Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 1 страница
Таблица (ее номер) Название таблицы*
• Сведения об источнике информации. — если сведений по данной позиции нет, ставят три точки (...) или «нет свед.»; — «0, 0» ставится в том случае, если явление выражено незначительно, т. е. ниже принятой в таблице точности (после запятой ставится столько нулей, сколько разрядов используется для округления); — в не подлежащих заполнению клетках таблицы проставляют «х»; — если есть сомнение в приведенном показателе, рядом с ним можно поставить «!»; — приближенные значения показателя заключаются в скобки; • внизу, под нижней чертой таблицы, раскрывается сноска-примечание. В ней указываются источник информации, методология расчета показателей (если данные таблицы имеют несопоставимую методологию расчета) и проч. Ссылка на источник оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания (см. табл. 8.14 и другие таблицы главы); • если возникает необходимость в сноске к части таблицы, то она нумеруется и раскрывается над нижней чертой таблицы или внизу страницы. Такие сноски нужны для того, чтобы указать на обстоятельства, которые нужно иметь в виду при чтении таблицы; • если статистическая таблица не умещается на отведенном для нее листе по длине или ширине, то в этом случае, продолжая ее на следующем листе, в правом верхнем углу над таблицей следует сделать пояснение: «Продолжение табл....»; • в таблице рекомендуется использовать итоговые графы и строки. «Итого» отмечает итог к части таблицы, «Всего» — итог ко всей таблице; • таблица обязательно должна быть проанализирована в тексте работы. Анализ строится по схеме «от общего к частному» и начинается с общих выводов по всей таблице в целом, затем можно перейти к оценке граф и строк, а также отдельных показателей. 8.4. Графическое изображение числовых данных Удобным способом систематизации, наглядного представления и анализа исторической информации выступает графическое изображение. График способствует четкости и ясности восприятия информации, облегчает комментарии и анализ. Графические методы выполняют в научном исследовании следующие задачи: 1) обеспечивают наглядность представления количественной информации; 2) облегчают решение аналитических задач, так как позволяют визуализировать рассматриваемые процессы и закономерности, получить обобщенное представление о структуре объекта исследования, изучить его взаимосвязи; 3) с помощью графических методов можно охарактеризовать и оценить свойства статистических совокупностей, в частности, таких, как нормальное распределение значений признака. Статистический график представляет собой чертеж, на котором при помощи условных обозначений отображаются статистические данные. Графический метод часто используется в дополнение к табличному методу систематизации статистической информации, обеспечивая более полное и качественное ее воспри- ятие. Нередко график реализует более эффективную модель данных и позволяет увидеть то, что в таблице часто остается незамеченным. Правильно построенный график помогает устранить несопоставимость данных и обеспечивает их более корректное прочтение. Применение графиков в статистике насчитывает более чем 200-летнюю историю. Основоположником графического метода считают английского экономиста У. Плейфера (1731—1798). В настоящее время использование графического метода приобретает особую популярность благодаря возможностям компьютерных технологий, автоматизирующих процесс построения графика. Графические редакторы, встроенные в текстовые процессоры и электронные таблицы, являются удобными инструментами, позволяющими воспроизвести практически любую графическую модель. В статистическом графике выделяют следующие ос-Структура новные элементы: поле графика; графический образ; графика пространственные и масштабные ориентиры; экспликация. Полем графика называется место, на котором выполняется чертеж, — это листы бумаги, карты, планы местности и т. д. Поле характеризуется размерами и пропорциями сторон. Они должны способствовать оптимальному зрительному восприятию. Чаще всего график выполняется на поле прямоугольной формы с соотношением сторон 1: 1, 5 (правило «золотого сечения»). Графический образ — это условные обозначения (символы), с помощью которых изображаются статистические данные. Чаще всего в качестве графических образов используются геометрические фигуры и знаки (линии, точки, прямоугольники, квадраты, круги и т. д.), но могут применяться и объемные фигуры, негеометрические образы — силуэты, рисунки и т. д. Правильный подбор графического образа существенно влияет на наглядность и полноту восприятия. Пространственные ориентиры задаются координатной сеткой или контурными линиями. Они делят поле графика на части, соответствующие значениям изучаемых показателей. В статистических графиках чаще всего применяют систему прямоугольных координат, но могут быть графики, построенные по принципу полярных координат (круговые графики). Масштабные ориентиры задаются масштабной шкалой и придают графическим образам количественную значимость. Масштабная шкала может быть прямолинейной (в прямоугольной системе координат) и криволинейной (в полярной системе координат). Шкала должна быть равномерной, т. е. равным графическим отрезкам должны соответствовать равные числовые величины. Она должна начинаться с нулевой отметки, последнее число на шкале обычно превышает максимальное значение показателя. Экспликация графика — это текстовые пояснения содержания (рис. 8.1). Экспликация включает: нумерацию графика, заголовок, наименования шкал, пояснения к отдельным элементам 600 500 300 200
0 1940—1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг. Рис. 8.1. Динамика исчезнувших сельских поселений в Свердловской области в 1940—1980-е гг. графического образа. Заголовок графика в краткой и четкой форме должен отражать содержание изображаемых данных. Статистические графики можно классифицировать графиков значение; 2) способ построения; 3) символы геометрического образа. По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.
По используемым символам геометрического образа графики делятся на точечные, линейные, фигурные (плоскостные или объемные). По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты. Наиболее распространенным видом статистических графиков является диаграмма. Диаграмма представляет собой чертеж, на котором статистическая информация изображается посредством геометрических фигур или символических знаков. Рассмотрим наиболее распространенные виды диаграмм. К ним относятся линейная диаграмма, гистограмма, круговая диаграмма. Линейный график {линейная диаграмма) представляет собой чертеж, расположенный в прямоугольной системе координат, где в качестве основного графического образа используются линии. Линейный график удобнее всего применять для изучения динамики процессов, а также сравнения. Для построения линейной диаграммы используют прямоугольную систему координат: по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат — соответствующие им значения рассматриваемого показателя. На пересечении показания осей ставится точка, которая затем соединяется в непрерывную линию. По контуру линии можно судить о характере изучаемого явления. Рассмотрим пример построения графика для изображения динамики исчезнувших поселений (см. рис. 8.1). Их численность в Свердловской области во второй половине XX в. изменялась следующим образом: 1940—1950-е гг. — 109; 1960-е гг.— 349; 1970-е гг.—514; 1980-е гг. — 427 сельских поселений. График указывает, что наивысшего пика изучаемое явление достигает в 1970-е гг. Важным достоинством линейных графиков является то, что в одном поле можно изобразить несколько показателей, что облегчает сравнение. При этом следует учитывать, что каждую кривую нужно изображать разными линиями (сплошная, пунктирная и т. д.) или окрашивать разными цветами. Если на графике сравниваются разноименные показатели, то, чтобы не возникли проблемы с размерностью, абсолютные величины необходимо перевести в относительные. Другим часто используемым в статистике методом наглядного изображения статистической информации являются столбиковые диаграммы или гистограммы. Гистограмма представляет собой чертеж, расположенный в прямоугольной системе координат, где в качестве основного графического образа используются прямоугольники (столбики). Столбиковые диаграммы рекомендуется использовать для изучения структуры явления, динамики процессов, а также сравнения, т. е. столбиковая диаграмма несет более широкую аналитическую нагрузку, чем линейный график. При построении гистограммы на оси ОХрасполагаются элементы, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные периоды, территории либо объекты. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех сравниваемых элементов и располагается на оси ОХ, высота прямоугольников откладывается по оси ОY пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось OF должна иметь масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля. Рассмотрим пример столбиковой диаграммы изменения численности сельских поселений на территории Свердловской области в XX в. (рис. 8.2). Прямоугольники столбиковой диаграммы могут 1909 1923 1928 1939 1943 1948 1959 1970 1979 1989 И По данным статистического учета И По данным административного учета Рис. 8.2. Динамика численности сельских поселений на территории Свердловской области в XX в.
располагаться и вплотную друг к другу — расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота. Столбиковые диаграммы могут одновременно демонстрировать изменение нескольких показателей. Представленная на рис. 8.2 диаграмма дает представление о расхождении значений изучаемого показателя (численность сельских поселений) в разных источниках. Видно, что по данным административного учета численность сельских населенных пунктов во второй половине XX в. была выше, чем по статистическим источникам. Это различие стало результатом использования разных методов учета. Особое место занимает гистограмма распределения, которая используется для отражения сгруппированных данных. Она позволяет не только изучить структуру явления, провести сравнение, но и оценить характер распределения значений признака в совокупности (рис. 8.3). На основе гистограммы распределения можно построить линейный график, который называется полигон распределения значений признака. Для этого в верхней части каждого прямоугольника в середине находится точка. Затем они соединяются по возможности плавной линией. По контуру полигона распределения можно судить, насколько оно соответствует требованиям нормального распределения. Нормально-распределенным признаком называют такой, полигон распределения которого соответствует плавной симметричной колоколообразной линии с центром в средней арифметической. Особенностью реальных социально-экономических процессов является то, что требование нормального распределения для них обычно нехарактерно. Допустимо с некоторой погрешностью относить к нормально распределенным те распределения, которые ими не являются, но близки к нормальной форме (колоколообразной). К таким распределениям принадлежат умеренно асимметричные или скошенные распределения (рис. 8.4).
,,.|.
ше? ь\.~; у - ^ууууууугуу Количество дворов Рис. 8.3. Распределение сельских поселений Пермской губернии по количеству дворов в 1909 г. Построение гистограмм распределения основывается на некоторых требованиях, обеспечивающих сопоставимость графических образов. Для признаков с неравными интервалами необходимо соблюдать следующее правило: если интервал больше (меньше) предыдущего в п раз, то по высоте следует отложить высоту во столько же раз меньшую (большую).
1 4 20 50 200 400 1000 2000 Количество дворов Рис. 8.4. Полигон распределения значений признака «количество дворов в поселении» для данных по Пермской губернии 1909 г. Графический способ оценки нормальности распределения является приближенным, однако широко используется и дает неплохие результаты. Существуют и более точные методы характеристики
распределения значений признака, например, критерий Пирсона, критерий Колмогорова. Однако они связаны с многочисленными вычислениями, поэтому их использование более затратно. Разновидностью гистограммы выступает ленточная (полосовая) диаграмма, которая строится по тем же правилам, что и столбиковая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, располагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграммы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения, в частности, при изучении демографических процессов. Широкое применение в научных исследованиях нашли круговые диагрсишы. В них площадь окружности принимается за величину всей изучаемой статистической совокупности, а площадь отдельных секторов отражает удельный вес (долю) ее составных частей. При этом, поскольку площади секторов пропорциональны их центральным углам, то для построения секторной диаграммы сумма всех углов (360°) распределяется пропорционально удельным весам отдельных частей изучаемой совокупности, т. е. 1 % - 3, 6°. Круговую диаграмму рекомендуется использовать для изучения типологической или структурной группировки. Важно, чтобы количество отображаемых групп (секторов) не было слишком большим. Иначе страдает наглядность информации (рис. 8.5). Изобразить структуру явления можно также с помощью ленточных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоугольник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимается за 100 %. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех групп, из которых состоит явление. Задачи графического метода не исчерпываются визуализацией статистического материала. С помощью графиков исследуются характер и форма зависимости между признаками. Выше отмечалось, что при помощи графического метода может оцениваться нормальность распределения. Требования нормальности и линейности являются основными при использовании многих методов математической статистики. Линейная зависимость между признаками графически выглядит в виде прямой, которая строится на основе точечного графика Рис. 8.5. Внешний миграционный прирост населения Свердловской области по национальностям в 2000 г.4 совокупности и располагается таким образом, чтобы точки максимально приближались к ней. При наличии линейной связи точечный график будет иметь эллипсовидную форму. Строгой линейности, как и нормальности, в социальных явлениях не существует. Однако и здесь графический метод дает вполне надежные результаты для оценки данного свойства. Таким образом, проверка свойств нормальности распределения и линейной зависимости очень важна в плане дальнейшего использования данного материала для более сложной математической обработки. Если свойства признаков не соответствуют требованиям нормальности и линейности, то распределения, не удовлетворяющие этим требованиям, можно преобразовать в нормальные и линейные путем замены переменной х на корень квадратный из х или логарифм х. При исследовании динамических рядов часто возникает необходимость выявления общей тенденции развития («тренда») путем исключения случайных колебаний показателя. Выявить эту тенден- 4 Горбачев О. В. Средний Урал на миграционной карте России (1990-е гг.)// Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2008. Вып. 9. С. 223.
цию можно различными способами, например, с помощью расчета средней геометрической. Одним из удобных и эффективных приемов выявления тренда является графическое выравнивание. Для этого на графике точками отображаются данные динамического ряда, а затем визуально, на основе зрительного восприятия местонахождения точек, проводят линию, сглаживающую колебания и отражающую основную тенденцию. В качестве примера приведем график динамической модели развития сельского поселения (рис. 8.6). 1900 1920 1940 1960 1980 Со1_2 Рис. 8.6. Динамика численности жителей дер. Левина Верхотурского района Свердловской области в XX в. На графике на оси ОГуказана численность жителей населенного пункта, точками обозначены колебания этого показателя во времени. Прямая сглаживает эти колебания и выявляет общую тенденцию, которая является типичной для 60 % сельских поселений Среднего Урала. Таким образом, потенциал графических методов широк: от реализации задач визуализации данных до постановки и решения аналитических вопросов, связанных с выявлением тенденций, связей между признаками. Использование графических методов подтверждает давно известный тезис, что уровень систематизации исходного материала обеспечивает качество его анализа. Использование компьютерных технологий существенно облегчает технические процедуры построения графиков. Однако следует внимательно относиться к моделям, выстраиваемым с помощью графических редакторов, так как одним из наиболее распространенных их недостатков является условная масштабность оси ОХ, что влияет на коррект- ность построения гистограмм и полигонов распределения. Та же проблема по сей день характерна и для популярной программы Microsoft Excel. Поэтому для решения подобных задач следует использовать специализированные пакеты статистического анализа, где встроены редакторы научных графиков, позволяющие более точно решить задачи масштабирования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение понятия статистической сводки и статистической группировки. В чем состоит их различие? 2. Какие виды группировок применяются в исследовательской практике? Для решения каких задач? 3. Приведите примеры типологических, структурных, аналитических группировок, используя результаты собственных исследований или научную литературу. 4. Охарактеризуйте основные этапы группировки. 5. Как рассчитать количество интервалов в случае построения интервального ряда с равными интервалами? 6. Что такое статистические таблицы? 7. Охарактеризуйте подлежащее и сказуемое в статистических таблицах. 8. Назовите виды таблиц по характеру разработки подлежащего и сказуемого. Приведите примеры таблиц из научных трудов историков либо из исторических документов. 9. Перечислите правила построения и оформления таблиц.
10. На основе изучения научной литературы по истории проанализируйте, какие нарушения в оформлении таблиц встречаются наиболее часто. 11. Дайте определение понятия «статистический график». 12. Какие виды графиков вы знаете? 13. Какие виды графиков применяются для графического изображения структурной группировки? 14. Из каких элементов состоит статистический график? 15. Приведите примеры диаграмм сравнения, используя научную литературу. 16. Что такое «нормально распределенный признак»? 17. Как графически выглядит линейная зависимость между двумя признаками? 18. Как провести графическое выравнивание и построить тренд?
ГЛАВА 9 КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ Рассматривая модели данных, мы неоднократно акцентировали внимание на том, что для их создания сегодня все чаще используются компьютер и компьютерные технологии. Они позволяют не только облегчить работу с традиционными моделями данных (текстовыми, числовыми, схематическими и географическими), преобразуя их в электронную форму, но и способствуют появлению новых вариантов моделей, не имеющих аналогов в традиционной практике исследования. XX век — это век новых информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности и кардинально меняющих информационную среду. В области методов исторического исследования компьютерные технологии также привнесли много нового, хотя следует признать, что перестройка здесь происходит медленнее, чем в точных и естественных науках. Компьютерные технологии в исторических исследованиях применяются с разными целями и на разных этапах. Рассмотрим основные варианты использования компьютера: 1) на начальном этапе исследования он полезен для поиска и регистрации (сканирования, копирования) необходимой исторической информации, создания электронных копий документов; 2) современные компьютерные технологии используются для решения задач систематизации и хранения исторических данных; 3) компьютер может служить мощным аналитическим инструментом, с помощью которого проводятся статистико-экономичес-кие расчеты, математическое и графическое моделирование, пространственный анализ и т. д.; 4) компьютер является незаменимым помощником в создании и оформлении текстов научных трудов и презентаций. В современной практике работы историка акцент делается на совершенствование информационного обеспечения исследования, проводимого, как правило, в традиционном русле с использо- ванием логических, описательных приемов анализа. Одновременно все чаще появляются научные проекты, реализация которых без применения компьютерных технологий была бы невозможной. К их числу относятся исследования, связанные с созданием исторических баз данных, использованием геоинформационных технологий и гипертекста. Новые технологии порождают новые возможности и, соответственно, новые темы исследований, такие, например, как моделирование динамики социальных систем (аграрного общества и индустриального) с использованием синергетического подхода1. В 1990-е гг. в качестве отдельного самостоятельного направления в исторической науке выделилась историческая информатика. По определению Л. И. Бородкина, «...корни этого междисциплинарного направления лежат в достижениях квантитативной социально-экономической истории, с одной стороны, и компьютеризированного анализа исторических текстов — с другой»2. Развитие исторической информатики связано с решением комплекса методологических и информационных задач. К ним относятся: • создание электронных ресурсов общего доступа (электронных библиотек, содержащих сотни текстов исторических источников, баз данных, электронных атласов); • разработка тематических интернет-ресурсов — сайтов по различным сюжетам истории России и других стран, где должны быть представлены источники по соответствующей тематике, историографические и библиографические массивы. Они нацелены на обеспечение комплексной информационной поддержки тематических научных разработок. В качестве примера такого ресурса можно привести проект «Эволюция трудовых отношений в российской промышленности: от дореволюционной индустриализации к социалистической», который с 2002 г. реализуется на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ. Причем 1 См., например: Мешков С. Ю. История и синергетика: математическое моде 2 Бородкин Л. И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение
одной из задач сайта является поддержка учебных курсов по данной тематике3; • совершенствование технологий исторического исследования. Использование компьютера расширяет доступ к источниковым и историографическим ресурсам, ускоряет сбор, систематизацию и анализ необходимой информации, но вместе с тем обостряет проблемы отбора и оценки информации, т. е. придает источниковедческому анализу новый смысл и наполнение. Микрокомпьютерная революция предъявляет к науке и исследователям новые требования. Время письменных технологий уходит в прошлое: если раньше историку важно было владеть словом (т. е. навыками письма и чтения), то сегодня этого уже мало. Ученый-историк должен: — иметь навыки пользователя персонального компьютера и знать все стандартные прикладные приложения, облегчающие решение элементарных информационных задач (текстовые, табличные и графические редакторы, программы подготовки презентаций). Это тот джентльменский набор, который входит в базовый минимум профессиональной подготовки; — владеть современной литературой, содержащей опыт применения компьютерных информационных технологий в исторических исследованиях, и, соответственно, иметь представления о возможностях и вариантах их использования; — создавать базы данных по материалам исторических источников разных типов и владеть языком информационных запросов в реляционных СУБД; — работать с электронными текстами; — оперировать табличными данными и уметь представлять их в графической форме; — иметь представление о технологиях сканирования, распознавания текстов, ГИС и мультимедийных технологиях;
|