Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 1 страница
Начиная сбор информации по теме исследования, прежде всего необходимо обратить внимание на формирование системы категорий и понятий, используемых для описания и анализа изучаемого исторического явления. Формирование системы зависит от ряда факторов: 1) характера теории и методологии исторического познания, на основе которой осуществляется познавательный процесс; 2) сложности изучаемого объекта или процесса и уровня его изученности; 3) особенностей информационно-источниковой базы. С учетом этих моментов необходимо выявить и систематизировать те понятия и категории, которые используются при изучении рассматриваемых вопросов. При этом их нужно подразделить на основные и второстепенные. Полезно составить словарь терминов, в который можно включить все варианты определений с указанием области их возникновения. Для составления словаря могут быть использованы, прежде всего, монографические труды и другие научные работы, энциклопедические словари и справочники (для общенаучных понятий), а также исторические источники, позволяющие прояснить смысл исторических терминов. Оптимизировать анализ понятийного аппарата позволяют приемы систематизации понятий, классификации, а также терминологический анализ, ориентированный на изучение генезиса исторического понятия. Для историка терминологический анализ чем отдаленнее изучаемая эпоха. Дополнительную нагрузку создает необходимость перевода, который всегда связан с опасностью погрешностей и неадекватного толкования текста. Особенную сложность представляет перевод источников с мертвых языков, ставших явлением прошлого и имеющих сложившуюся переводческую традицию. В этом случае переводы часто используются в качестве первоисточников, что является одной из причин трансляции ошибок толкования. Впервые на необходимость терминологического анализа как самостоятельного метода исторического исследования обратил внимание Н. И. Смоленский, понимая под ним приемы установления смысла тех слов и терминов, которые приведены в источниках и нуждаются в тщательной интерпретации. Задача терминологического анализа заключается в обеспечении адекватного прочтения текста исследователем. В качестве примера терминологического анализа Н. И. Смоленский приводит исследование Н. П. Грацианского и А. И. Неусыхина об использовании латинского слова villa. Оно применялось для обозначения селений варваров в Салической правде и в других источниках. Исследователи обратили внимание на многозначность этого термина. Так обозначали и однодворные поселения, и большую деревню, и принадлежащую ей территорию. В результате каждый раз необходимо было ответить на вопрос, о каком типе селения идет речь. Таким образом, его нельзя было соотнести ни с одним из типов поселений10. В качестве примера терминологического анализа можно привести рассуждения С. Ф. Платонова, который, характеризуя процесс образования Киевской Руси, попытался ответить на вопрос: кто же были варяги-русские? Ответ основан на анализе языка летописей: Остановимся прежде всего на двух местах летописи... которые и породили варяжский вопрос. 1) Летописец, перечисляя племена, жившие на берегах Балтийского моря, говорит: «По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи... и то Варязи: Свей, Урмане, Готе, Русь, Англяне». Все это северогерманские племена, и варяги поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий. 2) Далее в рассказе летописца о призвании князей читаем: «Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко ее друзи зовутся Свей, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си». Таким образом, по словам летописца, одни из варягов назывались Русью, другие — англянами, урманами и т. д.; летописец, очевидно, думает, что Русь есть одно из многих варяжских племен....Слово «варяг» писалось с юсом и, стало быть, произносилось как «варенг». Такое слово встречается и у греческих писателей и служит совершенно определенным понятием — у греков под именем Варагпл (варанги) разумелись наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С тем же значением 10 См.: Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие. М., 2007. С. 247.
северных дружин встречается слово Waeringer (варанги) и в скандинавских сагах; арабские писатели также знают варангов как норманнов. Следовательно, «варанги» представляют собой нечто вполне определенное в смысле этнографическом — дружину норманнского происхождения. В последнее время удалось определить точно и родину варягов... Так, византийский боярин, пересказывая известную скандинавскую сагу о Гаральде, прямо называет Гаральда сыном короля Варангии, а известно, что Гаральд был из Норвегии... Таким образом, терминологический анализ является составной частью содержательного анализа используемых источников, но не только. Он необходим для установления параллелей между источниками, характеризующими сходные явления. Разновидностью терминологического анализа выступает топонимический анализ. Топонимы — важнейший исторический источник, они несут в себе отпечаток времени и языка тех, кто осваивал данную территорию. В географических названиях отражаются особенности материальной и духовной жизни народа, темпы исторического развития, влияние на общественную жизнь природных и географических условий. Не только смысл топонима, но и его языковая форма очень важны, так как в последнем случае он выступает как источник для лингвистического анализа. В географических названиях отражается не только процесс заселения территории, но и становление государственности, этнические процессы, общественные явления. Так, например, анализируя географическое значение понятия «Русская земля» или «Русь», Б. А. Рыбаков указывает: ...мы замечаем любопытную двойственность: словосочетание «Русская земля» употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X—XI вв. политического единства. Так, например, часто оказывается, что из Новгорода или Владимира «ехали в Русь», то есть в Киев; что галицкие войска воюют с «русскими», то есть с киевскими дружинами, что смолен- ские города не русские, а черниговские — русские и т. д. Если мы тщательно нанесем на карту все упоминания «русских» «нерусских» областей, то увидим, что существовало еще и понимание слов «Русская земля» в узком смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поскольку эта лесная область не совпадает ни с одним княжеством XI—XIII вв. (здесь располагались княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское), нам приходится считать эти устойчивые представления летописцев XII века из разных городов отражением какой-то более ранней традиции, прочно сохранившейся еще в XII веке12. Объектом исследования могут выступать имена и фамилии людей, опираясь на которые, проводится антропонимический анализ. Этот пласт информации отражает обыденную жизнь людей, их представления, экономические и социальные отношения. Таким образом, исторические термины и слова источников выступают как важнейшее средство познания прошлого и нуждаются в тщательном изучении и интерпретации. По мнению Н. И. Смоленского, результат терминологического анализа зависит от следующих условий13: 1. Необходимо учитывать многозначность термина, который мог использоваться (и, как правило, использовался) для обозначения разных, иногда существенно отличавшихся друг от друга явлений и процессов. Одновременно необходимо выявить совокупность терминов, относящихся к одним и тем же событиям, причем для выяснения этой многозначности нужно привлечь как можно более широкий круг источников. 2. К анализу каждого термина следует подходить исторически, т. е. учитывать развитие его содержания во времени и пространстве. 3. Необходимо проследить изменение терминологии и связать поздние обозначения с более ранними, определить, не скрывается ли за новыми терминами и категориями содержание, которое уже существовало раньше, но под другими названиями.
1' Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1994. С. 70—71. 12 Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории. 2-е изд. М., 13 См.: Смоленский Н. И. Теория и методология истории. С. 249.
Терминологический анализ наиболее важен для характеристики терминов и понятий первого описательного уровня, отражающего эмпирические представления об изучаемом объекте. Однако проблемы систематизации и анализа актуальны и для теоретического понятийного аппарата. Как правильно пользоваться научными понятиями при написании разного рода научных работ? Нередко вокруг их применения развертываются целые дискуссии, в которых проявляются не только разные точки зрения, но нередко и диаметрально противоположные подходы к дефиниции их содержания. В результате перед ученым, особенно начинающим, встает проблема выбора такого определения понятия, которое станет инструментом для решения поставленных задач, обеспечивающим точность, строгость и корректность интерпретации. В некоторых случаях она разрешима только путем систематизации имеющихся в научном обороте терминов и понятий и аналитического осмысления их содержания. Рассмотрим следующий пример14. Известно, что определений понятия «культура» насчитываются сотни. И это неудивительно, так как само явление настолько сложное и многогранное, что прийти к единообразному толкованию его практически невозможно. Культуру могут рассматривать как «совокупность накопленных человечеством ценностей», в других случаях ограничивают содержание этого понятия ценностями художественной культуры. Для историков более свойственно восприятие культуры в контексте ее отраслевого развития, когда выделяются такие ее направления, как образование, живопись, архитектура, литература и т. д. В отличие от истории в философии давно уже утвердилось представление о всеобщности этой категории. Культура пронизывает все, что связано с деятельностью человека, его мышлением. В середине XX в. насчитывалось, как установили американские ученые А. Кребер и Е. Клакхон, 164 определения культуры. На сегодняшний день их общая численность превысила 500 и продолжает расти. 14 См. подробнее: Нышровская Л. 3. Культурология. История и теория культуры: учеб. пособие. М., 1992. Занимаясь историко-культурной проблематикой, исследователь сталкивается с проблемой выбора из всего многообразия определений того варианта, который будет наиболее полно соответствовать специфике и задачам исследования. Для этого необходимо выявить имеющиеся определения, систематизировать их. Это позволит установить существующие между ними логические связи, а также выявить наиболее часто используемые подходы к дефиниции данной категории. Работу с понятием можно начать с выяснения смысла самого слова. Так, например, «культура» в переводе с латинского означает «действие по возделыванию и обработке чего-либо», т. е. оно генетически связано с земледелием, но носит особый оттенок душевного отношения, даже поклонения (родственное слово — культ). Римляне стали употреблять это слово в словосочетании с каким-либо объектом: культура поведения, культура речи и проч. Цицерон стал использовать его для обозначения духовности, философию он считал культурой духа или ума. Культура как научное понятие стало применяться в Новое время. Так, немецкий юрист С. Пуфендорф (1632—1694) использовал его в своих трудах для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура в его представлениях противопоставлялась природному, естественному состоянию человека. Этот смысл чего-то неприродного применительно к культуре сохранился до сих пор. Новое время — новый образ жизни, образ мышления, для которого была свойственна безудержная вера в возможности разума. Носителями этих новых идей выступали горожане, защищенные каменными крепостными стенами, огражденные рукотворными вещами от внешнего мира и стихии природы. Технический и промышленный переворот еще более отдалили человека от природы, приводя его к мысли о своей особой миссии — носителя культуры. Разумность и просвещенность стали главным достоинством человека, что возвышало его над животным миром и природой. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюр-го) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. Во второй половине XVIII в. возникает понятие цивилизации, которое включало в себя дополнительные смыслы, связанные с урбанизацией и материально-технической культурой. В марксизме культура понималась как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Вся история рассматривалась как последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых представляла собой более развитую в культурном отношении ступень. Одновременно в рамках каждой формации выделялись антагонистические классы — носители культуры и, соответственно, ее развитие рассматривалось как результат борьбы и взаимодействия этих культур. Таким образом, исторический путь эволюции данного понятия отражает усложнение его семантической нагрузки. Для систематизации и обобщения всех смыслов и идей, заложенных в понятии «культура», нужно попытаться их формализовать и сгруппировать по базовым характеристикам. Этот процесс облегчается тем, что любое понятие сконструировано по определенным формальным правилам и имеет в своей основе логическую структуру суждения, которое отражается в формуле: термин = ключевое слово (наиболее обобщенное содержание понятия) + пояснения его сути через перечень конкретных проявлений. Расшифровка (признаки) термина может отражать, например, структурную или функциональную характеристику анализируемого явления, его внешнее описание или просто перечисление его черт и свойств. С учетом ключевых слов или содержательных аспектов расшифровки можно провести классификацию вариантов понятия. Применительно к анализу термина «культура» можно использовать несколько схем классификации понятия. В отечественной культурологии, в частности, была предложена схема, основанная на оценке методологического подхода к формулировке определения: антропологический, социологический, философский15. Антропологический подход состоит в признании самоценности культуры каждого народа и равноценности этих культур. При антропологическом подходе в определении обязательно упоминается роль человека, его способ существования, а сама культу- 15 Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки, 1870—1917. М, 1987. ра понимается очень широко и по содержанию совпадает со всей жизнью общества. Кроме того, в определениях этого типа отсутствует указание на какие-то специфические признаки культуры, что затрудняет понимание и неизбежно способствует появлению разночтений. К этой группе можно отнести следующие варианты определений: культура — это способ существования человека (Германский философский словарь); культура — все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация (Л. Бернард); культура — общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям (К. Доусон); культура — способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер). Социологический подход к определению понятия «культура» основан на выявлении ее специфических признаков. К этому классу можно отнести следующие примеры: культура — это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет); культура — это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский); культура — это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклиф-Браун); культура — это общий и принятый способ мышления (К. Юнг). Философский подход к определению понятия ориентирован на выделение наиболее значимых черт, всеобщих характеристик и закономерностей рассматриваемого явления. Этот подход предполагает проникновение в суть, при этом культура понимается как «содержание» или «способ бытия» общества: культура есть относительно постоянное материальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер);
культура — это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин). Для систематизации анализируемого понятия могут быть использованы и другие классификации. В частности, А. Кребером и К. Клакхоном была разработана классификация определений культуры, основанная на частотном анализе ключевых слов. Схема их классификации включает 10 групп: 1 — описательные определения (культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев и верований); 2 — указывают на связь культуры с традицией (культура — это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни); 3 — подчеркивают значение норм и образов для культуры; 4 — рассматривают культуру как способ приспособления общества к природной среде и экономическим потребностям; 5 — определяют культуру как продукт деятельности людей; 6 — выделяют, что главное в культуре — это способ ее передачи или то, что ее получают при воспитании и образовании; 7 — характеризуют культуру как поток идей, переходящий от индивида к индивиду посредством слов, действий; 8 — культура — способ мышления и бытия; 9 — смысл культуры в том, что она противостоит природе, борется с ней, подчиняет ее; 10 — культура — это особое возвышенное состояние духа. Не будем в рамках данного пособия вдаваться в дискуссии о значимости или ценности тех или иных методологических или методических подходов к систематизации изучаемых понятий. Важно подчеркнуть, что при изучении понятийного аппарата в рамках исследуемой темы необходимо использовать определенные приемы систематизации. Выбор конкретного способа систематизации связан с особенностями анализируемого понятия, уровнем его теоретической нагруженности и количеством вариаций понятия. Сталкиваясь с многообразием определений, исследователь вынужден решать задачу обоснования такого варианта дефиниции, который сможет выполнить функции «инструмента» в исследовании. Так, например, для историка наиболее удобными и эффектив- ными будут определения культуры, созданные в рамках антропологического или социологического подхода. Поскольку в отечественной культурологии наиболее распространенным остается представление о культуре как совокупном результате деятельности человека, то оно переносится на исторические исследования, где культура часто рассматривается с точки зрения духовной деятельности. В археологии и этнографии этот термин приобретает дополнительные смыслы и расширяется, включая представления о материальной культуре. Выделим ряд методических рекомендаций, которые можно использовать при изучении понятийного аппарата: • анализ понятийного аппарата темы должен быть ориентирован на полноту охвата существующих в науке определений с учетом всех используемых подходов; • комплексный анализ должен быть связан с задачей выделения таких вариантов, которые наиболее полно соответствуют целям и задачам исследования; • результатом анализа может быть либо выделение одного из предложенных в литературе вариантов, либо конструирование собственного определения понятия с указанием тех характеристик, которые наиболее значимы для вашего исследования. Причем законы научного познания часто подталкивают ко второму варианту. Исследователю важно понять, почувствовать для себя сущность анализируемого явления, сформулировать свое отношение. Для этого необходимо освоить предыдущий опыт, соотнести свое определение с уже существующими и уточнить его новизну. Выработка собственного суждения о понятии чаще всего связана с осознанием недостатков уже имеющихся определений. Для их понимания необходимо применить логические операции анализа и синтеза. Операция анализа связана со структурированием понятия, выявлением его основных составляющих элементов, видов и разновидностей явления. Операция синтеза связана с обобщением данного явления на новом уровне, позволяющим получить новое определение изучаемого понятия. Если встает проблема выбора типа понятия (остенсивное или логическое), нужно ориентироваться на использование наиболее простого определения, пригодного для решения поставленной за-
дачи. Оно может быть чисто описательным либо логическим, но при этом важно, чтобы понятийный аппарат обеспечивал корректную интерпретацию и описание изучаемого явления и соответствовал задачам исследования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое «научная категория», какие уровни категорий вы можете назвать? 2. Приведите примеры научных категорий (философских, общенаучных и частнонаучных), которые используются вами при проведении исследования. 3. Чем понятие отличается от категории? 4. Проанализируйте состав научных категорий и понятий, используемых автором, на примере какого-либо исторического труда. 5. Выделите основные типы понятий. 6. Раскройте структуру понятия, из каких элементов оно состоит? 7. Проанализируйте способ формирования понятий. Относятся они к остенсивным или логическим?
8. Выделите первичные исторические понятия, а также понятия второго и третьего уровня применительно к изучаемой вами теме. 9. Отразите понятийный аппарат вашего исследования в виде схемы.
10. Приведите примеры основных и вспомогательных понятий. 11. Выделите основные особенности понятийного аппарата исторической науки. 12. Составьте терминологический словарь основных понятий, необходимых для изучения вашей темы. 13. Выделите среди понятий те, которые имеют разночтения. Проанализируйте причины этих расхождений. РАЗДЕЛ II МЕТОДЫ СБОРА ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ГЛАВА 4 ПОИСК И ВЫБОРКА Реализация начальных этапов изучения исторической темы, связанных с определением проблемы, объекта, предмета исследования, целей и задач, а также формированием информационно-источ-никовой базы работы, основана на использовании методов сбора исторической информации. Процедура сбора состоит из приемов поиска документальной информации (научной и источниковой), а также методов ее регистрации. Поиск информации относится к наиболее затратным операциям, требующим много времени и усилий. На эту задачу историк тратит от 50 до 70 % своего времени и недаром, так как эффективность исследования зависит от полноты и достоверности его информационной базы. Вместе с тем проблемы поиска относятся к разряду технических и требуют от исследователя не столько аналитических способностей, сколько знаний о принципах организации библиографических и архивных информационно-поисковых систем и навыков работы с ними. Результатом библиотечного и архивного поиска выступает составление библиографии и определение круга исторических источников. 4.1. Методы поиска документальной информации Увеличение объемов научной информации и скорости ее обновления является закономерным процессом, который создает целый комплекс проблем, осложняющих выявление и получение необхо- димой документальной информации. Это, прежде всего, вопросы поиска научной литературы по теме исследования, которые связаны не только с первичным ретроспективным поиском, но и с отслеживанием новых публикаций. Другое направление поиска документов ориентировано на выявление исторических источников по теме исследования, обеспечивающих необходимую полноту ее изучения. Библиографический поиск по теме — это первый шаг, начальный этап любого исследования. Библиографический поиск требует разработки стратегии. С чего начать? Какие библиотечно-библиографические системы использовать в первую очередь? Их множество, и каждая из них решает свой круг задач. Начальный этап «вхождения» в проблему, как правило, связан с ретроспективным поиском, т. е. выявлением работ, желательно наиболее значимых, которые позволят составить первое представление об объекте и предмете исследования. Начать библиографический поиск по теме необходимо с изучения библиотечных каталогов, в которых можно получить информацию о монографиях и обзорах по теме исследования, так как именно они дают возможность оценить уровень ее разработанности. Чаще всего для тематического поиска используют предметный каталог, где описание публикаций распределено в соответствии с их содержанием по отраслям знания. Сориентироваться в каталоге позволяет его схема, а также алфавитно-предметный указатель, где, опираясь на ключевые слова, можно быстро выделить актуальные разделы каталога. Но, работая с каталогом, нельзя ограничиваться только теми разделами, индексы которых найдены в алфавитно-предмет-ном указателе, обязательно нужно смотреть разделы, являющиеся более общими по отношению к исследуемым. Структура предметного библиотечного каталога такова, что позволяет быстро выявить труды обобщающего характера, обзоры, монографии, но для ведения узкопредметного поиска он мало приспособлен. Кроме того, каталоги содержат информацию об отдельных ретроспективных библиографических обзорах и указателях по теме, которые необходимы для расширения списка литературы. В научных библиотеках имеются обычно картотеки статей, опубликованных в периодических и продолжающихся научных изданиях. Они являются удачным дополнением к основному кругу литературы, так как позволяют привлечь научные работы, отражающие современные подходы и проблемы изучения темы. Значительный интерес представляют также библиографические разделы, которые ведутся периодическими научными журналами. Помимо работы с традиционными библиотечными системами необходимо использовать те возможности, которые предоставляет сегодня Интернет. Электронные каталоги крупнейших библиотек страны, например, Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru), Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru), Государственной публичной исторической библиотеки (shpl.ru), библиотеки ИНИОН (www.inion.ru), и те режимы поиска, которые в них реализуются, существенно расширяют возможности получения информации о научной литературе по теме. Хотя нужно учитывать и другой момент — неполноту электронных каталогов. В нашей стране они начали создаваться не так давно, и в них представлен обычно современный срез научной литературы, а глубокий ретроспективный поиск с их помощью, как правило, невозможен. Поэтому поклонникам современных информационных систем не следует забывать об их традиционных прототипах. После изучения каталогов и указателей по ретроспективной библиографии необходимо познакомиться с текущими библиографическими изданиями. С 1947 г. Фундаментальная библиотека общественных наук АН СССР стала издавать бюллетень новой советской и иностранной литературы по истории, археологии и этнографии. В 1969 г. на базе этой библиотеки был создан Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР, на который была возложена задача координации научно-информационной работы. ИНИОН ежемесячно выпускает отраслевые, страноведческие, тематические библиографические бюллетени, содержащие систематические и частично аннотированные списки изданий по истории. Основными видами информационных изданий, которые готовятся органами научно-технической информации, являются реферативные журналы, сигнальная информация, экспресс-информация,
аннотированные библиографические указатели, обзоры, справочники и другие материалы. Реферативный журнал — это специализированное спра-вочно-библиографическое периодическое издание, целью которого является регистрация и систематизация научно-технической литературы. Реферативный журнал как особый вид периодических изданий появился еще в конце XVIII — начале XIX в. В 1769—1776 гг. в Лейпциге стал издаваться журнал «Vollstandige Auszuge aus den besten chirurgischen Disputen aller Akademien» («Полные выдержки из лучших хирургических диспутов всех академий»). Он считается первым реферативным журналом. Несколько позднее аналогичный журнал стал издаваться в Лондоне, а затем и в других странах. В России наиболее известным информационным изданием был «Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии», он издавался в Санкт-Петербурге в 1824—1831 гг. Большую роль играл и другой реферативный журнал — «Медицинское обозрение», выпускавшийся с 1874 г. вплоть до 1918 г. и насчитывающий 89 томов, а также «Библиографический указатель статей железнодорожной периодической литературы» (СПб., 1833—1916). Кроме того, большинство научных журналов этого периода имели реферативные рубрики.
|