в которой находится и функционирует организация. Каждое действие любых организаций возможно осуществить только в тех случаях и в тех рамках, которые допускаются средой организации. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы и представляет собой тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, т.е. существовать и выживать определенное время. Но если внутренняя среда не обеспечивает надлежащего функционирования организации, то она может стать и источником ее гибели. Под внутренней средой организации понимается совокупность присущих ей факторов. К ним относятся цели, структура, задачи, технология и системы управления. Организация, по определению, это группа людей с осознанными общими целями. Цели представляют собой конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться коллектив, работая совместно. В процессе планирования руководство разрабатывает цели и доводит их до работников, что представляет собой мощный механизм координирования деятельности организации, так как дает возможность ее работникам знать, к чему они должны стремится. Структура организации обеспечивает взаимодействие уровней управления и функциональных областей деятельности подразделений, что позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В основе построения структуры организации лежит разделение труда. Разделение труда – обособление различных видов деятельности и закрепление их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно. Это служит основой их дальнейшей специализации. Разделение труда бывает двух типов: - горизонтальное – по видам деятельности, которые организация осуществляет в соответствие со своим предназначением. Эти виды деятельности объединяются в подразделения, взаимосвязанная совокупность которых образует организационную структуру; - вертикальное – между руководителями и исполнителями. Следующим фактором внутренней среды, влияющим на управление, являются задачи, формулирование которых является еще одним направлением разделения труда в организации. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Четвертым важным фактором является технология. Как утверждает американский специалист в области проектирования работ Л. Дейвис «технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях». Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение конкретной задачи включает использование конкретной технологии как средство преобразования исходного материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Выделяют четыре основных типа технологии: - складывающаяся характеризуется тем, что все работы в рамках организации хотя и направлены на достижения какого- то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция (сборка). - последовательная технология предполагает, что работы вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейере. - связанная технология означает, что работы взаимно обуславливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности (отработка документа разными специалистами по поручению руководителя). - групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом). Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, особая важность которой для управления состоит в том, что она не только определяет отношения между работниками организации, но и оказывает сильное влияние на ее взаимоотношения с внешней средой, со своими клиентами и на выбор методов конкурентной борьбы. Внешняя среда – это совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияние на ее деятельность. Организация полностью зависит от среды, поскольку получает от нее ресурсы и удаляет туда отходы. В силу этого среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации. Выделяют: 1) микросреду (деловое окружение), с элементами которой организации непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты); 2)макросреду (фоновое окружение), на элементы которой организация влиять не в состоянии (политика государства, состояние рынка и т.п.), а может только приспосабливаться. Нестабильность внешней среды и непредсказуемость поведения персонала придают деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности. Поэтому руководство должно быстро улавливать все изменения, четко осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся материальных и людских ресурсов. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.
Лекция №2.Содержание менеджмента План
1. Подходы к менеджменту. 2. Цели менеджмента. 3. Функции менеджмента. 4. Методы менеджмента.
|