Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 16 страница
Рис. 7.13. Схема влияния целины наличность22 При составлении схемы сначала нужно определить, какая идея, модель в ней будет отражена (динамика, структура, типология и т. д.). Не менее важно грамотно оформить схему. Схема состоит из следующих структурных элементов: схемы бумаги формата А4 или А5), на котором составляется рисунок. Важнейшим требованием к оформлению схемы является ее обозримость, поэтому формат листа должен быть таким, чтобы вместить все графические элементы и связи между ними. Выбор формата определяется объемом и сложностью схемы и должен обеспечивать ее компактное выполнение, без нарушения наглядности и удобства пользования; графические обозначения —это условные знаки, которые используются при составлении рисунка. В схемах применяют следующие графические обозначения: 1) обозначения, установленные в стандартах Единой системы конструкторской документации, а также построенные на их основе; 2) геометрические обозначения — прямоугольники, окружности, эллипсы и т. д.; 3) упрощенные внешние очертания объекта (в том числе аксонометрические23); 22 Лейбова Е. К, Хяытина О. М. Сбор и изучение устных исторических ис 23 Аксонометрия — способ изображения предметов на чертеже при 4) при необходимости можно использовать нестандартизован-ные условные графические обозначения. При применении упрощенных и нестандартизованных обозначений необходимы пояснения. Для удобства восприятия рисунка рекомендуется использовать единый вид графических обозначений; линии связи отражают характер и направленность влияний элементов схемы, обозначенных графическими средствами. Линии могут быть прямыми и непрямыми, сплошными и пунктирными, широкими и узкими (толщиной от 0, 2 до 1, 0 мм). Все зависит от характера изображаемых связей. Так, например, сплошная прямая широкая (жирная) линия отражает наиболее значимые, главные связи; пунктирная линия может отделять блоки, вставленные в главную схему, или отражать второстепенные связи. Нормативными документами рекомендуется использование прямых линий (вертикальных и горизонтальных отрезков) без изломов и пересечений для ясности восприятия. Однако в современной литературе, посвященной составлению интеллект-карт, упор, напротив, делается на нестрогое оформление схем с использованием извилистых, волнистых линий, нестандартных условных обозначений, что повышает образность рисунка и придает ему эмоциональность; пояснения к схеме — это перечень элементов схемы с текстовыми комментариями, а также наименование схемы. Наименование схемы оформляется словом «рисунок» и порядковым номером. Наименование располагается чаще всего внизу рисунка и должно отражать общее содержание схемы. Над наименованием, если это необходимо, в форме отдельной таблицы или столбца может быть дан перечень элементов схемы (графических обозначений и линий) и пояснения к ним; текстовая информация. На схемах допускается помещать различные данные (например, статистические или текстовые), характер которых определяется назначением схемы. Такие сведения указывают либо около графических обозначений (по возможности справа или сверху), либо на свободном поле схемы. Текстовые данные приводят на схеме в тех случаях, когда содержащиеся в них сведения нецелесообразно или невозможно выразить графически или условными обозначениями. Содержание текста должно быть кратким и точным. В надписях на схемах не должны применяться
сокращения слов, за исключением общепринятых или установленных в стандартах. Текстовые данные в зависимости от их содержания и назначения могут быть расположены: • рядом с графическими обозначениями; • внутри графических обозначений; • над линиями связи; • в разрыве линий связи; • рядом с концами линий связи; • на свободном поле схемы. Текстовые данные, относящиеся к линиям, ориентируют параллельно горизонтальным участкам соответствующих линий. При большой плотности схемы допускается вертикальная ориентация текста. При составлении схемы графические обозначения элементов и соединяющих их линий связи следует располагать так, чтобы обеспечить наилучшее представление о структуре объекта и взаимодействиях его частей. Когда необходимо рисовать схему? Прежде всего тогда, когда возникает потребность структурировать предмет изучения, лучше его понять, «увидеть». Схема позволяет увязать старые и новые знания; «рассмотреть» недостающие элементы и ввести их в систему; провести ранжирование факторов и выделить наиболее важные. Поскольку при составлении схемы исследователь оперирует и ключевыми словами (понятиями), и образами, то это дает возможность мобилизовать все типы мышления — и рациональное и образное. Подчеркивая эффективность схематизации для интенсификации мышления, Грэйсон X. Уолкер (Grayson H. Walker) отмечает: «...накопленные знания должны использоваться как основа для получения новых. В сущности, то, как мы мыслим, влияет на то, как и что мы изучаем. Составление схем идентифицирует путь нашего мышления, путь, где мы видим связи между знаниями»24. 24 Цит. по: Study Guides and Strategics. Схематическое отображение идей и мыслей при обучении [Электронный ресурс]. URL: https://www.studygs.net/russian/ mapping.htm Большое внимание составлению схем уделяется в менеджменте, где этот метод рассматривается как эффективное средство систематизации идей. Первые опыты составления схем идей связывают с именем Дэвида Аусубела (David Ausubel). Методические аспекты этой проблемы получили развитие в работах Джозефа Д. Нова-ка (Joseph D. Novak), а также в книге Тони Бьюзена (Tony Buzan) «The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain's Untapped Potential» (New York: Plume, 1996). Способ отображения мыслительной деятельности в форме схем и рисунков получил название «ментальные карты», «карты памяти» или «интеллект-карты» (Mind Maps). Первоначально интеллект-карты разрабатывались Тони Бьюзеном для запоминания информации. Но позже он обнаружил, что эта технология может иметь гораздо более широкий спектр применения —это самоанализ, анализ и решение проблемных ситуаций, ведение дневника, учеба и преподавание, презентации, менеджмент. Интеллект-карта может быть составлена для любой идеи или события, например, для написания статьи или проведения конференции. Суть технологии сводится к нескольким простым правилам, доступным для каждого человека: ключевая мысль (проблема) располагается в центре графа, от нее веточками отходят другие мысли, понятия, действия. Каждая ветка делится на несколько более тонких веточек — детализация свойств, направлений работы, понятий и т. д. В результате мы получаем схему, в которой отражены основные и вспомогательные элементы центрального понятия. Эффективность методики зависит от наглядности созданного образа. Для достижения большего результата рекомендуется использовать разные цвета, в частности, центральное понятие должно иметь, как минимум, три цвета. Ветви, которые соединяют мысли-идеи, могут быть волнообразными, разной толщины, что повышает эмоциональность схемы. Образные элементы дополняются ключевыми словами. Метод интеллект-карт, по мнению его авторов, значительно увеличивает интеллектуальные возможности. Он позволяет организовать и оперировать большим объемом информации, связывая между собой отдельные части информации, уточнить недостающее,
оценить варианты и принять более правильные и взвешенные решения. Преимуществом Mind Map, в отличие от традиционной схемы или плана, является то, что она позволяет окинуть взглядом всю картину разом. Линейный список (план) этого не дает. Кроме того, Mind Map — это рисунок, который имеет свою эстетику и познавательный потенциал. Создатель технологии Mind Map Тони Бьюзен подчеркивал, что при рисовании включается в работу правое полушарие мозга, и это позволяет увидеть проблему с несколько другой стороны. Рисование позволяет, одновременно с осмыслением проблемы, эффективно организовать процесс мышления. В настоящее время составление интеллект-карт получает все более широкое распространение благодаря использованию специального программного продукта MindManager, разработанного компанией Mindjet. Хотя у них есть и свои противники, которые считают, что ручной процесс создания карты гораздо эффективнее. Помимо MindManager для этих целей можно использовать также программы MindGenius, ConceptDraw MINDMAP. 7.4. Карта Нередко для систематизации исторической информации необходимо прибегнуть к картографированию. Это актуально, если тема исследования связана с анализом пространственных характеристик исторических объектов и событий, а их анализ и изучение выступают в качестве одной из научных задач. В исторической науке существует специальная дисциплина — историческая картография, основной предмет которой — составление исторических карт и атласов, а также методика их создания. Исторические карты предназначены для пространственного отображения исторических явлений, процессов и событий, характеристики географической обстановки. В задачи исторической картографии входит также источниковедческий аспект, связанный с разработкой классификации и методики изучения картографических материалов. Для историка карта — это прежде всего источник исторической информации, но не только. Она может стать инстру- ментом систематизации исторического материала с целью локализации изучаемого явления в историческом пространстве. Картографирование — особый процесс, который требует от составителя некоторых базовых знаний и представлений о типах карт, способах масштабирования, условных обозначениях и т. д. Термин «карта» появился в Средние века и в переводе с латыни означает «лист, бумага». В России карта первоначально называлась чертежом, что означало изображение местности чертами, черчением, и лишь в эпоху Петра I появился сначала термин «ландкарта», а потом «карта». В современных учебниках карта определяется как математически определенное, уменьшенное, генерализированное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков23. По определению К. А. Салищева, карты — это образ и средство познания окружающего мира26. Карта состоит из следующих элементов: картографи-Структура ческого содержания, легенды и зарамочного оформ-карты г ления. Картографическое содержание — это совокупность сведений об объектах и явлениях, их размещении, свойствах, динамике. Картографическое изображение строится на математической основе, включающей координатную сетку, масштаб и геодезическую основу, а также язык карты (условные знаки, графические переменные, значки, надписи). В соответствии с координатной сеткой карты и ее масштабом определяется общий размер картографического изображения. Содержание разбивается на отдельные географические элементы — это могут быть населенные пункты, рельеф, водные ресурсы, пути сообщения и т. д. Один из них — гидроресурсы — особенно важен для любой карты, так как он необходим для привязки других элементов ее содержания. Помимо географических элементов (географической основы) карты могут включать элементы тематического или специального содержания. 25 Картоведение. М., 2003. С. 8. 26 СалищевК. А. Картоведение. М., 1990. С. 291.
Картографические условные знаки — это графические символы, с помощью которых на карте показывают вид объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики. Условные обозначения могут быть трех видов: — внемасштабные или точечные. Их применяют для показа объектов в локализованных пунктах, например городах, селах и т. д. Их размеры на карте всегда значительно превосходят истинные размеры объектов на местности; — линейные. Они используются для линейных объектов: рек, дорог, границ. Линейные знаки масштабны по длине, но внемасш-табны по ширине; — площадные знаки применяются для объектов, сохраняющих на карте свои размеры и очертания. Например, для обозначения озер, лесных массивов. Эти знаки состоят из контура и его заполнения. Помимо условных обозначений при картографировании используются графические переменные — это форма, размер, ориентировка, цвет, внутренняя структура знака. Особое внимание следует уделить цвету — одному из наиболее эффективных графических средств, усиливающих читаемость знаков, информативность карты, эстетичность. До недавнего времени все знаки были статичные, но с развитием электронных технологий появились движущиеся условные знаки. В исторических картах знаки движения несут особую содержательную нагрузку. Роль знаков не ограничена только передачей информации, они служат средством фиксации, формализации и систематизации знаний. Наряду со знаками при создании карт для показа объектов, локализованных в пунктах, используются значки —это могут быть промышленные предприятия, отдельные сооружения. Значки бывают геометрические — кружки, квадраты, треугольники; буквенные — буквы латинского или русского алфавита; наглядные — напоминающие изображаемый объект. Кроме условных знаков содержание карты включает надписи, поясняющие изображенные объекты. Выделяются три группы надписей: топонимы — собственные географические наименования, термины — понятия, относящиеся к объектам картографирования; пояснительные надписи, куда могут быть отнесены хронологические характеристики, пояснения к знакам движения. Количество надписей должно быть оптимальным: при их размещении следует стремиться к тому, чтобы каждая надпись была привязана к обозначаемому объекту. От этого зависит читаемость карты. Объекты, локализованные в пунктах, подписываются рядом со знаком с правой стороны; линейные — вдоль линий; на площадных объектах — вдоль оси контура, так, чтобы она вытягивалась по всей площади. Надписи должны размещаться компактно, не пересекая друг друга, хорошо читаться на цветовом фоне. Величина шрифта подчеркивает ранг объекта. Подписи водных объектов даются голубым цветом, населенных пунктов — черным. Важнейший элемент оформления карты — легенда. Это система использованных условных обозначений и текстовых пояснений к ним. Для топографических карт разработаны специальные таблицы условных знаков. Они стандартизированы и обязательны для использования. На тематических картах обозначения не унифицированы, поэтому легенду размещают на самом листе карты. Она содержит разъяснения, истолкования знаков и картографируемых явлений. Очень важны правильное оформление и систематизация условных обозначений, предполагающие их последовательность, взаимное соподчинение, подбор цветовой гаммы и шрифтов, штрихование элементов. Легенда должна быть полной, логичной, ясной, краткой. Она размещается на полях карты или на свободных пространствах внутри нее. Помимо основных компонентов карты для оформления используются дополнительные данные — это могут быть карты-врезки, диаграммы, графики, профили, текстовые и цифровые данные, которые дополняют, поясняют и обогащают картографическое изображение. Важное значение имеют вспомогательные сведения — это формальные данные о карте (название карты, указание авторов и исполнителей, справочные данные о времени составления карты, об использованных источниках и т. д.) и служебные элементы, облегчающие работу с ней (графики для измерений по картам углов, расстояний, площадей, точек и т. д.).
Карта как способ представления информации харак-тва теризуется следующими свойствами: • ф а кто гр аф ич но сть. Карта представляет собой математическую проекцию реальных объектов и явлений. Математический закон находит отражение в геометрической точности карты, т. е. степени соответствия положения объектов на карте их действительному положению на местности; • знаковость изображения, т. е. использование особого языка карты, с помощью которого кодируется пространственная информация. Соответственно, картографирование связано с решением проблем кодирования и декодирования картографических данных; • генерализированность карты — свойство, включающее отбор и обобщение изображаемых объектов соответственно их назначению, масштабу, содержанию, особенностям территории. Суть процесса генерализации состоит в передаче основных черт объектов, их характерных особенностей и связей. Генерализация опирается на следующие принципы: во-первых, на картах должны указываться лишь те объекты, которые соответствуют ее назначению; во-вторых, тематика и тип карты влияют на то, какие элементы следует показывать на карте подробно, а какие можно обобщить или совсем снять; в-третьих, предполагается обобщение очертаний, что означает снятие мелких деталей изображения, отказ от небольших изгибов и контуров, но изображение должно сохранять правдоподобие; • системность отображения данных, включающая не только передачу элементов, но и связей между ними. Благодаря этим свойствам карта отличается от снимков или рисунков. Последние передают копию местности, карта — ее модель. Картограф при создании карты выбирает знаки и способы изображения, решает, что может быть показано на карте. Одновременно он осуществляет отбор и обобщение объектов, определяет, что важно для карты и обязательно должно быть отображено, а что не очень. Таким образом, карта представляет собой проекцию, где представлены не просто факты, а научные понятия, обобщения, логические абстракции. Разнообразие используемых карт определяется их назначением, содержанием, масштабностью и другими аспектами и находит отражение в классификациях. Выделяются следующие виды карт: По масштабу карты делятся на: планы (1: 5 000 и крупнее); крупномасштабные (1: 10 000—1: 100 000); среднемасштабные (1: 200 000—1: 1 000 000); мелкомасштабные (мельче 1: 1 000 000). Мелкомасштабные карты обычно охватывают регионы или их части, среднемасштабные — области, крупномасштабные — районы, города, поселения. В зависимости от традиций составления карт в разных странах эта классификация может менять масштаб. С учетом масштаба выделяют также карты административно-территориального деления, по природным районам, экономическим регионам, естественно-историческим областям. По содержанию карты подразделяются на общегеографические, тематические, специальные. Общегеографические карты отражают совокупность элементов местности и имеют универсальное многоцелевое применение при изучении территории. На общегеографических картах изображены все объекты, видимые на местности. Тематические карты —это карты, отражающие природные и общественные явления. Сюда относятся: карты природы (геологические, геофизические, рельефа земной поверхности, метеорологические и климатические, гидрологические, почвенные, ботанические и т. д.); карты общественных явлений, в том числе карты населения (размещения населения и расселения, национального состава и этнографические, половозрастного состава, религий и верований, естественного движения населения, миграций и т. д.); карты хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта и связи и т. д.); карты науки и культуры (учреждений образования, науки, культуры, памятников культуры); карты обслуживания населения и здравоохранения (отдыха и туризма, физкультуры и спорта и т. д.); карты политические и политико-административ-
ные (геополитические, административного деления, политических организаций и др.); карты исторические (археологические, истори-ко-экономические, историко-политические, военно-исторические, историко-культурные); карты природно-общественные (геоэкологические, инженерно-геологические и др.). Специальные карты предназначены для решения практических вопросов в определенных сферах деятельности — это навигационные, кадастровые, технические, проектные карты. Нередко карты объединяются в системы по какому-либо принципу, которые называются атласами. В атласе карты тематически увязаны между собой и дополняют друг друга. Помимо иллюстративной и систематизирующей функций карта может стать инструментом анализа. По мнению А. А. Лютого, который исследовал феномен языка карты, она представляет собой специфическую форму научного моделирования, в которой отражено научное знание27. Картографические образы включают ассоциативный ряд, творческую интуицию. Образы пространственных композиций знаков позволяют исследователю сформулировать гипотезы, вопросы о неизвестных явлениях, вскрывать неожиданные связи. Знаки карты играют важную роль в образовании научных понятий. Картографирование состоит из следующих этапов28: — сбор и обработка исходной информации (эмпи- карты рическая стадия); — описание, т. е. фиксация результатов наблюде — картографическое объяснение. Все этапы взаимосвязаны и представляют собой интегрированный исследовательский процесс, в котором сбор информации об объекте или системе на первом этапе, ее систематизация на вто- 27 Лютый А. А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 2002. С. 178. 28 Старостин Е. С. Проблемное картографирование. Картографическое обес ром тесно связаны с анализом, в ходе которого выделяются определенные тенденции и закономерности, познаваемые на третьем этапе. Логическим результатом процессов картографирования является составление карты, отражающей новый уровень знания. В процессе картографирования создаются сначала карты исходного уровня, которые затем перерабатываются в карты аналитического уровня (обобщающего). Пространственные модели на основе исторических данных в виде карты полезны для решения многих задач: для изучения направлений и факторов заселения территорий, закономерностей развития поселенческой сети на разных этапах развития общества; анализа этнического и религиозного состава населения; локализации материальных археологических и этнографических источников. В историческом картографировании преобладают тематические карты, изображающие разные географические и исторические явления (плотность заселения, этнический состав, пространственное описание событий и т. д.). Особое значение карта как метод систематизации и визуализации исторической информации имеет в археологии и этнографии. Отмечая роль картографирования в этнографии, М. В. Битов указывал: «К области историко-этнологического картографирования относят практически два круга вопросов, сильно различающихся между собой. Первый —связан с изучением пространственной стороны этнического состава населения («собственно-этническое картографирование»), второй — имеет дело с изучением размещения различных явлений народной культуры («этнокультурное картографирование»)»29. Он подчеркивал, что этнографию отличает исключительное разнообразие объектов картографирования, этим она отличается от языкознания и археологии, где картографированию подлежат однородные объекты. Такие разнородные группы объектов, как размещение населения и народная культура (материальная и духовная), требуют применения различных методов и приемов картографирования и систематизации. 29 Витое М. В. Этнография Русского Севера. М., 1997. С. 25.
Среди наиболее значимых проблем картографирования М. В. Битов выделял следующие: — источниковедческий анализ данных, положенных в основу карты. Показания любого научного источника, будь то самый современный и надежный источник (например, данные переписи населения), механически переносить на карту нельзя. Необходима его научная критика, оценка степени достоверности, сравнение с другими источниками; — необходимость тщательной проработки типологии и классификаций изображаемых на карте явлений. Установлению этнологической типологии (особенно таких сложных этнокультурных явлений, как комплекс жилища, одежды и пр.) должен предшествовать анализ географического распределения отдельных элементов этих комплексов; — представительность (репрезентативность) материала, положенного в основу карты. Существенным недостатком многих этнографических карт является то, что они основаны на недостаточно массовом, часто случайном, недатированном материале. Подводя итог анализу методических проблем картографирования, М. В. Битов подчеркнул, что основу карт должен составлять массовый, единовременный материал, собранный на сплошной территории. Таким образом, карта может стать эффективным способом систематизации исторической информации и исследовательским инструментом, позволяющим провести дальнейший ее анализ. Проведение картографирования в современных условиях связано с использованием новых компьютерных технологий — геоинформационных систем, благодаря которым появляются принципиально новые возможности для визуализации и анализа пространственной информации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое систематизация? 2. Какие приемы относятся к методам систематизации исторических данных?
3. Какие модели исторических данных используются в исторических исследованиях? 4. Охарактеризуйте виды текстовых моделей. 5. Чем отличается неформализованная текстовая модель от формализованной? 6. Назовите основные черты метода описания. Чем он отличается от других методов систематизации? 7. В чем сущность биографического метода? 8. Приведите пример монографического описания (на основе изучения научной литературы). 9. Чем отличается летопись от хроники или хронологической таблицы?
10. Выделите основные черты материалов как способа систематизации первичной информации. 11. Какие функции выполняют исторические словари и энциклопедии? 12. В каких случаях создаются числовые модели данных? 13. Охарактеризуйте основные виды числовых моделей. 14. Что собой представляет система статистических показателей? Приведите пример такой системы с опорой на свои исследования или на научную литературу. 15. Дайте определение понятия «вариационный ряд». 16. В каких случаях вариационные ряды используются для систематизации исторических данных? 17. Что такое динамический ряд? 18. Какие виды динамических рядов выделяют? 19. Приведите примеры динамических рядов на основе анализа научной литературы. 20. Назовите основные принципы построения динамического ряда. 21. Что такое схема? 22. Для решения каких задач используются схемы в историческом исследовании? 23. Охарактеризуйте основные виды схем. 24. Приведите примеры схем исторической информации в соответствии с приведенной классификацией. 25. Из каких элементов состоит структура схемы? 26. Что такое интеллект-схемы? 27. Какие задачи в историческом исследовании решает картографирование? 28. Какие виды карт выделяют в научной литературе? 29. Охарактеризуйте структуру карты. 30. В чем состоит отличие исторических карт от обычных?
ГЛАВА 8 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ При работе с числовой информацией необходимо использовать статистические приемы систематизации данных с целью представления их в наиболее удобной и наглядной для дальнейшего анализа форме. К их числу относятся методы сводки и группировки. Применение этих методов актуально, если информационная база исследования сформирована путем обработки массовых источников с использованием приемов формализации или технологий устной истории. Обычно первым шагом в систематизации исторических данных является построение вариационных рядов. Но этого недостаточно, их нужно преобразовать в более наглядные и читаемые структуры, т. е. получить сводные и группировочные показатели. 8.1. Сводка данных Статистическая сводка — это метод первичной обработки числовых данных с целью их систематизации и обобщения. Она предполагает сведение полученной статистической информации о единицах наблюдения в массив данных, упорядоченных по значению какого-либо признака. Сводный показатель, таким образом, относится к абсолютным величинам1 и характеризует объемы и размеры изучаемого явления (статистической совокупности). Он дает самое общее «количественное» представление об объекте исследования и позволяет составить его описательную картину.
|