Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 7 страница
Формализация и систематизация сведений массового источника с помощью метода унифицированной анкеты отличается эффективностью и простотой выполнения. Данная методика получила апробацию при изучении самых разных комплексов документов, в том числе анкетного материала, личных учетных карточек, документов текущего учета движения населения, бюджетов семей рабочих, личных дел, писем, жалоб и т. д. Метод позволяет сохранить информационную структуру источника и отличается универсальностью применения. Создание с помощью унифицированной анкеты массива с однородной систематизированной информацией, хранящейся в закодированном виде, облегчает дальнейшую статистическую обработку данных, а также позволяет использовать их неоднократно для изучения других проблем, связанных с рассматриваемым объектом. Метод унифицированной анкеты особенно актуален в условиях развития компьютерных технологий. При построении анкеты реализуются те же процедуры, что и при проектировании базы данных. В итоге информация анкет переводится в машиночитаемую форму с использованием доступных исследователю систем управления базами данных (СУБД). При изучении слабоструктурированных, нарративных источников используется метод контент-анализа. Эта группа источников отличается повествовательным характером, к ним можно отнести летописи, периодическую печать, мемуары, жалобы, листовки, научную литературу и т. д. Формализация таких текстов, как правило, строится на выделении отдельных информационных элементов и их измерении. Простейшим методом измерения является подсчет числа объектов с заданными свойствами в общей совокупности. В основе контент-анализа лежит идея расчленения текста на элементарные информационные единицы, которые можно перевести в количественные характеристики. Сам термин «контент-анализ» означает «анализ содержания», он появился в конце XIX в.
Первоначально процедуры контент-анализа разрабатывались и использовались для исследования массивов информации, опубликованных в периодической печати. В 1893 г. появилось исследование Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости?», предложившего комплексную модель изучения газетных текстов, учитывающую не только тематику публикаций, но и объем внимания. Он проанализировал воскресные выпуски газеты «The New York Times» за 1881 и 1893 гг., классифицировал содержание материалов по темам (экономика, политика, культура и т. д.) и измерил длину полос, отведенных под них. Сопоставив данные по годам, Дж. Спид определил, что газета стала публиковать больше сплетен, скандалов, происшествий и, напротив, меньше серьезных материалов, посвященных политике, экономике, культуре. В результате анализа был сделан вывод о тематической переориентации газеты. С течением времени круг документов, изучаемых с использованием данного метода, существенно расширился. Он стал применяться для анализа литературных текстов, законодательных актов, журнальных статей, научных исследований, рекламных и пропагандистских материалов. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в начале 1950-х гг. в книге Б. Берел-сона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях», где были выделены разные виды контент-анализа, критерии и единицы измерения. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим представление об основных положениях контент-анализа. В дальнейшем развитие методики контент-анализа было связано с именами Ч. Осгуда, Г. Лассуэла, Ж. Кайзера, Э. Морина, которые ввели новые категории и процедуры контент-анализа. В частности, Э. Морин впервые использовал термин «единица информации», ставший базовым при реализации процедур контент-анализа. В отечественной социологии методика контент-анализа получила распространение в 1970—1980-е гг. и использовалась преимущественно для изучения периодических изданий. Существует обширная литература, связанная с проведением контент-аналитического исследования исторических источников". 11 См.. например: Количественные методы в исследованиях по истории рабочего класса и крестьянства: сб. науч. тр. Свердловск, 1991. В качестве типичного примера контент-анализа можно привести проект изучения материалов шести центральных газет за три года (1986—1988 гг.), посвященных проблемам аграрного реформирования. Все тексты были систематизированы по следующим информационным элементам: год публикации; тематика (семейная ферма, аренда, кооперация); характер материала (проблемный или пропагандистский). Итоги подсчетов были оформлены в виде таблицы (табл. 5.3). Таблица 5.3 Распределение газетных публикаций по проблемам аграрного реформирования {1986 — 1988)*
* Приводится по: Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2 ч. М., 1990. С. 134. Приведенный в таблице частотный анализ газетных публикаций выступает яркой иллюстрацией «перестроечных» процессов. Пресса отразила нарастание конфликтов, губительных для новых форм аграрных отношений. Реализация контент-анализа представляет собой достаточно сложную процедуру и состоит из следующих этапов: 1) определение объекта анализа, т. е. документа или массива однородных документов; 2) выделение в информационном массиве смысловых (информационных) единиц, определение их значений и связей. На этой стадии важен полноценный источниковедческий анализ докумен- та, так как он необходим для правильного понимания смысловых единиц и их последующей интерпретации; 3) подсчет частоты употребления смысловых единиц или объема (пространства), которые они занимают в тексте; 4) интерпретация полученных результатов. Для эффективного выполнения перечисленных выше задач необходимо обратить внимание на следующие моменты. Нужно продумать программу исследования, где необходимо четко определить цели и задачи контент-анализа, объект измерения, категории анализа, информационные единицы (единицы анализа), уточнить единицы счета. В качестве объектов исследования обычно выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Они относятся к слабоструктурированным комплексам текстовых материалов, комплексное изучение которых, в том числе выявление скрытой информации, связано с формализацией. После того, как сформулированы объект, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам и представленные в тексте в виде определенных слов, словосочетаний и в других вариантах. Категории анализа с опорой на эмпирический материал текстов конструируются исследователем. Желательно, чтобы понятия не были слишком общими (абстрактными), так как это влияет на глубину анализа текста. Категории анализа не должны быть предельно конкретными, в этом случае их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В качестве категорий могут быть выделены: образ, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. При изучении текстов может быть использован парадигматический подход, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и т. д.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания. Информационными единицами (единицей анализа) могут выступать слово (понятие, имя, географическое название, дата и т. д.), словосочетание, тема, событие или факт либо структурный элемент документа. В источниковедческом исследовании в качестве информационной единицы часто рассматриваются реквизиты документа и его содержательные элементы. Информационные единицы должны соответствовать целям, задачам и гипотезам исследования. Обычно при проведении контент-анализа оперируют не одной, а несколькими единицами анализа, образующими систему. Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур. Единица счета может совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной информационной единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам определяет единицы счета, которыми могут быть: а) объем текстов (количество символов); б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях; е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и проч. Из всех рассмотренных выше элементов особые требования предъявляются к выбору и формулировке категорий анализа: 1) они должны соответствовать содержанию источника и по возможности исчерпывать его (требование исчерпаемости); 2) они не должны пересекаться по содержанию и даже частично дублировать одна другую (требование взаимоисключаемости); 3) каждая категория анализа должна быть сформулирована так, чтобы разные исследователи понимали ее одинаково (требование однозначности).
Реализовать эти требования нелегко. Проблемы измерения информации связаны с ее субъективным восприятием. Поэтому, составив анкету для контент-анализа, рекомендуется проверить ее работоспособность, предложив заполнить нескольким людям. При корректной (однозначной) формулировке категорий анализа расхождение в кодировании не должно превышать 20 %. Есть свои сложности и в разработке единиц анализа. Чем тоньше и сложнее градации признака, тем больше с их помощью можно извлечь информации из текста. Однако по мере измельчания смысловых единиц их надежность уменьшается. Проведение контент-анализа связано с созданием необходимых исследовательских инструментов — рабочих документов, в которых дается системное описание всех элементов контент-анализа и результатов его проведения. К ним относятся: классификатор контент-анализа; бланк контент-анализа; регистрационная карточка или кодировальная матрица; инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; каталог (список) проанализированных документов. Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории и единицы анализа. Ее основное назначение — отразить, в каких единицах выражается каждая категория. Классификатор может иметь вид исследовательской анкеты (по типу унифицированной), где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов (варианты значений признака). Он является основным методическим инструментом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих документов. Бланк контент-анализа содержит сведения о каждом анализируемом документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.), а также итоги его анализа (количество случаев употребления определенных единиц анализа и следующие из этого выводы относительно категорий анализа). Бланк заполняется с использованием кодов. Это позволяет ускорить процедуру регистрации, а также облегчает статистическую обработку информации. Если изучается малое число документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы открытым текстом. Регистрационная карточка разрабатывается в дополнение к бланку контент-анализа и представляет собой кодироваль- ную матрицу для каждой единицы анализа, в которой отмечается количество единиц счета. Бланк каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу. Рассмотренные выше методические аспекты контент-анализа выступают важным условием корректного измерения информации документов и их последующей интерпретации. Овладение инструментами требует практики, начинать рекомендуется с изучения простых по содержанию документов с использованием нескольких (1—3) категорий анализа. С учетом изучаемых информационных единиц выделяются следующие разновидности контент-анализа: 1) символьный; 2) тематический; 3) анализ модальности текстов; 4) структурный. При проведении символьного контент-анализа в качестве информационной единицы, а также единицы счета используются определенные слова или словосочетания, важные для решаемых исследовательских задач. Результат контент-анализа связан с подсчетом их частоты в информационном массиве, который может быть представлен одним документом или некоторым множеством однотипных документов. В качестве измеряемых единиц могут быть использованы имена людей (частота упоминания свидетельствует о значимости данного человека для автора), географические названия, даты, словесные обороты (анализ используемого в тексте словаря), упоминания какого-либо факта или события, правительственного решения и т. д. В качестве примера символьного контент-анализа можно привести исследование художественной литературы середины XIX в., проведенное с целью выявления отношения к старости. Пример приведен в книге Б. Н. Миронова12. Для анализа авторами исследования было отобрано методом случайного отбора 293 рассказа, опубликованных в американском журнале «Littells Living Age» за 1845— 1882 гг., это 10 % от общего числа произведений. Для проведения контент-анализа была составлена анкета, включающая 82 вопроса с вариантами ответов, сформулированных с использованием тек- 12 Миронов Б. Н. История в цифрах: математика в исторических исследованиях. Л., 1991. С. 27.
стов художественных произведений. Ответы позволяли выявить «образ старика», т. е. те литературные обороты (символы), которые использовались писателями для изображения пожилых людей, а также отношения к ним. Среди вопросов были выделены следующие: является ли пожилой человек главным, второстепенным, случайным героем произведения; каков его возраст, пол, семейное положение, профессия, социальный статус, раса; какое у него здоровье, чем он болеет, как относится к своему здоровью; умственное состояние, чему предпочитает посвящать свободное время — самообразованию, церкви, праздности и т. д.; является ли главой семьи; дает ли советы молодым; как относятся молодые к пожилым. На каждый рассказ заполнялась анкета и каждый из 82 вопросов выступал в роли категории анализа. Единицами анализа служили те слова и фразы, которые позволяли получить ответ на вопрос. Единицей счета также выступали единицы анализа — символы. Результаты контент-анализа оказались интересными. Пожилые люди в течение всего изучаемого периода изображались в рассказах здоровыми, здравомыслящими, экономически независимыми ни от детей, ни от общества. Молодые относились к ним с любовью и уважением. Однако в большинстве случаев старики не служили молодым примером для подражания и не выступали в качестве советников и наставников. Анализируя результаты такого исследования, авторы сделали выводы, что художественная литература дает не вполне достоверный образ. Другие источники свидетельствовали о противоположном процессе: негативное отношение к старикам получило распространение уже в середине XIX в. Но художественная литература запаздывала с изображением этих изменений. Особый интерес при проведении символьного контент-анализа может представлять изучение использованных автором слов и словосочетаний, что является, с одной стороны, отражением его мировоззренческих установок, целей, а с другой — дает представление об используемых технических приемах влияния. При символьном анализе необходимо учесть вид понятий и их форму. Понятия могут быть из разряда политических (демократия, самодержавие, реформа и проч.), правовых (преступность, закон), философских и т. п. Категориями анализа могут выступать также идея, суждение, законченная мысль, культурные коды. Символьный контент-анализ позволяет решать задачи определения авторства. В этом случае изучается грамматический строй произведения, а в качестве его исходных элементов, подлежащих счету, будут выступать части речи в тех или иных формах и сочетаниях. Последующая их обработка с использованием математических методов позволяет установить количественные характеристики стиля. Наряду с символьным анализом большое распространение получил тематический контент-анализ, при котором в качестве единицы счета выступает определенный текст (статья, письмо, жалоба, воспоминание и т. д.), а в качестве категории анализа — тема. В рамках такого исследования необходимо решить ряд вопросов: выделить массив анализируемых текстов; классифицировать их по темам (в этом случае необходимо формализовать встречающиеся варианты тематики и разработать рубрикатор); учесть объем внимания к темам, т. е. размеры текстов. Тематический частотный анализ удобен для изучения отношения общества или властных структур (в зависимости от происхождения текстов) к определенным проблемам, он нередко позволяет выявить внутренние подсознательные процессы, свойственные авторам. Тематический контент-анализ получил широкое распространение при изучении текстов исторических источников. Примером такого исследования может служить работа К. Г. Переладова, посвященная изучению заговоров и проанализированная в монографии Б. Н. Миронова. В качестве объекта исследования были использованы 372 заговора из сборника Л. Н. Майкова, опубликованного в 1869 г. Они были распределены по 8 темам, а в пределах каждой темы по 3 группам — христианские, языческие, синкретические, в зависимости от того, к кому были обращены заговоры (к домовому или лешему, языческим богам, силам природы; к Христу, святым, Богородице и т. д.; и к тем и к другим). Исследование первоначально ставило две задачи: узнать, что и о чем говорят заговоры, а также кто их применял. Категорией анализа в первом случае была тема заговора, а во втором — верование. Были выделены следующие тематические группы (единицы анализа): хозяйственная деятельность (рост растений, хорошая охота и т. д.); здоровье, общественные отношения (война, суд); частный быт и т. д. (табл. 5.4). В качестве индикатора верований заклинателя рассматривались силы, к которым обращено заклинание (божества, ангелы, апостолы, святые, демоны и т. д.). Единицей счета в обоих случаях выступал отдельный заговор. Таблица 5.4 Распределение заговоров по темам и наличию в них элементов христианских, языческих и синкретических верований*
* Приводится по: Миронов Б. И. История в цифрах. Л., 1991. С. 19. Приведенный выше пример иллюстрирует не только возможности, но и сложности проведения контент-анализа, так как в ряде случаев измерение текстов может быть проведено не вполне корректно, и это непосредственно отражается на интерпретации. При изучении заговоров тематический анализ даст вполне достоверную картину. Большая часть всех заклинаний была обращена на здоровье и хозяйственную практику. Соответственно, частота затрону- тых в заговорах тем отражает иерархию жизненных ценностей, а также их зависимость от случайных факторов. Общественные отношения, быт, регулируемые традиционным правом, не были столь зависимы от случайных влияний и рассматривались как более управляемая сфера жизни. Другой аспект анализа — религиозный, связанный с изучением преобладающих верований, языческих или христианских — остался не раскрытым, так как предложенная автором интерпретация не вполне корректна. По мнению автора, преобладают языческие верования, так как в основном идет обращение к языческим существам и силам природы. Вместе с тем, как отмечает Б. Н. Миронов, форма заговора сама по себе является языческой и не соответствует канонам христианства, где в принципе запрещено навязывание своей воли кому-либо. В заговорах под влиянием христианства получили отражение некоторые элементы христианской культуры, выражающиеся в зачинах и концовках молитвенного характера, но это не изменило их языческой сути. С учетом этого неправомерно было подразделять заговоры на христианские и языческие, это очевидное упрощение текста, так как наличие христианской атрибутики нельзя рассматривать как свидетельство определенного религиозного мировоззрения. В целом проведенный контент-анализ стал доказательством синкретичности религиозного сознания, в котором слились дохристианские и христианские образы. Определенную информацию дает изучение датировки заговора. В сборнике есть указание на время и место его записи. Чем позднее сделана запись, тем больше христианских элементов содержит заговор. Чаще всего программа исследования строится на комплексном использовании элементов символьного и тематического анализа, позволяя получить более точную информационную картину, в том числе связанную с выявлением явных и скрытых пластов. Так, например, при изучении военной переписки В. И. Ленина (576 документов) для частотного анализа были выбраны следующие категории анализа: 1) дата составления письма; 2) адресат; 3) темы затрагиваемых в письме вопросов (проблем) и пути их решения13. 13 См.: Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2 ч. М.. 1990.
Изучение адресования писем (а среди адресатов несомненным лидером был Л. Троцкий) позволило сделать вывод о реальной роли данной личности в годы Гражданской войны. Анализ датировки отразил «пиковые» даты, когда поток писем резко возрастал. Они, как правило, были связаны с наиболее напряженными ситуациями — кризисами. Этот материал послужил основой для уточнения периодизации Гражданской войны. Интересную информацию дал и тематический анализ, отразивший корреляцию тематики писем с ситуацией на фронтах. Были выявлены и предпочитаемые руководством «приемы» решения проблем. Таким образом, с помощью контент-анализа, как символьного, так и тематического, была выявлена новая скрытая информация, которая позволила на основе, казалось бы, давно известных документов глубже проникнуть в события Гражданской войны и понять их. Помимо непосредственно выраженного содержания документов контент-анализ позволяет выявить и те подтексты, которые представлены в источнике неявно. Эти скрытые смыслы называют модальностью текстов. В этом случае на основе измерения и частотных характеристик изучается не то, кто и что говорит, а как говорит и с каким эффектом. При оценке модальности учитывается отношение авторов документа к событию или процессу (положительное или отрицательное, восторженное или нейтральное), форма подачи информации, выразительность средств, аргументация, способы воздействия на читателя и т. д. Все эти элементы могут выступать в качестве единиц счета и анализа. Особенно много такой анализ дает для понимания психологии авторов и тех, кому адресован документ. Характеристика отношения автора к описываемым событиям интересна с точки зрения понимания его позиции. Она может быть спроецирована на более широкую общность, представителем которой выступает автор. Свое отношение к какому-либо факту автор документа выражает, как правило, двумя путями: 1) это делается открыто, путем использования оценочных характеристик (хорошо, плохо); 2) отношение выражается в скрытой форме, путем изображения событий как соответствующих (несоответствующих) господствующим нормам и ценностям данного общества. Кроме отношения могут изучаться такие аспекты модальности, как приказание, допущение, достоверность. При анализе материалов под этим углом зрения исследователю необходимо оценить не ложность или истинность какого-либо суждения, а зафиксировать его тональность, характер. Так, например, материалы массовой печати, пропагандистские листовки очень тесно связаны с формированием убеждений и взглядов людей, поэтому небезынтересно выявить в содержании материалов модальности типа «обязан», «не обязан», «разрешено», «запрещено» и т. д. Исследование содержания текста по модальности интересно дополнить характеристикой по форме отражения событий. В этом случае учитывается прямое и косвенное изложение материала — от первого лица или опосредованно. Прямое отражение предполагает ссылку автора на факт, косвенное — на чье-то мнение. В ряде случаев это позволяет судить о достоверности представленной информации. Так, например, американские социологи, анализируя работу радиостанций в период Корейской войны, отметили, что в передачах при освещении событий предпочтение отдавалось не фактам, а мнениям. В среднем сообщение фактов занимало только 1/5 часть эфирного времени. Такая ситуация возникает, как правило, тогда, когда факты противоречат официальной идеологии и тем идеям, которые хотят внушить слушателям (читателям). При изучении мнений следует уделить внимание такому аспекту, как авторство. При классификации газетных материалов по авторству обычно выделяют: официальные документы; редакционные материалы, подготовленные профессиональными журналистами; материалы авторов — специалистов в данной сфере деятельности (политики, промышленники); документы авторов, не занятых непосредственно в данной сфере (ученые, эксперты и т. д.). Выявление и анализ модальности могут дать принципиально важную информацию для характеристики ценностных установок и ментальности. Интересным источником для подобного анализа могут стать пословицы и поговорки. В 1997 г. в Санкт-Петербурге было проведено исследование трансформации ценностных установок россиян на основе квотной выборки (582 человека)14. Участникам опроса было предложено написать пословицу или другое крат- 14 См.: Сикевич 3. В. Социологическое исследование: практ. руководство. М.; СПб., 2005. С. 234—236.
кое изречение, которыми они руководствуются в жизни. Вопрос носил открытый характер, уклонились от определенного ответа всего 3, 1 % опрошенных. Формулировка вопроса была нацелена на выявление фиксированных установок. Контент-аналитическая матрица была составлена после предварительного анализа полученных текстов. Общее число изречений составило 286, ответов — 567, в том числе 116 русских пословиц (362 ответа), 170 нетрадиционных изречений (205 ответов), в том числе 9 пословиц других народов, 65 литературных цитат, 96 суждений собственного сочинения.
|