Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мазур Л. Н. 2 страница
Взаимодействие этих аспектов —теоретического и инструментального (практического) — при разработке и применении любого метода становится необходимым условием его эффективности. 1.2. Классификация научных методов В отечественной философии выделяют три уровня методов науки: всеобщий, общий, частный. Основанием деления выступает степень регулятивности познавательных процессов. К всеобщим методам относят философские методы, которые используются в основе всех познавательных процедур и позволяют дать объяснение всем процессам и явлениям в природе, обществе и мышлении. К ним относятся, например, методы метафизики и диалектики. Метод метафизики отличается восприятием окружающего мира в его неизменности, без учета тех связей и отношений, которые влияют на развитие. Диалектика, напротив, исходит из того, что окружающий мир постоянно изменяется и развивается. Источниками движения выступают внутренние противоречия, борьба и взаимодействие которых приводит к скачкообразным переходам из одного качества в другое. Общие методы применяются на всех стадиях познавательного процесса (эмпирическом и теоретическом) и всеми науками. Вместе с тем они ориентированы на осмысление отдельных сторон изуча- емого явления. Общие методы, в свою очередь, подразделяются на логические и нелогические. Логические методы построены на использовании формальнологических приемов обобщения, умозаключения, суждения — это методы индукции и дедукции, логической формализации, аксиоматизации, метод доказательства и логического обоснования научных знаний и др. Логические методы еще называют формальными, так как они связаны с созданием языка науки. К логическим методам можно отнести также математические методы, методы системного, структурно-функционального, информационного анализа и др., которые выступают на стыке формального и содержательного. В этом случае речь идет о логической природе их содержания и алгоритма построения. Для логических методов характерны следующие особенности: 1) не обладают логико-гносеологической универсальностью; 2) подчинены общей методологии; 3) неотрывны от логико-математического сопровождения; 4) играют важную роль в построении метатеорий и выступают одним из средств переноса знаний из одной отрасли в другую; 5) могут быть использованы в качестве средств систематизации и упорядочения добытых наукой знаний; 6) представляют определенную форму связи между философским и част-нонаучным знанием. Нелогические методы направлены на решение других задач: они создают не систему знаний об изучаемом объекте, а систему его описания с учетом присущих ему свойств и отношений. К ним относятся методы наблюдения, эксперимента, где предметы рассматриваются прежде всего во внешнем, описательном плане. Третья группа— частные методы. К ним относятся методы конкретной науки — это, например, физический или биологический эксперимент, наблюдение, математическое программирование, описательные и генетические методы в геологии, сравнительный анализ в языкознании, методы измерения в химии, физике и т. д. Частные методы непосредственно связаны с предметом изучения науки и отражают его специфику. В каждой науке складывается своя система методов, которая развивается и дополняется за счет смежных дисциплин вместе с развитием науки. Это свойственно и истории, где наряду с традиционно установившимися методами источниковедческого и историографического анализа, основанными на логических операциях, стали использоваться методы статистики, математического моделирования, картографирования, наблюдения, опроса и т. д. В рамках конкретной науки также выделяются основные методы — базовые для данной науки (в истории это историко-генети-ческий, историко-сравнительный, историко-типологический, исто-рико-системный, историко-динамический) и вспомогательные методы, с помощью которых решаются ее отдельные, частные проблемы. В процессе научного исследования всеобщие, общие и частные методы взаимодействуют и образуют единое целое — методику. Используемый всеобщий метод раскрывает наиболее общие принципы человеческого мышления. Общие методы дают возможность накапливать и анализировать необходимый материал, а также придать полученным научным результатам — знаниям и фактам — логически непротиворечивую форму. Частные методы предназначены для решения конкретных вопросов, раскрывающих отдельные стороны познаваемого предмета. Выделим еще одну классификацию, которая приобретает особое значение с точки зрения исследовательских практик. Данная классификация основана на учете тех информационных задач, которые реализует ученый в своей деятельности. В соответствии с ними выделяют: 1) методы сбора и регистрации информации; 2) методы систематизации и упорядочения; 3) методы анализа и синтеза информации. В дополнение к этим трем основным категориям можно добавить: 4) методы хранения; 5) методы поиска; 6) методы преобразования. Первая группа методов включает приемы, связанные с нахождением источников информации, выделением и регистрацией нужной информации на собственных носителях, что реализуется с помощью разных приемов, в том числе методами выборки и формализации сведений источника. Эти процедуры, как правило, отнимают больше всего времени, на них уходит от 60 до 90 % затрат сил и труда, и в конечном итоге эффективное решение этих информационных задач определяет результативность исследовательской деятельности в целом.
Методы систематизации и упорядочения важны с точки зрения организации информационного массива исследовательского проекта, так как от скорости доступа к информации, от возможностей оперирования ею зависит информационный потенциал составленной исследователем информационной базы. Уже в ходе систематизации и упорядочения появляется возможность решения многих задач анализа и синтеза, а уровень организации массива влияет на возможность полноценной аналитико-синтетической обработки информации. Методы анализа и синтеза, необходимые для преобразования информации в новое качество, определяют результат исследовательской работы, помогают понять, насколько она соответствует поставленным целям и задачам. Эффективность анализа зависит от уровня организации массива информации и его полноты, а также многообразия конкретных приемов анализа и синтеза, позволяющих актуализировать не только открытую, но и скрытую информацию. Три последних группы методов (хранения, поиска, преобразования) играют вспомогательную роль, так как имеют техническое содержание, но без них эффективность работы с научной информацией снижается. От того, насколько исследователь ориентируется в источниках информации, способах сбора, регистрации информации, приемах ее хранения и поиска, а также преобразования, в конечном счете зависит скорость и результативность исследовательской деятельности. 1.3. Стратегия исторического исследования Уровень исследования зависит от ряда факторов: 1) логики изложения и структурирования информации; 2) полноты и доказательности полученных выводов; 3) глубины и оригинальности научных результатов (эвристичности). Первые две задачи вполне реально разрешить за счет профессионального отношения к методическим аспектам исследования, т. е. владения технологиями. Третий вопрос, отражающий не формальную, а принципиальную новизну на- учного труда, всегда связан с прорывом в знании; с открытием, в определенном смысле меняющим облик науки; с получением такого знания, которое становится стартовой площадкой для новых направлений исследования. Эвристичность исследования зависит в значительной степени от той познавательной модели, которой придерживается историк. Познавательная модель — это система координат, в рамках которой реализуется исследование, она отражает его познавательную установку, понимание задач науки, своей миссии и места в научном сообществе. В самом общем виде, с учетом направленности познавательной деятельности, модели познания могут быть двух видов: описывающая и объясняющая. В истории вплоть до XX в. преобладала описывающая модель познания, ориентированная на использование соответствующих технологий. В первую очередь это накопление и систематизация исторического материала, создание возможно полной фактографической картины прошлого, в которой объяснительное знание играло второстепенную роль. Основной целью описательной модели познания выступает реконструкция прошлого, т. е. воссоздание материальной и духовной культуры, событий той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Объясняющая модель познавательной деятельности основана на признании возможности познания исторической реальности и осознании проблем верификации, достоверности и репрезентативности исторических исследований. Такая модель познания ориентирована не на описание (что и как), не на воссоздание мозаики прошлого, а на его конструирование (моделирование) с целью понимания (почему и зачем). Объясняющая модель нацелена на прогноз, попытку предвидения, нелинейное восприятие процессов и явлений. Ее отличительной особенностью выступает наличие теоретических схем, раскрывающих закономерности и механизмы истории. Помимо приведенной выше классификации выделяются другие разновидности модели познания, основанные на оценке мировоззренческих систем. По мнению А. В. Чайковского, они формируются в период Нового времени и определяют стратегию исследова- тельских подходов. Он выделил следующие типы познавательных моделей12: 1) схоластическая модель сформировалась в эпоху барокко и связана с восприятием окружающего мира в виде созданной Богом книги. В познавательной деятельности в этом случае на первый план выходят шифры, коды, ключи, которые позволяют понять смысл текстов, предлагаемых природой, людьми, историей. Основная задача ученого — это суметь прочесть, раскодировать зашифрованный текст; 2) механическая модель: окружающий мир, вселенная, общество рассматриваются как машины или механизмы. Эта модель восходит к Р. Декарту и приобретает особое распространение в XIX— XX вв. Основная задача познавательной деятельности — разобраться, как действуют механизмы, и создать инструкцию, которая позволит разумно ими управлять. Эта модель наиболее полно реализуется в естественных науках, где принесла значительные результаты; 3) статистическая модель: мир, природа, общество рассматриваются как системы, развитие которых определяется статистическими законами. Формирование этой модели познания во многом связано с распространением идей теории вероятности, а впоследствии — теории относительности. Изучение статистических закономерностей позволяет прогнозировать и контролировать развитие этих систем. Центральная методологическая проблема данной модели познания —это определение места «случайности» и «закономерности» в природных и общественных процессах и их взаимодействие; 4) нелинейная познавательная модель складывается во второй половине XX в. и позволяет по-новому взглянуть на развитие окружающего мира и его понимание. В основе ее лежит представление о природных и неприродных явлениях с точки зрения функционирования и развития самоорганизующихся систем. Любопытно, что в современной научной практике представлены, хотя и в разной степени, все эти модели познания. Приоритет той или иной познавательной модели определяется закономерностями развития науки и общества, т. е. несет в себе мировоззренческие элементы, но вместе с тем имеет и индивидуальную составляющую, связанную с ценностными представлениями субъектов научной деятельности. Этим, возможно, и объясняется множественность методических и методологических подходов, которые можно рассматривать как норму научной практики, так как каждая познавательная модель обладает собственным эвристическим потенциалом и возможностями. В этих условиях перед исследователем встают достаточно сложные задачи, связанные с выработкой собственной исследовательской стратегии. Она предполагает осознание своей познавательной модели и готовность к освоению всех необходимых для ее реализации методов, их критической оценке. Это не всегда просто. В ходе развития науки постоянно фиксируется ситуация расширения, а иногда и кардинальной смены используемого инструментария. Столкновение старого и нового, традиционных методов исследования и инновационных приемов является одной из наиболее сложных проблем, так как она целиком и полностью завязана на личность исследователя и его готовность к освоению нового. Проведение исторического исследования включает разработку собственной методики, которую можно определить как систему приемов и правил относительно целесообразного решения научных задач13. Формирование методики может проходить стихийно, без серьезных размышлений о том, что и как мы делаем, чтобы достичь желанного результата. В этом случае исследователь руководствуется некими внутренними интуитивными ощущениями, связанными с реализацией творческого процесса, в рамках которого получение нового знания воспринимается как «озарение». Такой настрой, к сожалению, присутствует достаточно часто, отражаясь на качестве научного поиска. Историческое знание отвечает требованиям научности, если оно получено с использованием научных методов. Для получения но-
12 См. подробнее: Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. С. 59. 13 Денисевич М. Н., Зубков К. И. Организация и методика научно-исследовательского труда. С. 7. вых знаний — это могут быть факты или теоретические выводы — используются как рациональные, так и интуитивные приемы. В зависимости от их соотношения определяется степень научности: преобладание рациональных подходов обеспечивает необходимый уровень доказательности и логической объяснимости полученных результатов, ориентация на интуитивный подход связана с признанием нерационального характера познания и его предпочтением. Характерно, что в разных ситуациях логика и интуиция используются в различных соотношениях. При наличии достаточной информации об объекте исследования преобладают рациональные методы, при ее отсутствии — интуитивные. Интуитивное (нерациональное) знание не есть неправильное, но пока окончательно неподтвержденное и требующее дополнительных доказательств, а они, как правило, связаны с получением новой, более полной информации об объекте исследования. Интуитивное знание в большей степени подвержено коррекции и быстрее устаревает, так как находится в ситуации постоянной ревизии. Рациональный подход к разработке методики исследования рассматривается как необходимая предпосылка эффективности научного исследования, он основан на всесторонней оценке имеющегося методического арсенала с учетом его предметно-концептуального, операционально-нормативного и логического содержания и отборе тех методов и приемов, которые позволяют достигнуть наилучшего результата. Можно выделить следующие принципы отбора методов при создании методики: 1) соответствие поставленным задачам и характеру изучаемой 2) практическая приемлемость; 4) результативность; 5) достоверность; 6) совместимость данного метода с другими. Методика — это творение исследователя, поэтому она неизбежно приобретает личностные черты, отражающие его индивидуаль- ные возможности, предпочтения и ценностные ориентации. Вместе с тем методика имеет объективную основу, поскольку включает знания об объекте исследования, научные теории, представления о доступных методах познания. При этом не следует абсолютизировать роль теоретической подготовки, знание методов выступает не менее важным условием успешной научной работы. Об этом писал И. Д. Ковальченко: Любой научно-познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания, познающего субъекта и метода познания. Посредством метода субъект познает исследуемый объект. Очевидно, что объем и глубина новых знаний зависят от эффективности применяемых методов... Сам по себе метод не гарантирует получение нового знания, но без него невозможно никакое познание. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития той или иной науки выступают методы исследования — их разнообразие и познавательная эффективность14. На протяжении развития истории как науки мы можем наблюдать изменения не только парадигмы исторического знания, но и приемов его получения. В XX в. инструментарий историков, традиционно изучавших письменные источники с помощью приемов источниковедения, текстологии, палеографии, эпиграфики и иных вспомогательных дисциплин, существенно обогатился методами смежных социальных наук и не только. Благодаря появлению квантитативной истории в обиход вошли процедуры статистического анализа источников. Социология и антропология способствовали укоренению в исторических исследованиях контент-анализа, устного опроса, анкетирования, наблюдения и других неисторических методов. Любопытно, что эмпирическая база исторических исследований в целом меняется мало, в практике продолжают преобладать письменные источники. Но изменяются способы их обработки, они нацелены на получение не только открытой, но и скрытой информации. Недаром изменение технологий исторического исследования нередко обозначают как переход от источника к информации, 14 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 4.
т. е. меняется само восприятие эмпирического материала, на котором основаны исторические исследования. Историческая наука сегодня развивается в новой мультикульту-ральной, поликонцептуальной и технологически разнородной среде, это приводит к изменениям базовых представлений о характере исторического знания и способах его получения. В прошлое уходят поиски «истины», основанные на стремлении с детальной точностью воспроизвести картину прошлого. Работа историка все чаще воспринимается не с точки зрения реконструкции прошлого, когда от него в большей степени требовалось владение словом, создание впечатляющих и волнующих исторических картин. Теперь можно услышать другое — задача историка состоит в конструировании образа (модели) прошлого, позволяющей его познать. А для этого требуются не только другие теоретические подходы, но и другие «неисторические» методические приемы. Определяя стратегию исторического исследования, нужно учитывать еще один момент: характерной чертой современной науки является углубление разделения труда, в частности, выделение особых групп исследователей, каждая из которых решает свои задачи: 1) «теоретики» ориентированы на объяснительную познавательную модель. Их основной целью является осмысление и объяснение фактов, разработка и критический анализ гипотез, теорий, обоснование новых проблем; 2) основная задача «экспериментаторов» связана с получением и удостоверением фактов — информационного сырья научного исследования. Ближе всего к ним среди историков стоят исследователи, работающие в русле описательной познавательной модели. Их главная задача — тщательная разработка, систематизация исторических фактов, составление полной картины прошлого. В методологическом плане такой подход к исследованию связывают с позитивизмом и неопозитивизмом. Ценность работ историков-фактологов состоит в тщательном изучении источников, актуализации их информационного потенциала с использованием новых методов анализа документов. В настоящее время самостоятельное значение приобретает задача формирования «метаисточников» на основе систематизации и обобщения первичных исторических данных с использованием компьютерных технологий15; 3) «методологи» нацелены на осмысление и разработку методологических и методических аспектов исследования, обоснование стратегии и решение вопросов эффективности организации исследовательского процесса. В центре их внимания находятся философские, психологические, гносеологическое и технологические проблемы научной практики. Каждая историческая задача имеет свой оптимальный алгоритм решения, помочь найти его — основная цель методологии. В естественных науках разделение труда организационно уже оформилось, теоретики и экспериментаторы там сосуществуют, дополняя друг друга. В исторической науке этот процесс тоже идет, однако разделение труда пока выглядит неявным. Более того, в представлениях научной общественности сохраняется образ историка-универсала, обладающего в равной степени навыками и способностями к работе с эмпирической информацией и ее теоретическим осмыслением. Поэтому кооперация историков с четким разделением труда — явление исключительно редкое. Необходимость специализации и разделения труда в науке вообще и в исторической науке в частности связана с усложнением методического аппарата. Его разнообразие и необходимость освоения новых методов нередко становятся камнем преткновения. Овладение новыми приемами исследования и технологиями, особенно связанными с компьютерной обработкой информации, требует значительных усилий и затрат времени. Выходом из этого тупика становится кооперация исследователей, разделение труда. Данный процесс находит объективное выражение в создании творческих исследовательских коллективов, занимающихся крупными исследовательскими проектами. 15 Термин «метаисточник» был введен Ю. Ю. Юмашевой. Он отражает сложившиеся в современной исторической науке подходы к работе с историческими источниками массового характера: современные технологии позволяют историку «создавать» исторический источник в соответствии со своими потребностями и задачами исследования (см. подробнее: Юмашева Ю. Ю. Метаисточник: к вопросу о верифицируемое™ данных //Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2006. Вып. 6. С. 309- -317). Конечно, учитывая специфику исторического исследования, потребность в универсальной подготовке историка останется, так как оно всегда будет иметь черты нарратива, основанного на работе с источниками, а значит, на изучении и описании фактов. Вместе с тем каждый исследователь в силу своих индивидуальных качеств оказывается склонным к тому или иному виду исследовательской практики. И эта специализация вольно или невольно проявляется в исторических трудах. В одном случае значимый результат исследования может быть связан с получением новых фактов, созданием более полной и детальной картины прошлых событий и процессов, на основе ювелирной работы с историческими источниками. В другом — сильная сторона работы проявляется в разработке теоретических аспектов исторических явлений, анализе его внутренних закономерностей. В третьем — применительно к исторической проблематике раскрываются возможности новых методов исследования. Универсалом в современной научной среде быть очень сложно и доступно единицам. Идет постоянное развитие теоретического и методического аппарата исторического исследования, где наряду с традиционными подходами и методами используются новые теоретические схемы, создаваемые в смежных отраслях науки. Свое место в исторической практике заняли методы количественного анализа, выборки, социологический инструментарий, компьютерные технологии. Их необходимо знать и уметь творчески адаптировать к конкретным историческим задачам. Таким образом, перед современным историком стоит непростая задача разработки методики исследования, которая должна базироваться на знании и понимании возможностей существующих в исторической науке методов, а также взвешенной оценки их полезности, эффективности, надежности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие задачи выполняет методология? 2. Схематически отобразите место методов исторического исследования в системе исторических дисциплин. 3. Дайте определение понятия «метод».
4. Схематически отобразите структуру понятия «метод». 5. Какими свойствами должен обладать научный метод? 6. Какие классификационные схемы методов используются в науке? 7. Нарисуйте схему деления методов по критерию регулятивности познавательных процессов. 8. Какие информационные задачи встают перед историком в ходе исследования и какие методы необходимы для их решения? 9. Какая познавательная модель свойственна вам? Почему вы так думаете? 10. Какие факторы влияют на стратегию исторического исследования? ГЛАВА 2 ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Историческое исследование и его виды Историческое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение нового знания, необходимого для достижения поставленных целей. Важнейшей чертой научного исследования как вида деятельности выступает его организованный и целенаправленный характер. Оно состоит из следующих элементов: 1) научной проблемы; 2) гипотез; 3) объекта и предмета исследования; 4) исходных познавательных задач (описательных, теоретических, методических); 5) методов исследовании; 6) результатов и выводов. Эти структурные элементы составляют систему взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач, решение которых необходимо для получения планируемого результата. Виды Прежде чем начать планировать исследова- исторического ние, необходимо ответить на вопрос, каким В зависимости от цели исследования оно может быть теоретическим или конкретно-историческим. В первом случае исследование направлено на осмысление глубинных закономерностей исто- рических процессов и явлений. Как правило, теоретическое исследование проводится в широких географических и хронологических рамках, нацелено на разработку и обоснование концептуальных теоретических построений высокого уровня обобщения1. К конкретно-историческим трудам можно отнести те исследования, цели и задачи которых ориентированы на изучение определенной исторической проблемы (темы) в относительно узких географических и хронологических рамках. На первый план в исследованиях этого типа выдвигаются задачи описательного характера, связанные с подробным воспроизведением последовательности событий и их полноты. С учетом характера исследования и его результата исследование может быть описательным или аналитическим. Описательное исследование представляет собой труд, в котором дается подробное, тщательное, всестороннее описание объекта. В этом случае основную задачу историк видит в необходимости сбора полной информации и ее систематизированного представления без широких аналитических обобщений и выводов. К такого рода трудам относятся, например, исследования краеведческого характера, а также этнографические, археологические работы, где задачи подробного описания (причем не только текстового, но и графического, картографического) рассматриваются как приоритетные. Описательность свойственна биографическим исследованиям и тем историческим работам, где на первом плане стоит задача воспроизведения полной хроники событий2. Работы, в которых преобладает описание, часто называют фактографическими. В советском прошлом такой подход осуждался. Считалось, что «исследования без надлежащих выводов и обобщений называются фактографическими и не вносят заметного вклада в науку, так же как и исследования, не содержащие убедительного фактографического материала»3. 1 См., например: Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989; Опыт 2 См., например: Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988: Раби 3 Санцевич А. В. Методика исторического исследования. Киев, 1990. С. 103. Однако следует признать ценность и необходимость такой исследовательской практики, так как наличие описательных трудов делает историю «историей», доступной и интересной не только для «посвященных» специалистов, но и для широкого круга читателей4. Аналитическое исследование отличается нацеленностью на выявление причинно-следственных закономерностей, анализ общих и специфических черт изучаемого исторического явления, его типологию и динамику, т. е. оно ориентировано на изучение глубинных факторов и двигателей истории. В этом случае описание, фактография выступает в качестве основы для теоретических построений и к ней предъявляются иные, чем в описательном исследовании, требования: фактографическая информация систематизируется в соответствии со структурой теоретических конструкций. В исторических работах часто представлен как описательный, так и аналитический план исследования. Такое сочетание рассматривается как оптимальный вариант исторического труда. Однако каждый из видов исследования имеет самостоятельную ценность и связан с применением разных приемов и методов организации и подачи информации. Поэтому определение прогнозируемой ценности труда очень важно. Если задача состоит в воспроизведении как можно более подробной картины событий, как это часто бывает в исторических биографиях, хрониках, то следует придерживаться жанра «описания», не гоняясь за обобщениями. И напротив, аналитический характер исторического труда предполагает другой стиль изложения, язык, подход к организации и преобразованию исторической информации. С учетом специфики изучаемого объекта и технологий его изучения выделяют сплошное и несплошное исследование. Сплошное исследование направлено на изучение какого-либо массового исторического объекта или процесса и обобщенную его оценку. В исторических трудах такой подход, как правило, связан с анализом сводных характеристик объекта исследования, и очень редко — со сплошным изучением его на уровне использования первичных данных. Так, например, изучая историю уральской металлургии
|