Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 13 страница
В третьем проекте была доведена до совершенства методика бюджетного обследования, позволяющая в полной мере фиксировать денежные и натуральные потоки, выделять долю неформальных поступлений, уточнять сезонные колебания в доходах
и расходах, вычленять вклад каждого члена. Ставилась также задача реконструировать сети поддержки. Было интересно проследить, стали ли люди больше помогать друг другу и кооперироваться между собой по мере укоренения рыночных отношений; в каких формах сетевая поддержка способствовала преодолению экономического кризиса семьи и стала элементом стратегии выживания. Методы самоанализа бюджетов в сочетании с наблюдением позволили собрать уникальный материал о современных проблемах, взглядах и отношении крестьян к произошедшим переменам. Приведенный выше опыт использования социологических методов свидетельствует об их высоком потенциале, но только при условии творческого отношения к рассматриваемой проблеме, грамотного использования имеющегося в социальных науках инструментария и комплексного подхода к формированию информационной базы исследования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте содержание и основные направления устной истории. 2. Выделите основные этапы развития устной истории. 3. Какие виды исторических источников связаны с проведением устно-исторического исследования? 4. Выделите основные организационные проблемы проведения устно-исторического исследования. 5. Какие функции выполняет программа в исследовании? 6. Охарактеризуйте структуру программы устно-исторического исследования. 7. Из каких пунктов состоит методологический раздел программы исследования? 8. Что должно быть отражено в методическом разделе программы? 9. Разработайте программу проведения исследования с использованием социологических технологий с учетом изучаемой вами темы.
10. Какие методы сбора информации используются в социологии? 11. Охарактеризуйте содержание и разновидности метода опроса. 12. Чем анкетирование отличается от интервью? 13. Какие виды вопросов используются при проведении опроса? 14. Представьте в виде схемы структуру анкеты для опроса.
15. Выделите основные критерии проверки качества анкеты. 16. Как оценить эффективность социологического вопроса? Выделите основные принципы формулировки вопросов. 17. Что такое «эффект интервьюера»? 18. В каких случаях для сбора информации используется анкетирование, а в каких случаях интервью? 19. Для изучения каких исторических проблем можно использовать методы опроса? 20. Что такое наблюдение? 21. Выделите основные виды наблюдения. 22. Какие организационные вопросы необходимо решить при проведении наблюдения? 23. Для изучения каких исторических проблем можно использовать наблюдение? 24. В чем состоит сложность применения социологических методов в исторических исследованиях? РАЗДЕЛ III МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ Вслед за решением задач сбора исторической информации по теме исследования, а чаще всего параллельно с этими задачами возникает необходимость ее систематизации. Это важно для получения целостного представления об изучаемом историческом процессе или явлении и дает возможность проанализировать его основные структурные и функциональные особенности, динамику изменений. Без систематизации сведений невозможно их дальнейшее использование или осмысление. Систематизация — это процесс упорядочения исторической информации в определенной форме, обеспечивающий возможность ее дальнейшего использования и анализа. Форма упорядочения зависит от средств кодирования информации. Это могут быть текст, числа, изображения или, например, база данных. Результатом систематизации выступает формирование модели исторических данных, в которой собранная историческая информация организована, структурирована и представлена как информационная модель изучаемого объекта или процесса, пока не обобщенная и не проанализированная. Отличие модели исторических данных состоит в ее информационной направленности, позволяющей представить исторический объект в общих чертах и свойствах. С учетом наиболее часто используемых способов кодирования и приемов систематизации информации можно выделить следующие модели исторических данных: текстовая, числовая, схема, карта, компьютерная (электронная) модель. Рассмотрим основные способы систематизации исторической информации и их возможности для последующих этапов исторического исследования. ГЛАВА 7 МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 7.1. Текстовая модель данных Наиболее традиционной формой систематизации исторической информации выступает описание изучаемого исторического явления. Описание, по определению энциклопедии — это один из элементов литературно-художественного повествования, где особое внимание уделяется форме изображаемого1. Это может быть окружающая обстановка или, напротив, подробное изложение «внешности» описываемого объекта и т. д. Применительно к историческому исследованию описание можно определить как текст, в котором что-либо (событие, персонаж, исторический объект — хозяйство, селение и т. д.) отображается с использованием языковых средств. Описание имеет определенную логику изложения и может быть организовано по хронологическому или структурно-статическому принципу. Оно позволяет получить общее впечатление об изучаемом процессе или явлении, первичную информационную картину. Чем подробнее описание, тем более полное и детальное представление мы получаем. Описание часто противопоставляется научному анализу и рассматривается как ненаучный способ презентации исторической информации, так как в этом случае обычно отсутствуют какие-либо выводы, обобщения. Однако это не совсем так, описание можно рассматривать как составную часть научного труда, без которого невозможно провести дальнейшую аналитическую оценку изучаемого события и верифицировать выводы. 1 Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https:// slovari.yandex.ru/dict/bse/article Та роль, которую текстовые модели играют в систематизации и представлении исторической информации, непосредственно влияет на восприятие описания как специфического метода исторического познания. Так, например, Н. И. Смоленский рассматривает описательно-повествовательный метод как способ воспроизведения исторической действительности, основанный на использовании языковых средств, в частности, языка источников. По его мнению, описание должно отражать как индивидуальные характеристики изучаемого объекта, так и их обобщенное восприятие, основанное на объяснении рассматриваемых фактов, т. е. содержать элементы аналитики2. В силу того, что описание опирается на использование литературно-художественных приемов, большое значение для составления текстовой модели имеют литературные способности и навыки исследователя, владение пером и стиль изложения. Чем выше литературно-художественные качества описания, тем выше его эффективность и влияние на читателя. В исторической практике используются разные варианты описаний, различающиеся по степени формализации, полноте и характеру языка описания. Их можно подразделить на неформализованные и формализованные. Неформализованные описания отличаются достаточно большим объемом информации, свободной, нестандартной структурой ее подачи, широким использованием литературно-художественных приемов и средств. К неформализованным описаниям можно отнести биографические жизнеописания, монографические описания (истории сел, деревень, городов, предприятий, событий и проч.), материалы, летописи. Формализованные описания имеют более сжатый объем, стандартизированную структуру информации, более сухой и наукообразный язык описания. Формализованные описания представлены хрониками и хронологическими таблицами, историческими словарями и энциклопедиями. Рассмотрим некоторые варианты текстовых моделей исторических данных (описаний) и их особенности. 2 Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2007. С. 222—223. Разновидностью исторического описания вы- Этот метод, получивший название биографического, известен очень давно, и с ним во многом связано становление истории как науки. С позиций этого подхода исторический процесс рассматривается как результат деятельности великих людей, т. е. на первый план выходит личностный аспект. Примером исторического описания может служить труд Н. И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», в котором русская история предстает перед читателем как галерея ярких образов и событий, переданная на хорошем литературном языке с использованием приемов художественной прозы. Вот как Н. И. Костомаров описывает гибель Андрея Боголюбского: Он постоянно жил в селе Боголюбове: там постиг его конец. Был у него любимый слуга Яким Кучкович. Князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: разделаемся-ка с этим князем!» В пятницу, 28 июня 1175 года, собрался совет в доме Кучкова зятя Петра. Было там человек 20, и в числе их ключник Андрея Амбал, родом Ясин (ясы — народ кавказского племени: полагают, что это кабардинцы), и еврей Ефрем Моизич. Замечательно (как вообще черта подобных людей), что приближенными Андрея были иноземцы: чувствуя, что свои имеют повод не любить его, он, конечно, думал обезопасить себя этим средством — и ошибся. На совете порешили убить князя в эту же ночь. Андрей, по известию одной летописи, спал один, заперши дверь, а по другим, близ него находился кощей (мальчик). Заговорщики, отправляясь на свое дело, зашли прежде в медушу (погреб), напились для смелости вина и потом направились к ложнице Андрея. «Господине, господине!» — сказал один, толкаясь в дверь. «Кто там?» — откликнулся Андрей. «Прокопий», — отвечали ему. Про-копий был верный слуга Андрея. «Нет, паробче, ты не Прокопий», — ответил, догадавшись, Андрей и бросился искать меча. Был у него меч св. Бориса, которому он приписывал особую силу, но меча при нем не оказалось: Амбал ключник заранее унес его. Заговорщики выломали дверь и бросились на Андрея. Князь был силен, начал бороться с ними. Впотьмах убийцы ранили одного из своих, но потом, различивши князя, поражали его мечами.
саблями и копьями. Думая, что уже покончили с ним, они ушли, но князь, собравши последние силы, выскочил за ними, спустился с лестницы и спрятался под сени. Убийцы услышали его стоны. «Князь сошел с сеней вниз», — закричал один. «Посмотрим», — сказали другие и бросились назад в ложницу. Князя там не было. «Мы погибли, — закричали они, — скорее, скорее ищите его!» Зажгли поспешно свечи и но следам крови на лестнице нашли князя: он сидел, прижавшись за лестничным столбом, и молился. Петр Кучкович отсек ему правую руку. Князь успел проговорить: «Господи, в руки твои передаю дух мой!» — и окончил жизнь. Результат биографического писания может быть представлен в форме полной развернутой биографии, раскрывающей в подробностях основные этапы жизни данного человека (см., например, серию «Жизнь замечательных людей»), либо в форме энциклопедической статьи — формализованного описания основных фактов биографии. Словарное или энциклопедическое биографическое описание в меньшей степени подвержено эмоциональным искажениям. Использование биографического метода имеет свои особенности. Прежде всего, в биографических описаниях всегда присутствует ярко выраженный эмоциональный и оценочный аспект, усиливающий субъективность подачи информации. Биографическая история, особенно жизнеописания великих исторических личностей, характеризуется стремлением воспроизвести изучаемую личность во всей полноте ее характеристик и деяний. Эта цель часто достигается за счет избыточности информации: жизнеописания нередко изобилуют разнообразными сюжетами, свидетельствами. Исследователь, пытаясь систематизировать всю эту информацию, проводит отбор наиболее значимых на его взгляд фактов. Результат использования биографического метода зависит от позиции исследователя, его методологических установок, в свете которых он рассматривает изучаемую личность (как орудие обстоятельств либо как активного творца истории). Нередко на составление биографических описаний влияют конъюнктурные установки, общественный заказ. Это отражается на отборе фактов, расстановке акцентов при описании, оценке причин и результатов деятельности человека. Чаще всего биографический метод используется для систематизации исторической информации о великих личностях, оставивших свой след в истории3. В XX в. биографический метод находит более широкое применение и используется для составления коллективных портретов. Примером такого исследования выступает труд Л. Нэмира, который в 1928 г. начал писать историю английского парламента, представленную как совокупность биографий депутатов. Теоретической основой предложенного им метода стала идея, что без опоры на детали биографии невозможно понять мотивы и причины действий депутатов. Он учитывал даты жизни каждого человека, его социальное происхождение, образование, окружение, черты характера и т. д., пытаясь вникнуть в подробности жизни, чтобы глубже понять мотивы поведения. В соответствии с этим подходом деятельность парламента в его книге выглядит как борьба депутатов за власть, карьеру, личное благополучие и проч.4 Биографический метод сохраняет свою актуальность и в настоящее время, о чем свидетельствуют десятки работ, посвященных советским государственным деятелям и не только. XX век с особой силой продемонстрировал, какую роль может играть личность в истории. Поэтому неудивительно, что жанр исторических биографий, как индивидуальных, так и коллективных, очень популярен среди историков. К неформализованным описаниям относят- писи. Монографические описания являются наиболее распространенным вариантом текстовой модели и характеризуются следующими чертами: • основой описания служит какой-либо конкретный исторический объект — это может быть город или деревня, завод или школа, историю которых необходимо воспроизвести от момента их появления до настоящего времени. Объектом описания может выступать историческое событие, локализованное во времени и пространстве (например, крестьянское выступление, городское восстание и т. д.); 3 См., например: Карпейль Т. Французская революция. История. М., 1991. 4 Ерофеев Н. А. Л. Нэмир и его место в буржуазной историографии // Вопр.
• структура описания строится в соответствии с хронологическим либо структурно-функциональным принципом. Для описания истории географических объектов обычно используется хронологический принцип. Если объектом описания выступает какое-либо событие или явление, то используется структурно-функциональный подход в систематизации информации. Возможны и комбинации этих подходов; • монографическое описание характеризуется широким использованием литературных приемов. В результате текст приобретает определенную интригу, сюжетность, т. е. изложение строится по законам литературного жанра. В качестве особого вида монографических описаний можно рассматривать летописи. Традиция составления летописей уходит в глубокую древность и связана с ранними этапами развития исторической науки. Как исторический жанр, связанный с особым способом подачи исторической информации, летописи появляются во второй половине XIX в. и воспроизводят структуру изложения информации по принципу хронологической последовательности. В качестве примера можно привести работы И. Я. Кривощекова, посвященные истории Кудымкара5. Летопись села начал составлять еще его отец. Она включала разнообразную информацию о межевании территории, движении населения, происхождении Кудымкара, его природе, экономике, истории. Важной особенностью летописей является то, что они обладают разветвленной сложной структурой текста, включающей разные сюжетные линии (история, экономика, география, этнографические сюжеты, биографии людей). Основным стержнем для организации текста выступает хронологический принцип. Составление летописи выступает как результат длительного процесса сбора информации по истории изучаемого объекта и представляет собой промежуточную форму систематизации материала, 5 Кривощеков И. Я. Материалы по истории села Кудымкара Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894; Он же. Справка о прошлом Иньвенского района // Зап. Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1894. Т. 15, вып. 1.С. 69. на основе которой в дальнейшем можно реализовать аналитические задачи. При составлении летописей нужно обратить внимание на создание удобного и эффективного научно-справочного аппарата, позволяющего ориентироваться в первичном информационном массиве и при необходимости осуществлять быстрый поиск нужной информации. Описание, связанное с систематизацией фактов Истотзтгческие #* v без использования элементов литературного материалы оформления, получило название «материалы». Материалы — своеобразный жанр вторичных исследовательских документов, основанных на обработке и систематизации первичных сведений, извлеченных, как правило, из архивных документов. Они появляются во второй половине XIX в. в связи с усложнением теории и методики исторического исследования и резким расширением круга используемых источников. В этот период складываются три основных варианта представления исторической информации: 1) публикация источников (археографическая обработка); 2) подготовка материалов (выборка и систематизация фактов по теме); 3) представление в виде концептуальных текстов. Среди них подготовка материалов занимала промежуточное положение. Они представляли собой результат научного поиска, но в то же время не были нацелены на теоретические обобщения. В большинстве случаев материалы представляют собой набор фактов по той или иной тематике. Они могут структурироваться по-разному: документы могут быть дословно приведены; частично процитированы; даны в вольном авторском пересказе. Представленные в материалах факты, как правило, сгруппированы, а их достоверность предварительно установлена. Система авторских комментариев и примечаний позволяет восстановить исходный смысл исторических источников. Специфична лексическая сторона материалов — они тяжеловесны, сложны в прочтении, изобилуют архаизмами. Одним из наиболее ярких исследователей, работавших в жанре материалов, является Н. К. Чупин. Обладая энциклопедическими знаниями и поразительной трудоспособностью, он сознательно
ограничивал сферу своих научных интересов фактографической работой — изучением документов, поиском и проверкой исторических фактов. Отсутствие в трудах Н. К. Чупина литературной обработки всегда вызывало определенные нарекания со стороны читателей. Его работы нередко оценивали как «сырые и несовершенные», так как их было сложно читать из-за перегруженности деталями. Подготовка материалов стала одним из основных направлений в деятельности не только Н. К. Чупина, но и других исследователей того времени. Так, И. Я. Кривощековым были подготовлены материалы по Пермской губернии, в которых дана характеристика климатических поясов Урала, полезных ископаемых и минеральных источников. Приведена интересная сводка землетрясений на Урале за сто лет, описание почв, гидроресурсов, животного мира и растительности. Примерно треть очерка посвящена населению, в нем содержатся данные о численности жителей губернии, их национальном составе. Описаны основные занятия — сельское хозяйство, промышленность, кустарные промыслы по отдельным уездам губернии. В конце очерка дана справка о торговле и ярмарках, дорожном деле, почте, больницах и учебных заведениях6. Традиция публикации материалов в советский период оказалась прерванной. Соответственно были забыты и потеряны навыки их подготовки. Создание материалов предполагает отбор сведений из первичных документов, их систематизацию, группировку, оценку достоверности. Достоверность исторических фактов устанавливалась с учетом строгих критериев и в результате применения разработанных исследовательских процедур, в основе которых лежат критика, планомерный архивный поиск, комментирование и первичная интерпретация обнаруженных источников, привлечение косвенных свидетельств для заполнения пустых мест в фактологическом поле. Основной целью составления материалов выступает создание «информационного сырья», которое в дальнейшем может быть использовано для разработки научных концепций или решения практических задач. 6 См., например: Кривощеков И. Материалы для изучения Пермского края // Сб. Пермского земства. Кн. 2, 1904. Пермь, 1904. В настоящее время создание материалов осуществляется исследователями на стадии систематизации сведений для личных целей и оформляется в виде личного архива. Уровень систематизации и качество работы с фактографической информацией в этом случае целиком и полностью зависят от добросовестности и уровня квалификации исследователя. Упрощенный подход к созданию материалов влияет на качество последующего анализа. Наиболее сложным видом описаний являют- г ся тексты (статьи) словарей, справочников словари ч ~ * и энциклопедии и энЦИКЛОпеДии5 которые представляют собой систематизированную совокупность формализованных описаний исторических фактов и знаний, имеющих общую структуру. По своей природе словари и энциклопедии — это справочные издания, созданные для выполнения информационно-поисковых функций и удовлетворения потребностей в исторической информации как профессиональных историков, так и широкого круга читателей. Появление изданий подобного рода является отражением уровня исторической науки, связанного с накоплением достаточно больших объемов исторической информации и необходимостью их систематизации и вовлечения в научный оборот. Особую популярность справочники приобрели во второй половине XIX в., в дальнейшем их роль продолжала возрастать. Словари и справочники отличаются наибольшей степенью формализации и структурирования информации. Их создание связано с составлением словника — перечня исторических объектов, сведения о которых предполагается оформить в виде статей словаря или справочника. Разрабатывается определенная структура статьи, включающая набор элементов и схему описания. Чаще всего словари включают фактографические описания, в том числе биографические, а также терминологические определения. Следует подчеркнуть исключительное информационно-поисковое назначение словарей и справочников, что предъявляет к ним требования особого порядка. Авторам необходимо, помимо вопросов системного описания фактографической информации, продумать поисковый аппарат, создать алфавитные, географические, хро-
нологические указатели. Но основная задача составителей связана с обеспечением достоверности вводимой в научный оборот информации, что предполагает кропотливую работу по проверке и перепроверке всех используемых в справочных изданиях сведений. Примером исторического справочника может служить Словарь Верхотурского уезда, также подготовленный упомянутым выше И. Я. Кривощековым. Им было написано много работ по истории, географии, статистике Пермской губернии, но наибольшую известность он приобрел в связи с подготовкой и изданием географических словарей, составленных по материалам Верхотурского и Чер-дынского уездов Пермской губернии7. Составление Словаря Верхотурского уезда заняло у исследователя несколько лет. Основные материалы он собрал в ходе личных наблюдений, которые проводил, будучи помощником земского агронома в Верхотурье. Структура словаря включает обширный ис-торико-экономический очерк, в котором значительное внимание уделено природным и климатическим условиям края. По каждой волости уезда приведено описание почв. Подробно рассматриваются горное дело, промыслы и торговля, образование. В конце первого раздела книги даны биографии выдающихся людей — уроженцев Верхотурского уезда. Вторая часть географического словаря, наиболее объемная, посвящена описанию географических объектов, причем примерно 2/3 статей отведены под характеристику поселенческой сети. Эта часть справочника организована по алфавитному принципу. Перечень географических объектов дополняет алфавитный указатель, облегчающий поиск нужной информации. Каждая статья имеет четкую формализованную структуру. Описание населенного пункта начинается с указания его типа, характеристики географического положения и административной принадлежности, расстояния до волостного и уездного центра. При наличии информации приводится краткая историческая справка, численность населения и ха- 7 Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историко-географическим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г. Пермь, 1910; Он же. Географи-ческо-статистический словарь Чердынского уезда Пермской губернии с приложениями карты бассейна реки Камы и иллюстрациями. Пермь, 1914. рактеристика его занятий. В заключительной части статьи обязательно указываются источники информации: Абрамовичи или Прянишникова на р. Туре. Меркушинской волости, от уездного города в 43 верстах. Деревня Прянишникова при ревизии 1834 г. значится с 2 дворами и 5 жителями обоего пола в составе Кишкинской волости. Селение принадлежит к приходу с. Меркушинского. Средства к существованию население извлекает от земледелия и частью от заготовки и сплава лесов по Туре и мо-чально-рогожного промысла. Дворов в селении — 15, в них жителей обоего пола 88 человек по сведениям Пермского губернского земства 1909 г. Сведения получены путем расспросов и частью из архива Верхотурского казначейства8. В словаре представлены описания не только наиболее крупных и значимых населенных пунктов, но и однодворок, переселенческих участков, т. е. недавно возникших небольших поселений. Составление исторических словарей и энциклопедий представляет собой самостоятельный вид исторической практики и предъявляет к разработчикам очень жесткие требования. Они должны: 1) иметь хорошую профессиональную подготовку по истории; 2) обладать навыками проектирования информационных систем. Особым видом текстовой модели данных ролики выступает систематизация событий в соот- и хронологические 1 - встствии со временем их происхождения, т.е. составление хроники событий. Данный метод позволяет воспроизвести последовательность исторических фактов, в совокупности составляющих описываемое событие или процесс. Составление хроники принципиально важно для продолжающихся событий, охватывающих значительные временные интервалы. Это могут быть войны, восстания, революции, реформы и т. п., которые развертываются иногда в течение нескольких десятков лет и состоят из некоторого набора событий. Составление хроник — весьма эффективный способ систематизации фактографического материала. Он дает возможность оценить последовательность событий, их обусловленность и взаимо- * Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии... С. 241.
связь, проанализировать временные промежутки между датами, их длительность и периодичность. Хроники позволяют увидеть периоды в рамках изучаемого отрезка времени, характеризуемые более высоким уровнем плотности и интенсивности событий — все это выступает как необходимое условие для решения задач периодизации и уточнения хронологических рамок изучаемого периода. Определение последовательности событий важно для выявления причинно-следственных связей, а также оценки их значимости. Какие из событий определяют характер изучаемого явления или процесса, а какие являются случайными? Составление хроники может иметь самостоятельное значение, так как способствует формированию более полной исторической картины. При создании хроники особое внимание необходимо уделить датировке событий и проверке достоверности используемой информации.
|