Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 6 страница
Формализация включает также приемы идеализации, т. е. переход к предельному варианту абстрагирования и обобщения. Идеализация представляет собой мысленное конструирование объектов действительности, для которых существуют прообразы в реальном мире. Идеализация необходима для более глубокого проникновения в суть изучаемого объекта и предмета. Таким образом, метод формализации несет значительную познавательную нагрузку, однако он имеет определенные ограничения и его нельзя абсолютизировать. Приемы формализации используются в исторической науке не только на уровне построения теории и разработки понятийного аппарата. Весьма полезны они могут быть при изучении текстов исторических документов с целью выявления их информационного потенциала и более объективной интерпретации. Кроме того, в ходе формализации сведений исторических источников решается задача преобразования исходной информации в форму, доступную для дальнейшей количественной обработки.
В основе методов формализации лежит процедура измерения — в широком смысле это способ установления отношении между объектами (их свойствами, связями, тенденциями). По определению И. Д. Ковальченко, суть измерения состоит в том, что историческая информация выражается в количественных показателях3. Так, например, описывая любое историческое событие (вооруженный конфликт двух стран, формы народной борьбы или факты экономической, социальной жизни), историк использует количественные характеристики, указывая число участников, интенсивность событий, масштабы процессов. Но это наиболее очевидный вариант количественного измерения. При изучении массовых источников исследователь сталкивается с проблемой скрытой информации. Она заложена в историческом источнике, но актуализируется только путем выполнения определенных действий. Попробуем обобщить методику формализации, т. е. перевода исторической информации в количественную форму. Он осуществляется путем: 1) расчленения исторического явления или процесса на элементы; 2) их статистического измерения и 3) подсчета. Подсчет частоты повторения исторических фактов во времени и в пространстве является наиболее простым способом преобразования качественной информации в количественную форму. Так, например, интенсивность стачечного движения в Российской империи определяется количеством выступлений за разные годы, числом участников и т. д. Могут быть использованы такие способы измерения, как протяженность во времени (продолжительность событий) или пространстве (количество городов и поселений, охваченных крестьянской войной и т. д.). Исторические явления могут быть рассмотрены со стороны их структуры или функций, выраженных также в количественной форме (социальная стратификация общества, структура помещичьего или крестьянского хозяйства и т. п.). Таким образом, измерение — это процедура, посредством которой объекты в соответствии со своими свойствами и признаками отражаются в числовых показателях. Объектами измерения могут выступать социальные группы (люди), партии, организации, собы-
2 См.: Логические методы и формы научного познания. С. 59. 3 См.: Ковспьченко И. Д. Методы исторического исследования. М, 1987. С. 326.
тия или же исторические источники. В зависимости от объекта измерения выделяются два подхода к формализации исторической информации: источнико-ориентированный и проблемно-ориентированный. В первом случае в качестве объекта измерения выступает исторический источник, чаще всего массовый. А целью — преобразование сведений источника в количественную форму, доступную для статистического анализа. Для измерения содержания источника разрабатывается унифицированная анкета, которую можно рассматривать как его логическую содержательную модель и одновременно инструмент для регистрации сведений. Методика создания унифицированной анкеты была разработана Т. И. Славко и нашла отражение в ряде ее работ4. Проблемно-ориентированный подход нацелен на измерение массового исторического явления и, соответственно, связан с созданием его информационной модели. Если, например, изучается крестьянское движение, то его можно измерить, используя такие признаки, как: 1) форма борьбы — активная или пассивная; 2) географические координаты; 3) даты; 4) численность участников; 5) количество охваченных протестом поселений; 6) требования восставших; 7) уровень организованности и т. д. Для измерения исторических явлений конструируются признаки, которые отражают их свойства и черты. Признаки могут быть количественными и качественными (атрибутивными). Количественные признаки выражаются в числовых значениях и указывают размер или уровень соответствующего признака. Качественные (атрибутивные) признаки имеют словесно-описательную форму выражения и фиксируют наличие вариантов значений признака или их интенсивность. Результат измерения, основанный на проблемно-ориентированном подходе, также выражается в форме унифицированной анкеты. Анкета включает не только перечень признаков, но и шкалу градаций значений признака (см. табл. 5.1). 4 См., например: Славко Т. И. Математические методы в изучении истории советского рабочего класса. М., 1991; Она же. Творческая активность рабочего класса: массовые источники, методы изучения по материалам Татарской АССР 60—70-х гг. Казань, 1987. Процесс формализации исторических сведений включает следующие этапы: I этап связан с определением объекта измерения (источник или массовое историческое явление), а также цели и задач исследования. Они в конечном счете определяют и подход, и содержательную структуру анкеты. Возьмем в качестве примера исследование, нацеленное на изучение социального облика раскулаченных в период коллективизации. Важнейшим источником по этому вопросу служат личные дела раскулаченных, которые могут стать основой создания унифицированной анкеты. При источнико-ориентирован-ном подходе все процедуры измерения будут нацелены на реализацию задачи наиболее полного представления информации первичного источника в структуре унифицированной анкеты. При проблемно-ориентированном подходе унифицированная анкета будет содержать набор признаков, ориентированных на отражение просопографической информации5. Другой пример просопографического исследования связан с составлением коллективного портрета командного состава Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Разработчики (Ю. Ю. Юмашева, И. М. Гарскова), изучавшие эту проблему, прибегли к проблемно-ориентированному варианту унифицированной анкеты (базы данных), предназначенной не только для регистрации персональной информации, но и для накопления и систематизации ее за счет привлечения разных видов источников6. В общей сложности для составления базы данных (БД) был использован 891 опубликованный документ— это справочники, монографии, труды и мемуары, сборники, материалы периодической печати. В базу данных вошли сведения о 337 персоналиях с полным набо- 5 Согласно определению, данному известным историком и социологом 6 Описание БД «СОМАЫОАКМ» см.: Гарскова И. М. Базы и банки данных ром полей и 241 запись с неполным объемом информации. Структура базы данных включает 6 таблиц, вместе составляющих полный формуляр унифицированной анкеты. Таблицы связаны между собой и позволяют составить полную картину социально-демографических характеристик командармов и их послужного списка. Проблемно-ориентированный подход рекомендуется использовать в том случае, когда изучаемое явление получило отражение в разных источниках и невозможно выделить один комплекс документов, достаточный для его системного описания. Возможна комбинация этих подходов с целью создания более полной картины. Такая ситуация возникла при изучении сельской поселенческой сети Среднего Урала в XX в., сведения о которой носят моментный характер и рассеяны по разным видам источников, в том числе статистическим, административно-учетным, описательным и т. д. Процедуры формализации были реализованы в следующих направлениях: 1) созданы источнико-ориентированные базы данных по материалам Списков населенных мест за 1909, 1928, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., содержавших моментные данные о поселенческой сети; 2) составлена проблемно-ориентированная эталонная таблица, где сосредоточена постоянная информация о поселениях, в том числе дата создания, дата ликвидации, географические координаты, наличие экономических и культурных объектов, природные и исторические памятники и т. д. Эта реляционная база формировалась на основе использования комплекса источников, в том числе краеведческих описаний. Чем сложнее объект исследования и разнообразнее источнико-вая база, тем сложнее процедуры системного описания, а значит и формализации. Причем определение объекта измерения не всегда является очевидным, так как может не совпадать с объектом исследования и требует дополнительного обоснования с учетом целей, задач научного анализа и используемого источникового массива. II этап — измерение объекта (источника или исторического явления) — включает выделение и формулировку содержательных признаков, количественных и атрибутивных. Тем самым формируется информационная модель объекта. Эти проблемы лежат в плоскости концептуального анализа, на основе которого в зависимости от решаемых задач определяются те признаки, которые дают наиболее полное представление об изучаемом явлении. В качестве основы для создания информационной модели и отбора признаков могут служить первичные источники (документы), если реализуется его модель. Проще всего измерению поддаются формализованные источники, представленные в виде анкет, формуляров, бланков, где необходимые признаки уже выделены и сформулированы. В этом случае можно перенести их в унифицированную анкету в первоначальном виде. При работе с частично формализованными и неформализованными источниками, которые не имеют такой четкой и жесткой структуры, перед историком встает задача самостоятельного определения и формулировки необходимых для дальнейшего анализа признаков. Необходимо выделить такие признаки, информация по которым содержится во всех документах или хотя бы в их части. Это может быть реквизит документа (дата, подпись, резолюция, название документа и т. д.), тема или элемент структуры. Возьмем в качестве примера первичные бланки бюджетных обследований колхозников 1960-х гг. Из двух форм — «Бюджет колхозника за_______ месяц 196_ г.» (форма 1) и «Контрольная тетрадь статистика по бюджетам колхозников за 196 г.» (фор При формировании унифицированной анкеты часть признаков (98) были включены в анкету в том же виде, что и в самом доку-
менте (пол главы семьи, его возраст, членство в колхозе, совокупный доход, расход и т. д.). Их использование сводилось к перенесению соответствующей информации из бланков и ее регистрации в унифицированной анкете. Остальные 54 признака — комплексные, т. е. содержат информацию нескольких показателей формы 2. В частности, в анкете был сформулирован признак «демографический тип семьи». Он отсутствует в источнике, но может быть определен на основе сведений табл. 1 формы 2. Здесь приведен перечень членов семьи с указанием их семейного статуса и пола. Для измерения данного признака была разработана шкала градаций, включающая следующие варианты: «супружеская пара без детей», «супружеская пара с детьми», «супружеская пара с детьми и родителями» и т. д. в соответствии с общепринятой типологией семьи. Установление демографического типа конкретной семьи и отнесение ее к той или иной категории осуществлялось на основе комплексного анализа всей таблицы и уточнения характера родственных отношений. Такие признаки анкеты, как «число членов семьи», «число отсутствующих членов семьи», «количество работников в семье», «из них работающих в колхозе», «количество детей до 16 лет», «число иждивенцев в семье» также были сформулированы на основе анализа табл. 1 формы 1 и формы 2. Кроме них был выделен признак «число едоков в семье», который является расчетным и призван привести сведения бюджетов разных семей к сопоставимому виду (с учетом возраста, пола и интенсивности физического труда членов семьи). Расчет числа едоков осуществлялся на основе разработанных статистикой норм: один едок — это взрослый мужчина, имеющий среднюю трудовую физическую нагрузку; остальные члены семьи — женщины, дети, пенсионеры приравнивались к определенному значению коэффициента, начиная от 0, 2 до 1, 3. С учетом структуры конкретной семьи для нее можно рассчитать суммарный коэффициент едоков. Этот сконструированный признак затем использовался при расчете объемов потребления продуктов питания на одного едока, что позволило систематизировать и обобщить информацию по этому сложному разделу программы бюджетного обследования. Таким образом, даже работая с формализованными данными, возникает потребность их преобразования в форму, удобную для дальнейшего анализа. Часто это связано с обобщением первичной информации уже на стадии выделения признаков и построения логической модели объекта исследования. III этап включает измерение значений признаков и построение шкалы градаций. Шкала градаций — это перечень вариантов значений, выраженный в вербальной или количественной (порядковой или интервальной) форме. В зависимости от содержания признака создается номинальная, порядковая или интервальная шкала7. Номинальная шкала состоит из классов объектов или формализованных вариантов значений, определяемых по естественной упорядоченности значений (например, «пол» — «мужской», «женский»), либо по частоте встречаемости значений в первоисточнике (например, варианты для признаков «национальность», «профессия», «религиозные убеждения» и т. д.). Порядковая шкала отражает расположение объектов по интенсивности проявления в них определенного свойства, т. е. по принципу «больше — меньше» (например, число детей в семье: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и более). Порядковая шкала используется при измерении количественных признаков с низким уровнем вариативности, когда число возможных значений ограничено изначально. Она может быть использована для измерения не только количественных, но и атрибутивных признаков. В последнем случае обозначается место объекта в упорядоченном ряду (например, признак «какой брак по счету»: первый, второй и т. д.). Интервальная шкала используется для измерения количественных признаков с высоким уровнем вариативности. В этом случае определяется интервал значений и при регистрации указывается не точное значение признака, а дается его интервальная оценка в принятых единицах измерения8. В результате этой многоуровневой процедуры измерения (объект — признак — градация) формируется система обозначений 7 См. подробнее в главе 8. 8 См. подробнее процедурные моменты построения интервальной шкалы (кодирования) исторической информации, которая используется и на стадии регистрации сведений, и на стадии их обработки. Удобнее всего эту информацию представить в форме исследовательской унифицированной анкеты, пригодной для ручного сбора и обработки сведений. Но она не теряет актуальности даже в том случае, если планируется создание базы данных и их дальнейшая компьютерная обработка. Рассмотрим пример унифицированной анкеты, составленной на основе анкет делегатов областных профсоюзных конференций 1970-х гг. (табл. 5.1)9. Таблица 5.1 Унифицированная анкета рабочих-делегатов
9 Сяавко Т. И. Математические методы в изучении истории советского рабо чего класса. С. 126. Окончание табл. 5.1
Такая анкета позволяет быстро фиксировать информацию первоисточника в закодированном виде (указывается только номер признака и код градации) и в дальнейшем потребуется минимум времени для систематизации и статистического анализа этих данных. Составление унифицированной анкеты для структурированных документов обычно не представляет труда. Другой вопрос, если объектом формализации выступает слабоструктурированный исторический документ. В этом случае дублирование источника в анкете невозможно и исследователь должен преобразовать исходную информацию с учетом задач исследования. В качестве примера можно взять протоколы собраний колхозников. Их тексты хотя и содержат обшие структурные элементы, но по содержанию и объему могут существенно различаться. Отбор признаков проводился в соответствии с задачами исследования — изучения собрания как
инструмента управления, оценки его эффективности и полномочий. В результате была предложена следующая система признаков (табл. 5.2)10. Таблица 5.2 Унифицированная анкета по протоколам общих собраний колхозников в послевоенный период
1(1 МазурЛ. Н. Протоколы общих собраний колхозников как источник по ис тории крестьянства (методика анализа) // Количественные методы в исследовани ях по истории рабочего класса и крестьянства. Свердловск, 1991. С. 95—114.
Продолжение та
Окончание табл. 5.2
* Заполняется конкретными данными, а затем на основе формализации выделяется 10 15 вопросов. ** Заполняется как в документе, затем выделяются наиболее часто встречаемые формулировки решений. Приведенная выше анкета оказалась удобным инструментом сбора информации, с помощью которого было изучено более 700 документов и проанализированы полномочия общих отчетно-выборных и текущих собраний, а также их роль в системе управления. Работая с полуформализованными источниками, необходимо учитывать, что унифицированная анкета не может отразить все многообразие информации первоисточников. Поэтому в дополнение к количественным методам нужно использовать традиционные приемы анализа документов. Иллюстративный материал уточняет и подчеркивает тенденции, выделенные на основе количественного анализа. Используя унифицированную анкету как инструмент сбора и регистрации информации, историк создает вторичный источник с закодированной информацией, удобной для дальнейшей статистической обработки. Однако не все так просто. Процедура разработки анкеты может быть достаточно длительной и включает неоднократные коррективы. В первоначальном варианте трудно предусмотреть все возможные направления анализа. Они становятся понятными только в процессе работы с первоисточником. В этом случае какие-то из ранее выделенных признаков могут быть исключены и, наоборот, введены новые. Основным недостатком метода формализации выступает утрата определенной части исторических сведений. Это оправдано, если процедура измерения была проведена корректно с учетом специфики изучаемого документа, его языка и содержания. Если измерение было проведено некорректно (с высокой степенью абстрагирования, утратой важных системообразующих качеств источника), то оно может стать причиной серьезных искажений, влияющих на дальнейшую интерпретацию. Особенно осторожно нужно использовать в качестве шкалы измерений неоднозначно толкуемые понятия, так как это может придать формализуемой информации те смыслы, которые не были заложены в самом источнике.
|