Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка полученных результатов.






А) для обработки буквенных таблиц подсчитывают количество просмотренных знаков за 4 минуты. Для этого подсчитывают полное количество просмотренных строк, умножают на 40 (в строке 40 букв) и прибавляют количество букв неполной строки. Это количественный показатель работоспособности (а). Затем подсчитывается количество просмотренных знаков за последующие 2 минуты (после введения тормозных агентов) – а1;

Б) подсчитывается коэффициент К, характеризующий подвижность нервных процессов:

К =

Чем выше К (ближе к 2), тем больше подвижность нервных процессов;

 

В) определяют качественные показатели работоспособности – пересчитывают общее количество ошибок на 500 знаков;

Г) вычисляют коэффициент продуктивности:

Q = (a: 10) / [(a: 10) + b],

где Q – коэффициент продуктивности, а – общее количество просмотренных знаков, b – общее количество ошибок. Чем выше Q (ближе к 1), тем выше продуктивность работоспособности. Количественные и качественные показатели умственной работоспособности с возрастом улучшаются, что является следствием функционального созревания ЦНС. Во всех классах количественные и качественные показатели работоспособности улучшаются от сентября к декабрю (врабатывание).

Оформление результатов. Составить таблицу 5.

 

Таблица 5

Объем работы К Q Количество ошибок на 500 знаков
       
       
       

Сделать вывод об уровне своей работоспособности.

 

Работа 2. Исследование продолжительности и характера деятельности методом хронометража.

Основные теоретические положения. Хронометраж – сравнительно простая и доступная методика исследования работоспособности, позволяющая проводить наблюдения и определять общую занятость учащихся как на протяжении учебного дня, так и всего дня в целом. Кроме того, эта методика дает возможность определить занятость учащихся различными видами деятельности на протяжении одного урока и учесть продолжительность нагрузки и периодов отдыха во время работы.

Ход выполнения работы. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым. Обычно для характеристики учебной активности учащихся на уроке в классе или мастерской используется массовый хронометраж. Проводящий обследование одновременно наблюдает за 20 учениками, каждые 2 мин ведет учет числа работающих и неработающих учащихся, пользуясь хронокартой. Подсчитывая количество отметок +, -, V, 0 по горизонтали, по вертикали и в целом общее число отметок. Последнее принимается за 100%.

Активность учащихся на уроке определяется отношением (в процентах) количества отметок «работает» к общему числу отметок.

Например:

Общее число отметок 440 – 100%

Число работающих (+) 265 – х

х = = 60, 2%.

Образец хронокарты:

 

Таблица 6

№ п/п Ф. учеников Временные периоды (мин) Оценка деятельности
    1-2 3-4 5-6 7-8 Т.д. 43-44 + - V  
                       
                       

 

Примечание: (+) – работает, (-) – любой вид отвлечения, (V) – отвечает учителю, (0) – вышел из класса.

Оформление работы. Заполнить хронокарту, посчитать процент активно работающих учащихся, сделать соответствующие выводы (в выводах отметить, каким был урок по счету, какой день недели, какой предмет, какие методические приемы использовал учитель и т.д.).

 

 

Работа 3. Составление режима дня для школьника.

Основные теоретические положения. Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет оздоровительное и воспитательное значение, благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени.

Цель работы: научиться составлять режим дня школьника в соответствии с гигиеническими требованиями.

Ход выполнения работы. Составить режим дня для школьников 1-3 классов с момента подъема до отхода ко сну. Ориентиром должна служить таблица 7.

Таблица 7

Основные режимные элементы для детей школьного возраста1

Воз-раст Учеб-ные занятия в школе Подго- товка домаш- них заданий Пребыва-ние на открытом воздухе Внеклас- сные и внешколь-ные занятия Продолжительность сна, ч.
Днев-ного Ноч- ного
7 лет 3-4   3, 5     10-10, 5
8 лет   1, 5 3, 5   - 10, 5-11
9 лет   1, 2 3, 5   - 10, 5-11
10 лет 4-5   3, 5   - 10, 5-11
11 лет         - 9-10
12 лет 5-6       - 9-10
13 лет 5-6 2, 5 2, 5   - 9-9, 5
14 лет 5-6   2, 5 2, 5 - 9-9, 5
15 лет 5-6 3, 5 2, 5 2, 5 - 8, 5-9
16 лет 5-6   2, 5 2, 5 - 8-8, 5

Работа 4. Составление и гигиеническая оценка расписания уроков.

Цель работы: научиться составлять расписание уроков с учетом гигиенических требований.

Для рационального составления школьного расписания гигиенисты предлагают учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, пения. Существует ранговая шкала трудности уроков. Математика, русский язык – 11 баллов, ин. яз. – 10, физика, химия – 9, история – 8, родной язык, литература – 7, естествознание, география – 6, физкультура – 5, труд – 4, черчение – 3, рисование – 2, пение – 1. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд. Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования. В младших классах уроки письма желательно располагать вторым по счету. Первыми и третьими лучше планировать математику или чтение. Необходимо также при составлении расписания уроков учитывать количество учебных часов в неделю и их распределение по предметам.

Задание. Составить расписание уроков для учащихся 1, 2 классов, произвести его оценку. Для этого: а) против каждого предмета проставляется балл (см. шкалу трудности уроков); б) подсчитывается сумма баллов за день недели; в) цифровые данные изображаются графически: по вертикали откладывается количество баллов, по горизонтали – дни недели. Расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду или в четверг, или с двумя – в среду и в пятницу. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите фазы умственной работоспособности. В чем особенность протекания 3-ей фазы у младших школьников?

2. Как изучают умственную работоспособность?

3. Какие уроки и почему желательно ставить 2-ми в начальных классах?

4. Что такое утомление и переутомление?

5. Сколько по времени должна занимать подготовка домашнего задания у школьника 7-ми лет?

6. Сколько по времени длится период активного внимания на уроке у ребенка 6-7 лет?

7. Что такое хронометраж?

8. К какому уроку у младших школьников регистрируется утомление? Предложите все возможные способы преодоления утомления у младших школьников.

9. Почему умственную работоспособность у первоклассников рекомендуют изучать только после 25 октября?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал