Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 5 страница
4. Какие компьютерные технологии используются историками? 5. Какие новые модели данных (отличные от традиционных) возникли с распространением ПК? 6. Какое программное обеспечение необходимо для работы с текстом? Классифицируйте его с учетом выполняемых функций и задач. 7. Что такое гипертекстовая технология? 8. Какие новые возможности предоставляет гипертекстовая технология историку? 9. Приведите примеры исторических информационных систем, основанных на технологии гипертекста.
10. Попробуйте организовать массив текстовых файлов с использованием функции «Ссылка» текстового редактора. 11. Какие задачи позволяют решать в исследовании электронные таблицы? 12. Дайте определение понятия «база данных». 13. Какие этапы проектирования базы данных можно выделить? 14. Какие типы данных используются в технологии БД? 15. Создайте, используя СУБД Microsoft Access, базу данных, содержащую библиографию по вашей теме. 16. Создайте источнмко-ориентированную БД по изучаемым вами комплексам исторических источников.
17. Какие объекты БД можно создать в Microsoft Access? 18. Охарактеризуйте возможности систем компьютерной графики. 19. Назовите основные этапы проектирования компьютерной презентации. 20. Подготовьте презентацию для доклада на конференции по вашей теме. 21. Что такое геоинформационные технологии? Какие задачи решают ГИС? 22. Чем отличается электронная карта от обычной аналоговой карты? 23. Охарактеризуйте возможности мультимедийных технологий. 24. Какие виды информационных систем, основанных на мультимедийных технологиях, можно выделить? 25. Чем экспертные системы отличаются от других вариантов информационных систем? 26. Приведите пример исторической экспертной системы. РАЗДЕЛ IV МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ГЛАВА 10 ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ 10.1. Основные методы исторического исследования Переходя к рассмотрению методов анализа исторической информации, следует подчеркнуть, что выделение их достаточно условно: процедуры систематизации и анализа очень тесно связаны. Осуществляя систематизацию и упорядочение первичной информации, мы уже реализуем аналитические процедуры, так как определяем оптимальный вариант модели исторических данных, соответствующий задачам исследования. На уровне сводки или группировки, построения вариационных и динамических рядов, составления схем, графиков или таблиц, помимо чисто технических приемов реализуются методы логической оценки исторических данных, их обобщения, сравнения, классификации. Таким образом, в исследовательской практике методы систематизации и анализа используются параллельно, а чаще всего в интегративно-комплексном режиме. Поэтому мы не будем противопоставлять их друг другу, но подчеркнем специфику: методы анализа позволяют нам получать новое знание на основе имеющейся информации путем ее аналитико-син-тетического преобразования. Методы анализа базируются на формальных логических процедурах, направленных на сравнение, обобщение, соотнесение общего и частного. Анализ может осуществляться: 1)с использованием умозрительных конструкций (суждений и умозаключений), ориентированных на понимание изучаемого явления — такие методы часто называют традиционными; 2) с применением математического инструментария. В данной главе мы рассмотрим методы исторического анализа, которые являются основными методами исторической науки и опираются на традиционные (логические) приемы обработки исторической информации. Спектр этих методов достаточно широк и постоянно дополняется новыми технологиями. И не потому, что действительно появляется что-то принципиально новое, а потому, что благодаря развитию методологии и теории познания многие методы, которые ранее использовались на интуитивно-эмпирическом уровне, получают методическое обоснование. Так случилось с системным анализом, который, благодаря появлению синергетики и становлению ее теории и методологии, стал активно проникать в качестве нового подхода в разные области естественного и гуманитарного знания. В этом случае развитие методологии системного анализа стало толчком к новому восприятию тех приемов анализа, которые использовались и ранее. Любые научные методы, в том числе методы анализа, эффективны не сами по себе, а только в контексте решаемых задач. Аналитические задачи исторического исследования обычно подразделяются на следующие виды: 1) анализ содержания исторического явления (структуры и функций); 2) изучение направленности и характера изменений изучаемого явления во времени (динамический анализ); 3) выделение классов и типов исторических объектов (классификация и типология); 4) характеристика общего и специфического в историческом явлении или процессе (сравнение); 5) генезис исторических явлений и объектов (причинно-следственный анализ); 6) характеристика места и роли изучаемого явления в исторической реальности (факторный анализ). Цель исследования определяет выбор базового метода исторического анализа. Он должен быть один, не следует разбрасываться и пытаться охватить необъятное, параллельно реализовать разные логические схемы анализа. Выбор базового метода тем более важен, что от него зависит вся стратегия исследования, начиная от формирования источниковой базы и заканчивая выбором методов сбора и систематизации информации. Так, если перед исследователем стоит задача изучения условий, факторов формирования какого-либо исторического явления (например, Древнерусского государства), то основным методом анализа будет историко-генети-ческий. Если цель научной работы ориентирована на выявление стадий развития исторического процесса, его динамических закономерностей, то необходимо использовать метод историко-диахрон-ного (историко-динамического) анализа. Если исследование нацелено на выявление специфических черт и особенностей изучаемого явления, то такая задача может быть решена только на основе исто-рико-сравнительного метода. Принцип основного метода анализа не исключает возможности привлечения других методов для решения задач более низкого уровня. То есть основной метод ориентирован на достижение цели исследования, а дополнительные — на решение частных задач. Тем не менее желательно четко их развести, поскольку, еще раз повторюсь, основной метод определяет все процедуры работы с информацией, начиная с ее сбора и систематизации и завершая выбором конкретных технологий анализа. В исторической науке сложилась система специально-научных методов, которые рассматриваются как основные методы исторического исследования. Наиболее развернуто они представлены в монографии И. Д. Ковальченко. Выделив в качестве основания классификации используемые логические процедуры, он включил в число основных следующие методы: историко-типологический; историко-сравнителъпый; историко-генетический; исторыко-си-стемный]. Оценивая сущность этих методов, И. Д. Ковальченко ' См. подробнее: Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 168—194.
отметил, что «в их основе лежат анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение и проч.». Принципиально важным представляется его замечание, что при использовании того или иного метода «вырабатываются необходимые исследовательские правила и процедуры, применяются определенные орудия и инструменты»2. Другие попытки систематизации основных методов, которые предпринимались неоднократно, представляются не вполне удачными и исчерпывающими. Так, например, Н. И. Смоленский подразделяет все методы исторического исследования с учетом формы изложения на две группы: естественно-языковые (описательные), которые он рассматривает как основные, и количественные3. В число основных методов он включает описательно-повествовательный, биографический, сравнительно-исторический, ретроспективный (изучение исторического явления от следствия к причине), метод терминологического анализа. Основным недостатком приведенной выше классификации является отсутствие общего основания (критерия), что приводит к неполноте и неравноценности выделенных методов по решаемым задачам и методической нагрузке. В частности, описательно-повествовательный метод связан со способом изложения результатов исследования и определяется очень широко, как «связное изложение, имеющее свою логику и смысл». Биографический метод в этом случае можно рассматривать как один из вариантов описательно-повествовательного. Сравнительно-исторический метод охватывает все возможные варианты сравнения, включая периодизацию, типологию, сопоставление однопорядковых явлений с целью выделения общего и особенного. В результате нет четкой картины методов, используемых в истории. Значительный интерес представляет классификация методов исторического исследования, предложенная А. В. Бочаровым4, который выделяет основные методы исторического исследования, рассматриваемые им как базис методической подготовки историка, и специальные методы. К основным методам он относит метод абстрагирования, сравнительно-исторический метод, причинно-следственный анализ, системный анализ, метод типологизации, структурно-диахронный анализ5. Специальные методы он подразделяет на заимствованные из других дисциплин (статисти-ко-математические методы; социологические; лингвистические) и специальные исторические методы, связанные с отдельными направлениями исторической науки (метод источниковедения, этнографического описания и т. д.). Отличие основных методов, по мнению А. В. Бочарова, состоит в том, что они: 1) основаны на общенаучных методах и логических процедурах, адаптированных под специфику исторического исследования; 2) являются фундаментальными для исторического исследования, так как применение любых специальных методов опирается на принципы основных методов исторического познания. Данный подход к классификации методов согласуется с основными положениями учения И. Д. Ковальченко и представляется вполне продуктивным. Идея выделения основных и специальных методов оправдана, прежде всего, той методической нагрузкой, которую они выполняют. Владение основными методами определяет общий уровень культуры историка и его профессиональную квалификацию, специальными — его специализацию (этнография, археология, палеография, психоистория, экономическая история и т. д.). Дополняя приведенную выше квалификацию, с учетом аналитических задач, решаемых в исследовании, представляется возможным дополнить и уточнить состав основных, или традиционных методов исторического исследования6. К ним можно отнести: • историко-системный (структурно-функциональный) анализ; • историко-типологический анализ; • классификационный анализ; • историко-динамический анализ; • историко-сравнительный (компаративный) анализ; • историко-генетический анализ.
2 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. С. 169. 3 Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2007. С. 250. 4 Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: учеб. посо - Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 10. 6 Эти методы часто называются в литературе традиционными, так как в основе механизма их реализации лежат логические операции.
Прежде чем перейти к их описанию, остановимся более подробно на тех логических операциях, которые определяют содержание этих методов. 10.2. Логические процедуры в научном исследовании В любом историческом исследовании используются логические приемы обработки информации, это суждения, умозаключения и доказательства. Правильно построенное (логически организованное) суждение является основным инструментом получения знания как в описательном, так и в теоретическом изыскании. В форме суждения реализуются основные логические процедуры, которые основаны на таких операциях, как абстрагирование, анализ и синтез, доказательство. Абстрагирование представляет собой логи- Абстрагирование r r 1 г ческую операцию, связанную с обобщением, отвлечением от конкретных частных свойств объекта и выделением таких его характеристик, которые позволяют отразить сущность изучаемого объекта или процесса. Сущность — это то общее, что свойственно разным явлениям. Результатом абстрагирования является создание идеальной модели изучаемого объекта или процесса, часто обозначаемой понятием. В основе абстрагирования лежат логические процедуры, реализуемые в двух вариантах: — методом восхождения от реально-конкретного к абстрактному; — методом восхождения от абстрактного к конкретному. В истории развития науки первый путь (метод восхождения от конкретного к абстрактному) был всегда основным способом познания. По данной схеме шло накопление и систематизация научного знания и в естественных, и в гуманитарных науках, строилась общая логика исследовательского процесса. Метод восхождения от конкретного к абстрактному реализуется с помощью различных логических суждений — формализации, отождествления или идеализации. Используя приемы формализации, абстрагирование достигается за счет того, что из всего многообразия черт и свойств объекта исследования выделяются те, которые представляются наиболее важными и значимыми, и на их основе вырабатывается обобщенное представление (понятие) об объекте. Основная сложность использования метода формализации состоит в обосновании тех свойств и признаков, которые могут послужить для формирования общих понятий и позволят раскрыть сущность изучаемого объекта. К примеру, изучая расселение, исследователь сталкивается с проблемой определения понятия «поселение». Для ее решения необходимо выделить такие базовые характеристики поселения, которые свойственны его различным историческим вариантам. Так, например, С. А. Ковалев рассматривает «населенный пункт» или «поселение» не только как группу жителей, но и совокупность материальных форм (построек), территории, в той или иной степени измененной человеком, где расположены материальные элементы поселения7. Абстрагирование путем отождествления достигается в результате того, что в процессе познания объекта анализируются его конкретные количественные и качественные характеристики, которые соотносятся с определенными стандартами или другими уже известными объектами. Такое отождествление, направленное на раскрытие сути явлений, используется при типологии и классификации объектов. Приемы отождествления активно использовались в советской исторической науке для маркировки объектов и явлений, относящихся к разным общественно-экономическим формациям, и выделения исторических типов этих явлений: формы феодальной зависимости, характеристика этапов «раннего», «зрелого», «позднего» феодализма и т. д. Абстрагирование способом идеализации имеет свою специфику. Суть идеализации заключается в том, что в результате научного познания формируется представление об объекте с опре- 7 Ковалев С. А. Сельское расселение (географическое исследование). М., 1963. С. 9.
деленными идеальными свойствами, которые начинают рассматриваться как эталон и представляют его сущность в наиболее «очищенном» виде. Идеальные образы могут возникать как результат отбора свойств по какому-либо заданному параметру. Так, представления о коммунизме, отраженные в Программе КПСС, есть результат идеализации взглядов на справедливое общество, в котором устранены все противоречия. Идеализация в исторической практике связана с формированием базовых понятий (эталонов), в соответствии с которыми появляется возможность идентификации конкретных объектов. В исследовании все указанные способы абстрагирования переплетаются и взаимодействуют, хотя какие-то приемы могут рассматриваться как основные для формирования методологического подхода. Недостатком метода восхождения от конкретного к абстрактному является незавершенность абстрактных (теоретических) представлений об изучаемом объекте, так как вариативность реальности влияет на неустойчивость созданных таким образом теоретических построений и их постоянную корректировку. Формирование устойчивых теоретических взглядов связано с обратным логическим суждением, призванным верифицировать теоретический образ, — это суждение, основанное на логике «восхождения от абстрактного к конкретному». Классическим примером такого анализа выступает «Капитал» К. Маркса, который использовал в качестве отправной точки анализа понятие «товар», позволившее выявить сущность и механизмы функционирования социально-экономических отношений при капитализме. В основе метода восхождения от абстрактного к конкретному лежит процедура сравнения, сопоставления идеальных представлений об объекте с его реальными параметрами. Тем самым раскрывается специфика и степень проявления в конкретном общих черт и закономерностей объекта. В целом абстрагирование — это одна из базовых логических операций, благодаря которой наука приобретает свой язык понятий и категорий, необходимый для создания теорий. Если абстрагирование используется для создания язы- менты. Познание включает две основные процедуры: 1) исследование вопроса и 2) его изложение. Они, в свою очередь, связаны с расчленением целого на элементы с последующим их соединением — анализом и синтезом. Анализ как метод, основанный на декомпозиции предмета исследования на составные части и выделении в нем главного и второстепенного, используется в качестве инструмента исследования и постижения нового. Синтез представляет собой обратную процедуру познания явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщении и сведении в единое целое данных, добытых анализом. Синтез можно рассматривать как метод изложения. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны друг с другом, хотя нередко их противопоставляют, ограничивая тем самым познавательные возможности этих методов. Так, неопозитивисты утверждают, что только синтез представляет собой логику. По их мнению, научное познание направлено на непредвзятую и бесстрастную регистрацию эмпирического материала. Задача теоретического осмысления в этом случае сводится к описанию, обобщению, систематизации эмпирических данных. Конечной целью познания выступает построение теорий, которые позволяют представить с помощью строгого, желательно формализованного языка всю ту совокупность эмпирических данных, которая послужила фундаментом для разработки теории, и предсказывать другие эмпирические события, относящиеся к рассматриваемой области реальности8. Анализ и синтез обычно рассматриваются в связи с методами индукции и дедукции. Индукция — это выведение абстрактных понятий из конкретных данных, восхождение от частного к общему: от исторических явлений к их исторической сущности. Дедукция — сведение абстрактного понятия к конкретным фактам, нисхождение от общего к частному: от теоретической сущности исторических явлений к их конкретному проявлению. s См. подробнее: Голдстейн М. Е., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем: исследование процесса научного познания. М., 1984. С. 10.
Соответственно, индукция функционирует как метод обобщения (расширения) знаний в форме экстраполяции или интерполяции. В первом случае мысль идет от частного к общему и предстает как анализ. Иногда такую индукцию называют проблемной. Во втором случае мысль движется от знания отдельных элементов предмета к знанию других его элементов и предмета познания в целом-Эту форму индукции часто можно наблюдать в эмпирических науках. Дедукция представляет собой логически обратную процедуру: конкретизацию общего в частном. Такой подход наиболее продуктивен при проведении типологии, маркировки событий и явлений с использованием языка науки, уточнении теоретических представлений об изучаемом явлении. Существуют разные формы дедукции: классическая дедукция, где суждение строится по схеме от общего к частному; расщепляющая дедукция, когда познание движется от знания предмета в целом к пониманию его частей; консеквен-циальная {заключающая) дедукция, где умозаключение строится от знания причины к пониманию следствия. Анализ и синтез лежат в основе всех основных методов исторического исследования, определяя логическую природу тех умозаключений, которые формируются в ходе сравнения, классификации или обобщения. Их основное назначение — получение нового знания об изучаемом объекте, отличное от исходного. Но на этом познавательный процесс не завершается. Новое знание необходимо верифицировать. Эта операция связана с доказательством истинности умозаключений, полученных с помощью анализа и синтеза. В широком смысле под доказательством по- нимается процесс установления объективной истины посредством практических и теоретических действий. Любое научное исследование связано с построением системы суждений, среди которых есть исходные и выводные. Исходные суждения связаны с формулировкой тезисов и гипотез. Выводные (аргументы, выводы) — с проверкой и подтверждением/отрицанием исходных суждений. В структуре доказательства (или опровержения) выделяются следующие элементы9: 1) тезис доказательства — это положение, кратко излагающее идею, основную мысль, на основе которой разворачивается научное исследование, истинность или ложность которого доказывается; 2) аргументы — суждения, посредством которых осуществляется доказательство тезиса; 3) промежуточные допущения — высказывания, которые вводятся в процессе обсуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату; 4) выводы — окончательное умозаключение, в котором формулируется истинность или ложность тезиса. Объектами обсуждения (доказательства) могут выступать теории, суждения, факты. Тезисы представляют собой утверждение о чем-либо, носящее гипотетический характер. Логически обоснованные высказывания об объекте исследования часто называют гипотезами. Гипотеза представляет собой систему суждений, т. е. более развернутое и систематизированное утверждение, чем тезис. Ее формулировка связана с реализацией определенных аналитических процедур, в известной мере облегчающих построение доказательства. К ним относятся: 1) выделение фактов, о которых пока нет однозначной и достоверной информации, или фактов, которые пока не укладываются в существующие теории; 2) формулировка тезисов, которые описывают или объясняют эти факты; 3) выделение следствий из этих предположений; 4) сопоставление прогнозируемых следствий с имеющимися достоверными фактами, наблюдениями, результатами экспериментов, признанными научным сообществом; 5) превращение предположения в теоретическое объяснение, достоверное знание. Таким образом, в результате подтверждения гипотезы она превращается в истинное утверждение. В случае опровержения — 4 Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. М., 1994. С. 391.
становится ложным. Гипотезу можно либо подтвердить опытом, практикой, экспериментом (эмпирически), либо опровергнуть с помощью тех же действий. Процесс и результат научного подтверждения гипотезы называют верификацией. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов доказываются или опровергаются путем их обнаружения или установления отсутствия. Сложные гипотезы, объясняющие ненаблюдаемые связи между явлениями, требуют более сложных процедур, связанных с созданием логически непротиворечивых конструкций и аргументов, обеспечивающих необходимый уровень подтверждения. Подтверждение истинности или ложности суждений осуществляется с помощью аргументации. Аргументы играют важную роль в научном исследовании, так как обеспечивают реализацию одного из основных принципов доказательства — принципа достаточности основания. В соответствии с ним мы можем принимать те или иные результаты научного поиска за истинные, если есть достаточные предпосылки (основания) считать их таковыми. Эти предпосылки могут быть результатом практических действий (эксперимент, факт) либо теоретических построений. К аргументам предъявляется ряд требований: 1) их истинность не должна вызывать сомнений, причем эта уверенность должна опираться на рациональные основания. К числу истинных или достоверных аргументов обычно относят высказывания, истинность которых подтверждена фактами. Достоверными являются также утверждения, истинные по определению (аналитически истинные), аксиомы, а также положения ранее доказанной теории; 2) аргументация должна быть полной, позволяя раскрыть все возможные следствия тезиса-утверждения; 3) аргументы не должны противоречить друг другу: Если возникает ситуация несовместимости используемых аргументов — это сигнал для исследователя, что исходное утверждение нуждается в корректировке. В практике научного исследования под доказательством имеется в виду не просто вывод об истинности тезиса на основе множества аргументов, а более сложная процедура, включающая также поиск, логическое выстраивание аргументов. А для этого необхо- димо осмысление явлений и связей, относящихся к той области, о которой идет речь. При построении доказательства значение имеет также его форма — логический способ обоснования тезиса при помощи аргументов. В зависимости от формы доказательство может быть строгим и нестрогим. Строгое доказательство основано на формальнологических приемах и включает такую систему аргументов, в которой задаются свойства объекта исследования, позволяющие определить остальные его свойства в рамках данной теории. Нестрогое доказательство не задает полный перечень свойств объектов теории. Они могут дополняться и расширяться по мере углубления познания и влиять на изменение исходных положений (тезисов). В нестрогих доказательствах используемые понятия могут быть не вполне определенными, а их структура — описательной. Нестрогое доказательство широко применяется в гуманитарных науках и часто опирается на принцип избыточности информации. Нередко считается, что чем больше фактов, подтверждающих выводы, тем убедительнее доказательство, но при этом часто не учитываются их системные характеристики и репрезентативность. С учетом содержания аргументов выделяются доказательства, основанные на эмпирических данных, и доказательства, основанные на теоретических построениях. В последнем случае доказательство истинности утверждений достигается путем использования теорий, терминов и понятий, ранее подтвержденных и изученных. По форме выделяют прямые и непрямые доказательства. Прямое доказательство представляет собой дедуктивный вывод, в котором тезис непосредственно выводится из аргумента. Непрямое доказательство состоит в том, что оно достигается за счет опровержения некоторых других высказываний. Выделяют два вида непрямых доказательств: «доказательство от противного» и доказательство посредством исключения альтернатив. Выделяют также косвенные доказательства, когда в качестве обоснований для вывода используются не только аргументы, но и вспомогательные допущения. В зависимости от полноты аргументации доказательство может быть полным и неполным (табл. 10.1): — полное обоснование истинности какого-либо высказывания называется доказательством;
— полное утверждение ложности какого-либо высказывания именуется опровержением; — частичное обоснование истинности некоторого высказывания определяется как его подтверждение; — частичное обоснование ложности некоторых высказываний обозначается понятием «критик а». Она может иметь разную степень глубины. Таблица 10.1 Соотношение свойств логического доказательства
Полное и строгое доказательство в исторических исследованиях возможно только на уровне работы с историческими фактами, и то далеко не всегда. Поэтому наиболее распространенной формой аргументации является подтверждение или критика тех или иных утверждений. Подтверждение отличается от доказательства недоказанностью аргументов либо применением недедуктивных способов рассуждения, когда в качестве логических операций используется неполная индукция или аналогия.
|