Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование педагогических результатов, достигнутых при решении студентами учебных задач, ориентированных на формирование профессиональной педагогической деятельности
При организации задачного обучения у педагога должна сложиться целостная ориентация, отражающая мотивационно-ценностные понятийные и операционные компоненты учебной деятельности. В этом и заключается роль учебных задач и их систем, создающих механизм развития профессионально значимых качеств личности и формирующих технологические умения педагога, его способности разрабатывать и применять динамические технологические модели обучения и рефлексивное управление учебным процессом. Среди принципиально важных условий профессиональной подготовки педагога являются структурирование функциональной модели задачного обучения, применение задач, включение их в учебный процесс, сочетание интегрального и индивидуального подходов в обучении. ГЛАВА 7 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Система технологий обучения Цели могут быть рассмотрены как единство задач образования, развития и воспитания. В профессиональной подготовке учителя цели приобретают конкретное содержание: формирование профессиональной эрудиции, развитие творческого профессионального мышления, профессиональной направленности личности. Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие технологий обучения может быть описано на основе различных критериев. Например, с позиции стиля и стратегии обучения. В этом случае образуются технологии: информационные (текстовые), задачные, тренинговые по отработке мыслительных и практических приемов деятельности и др. Основанием для классификации технологий обучения может служить уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий — от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики. Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение: видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата; технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию; технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи; технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов; технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим афферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний. Кроме приведенных имеет место огромное разнообразие других технологий. Описание их и систематизация могут быть произведены по разным основаниям, а также по критериям, имеющим комплексные характеристики. Систематизация технологий обучения представлена в табл. 1. Приведенные типы и виды технологий обучения раскрывают их многообразие. Систематизация технологий проведена на основе разных критериев с целью разностороннего их описания. Пользование одной из них не исключает возможности применения других систем. Модель обучения строится на основе обобщения и конкретных характеристик цели, деятельности педагога и учащихся, специфики педагогической системы. Таблица 1
|