Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы с историческими понятиями 7 страница






Формализация и систематизация сведений массового источни­ка с помощью метода унифицированной анкеты отличается эффек­тивностью и простотой выполнения. Данная методика получила апробацию при изучении самых разных комплексов документов, в том числе анкетного материала, личных учетных карточек, доку­ментов текущего учета движения населения, бюджетов семей ра­бочих, личных дел, писем, жалоб и т. д. Метод позволяет сохранить информационную структуру источника и отличается универсаль­ностью применения. Создание с помощью унифицированной ан­кеты массива с однородной систематизированной информацией, хранящейся в закодированном виде, облегчает дальнейшую стати­стическую обработку данных, а также позволяет использовать их неоднократно для изучения других проблем, связанных с рассмат­риваемым объектом.

Метод унифицированной анкеты особенно актуален в услови­ях развития компьютерных технологий. При построении анкеты реализуются те же процедуры, что и при проектировании базы дан­ных. В итоге информация анкет переводится в машиночитаемую форму с использованием доступных исследователю систем управ­ления базами данных (СУБД).

При изучении слабоструктурированных, нарративных источников используется метод контент-анализа. Эта группа источников отличается повествовательным характером, к ним можно отнести летописи, периодичес­кую печать, мемуары, жалобы, листовки, научную литературу и т. д. Формализация таких текстов, как правило, строится на выделении отдельных информационных элементов и их измерении. Простей­шим методом измерения является подсчет числа объектов с задан­ными свойствами в общей совокупности.

В основе контент-анализа лежит идея расчленения текста на элементарные информационные единицы, которые можно пере­вести в количественные характеристики. Сам термин «контент-ана­лиз» означает «анализ содержания», он появился в конце XIX в.


 




Первоначально процедуры контент-анализа разрабатывались и использовались для исследования массивов информации, опубли­кованных в периодической печати. В 1893 г. появилось исследова­ние Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости?», предложившего комплексную модель изучения газетных текстов, учитывающую не только тематику публикаций, но и объем внимания. Он проана­лизировал воскресные выпуски газеты «The New York Times» за 1881 и 1893 гг., классифицировал содержание материалов по те­мам (экономика, политика, культура и т. д.) и измерил длину полос, отведенных под них. Сопоставив данные по годам, Дж. Спид опре­делил, что газета стала публиковать больше сплетен, скандалов, про­исшествий и, напротив, меньше серьезных материалов, посвящен­ных политике, экономике, культуре. В результате анализа был сделан вывод о тематической переориентации газеты.

С течением времени круг документов, изучаемых с использова­нием данного метода, существенно расширился. Он стал приме­няться для анализа литературных текстов, законодательных актов, журнальных статей, научных исследований, рекламных и пропаган­дистских материалов. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в начале 1950-х гг. в книге Б. Берел-сона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях», где были выделены разные виды контент-анализа, критерии и едини­цы измерения. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундамен­тальным описанием, дающим представление об основных положе­ниях контент-анализа.

В дальнейшем развитие методики контент-анализа было связано с именами Ч. Осгуда, Г. Лассуэла, Ж. Кайзера, Э. Морина, которые ввели новые категории и процедуры контент-анализа. В частности, Э. Морин впервые использовал термин «единица информации», ставший базовым при реализации процедур контент-анализа.

В отечественной социологии методика контент-анализа полу­чила распространение в 1970—1980-е гг. и использовалась пре­имущественно для изучения периодических изданий. Существует обширная литература, связанная с проведением контент-аналити­ческого исследования исторических источников".

11 См.. например: Количественные методы в исследованиях по истории рабо­чего класса и крестьянства: сб. науч. тр. Свердловск, 1991.


В качестве типичного примера контент-анализа можно привес­ти проект изучения материалов шести центральных газет за три года (1986—1988 гг.), посвященных проблемам аграрного рефор­мирования. Все тексты были систематизированы по следующим ин­формационным элементам: год публикации; тематика (семейная ферма, аренда, кооперация); характер материала (проблемный или пропагандистский). Итоги подсчетов были оформлены в виде таб­лицы (табл. 5.3).

Таблица 5.3 Распределение газетных публикаций по проблемам аграрного реформирования {19861988)*

 

Новые      
хозяйства Передовой опыт Проблемы, конфликты Передовой опыт 1 [роблемы, конфликты Передовой опыт Проблемы, конфликты
Семейная ферма Аренда Кооперация Всего 17 1 0 18 0 0 0 0 10 9 21 4 4 3 11 13 17 22 3 30 13 46

* Приводится по: Методы сбора информации в социологических исследова­ниях: в 2 ч. М., 1990. С. 134.

Приведенный в таблице частотный анализ газетных публика­ций выступает яркой иллюстрацией «перестроечных» процессов. Пресса отразила нарастание конфликтов, губительных для новых форм аграрных отношений.

Реализация контент-анализа представляет собой достаточно сложную процедуру и состоит из следующих этапов:

1) определение объекта анализа, т. е. документа или массива однородных документов;

2) выделение в информационном массиве смысловых (инфор­мационных) единиц, определение их значений и связей. На этой стадии важен полноценный источниковедческий анализ докумен-


та, так как он необходим для правильного понимания смысловых единиц и их последующей интерпретации;

3) подсчет частоты употребления смысловых единиц или объе­ма (пространства), которые они занимают в тексте;

4) интерпретация полученных результатов.

Для эффективного выполнения перечисленных выше задач не­обходимо обратить внимание на следующие моменты. Нужно про­думать программу исследования, где необходимо четко определить цели и задачи контент-анализа, объект измерения, категории ана­лиза, информационные единицы (единицы анализа), уточнить еди­ницы счета.

В качестве объектов исследования обычно выступают сообще­ния печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, при­казы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Они относятся к слабоструктурирован­ным комплексам текстовых материалов, комплексное изучение ко­торых, в том числе выявление скрытой информации, связано с фор­мализацией.

После того, как сформулированы объект, задачи и гипотезы ис­следования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам и представленные в тексте в виде определенных слов, сло­восочетаний и в других вариантах.

Категории анализа с опорой на эмпирический материал текстов конструируются исследователем. Желательно, чтобы понятия не были слишком общими (абстрактными), так как это влияет на глубину анализа текста. Категории анализа не должны быть пре­дельно конкретными, в этом случае их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В качестве категорий могут быть выделены: образ, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. При изучении текстов может быть использован пара­дигматический подход, в соответствии с которым изучаемые при­знаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы,


пути ее решения и т. д.) рассматриваются как определенным обра­зом организованная структура.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую еди­ницу речи или элемент содержания. Информационными единица­ми (единицей анализа) могут выступать слово (понятие, имя, гео­графическое название, дата и т. д.), словосочетание, тема, событие или факт либо структурный элемент документа. В источниковед­ческом исследовании в качестве информационной единицы часто рассматриваются реквизиты документа и его содержательные эле­менты. Информационные единицы должны соответствовать целям, задачам и гипотезам исследования.

Обычно при проведении контент-анализа оперируют не одной, а несколькими единицами анализа, образующими систему. Едини­цы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широ­ких лингвистических или содержательных структур.

Единица счета может совпадать либо не совпадать с еди­ницами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной информационной единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам определяет единицы счета, которыми могут быть: а) объем текстов (количество символов); б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, зна­ков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях; е) количество рисун­ков с определенным содержанием, сюжетом и проч.

Из всех рассмотренных выше элементов особые требования предъявляются к выбору и формулировке категорий анализа:

1) они должны соответствовать содержанию источника и по воз­можности исчерпывать его (требование исчерпаемости);

2) они не должны пересекаться по содержанию и даже частич­но дублировать одна другую (требование взаимоисключаемости);

3) каждая категория анализа должна быть сформулирована так, чтобы разные исследователи понимали ее одинаково (требование однозначности).


 




Реализовать эти требования нелегко. Проблемы измерения ин­формации связаны с ее субъективным восприятием. Поэтому, со­ставив анкету для контент-анализа, рекомендуется проверить ее работоспособность, предложив заполнить нескольким людям. При корректной (однозначной) формулировке категорий анализа расхож­дение в кодировании не должно превышать 20 %.

Есть свои сложности и в разработке единиц анализа. Чем тонь­ше и сложнее градации признака, тем больше с их помощью мож­но извлечь информации из текста. Однако по мере измельчания смысловых единиц их надежность уменьшается.

Проведение контент-анализа связано с созданием необходимых исследовательских инструментов — рабочих документов, в кото­рых дается системное описание всех элементов контент-анализа и результатов его проведения. К ним относятся: классификатор кон­тент-анализа; бланк контент-анализа; регистрационная карточка или кодировальная матрица; инструкция исследователю, непосредствен­но занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; ката­лог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории и единицы анализа. Ее основное назначение — отразить, в каких единицах выражается каждая категория. Классификатор может иметь вид исследователь­ской анкеты (по типу унифицированной), где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов (варианты значений признака). Он является основным методическим инстру­ментом контент-анализа, предопределяющим содержание всех про­чих документов.

Бланк контент-анализа содержит сведения о каждом ана­лизируемом документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.), а также итоги его анализа (количество случаев употребления опре­деленных единиц анализа и следующие из этого выводы относи­тельно категорий анализа). Бланк заполняется с использованием кодов. Это позволяет ускорить процедуру регистрации, а также об­легчает статистическую обработку информации. Если изучается малое число документов, то можно обойтись без кодирования и за­полнять эти протоколы открытым текстом.

Регистрационная карточка разрабатывается в дополне­ние к бланку контент-анализа и представляет собой кодироваль-


ную матрицу для каждой единицы анализа, в которой отмечается количество единиц счета. Бланк каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных кар­точек, относящихся к этому документу.

Рассмотренные выше методические аспекты контент-анализа выступают важным условием корректного измерения информации документов и их последующей интерпретации. Овладение инстру­ментами требует практики, начинать рекомендуется с изучения простых по содержанию документов с использованием несколь­ких (1—3) категорий анализа.

С учетом изучаемых информационных единиц выделяются следующие разновидности контент-анализа: 1) символьный; 2) тематический; 3) анализ модальности текстов; 4) структурный.

При проведении символьного контент-анализа в ка­честве информационной единицы, а также единицы счета исполь­зуются определенные слова или словосочетания, важные для ре­шаемых исследовательских задач. Результат контент-анализа связан с подсчетом их частоты в информационном массиве, который мо­жет быть представлен одним документом или некоторым множе­ством однотипных документов. В качестве измеряемых единиц могут быть использованы имена людей (частота упоминания сви­детельствует о значимости данного человека для автора), геогра­фические названия, даты, словесные обороты (анализ используе­мого в тексте словаря), упоминания какого-либо факта или события, правительственного решения и т. д.

В качестве примера символьного контент-анализа можно при­вести исследование художественной литературы середины XIX в., проведенное с целью выявления отношения к старости. Пример приведен в книге Б. Н. Миронова12. Для анализа авторами исследо­вания было отобрано методом случайного отбора 293 рассказа, опуб­ликованных в американском журнале «Littells Living Age» за 1845— 1882 гг., это 10 % от общего числа произведений. Для проведения контент-анализа была составлена анкета, включающая 82 вопроса с вариантами ответов, сформулированных с использованием тек-

12 Миронов Б. Н. История в цифрах: математика в исторических исследовани­ях. Л., 1991. С. 27.


 




стов художественных произведений. Ответы позволяли выявить «образ старика», т. е. те литературные обороты (символы), которые использовались писателями для изображения пожилых людей, а так­же отношения к ним. Среди вопросов были выделены следующие: является ли пожилой человек главным, второстепенным, случай­ным героем произведения; каков его возраст, пол, семейное поло­жение, профессия, социальный статус, раса; какое у него здоровье, чем он болеет, как относится к своему здоровью; умственное со­стояние, чему предпочитает посвящать свободное время — само­образованию, церкви, праздности и т. д.; является ли главой семьи; дает ли советы молодым; как относятся молодые к пожилым. На каждый рассказ заполнялась анкета и каждый из 82 вопросов выступал в роли категории анализа. Единицами анализа служили те слова и фразы, которые позволяли получить ответ на вопрос. Еди­ницей счета также выступали единицы анализа — символы.

Результаты контент-анализа оказались интересными. Пожилые люди в течение всего изучаемого периода изображались в расска­зах здоровыми, здравомыслящими, экономически независимыми ни от детей, ни от общества. Молодые относились к ним с любовью и уважением. Однако в большинстве случаев старики не служили молодым примером для подражания и не выступали в качестве со­ветников и наставников. Анализируя результаты такого исследова­ния, авторы сделали выводы, что художественная литература дает не вполне достоверный образ. Другие источники свидетельствова­ли о противоположном процессе: негативное отношение к стари­кам получило распространение уже в середине XIX в. Но художе­ственная литература запаздывала с изображением этих изменений. Особый интерес при проведении символьного контент-анализа может представлять изучение использованных автором слов и сло­восочетаний, что является, с одной стороны, отражением его миро­воззренческих установок, целей, а с другой — дает представление об используемых технических приемах влияния. При символьном анализе необходимо учесть вид понятий и их форму. Понятия мо­гут быть из разряда политических (демократия, самодержавие, ре­форма и проч.), правовых (преступность, закон), философских и т. п. Категориями анализа могут выступать также идея, суждение, за­конченная мысль, культурные коды.


Символьный контент-анализ позволяет решать задачи опреде­ления авторства. В этом случае изучается грамматический строй произведения, а в качестве его исходных элементов, подлежащих счету, будут выступать части речи в тех или иных формах и сочета­ниях. Последующая их обработка с использованием математичес­ких методов позволяет установить количественные характеристи­ки стиля.

Наряду с символьным анализом большое распространение по­лучил тематический контент-анализ, при котором в каче­стве единицы счета выступает определенный текст (статья, пись­мо, жалоба, воспоминание и т. д.), а в качестве категории анализа — тема. В рамках такого исследования необходимо решить ряд воп­росов: выделить массив анализируемых текстов; классифицировать их по темам (в этом случае необходимо формализовать встречаю­щиеся варианты тематики и разработать рубрикатор); учесть объем внимания к темам, т. е. размеры текстов. Тематический частотный анализ удобен для изучения отношения общества или властных структур (в зависимости от происхождения текстов) к определен­ным проблемам, он нередко позволяет выявить внутренние под­сознательные процессы, свойственные авторам.

Тематический контент-анализ получил широкое распростране­ние при изучении текстов исторических источников. Примером та­кого исследования может служить работа К. Г. Переладова, посвя­щенная изучению заговоров и проанализированная в монографии Б. Н. Миронова. В качестве объекта исследования были использо­ваны 372 заговора из сборника Л. Н. Майкова, опубликованного в 1869 г. Они были распределены по 8 темам, а в пределах каждой темы по 3 группам — христианские, языческие, синкретические, в зависимости от того, к кому были обращены заговоры (к домово­му или лешему, языческим богам, силам природы; к Христу, свя­тым, Богородице и т. д.; и к тем и к другим).

Исследование первоначально ставило две задачи: узнать, что и о чем говорят заговоры, а также кто их применял. Категорией анализа в первом случае была тема заговора, а во втором — верова­ние. Были выделены следующие тематические группы (единицы анализа): хозяйственная деятельность (рост растений, хорошая охота и т. д.); здоровье, общественные отношения (война, суд);



частный быт и т. д. (табл. 5.4). В качестве индикатора верований заклинателя рассматривались силы, к которым обращено заклина­ние (божества, ангелы, апостолы, святые, демоны и т. д.). Едини­цей счета в обоих случаях выступал отдельный заговор.

Таблица 5.4

Распределение заговоров по темам и наличию в них элементов христианских, языческих и синкретических верований*

 

  Количество заговоров с атрибуцией
Тематическая группа Христианский Языческий Синкретичес­кий Всего
  абс. % абс. % абс. 0/ /о абс. %
Здоровье   33, 7   44, 9   21, 4    
Хозяйственная                
деятельность   49, 2   42, 6   8, 2    
Любовь   18, 2   75, 8   6, 0    
Частный быт   46, 7   40, 0   13, 3    
Общественные                
отношения   22 2   22, 2   55, 6    
Брак   31, 3   56, 2   12, 5    
Сверхъестественные                
существа   18, 2   63, 6   18, 2    
Предметы и явления                
природы   42, 9   42, 9   14, 2    
Итого 130 35, 0 174 46, 7 68 18, 3 372 100

* Приводится по: Миронов Б. И. История в цифрах. Л., 1991. С. 19.

Приведенный выше пример иллюстрирует не только возмож­ности, но и сложности проведения контент-анализа, так как в ряде случаев измерение текстов может быть проведено не вполне кор­ректно, и это непосредственно отражается на интерпретации. При изучении заговоров тематический анализ даст вполне достоверную картину. Большая часть всех заклинаний была обращена на здоро­вье и хозяйственную практику. Соответственно, частота затрону-


тых в заговорах тем отражает иерархию жизненных ценностей, а также их зависимость от случайных факторов. Общественные от­ношения, быт, регулируемые традиционным правом, не были столь зависимы от случайных влияний и рассматривались как более уп­равляемая сфера жизни.

Другой аспект анализа — религиозный, связанный с изучением преобладающих верований, языческих или христианских — остался не раскрытым, так как предложенная автором интерпретация не вполне корректна. По мнению автора, преобладают языческие верования, так как в основном идет обращение к языческим суще­ствам и силам природы. Вместе с тем, как отмечает Б. Н. Миронов, форма заговора сама по себе является языческой и не соответству­ет канонам христианства, где в принципе запрещено навязывание своей воли кому-либо. В заговорах под влиянием христианства по­лучили отражение некоторые элементы христианской культуры, вы­ражающиеся в зачинах и концовках молитвенного характера, но это не изменило их языческой сути. С учетом этого неправомерно было подразделять заговоры на христианские и языческие, это очевид­ное упрощение текста, так как наличие христианской атрибутики нельзя рассматривать как свидетельство определенного религиоз­ного мировоззрения.

В целом проведенный контент-анализ стал доказательством синкретичности религиозного сознания, в котором слились дохри­стианские и христианские образы. Определенную информацию дает изучение датировки заговора. В сборнике есть указание на время и место его записи. Чем позднее сделана запись, тем больше хрис­тианских элементов содержит заговор.

Чаще всего программа исследования строится на комплексном использовании элементов символьного и тематического анализа, позволяя получить более точную информационную картину, в том числе связанную с выявлением явных и скрытых пластов. Так, на­пример, при изучении военной переписки В. И. Ленина (576 докумен­тов) для частотного анализа были выбраны следующие категории анализа: 1) дата составления письма; 2) адресат; 3) темы затраги­ваемых в письме вопросов (проблем) и пути их решения13.

13 См.: Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2 ч. М.. 1990.


 




Изучение адресования писем (а среди адресатов несомненным лидером был Л. Троцкий) позволило сделать вывод о реальной роли данной личности в годы Гражданской войны. Анализ датировки отразил «пиковые» даты, когда поток писем резко возрастал. Они, как правило, были связаны с наиболее напряженными ситуация­ми — кризисами. Этот материал послужил основой для уточнения периодизации Гражданской войны. Интересную информацию дал и тематический анализ, отразивший корреляцию тематики писем с ситуацией на фронтах. Были выявлены и предпочитаемые руко­водством «приемы» решения проблем. Таким образом, с помощью контент-анализа, как символьного, так и тематического, была вы­явлена новая скрытая информация, которая позволила на основе, казалось бы, давно известных документов глубже проникнуть в со­бытия Гражданской войны и понять их.

Помимо непосредственно выраженного содержания докумен­тов контент-анализ позволяет выявить и те подтексты, которые пред­ставлены в источнике неявно. Эти скрытые смыслы называют мо­дальностью текстов. В этом случае на основе измерения и частотных характеристик изучается не то, кто и что говорит, а как говорит и с каким эффектом. При оценке модальности учитывается отношение авторов документа к событию или процессу (положи­тельное или отрицательное, восторженное или нейтральное), фор­ма подачи информации, выразительность средств, аргументация, способы воздействия на читателя и т. д. Все эти элементы могут выступать в качестве единиц счета и анализа. Особенно много та­кой анализ дает для понимания психологии авторов и тех, кому ад­ресован документ.

Характеристика отношения автора к описываемым событиям интересна с точки зрения понимания его позиции. Она может быть спроецирована на более широкую общность, представителем кото­рой выступает автор. Свое отношение к какому-либо факту автор документа выражает, как правило, двумя путями: 1) это делается открыто, путем использования оценочных характеристик (хорошо, плохо); 2) отношение выражается в скрытой форме, путем изобра­жения событий как соответствующих (несоответствующих) господ­ствующим нормам и ценностям данного общества.

Кроме отношения могут изучаться такие аспекты модальности, как приказание, допущение, достоверность. При анализе материалов


под этим углом зрения исследователю необходимо оценить не лож­ность или истинность какого-либо суждения, а зафиксировать его тональность, характер. Так, например, материалы массовой печати, пропагандистские листовки очень тесно связаны с формированием убеждений и взглядов людей, поэтому небезынтересно выявить в содержании материалов модальности типа «обязан», «не обязан», «разрешено», «запрещено» и т. д.

Исследование содержания текста по модальности интересно дополнить характеристикой по форме отражения событий. В этом случае учитывается прямое и косвенное изложение материала — от первого лица или опосредованно. Прямое отражение предпола­гает ссылку автора на факт, косвенное — на чье-то мнение. В ряде случаев это позволяет судить о достоверности представленной ин­формации. Так, например, американские социологи, анализируя работу радиостанций в период Корейской войны, отметили, что в передачах при освещении событий предпочтение отдавалось не фактам, а мнениям. В среднем сообщение фактов занимало толь­ко 1/5 часть эфирного времени. Такая ситуация возникает, как пра­вило, тогда, когда факты противоречат официальной идеологии и тем идеям, которые хотят внушить слушателям (читателям).

При изучении мнений следует уделить внимание такому аспек­ту, как авторство. При классификации газетных материалов по ав­торству обычно выделяют: официальные документы; редакционные материалы, подготовленные профессиональными журналистами; материалы авторов — специалистов в данной сфере деятельности (политики, промышленники); документы авторов, не занятых не­посредственно в данной сфере (ученые, эксперты и т. д.).

Выявление и анализ модальности могут дать принципиально важную информацию для характеристики ценностных установок и ментальности. Интересным источником для подобного анализа могут стать пословицы и поговорки. В 1997 г. в Санкт-Петербурге было проведено исследование трансформации ценностных устано­вок россиян на основе квотной выборки (582 человека)14. Участни­кам опроса было предложено написать пословицу или другое крат-

14 См.: Сикевич 3. В. Социологическое исследование: практ. руководство. М.; СПб., 2005. С. 234—236.


 




кое изречение, которыми они руководствуются в жизни. Вопрос носил открытый характер, уклонились от определенного ответа всего 3, 1 % опрошенных.

Формулировка вопроса была нацелена на выявление фиксиро­ванных установок. Контент-аналитическая матрица была состав­лена после предварительного анализа полученных текстов. Общее число изречений составило 286, ответов — 567, в том числе 116 рус­ских пословиц (362 ответа), 170 нетрадиционных изречений (205 от­ветов), в том числе 9 пословиц других народов, 65 литературных цитат, 96 суждений собственного сочинения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал