Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход выполнения работы. 1. Испытуемый с помощью окклюдора закрывает один глаз, а экспериментатор указкой показывает ему буквы






1. Испытуемый с помощью окклюдора закрывает один глаз, а экспериментатор указкой показывает ему буквы, начиная с верхней строки, постепенно переходя к нижней.

2. Определение остроты зрения проводится для каждого глаза отдельно. Последняя строка, которую испытуемый видит и прочел без ошибок, служит показателем остроты зрения для данного глаза.

3. Рассчитывают остроту зрения по формуле: , где v – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы, D – расстояние, с которого прочитанная строка должна быть видна нормальному глазу (находится с левой стороны против каждого ряда букв).

Результаты работы и их оформление. Запишите данные остроты зрения для правого и левого глаза в отдельности. Сравните свои данные с возрастными нормативами (см. Приложение 9). В выводе укажите, что называется остротой зрения и соответствует ли ваша острота зрения возрастной норме.

Работа 3. Определение ближайшей точки ясного видения.

Основные теоретические положения. Ближайшая точка ясного видения (БТЯВ) – это точка, находящаяся на том наименьшем расстоянии от глаза, на котором еще возможно отчетливое видение предмета. Этот показатель позволяет оценивать аккомодационные способности. Чем меньше БТЯВ, тем больше сила аккомодации. С возрастом БТЯВ увеличивается, а сила аккомодации уменьшается (Приложение 10).

Цель работы: определить ближайшую точку ясного видения.

Оборудование: окклюдор, текст (шрифт №4 или №6), линейка

Ход выполнения работы. Определение БТЯВ производят при фиксированном положении головы. Текст постепенно приближают к глазу до тех пор, пока возможно четкое видение букв. С помощью линейки измеряют в см расстояние от текста до вершины роговицы. Чтобы выразить это расстояние в диоптриях, делят 100 см на его величину.

Результаты работы и их оформление. Запишите данные БТЯВ отдельно для каждого глаза в тетрадь. Сравните свои данные с возрастными нормативами (Приложение 10). Сделайте соответствующий вывод.

 

Работа 4. Изучение астигматизма.

Основные теоретические положения. Астигматизм – это дефект оптического аппарата глаза, у которого форма роговицы или хрусталика отличается от сферической и не вполне симметрична. Вследствие этого, кривизна преломляющей поверхности является неодинаковой, и световые лучи не могут сфокусироваться в одной точке на сетчатке. Изображения при этом получаются «размытым». Астигматизм очень часто встречается у детей до 4-5 лет. В небольшой степени астигматизм присущ нормальному глазу.

Цель работы: выявить степень астигматизма.

Оборудование: лучистая фигура ЛФ-ЗК, окклюдор.

Ход выполнения работы. Укрепить лучистую фигуру ЛФ-ЗК так, чтобы ее центр находился на уровне глаз стоящего испытуемого. Предложить испытуемому отойти от фигуры на такое расстояние, при котором он на пределе видит полосы хотя бы в одной решетке внутреннего кольца. Если это расстояние 1 м и более и при этом он видит полосы во всех решетках внутреннего кольца, значит выраженного астигматизма у него нет. Если с расстояния 1 м и более испытуемый различает полосы не во всех решетках внутреннего кольца, то у него наблюдается астигматизм. Исследование проводить для каждого глаза в отдельности.

Результаты работы и их оформление. Сделать вывод о степени выраженности астигматизма.

Работа 5. Изучение бинокулярного зрения.

Основные теоретические положения. При бинокулярном восприятии зрительная система может определять («вычислять») объемную форму и расположение объектов по глубине на основе небольшого различия в координатах соответствующих друг другу точек в левой и правой сетчаточных проекциях рассматриваемой зрительной сцены. Это различие обусловлено тем, что левый и правый глаз всегда видят одну и ту же сцену в несколько разных ракурсах. Единый объемный бинокулярный образ зрительной сцены возникает в мозгу человека в результате фузии – сложного процесса сопоставления и объединения информации, поступающей от двух глаз. Для изучения бинокулярного зрения используются автостереограммы, в которых вся информация для двух глаз содержится в одном изображении с повторяющемся узором. Рассматривание стереограмм является хорошим средством развития и укрепления пространственного зрения.

Цель работы: оценить развитие механизмов бинокулярного стереозрения при помощи автостереограмм.

Оборудование: автостереограммы.

Ход выполнения работы. Поднесите рассматриваемую страницу с автостереограммой к глазам так близко, чтобы она почти касалась кончика носа. Картинка окажется при этом сильно размытой, так как аккомодационный аппарат глаз не может обеспечить фокусировку на таком малом расстоянии. Соответственно, и глазодвигательная система не может при этом обеспечить сильную конвергенцию, необходимую для бификсации (т.е. фиксации одновременно двумя глазами) точек на плоскости страницы. В результате зрительная система прекращает попытки фиксировать взор на картинке, и глаза начинают смотреть как бы сквозь страницу. Теперь начните медленно отодвигать страницу от глаз со скоростью примерно 1 сантиметр в секунду. Зрительная система войдет в режим поиска, будет варьировать позиции глаз и вскоре «обнаружит» закодированные в картинке трехмерные объекты. Продолжайте смотреть как бы сквозь страницу – и трехмерная сцена проявится полностью со всеми деталями.

Результаты работы и их оформление. Описать увиденные изображения в соответствии с номером стереограммы. Сделать вывод о механизме бинокулярного зрения.

 

Работа 6. Изучение функционального состояния зрительной, слуховой и соматосенсорной систем.

Основные теоретические положения. Функциональное состояние (ФС) сенсорных систем можно оценивать с помощью регистрации времени двигательных реакций (ВР) на соответствующую модальность стимулов (свет, звук, вибрационное раздражение). Длительность рефлекторных реакций складывается из времени проведения возбуждения от рецептора по афферентным путям до ЦНС, времени его прохождения через центральную нервную систему и времени прохождения от ЦНС по эфферентным путям к мышце. Это время неодинаково у испытуемых разного возраста, пола и при разных функциональных состояниях ЦНС (утомление, влияние учебной нагрузки, адаптация к школе и т.д.). Как показали многочисленные исследования, проводимые в КГПУ на факультете педагогики и методики начального образования, данная методика надежно зарекомендовала себя в связи с диагностикой созревания сенсорных систем, особенностей их сенситизации у детей разного возраста, пола и успешности обучения (рис. 4).

 

 

Рис.4. Соотношение ВР на разномодальные сигналы у испытуемых разного возраста.

 

В частности было показано улучшение функционального состояния слуховой системы у детей в 6-ти и 8-ми летнем возрасте, соматосенсорной – в 9-10 лет. У успешно обучающихся показатели ФС слуховой сенсорной системы оставались самым высокими на протяжении довольно большого этапа онтогенеза (6-13 лет). Дети, испытывающие трудности обучении чаще всего обнаруживали высокую реактивность зрительной сенсорной системы.

Цель работы: определить время реакции на разные модальности раздражителей.

Оборудование: электромиорефлексометр, звуковой генератор, вибрирующие пластинки, наушники, источник светового раздражения, пульт коммутаторного устройства.

Ход выполнения работы: попросить испытуемого нажимать на кнопку пульта как можно быстрее при появлении каждого стимула в описанной ниже последовательности: вспышка света, яркостью 22 апостильба, площадью 20см2; тактильное раздражение, осуществляющееся путем плотно прилегающих к ладоням вибрирующих пластинок; звуковой сигнал, частотой 1000Гц и силой 40 дБ. После каждого нажатия на кнопку на панели рефлексометра высвечивается цифра, показывающая время (мс) соответствующей реакции. Точность регистрации 0, 0001с. Данный показатель характеризует функциональное состояние соответствующей сенсорной системы на момент регистрации. Определение повторить в отмеченной выше последовательности не менее 5-ти раз.

Результаты работы и их оформление: Зафиксируйте в протоколе время сенсомоторных реакций на каждую модальность сигналов. Найдите среднюю величину времени сенсомоторной реакции для каждого стимула отдельно. Сравните полученные данные и сделайте вывод о функциональном состоянии своих сенсорных систем.

 

Работа 7. Определение частоты расположения осязательных точек и порога дискриминации.

Основные теоретические положения. По количеству осязательных точек, приходящихся на единицу поверхности, различные участки кожи располагаются в таком убывающем порядке: губы, подушечки ногтевых фаланг пальцев рук, нос, лоб, предплечье, шея, спина. Порог дискриминации – наименьшее расстояние между двумя раздражаемыми точками кожи, при котором два раздражения воспринимаются как раздельные. Наибольший порог дискриминации на коже спины, груди (40-70 мм), наименьший на ногтевой фаланге пальцев руки (2 мм) и кончике языка (1 мм). Чем меньше порог раздражения, тем выше чувствительность.

Цель работы: определение осязательных точек, изучение дискриминационной чувствительности.

Оборудование: волоски Фрея, эстезиометр.

Ход выполнения работы: при помощи волоска Фрея отыскать отдельные осязательные точки в разных областях тела (ладонь, предплечье, кончик носа, шея, лоб). Область касания – 1 см2. Обратить внимание на то, что в различных частях тела количество осязательных точек различно.

Для определения порога дискриминации прикасайтесь к коже ножками эстезиометра, раздвигая или сдвигая их. При определенной степени сближения ножек испытуемый начинает воспринимать два раздражения как одно. Это и есть порог дискриминации. Определите порог дискриминации для кожи предплечья, лба, ногтевой фаланги пальцев рук.

Результаты работы и их оформление: расположите название областей кожи в порядке возрастания количества осязательных точек (на 1 см2 кожи) и убывания порога дискриминации. Сравните эти данные, сделайте вывод. Сопоставьте данные, полученные у разных испытуемых, сделайте вывод о степени чувствительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое сенсорная система?

2. Какие виды рецепторов вы знаете?

3. В чем заключается явление адаптации рецепторов? Приведите примеры.

4. Опишите механизмы, способствующие отчетливому видению предметов как удаленных от глаза, так и приближенных к нему.

5. Что такое миопия? Может ли она быть врожденной?

6. Как называется дефект, при котором преломляющая поверхность глаза оказывается неодинаковой в разных направлениях? Как это нарушение корректируется?

7. Каковы функциональные особенности палочек и колбочек?

8. Что такое острота зрения и как ее определяют?

9. Как обеспечивается бинокулярное зрение?

10. Где находятся слуховые рецепторы? Каковы их структура и функции.

11. Где находятся центральные отделы зрительной и слуховой сенсорных систем?

12. Почему речь учителя начальных классов должна отличаться достаточной громкостью и четкостью?

13. Какое значение имеет неодинаковая чувствительность разных участков кожи человека?

14. Где находится центральный отдел соматосенсорной системы?

ТЕМА 6. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие высшей и низшей нервной деятельности. Значение высшей нервной деятельности.

2. Основные отличия условных рефлексов от безусловных. Классификация условных рефлексов.

3. Методы изучения условно-рефлекторной деятельности.

4. Условия образования условных рефлексов.

5. Современные представления о механизмах замыкания условных связей. Роль ориентировочного рефлекса и доминанты в формировании условных связей.

6. Стадии образования условно-рефлекторных связей. Значение этих стадий для процесса обучения.

7. Понятие о динамическом стереотипе.

8. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.

9. Память. Виды памяти. Современные представления о механизмах памяти. Возрастные особенности.

10. Понятие о безусловно- и условно-рефлекторном торможении. Возрастные особенности.

11. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Работа учителя с детьми разных типов.

12. Первая и вторая сигнальные системы. Центры речи. Развитие речи в ходе онтогенезе.

13. Понятие о межполушарной асимметрии.

14. Особенности высшей нервной деятельности на разных этапах онтогенеза. Сензитивные периоды в развитии психических функций.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Выработка у человека условного зрачкового рефлекса на звук звонка.

2. Исследование кратковременной зрительной и слуховой памяти.

3. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

4. Изучение функциональной асимметрии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Брыксина З.Г., Сапин М.Г. Возрастная физиология. – М., 2000.

2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1986.

3. Смирнов В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.

5. Практикум по психофизиологической диагностике. – М., 2000.

Дополнительная

1. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.

2. Данилова Н.Н. и др. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 2000.

3. Практикум по общей и экспериментальной психологии (под ред. А.А. Крылова). - СПб., 2000.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Работа 1. Выработка у человека условного зрачкового рефлекса на звук звонка.

Основные теоретические положения. Условные рефлексы – это приобретенные в процессе индивидуальной жизни рефлекторные формы поведения, которые формируются на основе безусловных рефлексов при определенных условиях. Условные рефлексы вырабатываются уже у детей грудного возраста. Раньше формируются условные натуральные рефлексы, позже – искусственные. С возрастом скорость выработки условных рефлексов увеличивается и в 10 лет существенно не отличается от взрослых.

Цель работы: показать возможность выработки условного рефлекса на глазную мышцу (сфинктер зрачка). Показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

Оборудование: электрический звонок, ручной экранчик, секундомер.

Ход выполнения работы.

1. Испытуемый садится лицом к свету и закрывает один глаз экранчиком.

2. Экспериментатор, попеременно то закрывая второй глаз испытуемого, то открывая его убеждается в наличии зрачкового рефлекса.

3. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т.е. является индифферентным раздражителем.

4. Включив звонок, тот час же закрывают глаз испытуемого экранчиком. Продолжительность звонка 5 секунд. Повторное сочетание раздражителей производят с интервалом 15 сек 7-10 раз. Через 7-10 сочетаний глаз не затемняют. Если условный рефлекс образовался, то происходит условно-рефлекторное расширение зрачка. Следовательно, звонок стал условно-рефлекторным раздражителем.

5. Закрепляют выработанный рефлекс. Затем вместо включения звонка громко произносят слово «звонок», не затемняя при этом глаза.

Результаты работы и их оформление. Объяснить механизм замыкания условно-рефлекторной связи. Почему на слово «звонок» происходит образование условного рефлекса без специального подкрепления?

Работа 2. Исследование кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Основные теоретические положения. Кратковременная память – это сохранение на короткий срок следов предъявленного материала. Поскольку память необходима для осуществления сложных интеллектуальных процессов, представляется интересным определить объем запоминаемого материала у учащихся и зависимость его от характера предложенных заданий.

Цель работы: определение продуктивности кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Оборудование: таблицы, секундомер.

Ход выполнения работы. Исследование кратковременной зрительной памяти. Испытуемому предъявляется в течение 30 с таблица с 10-ю напечатанными двузначными числами или 10-ю одно-двусложными словами, не связанными друг с другом логически. Затем таблицу убирают и обследуемый в течение 1 минуты записывает на бланке числа и слова. Оценка памяти: 8 и более слов (чисел) – отлично; 6-7 слов (чисел) – хорошо; 4-5 слов (чисел) – удовлетворительно; менее 4 слов (чисел) – плохо.

Исследование кратковременной слуховой памяти. Испытуемому последовательно зачитывают 4 серии одно-двусложных слов, не связанных смыслом. Каждая серия содержит по 10 слов и зачитывается в течение 20 с. В течение 45 с после предъявления каждой серии слов испытуемый должен записать в любой последовательности зачитанные слова. Первые 3 серии слов используются как тренировочные, зачетными считается 4-я серия. Оценка в баллах производится следующим образом: 10 баллов – 10 слов; 9 баллов – 9 слов; 7 баллов – 8 слов; 6 баллов – 7 слов; 4 балла – 6 слов; 3 балла – 5 слов; 2 балла – 4 слова и менее.

Результаты работы и их оформление. Произвести оценку зрительной и слуховой кратковременной памяти, сделать вывод об объеме своей кратковременной памяти.

 

Работа 3. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

Основные теоретические положения. Теппинг-тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти, что выявляет силу нервной системы. Сила нервных процессов (следовательно, выносливость к умственным и физическим нагрузкам) достоверно увеличивается у детей к подростковому возрасту.

Цель работы: произвести оценку нервной системы.

Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги 203х283 мм, разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата, секундомер, карандаш.

Ход выполнения работы. Испытуемому сообщается инструкция: «По сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе».

Работа выполняется сначала правой, а затем левой рукой. По окончании работы подсчитывается количество точек в каждом квадрате и строится график работоспособности (для этого откладываются на оси абцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате). Выделяют пять типов кривых: выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы (сильная нервная система), ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы (нервная система средней силы), нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы (слабый тип), промежуточный тип – темп работы снижается после 10-15 сек работы (средне-слабая нервная система), вогнутый тип – первоначальное снижение сменяется нарастанием темпа до исходного уровня (средне-слабая нервная система).

Результаты работы и их оформление. Построить в тетради график работоспособности и по нему оценить силу нервных процессов.

Работа 4. Изучение функциональной асимметрии (ФА).

Основные теоретические положения. Неравнозначность правого и левого полушарий в осуществлении сенсорных, двигательных и психических функций называется функциональной асимметрией (ФА). Проблема ФА напрямую связана с успешностью обучения ребенка. Существуют специальные опросники для выявления ФА. Все исследуемые параметры измеряются в единой шкале. Левый признак = -1 балл; нечетко выраженный левый = -0, 5 балла; неопределенный = 0; нечетко выраженный правый = 0, 5 балла; правый признак = 1 балл.

Цель работы: определить тип ФА.

Ход выполнения работы.

Работа 1. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА)

Задание 1. Асимметрия рук (АР).

А) Тест «Замок». Предлагается сцепить пальцы рук в замок. Доминирует рука, большой палец которой оказался сверху.

Б) Тест «Хлопок». Предлагается похлопать в ладоши (как в цирке или в театре).

Рука, которая движется активнее и сверху доминирует.

В) Тест «Поза Наполеона». Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая первой захватывает плечо другой, является доминирующей.

Г). Тест «Аннет»:

1. «Пишущая рука». Предлагается ответить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще – эта рука ведущая).

2. «Ножницы». Какой рукой человек режет ножницами

3. «Спички». Какой рукой чиркает спичкой

4. «Нитки». Какой рукой вдевает нитку в иголку

5. «Карты». Какой рукой раздает карты

6. «Часы». Какой рукой заводит часы

7. «Мяч». Какой рукой ловит и бросает мяч

8. «Ракетка». В какой руке держит теннисную ракетку

9. «Нож». Какой рукой держит нож

10. «Крышка». Какой рукой отвинчивает крышки

11. «Молоток». В какой руке держит молоток

12. «Зубная щетка». В какой руке держит зубную щетку

Д) Тест «Центр письма». Предлагается взять в руки ручку (карандаш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится коллатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соответственно проставляются баллы асимметрии (по сравнению с тестом «Пишущая рука»).

Задание 2. Асимметрия ног (АН).

А) Тест «закидывание ног». Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху, - ведущая.

Б) Тест «Шаг». Предлагается сделать шаг из положения стоя, ноги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад. Ведущая – нога, которая делает шаг.

В) Тест «Прыжок». Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.

Работа 2. Сенсорная асимметрия (СА).

Задание 1. Асимметрия зрения (АЗ),

А) Тест «Память». Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий обследуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят глаза при «воспоминании».

Б) Тест «Прицеливание». Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его (проба Розенбаха) вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза обследуемому (рукой, карточкой и т.д.). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, - ведущий.

Второй вариант – прицеливание через отверстие диаметром 2 см в листе бумаги. Остальное – так же.

Задание 2. Асимметрия слуха (АС).

А) Тест «Часы». Перед обследуемым на стол кладутся механические часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо – ведущее.

Б) Тест «Телефон». Ведущим является ухо, к которому чаще подносят телефонную трубку при разговоре.

Задание 3. Асимметрия тактильная (АТ).

А) Тест «Кисть». Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес. Кисть, которая ощущается тяжелей (больше), - ведущая.

Б) Тест «Щека». Необходима акварельная или косметическая кисточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения. Щека, которая ощущает касание сильнее – ведущая.

Критерии оценки функциональной асимметрии (ФА)

ФА каждого анализатора подсчитывается по формуле:

А =

В таком виде оценка находится в интервале от –1 (полная левизна) до +1 (полная правизна). Возможна оценка в процентах (Ч100%). Общая функциональная асимметрия оценивается так же: ОА = (ДА + СА): 2, или в процентах (Ч100%).

Можно выделить условные (в процентах) границы основных типов асимметрии:

1) от –100% до – 50% - полное или почти полное левшество;

2) от -50% до – 10% - сильное левшество;

3) от -10% до + 10% - амбидекстр (неопределенный);

4) от 10% до 50% - (выраженное) правшество;

5) от 50% до 100% - сильное (полное) правшество.

Результаты работы и их оформление. Оценить отдельно сенсорную и моторную асимметрию, затем рассчитать общую ФА. Сделать вывод о своем типе ФА с помощью приведенных условных (%) границ основных типов асимметрии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое условный рефлекс?

2. Перечислите основные условия образования условных рефлексов.

3. Что такое запредельное торможение и каково его значение?

4. Какие виды условного торможения вы знаете?

5. Какой вид условного торможения и почему у ребенка вырабатываются с особым трудом?

6. Что такое динамический стереотип? Приведите примеры.

7. Каковы современные теории памяти?

8. Какие свойства нервных процессов вы знаете и как их можно определить?

9. Назовите сензитивные периоды в развитии психических функций у детей.

10. С помощью Приложения 11 оцените нервно-психическое развитие знакомого вам ребенка 4-6-летнего возраста.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал