Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы с историческими понятиями 14 страница






Наиболее удобной формой представления хроники выступает таблица. Хронологическая таблица — это обязательный элемент учебного пособия по истории, но не менее важную роль она играет в научном исследовании. Хронологическая таблица обес­печивает наглядность информации и возможность ее дальнейшего анализа с целью периодизации изучаемого явления или процесса.

В хронологической таблице обычно выделяется две графы: «дата» и «событие». Следует стремиться к полноте хронологичес­кой информации. Если возникают сомнения или противоречивые свидетельства о дате какого-либо события, то это необходимо отра­зить в комментариях. Важен и другой аспект составления хроно­логической таблицы — это краткое и корректное наименование события. Следует избегать образных выражений и неустоявшейся терминологии.

Говоря о возможностях описания как способа систематизации информации, следует подчеркнуть, что исторический научный текст в большей или меньшей степени обязательно содержит описатель­ные фрагменты, которые необходимы для создания общего истори­ческого фона, отображения событий и личностей, иллюстрации выводов. Поэтому пренебрегать этим методом нельзя.

Грамотно составленное описание предполагает предваритель­ную разработку логической схемы изложения, в которой обычно реализуются хронологический, структурно-функциональный или


причинно-следственный подходы. Выбор подхода зависит от задач исследования и характера отображаемого явления или события. Полнота описания определяется целями исследования, объемом имеющейся у автора информации и логикой ее изложения.

7.2. Числовая модель данных

Помимо создания текстовой модели данных нередко возникает необходимость систематизировать числовую информацию. Она особенно важна для историко-экономических, историко-социальных исследований и содержится в статистических источниках, отчет­ных документах, а также в делопроизводственной документации.

Числовые показатели могут эпизодически включаться в тек­стовые описания, в этом случае их применение носит чисто ил­люстративный характер и не связано с дальнейшим анализом или обобщением. Это допустимо, если числовая информация занимает второстепенное место в информационной картине: таких данных немного, и они не носят системный характер.

Если объектом исторического исследования выступает массо­вое явление или событие, анализируемое в контексте статистичес­ких закономерностей, то перед историком встает задача не только собрать как можно более полную статистическую информацию о его функционировании, но и упорядочить ее с целью дальнейшей ма­тематической обработки и анализа.

Основными способами систематизации числовых данных яв­ляются следующие:

1) составление системы показателей, описывающих историчес­кий объект или процесс;

2) вариационные ряды;

3) динамические ряды.

„ Представляет собой наиболее часто используе-

Система г „, _.

мыи способ упорядочения числовой информа-
статистических J r * г

показателей Чии об изучаемом объекте.

Статистический показатель —это коли­чественная оценка, мера, характеризующая свойства изучаемого исторического явления с количественной и качественной стороны9.

' Подробнее см. главу 12.


 




Статистические показатели, являясь отражением исторических яв­лений, взаимосвязаны, поэтому они рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной системе. По одному показателю, характеризующему только отдельные стороны явления, нельзя со­ставить полное представление об изучаемом процессе. Например, для описания крестьянского хозяйства необходимо рассмотреть несколько показателей: состав и размер семьи, размер земельного надела, количество скота, доходы и расходы и т. д. Находясь в опре­деленной связи, эти показатели образуют систему статистических показателей.

Следует подчеркнуть еще один момент: применение единич­ных показателей ничего не дает, даже более того, может исказить восприятие каких-либо событий. Так, например, сведения о коли­честве крестьянских выступлений в одной из губерний России ле­том 1920 г. ничего не говорят о реальном размахе крестьянской борь­бы. Чтобы сформировать более точную картину, необходимы данные по другим губерниям на разные моменты времени; нужно знать не только количество, но и состав восставших, уровень их воору­жения, организованности и т. д. Создание полной исторической кар­тины требует использования системы показателей.

Создание системы статистических показателей опирается на следующие принципы:

1) они должны комплексно отражать размеры и структуру изу­чаемого явления;

2) представлять динамику (изменение во времени) явления в целом и его частей;

3) их набор (количество) должен быть оптимальным, т. е. нуж­но отобрать только наиболее важные для дальнейшего анализа по­казатели. Перегруженность цифровой информацией так же вредна для описания, как и ее недостаточность. В первом случае страдает качество восприятия (сложно выделить основное и второстепен­ное), в последнем — полнота восприятия;

4) статистические показатели должны быть сопоставимыми, т. е. допускать возможность сравнительного анализа и корректных вы­водов.

Таким образом, при создании системы показателей следует стре­миться к полноте информации по охвату единиц изучаемого массо­вого явления, а также к комплексному отображению всех его сторон.


Сопоставимость используемых показателей — еще одно важ­ное требование, нарушение которого нередко ведет к искажениям и ошибочным выводам. Сопоставимость достигается через соблю­дение следующих условий:

— единства единиц измерения;

— единых хронологических и географических рамок;

— единых методов учета и расчета статистических показателей.

Выделяются два основных подхода к разработке системы ста­тистических показателей. Во-первых, ее можно сформировать на основе изучения научной литературы путем заимствования ра­нее использованных в науке систем показателей. Так, например, изучая демографические процессы, исследователь будет опираться на систему показателей, разработанную в демографии, — числен­ность населения по годам, коэффициенты рождаемости, смертности, брачности; показатели миграционной активности и т. д. Эти сведе­ния представлены в соответствующих статистико-демографических источниках (например, данных текущего учета населения) и исполь­зуются во всех историко-демографических исследованиях, обеспе­чивая тем самым сопоставимость научных результатов. Во-вторых, система показателей может быть авторской, т. е. созданной на ос­нове самостоятельного системного анализа изучаемого объекта и его количественной оценки. Подобный подход реализуется в том слу­чае, если явление мало исследовано.

Чаще всего в исторических работах реализуется комбинирован­ный подход к формированию системы показателей, так как возни­кает потребность адаптировать к исторической практике и истори­ческим источникам те системы количественной оценки явления, которые получили теоретическое осмысление в смежных науках — экономике, социологии, демографии и т. д. Кроме того, существо­вавшие в прошлом способы оценки накладывают свой отпечаток на конечный вариант числовой модели. Так, например, система описания хозяйственной деятельности помещичьего хозяйства кон­ца XVIII в. и по единицам измерения, и по параметрам функциони­рования будет отличаться от характеристики колхозного хозяйства. И, соответственно, те показатели, которые представлены в годовых отчетах колхозов и использовались советской статистикой, будут бесполезны для анализа крупных хозяйств феодального периода.


 




Система статистических показателей определяется задачами исследования и характером изучаемого объекта. Желательно, что­бы она включала не только объемные, но и аналитические показа­тели.

В качестве примера системы показателей, характеризующих расселение одного из регионов Среднего Урала в XX в., можно при­вести следующие данные (табл. 7.1).

Таблица 7.1 Основные статистические характеристики Северного Горнозаводского экономического района в XX в. *

 

Год Территория, кв. км Численность населения, чел. Число сельских населенных пунктов Число городов Число рабочих поселков
  63 519, 6 264 627     _____
(Верхотур-          
ский уезд)          
  46 500, 0 130 416      
  55 371, 7 390 579 1 050(881)    
  43 596, 0 506 090 624 (702)    
  59 150, 5 448 434 478 (536)    
  58 279, 0 415 789 263 (265)    
  58 518, 2 416 652 217(221)    

* Приводится по: Мазур Л. Н., Бродская Л. И. Эволюция сельских поселений Среднего Урала в XX веке: опыт динамического анализа. Екатеринбург, 2006. С. 400.

В таблице систематизированы по годам основные статистичес­кие показатели — территория, население, количество населенных пунктов разных типов, которые были извлечены из разных источ­ников (списков населенных мест за разные годы, справочников ад­министративно-территориального деления Свердловской области, материалов переписей, отчетов об административно-территориаль­ных изменениях и т. д.). Составленная таблица дает комплексное представление о динамике и структуре расселения, а также позво­ляет рассчитать аналитические показатели, связанные с оценкой плотности расселения и средней величиной поселений.


Таким образом, составление системы статистических показате­лей выступает одной из предпосылок всестороннего анализа изу­чаемого явления. Удобнее всего систему показателей оформлять в виде таблицы.

Работая с первичной статистической информаци-Вариационныи е~^ ОТражаЮщей массовое явление (например, персональные данные о раскулаченных), иссле­дователь сталкивается с проблемой ее систематизации в форме ва­риационных рядов. Построение вариационных рядов — это пер­вый шаг и необходимое условие для дальнейшей математической обработки и анализа количественной исторической информации.

Вариационные ряды состоят из значений признака, характери­зующих конкретные исторические объекты (единицы наблюдения). Например, исследуя демографические характеристики раскулачен­ных, можно построить вариационный ряд для значений признака «возраст». Если изучаемая совокупность (выборка) включает 100 че­ловек, то в вариационном ряду будут приведены все 100 значений данного признака.

Вариационный ряд используется, прежде всего, для оценки вариативности изучаемого признака. Вариативность — это ко­лебание значений признака внутри изучаемой совокупности. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения склады­ваются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий). Таким образом, вариативность — это неотъемлемое свойство всех массовых явлений, благодаря которому появляется возможность выявления статистических закономерностей. В отличие от вариа­ции, различия значений признака у одного и того же объекта, у од­ной и той же единицы совокупности в различные моменты или пе­риоды времени связаны с изменениями во времени и называются динамическими колебаниями. Методы их изучения отличаются от методов изучения вариации.

Вариационный ряд позволяет получить первое общее представ­ление о свойствах изучаемого массового явления, его однородности или разнородности, разбросе колебаний значений признака. Кроме того, вариационный ряд представляет собой наиболее удобную


модель для дальнейших вычислений, например, для получения сред­них показателей совокупности, группировки или вычисления ко­эффициентов корреляции.

В статистике выделяют три вида вариационного ряда: Аранжированный вариационный ряд—это перечень значений признака для отдельных единиц совокупности в порядке их возрастания или убывания. Например, при изучении крестьян­ских хозяйств определенного региона (волости) в 1920-е гг. их можно ранжировать по показателю годового дохода. В дальнейшем на основе предложенного вариационного ряда можно определить средний доход для всех крестьянских хозяйств;

2)дискретный вариационный р я д представляет собой перечень вариантов значений признака, для каждого из которых определена его частота, т. е. указано, сколько единиц наблюдения (в абсолютных или относительных величинах) имеют данное зна­чение. Дискретный ряд строится в том случае, если изучаемая со­вокупность достаточно большая и ранжированный ряд становится громоздким и сложно воспринимаемым, а также если вариативность изучаемого признака невысокая, т. е. количество возможных вари­антов значений ограничено. В этом случае удобнее сгруппировать изучаемую совокупность по значениям признака и подсчитать их частоту (р).

Для примера построим дискретный ряд значений для признака «число членов семьи», h (объем совокупности) = 100 семей (табл. 7.2).

Таблица 7.2 Распределение семей по числу членов

 

Число членов семьи, чел. (.г)   Количество семей (р)
  2 3   10 46 33  
         
         
  Всего   2 W0  

Дискретный ряд часто оформляется в виде таблицы, состоя­щей из двух граф, где в первой графе указаны значения признака, а во второй — их частота. Такой вариант представления данных в дальнейшем позволяет провести структурный анализ совокуп­ности;

3) интервальный вариационный р я д представляет со­бой разновидность группировки первичных данных, где значения признака выражены в виде интервала и для каждого интервала опре­делена частота. Интервальный ряд имеет форму таблицы (табл. 7.3), состоящей из двух граф: интервалов значений признака и числа единиц совокупности, попадающих в данный интервал (частот) или долей этого числа от общей численности совокупности.

Таблица 7.3

Группировка сельских населенных мест Уральской области по людности в 1926 г. *

 

 

Численность населения, чел. Количество сельских поселений  
До 10   5 107    
10—19   3 306    
20—49   5 879    
50—99   4 948    
100—199   4 084    
200—499   3 773    
500—999   1 962    
1 000—1 999        
2 000—4 999 5 000 и более        
       
Всего   30 080    

* Приводится по: Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1928. Т. 4. С. 98—99.

Интервальный ряд удобен для систематизации признаков с вы­соким уровнем вариативности, когда число вариантов значений большое и выделение каждого варианта нерационально. Опреде­ление величины интервала имеет свои правила, которые мы рас-


 




смотрим в п. 8.2 главы 8 «Группировочный метод в научном иссле­довании».

Построение дискретного и интервального рядов тесно связано с проведением группировки и позволяет получить систематизиро­ванную количественную картину изучаемого массового явления.

Следует подчеркнуть, что первичные данные, содержащиеся в массовых исторических источниках, чаще всего систематизиру­ются в форме вариационного ряда. Построение вариационных ря­дов облегчается в результате использования компьютерных техно­логий — электронных таблиц или баз данных, благодаря которым можно преобразовать несистематизированный вариационный ряд в ранжированный, дискретный и интервальный и провести с этими данными необходимые расчеты.

Динамический ряд — это совокупность статис-

Динамический

тических показателей, отражающих изменение

изучаемого явления во времени. Изучение ди­намики является одним из необходимых условий познания законо­мерностей исторических процессов. Динамизм социально-экономи­ческих явлений есть результат воздействия разнообразных причин и условий, он проявляется в колебаниях значений динамического

ряда.

Изучение динамики исторических процессов начинается с по­строения динамического ряда. Это достаточно сложная задача, так как неполнота источниковой базы может повлиять на появление про­белов в ряду, а неточность информации — на сопоставимость дан­ных. Если, например, построить динамический ряд численности населения Российской Федерации с 1918г. по настоящее время, то неизбежно столкнешься с разнообразными проблемами: нехват­кой источников для оценки ежегодных колебаний показателя; из­менением административно-территориальных границ государства; использованием разных методов учета населения и т. д. Кроме того, не исключена ситуация, когда в разных источниках могут быть зна­чительные расхождения по величине изучаемого показателя.

Между тем без построения динамического ряда невозможно воспроизвести картину изменений и определить, были эти измене-


ния случайными или закономерными; какая тенденция реализует­ся в историческом процессе и чем она определяется; как быстро происходят изменения и т. д.

Динамический ряд состоит из двух основных элементов: 1) по­казателя времени (J); 2) уровня ряда (у).

В качестве показателей времени в рядах динамики вы­ступают либо определенные даты (моменты) времени, либо перио­ды (годы, кварталы, месяцы, недели). Уровень ряда динамики отражает значение изучаемого показателя на определенный момент или интервал времени. Уровень ряда может быть выражен абсо­лютными, относительными или средними величинами.

В зависимости от показателя времени выделяют два вида дина­мических рядов: моментные и интервальные.

Моментные ряды отражают состояние изучаемых явлений на определенные даты (моменты) времени (табл. 7.4). В этом слу­чае показатель времени выражен либо полной датой (число, месяц, год), либо дано указание на момент времени (например, данные на конец... года или на начало... года).

Таблица 7.4 Развитие сети учреждений культуры

в сельской местности Среднего Урала (19451958)

 

Учреждения На конец текущего года
культуры          
Библиотеки          
Клубы       1 012 1 069
Киноустановки Нет свед. Нет свед.     1 006

* Приводится по: Толмачева Р. П. Деятельность сельских культурно-просвети­тельных учреждений Урала (1946—1958 гг.) // Развитие культуры уральской совет­ской деревни, 1917—1987 гг. Свердловск, 1990. С. 90 (таблица дана в сокращении).

Особенностью моментного ряда динамики является то, что его уровни выступают результатом учета первичной информации и мо­гут включать одни и те же единицы изучаемой совокупности, по­этому при суммировании уровней моментного ряда есть опасность повторного счета.


Интервальные динамические ряды отражают итоги развития (функционирования) изучаемых явлений за определенные периоды (интервалы) времени (табл. 7.5). Интервал времени может быть разным — неделя, декада, месяц, год, несколько лет и т. д. Величина интервала влияет на значение уровня ряда, так как по­следний является расчетным, итоговым. Определение уровня ин­тервального ряда осуществляется путем суммирования, усредне­ния или другого варианта обобщения моментных значений.

Таблица 7.5

Урожайность зерновых культур в Свердловской области в годы войны (1941—1945)*

 

Показатель          
Урожайность зерновых, ц/га 9, 7 6, 6 5, 7 7, 8 7, 1

* Приводится по: Мотревич В. П. Сельское хозяйство Урала в показателях статистики (1941—1945 гг.). Екатеринбург, 1993. С. 126.

Приведенный пример интервального ряда дает нам картину из­менения урожайности зерновых в годы Великой Отечественной войны. В динамическом ряду приведены относительные показате­ли (интенсивности), отражающие уровень (средний объем) сбора зерновых с одного гектара. Интервальный ряд может быть укруп­нен, т. е. можно систематизировать не только годовые, но и пяти­летние показатели.

С помощью динамических рядов исследователь может проана­лизировать изучаемое явление, дать общую оценку его динамики и решить следующие задачи:

1) охарактеризовать уровни изучаемого явления во времени;

2) проанализировать динамику исторических процессов посред­ством расчета системы статистических показателей;

3) выявить основную тенденцию развития (тренд);

4) изучить периодичность колебаний во времени (задача прин­ципиально важная для построения периодизации);

5) провести экстраполяцию и прогноз дальнейшего развития изучаемого показателя. Экстраполяция и прогноз связаны с оценкой изучаемого явления на основе аналитического описания тенденции. Экстраполяция особенно актуальна для изучения исторических


процессов, так как позволяет восполнить недостающие сведения расчетными.

Основным условием получения корректной картины динамики и, соответственно, правильных выводов является сопостави­мость уровней динамического р я д а. Ряды динамики фор­мируются в результате сводки и систематизации данных, относя­щихся к разным периодам и отрезкам времени. Можно выделить следующие основные причины несопоставимости:

1) различия в показаниях времени (нельзя сравнивать момент-ные и интервальные показатели; годовые и пятилетние и т. д.);

2) неоднородность состава изучаемых совокупностей во време­ни (нельзя сравнивать крестьянские хозяйства 1920-х гг. и личные подсобные хозяйств колхозников 1930-х гг.);

3) изменения в методике первичного учета;

4) различие применяемых в отдельные периоды единиц изме­рения (здесь прежде всего следует обратить внимание на стоимост­ные показатели);

5) административно-территориальные изменения.

При построении рядов динамики их необходимо оценить на наличие сопоставимой информации, в противном случае тре­буется приведение данных к сопоставимому виду. Для этого не­обходимо установить причины, обусловившие несопоставимость анализируемой информации, и провести преобразование динами­ческого ряда (в статистике это называется «смыкание рядов дина­мики») в вид, позволяющий проводить сравнительный анализ.

Рассмотрим пример смыкания ряда динамики. Изучая числен­ность населения определенной территории, исследователь может столкнуться с фактом, что границы этого административного обра­зования изменились. Если территория выросла, то соответственно увеличились и все демографические и экономические характерис­тики — в этом случае динамический ряд разрывается (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Численность населения N-ского района в 19881990 гг., тыс. чел.

 

Показатель      
В прежних границах В новых границах   150 312 304, 5

 




Для приведения этой информации к сопоставимому виду про­водятся следующие расчеты: для года разрыва (1989) определяется коэффициент соотношения двух уровней (в старых и новых грани­цах): 312: 150= 2, 1. Умножая этот коэффициент на численность населения 1988 г. (132 • 2, 1 = 277, 2), можно построить сопостави­мый ряд в новых границах района: 1988 г. — 277, 2 тыс. чед.; 1989 г.— 312, 0; 1990 г. — 304, 5.

Пересчет показателей и приведение их к сопоставимому виду обычно проводится органами статистики. В статистических сбор­никах динамические ряды, как правило, уже пересчитаны. Это ука­зывается в названиях таблиц, где написано: «данные приведены в границах... года»; или «данные приведены в ценах... года». Про­блемы могут возникнуть у тех, кто работает с первоисточниками и данными текущей статистики, сохранившимися в архивах. Эти сведения нуждаются в пересчете и корректировке. Если возникают затруднения при пересчете показателей (недостаточно информации), то необходимо указать на наличие несопоставимости и ее причины (например, в названии таблицы в скобках указывается: «данные приведены в границах текущих лет» или «данные приведены в це­нах текущих лет»). Дальнейший анализ несопоставимого динами­ческого ряда может осуществляться только с использованием логи­ческих приемов. Расчет аналитических показателей недопустим, так как они будут некорректными.

Таким образом, при работе с количественной информацией ис­пользуются статистические приемы систематизации данных. Этот этап необходим для подготовки данных к дальнейшему количествен­ному анализу.

7.3. Схема

Остановимся еще на одном способе систематизации историчес­кой информации — методе схематизации. Данный прием используется в исторических трудах достаточно часто. Логичная, ясная схема позволяет не просто проиллюстрировать теоретические построения автора, но и придать им высшую степень системности и наглядности. Особенностью использования схемы в историчес­ких исследованиях выступает то, что в ней, как правило, представ-


лено абстрактное отражение изучаемого исторического объекта или процесса, описанного на понятийном уровне. В качестве элемен­тов схемы используются категории и понятия (общие или конкрет­но-исторические). Основная задача схематизации — показать свя­зи и взаимодействия между этими элементами-понятиями.

Составление схемы является результатом моделирования изу­чаемого исторического объекта или процесса и проводится с целью наглядного представления исторической информации. Однако нагляд­ность — не единственное достоинство схематизации, составление схемы является очень эффективной исследовательской процедурой, которая позволяет историку «привести в порядок» накопленный ма­териал и собственные представления об изучаемом явлении. Схема позволяет выделить то главное, что необходимо для понимания сущ­ности изучаемого объекта, установить необходимые причинно-след­ственные связи, т. е. она несет серьезную аналитическую нагрузку.

Таким образом, схемы выполняют две основные функции в ис­торических исследованиях: 1) исследовательскую; 2) иллюстратив­ную. Соответственно, в первом случае в схеме находит отражение гипотетическое представление автора об изучаемом объекте, кото­рое в ходе дальнейшего изучения уточняется и детализируется. Исследовательская схема может иметь несколько вариантов, отли­чаться по типу организации, т. е. она используется как «экспери­ментальная» модель объекта. Эффективность исследовательских схем тем выше, чем их больше. Они позволяют рассмотреть изуча­емое явление с разных сторон (выявить его структуру, функции, связи, провести классификацию, определить принадлежность к определенному типу и т. д.).

Иллюстративная схема выступает в качестве результата обоб­щения и оценки экспериментальных моделей, ее главная задача — это полнота и наглядность представления информации, обеспечи­вающая доказательность выводов автора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал