Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мазур Л. Н. 6 страница
Последний всплеск дискуссии наблюдался в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в условиях перестройки. Логическим итогом об- суждения стало принятие научным сообществом идеи поливариативного и многолинейного развития общества. Определенной коррекции подверглась смысловая нагрузка категории «общественно-экономическая формация». Так, например, в трудах Ю. М. Ко-бищанова было введено понятие «большая феодальная формация» вместо рабовладения и феодализма2. В. П. Илюшечкин, опираясь на основные положения теории общественно-экономических формаций и обширный фактографический материал, пошел еще дальше. Он доказал, что названия «азиатский», «античный» («рабовладельческий») и «феодальный» способы производства не соответствуют понятию «общественный способ производства» и представляют собой лишь иные наименования восточной, рабовладельческой и феодальной стадий общественной эволюции. Всем этим стадиям, по мнению В. П. Илюшечкина, свойственен один общественный способ производства, характеризуемый им как докапиталистическая или сословно-классовая формация. К ней относятся все без исключения сословно-классовые общества Древности, Средневековья и Нового времени3. Приведенный выше пример показывает, что в центре дискуссии всегда находится язык науки, она становится отражением проблем состояния методологического аппарата и способствует более тщательному обоснованию используемых категорий и понятий с теоретической, методологической и конкретно-исторической точки зрения. Логическая форма выражения научных понятий тесно связана с теми логическими операциями, которые используются для их обозначения. Наибольшее значение для формулировки понятий имеют операции обобщения и абстрагирования. Под обобщением понимается переход от конкретного знания о единичном к знанию об об- 2 См.: Кобищанов Ю. М. Полюдье: явление отечественной и всемирной исто 3 См.: Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт
7? щем, а также результаты этих переходов, которые фиксируются в соответствующих понятиях и суждениях4. В зависимости от методологических принципов обобщения подразделяются на аналитические и синтетические. Под аналитическим обобщением (формально-логическим) понимаются умозаключения, осуществляемые без непосредственного обращения к эмпирическому материалу — на основе определений, не опирающихся непосредственно на опыт, с использованием правил дедукции. Синтетические обобщения осуществляются в результате анализа эмпирического материала, в том числе путем применения к нему индуктивных процедур, которые часто называют правилами обобщения. Процедура обобщения эмпирических представлений в понятиях сталкивается с проблемой тождества. Суть процедуры отождествления состоит в том, что некоторые объекты рассматриваемой области объединяются в класс на основании общих для них свойств, по совокупности которых они отличаются от иных предметов в данной области. Таким образом, смысл принципа отождествления выражается в проявлении общего через единичное, в их взаимосвязи. Представляет интерес подразделение обобщений на творческие и нетворческие. Это деление опирается на сопоставление исходного знания и обобщенного. Если обобщенное знание отличается от исходного уровнем абстракции, степенью идеализации, качеством объяснения и истолкования, то мы имеем дело с творческим обобщением. С учетом формы дефиниции понятия и уровня его обобщения принято выделять остенсивные и логические понятия. Остенсив-ное определение, т. е. нелогическое, основанное на использовании примеров, представляет собой разъяснение сути или значения термина через указание обозначаемых им объектов (предметов, свойств, отношений). Логическое определение— это разъяснение содержания определяемого термина через другие термины, смысл которых предполагается уже известным. Таким образом, остенсивные определения относятся к описательным, отражают внешние черты и особенности определяемого термина путем их перечисления, они во многом основаны на инту- 4 См.: Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985. С. 6. итивной оценке рассматриваемого явления. Логическое определение имеет форму логических умозаключений с использованием других (определяющих) понятий. Остенсивные определения, несмотря на их описательный характер, необходимы, так как без них невозможно выделить объект и предмет, образовать элементарные понятия. Однако они далеко не всегда могут удовлетворить науку ввиду своей интуитивности, субъективности, неопределенности и неточности. Поэтому возникает потребность их уточнения, что связано с переходом к логическому определению. На основе примеров проводятся обобщения, через которые можно разъяснить смысл вводимого понятия. Соотношение остенсивных и логических понятий является отражением специфики объекта исследования и уровня формализации науки. В общественных науках объект исследования преимущественно задан через чувственно воспринимаемые, т. е. эмпирические, признаки. Поэтому в них преобладают определения ос-тенсивного характера. Интересно, что появление остенсивных и логических понятий связано с определенными этапами исследовательской деятельности и является отражением глубины проникновения в суть изучаемого процесса или явления. Конкретное понятие или категория могут быть также представлены разными вариантами определений, связанными со стадиями его собственной эволюции. В процессе становления и развития научного понятия выделяют следующие его этапы: чувственного восприятия (осознания); формулировки; развития (совершенствования, изменения). Как правило, в конкретной научно-исследовательской практике начальный этап формирования понятия связан с обобщением чувственно воспринимаемых свойств изучаемого объекта и включает деятельность по отбору явлений, имеющих одинаковые характеристики на основе некоторого эталона. В результате чувственного восприятия происходит осознание элементарного контекста (общего содержания, образа) понятия, в том числе и в терминологическом плане, который создается до формулировки его явного определения и представляет собой некоторое суждение об объекте. Впоследствии на базе все расширяющегося знания об объекте формулируются более согласованные с контекстом и более четкие определения термина. На этой стадии формулировки понятия обычно используются остенсивные определения.
По мере углубления анализа объекта исследования уточняются его сущностные свойства, которые отображаются в суждениях. Таким образом создается контекстуальное определение, т. е. дефиниция, через специфические признаки отображаемого объекта, задаваемые совокупностью суждений. Последнее является базой для создания явного логического определения. Явное определение понятия есть объяснение с помощью прямого указания на специфические признаки отображаемого этим понятием объекта. Весьма распространенным типом явных определений является определение через род и видовое отличие. В этом определении дается специфический признак вида, к которому принадлежит этот объект. Например, определение «человек есть разумное животное» содержит указание и на род (животное) и на вид (разумное). Таким образом, в процессе развития науки идет закономерное изменение ее понятийного аппарата: происходит постепенный переход от остенсивных (описательных) понятий к логическим определениям; от неявного контекстуального к явному определению; от дефиниций через несущественные признаки к определениям через существенные признаки. Восхождение от остенсивных дефиниций к логическим связано с переходом от эмпирического познания к теоретическому. Большое внимание при работе с понятийным аппаратом уделяется используемым для характеристики понятия признакам. Они должны соответствовать решаемой задаче и отражать существенные черты и свойства объекта. Причем существенный признак может быть введен не только логическим, но и остенсивным определением. Отбор и оценка существенных признаков представляют собой непростую задачу, непосредственно связанную с уточнением определения. На начальном этапе исследования бывает сложно выделить наиболее значимые признаки, так как они могут быть неочевидными. Но без них нельзя дать полного, эффективного определения. Чем сложнее объект, тем длительнее процесс уточнения. Особенно это относится к социальным объектам. В социальных науках эффективных определений гораздо меньше, чем в естественных и точных. Одним из достаточно общих приемов повышения эффективности понятия выступает системный анализ объектов исследования. Определение дефиниций понятийного аппарата нередко превращается в самостоятельную проблему. Это зависит от сложности изучаемого объекта и уровня изученности проблематики. И тот и другой фактор в конечном итоге приводит к появлению разных подходов в определении центрального понятия и разных его трактовок. Этот результат можно рассматривать как закономерный итог научного поиска. Важно не только правильно ввести понятия, но и правильно их упорядочить, систематизировать. В методологии науки систематизация терминов понимается как установление их логической взаимосвязи. Логическая систематизация терминов некоторой теории состоит в выявлении исходных терминов и определении через них производных. Этот процесс устанавливает логическую зависимость терминов друг от друга и тем самым организует термины теории в систему. Использование и введение понятий связано с ответами на два вопроса: 1) каков онтологический статус теоретических понятий; 2) каким образом связаны эмпирические и теоретические термины. Для историков эти вопросы особенно важны, так как разрыв между эмпирическими терминами источника и теоретическими понятиями достаточно сильный. Ответ на данные вопросы определяет позицию исследователя по отношению к пользованию понятийным аппаратом. Так, например, с позиций позитивистов научные термины имеют значение только в том случае, если имеют отношение к эмпирическому языку науки (языку исторического источника). Дальнейшее развитие этих идей ведет к формированию модели двойного языка науки или теории двух уровней языка науки5. В соответствии с этой теорией язык науки состоит из терминов наблюдения (эмпирических) и терминов теоретических. Язык наблюдения, формируемый из исходных терминов исторических источников, предполагается наиболее точным и свободным от каких-либо теоретических допущений. Отношения между теоретическими терминами и терминами источника выражаются через их интерпретацию на основе введения «правил соответствия». Эти идеи получили дальнейшее 5 См.: Петров В. В. Семантика научных терминов. Новосибирск, 1982. С. 9. развитие в рамках неопозитивизма, где назначение терминов сводилось в основном к описанию связей между теоретическим и эмпирическим представлениями6. В рамках другого направления логики — инструментализма — все проблемы теоретических терминов сводятся к вопросам их эффективного использования. Инструменталисты считают, что теории и теоретические конструкции — это лишь более или менее удобные инструменты описания наших наблюдений, эмпирических закономерностей. Соответственно, вопрос о содержательном значении теоретических терминов исключается. В противовес этим взглядам в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. возникла идея о теоретической нагруженности терминов. Теоретическая нагруженность термина определяется как процесс, в ходе которого теория или теоретические допущения влияют на связи конкретных слов с терминами наблюдений. Наблюдение (восприятие предмета) формируется и изменяется под влиянием опыта, теории, для описания которых применяется данный термин. По мнению В. В. Петрова, смена научных теорий, переход от одной к другой сопровождается изменением значения научных терминов7. Близка к подобному толкованию теория метафоризации языка науки, основанная на понимании понятий как процесса установления сходства/различия между объектами через сравнение и аналогию, в результате чего происходит перенос свойств или признаков одного объекта на другой. 3.2. Специфика исторического понятийного аппарата В каждой науке используются свои собственные категории и понятия— основные и вспомогательные. Основные понятия вводятся в науку в качестве ее специфических категорий в результате изучения предмета и объекта данной науки и их абстрагирова- 6 См.: Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. 7 См.: Петров В. В. Семантика научных терминов. С. 12—13. ния. Они в наибольшей степени отражают специфику предметной области знания. Вспомогательные понятия используются наукой, но не являются ее порождением; это, как правило, заимствованные категории и понятия, созданные в смежных научных дисциплинах. Для исторической науки свойственна своя специфика понятийного аппарата: 1. Первичные исторические понятия формируются в процессе работы с источниками, и, соответственно, термины формулируются на языке исторического источника. Так создается терминологический язык первого уровня, отражающий конкретные исторические явления. Уже на этой стадии создания понятийного аппарата присутствует неопределенность терминологии, так как источники не всегда позволяют их полно идентифицировать. Кроме того, как уже говорилось выше, исследователи могут по-разному «прочитывать», т. е. интерпретировать источники, вкладывая разные смыслы в приведенные в них термины, что нередко приводит к дискуссиям. Все это еще более усиливает неопределенность, полисемичность и низкий уровень обобщения исторических понятий. Отражением незавершенности формирования понятийного аппарата в исторической науке является отсутствие терминологических словарей. 2. При проведении исторических обобщений в качестве теоретических понятий второго и третьего уровня широко используются философские и общенаучные категории, смысл которых также может быть искажен в силу некорректности их применения. Это касается применения многих базовых понятий, таких как стихийность, прогресс, регресс, государственность, право, семья, собственность и проч. Без их использования исторический анализ невозможен, однако их появление связано с развитием других наук, в рамках которых эти категории выступают как предметы исследования. 3. Как следствие возникает проблема соотношения смыслов конкретно-исторических терминов (понятий первого уровня) и общенаучных категорий и понятий. Они складывались в различных областях знания и могут оказаться в некорректном отношении друг к другу, даже если анализируются сходные по сути объекты. Так, например, изучая прошлые общества и состояния, современный историк нередко пытается их модернизировать, используя понятия, отражающие современные процессы и явления. Здесь нужно учитывать и тот момент, что понятийный аппарат социологии, политологии, экономики, культурологии, который активно заимствуется историками, сформировался в последние 100—150 лет на основе изучения процессов и явлений Нового и Новейшего времени. Поэтому использование многих категорий для оценки более древних явлений может быть некорректным. Это приводит не только к неправильному истолкованию исторических событий, но их прямому искажению. Чем больше изучаемое общество отличается от современного, тем сложнее его реконструкция с опорой на современные категории. В качестве типичного примера такого несоответствия И. М. Савельева и А. В. Полетаев приводят книгу американских историков Р. Фогеля и С. Энгермана «Время на кресте», где общество, основанное на рабском труде, анализировалось в терминах современной рыночной экономики8. 4. Характер исторический науки, важнейшей составной частью которой выступает описание (фактография), накладывает свой отпечаток на понятийный аппарат. Здесь преобладают понятия остен-сивного типа, основанные на описательном подходе к дефиниции исторических терминов. Им свойственна конкретно-историческая наполненность, связанная с выделением не общих, а скорее частных черт и отношений. Основной смысл исторических понятий в этом случае сводится к отражению специфики исторических явлений и их своеобразия, а не сходных черт. Тождественность исторических фактов исследователи пытаются отразить через теоретические понятия второго и третьего уровня, но это не всегда удается. Так, например, выявление исторических типов семьи слабо укладывается в типологию, принятую в демографии и социологии семьи. 5. Для исторических исследований в принципе характерно достаточно вольное обращение с используемыми терминами и словами. Во многом это выступает как следствие «литературности» исторических текстов, в силу чего основные понятия так или иначе прорабатываются, а второстепенные могут использоваться скорее 8 См.: Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М, 1997. С. 63. на обыденном, чем на научном уровне. В результате возникает некорректность в подаче материала. 6. В силу многоликости исторической действительности, множественности форм реализации исторических процессов прослеживается тенденция неоправданного расширения контекста используемых понятий до уровня, когда он перестает выражать специфику изучаемого объекта. Так, например, в последние годы стала обычной расширительная интерпретация термина «миграция», который начинают рассматривать как процесс пространственного перемещения населения, без уточнения его качественных и количественных критериев. Или когда под понятие классовой борьбы подводится любой факт несогласия населения с чем-либо, например, стремление уклониться от налогов9. 7. «Уникальность» исторического процесса способствует появлению целого пласта терминов, не несущих в себе обобщающей нагрузки, а обозначающих какой-то конкретный период или событие. В этом случае понятие выполняет скорее функцию «знака», позволяющего идентифицировать обозначаемый объект. Так, например, применительно к оценке ситуации начала XVII в. в России утвердился термин «Смута», государственное устройство Киевской Руси раскрывается через понятие «вечевой строй» и т. д. Практически вся история, и не только России, но и любого другого государства, написана с использованием тех терминов-обозначений, которые не обобщают, а скорее именуют исторические явления. Все рассмотренные выше особенности исторического понятийного аппарата являются отражением специфики области знания, объекта исторического исследования и методологических проблем его осмысления. С учетом этих моментов в рамках любого исследования решается задача анализа и определения принципов отбора и использования понятийного аппарата, который необходим для целостного и системного описания объекта и предмета исследования, а также для решения задач анализа и синтеза исторической информации и получения теоретического знания. 9 См., например: Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграция. М., 2005. С. 493; Безнин М. А., Димони Т. М. Социальный протест колхозного крестьянства (вторая половина 1940-х — 1960-е гг.) // Отечественная история. 1999. № 3. С. 81—99.
|