Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мазур Л. Н. 1 страницаСтр 1 из 45Следующая ⇒
Методы исторического исследования: учеб. пособие М139 /Л. Н. Мазур. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. —608 с. 15ГШ 978-5-7996-0504-9 Рассмотрены основные методы и технологии, используемые для решения информационных задач, которые встают в историческом исследовании на различных этапах его реализации, в том числе методы сбора, систематизации, анализа исторической информации. Значительное внимание уделено характеристике методологических аспектов исторического исследования и его разновидностей, а также вопросам использования историками современных компьютерных технологий и количественных методов. Для студентов высших учебных заведений, а также учителей, преподавателей, исследователей, интересующихся вопросами методики организации и проведения научных исследований по исторической тематике. I5ВN 978-5-7996-0504-9 ВВЕДЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИНСТРУМЕНТАРИИ ИСТОРИКА Проведение научного исследования — исторического или философского, естественно-научного или математического — характеризуется целенаправленностью и организованностью. Это деятельность, связанная с получением нового знания с опорой на строгие приемы сбора, систематизации, анализа и синтеза научной информации. Она основана на понимании того, какие вопросы нужно решить в ходе исследования и какие методы и средства познания для этого необходимы. Организационный элемент в научном творчестве выступает обязательной предпосылкой получения нового знания. Исследовательская практика — процесс субъективизированный, он неотделим от личности исследователя, его способностей, уровня квалификации, который во многом определяется информационной культурой, т. е. системой знаний и навыков эффективной работы с информацией. В конечном счете каждый ученый формирует свой стиль работы, отбирая тот инструментарий и организационный план, который более всего соответствует его личностным возможностям. Каждый исследователь обладает определенными навыками мышления, умением наблюдать, фиксировать информацию, читать литературу, работать с документами. Для кого-то, чтобы выдать научно значимый результат, необходима стрессовая ситуация, он привык работать в мобилизационном режиме. Другой, напротив, нуждает- ся в планомерном, спокойном рабочем ритме. Он составляет план, перечень вопросов, подлежащих анализу, и организует так свой рабочий день, чтобы выделить время для научно-исследовательской деятельности. Какой бы стиль работы вы ни избрали, он будет правильным, если: 1) будет соответствовать вашему психологическому творческому типу, позволяя достигнуть положительных результатов; 2) будет основан на рефлексии, понимании собственных достоинств и недостатков, условий достижения результатов и трудностей их реализации. Эти размышления непосредственно относятся к труду историка. Хотя научность исторического исследования нередко ставится под сомнение и воспринимается как разновидность художественного творчества, где большую роль играют воображение и интуиция. Такая позиция имеет свою методологическую основу и связана с распространением эмпиризма в исторической науке. Сторонники этого направления и в прошлом, и в настоящем основную задачу истории видят в создании наиболее полной и яркой картины прошлого и считают, что описательный метод дает наиболее высокий научный результат. Другой подход ориентирован на признание объективности научного познания и возможность получения достоверных знаний о прошлом. И помощником в решении этой непростой задачи станут научные методы, обеспечивающие возможность познания и верификации полученных выводов. Но нужно помнить, что для получения объективной картины прошлого необходимо осознание исследователем того инструментария и методологических принципов, которыми он оперирует. Методологическая рефлексия, попытка найти свое место в кругу используемых научным сообществом парадигм и инструментов исследования является обязательным условием, которое и позволяет в итоге достигнуть научно значимых результатов. Методологическая рефлексия включает решение определенного круга вопросов, которые условно можно разделить на две группы: 1. Теоретические (методологические) проблемы, связанные с выбором базовой концепции исследования, которая зависит от спе- цифики объекта исследования, его временных рамок и того, насколько используемая теоретическая модель позволяет отразить и корректно оценить его развитие. При этом наивно считать, что какая-либо из общепринятых методологических теорий может дать ответы на все вопросы. В одних случаях цивилизационный подход позволяет получить наиболее адекватную картину изучаемого явления, в других — необходимо обращение к формационной теории, в третьих — поиск других концептуальных схем. 2. Практические (методические) проблемы, направленные на формирование информационно-аналитической базы исследования. К ним относится выбор методов сбора, систематизации, анализа и синтеза информации, обеспечивающих достоверность и доказательность результатов. Разработка методики, т. е. совокупности применяемых приемов и способов работы с информацией, определяется предметом исследования, а также характером изучаемой информации. Таким образом, перед каждым историком встает задача методологического и методического самоопределения. Решение этого вопроса осложняется тем, что отношение к методологическим практикам, в том числе к методам, у историков неоднозначное. Оно определяется, с одной стороны, недооценкой их важности, а с другой — бытующим среди историков методическим невежеством, которое, к сожалению, нередко воспринимается как норма. Методы исторического исследования традиционно рассматриваются как раздел методологии, которая, по мнению А. С. Лаппо-Да-нилевского, состоит из двух частей: теории исторического знания и методов исторического исследования. Главная задача методологии — определить теоретические основы исторической науки; производная задача — создать учение о тех методах, которыми пользуется историк в ходе конкретного исследования1, т. е. изначально разработка методов исследования рассматривалась как «производная» задача, что нередко интерпретировалось как «второстепенная». В ходе развития исторической науки объективно сложилась ситуация, в соответствии с которой в центре внимания историков всегда 1 См.: Лаппо-Данилвеский А. С. Методология истории. СПб., 1910—1913. Вып. 1—2.
находились вопросы теоретического осмысления проблем исторического познания в ущерб методической составляющей. В XX в. в силу особенностей развития отечественной исторической науки вопросы методологии на долгое время стали уделом философии, породив тем самым определенный раскол в сознании историков. Методология воспринималась как нечто чужеродное, но нормативно необходимое, поэтому была сведена к некоторому набору стандартных формул, используемых в научно-исследовательских работах, но, как правило, слабо осмысленных. К счастью, эта проблема в неравной мере коснулась разных отраслей исторической науки. В наибольшей степени от идеологического контроля пострадала история России, особенно Нового и Новейшего времени, она оказалась в ситуации методологической стерилизации вплоть до 1960-х гг. В эпоху методологического безвременья уцелели школы, связанные с изучением древнего и средневекового периодов всемирной истории. Серьезные изменения в развитии методологии произошли в 1960-е гг., когда интерес исторического сообщества к проблемам методики и методологии возрос в связи с появлением ЭВМ и новых информационных технологий. Интерес к количественным методам подтолкнул и изучение общих вопросов методологии истории. В этот период (1970—1980-е гг.) появляются наиболее значимые труды. Речь идет о работах А. И. Данилова, Н. А. Ерофеева, И. Д. Ковальченко, Б. Г. Могильницкого2, в которых были рассмотрены проблемы специфики исторического познания, соотношения объективного и субъективного в историческом анализе, роли, функций и природы исторического источника и т. д. В 1990-е гг. начался новый этап развития отечественной науки. Его нередко обозначают термином «кризис», так как происходит переход от моноконцептуального видения исторического процесса к полифонии взглядов, концепций, методологических подходов, многообразию точек зрения на факты и явления прошлого. Этот 2 См.: Данилов А. И. Историческое событие и историческая наука // Средние века. М., 1980. Вып. 43. С. 13—31; Ерофеев И. А. Что такое история. М, 1976; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Могильниц-кий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989. период завершился в конце 1990-х гг. появлением обобщающих работ, утвердивших новый взгляд на историю, в том числе на место и роль методологии исторического познания3. Таким образом, методология истории в отечественной науке долгое время находилась на положении Золушки. Это утверждение особенно справедливо для такого ее раздела, как методы исторического исследования. Вплоть до настоящего времени в учебной и научной литературе по методологии истории основное внимание сосредоточено на философских и теоретических аспектах исторического познания, характеристике методологических принципов и подходов. В тени остаются собственно технологические, инструментальные аспекты реализации тех или иных методов и приемов исследования. Между тем строгость выполнения процедурных положений не менее важна, чем понимание познавательных возможностей методов. Их знание и грамотное использование определяют уровень исследовательской культуры историка и в конечном итоге его научный потенциал. Исследовательская культура — результат комплексной систематической подготовки историка, базирующийся на освоении не только системы имеющихся научных представлений и знаний, но и методов их получения. Высказанные соображения были положены в основу концепции предложенного вашему вниманию учебного пособия, в котором, с учетом многолетнего опыта преподавания, автором сделана попытка систематизировать и обобщить информацию о методах исторического исследования с акцентом на инструментальных аспектах их реализации. Структура учебного пособия отражает основные этапы исторического исследования. Систематизация учебного материала 3 См., например: Брандт М. Ю., Ляшенко Л. М. Введение в историю: учеб. пособие. М., 1994; Блосфельд Е. Г. Введение в историю: учеб. пособие. Волгоград, 2003; Румянцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособие. М, 2002; Селунская Н. Б. Проблемы методологии истории: учеб. пособие. М.. 2003; Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история: в 2 т. СПб., 2003—2006; Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: учеб. пособие. М., 2004; Дорошенко Н. М. Российская методология истории (философские подходы). СПб., 2005; Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: учеб. пособие. СПб., 2008. осуществлялась с учетом специфики научной деятельности, ориентированной на решение определенных информационных задач. Это: 1) задачи, связанные с формулировкой проблемы, объекта и предмета исследования, а также его целей и задач. Для их решения необходимо использовать методы библиографического поиска, а также анализа научных текстов (историографический метод); 2) задачи сбора исторической информации, которые включают поиск источников, вопросы выборки и регистрации информации. Выполнение этого круга задач связано с формированием информационной базы, необходимой для целей исследования; 3) задачи систематизации первичной информации, направленные на создание эффективной модели исторических данных, обеспечивающей наиболее адекватное восприятие изучаемой проблемы и возможность ее дальнейшего анализа и синтеза. В ряде случаев систематизация (например, создание базы данных) может выступать как итог исследования, связанный с получением информационного продукта многоцелевого использования; 4)задачи аналитико-синтетической обработки исторической информации. Они ориентированы на получение исторического знания, т. е. тех представлений, которые отражают не только общее содержание, но и внутренние механизмы и закономерности исторических явлений и процессов. Таким образом, в рамках исторического исследования, с информационной точки зрения, реализуется схема перехода от первичных данных к вторичной (обобщенной) информации, от факта к знанию. Этот процесс основан на использовании системы методов. От их надежности, корректности и строгости в итоге зависит результат исследования. В учебном пособии выделены четыре тематических раздела, в которых рассматриваются: 1) виды и структура исторического исследования; 2) методы сбора исторической информации; 3) методы систематизации исторических данных; 4) методы анализа исторических сведений. Конечно, собрать и систематизировать всю информацию о применяемых в исторической науке методах очень сложно, если не невозможно. Спектр приемов постоянно расширяется. Особенно это касается методов сбора и анализа исторических источников, где постоянно апробируются новые технологии изучения текстов. Все активнее внедряются методы моделирования исторических объектов и процессов, расширяется область применения математических методов. В этих условиях неизбежно что-то оказывается вне поля зрения. В связи с этим отбор учебного материала осуществлялся с учетом основных тенденций развития методических подходов к исследованию и их включенности в процесс исторического познания, т. е. дана характеристика тех методов, которые получили признание и широкое применение в среде историков. Хочется выразить благодарность коллегам, которые помогли в работе над учебным пособием и поддержали автора советами, рекомендациями, замечаниями и просто добрым словом: кандидату исторических наук 3. И. Гузненко, которая стала вдохновителем этой работы; доктору исторических наук, профессору Л. И. Бород-кину; доктору исторических наук, профессору О. В. Горбачеву; доктору исторических наук, профессору О. С. Поршневой; кандидату исторических наук, ведущему научному сотруднику И. В. Побереж-никову Надеюсь, что предложенный в пособии материал окажется полезным для начинающих исследователей и позволит по-новому взглянуть на инструментарий историка. РАЗДЕЛ I ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕТОД ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕТОДА И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Методология и метод Особую роль в профессиональной подготовке историка играют такие дисциплины, как источниковедение, историография, методология исторического исследования. Это те три кита, на которые опирается историк в своей работе и без которых нельзя говорить о его профессионализме. Освоение данных наук предполагает овладение не только суммой знаний, но и навыками проведения соответствующего анализа. Историография — это наука о закономерностях развития исторического знания и методах работы с историческими произведениями, их оценки и анализа. Источниковедение включает систематизированные представления о свойствах и содержании основных видов исторических источников, а также методы их изучения. Методология исторического исследования разрабатывает общие и частные вопросы получения исторического знания. Таким образом, в каждой из выделенных выше исторических дисциплин присутствует методический блок, очень важный для организации полноценного исследования, но, к сожалению, часто оставляемый без должного внимания. На первый план в содержательной части историографии, источниковедения, методологии выходят теорети- ческие построения, связанные с осмыслением объекта и предмета этих дисциплин, а «кухня» получения этого знания, т. е. те инструменты, «рецепты», которыми пользуются исследователи, нередко остаются в тени. Формирование методологии в качестве отдельного направления исторической науки началось достаточно поздно. Этот термин впервые был использован в трудах немецких ученых в первой половине XIX в. для обозначения учения о методах. В российскую историо- XX в.1 В настоящее время термин «методология» употребляется Методология истории является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде системы научных исторических понятий, концептуальных теоретических схем и моделей, а также принципов и методов исследования. Следовательно, методология в качестве важнейшей составной части включает учение о методах исторического исследования. Следует отметить, что во второй половине XX в. наметился процесс выделения методов исторического исследования в самостоятельную научную дисциплину. Очень многое для этого было сделано академиком И. Д. Ковальченко. Однако этот процесс так и остался незавершенным. В настоящее время наблюдается тенденция к институционали-зации отдельных методических направлений исторической науки, таких как математические методы в исторических исследованиях (клиометрия), историческая информатика, историческая антропология и т. д. Это свидетельствует о расширении методического 1 См.: Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие. М., 2007. С. 3.
арсенала истории и усилении междисциплинарности. Но не только. С новой силой встает проблема систематизации и обобщения методических аспектов исторического исследования, интеграции используемых методов без деления их на «свои» и «чужие». Выделение методов исторического исследования в самостоятельную научную дисциплину — это закономерный и необходимый процесс, свидетельствующий о зрелости истории как науки. Причем его не следует воспринимать как разрыв с методологией. Одно без другого невозможно: теоретические подходы и принципы определяют методические разработки. Речь идет о смещении акцентов, выходе методов исторического исследования из тени методологии и формировании самостоятельных объекта (методы исторического исследования) и предмета (информационный потенциал методов, возможности и ограничения, технические и технологические вопросы реализации) исследования. Это сложный и, как показывает историческая практика, долгий процесс. Понятие «метод» происходит от греч. слова methodos — способ, путь познания. Существует немало дефиниций этого понятия, используемых в науке. Метод — это: • «путь познания, опирающийся на совокупность полученных ранее знаний»2; • «правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи... способ исследования и изложения изучаемого материала»; «совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования»3; • «средство ответа на определенные типы вопросов о событиях»; «система правил или приемов, выработанных для познания и практики»4. В философских работах «метод» определяется как система регулятивных принципов и норм, в соответствии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, а также 2 Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. Л., 1972. С. 18. 3 Подкорытов Г. А. Историзм как метод научного познания. Л., 1967. С. 7. 4 Лукашевич В. К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, сами знания, их реконструкция и преобразование5. В большинстве случаев подчеркивается концептуально-познавательный аспект рассматриваемого понятия в ущерб инструментальной составляющей, в то время как реализация методологических принципов и подходов неразрывно связана с разработкой оптимальных алгоритмов, последовательности действий и инструментов. В исторической науке реализуются сходные подходы к определению понятия «метод». В. В. Иванов считает, что «метод» включает мировоззренческие, теоретические знания и конкретные приемы исследования социальных явлений6. И. Д. Ковальченко определяет научный метод как совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной задачи7. И. М. Савельева и А. В. Полетаев отмечают, что основное содержание метода образуют научные теории, а под историческими методами подразумевают приемы критики исторических источников, прежде всего письменных8. О. С. Поршнева выделяет два подхода к дефиниции понятия «метод исторического исследования» — в широком понимании и в узком. Широкое определение понятия включает следующие элементы: теоретические идеи и принципы, определяющие пути исследования объекта с учетом его специфики, а также целей и задач исследования; нормы и правила исследования; процедуры, техники исследовательской работы с источниками9. Узкое толкование термина сводится к восприятию метода как системы процедур и техники источниковедческой критики. Интересный подход к определению данного понятия отражен в работе М. Н. Денисевича и К. И. Зубкова, которые, опираясь на учение И. Канта, выделили в термине «метод» два содержательных аспекта: 1) метод рассматривается как основа системы 5 Логические методы и формы научного познания. Киев, 1984. С. 6. 6 Иванов В. В. Методология исторической науки. М., 1985. С. 97. 7 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 39. 8 Савельева И. М., Полетаев А. В. Историк и время. В поисках утраченного. 9 Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологичес- понятий, категорий, принципов научно-теоретического познания (методология); 2) метод — это способ организации и проведения научного исследования (методика)10. Вариаций определения понятия «метод» множество. Если суммировать все мнения, то можно выделить основные черты, свойственные данной категории: 1) метод ориентирован на решение определенной исследовательской задачи; 2) представляет совокупность логических и технических операций; 3) позволяет получить научный результат. Метод должен обладать разрешающей способностью и соответствовать специфике и сложности исследовательской задачи. В каждом конкретном случае проблема выбора методов заключается в том, чтобы решить, какие из них могут оказаться наиболее эффективными при минимальных затратах на их использование. Методической основой исторического исследования остается умение логически мыслить и рассуждать, анализировать исторические ситуации, обобщать имеющиеся факты — это тот вариант, который использует большинство исследователей, привлекая в качестве помощника интуицию и предвидение. Это очень много и вместе с тем мало для обеспечения необходимого научного результата в силу субъективности мыслительных процессов. В литературе метод, основанный на логическом анализе и синтезе, получил название научного. Он состоит из следующих основных операций: 1) наблюдение, сбор и анализ информации; 2) формулирование гипотезы, таким образом выявляются имеющиеся альтернативы в объяснении исторических процессов и явлений; 3) верификация или подтверждение достоверности гипотезы, основанное на результатах сравнения различных источников информации и объяснительных моделей. В случае, когда гипотеза не выдерживает проверки, возникает потребность вернуться к первому этапу, добавить к имеющейся новую информацию и сформулировать новую гипотезу. Свойства Научный метод должен быть относительно с т р о - научного г и м, т. е. соответствовать тем правилам и ограниче- метода ниям, которые обеспечивают корректное использование метода и определяются областью его приложения. Наибольшая степень строгости методов свойственна точным и техническим наукам, здесь уровень абстрагирования теоретических представлений и знаний определяет необходимую степень строгости процедур его получения. В гуманитарных науках, в том числе в истории, где категориальный аппарат менее однозначен и связи более вариативны, к строгости метода предъявляются не такие жесткие требования. Но в любом случае строгость метода, т. е. наличие определенных принципов и правил его применения, должна присутствовать. Как отмечал И. П. Павлов, «все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных»11. Важным свойством метода является его однозначность. Если строгость метода проявляется, прежде всего, в процедурных моментах, то однозначность — в его результативности. Знания, полученные с помощью метода, должны быть логически оправданными и поверяемыми. В качестве других свойств научного метода выделяют также эффективность, экономичность, доступность и результативность. Эффективность метода определяется как способность достигнуть запланированного результата, т. е. решить оптимальным образом исследовательскую задачу. Экономичность связана с тем, что цель познания достигается без введения дополнительных правил, понятий, принципов. Экономичность определяется также величиной затрат (в том числе финансовых, временных, трудовых и т. д.) на его реализацию. Исследовательская задача должна решаться по возможности кратчайшим, но вместе с тем эффективным путем. Метод должен быть простым, т. е. доступным для понимания и использования исследователями. Плодотворность или результативность метода соотносится с возможностью получения нового знания, организованного в систему.
10 Денисевич М. Н., Зубков К. И. Организация и методика научно-исследовательского труда. Екатеринбург, 1998. С. 7. Цит. по: Логические методы и формы научного познания. С. 9.
1? Научный метод — это метод, который учитывает сис-Структура тему категорий и принципов конкретной науки и спо- метода собен эффективно, строго и постоянно служить средством постижения сущности и закономерностей ее объекта. Научный метод является основой процесса познания, он дает возможность получать знания, принципиально проверяемые, имеющие предсказательную силу и преемственность с предшествующим знанием. С другой стороны, метод представляет собой совокупность определенных правил —стандартных, однозначных и строгих. Они могут различаться по сфере применимости и степени общности, но поскольку они правила, то должны нести в себе нормативное содержание. Если рассматривать метод как процесс преобразования некоторого исходного информационного продукта в конечный, то он будет представлять собой последовательность и совокупность определенных действий. Выделяются следующие элементы данного процесса: субъект познания; объект познания; подходы и принципы; процедуры и операции, направленные на сбор, регистрацию, хранение, поиск, преобразование, систематизацию и анализ информации, а также оформление конечного информационного продукта. Операция — это некоторое простейшее действие (сводка, умножение и проч.). Процедура — совокупность определенных операций. Однако суть метода нельзя свести только к совокупности определенных операций и процедур. Нужно иметь четкое представление о сфере применения конкретных операций, их возможностях и ограничениях, а это, в свою очередь, связано с особенностями объекта и предмета исследования, его характеристиками и содержанием задач исследования. Краеугольным камнем, который образует основу метода, по мнению большинства исследователей, выступают подходы и принципы (теория метода). Подход определяет основной путь решения исследовательской задачи, т. е. раскрывает его стратегию. Существует целая совокупность подходов к решению исследовательских задач. Известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, индуктивный и дедуктивный, описательный и аналитический и т. д. В современной науке выработан ряд новых подходов — систем- ный, структурный, функциональный, информационный, модельный и проч. Каждый из них характеризует один из возможных способов проведения исследования. Конкретное содержание метода выражают его принципы. Принцип рассматривают как определенное правило, исходное положение или норму. Так, например, один из принципов сравнительного подхода — принцип сопоставимости. Его реализация требует учета качественной однородности сравниваемых явлений, возможность проведения аналогий. Генетический подход, используемый в общественных науках, основан на принципе историзма, в свою очередь, исторический подход, применяемый в исторической науке, требует реализации генетического принципа рассмотрения явления. Тесная взаимосвязь подхода и принципа обусловлена тем, что оба они соотносятся с теорией и гносеологией.
|