Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порог рентабельности и ЗФП






В экономической финансовой литературе встречается понятие «мертвая», критическая точка, равновесный объем, точка равновесия. Все эти названия относятся к одному и тому же объему продукции. Это такая выручка или объем продукции, при котором у предприятия нет убытков, но ещё нет прибыли.

Порог рентабельности, пороговая выручка или точка безубыточности (ПR или Впороговая) – это такая выручка, при которой прибыль (Пр) и убыток (У) равны нулю, т.е. она в точности покрывает постоянные и переменные расходы предприятия.

Выручка (В) = Переменные затраты + Постоянные Затраты + Прибыль

ПR = Переменные затраты + Постоянные Затраты (Пр= 0; У = 0)

В традиционной экономике долгое время считалось, что каждая единица продукции приносит предприятию прибыль:

Пр= Цена – Себестоимость

На самом деле, прибыль приносит только продукция, произведенная сверх порога рентабельности. Чтобы получить прибыль необходимо вначале покрыть издержки. В первую очередь из выручки нужно компенсировать переменные издержки, т.к они связаны с каждой единицей продукции.

Если из выручки вычесть все переменные затраты, получим валовую маржу:

В – Переменные затраты = Валовая маржа (ВМ)

Вся ВМ вначале используется на покрытие постоянных затрат и только после их полной компенсации становиться источником прибыли для предприятия. Поэтому, если из цены за единицу вычесть переменные затраты на производство, получим удельную валовую маржу (ВМуд)

По-другому можно сказать, что Пр возникает только тогда, когда объем продукции произведен и реализован сверх критического объема.

Цед – Переменные затраты на единицу = ВМуд

ВМудпорог = Постоянные затраты

Кпорог то количество работ, услуг, которое обеспечивает получение пороговой выручки.

=>

=> , где

М – масса прибыли; Кфакт, Кпл – фактическое и плановое количество; Вфакт - фактическая выручка.

Нельзя простым суммированием постоянных и переменных затрат найти ПR, т.к. это равенство справедливо при условии: Пр= 0; У = 0

Коэффициент валовой маржи (КВМ):

Отношение ВМ к выручке носит название коэффициент валовой маржи (маржинальная прибыль, сумма покрытия) (относительный показатель ВМ).

=>

Пример: Цед = 5 тыс. руб., Кфакт =4 тыс. руб., постоянные затраты = 8600 тыс. руб., переменные затраты = 2, 75 тыс. руб./шт.

 

Показатели Сумма, тыс. руб. в %, долях к выручке
Выручка   100 или 1
Переменные затраты   55 или 0, 55
ВМ   45 или 0, 45
Постоянные затраты   -
Прибыль (ВМ – Постоянные затраты)   -

 

Построим график изменения ВМ относительно выручки:

 
 

 

 


1)Строим график FC

FC: В=0=> FC=8600 тыс.руб.

В=20000 тыс.руб.=> FC=8600 тыс.руб.

2) Строим график ВМ

В = 0 => ВМ = 0

В = 20000 тыс. руб. => ВМ = 9 тыс. руб.

тыс. руб.

Запас финансовой прочности показывает, какое снижение выручки способно выдержать предприятие, не неся убытков.

Т.е., Вфакт – Впорог = 20000 – 19110 = 890 тыс. руб.

Запас финансовой прочности может быть рассчитан в процентах:

 

ЗФП = (%

 

 

График определения точки безубыточности графическим путем

 


3822 4000
0

 

 

1) Строим график FC

К=0, FC =8600

К=4 тыс.шт., FC=8600

2) Строим график суммарных затрат

К = 0 => переменные затраты + пост. затраты = 0 + 8600

К = 4 тыс. шт. => переменные затраты + пост. затраты = 2, 75 * 4000 + 8600 = 19600

3) Строим график выручки

К = 0 => В = 0

К = 4 тыс. шт. => В = 20000

тыс.руб. => тыс.руб.

ВМуд = 5 – 2, 75 = 2, 25 тыс. руб/шт

ЗФП =5*178=890 тыс.руб.

ПR= 5*3822=19110 тыс.руб.

FC=2, 25 * 3822 = 8600 тыс. руб.

 

 

(2) Прибыль и рентабельность

 

Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Превышение доходов над расходами.

Прибыль – одна из важнейших экономических категорий, и являясь таковой, отражает чистый доход, прибавочный продукт.

Прибыль – это цена " минус" полная себестоимость продукции, избыток цены над издержками производства. Характеризует только от реализации продукции.

Прибыль – часть действующей цены продукта, реализованного предприятием, которая остается после возмещения затрат на производство и реализацию этого продукта.

Функции прибыли:

1. Для предприятия она является собственным источником финансовых ресурсов. Вместе с амортизацией она составляет собственные средства; обеспечивает возможность развития предприятия, его финансовую устойчивость.

2. Прибыль – источник стимулирования работников.

3. Важный источник бюджета (на разных уровнях).

Управление прибылью включает в себя формирование и процессы распределения. На этапе формирования необходимо определить круг факторов, к которым Пр наиболее чувствительна, выработать меры, планы по реализации роста Пр на предприятии от всех источников.

При распределении прибыли важно согласовывать различные интересы: акционеры заинтересованы в увеличении дивидендов; работодатели - в расширении производства, развитии предприятий; работники - в росте оплаты труда, стимулировании труда, социальных гарантиях. Потому приходится решать задачу распределения Пр на накопление и потребление.

Особое место занимает функция резервирования, когда за счет прибыли создаются резервные фонды. Для акционерных обществ это обязательное требование, а для других организационно-правовых форм – добровольное.

При распределении прибыли выдерживаются следующие принципы:

1. Приоритет финансовых обязательств перед обществом в целом и перед государством

2. Приоритеты накопления (а не потребления). Хотя в последние годы государство отменило льготы по налогам на прибыль, используемую на цели развития

3. Использование прибыли на материальное стимулирование работников

4. Использование прибыли на социальные и культурные нужды трудового коллектива

Особое место занимает функция резервирования, когда за счет прибыли создаются резервные фонды. Для акционерных обществ это обязательное требование, а для других организационно-правовых форм – добровольное.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал