Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 10 страница
новными, а уровень документирования событий сельской жизни остается невысоким. Изучить историю деревни, ее жителей, их образ жизни невозможно, опираясь только на письменные источники. И это касается не только повседневности, но и хозяйственных, социальных процессов, семейно-брачных отношений. А поскольку деревня в XX в. оказалась в центре водоворота, порожденного революцией, коллективизацией, интенсификацией сельского хозяйства, то изучение сельской истории стало принципиально важным для понимания сути происходящих процессов. Застрельщиками сельской устной истории стали английские исследователи. Так, например, Джордж Юарт Эванс был инициатором полевых исследований в Восточной Англии, на основе которых написал фундаментальные труды «Ферма и деревня», «Конь в борозде». В 1969 г. Рональд Блит опубликовал книгу «Акенфилд: портрет английской деревни», которая состоит из биографий жителей нескольких деревень: в первом разделе приведены воспоминания фермерского батрака, далее — фермера, викария, могильщика, судьи-тори и агента-лейбориста. В результате у читателя имеется возможность рассмотреть сельское сообщество и деревенскую среду с позиций разных поколений и классов. Свои традиции в изучении сельской истории сложились в советской науке. В 1920-е гг. благодаря деятельности краеведов широкое распространение получили историко-этнографические описания отдельных сел и деревень. Интерес к историческому краеведению возродился в середине 1950-х гг.6, но научный уровень исследований тех лет был невысоким, так как их проводили не профессиональные историки, а любители — учителя, школьники, журналисты. В 1990-е гг. благодаря международной поддержке в России были реализованы первые крупномасштабные проекты в области сельской истории. К их числу относится исследование сельской России, проведенное под руководством В. Данилова и Т. Шанина7. 6 См., например: Опыт историко-социологичсского изучения села Молдино. 7 См.: Рефлексивное крестьяноведение. Десятилетие исследований сельской Параллельно шанинскому проекту с 1990 г. проводились комплексные полевые исследования в деревнях Алтайского края8. В общей сложности за 18 лет опросом было охвачено население почти 500 населенных пунктов. Тематика опросов определялась научно-практическими программами; «Города и села Алтайского края: историко-культурное наследие»; «Народы Алтая: история и культура»; «Депортации и репрессии на Алтае» и др. Одной из задач, которую ставили перед собой организаторы исследований, стала разработка научно-методического обеспечения, позволяющего осуществить комплексное изучение сельской местности. Итоги экспедиционной деятельности были собраны в архиве документов устной истории при лаборатории исторического краеведения Барнаульского государственного педагогического университета (научный руководитель — доктор исторических наук Т. К. Щеглова), который включает к настоящему времени более двух десятков фондов и сотни документированных исторических интервью. Другое направление устно-исторических исследований связано с военной историей XX в. В этом случае основными носителями исторической информации выступают ветераны — участники войн, воспоминания которых позволяют по-новому взглянуть на событийную и человеческую сторону войны. Успешным примером использования методов устной истории является работа Е. С. Сенявской «Психология войны в XX веке: исторический опыт России» (1999)9, имеющая не только историографическое, но и методическое значение. С целью сбора воспоминаний она разработала в 1993 г. программу социологического исследования воинов-афганцев по проблемам фронтовой жизни, быта, психологии участников Афганской войны. Автор опросила 14 респондентов методом глубинного (свободного) интервью и 150 человек — методом анкетирования. Представительность выборки была оценена на основе приемов качественного анализа и обоснована по некоторым показателям — 8 См.: Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. 9 Этот пример приводится в кн.: Поршнева О. С. Междисциплинарные мето
пол, возраст, образование, семейное положение и проч. Опираясь на устные свидетельства, автор рассмотрела проблемы, ранее не поднимавшиеся в исторической литературе: образ войны и его эволюция, восприятие внешнего врага, формы и характер бытовой религиозности, отношение к женщине на войне, влияние войны на судьбу и личность ветерана. Большие возможности устная история имеет для изучения истории женщин. Вплоть до 1970-х гг. эта тематика не рассматривалась ни в зарубежной, ни в отечественной науке. За рубежом этому были свои причины. Женщины привязаны к дому и семье, не охвачены профсоюзным движением, и это отражалось на недооценке их общественной роли. В отечественной историографии данная тематика не изучалась по причине прямо противоположной. Советская женщина была включена в производство и общественную жизнь наравне с мужчинами, а значит, утрачивала тем самым свои отличительные черты. Изучалась история рабочего класса, крестьянства, но не было истории женщин. Женский вопрос стал подниматься социологами в 1970-е гг., но только в прикладном аспекте (условия труда, рабочее время и т. д.). Устная история позволила по-новому взглянуть на мир женщин. Исторические исследования, проводимые в этом направлении, сосредоточены на нескольких взаимосвязанных темах — работа, война, политика, сексуальность. Подводя итог краткому обзору развития устной истории, заметим, что она: 1) позволяет изучать историческую реальность во всех ее проявлениях (объективных и субъективных), реконструировать события прошлого через призму исторической психологии, глазами очевидцев; 2) способствует разработке методики сбора и документирования исторической информации на основе применения социологического инструментария; 3) связана с формированием новых видов исторических источников (тексты интервью, автобиографии, анкеты и т. д.), расширяющих тематику и возможности исторических исследований. Результатом применения устно-исторических технологий является создание исторических источников. К ним относятся в соот- встствии со сложившейся классификацией следующие разновидности: — фольклор (пословицы, песни, обряды, сказания, легенды, анекдоты и т. д.); — жизнеописания, автобиографии; — тексты интервью и результаты анкетирования; — материалы наблюдений (видеозаписи, киноматериалы, протоколы (журналы) наблюдений и т. д.). К отличительным чертам устно-исторических источников относятся следующие: 1) это источники личного происхождения; 2) они являются результатом регистрации сведений и, соответственно, вторичны; 3) это массовые источники, поэтому их использование связано с решением задач репрезентативности и обоснованием выборки; 4) они несут в себе субъективную информацию о прошлом, т. е. мнения, представления, оценки участников событий, детерминированные памятью; 5) одним из недостатков устных источников является слабость хронологии, так как временные границы воспоминаний могут быть условными, сдвинутыми в результате личностных представлений о времени. Многие источники (баллады, заговоры, легенды, сказки, пословицы и проч.) в принципе невозможно датировать. Все эти моменты отражаются на уровне достоверности сведений устных источников, хотя широко бытует мнение, что они несут в себе более «яркую и надежную» информацию, чем традиционные документы. Однако далеко не всегда то, что «запомнилось», соответствует тому, что было в реальности. Для корректной интерпретации устных источников следует учитывать механизмы функционирования человеческой памяти, знать их закономерности и «ловушки». Память избирательна, она находится под сильным влиянием окружающих социальных факторов, норм, психологического состояния, мотивации человека. Причем, чем дальше во времени отстоят события, о которых вспоминает человек, тем сильнее искажения. Они могут быть вызваны не только физическим состоянием человека, но и связаны со сменой ценностей и норм.
Процесс формирования памяти во многом зависит от восприятия. Для того чтобы запомнить, нужно сначала понять. Если не систематизировать восприятие, то в памяти сохранится лишь последнее из того, что случилось. Память организует отбор информации. Лучше запоминается то, что эмоционально окрашено. Память менее надежна в воссоздании прежних взглядов человека, а лучше всего работает при воспроизведении событий и действий. Уже через несколько месяцев картина прошлых событий в воспоминаниях человека начинает отличаться от первичной. Затем на протяжении примерно шести лет дополнительных искажений почти не происходит. Причем за первые девять месяцев утрачивается такой же объем информации, что и за последующие 34 года. Только после этого тесты показывают резкое ухудшение памяти среднего человека. Чем большее значение то или иное событие или человек имели в жизни опрашиваемого, тем больше вероятность, что он его вспомнит. Таким образом, процесс формирования памяти зависит не только от индивидуального восприятия, но и от интереса. Женщины лучше, чем мужчины помнят события, связанные с семьей. Кроме того, как доказал М. Хальбвакс, индивидуальные воспоминания в немалой степени детерминируются коллективной памятью. Определенную роль в процессах памяти играет возраст: для каждого возраста характерен свой тип памяти. У маленьких детей до четырех лет долгосрочная память вообще отсутствует. Далее следует переходный этап, который длится до 11 лет. Дети сохраняют фотографический тип памяти, а также способность к механическому запоминанию. Исчезновение фотографической памяти связано, по мнению ряда психологов, с формированием логического мышления. После 11, и особенно после 30 лет происходит заметное ухудшение моментальной памяти, но общий объем памяти увеличивается. Для среднего человека ухудшение памяти начинается к 30-ти годам и продолжается очень медленно. Последняя стадия развития памяти обычно следует за уходом на пенсию или за каким-то другим болезненным процессом. Для нее свойственно желание вспоминать, что в известной степени компенсирует ухудшение и избирательность памяти. Таким образом, воспоминание — активный процесс, эффективность которого зависит от желания или нежелания вспоминать. В некоторых случаях может возникнуть эффект ложных воспоминаний. Поэтому использование воспоминаний для реконструкции исторических событий должно осуществляться только на комплексной основе, путем сравнения и коррекции их с другими категориями исторических источников. 6.2. Организационно-методические проблемы проведения социологического исследования Остановимся на организационно-методических проблемах сбора устной информации и ее документировании. Здесь не обойтись без освоения принципов и приемов организации и проведения социологических исследований. В основе всех технологий устной истории лежат социологические методы, отличается только объект исследования и характер получаемой информации (ретроспективный), что вносит некоторые коррективы в общепринятые процедуры. Если в ходе исторического исследования возникает потребность в создании источников, основанных на воспоминаниях очевидцев, их мнениях и оценках, то в этом случае исследователь должен понимать, что ему предстоит провести полноценное обследование с соблюдением всех процедурных и методических требований. В противном случае результат может оказаться не соответствующим ожиданиям. Бытует необоснованное мнение о том, что опрос провести легко и просто: достаточно сформулировать несколько вопросов, оформить их в анкету или план интервью и все будет в порядке. Дилетантский подход является главной причиной того, что потраченные на сбор информации усилия могут оказаться напрасными, так как она не будет отвечать требованиям репрезентативности, достоверности и в целом может не соответствовать изучаемой теме. Для того чтобы собрать достоверную и надежную информацию по изучаемой проблеме, необходимо знать: 1) основные правила проведения социологического обследования; 2) иметь навыки разработки социологического инструментария; 3) иметь представление об основных методах сбора социологической информации и ее анализа. Социологическое обследование состоит из нескольких последовательных этапов, связанных с решением методологических, организационных и методических задач: I. Подготовительный этап (разработка программы). II. Полевое исследование (сбор первичной социологической III. Обработка и систематизация полученных данных, документирование и архивация собранных материалов. IV. Анализ и обобщение полученной информации. V. Составление отчета о результатах исследования. Все перечисленные этапы являются стандартными для любого социологического исследования, за исключением третьего этапа. Он имеет самостоятельное значение, и часто устно-исторические проекты завершаются на этой стадии, так как их основной задачей может быть создание массива исторической информации, полученной с помощью опроса или наблюдения, и ее документирование. Если в социологическом исследовании эта задача, как правило, не выделяется в самостоятельную, то для историков она является очень значимой, а в некоторых случаях основной. Причем реализация последующих этапов, связанных с систематизацией, анализом и осмыслением полученных материалов, может быть отложена на неопределенный срок, как это часто и бывает. Полевой (экспедиционный) этап может занимать значительное время (от одного сезона до нескольких лет) с тем, чтобы обеспечить необходимую массовость и репрезентативность источников. Это влияет на перераспределение акцентов с анализа на сбор, документирование и хранение полученных сведений. Огромную роль в успешном проведении социологического обследования играет первый этап, главная задача которого — разработка программы, стратегического плана исследования и необходимого инструментария, т. е. в его ходе решаются вопросы, связанные с методическим и методологическим обеспечением задуманного проекта. Программа — это документ, где изложены основные принципы, теория и методология исследования, дано описание его процедурных и организационных моментов. Программа выполняет в исследовании следующие функции: — методологическую — формулирует научную проблему, цели и задачи исследования, его основные принципы; — методическую — отражает общий логический план исследования, все его этапы и процедуры; — организационную — обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между участниками проекта, облегчает контроль за реализацией основных этапов. Структурно программа состоит из двух разделов10: I. Методологический раздел включает следующие элементы: — формулировка проблемы; — определение цели и задач исследования; — определение объекта и предмета исследования; — интерпретация основных понятий; — предварительный системный анализ объекта; — выдвижение гипотез. II. Методический раздел содержит: — стратегический план исследования; — построение выборки; — разработку основных процедур сбора и анализа исходных данных. Следовательно, в программе социологического обследования находят отражение те же методологические аспекты, что и при проведении любого научного исследования, но на более конкретном уровне. Не будем забывать, что проведение социологического исследования проводится в рамках изучения более широкой исторической тематики и направлено на решение прикладной задачи — сбор исторической информации по проблеме и ее документирование. В соответствии с этим в программе проводится уточнение научной проблемы, объекта и предмета исследования, проверяемых гипотез, цели и задач. 10 См. подробнее: Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2 ч. М.. 1990.
Разработка программы начинается с обо- лировка проблемы определяется, с одной стороны, изучаемой темой (например, коллективизация и формирование колхозного строя), а с другой — теми информационными потребностями, которые не могут быть удовлетворены только за счет традиционных письменных источников — статистических, законодательных, делопроизводственных и проч. Например, чтобы понять отношение крестьян к коллективизации и влияние ее на сознание колхозников, нам необходимо привлечь источники личного происхождения, которые обычно отсутствуют. В этом случае сбор воспоминаний первых колхозников может дать необходимую информацию. Проблема исследования тем самым приобретает прикладной характер и направлена на получение сведений, позволяющих раскрыть процессы становления колхозного строя и отражение их в сознании крестьянства. Формулировка проблемы задает цель и задачи, а также предмет и объект исследования: все элементы программы жестко связаны друг с другом и образуют единое целое. Цель отражает общую направленность работы, т. е. то, что должно быть достигнуто в результате обследования. Она может включать теоретическую составляющую (направленную на выявление каких-либо причинно-следственных закономерностей, массовых тенденций) и прикладную (создание архива устных источников). Задачи конкретизируют цель и могут быть сформулированы как вопросы, на которые необходимо получить ответ в ходе обследования. Если, например, цель исследования — выявить отношение крестьян к коллективизации и колхозам, то задачи могут быть сформулированы так. Узнать: 1) когда был организован первый колхоз в данной деревне; 2) каким образом осуществлялся этот процесс (был он добровольным или насильственным, вызывал поддержку или сопротивление крестьян, как быстро прошел организационный этап, кто был инициатором и т. д.); 3) сколько хозяйств и какие хозяйства вошли в состав колхоза; 4) были ли раскулаченные в деревне; кто и по каким статьям; было ли связано раскулачивание с созданием колхоза или проходи- ло независимо от этого процесса; какова судьба раскулаченных; каково отношение к ним односельчан; и т. д. Далее необходимо определить объект и предмет исследования. Объект — это подлежащая изучению социальная группа. В устно-исторических проектах в качестве объекта могут выступать не только очевидцы и участники событий, но и их потомки. По мнению Т. К. Щегловой, устные источники по форме информации и методам ее кодировки подразделяются на две группы11: — устные сообщения (предания), т. е. сведения об удаленных во времени событиях, которые представляют собой результат функционирования устной традиции и существуют в виде устных преданий, легенд, закодированных соответствующим образом; — устные повествования — сообщения, передаваемые очевидцами и непосредственными участниками описываемых событий, выраженные повседневным языком. В соответствии с предложенным делением возникает необходимость выделения групп респондентов (очевидцы и потомки), чтобы исследовать их дифференцированно. При характеристике объекта анализируется весь состав возможных респондентов, например, все население деревни, где предполагается организовать опрос. Объект описывается количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственных и временных рамок. В дополнение к общему анализу нужно провести характеристику отдельных групп информантов. Предмет исследования — это те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. В этом качестве могут выступать какие-то виды или характер деятельности представителей социальной группы, их поступки, мнения, потребности, ценностные ориентации, мотивы, состояния сознания, интересы, идеалы и т. п. Нельзя обойти вниманием и раздел программы, связанный с интерпретацией основных понятий. Здесь важно уточнить конкретные термины, которые будут использоваться в опросе и анализе (например, кулак, колхоз, сельхозартель, сельский сход, колхозное собрание и т. д.). Эти термины могут иметь научное и обыденное толкование, поэтому важно проследить, как они вос- 1' См.: Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. С. 33.
принимаются респондентами, какие смыслы в них вкладывают участники событий. Цель этой процедуры — четко указать возможные интерпретации используемых в опросе терминов и понятий. В противном случае неизбежны недоразумения, некорректные комментарии. Для разработки инструментария очень важно структурировать изучаемую проблему, установить причинно-следственные и функциональные зависимости. Эта процедура получила название системное описание объекта. Следует построить гипотетическую концептуальную модель объекта, раскрыв весь комплекс его элементов и связей — внутренних и внешних. Так, например, полезно структурировать понятие «колхоз», построить его организационно-управленческие, отраслевые схемы, отразить основные направления взаимодействия колхоза и государства, систематизировать связи колхозник — колхоз. Это позволит в дальнейшем четко сформулировать вопросы с тем, чтобы получить более точную информацию. Не обойтись и без формулировки гипотез, так как каждая из них должна быть проверена соответствующим блоком вопросов в анкете. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы — задачами исследования и системным описанием объекта. По существу, они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти ответы, можно и нужно использовать системное описание объекта. Этот раздел программы посвящен рабочим, организационным вопросам, среди которых выделяется проблема разработки стратегического плана исследования. Его основная задача — как можно подробнее и последовательнее расписать все этапы исследования с указанием сроков и ответственных лиц. Чем подробнее составлен стратегический план, тем проще осуществлять контрольные мероприятия и руководить общим ходом реализации проекта. Это особенно важно в том случае, если в обследовании принимает участие несколько человек — исследователи, анкетеры, программисты и другие участники программы. Особая задача при организации любого социологического исследования, в том числе и устно-исторического — это построение выборки. В этом случае нужно уточнить вопрос, кого конкретно мы предполагаем опрашивать. Если исследование охватывает всю социальную группу (например, всех жителей деревни), оно будет сплошным, а если его часть — монографическим или выборочным. Социологические опросы обычно базируются на случайной выборке, обеспечивающей получение репрезентативной информации. Однако перед специалистом по устной истории возникает проблема иного рода: как правило, очень трудно точно очертить круг возможных информантов, а уж тем более провести среди них отбор. В обычной практике опросом стараются охватить всех возможных свидетелей и носителей информации, пожелавших в нем участвовать. Не исключено, что некоторые из наиболее подходящих информантов могут остаться за рамками обследования, а вместо них придется работать с другими. Но это не самое сложное. Основная проблема, с которой сталкивается историк, состоит в том, что его современники — люди старшего возраста — не представляют собой адекватный срез своего поколения, поэтому провести выборку, обеспечивающую репрезентативность информантов как в прошлом, так и в настоящем, практически невозможно. Чаще всего в этом случае прибегают к целевому отбору (выборка доступных случаев или типичных случаев), что не позволяет проводить статистическую оценку репрезентативности. Однако всегда есть возможность, используя другие исторические источники, оценить достоверность опроса путем сравнения и логического анализа. В ряде случаев при крупномасштабных исследованиях прибегают к методике квотной выборки, когда в качестве основы отбора используются сведения о структуре населения в прошлом. Но для ее реализации необходимо знать биографии потенциальных информантов. Квотирование также представляет собой вариант целевого отбора, но обладает одним серьезным достоинством перед случайной выборкой — возможностью более гибкой схемы подбора информантов, в том числе с учетом их желания или нежелания участия в опросе. Как подчеркивают исследователи, не стоит брать интервью у информанта, не склонного к сотрудничеству, как нельзя доверять и тем, кто чрезмерно заинтересованно идет на контакт. Это часто болту-
ны, не обладающие важной информацией и «зарабатывающие» себе статус вымыслами. П. Томпсон в своем труде рекомендует: для решения проблем, связанных с ретроспективной репрезентативностью, исследователю нужно ориентироваться не на стандартную случайную выборку, а использовать метод стратегической выборки, в основе которого лежит принцип компетентности информантов, а не репрезентативности12. В целом отбор информантов зависит от темы исследования и его содержательных задач: если необходимо проследить семейные социальные связи, то можно опросить несколько членов одной семейной группы, а затем по принципу снежного кома — их соседей, друзей. Для воссоздания семейной истории мифологии следует работать с многопоколенными семьями (два-три поколения). Для более широкого тематического исследования на местном уровне наиболее подходящим методом следует признать стратифицированную выборку, в которой должны быть представлены все социальные слои и группы. Таким образом, отбор информантов в исследованиях по устной истории имеет свою специфику, поэтому к нему неприменимы традиционные статистические методы оценки репрезентативности, но вместе с тем эти вопросы не снимаются полностью. Представительность полученной информации в рамках устно-исторических исследований оценивается через призму информативности и достоверности и базируется на логических приемах. Кроме того, устно-исторические практики ориентированы не столько на репрезентативность, сколько на учет уникальности каждого рассказа или жизнеописания, ставя своей задачей сохранить как можно больше свидетельств прошлого. 6.3. Социологический опрос: виды, технология проведения Одним из основных способов получения социальной информации выступает опрос. Социологический опрос — это метод получения первичных сведений, основанный на непосредственной или 12 См.: Томпсон П. Голос прошлого. С. 145. опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно собрать информацию как о событиях и явлениях, так и о мнениях людей, их оценках. Опрос — это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, благодаря которому можно: 1) в короткие сроки получить значительную по объему информацию по широкому кругу вопросов; 2) охватить большое количество людей, относящихся к разным социальным группам и слоям общества. Особенностью опроса как метода сбора информации является то, что источником первичной информации здесь выступает человек — непосредственный участник событий. Однако эта информация отражает реальность лишь в том виде, в каком она преломилась в сознании и памяти опрашиваемых, т. е. она представляет субъективное восприятие конкретного человека и не идентична объективной реальности. Это касается в первую очередь информации, основанной на воспоминаниях. Историк всегда должен помнить, что ответ на вопрос отражает представления информанта, и так интерпретировать его, чтобы получить возможно более достоверные выводы. Важно «правильно» задать вопрос: общие вопросы о «добрых старых временах» позволяют выделить коллективные мифы и впечатления, а детальные вопросы — получить конкретные факты и описания. Существует множество видов опроса. В зависимости от способа проведения выделяют письменный опрос (анкетирование) и устный опрос (интервью). При анкетировании основным инструментом сбора информации выступает исследовательская анкета, в которой в форме ответов фиксируются мнения респондентов. При анкетировании непосредственный контакт между исследователем и респондентом может отсутствовать и общение между ними осуществляется опосредованно, с помощью анкеты. Особую роль при проведении анкетирования играет качество инструментария, так как недоработки в анкете и некорректные формулировки вопросов могут повлиять на качество получаемой информации.
Интервью представляет собой метод сбора информации, основанный на непосредственном общении исследователя с респондентом, когда в форме беседы задаются необходимые вопросы и фиксируются ответы. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой опрос — это единовременное анкетирование нескольких респондентов (иногда нескольких десятков), которых собирают в одном помещении и организуют с ними заполнение анкет. С группой в 20—25 человек обычно работает один анкетер, он раздает анкеты, проводит инструктаж, а затем собирает их по прошествии определенного времени. Максимальное время группового анкетирования не должно превышать 1—1, 5 часа.
|