Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 9 страница
витие изучаемого объекта и соотношение динамики одних систем с другими. Схемы историко-диахронного анализа, предложенные И. Д. Ковальченко, нашли признание и утвердились в методической литературе. В частности, в учебном пособии А. В. Бочарова не только рассматриваются приведенные выше варианты исследования, но и содержатся дополнительные рекомендации по их проведению". Учитывая сложившиеся в историко-методической литературе подходы к пониманию сущности и задач историко-диахронного анализа, следует отметить, что он трактуется достаточно широко и включает различные приемы изучения временных структур: от обоснования хронологических рамок исторических процессов и явлений, их периодизации до изучения закономерностей их развития, сравнительного и причинно-следственного анализа. В результате подобного расширительного толкования задач историко-диахронного метода возникает проблема его идентификации. Так, например, первый вариант структурно-диахронного анализа, предложенный И. Д. Ковальченко, практически совпадает с задачами и процедурами историко-генетического метода, который также нацелен на изучение развития конкретно-исторических явлений и объектов. Отсюда возникает потребность уточнения методических аспектов и принципов проведения динамического анализа в историческом исследовании. Историко-динамический дискурс может носить описательный или аналитический характер. В первом случае в качестве основных инструментов будут использованы приемы систематизации исторических данных в виде хроники или динамического ряда и их логической оценки12. Но чаще в рамках историко-динамического исследования историк ставит более сложные задачи — это изучение тенденций и закономерностей развития массовых исторических явлений и процессов, решение которых опирается на использование статистических методов анализа. Таким образом, метод историко-динамического анализа можно определить как систему приемов и методов, нацеленных на ком- " Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: учеб. пособие. Томск, 2006. С. 118. 12 См. главу 8. плексную оценку изменений во времени массовых исторических объектов или явлений, имеющих продолжающийся непрерывный характер развития. Иначе говоря, объектом анализа в историко-ди-намическом исследовании выступают статистически значимые события или явления (демографические, социально-экономические, политические процессы), отвечающие требованиям массовости, однородности и вариативности. В рамках динамического анализа можно выде-Методические г лить ряд этапов: проблемы f историко- ' определение объекта исследования и фор- динамического мулировка задач динамического анализа (дата- вание); 2) формирование информационной базы, соответствующей задачам исследования; 3) выдвижение и проверка гипотез об общем механизме (факторах, причинах, характере) развития изучаемого явления, его природе и особенностях. Важнейшим этапом динамического анализа выступают систематизация и упорядочение необходимой информации и ее общая оценка с позиций достоверности и сопоставимости. Решение этих задач может быть достигнуто разными способами, в частности путем составления хроник и динамических рядов показателей, характеризующих изучаемое явление. Выбор способа систематизации зависит от свойств и характера используемого исторического материала. Время по-разному изучается и воспринимается историками. Чаще всего — как последовательность событий (хроника). В этом контексте задачи истории состоят в необходимости правильно расположить эти события, установить их даты, заполнить пробелы в хронологическом ряду, т. е. восстановить событийный ход истории, выстроив его как причинно-следственный процесс. Для исторического знания свойственна неполнота представлений о прошлом и субъективность: принцип отбора событий может быть произвольным, основанным наличных представлениях историков о значимости тех или иных явлений. Кроме того, событий-
ное заполнение времени определяется такими факторами, как наличие источников, плотность событий. События, следующие одно за другим, образуют хронологический ряд, который не является простой совокупностью случайных событий. К нему предъявляются требования исторической обусловленности и сопоставимости. Хронологический ряд должен содержать перечень событий одного уровня значимости, т. е. он должен быть однородным. Это влияет на правильную оценку и восприятие последовательности событий. Кроме того, историческое мышление направлено на поиск связей между ними и основывается на предположении, что одно событие ведет к другому. Такой подход обеспечивает логическую обусловленность хронологического ряда. Составление хроник актуально для любых исторических работ, но в первую очередь для тех, которые ориентированы на описание событийной фактографической стороны изучаемого явления. Хроника необходима для отражения последовательности событий, но недостаточна для познания причинно-следственных закономерностей, этот уровень понимания доступен только в результате полноценного историко-динамического анализа. В качестве основной информационной базы динамического анализа используются динамические ряды13. Исторический процесс (экономика, социально-политическая, социально-демографическая жизнь) имеет свою количественную сторону, которая также нуждается в систематизации и оценке. В этом случае речь уже идет не об уникальных событиях, а о массовых явлениях, познание которых связано с выявлением статистических закономерностей и их аналитическим описанием. Анализ динамических рядов включает решение таких вопросов, как направленность и интенсивность изменений, периодичность колебаний изучаемых показателей. Так, например, изучение динамики цен на зерно на протяжении длительного периода (XVIII—XIX вв.) позволяет не только охарактеризовать процессы формирования аграрного рынка, но и учесть факторы влияния, изучить амплитуду колебаний, связанную с погодными условиями и внешнеполитическими событиями, проследить общую тенденцию изменений. Все эти вопросы нацелены на понимание внутренних закономерностей развития, которые соотносятся с событийным рядом и позволяют более глубоко его интерпретировать в контексте причинно-следственных связей. Таким образом, историко-динамический метод включает приемы логического и математико-статистического анализа, нацеленные не просто на описание, а на объяснение изменений во времени с учетом оценки влияния случайных и постоянных факторов. Хроника событий, дополненная количествен- периодизации честве ОСновы для составления периодизации, 1 Это один из основных вопросов любого исто- процесса „ - рического исследования, который обязательно решается в том или ином варианте. Периодизация может быть связана с обоснованием хронологических рамок исследования — обязательного элемента исторической практики либо с решением более сложных вопросов — выделением этапов, стадий или циклов развития изучаемого явления. И в том и в другом случае применяются методы периодизации. Периодизация — это процесс деления исторического времени на периоды на основе определенного критерия, позволяющего выявить качественные состояния изучаемого явления. Деление основывается на теоретических и методических процедурах. Причем теоретическое обоснование периодизации будет иметь приоритетное значение, т. е. схема деления всегда выступает как отражение представлений автора о сущности и характере протекающих процессов. В этом смысле периодизация несет на себе налет субъективности, так как связана с личностным видением и пониманием истории14. Но вместе с тем она содержит объективизированное научное знание о течении событий. Наличие в периодизации субъективного и объективного начал ведет к вариативности схем деления, которые могут вступать в противоречие друг с другом, но чаще находятся в согласованном отношении, поскольку являются результатом уточнения знания об изучаемом процессе или явлении.
13 См. главу 7. 14 Репина Л. П., Зверева В. В.. Парамонова М. Ю. История исторического знания. М, 2004. С. 40.
Так, например, в периодизации, предложенной Л. фон Ранке и построенной с учетом развития политической и религиозной идеи, история Средневековья делится на период германских и арабских завоеваний и становление самостоятельного западного мира (V—IX вв.); период принятия римской идеи каролингскими и немецкими императорами (IX—XI вв.); период преобразования римской идеи империи в идею папства (XI—XIII вв.); период разрыва тесной связи между государством и церковью, время образования наций (XIV—XV вв.). Другой вариант периодизации Средневековья, ставший общепринятой схемой для систематизации исторических сведений — это выделение раннего, зрелого (классического) и позднего Средневековья. Границы между этапами остаются традиционной темой для дискуссий. В частности, грань между ранним и зрелым периодами Средневековья датируется в интервале от IX до XI в. Начало позднего обычно обозначают рубежом XIII—XIV вв., а период XIV—XV вв. часто именуется «осенью Средневековья»15. Теоретический контекст периодизации включает понимание природы и внутренних закономерностей изучаемого явления, определение критериев, позволяющих провести деление и отбор исторических событий, которые были «поворотными» в изучаемом процессе и повлияли на направленность, интенсивность изменений, стали причиной появления нового качества. Все эти вопросы нуждаются в обосновании с опорой на глубокое знание изучаемых явлений. В качестве примера можно привести варианты схем периодизации, разработанные Л. В. Черепни-ным16. Он отмечал, что выделение периодов и стадий, а также обоснование их хронологических рамок является наиболее сложным вопросом исторического исследования. Им была предложена общая периодизация русского Средневековья, в рамках которой выделялись три периода феодального развития Руси: 1) раннефеодальный период (IX — конец XI в.); 2) период развитого феодализма (XII — начало XVII в.); 3) период позднего феодализма (начало 13 Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. С. 210—213. 16 Черепнин Л. В. Вопросы методологии исторического исследования. С. 101—104. XVII — середина XIX в.). В качестве критериев деления на периоды использовались характеристики уровня развития способа производства, классовой борьбы, государственного строя. В дальнейшем Л. В. Черепнин разрабатывает периодизацию эволюции феодальной собственности с выделением следующих этапов: VI—VIII вв. — дофеодальный период, время разложения патриархальных отношений, формирования частной собственности на землю; IX — начало XII в. — раннефеодальный период, становление и развитие феодального способа производства; начало XII — конец XV в. — феодальная раздробленность; конец XV — начало XVII в. — время образования и укрепления Русского централизованного государства; и заключительный, пятый этап — начало XVII в. (после крестьянской войны) до середины XIX в. — создание предпосылок для капиталистического развития17. В данной схеме деление на этапы шло с учетом преимущественно экономико-правовых факторов, что позволило вычленить в историческом процессе более дробные периоды, отражающие специфику изучаемого явления. Таким образом, особенностью периодизации является ее вариативность. Она может меняться с течением времени, уточняться, приобретать принципиально другой вид, если меняются критерии деления. И это не только допустимо, но и необходимо, так как периодизация не является чем-то застывшим. Она отражает уровень знаний, представлений на данный момент времени, и с приобретением нового знания становится другой. Доверие к общепринятым схемам периодизаций — одна из ошибок начинающих исследователей. _ „ При использовании любого научного метода, в том 1 юнятииныи, _ числе метода периодизации, необходимо уточнить З.ПП 3.U ЦТ периодизации понятийньш аппарат и ту систему категории, которая используются при интерпретации исторического материала. В частности, нужно определить, что такое «событие», «ситуация», «эпоха», «период», «этап», «стадия» и др. Эти термины применяются при создании периодизации, поэтому воз- 17 Черепнин Л. В. Вопросы методологии исторического исследования. С. 126 — 127.
никает необходимость их четкой дефиниции на уровне каждой конкретной работы. Последнее замечание связано с тем, что понятийный аппарат в данной области имеет некоторые разночтения, а философские определения, приведенные в энциклопедических словарях, достаточно расплывчаты. Например18: ВЕК — 1) период или срок в 100 лет; 2) исторический период или эпоха, характеризуемая 3) очень долгое время, вечность. ПЕРИОД — (от греч. periodos — обход, круговращение, определенный круг времени): 1) промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс; 2) этап общественного развития, общественного движения. СИТУАЦИЯ — совокупность обстоятельств, положение, обстановка. СОБЫТИЕ — 1) то, что произошло; 2) то или иное значительное явление; 3) факт общественной и личной жизни. СТАДИЯ — период, ступень в развитии чего-либо. ФАКТ — действительное, вполне реальное событие, которое произошло. ЭПОХА (от греч. epoche, букв. — остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности и выделяемый по каким-либо характерным явлениям, событиям. ЭТАП — 1) отдельный момент, стадия какого-либо процесса; 2) отдельная часть пути и др. Из приведенных выше определений трудно понять, чем отличаются дефиниции терминов «стадия» и «период», «эпоха» и «век»: в словарях они все определяются друг через друга и возникает замкнутый смысловой круг, не позволяющий их развести. Для уточнения этих понятий требуются специальные изыскания, что и получило отражение в исследованиях И. М. Савельевой и А. В. Полетаева. Основной категорией их анализа стало историческое время, которое рассматривается в научном, историческом, методологическом контексте. В частности, они указывают, что «время — это категория познания... которая всегда фигурирует в исторических сочинениях...»19 и дают развернутую оценку всего понятийного аппарата, используемого при работе с категорией «историческое время». Так, например, событие в их представлениях — это исходный элемент исторического времени, связанный с датировкой, обладающий значимостью (внешний контент) и внутренним содержанием20. Заслугой исследователей является то, что в структуре понятийного аппарата, связанного с анализом времени, были вскрыты не столько его кодифицированный смысл, сколько функционально-интерпретационные аспекты. В частности, исследователи подчеркивают, что в категории «стадия» заложена идея прогресса, поступательного развития. Именно этим «стадия» или «этап» отличаются от понятия «исторический период». А. В. Бочаров вводит свою систему понятий, связывая их с оценкой длительности и иерархичности элементов исторического времени21: историческая эпоха — это период времени, который состоит из множества исторических ситуаций и отличается наибольшей длительностью, в частности, может включать смену нескольких поколений; историческая ситуация — пространственно-временная совокупность или система событий, образующих состояние деятельности и отношений, качественно отличающихся от последующих и предшествующих состояний. Историческая ситуация состоит из множества индивидуальных событий и по длительности не превышает жизни одного поколения; событие — значительный единичный факт, происходящий в конкретных условиях с участием определенного круга лиц, строго локализованный в пространстве и времени. К историческим со-
18 Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру; Большая советская энциклопедия; Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. URL: https://slovari.yandex.ru/ 19 Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. 20 Там же. С. 142-151. 21 Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 118.
бытиям относятся, например, Ледовое побоище, Куликовская битва и др. События состоят из микрособытий. Событие может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. Микрособытие — от нескольких секунд до нескольких часов. А. В. Санцевич обращает внимание на те категории, которые связаны с членением исторического процесса — это эра, эпоха, период, этап, стадия22. Понятие э р а, по его мнению, имеет в исторической науке два значения: 1) начальный момент отсчета времени и хронологии и сама система летосчисления (например, понятие «эра от Рождества Христова»); 2) крупный исторический период, отмеченный коренными изменениями в развитии общества. Во втором значении понятие «эра» соотносится с историческими событиями, ставшими поворотным пунктом в развитии страны или мировой истории. Оценка значимости событий зависит от той системы ценностей, которая преобладает в общественном сознании и может меняться. Так, например, в советской историографии события Октябрьской революции рассматривались как начало новой эры развития человечества (эры коммунизма). Период — это основная структурная единица исторического процесса, которая отражает качественное своеобразие определенного отрезка исторического времени и ограничивается более или менее точными хронологическими рамками. Этап как понятийная категория, связанная с периодизацией, характеризует относительно обособленную часть процесса развития, отрезок его. Каждый последующий этап имеет не просто качественные отличия, но представляет собой более прогрессивное состояние, более высокую ступень развития по основному критерию. Так, эпоху феодализма принято делить на три этапа: раннее Средневековье, развитой феодализм, позднее Средневековье. Каждый из них характеризуется более высоким уровнем развития производительных сил. Стадия — определенная ступень или фаза развития чего-либо, имеющая свои качественные особенности. Понятие используется часто в качестве синонима категории «этап», но имеет более выраженный эволюционный смысл. Стадии принято выделять при 22 Санцевич А. В. Методика исторического исследования. С. 38. разработке схемы цикла либо в линейных эволюционных схемах периодизации. Эпоха рассматривается как существенный временной отрезок в границах глобальной временной схемы. Так, например, в рамках Средневековья можно выделить эпоху рыцарства, эпоху Просвещения и проч. Следует подчеркнуть, что периоды, циклы, стадии — это научные абстракции, отражающие представления об отрезках (интервалах) исторического времени. Однако смысловая наполненность их разная, в частности, понятие «период» можно использовать в качестве универсальной категории, которая может обозначать как вполне самостоятельный отрезок времени, не связанный с другими, так и часть цикла или какой-то стадии. С учетом длительности и смысловой нагрузки терминов можно предложить следующую схему их иерархии: цикл — стадия ■ — этап — период, где «период» выступает в качестве первоэлемента. Вместе с тем понятие периода может использоваться и для обозначения интервала времени, не входящего в какую-либо схему, т. е. период может быть один, а циклов и стадий — несколько. В отличие от периодов, которые могут определяться как угодно и какими угодно событиями, исторические стадии и циклы всегда выделяются на основе единого критерия. Следует подчеркнуть, что в методической литературе терминологические аспекты динамического анализа получили некоторое освещение, однако этот процесс еще не завершен и нуждается в особом внимании со стороны историков. „ Различают разные варианты (виды) периодизаций ЙИДЫ, 114 1-, w (рис. 11.1). В зависимости от структуры схемы периодизации могут быть простыми и составными. Простая периодизация связана с выделением и обоснованием отрезка времени, для которого свойственно определенное качественное состояние. Эта задача решается в любом историческом исследовании и связана с обоснованием его хронологических рамок. Так, например, мы можем выделить период перестройки в СССР (1985—1991) как самостоятельный временной отрезок, актуальный для изучения.
Рис. 13.1. Виды исторических периодизаций В простой схеме периодизации критерии могут быть самыми разными, начиная от обеспеченности источниками и заканчивая сменой одного правительства (или правителя) другим. В приведенном выше примере началом перестройки считаются решения, принятые на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и положившие начало политике ускорения социально-экономического развития. Конец этапа обосновывается распадом СССР и уходом с политической арены М. С. Горбачева. В этом случае в качестве основного принципа периодизации используется политический и личностный критерий — политику перестройки связывают с личностью М. С. Горбачева23. Простая периодизация выполняет задачу вычленения из временной ленты некоторого периода, чтобы обеспечить возможность реализации всех задач научного исследования, и прежде всего сбора информации, т. е. она выполняет организационную, но не аналитическую функцию. Составная схема периодизации предполагает выделение на основе определенного критерия не одного, а нескольких отрезков (периодов) с обоснованием границ каждого из них, качественных отличий, а также преемственности и последовательности. Примером составной схемы может служить развернутая периодизация перестройки, в рамках которой один из авторов учебника (А. С. Барсенков) выделил четыре этапа, учитывая преимущественно политические и социально-экономические критерии: 1-й этап — апрель 1985 — 1986 г. — «политика ускорения социально-экономического развития»; 2-й этап — 1987 — весна 1990 г. — изменения в системе политических, идеологических, экономических отношений, связанные с демократизацией и реформой политической системы; 3-й этап — лето 1990 — август 1991 г. — суверенизация республик и хаотизация общественной жизни; 4-й этап—конец августа — конец декабря 1991 г. —демонтаж государственно-политических структур СССР24. Составные схемы периодизации, в свою очередь, могут иметь разную структуру — последовательную и иерархическую. При последовательной структуре выделяются этапы (стадии), следующие один за другим и отражающие тенденции развития — прогресса, регресса или естественно-генетических изменений (создание, функционирование, распад). Иерархическая структура периодизации предполагает, что в рамках каждого периода (стадии) выделяются внутренние подпериоды (этапы). Иерархические периодизации необходимы для систематизации сведений о развитии сложных объектов, на изменение которых влияют разные факторы, формирующие и разные тенденции. Иерархические схемы несут в истории основную концептуальную нагрузку и выполняют аналитические функции, моделируя глобальные процессы. Разновидностью составных схем выступают стадиальные периодизации. Интересны комментарии И. М. Савельевой и А. В. Полетаева, которые при изучении проблем исторического времени особое внимание уделили именно им. По их мнению, концепция стадий представляет собой наиболее жесткую динамическую мо-
ъ См., например, периодизацию перестройки: История России XX — начала XXI века: учеб. пособие / под ред. Л. В. Милова. М., 2007. С. 760—761. 24 История России XX — начала XXI века. С. 760—761.
дель исторического развития с ярко выраженным оценочным эффектом и упрощенным представлением о динамике25. В стадиальных схемах каждая последующая стадия превосходит предыдущую по некоторому параметру или их набору. Развитие представляется в виде ступеней — периодов длительного стационарного развития отдельных подсистем общества или общества в целом, каждая из которых отражает не просто новое качество, а более высокий качественный уровень развития. Длительные периоды развития (ступени) завершаются кратким переходом (событием), в течение которого происходит резкая смена состояния. Смена стадий — это смена базовых условий существования. Применительно к историческому процессу смена стадии связана с изменением прежде всего экономических условий. Преимущество стадиальных схем как модели исторического процесса состоит в возможности отразить преемственность и генетическую связь последующих ступеней развития с предшествующими. Наиболее значимой проблемой стадиальных схем, которая нередко выливается в научные дискуссии, является определение продолжительности и границ переходных состояний. Примером стадиальной схемы может служить принятое в исторической науке деление истории на первобытную, древнюю, средневековую, новую и новейшую. Она широко используется и при этом постоянно подвергается жесточайшей критике. В частности, О. Шпенглер считал схему «Древний мир — Средние века — Новое время» невероятно скудной и лишенной смысла26. И действительно, она базируется на достаточно противоречивых критериях — политических, религиозных, культурологических, экономических, пытаясь охватить все многообразие явлений исторического прошлого. В этом слабость и в этом сила предложенной схемы. Слабость в том, что политические, культурологические, экономические и другие процессы имеют разную динамику. Поэтому возникают постоянные нестыковки в их временных границах: формирование христианского мировоззрения, феодальных отношений, развитие этнических 23 Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. С. 434. 26 Цит. по: Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 1: Конструирование прошлого. СПб., 2003. С. 583. процессов, культуры не совпадает во времени. И хотя связь между переходами состояний в разных сферах жизни присутствует, но изменения охватывают их неодновременно. Схематизм и недостатки общепринятой периодизации тем не менее компенсируются ее универсальностью, способностью организовать и интерпретировать исторический материал, несмотря на заданные моделью ограничения. Здесь также просматривается определенная закономерность: чем сложнее объект исследования, тем проще должна быть схема. Проще с точки зрения структуры, но не с точки зрения содержания и теоретической нагрузки. Стадиальные схемы, в свою очередь, подразделяются на два подвида: линейные и циклические. Выбор варианта схемы тесно связан с представлением о характере и форме развития изучаемых процессов. Например, линейная концепция времени, доминирующая в культурной традиции с IV в. до н. э., подразумевает необратимость и однонаправленность времени. Линейная схема может отражать прогрессивную или регрессивную тенденцию изменений. В частности, эволюционные концепции исторического процесса исходят из того, что настоящее превосходит прошлое (по каким-то критериям и параметрам), а будущее будет превосходить настоящее. Регрессивная концепция соответствует пессимистическому взгляду на историю: настоящее уступает прошлому по некоторым критериям, а будущее хуже настоящего. Линейной схеме противостоит концепция цикличного развития, которая связана с восприятием истории как процесса повторения циклов. Формирование циклической модели исторического времени происходит под влиянием представлений об естественных (природных) циклах (например, смена дня и ночи, времен года и проч.), которые в дальнейшем были распространены на общественные явления (экономику, государства, цивилизации и т. д.).
|