Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 14 страница
Наиболее удобной формой представления хроники выступает таблица. Хронологическая таблица — это обязательный элемент учебного пособия по истории, но не менее важную роль она играет в научном исследовании. Хронологическая таблица обеспечивает наглядность информации и возможность ее дальнейшего анализа с целью периодизации изучаемого явления или процесса. В хронологической таблице обычно выделяется две графы: «дата» и «событие». Следует стремиться к полноте хронологической информации. Если возникают сомнения или противоречивые свидетельства о дате какого-либо события, то это необходимо отразить в комментариях. Важен и другой аспект составления хронологической таблицы — это краткое и корректное наименование события. Следует избегать образных выражений и неустоявшейся терминологии. Говоря о возможностях описания как способа систематизации информации, следует подчеркнуть, что исторический научный текст в большей или меньшей степени обязательно содержит описательные фрагменты, которые необходимы для создания общего исторического фона, отображения событий и личностей, иллюстрации выводов. Поэтому пренебрегать этим методом нельзя. Грамотно составленное описание предполагает предварительную разработку логической схемы изложения, в которой обычно реализуются хронологический, структурно-функциональный или причинно-следственный подходы. Выбор подхода зависит от задач исследования и характера отображаемого явления или события. Полнота описания определяется целями исследования, объемом имеющейся у автора информации и логикой ее изложения. 7.2. Числовая модель данных Помимо создания текстовой модели данных нередко возникает необходимость систематизировать числовую информацию. Она особенно важна для историко-экономических, историко-социальных исследований и содержится в статистических источниках, отчетных документах, а также в делопроизводственной документации. Числовые показатели могут эпизодически включаться в текстовые описания, в этом случае их применение носит чисто иллюстративный характер и не связано с дальнейшим анализом или обобщением. Это допустимо, если числовая информация занимает второстепенное место в информационной картине: таких данных немного, и они не носят системный характер. Если объектом исторического исследования выступает массовое явление или событие, анализируемое в контексте статистических закономерностей, то перед историком встает задача не только собрать как можно более полную статистическую информацию о его функционировании, но и упорядочить ее с целью дальнейшей математической обработки и анализа. Основными способами систематизации числовых данных являются следующие: 1) составление системы показателей, описывающих исторический объект или процесс; 2) вариационные ряды; 3) динамические ряды. „ Представляет собой наиболее часто используе- Система г „, _. мыи способ упорядочения числовой информа- показателей Чии об изучаемом объекте. Статистический показатель —это количественная оценка, мера, характеризующая свойства изучаемого исторического явления с количественной и качественной стороны9. ' Подробнее см. главу 12.
Статистические показатели, являясь отражением исторических явлений, взаимосвязаны, поэтому они рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной системе. По одному показателю, характеризующему только отдельные стороны явления, нельзя составить полное представление об изучаемом процессе. Например, для описания крестьянского хозяйства необходимо рассмотреть несколько показателей: состав и размер семьи, размер земельного надела, количество скота, доходы и расходы и т. д. Находясь в определенной связи, эти показатели образуют систему статистических показателей. Следует подчеркнуть еще один момент: применение единичных показателей ничего не дает, даже более того, может исказить восприятие каких-либо событий. Так, например, сведения о количестве крестьянских выступлений в одной из губерний России летом 1920 г. ничего не говорят о реальном размахе крестьянской борьбы. Чтобы сформировать более точную картину, необходимы данные по другим губерниям на разные моменты времени; нужно знать не только количество, но и состав восставших, уровень их вооружения, организованности и т. д. Создание полной исторической картины требует использования системы показателей. Создание системы статистических показателей опирается на следующие принципы: 1) они должны комплексно отражать размеры и структуру изучаемого явления; 2) представлять динамику (изменение во времени) явления в целом и его частей; 3) их набор (количество) должен быть оптимальным, т. е. нужно отобрать только наиболее важные для дальнейшего анализа показатели. Перегруженность цифровой информацией так же вредна для описания, как и ее недостаточность. В первом случае страдает качество восприятия (сложно выделить основное и второстепенное), в последнем — полнота восприятия; 4) статистические показатели должны быть сопоставимыми, т. е. допускать возможность сравнительного анализа и корректных выводов. Таким образом, при создании системы показателей следует стремиться к полноте информации по охвату единиц изучаемого массового явления, а также к комплексному отображению всех его сторон. Сопоставимость используемых показателей — еще одно важное требование, нарушение которого нередко ведет к искажениям и ошибочным выводам. Сопоставимость достигается через соблюдение следующих условий: — единства единиц измерения; — единых хронологических и географических рамок; — единых методов учета и расчета статистических показателей. Выделяются два основных подхода к разработке системы статистических показателей. Во-первых, ее можно сформировать на основе изучения научной литературы путем заимствования ранее использованных в науке систем показателей. Так, например, изучая демографические процессы, исследователь будет опираться на систему показателей, разработанную в демографии, — численность населения по годам, коэффициенты рождаемости, смертности, брачности; показатели миграционной активности и т. д. Эти сведения представлены в соответствующих статистико-демографических источниках (например, данных текущего учета населения) и используются во всех историко-демографических исследованиях, обеспечивая тем самым сопоставимость научных результатов. Во-вторых, система показателей может быть авторской, т. е. созданной на основе самостоятельного системного анализа изучаемого объекта и его количественной оценки. Подобный подход реализуется в том случае, если явление мало исследовано. Чаще всего в исторических работах реализуется комбинированный подход к формированию системы показателей, так как возникает потребность адаптировать к исторической практике и историческим источникам те системы количественной оценки явления, которые получили теоретическое осмысление в смежных науках — экономике, социологии, демографии и т. д. Кроме того, существовавшие в прошлом способы оценки накладывают свой отпечаток на конечный вариант числовой модели. Так, например, система описания хозяйственной деятельности помещичьего хозяйства конца XVIII в. и по единицам измерения, и по параметрам функционирования будет отличаться от характеристики колхозного хозяйства. И, соответственно, те показатели, которые представлены в годовых отчетах колхозов и использовались советской статистикой, будут бесполезны для анализа крупных хозяйств феодального периода.
Система статистических показателей определяется задачами исследования и характером изучаемого объекта. Желательно, чтобы она включала не только объемные, но и аналитические показатели. В качестве примера системы показателей, характеризующих расселение одного из регионов Среднего Урала в XX в., можно привести следующие данные (табл. 7.1). Таблица 7.1 Основные статистические характеристики Северного Горнозаводского экономического района в XX в. *
* Приводится по: Мазур Л. Н., Бродская Л. И. Эволюция сельских поселений Среднего Урала в XX веке: опыт динамического анализа. Екатеринбург, 2006. С. 400. В таблице систематизированы по годам основные статистические показатели — территория, население, количество населенных пунктов разных типов, которые были извлечены из разных источников (списков населенных мест за разные годы, справочников административно-территориального деления Свердловской области, материалов переписей, отчетов об административно-территориальных изменениях и т. д.). Составленная таблица дает комплексное представление о динамике и структуре расселения, а также позволяет рассчитать аналитические показатели, связанные с оценкой плотности расселения и средней величиной поселений. Таким образом, составление системы статистических показателей выступает одной из предпосылок всестороннего анализа изучаемого явления. Удобнее всего систему показателей оформлять в виде таблицы. Работая с первичной статистической информаци-Вариационныи е~^ ОТражаЮщей массовое явление (например, персональные данные о раскулаченных), исследователь сталкивается с проблемой ее систематизации в форме вариационных рядов. Построение вариационных рядов — это первый шаг и необходимое условие для дальнейшей математической обработки и анализа количественной исторической информации. Вариационные ряды состоят из значений признака, характеризующих конкретные исторические объекты (единицы наблюдения). Например, исследуя демографические характеристики раскулаченных, можно построить вариационный ряд для значений признака «возраст». Если изучаемая совокупность (выборка) включает 100 человек, то в вариационном ряду будут приведены все 100 значений данного признака. Вариационный ряд используется, прежде всего, для оценки вариативности изучаемого признака. Вариативность — это колебание значений признака внутри изучаемой совокупности. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий). Таким образом, вариативность — это неотъемлемое свойство всех массовых явлений, благодаря которому появляется возможность выявления статистических закономерностей. В отличие от вариации, различия значений признака у одного и того же объекта, у одной и той же единицы совокупности в различные моменты или периоды времени связаны с изменениями во времени и называются динамическими колебаниями. Методы их изучения отличаются от методов изучения вариации. Вариационный ряд позволяет получить первое общее представление о свойствах изучаемого массового явления, его однородности или разнородности, разбросе колебаний значений признака. Кроме того, вариационный ряд представляет собой наиболее удобную модель для дальнейших вычислений, например, для получения средних показателей совокупности, группировки или вычисления коэффициентов корреляции. В статистике выделяют три вида вариационного ряда: Аранжированный вариационный ряд—это перечень значений признака для отдельных единиц совокупности в порядке их возрастания или убывания. Например, при изучении крестьянских хозяйств определенного региона (волости) в 1920-е гг. их можно ранжировать по показателю годового дохода. В дальнейшем на основе предложенного вариационного ряда можно определить средний доход для всех крестьянских хозяйств; 2)дискретный вариационный р я д представляет собой перечень вариантов значений признака, для каждого из которых определена его частота, т. е. указано, сколько единиц наблюдения (в абсолютных или относительных величинах) имеют данное значение. Дискретный ряд строится в том случае, если изучаемая совокупность достаточно большая и ранжированный ряд становится громоздким и сложно воспринимаемым, а также если вариативность изучаемого признака невысокая, т. е. количество возможных вариантов значений ограничено. В этом случае удобнее сгруппировать изучаемую совокупность по значениям признака и подсчитать их частоту (р). Для примера построим дискретный ряд значений для признака «число членов семьи», h (объем совокупности) = 100 семей (табл. 7.2). Таблица 7.2 Распределение семей по числу членов
Дискретный ряд часто оформляется в виде таблицы, состоящей из двух граф, где в первой графе указаны значения признака, а во второй — их частота. Такой вариант представления данных в дальнейшем позволяет провести структурный анализ совокупности; 3) интервальный вариационный р я д представляет собой разновидность группировки первичных данных, где значения признака выражены в виде интервала и для каждого интервала определена частота. Интервальный ряд имеет форму таблицы (табл. 7.3), состоящей из двух граф: интервалов значений признака и числа единиц совокупности, попадающих в данный интервал (частот) или долей этого числа от общей численности совокупности. Таблица 7.3 Группировка сельских населенных мест Уральской области по людности в 1926 г. *
* Приводится по: Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1928. Т. 4. С. 98—99. Интервальный ряд удобен для систематизации признаков с высоким уровнем вариативности, когда число вариантов значений большое и выделение каждого варианта нерационально. Определение величины интервала имеет свои правила, которые мы рас-
смотрим в п. 8.2 главы 8 «Группировочный метод в научном исследовании». Построение дискретного и интервального рядов тесно связано с проведением группировки и позволяет получить систематизированную количественную картину изучаемого массового явления. Следует подчеркнуть, что первичные данные, содержащиеся в массовых исторических источниках, чаще всего систематизируются в форме вариационного ряда. Построение вариационных рядов облегчается в результате использования компьютерных технологий — электронных таблиц или баз данных, благодаря которым можно преобразовать несистематизированный вариационный ряд в ранжированный, дискретный и интервальный и провести с этими данными необходимые расчеты. Динамический ряд — это совокупность статис- Динамический тических показателей, отражающих изменение изучаемого явления во времени. Изучение динамики является одним из необходимых условий познания закономерностей исторических процессов. Динамизм социально-экономических явлений есть результат воздействия разнообразных причин и условий, он проявляется в колебаниях значений динамического ряда. Изучение динамики исторических процессов начинается с построения динамического ряда. Это достаточно сложная задача, так как неполнота источниковой базы может повлиять на появление пробелов в ряду, а неточность информации — на сопоставимость данных. Если, например, построить динамический ряд численности населения Российской Федерации с 1918г. по настоящее время, то неизбежно столкнешься с разнообразными проблемами: нехваткой источников для оценки ежегодных колебаний показателя; изменением административно-территориальных границ государства; использованием разных методов учета населения и т. д. Кроме того, не исключена ситуация, когда в разных источниках могут быть значительные расхождения по величине изучаемого показателя. Между тем без построения динамического ряда невозможно воспроизвести картину изменений и определить, были эти измене- ния случайными или закономерными; какая тенденция реализуется в историческом процессе и чем она определяется; как быстро происходят изменения и т. д. Динамический ряд состоит из двух основных элементов: 1) показателя времени (J); 2) уровня ряда (у). В качестве показателей времени в рядах динамики выступают либо определенные даты (моменты) времени, либо периоды (годы, кварталы, месяцы, недели). Уровень ряда динамики отражает значение изучаемого показателя на определенный момент или интервал времени. Уровень ряда может быть выражен абсолютными, относительными или средними величинами. В зависимости от показателя времени выделяют два вида динамических рядов: моментные и интервальные. Моментные ряды отражают состояние изучаемых явлений на определенные даты (моменты) времени (табл. 7.4). В этом случае показатель времени выражен либо полной датой (число, месяц, год), либо дано указание на момент времени (например, данные на конец... года или на начало... года). Таблица 7.4 Развитие сети учреждений культуры в сельской местности Среднего Урала (1945 — 1958)
* Приводится по: Толмачева Р. П. Деятельность сельских культурно-просветительных учреждений Урала (1946—1958 гг.) // Развитие культуры уральской советской деревни, 1917—1987 гг. Свердловск, 1990. С. 90 (таблица дана в сокращении). Особенностью моментного ряда динамики является то, что его уровни выступают результатом учета первичной информации и могут включать одни и те же единицы изучаемой совокупности, поэтому при суммировании уровней моментного ряда есть опасность повторного счета. Интервальные динамические ряды отражают итоги развития (функционирования) изучаемых явлений за определенные периоды (интервалы) времени (табл. 7.5). Интервал времени может быть разным — неделя, декада, месяц, год, несколько лет и т. д. Величина интервала влияет на значение уровня ряда, так как последний является расчетным, итоговым. Определение уровня интервального ряда осуществляется путем суммирования, усреднения или другого варианта обобщения моментных значений. Таблица 7.5 Урожайность зерновых культур в Свердловской области в годы войны (1941—1945)*
* Приводится по: Мотревич В. П. Сельское хозяйство Урала в показателях статистики (1941—1945 гг.). Екатеринбург, 1993. С. 126. Приведенный пример интервального ряда дает нам картину изменения урожайности зерновых в годы Великой Отечественной войны. В динамическом ряду приведены относительные показатели (интенсивности), отражающие уровень (средний объем) сбора зерновых с одного гектара. Интервальный ряд может быть укрупнен, т. е. можно систематизировать не только годовые, но и пятилетние показатели. С помощью динамических рядов исследователь может проанализировать изучаемое явление, дать общую оценку его динамики и решить следующие задачи: 1) охарактеризовать уровни изучаемого явления во времени; 2) проанализировать динамику исторических процессов посредством расчета системы статистических показателей; 3) выявить основную тенденцию развития (тренд); 4) изучить периодичность колебаний во времени (задача принципиально важная для построения периодизации); 5) провести экстраполяцию и прогноз дальнейшего развития изучаемого показателя. Экстраполяция и прогноз связаны с оценкой изучаемого явления на основе аналитического описания тенденции. Экстраполяция особенно актуальна для изучения исторических процессов, так как позволяет восполнить недостающие сведения расчетными. Основным условием получения корректной картины динамики и, соответственно, правильных выводов является сопоставимость уровней динамического р я д а. Ряды динамики формируются в результате сводки и систематизации данных, относящихся к разным периодам и отрезкам времени. Можно выделить следующие основные причины несопоставимости: 1) различия в показаниях времени (нельзя сравнивать момент-ные и интервальные показатели; годовые и пятилетние и т. д.); 2) неоднородность состава изучаемых совокупностей во времени (нельзя сравнивать крестьянские хозяйства 1920-х гг. и личные подсобные хозяйств колхозников 1930-х гг.); 3) изменения в методике первичного учета; 4) различие применяемых в отдельные периоды единиц измерения (здесь прежде всего следует обратить внимание на стоимостные показатели); 5) административно-территориальные изменения. При построении рядов динамики их необходимо оценить на наличие сопоставимой информации, в противном случае требуется приведение данных к сопоставимому виду. Для этого необходимо установить причины, обусловившие несопоставимость анализируемой информации, и провести преобразование динамического ряда (в статистике это называется «смыкание рядов динамики») в вид, позволяющий проводить сравнительный анализ. Рассмотрим пример смыкания ряда динамики. Изучая численность населения определенной территории, исследователь может столкнуться с фактом, что границы этого административного образования изменились. Если территория выросла, то соответственно увеличились и все демографические и экономические характеристики — в этом случае динамический ряд разрывается (табл. 7.6). Таблица 7.6 Численность населения N-ского района в 1988 — 1990 гг., тыс. чел.
Для приведения этой информации к сопоставимому виду проводятся следующие расчеты: для года разрыва (1989) определяется коэффициент соотношения двух уровней (в старых и новых границах): 312: 150= 2, 1. Умножая этот коэффициент на численность населения 1988 г. (132 • 2, 1 = 277, 2), можно построить сопоставимый ряд в новых границах района: 1988 г. — 277, 2 тыс. чед.; 1989 г.— 312, 0; 1990 г. — 304, 5. Пересчет показателей и приведение их к сопоставимому виду обычно проводится органами статистики. В статистических сборниках динамические ряды, как правило, уже пересчитаны. Это указывается в названиях таблиц, где написано: «данные приведены в границах... года»; или «данные приведены в ценах... года». Проблемы могут возникнуть у тех, кто работает с первоисточниками и данными текущей статистики, сохранившимися в архивах. Эти сведения нуждаются в пересчете и корректировке. Если возникают затруднения при пересчете показателей (недостаточно информации), то необходимо указать на наличие несопоставимости и ее причины (например, в названии таблицы в скобках указывается: «данные приведены в границах текущих лет» или «данные приведены в ценах текущих лет»). Дальнейший анализ несопоставимого динамического ряда может осуществляться только с использованием логических приемов. Расчет аналитических показателей недопустим, так как они будут некорректными. Таким образом, при работе с количественной информацией используются статистические приемы систематизации данных. Этот этап необходим для подготовки данных к дальнейшему количественному анализу. 7.3. Схема Остановимся еще на одном способе систематизации исторической информации — методе схематизации. Данный прием используется в исторических трудах достаточно часто. Логичная, ясная схема позволяет не просто проиллюстрировать теоретические построения автора, но и придать им высшую степень системности и наглядности. Особенностью использования схемы в исторических исследованиях выступает то, что в ней, как правило, представ- лено абстрактное отражение изучаемого исторического объекта или процесса, описанного на понятийном уровне. В качестве элементов схемы используются категории и понятия (общие или конкретно-исторические). Основная задача схематизации — показать связи и взаимодействия между этими элементами-понятиями. Составление схемы является результатом моделирования изучаемого исторического объекта или процесса и проводится с целью наглядного представления исторической информации. Однако наглядность — не единственное достоинство схематизации, составление схемы является очень эффективной исследовательской процедурой, которая позволяет историку «привести в порядок» накопленный материал и собственные представления об изучаемом явлении. Схема позволяет выделить то главное, что необходимо для понимания сущности изучаемого объекта, установить необходимые причинно-следственные связи, т. е. она несет серьезную аналитическую нагрузку. Таким образом, схемы выполняют две основные функции в исторических исследованиях: 1) исследовательскую; 2) иллюстративную. Соответственно, в первом случае в схеме находит отражение гипотетическое представление автора об изучаемом объекте, которое в ходе дальнейшего изучения уточняется и детализируется. Исследовательская схема может иметь несколько вариантов, отличаться по типу организации, т. е. она используется как «экспериментальная» модель объекта. Эффективность исследовательских схем тем выше, чем их больше. Они позволяют рассмотреть изучаемое явление с разных сторон (выявить его структуру, функции, связи, провести классификацию, определить принадлежность к определенному типу и т. д.). Иллюстративная схема выступает в качестве результата обобщения и оценки экспериментальных моделей, ее главная задача — это полнота и наглядность представления информации, обеспечивающая доказательность выводов автора.
|