Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторных работСтр 1 из 5Следующая ⇒
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1. Значение и функции ЦНС. Рефлекс как основа деятельности ЦНС. 2. Спинной мозг. Строение и функции. Рост и развитие. 3. Строение ствола головного мозга. Значение в регуляции жизненно- важных функций. Развитие в онтогенезе. 4. Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса и гипоталамуса. Созревание промежуточного мозга в ходе онтогенеза. 5. Строение больших полушарий головного мозга. Морфологическое развитие больших полушарий в онтогенезе. 6. Функциональное назначение зон коры больших полушарий: сенсорных, моторных, ассоциативных. Созревание корковых зон. 7. Электрическая активность коры больших полушарий. Характеристика основных ритмов энцефалограммы (ЭЭГ). Возрастные особенности становления основных ритмов ЭЭГ. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 1. Изучение с помощью таблиц строения головного мозга. 2. Исследование сухожильных рефлексов у человека. 3. Рефлекс на сердце с глазного яблока (Данини-Ашнера). 4. Анализ электроэнцефалограммы. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Брыксина З.Г., Сапин М.Р. Возрастная физиология. – М., 2000. 2. Билич Г.Л. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1998. 3. Леонтьева Н.Н., Маринова Н.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1986. 4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990. 5. Руководство к практическим занятиям по физиологии (под ред. Р.И. Косицкого). – М., 1988. 6. Лекционный материал. Дополнительная 1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. 2. Физиология человека (под ред. Н.А. Агаджаняна). – М., 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Работа 1. Изучение с помощью таблиц строения головного мозга. Оборудование: таблица «Сагиттальный разрез головного мозга», «Большие полушария». Ход выполнения работы: с помощью таблиц найдите продолговатый, задний, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария. Сделайте схематичный рисунок сагиттального разреза мозга и внесите необходимые обозначения (см. рис. 2). С помощью рисунка 3 изучите месторасположение проекционных корковых полей. Зарисуйте, внесите необходимые обозначения.
Рис.2. Схема мозга взрослого человека на серединном сагиттальном сечении. 1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг; 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – большие полушария
Рис.3. Схема расположения корковых концов анализаторов. а – боковая поверхность полушария; б – внутренняя поверхность полушария; 1 – ядро кожного анализатора (тактильная, болевая и температурная чувствительность) – в постцентральной извилине и в верхней теменной дольке; 2 – ядро двигательного анализатора – в предцентральной извилине и околоцентральной дольке; 3 – речедвигательный анализатор – в задней части нижней лобной извилины – «двигательный центр речи» Брока, односторонний, у «правшей» – в левом полушарии, у «левшей» – в правом полушарии; 4 – ядро слухового анализатора – в средней части верхней височной извилины; 5 – ядро слухового анализатора устной речи – в задней части верхней височной извилины – центр Вернике; 6 – ядро зрительного анализатора – по краям шпорной борозды; 7 – ядро обонятельного и вкусового (под вопросом) анализаторов. Работа 2. Исследование сухожильных рефлексов у человека. Основные теоретические положения. Рефлекс – это основа деятельности нервной системы. К сухожильным рефлексам относят коленный и ахиллов. Это наиболее постоянные рефлексы и появляются они в первые недели жизни. Их центры находятся на уровне спинного мозга. Непременное условие вызывания сухожильных рефлексов – удобная поза исследуемого с полным расслаблением всех мышц. Цель работы: обнаружить коленный и ахиллов рефлекс. Оборудование: неврологический молоточек. Ход выполнения работы: 1. Коленный рефлекс. А) испытуемые сидят, положив ногу на ногу. Б) нанести легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы, ниже коленной чашечки. В) наблюдать разгибание голени. Центр данного рефлекса находится в 3-4 поясничных сегментах спинного мозга. 2. Ахиллов рефлекс. А) испытуемого просят положить ногу, согнутую в колене на табурет. Б) нанести легкий удар по ахиллову сухожилию. Наблюдать подошвенное сгибание стопы. Центр данного рефлекса расположен в 1-2 крестцовых сегментах спинного мозга. Результаты работы и их оформление. Зарисовать схему дуги сухожильного рефлекса (она является двухнейронной) сделать необходимые обозначения. Работа 3. Рефлекс на сердце с глазного яблока (Данини-Ашнера). Данный опыт позволяет обнаружить влияние парасимпатической системы на деятельность сердца. Цель работы: выявить влияние парасимпатической системы на ЧСС. Оборудование: секундомер.
|