Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы с историческими понятиями 13 страница






В третьем проекте была доведена до совершенства методика бюджетного обследования, позволяющая в полной мере фикси­ровать денежные и натуральные потоки, выделять долю нефор­мальных поступлений, уточнять сезонные колебания в доходах


 




и расходах, вычленять вклад каждого члена. Ставилась также зада­ча реконструировать сети поддержки. Было интересно проследить, стали ли люди больше помогать друг другу и кооперироваться между собой по мере укоренения рыночных отношений; в каких формах сетевая поддержка способствовала преодолению экономического кризиса семьи и стала элементом стратегии выживания. Методы самоанализа бюджетов в сочетании с наблюдением позволили со­брать уникальный материал о современных проблемах, взглядах и отношении крестьян к произошедшим переменам.

Приведенный выше опыт использования социологических ме­тодов свидетельствует об их высоком потенциале, но только при условии творческого отношения к рассматриваемой проблеме, гра­мотного использования имеющегося в социальных науках инстру­ментария и комплексного подхода к формированию информацион­ной базы исследования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте содержание и основные направления устной ис­тории.

2. Выделите основные этапы развития устной истории.

3. Какие виды исторических источников связаны с проведением уст­но-исторического исследования?

4. Выделите основные организационные проблемы проведения уст­но-исторического исследования.

5. Какие функции выполняет программа в исследовании?

6. Охарактеризуйте структуру программы устно-исторического ис­следования.

7. Из каких пунктов состоит методологический раздел программы исследования?

8. Что должно быть отражено в методическом разделе программы?

9. Разработайте программу проведения исследования с использова­нием социологических технологий с учетом изучаемой вами темы.

 

10. Какие методы сбора информации используются в социологии?

11. Охарактеризуйте содержание и разновидности метода опроса.

12. Чем анкетирование отличается от интервью?

13. Какие виды вопросов используются при проведении опроса?

14. Представьте в виде схемы структуру анкеты для опроса.


 

15. Выделите основные критерии проверки качества анкеты.

16. Как оценить эффективность социологического вопроса? Выдели­те основные принципы формулировки вопросов.

17. Что такое «эффект интервьюера»?

18. В каких случаях для сбора информации используется анкетирова­ние, а в каких случаях интервью?

19. Для изучения каких исторических проблем можно использовать методы опроса?

20. Что такое наблюдение?

21. Выделите основные виды наблюдения.

22. Какие организационные вопросы необходимо решить при прове­дении наблюдения?

23. Для изучения каких исторических проблем можно использовать наблюдение?

24. В чем состоит сложность применения социологических методов в исторических исследованиях?



РАЗДЕЛ III

МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Вслед за решением задач сбора исторической информации по теме исследования, а чаще всего параллельно с этими задачами возникает необходимость ее систематизации. Это важно для по­лучения целостного представления об изучаемом историческом процессе или явлении и дает возможность проанализировать его основные структурные и функциональные особенности, динамику изменений. Без систематизации сведений невозможно их дальней­шее использование или осмысление.

Систематизация — это процесс упорядочения исторической информации в определенной форме, обеспечивающий возможность ее дальнейшего использования и анализа. Форма упорядочения за­висит от средств кодирования информации. Это могут быть текст, числа, изображения или, например, база данных. Результатом сис­тематизации выступает формирование модели исторических дан­ных, в которой собранная историческая информация организована, структурирована и представлена как информационная модель изу­чаемого объекта или процесса, пока не обобщенная и не проанали­зированная. Отличие модели исторических данных состоит в ее информационной направленности, позволяющей представить ис­торический объект в общих чертах и свойствах.

С учетом наиболее часто используемых способов кодирования и приемов систематизации информации можно выделить следую­щие модели исторических данных: текстовая, числовая, схема, кар­та, компьютерная (электронная) модель.


Рассмотрим основные способы систематизации исторической информации и их возможности для последующих этапов истори­ческого исследования.

ГЛАВА 7 МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

7.1. Текстовая модель данных

Наиболее традиционной формой систематизации исторической информации выступает описание изучаемого исторического явле­ния. Описание, по определению энциклопедии — это один из эле­ментов литературно-художественного повествования, где особое внимание уделяется форме изображаемого1. Это может быть окру­жающая обстановка или, напротив, подробное изложение «внешно­сти» описываемого объекта и т. д. Применительно к историческо­му исследованию описание можно определить как текст, в котором что-либо (событие, персонаж, исторический объект — хозяйство, селение и т. д.) отображается с использованием языковых средств.

Описание имеет определенную логику изложения и может быть организовано по хронологическому или структурно-статическому принципу. Оно позволяет получить общее впечатление об изучае­мом процессе или явлении, первичную информационную картину. Чем подробнее описание, тем более полное и детальное представ­ление мы получаем.

Описание часто противопоставляется научному анализу и рас­сматривается как ненаучный способ презентации исторической ин­формации, так как в этом случае обычно отсутствуют какие-либо выводы, обобщения. Однако это не совсем так, описание можно рассматривать как составную часть научного труда, без которого невозможно провести дальнейшую аналитическую оценку изучае­мого события и верифицировать выводы.

1 Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https:// slovari.yandex.ru/dict/bse/article


Та роль, которую текстовые модели играют в систематизации и представлении исторической информации, непосредственно вли­яет на восприятие описания как специфического метода истори­ческого познания. Так, например, Н. И. Смоленский рассматривает описательно-повествовательный метод как способ воспроизведе­ния исторической действительности, основанный на использовании языковых средств, в частности, языка источников. По его мнению, описание должно отражать как индивидуальные характеристики изучаемого объекта, так и их обобщенное восприятие, основанное на объяснении рассматриваемых фактов, т. е. содержать элементы аналитики2.

В силу того, что описание опирается на использование литера­турно-художественных приемов, большое значение для составле­ния текстовой модели имеют литературные способности и навыки исследователя, владение пером и стиль изложения. Чем выше ли­тературно-художественные качества описания, тем выше его эф­фективность и влияние на читателя.

В исторической практике используются разные варианты опи­саний, различающиеся по степени формализации, полноте и харак­теру языка описания. Их можно подразделить на неформализован­ные и формализованные.

Неформализованные описания отличаются достаточ­но большим объемом информации, свободной, нестандартной структурой ее подачи, широким использованием литературно-ху­дожественных приемов и средств. К неформализованным описа­ниям можно отнести биографические жизнеописания, монографи­ческие описания (истории сел, деревень, городов, предприятий, событий и проч.), материалы, летописи.

Формализованные описания имеют более сжатый объем, стандартизированную структуру информации, более сухой и наукообразный язык описания. Формализованные описания пред­ставлены хрониками и хронологическими таблицами, историчес­кими словарями и энциклопедиями.

Рассмотрим некоторые варианты текстовых моделей историчес­ких данных (описаний) и их особенности.

2 Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2007. С. 222—223.


Разновидностью исторического описания вы-
Ьиографическии СТуПает ЖИЗНеописание исторических деятелей,
метод „ с-,

Этот метод, получивший название биографи­ческого, известен очень давно, и с ним во многом связано станов­ление истории как науки. С позиций этого подхода исторический процесс рассматривается как результат деятельности великих лю­дей, т. е. на первый план выходит личностный аспект.

Примером исторического описания может служить труд Н. И. Кос­томарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дея­телей», в котором русская история предстает перед читателем как галерея ярких образов и событий, переданная на хорошем литера­турном языке с использованием приемов художественной прозы. Вот как Н. И. Костомаров описывает гибель Андрея Боголюбского:

Он постоянно жил в селе Боголюбове: там постиг его конец. Был у него любимый слуга Яким Кучкович. Князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: разделаемся-ка с этим кня­зем!» В пятницу, 28 июня 1175 года, собрался совет в доме Кучкова зятя Петра. Было там человек 20, и в числе их ключник Андрея Амбал, родом Ясин (ясы — народ кавказского племени: полагают, что это кабардинцы), и еврей Ефрем Моизич. Замечательно (как вообще черта подобных людей), что приближенными Андрея были иноземцы: чувствуя, что свои имеют повод не любить его, он, конеч­но, думал обезопасить себя этим средством — и ошибся. На совете порешили убить князя в эту же ночь. Андрей, по известию одной летописи, спал один, заперши дверь, а по другим, близ него нахо­дился кощей (мальчик). Заговорщики, отправляясь на свое дело, зашли прежде в медушу (погреб), напились для смелости вина и по­том направились к ложнице Андрея.

«Господине, господине!» — сказал один, толкаясь в дверь. «Кто там?» — откликнулся Андрей. «Прокопий», — отвечали ему. Про-копий был верный слуга Андрея. «Нет, паробче, ты не Прокопий», — ответил, догадавшись, Андрей и бросился искать меча. Был у него меч св. Бориса, которому он приписывал особую силу, но меча при нем не оказалось: Амбал ключник заранее унес его.

Заговорщики выломали дверь и бросились на Андрея. Князь был силен, начал бороться с ними. Впотьмах убийцы ранили одно­го из своих, но потом, различивши князя, поражали его мечами.


 




саблями и копьями. Думая, что уже покончили с ним, они ушли, но князь, собравши последние силы, выскочил за ними, спустился с лестницы и спрятался под сени. Убийцы услышали его стоны. «Князь сошел с сеней вниз», — закричал один. «Посмотрим», — сказали другие и бросились назад в ложницу. Князя там не было.

«Мы погибли, — закричали они, — скорее, скорее ищите его!» Зажгли поспешно свечи и но следам крови на лестнице нашли кня­зя: он сидел, прижавшись за лестничным столбом, и молился. Петр Кучкович отсек ему правую руку. Князь успел проговорить: «Госпо­ди, в руки твои передаю дух мой!» — и окончил жизнь.

Результат биографического писания может быть представлен в форме полной развернутой биографии, раскрывающей в подроб­ностях основные этапы жизни данного человека (см., например, серию «Жизнь замечательных людей»), либо в форме энциклопе­дической статьи — формализованного описания основных фактов биографии. Словарное или энциклопедическое биографическое описание в меньшей степени подвержено эмоциональным иска­жениям.

Использование биографического метода имеет свои особенно­сти. Прежде всего, в биографических описаниях всегда присутствует ярко выраженный эмоциональный и оценочный аспект, усиливаю­щий субъективность подачи информации.

Биографическая история, особенно жизнеописания великих исторических личностей, характеризуется стремлением воспро­извести изучаемую личность во всей полноте ее характеристик и деяний. Эта цель часто достигается за счет избыточности инфор­мации: жизнеописания нередко изобилуют разнообразными сюже­тами, свидетельствами. Исследователь, пытаясь систематизировать всю эту информацию, проводит отбор наиболее значимых на его взгляд фактов. Результат использования биографического метода зависит от позиции исследователя, его методологических устано­вок, в свете которых он рассматривает изучаемую личность (как орудие обстоятельств либо как активного творца истории). Неред­ко на составление биографических описаний влияют конъюнктур­ные установки, общественный заказ. Это отражается на отборе фактов, расстановке акцентов при описании, оценке причин и ре­зультатов деятельности человека.


Чаще всего биографический метод используется для система­тизации исторической информации о великих личностях, оставив­ших свой след в истории3. В XX в. биографический метод находит более широкое применение и используется для составления кол­лективных портретов. Примером такого исследования выступает труд Л. Нэмира, который в 1928 г. начал писать историю английско­го парламента, представленную как совокупность биографий депу­татов. Теоретической основой предложенного им метода стала идея, что без опоры на детали биографии невозможно понять мотивы и причины действий депутатов. Он учитывал даты жизни каждого человека, его социальное происхождение, образование, окружение, черты характера и т. д., пытаясь вникнуть в подробности жизни, чтобы глубже понять мотивы поведения. В соответствии с этим подходом деятельность парламента в его книге выглядит как борь­ба депутатов за власть, карьеру, личное благополучие и проч.4

Биографический метод сохраняет свою актуальность и в насто­ящее время, о чем свидетельствуют десятки работ, посвященных советским государственным деятелям и не только. XX век с особой силой продемонстрировал, какую роль может играть личность в истории. Поэтому неудивительно, что жанр исторических биогра­фий, как индивидуальных, так и коллективных, очень популярен среди историков.

К неформализованным описаниям относят-
Монографические ся также монографические описания и лето-
описания л,,

писи. Монографические описания
и летописи J,

являются наиболее распространенным ва­риантом текстовой модели и характеризуются следующими чертами: • основой описания служит какой-либо конкретный историчес­кий объект — это может быть город или деревня, завод или школа, историю которых необходимо воспроизвести от момента их появле­ния до настоящего времени. Объектом описания может выступать историческое событие, локализованное во времени и пространстве (например, крестьянское выступление, городское восстание и т. д.);

3 См., например: Карпейль Т. Французская революция. История. М., 1991.

4 Ерофеев Н. А. Л. Нэмир и его место в буржуазной историографии // Вопр.
истории. 1973. № 4.


 




структура описания строится в соответствии с хронологичес­ким либо структурно-функциональным принципом. Для описания истории географических объектов обычно используется хроноло­гический принцип. Если объектом описания выступает какое-либо событие или явление, то используется структурно-функциональный подход в систематизации информации. Возможны и комбинации этих подходов;

• монографическое описание характеризуется широким исполь­зованием литературных приемов. В результате текст приобретает определенную интригу, сюжетность, т. е. изложение строится по законам литературного жанра.

В качестве особого вида монографических описаний можно рассматривать летописи. Традиция составления летописей ухо­дит в глубокую древность и связана с ранними этапами развития исторической науки. Как исторический жанр, связанный с особым способом подачи исторической информации, летописи появляются во второй половине XIX в. и воспроизводят структуру изложения информации по принципу хронологической последовательности. В качестве примера можно привести работы И. Я. Кривощекова, по­священные истории Кудымкара5. Летопись села начал составлять еще его отец. Она включала разнообразную информацию о меже­вании территории, движении населения, происхождении Кудымка­ра, его природе, экономике, истории.

Важной особенностью летописей является то, что они обладают разветвленной сложной структурой текста, включающей разные сюжетные линии (история, экономика, география, этнографичес­кие сюжеты, биографии людей). Основным стержнем для органи­зации текста выступает хронологический принцип.

Составление летописи выступает как результат длительного процесса сбора информации по истории изучаемого объекта и пред­ставляет собой промежуточную форму систематизации материала,

5 Кривощеков И. Я. Материалы по истории села Кудымкара Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894; Он же. Справка о прошлом Иньвенского райо­на // Зап. Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1894. Т. 15, вып. 1.С. 69.


на основе которой в дальнейшем можно реализовать аналитичес­кие задачи. При составлении летописей нужно обратить внимание на создание удобного и эффективного научно-справочного аппара­та, позволяющего ориентироваться в первичном информационном массиве и при необходимости осуществлять быстрый поиск нуж­ной информации.

Описание, связанное с систематизацией фактов

Истотзтгческие #*

v без использования элементов литературного

материалы

оформления, получило название «материалы».

Материалы — своеобразный жанр вторичных исследова­тельских документов, основанных на обработке и систематиза­ции первичных сведений, извлеченных, как правило, из архивных документов. Они появляются во второй половине XIX в. в связи с усложнением теории и методики исторического исследования и резким расширением круга используемых источников. В этот пе­риод складываются три основных варианта представления истори­ческой информации: 1) публикация источников (археографическая обработка); 2) подготовка материалов (выборка и систематизация фактов по теме); 3) представление в виде концептуальных текстов. Среди них подготовка материалов занимала промежуточное поло­жение. Они представляли собой результат научного поиска, но в то же время не были нацелены на теоретические обобщения.

В большинстве случаев материалы представляют собой набор фактов по той или иной тематике. Они могут структурироваться по-разному: документы могут быть дословно приведены; частично процитированы; даны в вольном авторском пересказе. Представ­ленные в материалах факты, как правило, сгруппированы, а их до­стоверность предварительно установлена. Система авторских ком­ментариев и примечаний позволяет восстановить исходный смысл исторических источников. Специфична лексическая сторона мате­риалов — они тяжеловесны, сложны в прочтении, изобилуют арха­измами.

Одним из наиболее ярких исследователей, работавших в жанре материалов, является Н. К. Чупин. Обладая энциклопедическими знаниями и поразительной трудоспособностью, он сознательно


 




ограничивал сферу своих научных интересов фактографической ра­ботой — изучением документов, поиском и проверкой историчес­ких фактов. Отсутствие в трудах Н. К. Чупина литературной обра­ботки всегда вызывало определенные нарекания со стороны читателей. Его работы нередко оценивали как «сырые и несовер­шенные», так как их было сложно читать из-за перегруженности деталями.

Подготовка материалов стала одним из основных направлений в деятельности не только Н. К. Чупина, но и других исследовате­лей того времени. Так, И. Я. Кривощековым были подготовлены материалы по Пермской губернии, в которых дана характеристика климатических поясов Урала, полезных ископаемых и минераль­ных источников. Приведена интересная сводка землетрясений на Урале за сто лет, описание почв, гидроресурсов, животного мира и растительности. Примерно треть очерка посвящена населению, в нем содержатся данные о численности жителей губернии, их на­циональном составе. Описаны основные занятия — сельское хо­зяйство, промышленность, кустарные промыслы по отдельным уез­дам губернии. В конце очерка дана справка о торговле и ярмарках, дорожном деле, почте, больницах и учебных заведениях6.

Традиция публикации материалов в советский период оказалась прерванной. Соответственно были забыты и потеряны навыки их подготовки. Создание материалов предполагает отбор сведений из первичных документов, их систематизацию, группировку, оцен­ку достоверности. Достоверность исторических фактов устанавли­валась с учетом строгих критериев и в результате применения раз­работанных исследовательских процедур, в основе которых лежат критика, планомерный архивный поиск, комментирование и пер­вичная интерпретация обнаруженных источников, привлечение косвенных свидетельств для заполнения пустых мест в фактологи­ческом поле. Основной целью составления материалов выступает создание «информационного сырья», которое в дальнейшем может быть использовано для разработки научных концепций или реше­ния практических задач.

6 См., например: Кривощеков И. Материалы для изучения Пермского края // Сб. Пермского земства. Кн. 2, 1904. Пермь, 1904.


В настоящее время создание материалов осуществляется иссле­дователями на стадии систематизации сведений для личных целей и оформляется в виде личного архива. Уровень систематизации и качество работы с фактографической информацией в этом случае целиком и полностью зависят от добросовестности и уровня ква­лификации исследователя. Упрощенный подход к созданию мате­риалов влияет на качество последующего анализа.

Наиболее сложным видом описаний являют-
Исторические, ч

г ся тексты (статьи) словарей, справочников

словари ч ~ *

и энциклопедии и энЦИКЛОпеДии5 которые представляют собой систематизированную совокупность форма­лизованных описаний исторических фактов и знаний, имеющих общую структуру.

По своей природе словари и энциклопедии — это справочные издания, созданные для выполнения информационно-поисковых функций и удовлетворения потребностей в исторической инфор­мации как профессиональных историков, так и широкого круга чи­тателей. Появление изданий подобного рода является отражением уровня исторической науки, связанного с накоплением достаточно больших объемов исторической информации и необходимостью их систематизации и вовлечения в научный оборот. Особую популяр­ность справочники приобрели во второй половине XIX в., в даль­нейшем их роль продолжала возрастать.

Словари и справочники отличаются наибольшей степенью фор­мализации и структурирования информации. Их создание связано с составлением словника — перечня исторических объектов, сведения о которых предполагается оформить в виде статей сло­варя или справочника. Разрабатывается определенная структура статьи, включающая набор элементов и схему описания. Чаще все­го словари включают фактографические описания, в том числе био­графические, а также терминологические определения.

Следует подчеркнуть исключительное информационно-поиско­вое назначение словарей и справочников, что предъявляет к ним требования особого порядка. Авторам необходимо, помимо вопро­сов системного описания фактографической информации, проду­мать поисковый аппарат, создать алфавитные, географические, хро-


 




нологические указатели. Но основная задача составителей связана с обеспечением достоверности вводимой в научный оборот инфор­мации, что предполагает кропотливую работу по проверке и пере­проверке всех используемых в справочных изданиях сведений.

Примером исторического справочника может служить Словарь Верхотурского уезда, также подготовленный упомянутым выше И. Я. Кривощековым. Им было написано много работ по истории, географии, статистике Пермской губернии, но наибольшую извест­ность он приобрел в связи с подготовкой и изданием географичес­ких словарей, составленных по материалам Верхотурского и Чер-дынского уездов Пермской губернии7.

Составление Словаря Верхотурского уезда заняло у исследова­теля несколько лет. Основные материалы он собрал в ходе личных наблюдений, которые проводил, будучи помощником земского аг­ронома в Верхотурье. Структура словаря включает обширный ис-торико-экономический очерк, в котором значительное внимание уделено природным и климатическим условиям края. По каждой волости уезда приведено описание почв. Подробно рассматрива­ются горное дело, промыслы и торговля, образование. В конце пер­вого раздела книги даны биографии выдающихся людей — урожен­цев Верхотурского уезда.

Вторая часть географического словаря, наиболее объемная, по­священа описанию географических объектов, причем примерно 2/3 статей отведены под характеристику поселенческой сети. Эта часть справочника организована по алфавитному принципу. Пере­чень географических объектов дополняет алфавитный указатель, облегчающий поиск нужной информации. Каждая статья имеет четкую формализованную структуру. Описание населенного пунк­та начинается с указания его типа, характеристики географическо­го положения и административной принадлежности, расстояния до волостного и уездного центра. При наличии информации при­водится краткая историческая справка, численность населения и ха-

7 Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с об­щим историко-географическим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г. Пермь, 1910; Он же. Географи-ческо-статистический словарь Чердынского уезда Пермской губернии с приложе­ниями карты бассейна реки Камы и иллюстрациями. Пермь, 1914.


рактеристика его занятий. В заключительной части статьи обяза­тельно указываются источники информации:

Абрамовичи или Прянишникова на р. Туре. Меркушинской во­лости, от уездного города в 43 верстах. Деревня Прянишникова при ревизии 1834 г. значится с 2 дворами и 5 жителями обоего пола в составе Кишкинской волости. Селение принадлежит к приходу с. Меркушинского. Средства к существованию население извлека­ет от земледелия и частью от заготовки и сплава лесов по Туре и мо-чально-рогожного промысла. Дворов в селении — 15, в них жите­лей обоего пола 88 человек по сведениям Пермского губернского земства 1909 г. Сведения получены путем расспросов и частью из архива Верхотурского казначейства8.

В словаре представлены описания не только наиболее крупных и значимых населенных пунктов, но и однодворок, переселенчес­ких участков, т. е. недавно возникших небольших поселений.

Составление исторических словарей и энциклопедий представ­ляет собой самостоятельный вид исторической практики и предъяв­ляет к разработчикам очень жесткие требования. Они должны: 1) иметь хорошую профессиональную подготовку по истории; 2) об­ладать навыками проектирования информационных систем.

Особым видом текстовой модели данных

ролики выступает систематизация событий в соот-

и хронологические

1 - встствии со временем их происхождения,

т.е. составление хроники событий. Данный метод позволяет воспроизвести последовательность исто­рических фактов, в совокупности составляющих описываемое со­бытие или процесс. Составление хроники принципиально важно для продолжающихся событий, охватывающих значительные вре­менные интервалы. Это могут быть войны, восстания, революции, реформы и т. п., которые развертываются иногда в течение несколь­ких десятков лет и состоят из некоторого набора событий.

Составление хроник — весьма эффективный способ система­тизации фактографического материала. Он дает возможность оце­нить последовательность событий, их обусловленность и взаимо-

* Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии... С. 241.


 




связь, проанализировать временные промежутки между датами, их длительность и периодичность. Хроники позволяют увидеть перио­ды в рамках изучаемого отрезка времени, характеризуемые более высоким уровнем плотности и интенсивности событий — все это выступает как необходимое условие для решения задач периодиза­ции и уточнения хронологических рамок изучаемого периода.

Определение последовательности событий важно для выявле­ния причинно-следственных связей, а также оценки их значимос­ти. Какие из событий определяют характер изучаемого явления или процесса, а какие являются случайными? Составление хроники может иметь самостоятельное значение, так как способствует фор­мированию более полной исторической картины. При создании хроники особое внимание необходимо уделить датировке событий и проверке достоверности используемой информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал