Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование педагогических результатов, достигнутых при решении студентами учебных задач, ориентированных на формирование профессиональной педагогической деятельности






 

При организации задачного обучения у педагога должна сло­житься целостная ориентация, отражающая мотивационно-ценностные понятийные и операционные компоненты учебной дея­тельности. В этом и заключается роль учебных задач и их систем, создающих механизм развития профессионально значимых качеств личности и формирующих технологические умения педагога, его способности разрабатывать и применять динамические техноло­гические модели обучения и рефлексивное управление учебным процессом. Среди принципиально важных условий профессиональ­ной подготовки педагога являются структурирование функцио­нальной модели задачного обучения, применение задач, включе­ние их в учебный процесс, сочетание интегрального и индивиду­ального подходов в обучении.

ГЛАВА 7 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Система технологий обучения

Цели могут быть рассмотрены как единство задач образования, развития и воспитания. В профессиональной подготовке учителя цели приобретают конкретное содержание: формирование про­фессиональной эрудиции, развитие творческого профессиональ­ного мышления, профессиональной направленности личности.

Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие тех­нологий обучения может быть описано на основе различных кри­териев. Например, с позиции стиля и стратегии обучения. В этом случае образуются технологии: информационные (текстовые), задачные, тренинговые по отработке мыслительных и практических приемов деятельности и др.

Основанием для классификации технологий обучения может служить уровень самостоятельности учащихся в учебной деятель­ности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направ­лении крайними видами будут технологии, нацеленные на орга­низацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и со­ответствующих технологий — от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.

Дидактическое выведение технологий может быть произведе­но на основании структуры деятельности. Поскольку необходи­мо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом фор­мирования будет подбор технологий, направленных на обуче­ние:

видению проблемы, пониманию связей и отношений, спосо­бам формирования мотивации, постановке познавательной зада­чи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости про­цесса познания и результата;

технологиям, обучающим планированию, проектированию, мо­делированию;

технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдви­жению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стан­дартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;

технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оце­нивания результата и внесения необходимых коррективов;

технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим аф­ферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний.

Кроме приведенных имеет место огромное разнообразие дру­гих технологий. Описание их и систематизация могут быть произ­ведены по разным основаниям, а также по критериям, имеющим комплексные характеристики. Систематизация технологий обуче­ния представлена в табл. 1.

Приведенные типы и виды технологий обучения раскрывают их многообразие. Систематизация технологий проведена на осно­ве разных критериев с целью разностороннего их описания. Пользо­вание одной из них не исключает возможности применения дру­гих систем. Модель обучения строится на основе обобщения и кон­кретных характеристик цели, деятельности педагога и учащихся, специфики педагогической системы.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал