Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторных работ






ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Значение и функции ЦНС. Рефлекс как основа деятельности ЦНС.

2. Спинной мозг. Строение и функции. Рост и развитие.

3. Строение ствола головного мозга. Значение в регуляции жизненно- важных функций. Развитие в онтогенезе.

4. Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса и гипоталамуса. Созревание промежуточного мозга в ходе онтогенеза.

5. Строение больших полушарий головного мозга. Морфологическое развитие больших полушарий в онтогенезе.

6. Функциональное назначение зон коры больших полушарий: сенсорных, моторных, ассоциативных. Созревание корковых зон.

7. Электрическая активность коры больших полушарий. Характеристика основных ритмов энцефалограммы (ЭЭГ). Возрастные особенности становления основных ритмов ЭЭГ.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Изучение с помощью таблиц строения головного мозга.

2. Исследование сухожильных рефлексов у человека.

3. Рефлекс на сердце с глазного яблока (Данини-Ашнера).

4. Анализ электроэнцефалограммы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Брыксина З.Г., Сапин М.Р. Возрастная физиология. – М., 2000.

2. Билич Г.Л. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1998.

3. Леонтьева Н.Н., Маринова Н.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1986.

4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.

5. Руководство к практическим занятиям по физиологии (под ред. Р.И. Косицкого). – М., 1988.

6. Лекционный материал.

Дополнительная

1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

2. Физиология человека (под ред. Н.А. Агаджаняна). – М., 2000.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Работа 1. Изучение с помощью таблиц строения головного мозга.

Оборудование: таблица «Сагиттальный разрез головного мозга», «Большие полушария».

Ход выполнения работы: с помощью таблиц найдите продолговатый, задний, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария. Сделайте схематичный рисунок сагиттального разреза мозга и внесите необходимые обозначения (см. рис. 2). С помощью рисунка 3 изучите месторасположение проекционных корковых полей. Зарисуйте, внесите необходимые обозначения.

 

Рис.2. Схема мозга взрослого человека на серединном сагиттальном сечении.

1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг; 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – большие полушария

 

Рис.3. Схема расположения корковых концов анализаторов.

а – боковая поверхность полушария;

б – внутренняя поверхность полушария;

1 – ядро кожного анализатора (тактильная, болевая и температурная чувствительность) – в постцентральной извилине и в верхней теменной дольке;

2 – ядро двигательного анализатора – в предцентральной извилине и околоцентральной дольке;

3 – речедвигательный анализатор – в задней части нижней лобной извилины – «двигательный центр речи» Брока, односторонний, у «правшей» – в левом полушарии, у «левшей» – в правом полушарии;

4 – ядро слухового анализатора – в средней части верхней височной извилины;

5 – ядро слухового анализатора устной речи – в задней части верхней височной извилины – центр Вернике;

6 – ядро зрительного анализатора – по краям шпорной борозды;

7 – ядро обонятельного и вкусового (под вопросом) анализаторов.

Работа 2. Исследование сухожильных рефлексов у человека.

Основные теоретические положения. Рефлекс – это основа деятельности нервной системы. К сухожильным рефлексам относят коленный и ахиллов. Это наиболее постоянные рефлексы и появляются они в первые недели жизни. Их центры находятся на уровне спинного мозга. Непременное условие вызывания сухожильных рефлексов – удобная поза исследуемого с полным расслаблением всех мышц.

Цель работы: обнаружить коленный и ахиллов рефлекс.

Оборудование: неврологический молоточек.

Ход выполнения работы:

1. Коленный рефлекс.

А) испытуемые сидят, положив ногу на ногу.

Б) нанести легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы, ниже коленной чашечки.

В) наблюдать разгибание голени.

Центр данного рефлекса находится в 3-4 поясничных сегментах спинного мозга.

2. Ахиллов рефлекс.

А) испытуемого просят положить ногу, согнутую в колене на табурет.

Б) нанести легкий удар по ахиллову сухожилию. Наблюдать подошвенное сгибание стопы.

Центр данного рефлекса расположен в 1-2 крестцовых сегментах спинного мозга.

Результаты работы и их оформление. Зарисовать схему дуги сухожильного рефлекса (она является двухнейронной) сделать необходимые обозначения.

Работа 3. Рефлекс на сердце с глазного яблока (Данини-Ашнера).

Данный опыт позволяет обнаружить влияние парасимпатической системы на деятельность сердца.

Цель работы: выявить влияние парасимпатической системы на ЧСС.

Оборудование: секундомер.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал