Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы с историческими понятиями 16 страница






Рис. 7.13. Схема влияния целины наличность22

При составлении схемы сначала нужно определить, какая идея, модель в ней будет отражена (динамика, структура, типология и т. д.). Не менее важно грамотно оформить схему.

Схема состоит из следующих структурных элементов:
Структура поле схемы — это то место (например, лист

схемы бумаги формата А4 или А5), на котором составляется рисунок. Важнейшим требованием к оформлению схемы является ее обозримость, поэтому формат листа должен быть таким, чтобы вместить все графические элементы и связи между ними. Выбор формата определяется объемом и сложностью схемы и должен обес­печивать ее компактное выполнение, без нарушения наглядности и удобства пользования;

графические обозначения —это условные знаки, кото­рые используются при составлении рисунка. В схемах применяют следующие графические обозначения:

1) обозначения, установленные в стандартах Единой системы конструкторской документации, а также построенные на их основе;

2) геометрические обозначения — прямоугольники, окружнос­ти, эллипсы и т. д.;

3) упрощенные внешние очертания объекта (в том числе аксо­нометрические23);

22 Лейбова Е. К, Хяытина О. М. Сбор и изучение устных исторических ис­
точников старшеклассниками (из опыта работы) // Устная история: теория и прак­
тика: материалы Всерос. науч. семинара. 25—26 сент. 2006 г. Барнаул, 2007. С. 251.

23 Аксонометрия — способ изображения предметов на чертеже при
помощи параллельных проекций, состоящий в том, что предмет изображается
на плоскости вместе с пространственной системой координат, к которой он отне­
сен, и его проекцией на одну из координатных плоскостей.


4) при необходимости можно использовать нестандартизован-ные условные графические обозначения.

При применении упрощенных и нестандартизованных обозна­чений необходимы пояснения. Для удобства восприятия рисунка рекомендуется использовать единый вид графических обозначений;

линии связи отражают характер и направленность влияний элементов схемы, обозначенных графическими средствами. Линии могут быть прямыми и непрямыми, сплошными и пунктирными, широкими и узкими (толщиной от 0, 2 до 1, 0 мм). Все зависит от ха­рактера изображаемых связей. Так, например, сплошная прямая широкая (жирная) линия отражает наиболее значимые, главные связи; пунктирная линия может отделять блоки, вставленные в глав­ную схему, или отражать второстепенные связи. Нормативными документами рекомендуется использование прямых линий (верти­кальных и горизонтальных отрезков) без изломов и пересечений для ясности восприятия. Однако в современной литературе, посвя­щенной составлению интеллект-карт, упор, напротив, делается на нестрогое оформление схем с использованием извилистых, волнистых линий, нестандартных условных обозначений, что по­вышает образность рисунка и придает ему эмоциональность;

пояснения к схеме — это перечень элементов схемы с тек­стовыми комментариями, а также наименование схемы. Наимено­вание схемы оформляется словом «рисунок» и порядковым номером. Наименование располагается чаще всего внизу рисунка и должно отражать общее содержание схемы. Над наименованием, если это необходимо, в форме отдельной таблицы или столбца может быть дан перечень элементов схемы (графических обозначений и линий) и пояснения к ним;

текстовая информация. На схемах допускается помещать различные данные (например, статистические или текстовые), ха­рактер которых определяется назначением схемы. Такие сведения указывают либо около графических обозначений (по возможности справа или сверху), либо на свободном поле схемы. Текстовые дан­ные приводят на схеме в тех случаях, когда содержащиеся в них сведения нецелесообразно или невозможно выразить графически или условными обозначениями. Содержание текста должно быть кратким и точным. В надписях на схемах не должны применяться


 




сокращения слов, за исключением общепринятых или установлен­ных в стандартах.

Текстовые данные в зависимости от их содержания и назначе­ния могут быть расположены:

• рядом с графическими обозначениями;

• внутри графических обозначений;

• над линиями связи;

• в разрыве линий связи;

• рядом с концами линий связи;

• на свободном поле схемы.

Текстовые данные, относящиеся к линиям, ориентируют парал­лельно горизонтальным участкам соответствующих линий. При большой плотности схемы допускается вертикальная ориентация текста.

При составлении схемы графические обозначения элементов и соединяющих их линий связи следует располагать так, чтобы обес­печить наилучшее представление о структуре объекта и взаимодей­ствиях его частей.

Когда необходимо рисовать схему? Прежде всего тогда, когда возникает потребность структурировать предмет изучения, лучше его понять, «увидеть». Схема позволяет увязать старые и новые зна­ния; «рассмотреть» недостающие элементы и ввести их в систему; провести ранжирование факторов и выделить наиболее важные. Поскольку при составлении схемы исследователь оперирует и клю­чевыми словами (понятиями), и образами, то это дает возможность мобилизовать все типы мышления — и рациональное и образное.

Подчеркивая эффективность схематизации для интенсификации мышления, Грэйсон X. Уолкер (Grayson H. Walker) отмечает: «...на­копленные знания должны использоваться как основа для получе­ния новых. В сущности, то, как мы мыслим, влияет на то, как и что мы изучаем. Составление схем идентифицирует путь нашего мыш­ления, путь, где мы видим связи между знаниями»24.

24 Цит. по: Study Guides and Strategics. Схематическое отображение идей и мыс­лей при обучении [Электронный ресурс]. URL: https://www.studygs.net/russian/ mapping.htm


Большое внимание составлению схем уделяется в менеджмен­те, где этот метод рассматривается как эффективное средство систе­матизации идей. Первые опыты составления схем идей связывают с именем Дэвида Аусубела (David Ausubel). Методические аспек­ты этой проблемы получили развитие в работах Джозефа Д. Нова-ка (Joseph D. Novak), а также в книге Тони Бьюзена (Tony Buzan) «The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain's Untapped Potential» (New York: Plume, 1996).

Способ отображения мыслительной деятельности в форме схем и рисунков получил название «ментальные карты», «карты памя­ти» или «интеллект-карты» (Mind Maps). Первоначально интеллект-карты разрабатывались Тони Бьюзеном для запоминания информа­ции. Но позже он обнаружил, что эта технология может иметь гораздо более широкий спектр применения —это самоанализ, ана­лиз и решение проблемных ситуаций, ведение дневника, учеба и преподавание, презентации, менеджмент.

Интеллект-карта может быть составлена для любой идеи или события, например, для написания статьи или проведения конфе­ренции. Суть технологии сводится к нескольким простым прави­лам, доступным для каждого человека: ключевая мысль (пробле­ма) располагается в центре графа, от нее веточками отходят другие мысли, понятия, действия. Каждая ветка делится на несколько бо­лее тонких веточек — детализация свойств, направлений работы, понятий и т. д. В результате мы получаем схему, в которой отраже­ны основные и вспомогательные элементы центрального понятия. Эффективность методики зависит от наглядности созданного об­раза. Для достижения большего результата рекомендуется исполь­зовать разные цвета, в частности, центральное понятие должно иметь, как минимум, три цвета. Ветви, которые соединяют мысли-идеи, могут быть волнообразными, разной толщины, что повыша­ет эмоциональность схемы. Образные элементы дополняются клю­чевыми словами.

Метод интеллект-карт, по мнению его авторов, значительно увеличивает интеллектуальные возможности. Он позволяет орга­низовать и оперировать большим объемом информации, связывая между собой отдельные части информации, уточнить недостающее,


 




оценить варианты и принять более правильные и взвешенные ре­шения.

Преимуществом Mind Map, в отличие от традиционной схемы или плана, является то, что она позволяет окинуть взглядом всю картину разом. Линейный список (план) этого не дает. Кроме того, Mind Map — это рисунок, который имеет свою эстетику и познава­тельный потенциал. Создатель технологии Mind Map Тони Бьюзен подчеркивал, что при рисовании включается в работу правое полу­шарие мозга, и это позволяет увидеть проблему с несколько другой стороны. Рисование позволяет, одновременно с осмыслением про­блемы, эффективно организовать процесс мышления.

В настоящее время составление интеллект-карт получает все более широкое распространение благодаря использованию специ­ального программного продукта MindManager, разработанного ком­панией Mindjet. Хотя у них есть и свои противники, которые счи­тают, что ручной процесс создания карты гораздо эффективнее. Помимо MindManager для этих целей можно использовать также программы MindGenius, ConceptDraw MINDMAP.

7.4. Карта

Нередко для систематизации исторической информации необ­ходимо прибегнуть к картографированию. Это актуально, если тема исследования связана с анализом пространственных характеристик исторических объектов и событий, а их анализ и изучение высту­пают в качестве одной из научных задач.

В исторической науке существует специальная дисциплина — историческая картография, основной предмет которой — составление исторических карт и атласов, а также методика их со­здания. Исторические карты предназначены для пространственно­го отображения исторических явлений, процессов и событий, ха­рактеристики географической обстановки. В задачи исторической картографии входит также источниковедческий аспект, связанный с разработкой классификации и методики изучения картографичес­ких материалов. Для историка карта — это прежде всего источник исторической информации, но не только. Она может стать инстру-


ментом систематизации исторического материала с целью локали­зации изучаемого явления в историческом пространстве.

Картографирование — особый процесс, который требует от со­ставителя некоторых базовых знаний и представлений о типах карт, способах масштабирования, условных обозначениях и т. д. Термин «карта» появился в Средние века и в переводе с латыни означает «лист, бумага». В России карта первоначально называлась черте­жом, что означало изображение местности чертами, черчением, и лишь в эпоху Петра I появился сначала термин «ландкарта», а по­том «карта».

В современных учебниках карта определяется как математи­чески определенное, уменьшенное, генерализированное изображе­ние поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков23. По опреде­лению К. А. Салищева, карты — это образ и средство познания окружающего мира26.

Карта состоит из следующих элементов: картографи-Структура ческого содержания, легенды и зарамочного оформ-карты

г ления.

Картографическое содержание — это совокупность сведений об объектах и явлениях, их размещении, свойствах, дина­мике. Картографическое изображение строится на математической основе, включающей координатную сетку, масштаб и геодезичес­кую основу, а также язык карты (условные знаки, графические пере­менные, значки, надписи). В соответствии с координатной сеткой карты и ее масштабом определяется общий размер картографичес­кого изображения. Содержание разбивается на отдельные геогра­фические элементы — это могут быть населенные пункты, рельеф, водные ресурсы, пути сообщения и т. д. Один из них — гидроре­сурсы — особенно важен для любой карты, так как он необходим для привязки других элементов ее содержания. Помимо географи­ческих элементов (географической основы) карты могут включать элементы тематического или специального содержания.

25 Картоведение. М., 2003. С. 8.

26 СалищевК. А. Картоведение. М., 1990. С. 291.


 




Картографические условные знаки — это графичес­кие символы, с помощью которых на карте показывают вид объек­тов, их местоположение, форму, размеры, качественные и коли­чественные характеристики. Условные обозначения могут быть трех видов:

— внемасштабные или точечные. Их применяют для показа объектов в локализованных пунктах, например городах, селах и т. д. Их размеры на карте всегда значительно превосходят истинные раз­меры объектов на местности;

— линейные. Они используются для линейных объектов: рек, дорог, границ. Линейные знаки масштабны по длине, но внемасш-табны по ширине;

— площадные знаки применяются для объектов, сохраняющих на карте свои размеры и очертания. Например, для обозначения озер, лесных массивов. Эти знаки состоят из контура и его заполнения.

Помимо условных обозначений при картографировании исполь­зуются графические переменные — это форма, размер, ориенти­ровка, цвет, внутренняя структура знака. Особое внимание следует уделить цвету — одному из наиболее эффективных графических средств, усиливающих читаемость знаков, информативность кар­ты, эстетичность.

До недавнего времени все знаки были статичные, но с развитием электронных технологий появились движущиеся условные знаки. В исторических картах знаки движения несут особую содержатель­ную нагрузку. Роль знаков не ограничена только передачей инфор­мации, они служат средством фиксации, формализации и система­тизации знаний.

Наряду со знаками при создании карт для показа объектов, ло­кализованных в пунктах, используются значки —это могут быть промышленные предприятия, отдельные сооружения. Значки бы­вают геометрические — кружки, квадраты, треугольники; буквен­ные — буквы латинского или русского алфавита; наглядные — на­поминающие изображаемый объект.

Кроме условных знаков содержание карты включает надписи, поясняющие изображенные объекты. Выделяются три группы над­писей: топонимы — собственные географические наименования,


термины — понятия, относящиеся к объектам картографирования; пояснительные надписи, куда могут быть отнесены хронологичес­кие характеристики, пояснения к знакам движения. Количество надписей должно быть оптимальным: при их размещении следует стремиться к тому, чтобы каждая надпись была привязана к обо­значаемому объекту. От этого зависит читаемость карты. Объекты, локализованные в пунктах, подписываются рядом со знаком с пра­вой стороны; линейные — вдоль линий; на площадных объектах — вдоль оси контура, так, чтобы она вытягивалась по всей площади. Надписи должны размещаться компактно, не пересекая друг друга, хорошо читаться на цветовом фоне. Величина шрифта подчеркива­ет ранг объекта. Подписи водных объектов даются голубым цве­том, населенных пунктов — черным.

Важнейший элемент оформления карты — легенда. Это си­стема использованных условных обозначений и текстовых поясне­ний к ним. Для топографических карт разработаны специальные таблицы условных знаков. Они стандартизированы и обязательны для использования. На тематических картах обозначения не уни­фицированы, поэтому легенду размещают на самом листе карты. Она содержит разъяснения, истолкования знаков и картографируе­мых явлений. Очень важны правильное оформление и системати­зация условных обозначений, предполагающие их последователь­ность, взаимное соподчинение, подбор цветовой гаммы и шрифтов, штрихование элементов. Легенда должна быть полной, логичной, ясной, краткой. Она размещается на полях карты или на свободных пространствах внутри нее.

Помимо основных компонентов карты для оформления исполь­зуются дополнительные данные — это могут быть карты-врезки, диаграммы, графики, профили, текстовые и цифровые дан­ные, которые дополняют, поясняют и обогащают картографическое изображение.

Важное значение имеют вспомогательные сведения — это формальные данные о карте (название карты, указание авторов и исполнителей, справочные данные о времени составления карты, об использованных источниках и т. д.) и служебные элементы, об­легчающие работу с ней (графики для измерений по картам углов, расстояний, площадей, точек и т. д.).


 




Карта как способ представления информации харак-тва теризуется следующими свойствами:

• ф а кто гр аф ич но сть. Карта представляет собой математическую проекцию реальных объектов и явлений. Математический закон находит отражение в геометрической точ­ности карты, т. е. степени соответствия положения объектов на карте их действительному положению на местности;

• знаковость изображения, т. е. использование особого языка карты, с помощью которого кодируется пространственная информация. Соответственно, картографирование связано с ре­шением проблем кодирования и декодирования картографических данных;

• генерализированность карты — свойство, включаю­щее отбор и обобщение изображаемых объектов соответственно их назначению, масштабу, содержанию, особенностям территории. Суть процесса генерализации состоит в передаче основных черт объектов, их характерных особенностей и связей. Генерализация опирается на следующие принципы: во-первых, на картах должны указываться лишь те объекты, которые соответствуют ее назначе­нию; во-вторых, тематика и тип карты влияют на то, какие элемен­ты следует показывать на карте подробно, а какие можно обобщить или совсем снять; в-третьих, предполагается обобщение очертаний, что означает снятие мелких деталей изображения, отказ от неболь­ших изгибов и контуров, но изображение должно сохранять прав­доподобие;

• системность отображения данных, включающая не толь­ко передачу элементов, но и связей между ними.

Благодаря этим свойствам карта отличается от снимков или ри­сунков. Последние передают копию местности, карта — ее модель. Картограф при создании карты выбирает знаки и способы изобра­жения, решает, что может быть показано на карте. Одновременно он осуществляет отбор и обобщение объектов, определяет, что важ­но для карты и обязательно должно быть отображено, а что не очень. Таким образом, карта представляет собой проекцию, где представ­лены не просто факты, а научные понятия, обобщения, логические абстракции.


Разнообразие используемых карт определяется их
Виды карт _

назначением, содержанием, масштабностью и дру­гими аспектами и находит отражение в классификациях. Выделя­ются следующие виды карт:

По масштабу карты делятся на:

планы (1: 5 000 и крупнее);

крупномасштабные (1: 10 000—1: 100 000);

среднемасштабные (1: 200 000—1: 1 000 000);

мелкомасштабные (мельче 1: 1 000 000).

Мелкомасштабные карты обычно охватывают регионы или их части, среднемасштабные — области, крупномасштабные — райо­ны, города, поселения. В зависимости от традиций составления карт в разных странах эта классификация может менять масштаб. С уче­том масштаба выделяют также карты административно-территори­ального деления, по природным районам, экономическим регио­нам, естественно-историческим областям.

По содержанию карты подразделяются на общегеографичес­кие, тематические, специальные.

Общегеографические карты отражают совокупность элементов местности и имеют универсальное многоцелевое при­менение при изучении территории. На общегеографических кар­тах изображены все объекты, видимые на местности.

Тематические карты —это карты, отражающие природ­ные и общественные явления. Сюда относятся:

карты природы (геологические, геофизические, рельефа зем­ной поверхности, метеорологические и климатические, гидроло­гические, почвенные, ботанические и т. д.);

карты общественных явлений, в том числе карты населения (размещения населения и расселения, национального состава и эт­нографические, половозрастного состава, религий и верований, ес­тественного движения населения, миграций и т. д.); карты хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транс­порта и связи и т. д.); карты науки и культуры (учреждений образо­вания, науки, культуры, памятников культуры); карты обслужива­ния населения и здравоохранения (отдыха и туризма, физкультуры и спорта и т. д.); карты политические и политико-административ-


 




ные (геополитические, административного деления, политических организаций и др.); карты исторические (археологические, истори-ко-экономические, историко-политические, военно-исторические, историко-культурные);

карты природно-общественные (геоэкологические, инженерно-геологические и др.).

Специальные карты предназначены для решения прак­тических вопросов в определенных сферах деятельности — это на­вигационные, кадастровые, технические, проектные карты.

Нередко карты объединяются в системы по какому-либо прин­ципу, которые называются атласами. В атласе карты тематически увязаны между собой и дополняют друг друга.

Помимо иллюстративной и систематизирующей функций кар­та может стать инструментом анализа. По мнению А. А. Лютого, который исследовал феномен языка карты, она представляет собой специфическую форму научного моделирования, в которой отра­жено научное знание27. Картографические образы включают ассо­циативный ряд, творческую интуицию. Образы пространственных композиций знаков позволяют исследователю сформулировать ги­потезы, вопросы о неизвестных явлениях, вскрывать неожиданные связи. Знаки карты играют важную роль в образовании научных понятий.

Картографирование состоит из следующих этапов28:

— сбор и обработка исходной информации (эмпи-
создания \

карты рическая стадия);

— описание, т. е. фиксация результатов наблюде­
ния при помощи картографических систем обозначений и специ­
альных картографических приемов;

— картографическое объяснение.

Все этапы взаимосвязаны и представляют собой интегриро­ванный исследовательский процесс, в котором сбор информации об объекте или системе на первом этапе, ее систематизация на вто-

27 Лютый А. А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 2002. С. 178.

28 Старостин Е. С. Проблемное картографирование. Картографическое обес­
печение региональных комплексных программ. М., 1990. С. 33.


ром тесно связаны с анализом, в ходе которого выделяются опре­деленные тенденции и закономерности, познаваемые на третьем этапе. Логическим результатом процессов картографирования является составление карты, отражающей новый уровень знания. В процессе картографирования создаются сначала карты исходно­го уровня, которые затем перерабатываются в карты аналитическо­го уровня (обобщающего).

Пространственные модели на основе исторических данных в виде карты полезны для решения многих задач: для изучения направлений и факторов заселения территорий, закономерностей развития поселенческой сети на разных этапах развития общества; анализа этнического и религиозного состава населения; локали­зации материальных археологических и этнографических источ­ников.

В историческом картографировании преобладают тематические карты, изображающие разные географические и исторические яв­ления (плотность заселения, этнический состав, пространственное описание событий и т. д.).

Особое значение карта как метод систематизации и визуализа­ции исторической информации имеет в археологии и этнографии. Отмечая роль картографирования в этнографии, М. В. Битов ука­зывал: «К области историко-этнологического картографирования относят практически два круга вопросов, сильно различающихся между собой. Первый —связан с изучением пространственной сто­роны этнического состава населения («собственно-этническое кар­тографирование»), второй — имеет дело с изучением размещения различных явлений народной культуры («этнокультурное картогра­фирование»)»29. Он подчеркивал, что этнографию отличает исклю­чительное разнообразие объектов картографирования, этим она отличается от языкознания и археологии, где картографированию подлежат однородные объекты. Такие разнородные группы объек­тов, как размещение населения и народная культура (материальная и духовная), требуют применения различных методов и приемов картографирования и систематизации.

29 Витое М. В. Этнография Русского Севера. М., 1997. С. 25.


 




Среди наиболее значимых проблем картографирования М. В. Би­тов выделял следующие:

— источниковедческий анализ данных, положенных в основу карты. Показания любого научного источника, будь то самый со­временный и надежный источник (например, данные переписи на­селения), механически переносить на карту нельзя. Необходима его научная критика, оценка степени достоверности, сравнение с дру­гими источниками;

— необходимость тщательной проработки типологии и класси­фикаций изображаемых на карте явлений. Установлению этноло­гической типологии (особенно таких сложных этнокультурных яв­лений, как комплекс жилища, одежды и пр.) должен предшествовать анализ географического распределения отдельных элементов этих комплексов;

— представительность (репрезентативность) материала, поло­женного в основу карты. Существенным недостатком многих эт­нографических карт является то, что они основаны на недостаточ­но массовом, часто случайном, недатированном материале.

Подводя итог анализу методических проблем картографирова­ния, М. В. Битов подчеркнул, что основу карт должен составлять массовый, единовременный материал, собранный на сплошной тер­ритории.

Таким образом, карта может стать эффективным способом систе­матизации исторической информации и исследовательским инстру­ментом, позволяющим провести дальнейший ее анализ. Проведение картографирования в современных условиях связано с использова­нием новых компьютерных технологий — геоинформационных систем, благодаря которым появляются принципиально новые воз­можности для визуализации и анализа пространственной инфор­мации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое систематизация?

2. Какие приемы относятся к методам систематизации исторических данных?


 

3. Какие модели исторических данных используются в исторических исследованиях?

4. Охарактеризуйте виды текстовых моделей.

5. Чем отличается неформализованная текстовая модель от форма­лизованной?

6. Назовите основные черты метода описания. Чем он отличается от других методов систематизации?

7. В чем сущность биографического метода?

8. Приведите пример монографического описания (на основе изуче­ния научной литературы).

9. Чем отличается летопись от хроники или хронологической таб­лицы?

 

10. Выделите основные черты материалов как способа систематиза­ции первичной информации.

11. Какие функции выполняют исторические словари и энциклопедии?

12. В каких случаях создаются числовые модели данных?

13. Охарактеризуйте основные виды числовых моделей.

14. Что собой представляет система статистических показателей? При­ведите пример такой системы с опорой на свои исследования или на науч­ную литературу.

15. Дайте определение понятия «вариационный ряд».

16. В каких случаях вариационные ряды используются для системати­зации исторических данных?

17. Что такое динамический ряд?

18. Какие виды динамических рядов выделяют?

19. Приведите примеры динамических рядов на основе анализа науч­ной литературы.

20. Назовите основные принципы построения динамического ряда.

21. Что такое схема?

22. Для решения каких задач используются схемы в историческом ис­следовании?

23. Охарактеризуйте основные виды схем.

24. Приведите примеры схем исторической информации в соответствии с приведенной классификацией.

25. Из каких элементов состоит структура схемы?

26. Что такое интеллект-схемы?

27. Какие задачи в историческом исследовании решает картографиро­вание?

28. Какие виды карт выделяют в научной литературе?

29. Охарактеризуйте структуру карты.

30. В чем состоит отличие исторических карт от обычных?


 




ГЛАВА 8

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

СИСТЕМАТИЗАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

При работе с числовой информацией необходимо использовать статистические приемы систематизации данных с целью представ­ления их в наиболее удобной и наглядной для дальнейшего анализа форме. К их числу относятся методы сводки и группировки. При­менение этих методов актуально, если информационная база ис­следования сформирована путем обработки массовых источников с использованием приемов формализации или технологий устной истории. Обычно первым шагом в систематизации исторических данных является построение вариационных рядов. Но этого недо­статочно, их нужно преобразовать в более наглядные и читаемые структуры, т. е. получить сводные и группировочные показатели.

8.1. Сводка данных

Статистическая сводка — это метод первичной обработки числовых данных с целью их систематизации и обобщения. Она предполагает сведение полученной статистической информации о единицах наблюдения в массив данных, упорядоченных по зна­чению какого-либо признака. Сводный показатель, таким образом, относится к абсолютным величинам1 и характеризует объемы и раз­меры изучаемого явления (статистической совокупности). Он дает самое общее «количественное» представление об объекте исследо­вания и позволяет составить его описательную картину.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал