Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макет таблицы 1 страница






Таблица (ее номер) Название таблицы*

 

 

 

 

№ п/п Название подлежащего, единица измерения Сказуемое первое, единица измерения Сказуемое второе, единица измерения  
  А I    
  Перечень единиц наблю­дения либо их групп 0, 00    
  1, 01    
    X Нет свед.
       
Итого      

• Сведения об источнике информации.

— если сведений по данной позиции нет, ставят три точки (...) или «нет свед.»;

— «0, 0» ставится в том случае, если явление выражено незна­чительно, т. е. ниже принятой в таблице точности (после запятой ставится столько нулей, сколько разрядов используется для округ­ления);

— в не подлежащих заполнению клетках таблицы проставля­ют «х»;

— если есть сомнение в приведенном показателе, рядом с ним можно поставить «!»;

— приближенные значения показателя заключаются в скобки;

• внизу, под нижней чертой таблицы, раскрывается сноска-при­мечание. В ней указываются источник информации, методология расчета показателей (если данные таблицы имеют несопоставимую методологию расчета) и проч. Ссылка на источник оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания (см. табл. 8.14 и другие таблицы главы);

• если возникает необходимость в сноске к части таблицы, то она нумеруется и раскрывается над нижней чертой таблицы или внизу


страницы. Такие сноски нужны для того, чтобы указать на обстоя­тельства, которые нужно иметь в виду при чтении таблицы;

• если статистическая таблица не умещается на отведенном для нее листе по длине или ширине, то в этом случае, продолжая ее на следующем листе, в правом верхнем углу над таблицей следует сделать пояснение: «Продолжение табл....»;

• в таблице рекомендуется использовать итоговые графы и стро­ки. «Итого» отмечает итог к части таблицы, «Всего» — итог ко всей таблице;

• таблица обязательно должна быть проанализирована в тексте работы. Анализ строится по схеме «от общего к частному» и начи­нается с общих выводов по всей таблице в целом, затем можно пе­рейти к оценке граф и строк, а также отдельных показателей.

8.4. Графическое изображение числовых данных

Удобным способом систематизации, наглядного представления и анализа исторической информации выступает графическое изоб­ражение. График способствует четкости и ясности восприятия ин­формации, облегчает комментарии и анализ.

Графические методы выполняют в научном исследовании сле­дующие задачи:

1) обеспечивают наглядность представления количественной информации;

2) облегчают решение аналитических задач, так как позволяют визуализировать рассматриваемые процессы и закономерности, по­лучить обобщенное представление о структуре объекта исследова­ния, изучить его взаимосвязи;

3) с помощью графических методов можно охарактеризовать и оценить свойства статистических совокупностей, в частности, та­ких, как нормальное распределение значений признака.

Статистический график представляет собой чертеж, на ко­тором при помощи условных обозначений отображаются статисти­ческие данные. Графический метод часто используется в дополне­ние к табличному методу систематизации статистической информации, обеспечивая более полное и качественное ее воспри-


ятие. Нередко график реализует более эффективную модель дан­ных и позволяет увидеть то, что в таблице часто остается незаме­ченным. Правильно построенный график помогает устранить не­сопоставимость данных и обеспечивает их более корректное прочтение.

Применение графиков в статистике насчитывает более чем 200-летнюю историю. Основоположником графического метода счи­тают английского экономиста У. Плейфера (1731—1798). В настоя­щее время использование графического метода приобретает особую популярность благодаря возможностям компьютерных технологий, автоматизирующих процесс построения графика. Графические ре­дакторы, встроенные в текстовые процессоры и электронные таб­лицы, являются удобными инструментами, позволяющими воспро­извести практически любую графическую модель.

В статистическом графике выделяют следующие ос-Структура новные элементы: поле графика; графический образ; графика пространственные и масштабные ориентиры; экс­пликация.

Полем графика называется место, на котором выполняется чертеж, — это листы бумаги, карты, планы местности и т. д. Поле характеризуется размерами и пропорциями сторон. Они должны способствовать оптимальному зрительному восприятию. Чаще всего график выполняется на поле прямоугольной формы с соотношени­ем сторон 1: 1, 5 (правило «золотого сечения»).

Графический образ — это условные обозначения (симво­лы), с помощью которых изображаются статистические данные. Чаще всего в качестве графических образов используются гео­метрические фигуры и знаки (линии, точки, прямоугольники, квад­раты, круги и т. д.), но могут применяться и объемные фигуры, не­геометрические образы — силуэты, рисунки и т. д. Правильный подбор графического образа существенно влияет на наглядность и полноту восприятия.

Пространственные ориентиры задаются координатной сеткой или контурными линиями. Они делят поле графика на час­ти, соответствующие значениям изучаемых показателей. В статис­тических графиках чаще всего применяют систему прямоугольных


координат, но могут быть графики, построенные по принципу по­лярных координат (круговые графики).

Масштабные ориентиры задаются масштабной шкалой и придают графическим образам количественную значимость. Мас­штабная шкала может быть прямолинейной (в прямоугольной сис­теме координат) и криволинейной (в полярной системе координат). Шкала должна быть равномерной, т. е. равным графическим отрез­кам должны соответствовать равные числовые величины. Она должна начинаться с нулевой отметки, последнее число на шкале обычно превышает максимальное значение показателя.

Экспликация графика — это текстовые пояснения содер­жания (рис. 8.1). Экспликация включает: нумерацию графика, за­головок, наименования шкал, пояснения к отдельным элементам

600 500

300 200

Е

0 1940—1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг.

Рис. 8.1. Динамика исчезнувших сельских поселений в Свердловской области в 1940—1980-е гг.

графического образа. Заголовок графика в краткой и четкой форме должен отражать содержание изображаемых данных.

Статистические графики можно классифицировать
Виды по следующим признакам: 1) аналитическое предна-

графиков значение; 2) способ построения; 3) символы геомет­рического образа. По аналитическому предназначению различают гра­фики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.


 




По используемым символам геометрического образа графики делятся на точечные, линейные, фигурные (плос­костные или объемные).

По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты. Наиболее распространенным видом ста­тистических графиков является диаграмма. Диаграмма представ­ляет собой чертеж, на котором статистическая информация изоб­ражается посредством геометрических фигур или символических знаков.

Рассмотрим наиболее распространенные виды диаграмм. К ним относятся линейная диаграмма, гистограмма, круговая диаграмма.

Линейный график {линейная диаграмма) представляет собой чертеж, расположенный в прямоугольной системе координат, где в качестве основного графического образа используются линии. Линейный график удобнее всего применять для изучения дина­мики процессов, а также сравнения. Для построения линейной диаграммы используют прямоугольную систему координат: по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат — соответствующие им значения рассматривае­мого показателя. На пересечении показания осей ставится точ­ка, которая затем соединяется в непрерывную линию. По контуру линии можно судить о характере изучаемого явления.

Рассмотрим пример построения графика для изображения дина­мики исчезнувших поселений (см. рис. 8.1). Их численность в Сверд­ловской области во второй половине XX в. изменялась следующим образом: 1940—1950-е гг. — 109; 1960-е гг.— 349; 1970-е гг.—514; 1980-е гг. — 427 сельских поселений. График указывает, что наи­высшего пика изучаемое явление достигает в 1970-е гг.

Важным достоинством линейных графиков является то, что в од­ном поле можно изобразить несколько показателей, что облегчает сравнение. При этом следует учитывать, что каждую кривую нуж­но изображать разными линиями (сплошная, пунктирная и т. д.) или окрашивать разными цветами. Если на графике сравниваются раз­ноименные показатели, то, чтобы не возникли проблемы с раз­мерностью, абсолютные величины необходимо перевести в отно­сительные.

Другим часто используемым в статистике методом наглядного изображения статистической информации являются столбиковые


диаграммы или гистограммы. Гистограмма представляет собой чертеж, расположенный в прямоугольной системе координат, где в качестве основного графического образа используются прямо­угольники (столбики). Столбиковые диаграммы рекомендуется ис­пользовать для изучения структуры явления, динамики процессов, а также сравнения, т. е. столбиковая диаграмма несет более широ­кую аналитическую нагрузку, чем линейный график.

При построении гистограммы на оси ОХрасполагаются элемен­ты, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные пе­риоды, территории либо объекты. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех срав­ниваемых элементов и располагается на оси ОХ, высота прямо­угольников откладывается по оси ОY пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось OF должна иметь масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля.

Рассмотрим пример столбиковой диаграммы изменения числен­ности сельских поселений на территории Свердловской области в XX в. (рис. 8.2). Прямоугольники столбиковой диаграммы могут

1909 1923 1928 1939 1943 1948 1959 1970 1979 1989

И По данным статистического учета И По данным административного учета

Рис. 8.2. Динамика численности сельских поселений на территории Свердловской области в XX в.


 




располагаться и вплотную друг к другу — расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота. Столби­ковые диаграммы могут одновременно демонстрировать измене­ние нескольких показателей. Представленная на рис. 8.2 диаграмма дает представление о расхождении значений изучаемого показате­ля (численность сельских поселений) в разных источниках. Видно, что по данным административного учета численность сельских населенных пунктов во второй половине XX в. была выше, чем по статистическим источникам. Это различие стало результатом ис­пользования разных методов учета.

Особое место занимает гистограмма распределения, которая используется для отражения сгруппированных данных. Она позво­ляет не только изучить структуру явления, провести сравнение, но и оценить характер распределения значений признака в совокуп­ности (рис. 8.3).


На основе гистограммы распределения можно построить ли­нейный график, который называется полигон распределения значе­ний признака. Для этого в верхней части каждого прямоугольника в середине находится точка. Затем они соединяются по возможнос­ти плавной линией. По контуру полигона распределения можно су­дить, насколько оно соответствует требованиям нормального рас­пределения.

Нормально-распределенным признаком называют такой, поли­гон распределения которого соответствует плавной симметричной колоколообразной линии с центром в средней арифметической. Особенностью реальных социально-экономических процессов яв­ляется то, что требование нормального распределения для них обычно нехарактерно. Допустимо с некоторой погрешностью от­носить к нормально распределенным те распределения, которые ими не являются, но близки к нормальной форме (колоколообразной). К таким распределениям принадлежат умеренно асимметричные или скошенные распределения (рис. 8.4).


 


 
 

 

    |  
ении      
     
    1" " " " ':. " " '  
с)      
О {    
е 1500:    
о !    
к      
и      
    • п 1 i
    иЛх г
ш

..'

,,.|.

ю

ше? ь\.~; у - ^ууууууугуу
50 300 1000 3000

Количество дворов

Рис. 8.3. Распределение сельских поселений Пермской губернии по количеству дворов в 1909 г.

Построение гистограмм распределения основывается на неко­торых требованиях, обеспечивающих сопоставимость графических образов. Для признаков с неравными интервалами необходимо со­блюдать следующее правило: если интервал больше (меньше) пре­дыдущего в п раз, то по высоте следует отложить высоту во столько же раз меньшую (большую).


 

   
   
 
X  
ч  
О)  
а  
о и  
о  
и  
и  
GJ  
и  
ч  
Г)  
«  
   

1 4 20 50 200 400 1000 2000

Количество дворов

Рис. 8.4. Полигон распределения значений признака «количество дворов в поселении» для данных по Пермской губернии 1909 г.

Графический способ оценки нормальности распределения яв­ляется приближенным, однако широко используется и дает непло­хие результаты. Существуют и более точные методы характеристики


 




распределения значений признака, например, критерий Пирсона, критерий Колмогорова. Однако они связаны с многочисленными вычислениями, поэтому их использование более затратно.

Разновидностью гистограммы выступает ленточная (полосовая) диаграмма, которая строится по тем же правилам, что и столбико­вая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, рас­полагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграм­мы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения, в частности, при изуче­нии демографических процессов.

Широкое применение в научных исследованиях нашли круговые диагрсишы. В них площадь окружности принимается за величину всей изучаемой статистической совокупности, а площадь отдельных секторов отражает удельный вес (долю) ее составных частей. При этом, поскольку площади секторов пропорциональны их централь­ным углам, то для построения секторной диаграммы сумма всех углов (360°) распределяется пропорционально удельным весам от­дельных частей изучаемой совокупности, т. е. 1 % - 3, 6°. Круговую диаграмму рекомендуется использовать для изучения типологичес­кой или структурной группировки. Важно, чтобы количество ото­бражаемых групп (секторов) не было слишком большим. Иначе страдает наглядность информации (рис. 8.5).

Изобразить структуру явления можно также с помощью ленточ­ных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоуголь­ник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимает­ся за 100 %. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех групп, из которых состоит явление.

Задачи графического метода не исчерпываются визуализацией статистического материала. С помощью графиков исследуются ха­рактер и форма зависимости между признаками. Выше отмечалось, что при помощи графического метода может оцениваться нормаль­ность распределения. Требования нормальности и линейности яв­ляются основными при использовании многих методов математи­ческой статистики.

Линейная зависимость между признаками графически выгля­дит в виде прямой, которая строится на основе точечного графика


Рис. 8.5. Внешний миграционный прирост населения Свердловской области по национальностям в 2000 г.4

совокупности и располагается таким образом, чтобы точки макси­мально приближались к ней. При наличии линейной связи точеч­ный график будет иметь эллипсовидную форму. Строгой линейно­сти, как и нормальности, в социальных явлениях не существует. Однако и здесь графический метод дает вполне надежные резуль­таты для оценки данного свойства.

Таким образом, проверка свойств нормальности распределения и линейной зависимости очень важна в плане дальнейшего исполь­зования данного материала для более сложной математической об­работки. Если свойства признаков не соответствуют требованиям нормальности и линейности, то распределения, не удовлетворяю­щие этим требованиям, можно преобразовать в нормальные и ли­нейные путем замены переменной х на корень квадратный из х или логарифм х.

При исследовании динамических рядов часто возникает необ­ходимость выявления общей тенденции развития («тренда») путем исключения случайных колебаний показателя. Выявить эту тенден-

4 Горбачев О. В. Средний Урал на миграционной карте России (1990-е гг.)// Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2008. Вып. 9. С. 223.


 




цию можно различными способами, например, с помощью расчета средней геометрической. Одним из удобных и эффективных при­емов выявления тренда является графическое выравнивание. Для этого на графике точками отображаются данные динамического ряда, а затем визуально, на основе зрительного восприятия место­нахождения точек, проводят линию, сглаживающую колебания и от­ражающую основную тенденцию. В качестве примера приведем гра­фик динамической модели развития сельского поселения (рис. 8.6).

1900 1920 1940 1960 1980

Со1_2

Рис. 8.6. Динамика численности жителей дер. Левина Верхотурского района Свердловской области в XX в.

На графике на оси ОГуказана численность жителей населен­ного пункта, точками обозначены колебания этого показателя во времени. Прямая сглаживает эти колебания и выявляет общую тенденцию, которая является типичной для 60 % сельских поселе­ний Среднего Урала.

Таким образом, потенциал графических методов широк: от ре­ализации задач визуализации данных до постановки и решения ана­литических вопросов, связанных с выявлением тенденций, связей между признаками. Использование графических методов подтверж­дает давно известный тезис, что уровень систематизации исходно­го материала обеспечивает качество его анализа. Использование компьютерных технологий существенно облегчает технические процедуры построения графиков. Однако следует внимательно отно­ситься к моделям, выстраиваемым с помощью графических редакто­ров, так как одним из наиболее распространенных их недостатков является условная масштабность оси ОХ, что влияет на коррект-


ность построения гистограмм и полигонов распределения. Та же проблема по сей день характерна и для популярной программы Microsoft Excel. Поэтому для решения подобных задач следует ис­пользовать специализированные пакеты статистического анализа, где встроены редакторы научных графиков, позволяющие более точно решить задачи масштабирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятия статистической сводки и статистичес­кой группировки. В чем состоит их различие?

2. Какие виды группировок применяются в исследовательской прак­тике? Для решения каких задач?

3. Приведите примеры типологических, структурных, аналитических группировок, используя результаты собственных исследований или науч­ную литературу.

4. Охарактеризуйте основные этапы группировки.

5. Как рассчитать количество интервалов в случае построения ин­тервального ряда с равными интервалами?

6. Что такое статистические таблицы?

7. Охарактеризуйте подлежащее и сказуемое в статистических таб­лицах.

8. Назовите виды таблиц по характеру разработки подлежащего и ска­зуемого. Приведите примеры таблиц из научных трудов историков либо из исторических документов.

9. Перечислите правила построения и оформления таблиц.

 

10. На основе изучения научной литературы по истории проанализи­руйте, какие нарушения в оформлении таблиц встречаются наиболее часто.

11. Дайте определение понятия «статистический график».

12. Какие виды графиков вы знаете?

13. Какие виды графиков применяются для графического изображе­ния структурной группировки?

14. Из каких элементов состоит статистический график?

15. Приведите примеры диаграмм сравнения, используя научную ли­тературу.

16. Что такое «нормально распределенный признак»?

17. Как графически выглядит линейная зависимость между двумя при­знаками?

18. Как провести графическое выравнивание и построить тренд?


 




ГЛАВА 9

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Рассматривая модели данных, мы неоднократно акцентирова­ли внимание на том, что для их создания сегодня все чаще исполь­зуются компьютер и компьютерные технологии. Они позволяют не только облегчить работу с традиционными моделями данных (текстовыми, числовыми, схематическими и географическими), пре­образуя их в электронную форму, но и способствуют появлению новых вариантов моделей, не имеющих аналогов в традиционной практике исследования.

XX век — это век новых информационных технологий, прони­кающих во все сферы человеческой деятельности и кардинально меняющих информационную среду. В области методов историчес­кого исследования компьютерные технологии также привнесли много нового, хотя следует признать, что перестройка здесь проис­ходит медленнее, чем в точных и естественных науках.

Компьютерные технологии в исторических исследованиях при­меняются с разными целями и на разных этапах. Рассмотрим ос­новные варианты использования компьютера:

1) на начальном этапе исследования он полезен для поиска и ре­гистрации (сканирования, копирования) необходимой историчес­кой информации, создания электронных копий документов;

2) современные компьютерные технологии используются для решения задач систематизации и хранения исторических данных;

3) компьютер может служить мощным аналитическим инстру­ментом, с помощью которого проводятся статистико-экономичес-кие расчеты, математическое и графическое моделирование, про­странственный анализ и т. д.;

4) компьютер является незаменимым помощником в создании и оформлении текстов научных трудов и презентаций.

В современной практике работы историка акцент делается на совершенствование информационного обеспечения исследова­ния, проводимого, как правило, в традиционном русле с использо-


ванием логических, описательных приемов анализа. Одновремен­но все чаще появляются научные проекты, реализация которых без применения компьютерных технологий была бы невозможной. К их числу относятся исследования, связанные с созданием историчес­ких баз данных, использованием геоинформационных технологий и гипертекста. Новые технологии порождают новые возможности и, соответственно, новые темы исследований, такие, например, как моделирование динамики социальных систем (аграрного общества и индустриального) с использованием синергетического подхода1. В 1990-е гг. в качестве отдельного самостоятельного направле­ния в исторической науке выделилась историческая информатика. По определению Л. И. Бородкина, «...корни этого междисципли­нарного направления лежат в достижениях квантитативной соци­ально-экономической истории, с одной стороны, и компьютеризи­рованного анализа исторических текстов — с другой»2. Развитие исторической информатики связано с решением комплекса мето­дологических и информационных задач. К ним относятся:

• создание электронных ресурсов общего доступа (электронных библиотек, содержащих сотни текстов исторических источников, баз данных, электронных атласов);

• разработка тематических интернет-ресурсов — сайтов по раз­личным сюжетам истории России и других стран, где должны быть представлены источники по соответствующей тематике, историо­графические и библиографические массивы. Они нацелены на обес­печение комплексной информационной поддержки тематических научных разработок. В качестве примера такого ресурса можно привести проект «Эволюция трудовых отношений в российской промышленности: от дореволюционной индустриализации к со­циалистической», который с 2002 г. реализуется на кафедре исто­рической информатики исторического факультета МГУ. Причем

1 См., например: Мешков С. Ю. История и синергетика: математическое моде­
лирование социальной самоорганизации // Круг идей: алгоритмы и технологии
исторической информатики. М.; Барнаул, 2005. С. 41—73.

2 Бородкин Л. И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение
к Historical Information Science // Круг идей: алгоритмы и технологии историчес­
кой информатики. С. 8.


 




одной из задач сайта является поддержка учебных курсов по дан­ной тематике3;

• совершенствование технологий исторического исследования. Использование компьютера расширяет доступ к источниковым и историографическим ресурсам, ускоряет сбор, систематизацию и анализ необходимой информации, но вместе с тем обостряет про­блемы отбора и оценки информации, т. е. придает источниковед­ческому анализу новый смысл и наполнение.

Микрокомпьютерная революция предъявляет к науке и ис­следователям новые требования. Время письменных технологий уходит в прошлое: если раньше историку важно было владеть сло­вом (т. е. навыками письма и чтения), то сегодня этого уже мало. Ученый-историк должен:

— иметь навыки пользователя персонального компьютера и знать все стандартные прикладные приложения, облегчающие решение элементарных информационных задач (текстовые, таблич­ные и графические редакторы, программы подготовки презента­ций). Это тот джентльменский набор, который входит в базовый минимум профессиональной подготовки;

— владеть современной литературой, содержащей опыт приме­нения компьютерных информационных технологий в историчес­ких исследованиях, и, соответственно, иметь представления о воз­можностях и вариантах их использования;

— создавать базы данных по материалам исторических источ­ников разных типов и владеть языком информационных запросов в реляционных СУБД;

— работать с электронными текстами;

— оперировать табличными данными и уметь представлять их в графической форме;

— иметь представление о технологиях сканирования, распо­знавания текстов, ГИС и мультимедийных технологиях;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал