Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 11 страница
Конечно, можно сравнивать все со всем: цех и мануфактуру как формы организации производства; восстание Спартака и Жакерию. Но эти сравнения покажут лишь их различия, ничего не давая для понимания их характера, сути сравниваемых событий. Условием продуктивного применения историко-сравнительного метода является анализ однопорядковых событий и процессов. До тех пор пока не будет установлена сопоставимость сравниваемых объектов путем подробного выявления и анализа их черт и признаков, истори-ко-сравнительный метод не даст результата или этот результат будет ложным46. Пытаясь снять проблему сопоставимости, Н. И. Смоленский выделяет несколько уровней (ступеней) сравнения, различающихся по глубине проникновения в суть изучаемых явлений: 1) выявление внешних черт сходства и различия сравниваемых явлений на основе аналогии с целью определения возможности их сопоставления; 2) сущностно-содержательная характеристика однопорядковых явлений, направленная на понимание их сущности, общего содержания; 3) проведение типологии на основе сравнения и выделения типов однопорядковых явлений. Центральным в этом случае выступает вопрос о методологических признаках выделяемых типов. В приведенной схеме анализа имеет место общепринятое представление о сравнении как всеобщем методе познания, что, соответственно, транслируется и на область применения историко-сравнительного метода, который также приобретает универсальное звучание. В результате происходит смешение методов историко-сравнительного метода с методом типологии, хотя и по задачам, и по конечным результатам они существенно различаются: типология представляет собой процесс выделения качественно разнородных групп (типов) на основе определенных критериев. Сравнение здесь является способом (инструментом) установления сходства/различия этих групп. Задачи историко-сравнительного метода — это установление черт сходства/различия сравниваемых объектов с целью выделения общего и особенного и познания на этой основе определенных закономерностей исторического процесса.
45 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 188. 6 Смоленский Н. И. Теория и методология истории. С. 232.
Расширенное толкование задач историко-сравнительного метода свойственно также А. В. Бочарову. Он считает, что «сравнительно-исторический анализ дает возможность выходить за пространственно-временные рамки изучаемых исторических явлений» и, соответственно, его можно использовать для причинно-следственного анализа, для сравнения по основаниям типологии, структуры, функциям и т. д.47 Приходится констатировать, что в современной историко-мето-дологической литературе преобладают широкие подходы к определению области применения историко-сравнительного метода. Его воспринимают как универсальное средство анализа информации, которое может использоваться с разными целями (для построения типологий, классификаций, периодизаций и проч.). Для большинства методологических работ характерно смешение сравнительного метода с типологией. В этом смысле историческая типология рассматривается как составная часть сравнительного анализа, позволяющего выявить и воспроизвести повторяющиеся явления48. Это приводит к парадоксальной ситуации, когда сравнение начинают соотносить со всеми остальными методами. Так, например, Э. Л. Мелконян приходит к выводу, что в исторической науке выделяются три вида сравнительного изучения: сравнение истори-ко-типологическое; сравнение историко-генетическое; сравнение, выявляющее контактную диффузную природу явлений49. Где же тогда историко-сравнительныи анализ, который все чаще заявляется как основа определенного вида исторического исследования, благодаря которому появилось даже особое направление — историческая компаративистика? Если рассмотреть в ретроспективе наиболее значимые исторические работы, написанные в этом ключе, то становится очевидным, в каком случае исследователи чаще всего используют историко-сравнительныи метод и когда он дает наибольший эффект. 47 См.: Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 63. 48 См., например: ГупыгаА. В. История как наука// Философские проблемы 44 Мелконян Э. Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. С. 67. Особенностью историко-сравнительного анализа какметода исследования является его ориентация на изучение объектов с разными пространственными характеристиками. Такое уточнение неизбежно сужает круг решаемых задач, но актуализирует все познавательные и эвристические свойства метода. В целом сравнительный анализ направлен на познание причинно-следственных закономерностей и понимание тех механизмов, которые определяют исторические процессы. Сходство, как правило, есть следствие воздействия на данное явление общих факторов, позволяющих судить об исторической закономерности, различие — результат влияния специфических условий и факторов и отражает вариативность исторического процесса. Выделим варианты (виды) историко-сравнитель- Виды тт ного метода в научных исследованиях. На сегод- сравнительного няшнии День в исторической науке использу-исследования ется несколько классификаций компаративных исследований. С учетом объектов исследования в исторической компаративистике выделяют два основных варианта: 1) сопоставление объектов и процессов российской истории с историей других стран с целью выделения общих и особенных черт в историческом развитии; 2) компаративное источниковедение, нацеленное на сравнение однотипных источников по российской и зарубежной истории. В некоторых случаях оба направления пересекаются, так как сопоставление процессов и институтов в разных государствах предполагает выявление и сравнительный анализ однотипных источников. Наиболее часто сравниваются Россия и Западная Европа периода феодализма, а также Нового и Новейшего времени. В качестве примеров первого направления исторической компаративистики можно привести исследования Н. А. Рожкова, С В. Юшкова, Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова и др., о которых уже говорилось выше. В историко-сравнительных исследованиях начала и первой половины XX в. чаще всего использовались схемы сравнения социально-экономических, политических, культурных процессов в России
и Западной Европе. При этом акцент делался на выявление общих черт и доказательство всеобщего характера изучаемых закономерностей. К середине XX в. интерес исследователей сместился в сторону выявления специфических черт и особенностей изучаемых явлений. Популярность компаративных исследований особенно возросла в 1990-е гг. В это время историко-сравнительный метод стал одним из основных средств выявления специфических черт и особенностей российской цивилизации и советской истории. В начале XXI в. круг историко-сравнительных исследований расширяется, причем все более четко прослеживается тенденция сравнительного изучения локальных географических объектов — отдельных регионов разных стран (например, старопромышленных депрессивных районов Шотландии и Среднего Урала50) либо регионов в границах одной страны или даже отдельного экономического района. В качестве примера сравнительного исследования можно привести изучение эволюции сельского расселения на Среднем Урале в XX в.51 На территории данного региона были выделены шесть экономико-географических районов (три горнозаводских — северный, центральный и южный; два сельскохозяйственных — юго-восточный и юго-западный, а также северо-восточный лесопромышленный), различавшиеся по своим демографическим, экономическим и природно-географическим характеристикам. В качестве критериев сравнения была использована система показателей, характеризующая структуру и динамику изменения поселенческой сети (плотность расселения, средняя людность поселений, динамика изменения их численности). Результатом сравнительного анализа стало выделение моделей урбанизации территорий Свердловской области: горнозаводской; сельскохозяйственной (аграрной); лесопромышленной. Приведенный пример демонстрирует широкие возможности историко-сравнительного анализа для изучения не только глобальных процессов и явлений, рассматриваемых в широких географи- м См., например: Широгоров В. В. Сравнительно-историческое исследование депрессивных старопромышленных регионов (на примере Среднего Урала и Шотландии): автореф. дис.... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1993. 1, 1 См.: МазурЛ. Н., Бродская Л. И. Эволюция сельских поселений Среднего Урала в XX веке: опыт динамического анализа. Екатеринбург, 2006. ческих рамках, но и для региональных исследований, а также работ по локальной истории. Другое направление историко-сравнительных исследований — компаративное источниковедение. По мнению М. Ф. Румянцевой, оно тесно связано с именем А. С. Лаппо-Данилевского, который в своем учении интегрировал идеографический и номо-тстический подходы и обосновал возможность проведения историко-сравнительного исследования, основанного на сопоставлении корпуса исторических источников Нового времени, порожденных разными культурами52. Сравнительный анализ источников личного происхождения, периодической печати и законодательства России и Западной Европы Нового времени был проведен М. Ф. Румянцевой53. Поскольку объектами сравнения выступали не отдельные разновидности документов, а комплексы источников, не вполне соответствующие принципам сопоставимости, исследовательнице пришлось сконструировать их видовые модели и только после этого провести сопоставление. Соответственно изменились и критерии сравнения, которые приобрели достаточно абстрактный характер. В качестве системы критериев для сравнения она выделила время возникновения источников, их внутривидовую структуру, характер связи с другими видами источников и проч. Помимо рассмотренных выше вариантов историко-сравнительных исследований можно отметить еще две классификации, которые имеют длительную историографическую традицию и тесно связаны с историей развития компаративистики. В зависимости от основной цели сравнения выделяются идеографическое и номотетическое исследования, особенности которых уже были рассмотрены выше. Первое направлено на выявление особенных, специфических явлений, локализованных во времени и пространстве; второе — на обобщение и определение общих черт, присущих различным объектам, независимо от пространственных границ их существования. 52 Румянцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособие. М., 2002. С. 218. 53 См. подробнее: Там же. С учетом схемы сравнения компаративные исследования могут быть диахронными и синхронными. Диахронный анализ предполагает сравнение двух асинхронных географических объектов, но сопоставимых по уровню развития. Синхронный — сравнение двух одновременно существующих географических объектов. В этом случае допустимо анализировать объекты, находящиеся на разной стадии развития. Одной из задач такого исследования становится изучение динамики, попытка оценить различия сравниваемых объектов с позиций «раньше — позже». Свою классификацию исторической компаративистики с учетом уровня обобщения предложил А. В. Бочаров. Он выделил три варианта сравнения54: 1) сравнение в рамках одной культурно-исторической общности, т. е. обществ (явлений), являющихся «соседями» в пространстве и времени, взаимодействующих между собой; 2) сравнение разных культурно-исторических общностей. В этом случае сопоставляются разделенные во времени и пространстве общества (явления), хотя сравнение может быть и синхронным. При таком подходе существует опасность модернизации истории, т. е. привнесения в характеристику одной исторической эпохи свойств и явлений другой: 3) метафорические сравнения связаны с сопоставлением существенно различных объектов (можно, например, сравнивать поведение животных и людей). В этом случае основным инструментом сравнения выступает либо метафора, либо модель. Метафора связана с художественной формой познания. Моделирование — с формализацией и алгоритмизацией информации. Недостатком метафорических сравнений является то, что они не столько доказывают, сколько служат пояснением, иллюстрацией, литературным приемом, который используется для верификации умозаключения. Таким образом, в современной исторической науке сложилось несколько классификаций историко-сравнительных исследований, которые могут быть использованы в равной степени. В каждой м См.: Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 63. 470 из них делается акцент на определенный методический аспект сравнительного анализа, принципиально важный для организации и проведения исследования. Однако нужно признать, что все эти деления достаточно условны. Как мы уже видели выше, на разных этапах историко-сравнительного исследования реализуются разные задачи сравнения с привлечением своих схем анализа. Определение вида сравнительного анализа полезно на начальной стадии для разработки общей стратегии исследовательской работы и понимания тех методических и информационных проблем, которые нуждаются в разработке. Обобщая имеющийся в литературе опыт про-Принципы ведения историко-сравнительных исследований, выделим основные методические рекомен-историко- дации по реализации данного метода. анализа Историко-сравнительное исследование про- водится в несколько этапов: • определение объектов сравнения и обоснование их сопоставимости; • выделение критериев сравнения, т. е. установление того, по каким параметрам и характеристикам будет осуществляться сравнительный анализ; • формирование информационной базы сравнения с учетом критериев сравнения, что предполагает отбор и сопоставительный анализ используемых источников, определение, насколько они позволяют получить не только достоверную, но и сопоставимую информацию; • выявление различий на основе сопоставительного анализа характеристик изучаемых объектов и изучение их причин. На каждом этапе историко-сравнительного исследования реализуются процедуры сравнения, направленные на решение разных задач. Кроме того, для каждого этапа формулируются свои условия и требования сравнения. На первом этапе осуществляется выбор объектов сравнения. Наиболее важным условием отбора является критерий гомологии. Это значит, что сравнение направлено на диагностику степени сходства двух объектов. Уточняя содержание понятия «гомология», Г. Ю. Любарский выделил три основных правила сопоставимости55: 1) «критерий специального качества»: если у двух явлений есть общая характерная черта, то они сходны (гомологичны); 2) «критерий положения»: если два явления занимают одинаковое место в рамках более общего явления, то они сходны; 3) «критерий ряда»: если между двумя явлениями можно выстроить непрерывный ряд переходов, эти явления гомологичны. Два первых критерия являются универсальными и составляют методическую основу обоснования сопоставимости и однородности объектов сравнения. Третий критерий связан с пониманием стадиальности изучаемого явления и преемственности его развития. Так, например, рассматривая историю крестьянского хозяйства, мы можем выстроить ряд переходов от традиционного подворья к приусадебному хозяйству колхозников второй половины XX в. и рассматривать их как сопоставимые явления. Однако в этом случае сравнение будет нацелено на изучение изменений во времени, и процедуры историко-сравнительного анализа станут дополнением к динамическому анализу. Выделяя общее и особенное, мы делаем вывод о сопоставимости. Если в сущностных качественных характеристиках объектов наблюдается сходство (тождество), а в количественных, внешних параметрах —различие, то объекты сопоставимы. И напротив, если объекты разнородны и сходны только по внешним количественным характеристикам, то они несопоставимы. Об этом же говорит И. Д. Ковальченко. Он отмечает, что успешное применение историко-сравнительного метода требует соблюдения принципиальной сопоставимости объектов сравнения, которая предполагает использование не внешних, а внутренних сущностных характеристик изучаемых явлений, позволяющих судить об их однородности. По его мнению, можно сравнивать объекты и явления однотипные и разнотипные, находящиеся на одних и тех же или разных стадиях развития. Но в одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходства, а в другом —различий56. В последнем случае при сравнении необходимо учесть разнородность объектов и скорректировать задачи сравнения: они будут связаны с уточнением различий и сходства второго порядка для явлений заведомо разнородных. Так, например, можно сравнить древнеегипетское государство с Советской Россией и даже провести некоторые аналогии, но выявленное сходство будет отражать подобие разных по сути явлений и не позволит выделить общие причинно-следственные зависимости. Проблемы сопоставимости объектов историко-сравнительного анализа наглядно проиллюстрированы в статье А. Вонсович57, которая на примере сравнительного анализа древнегреческих колоний доказывает, что не все колонии являются в равной степени сопоставимыми. Она обосновывает возможность сравнения милетских колоний в Причерноморье и фокейских в западной части греческой ойкумены, выделяя следующие общие основания: развитая торговля, специфические отношения с местным населением и т. д. Одновременно исследовательница предостерегает от сравнения между колониями Милета в Колхиде и ахейскими и дорийскими колониями в Греции и Сицилии: их корни разные, неодинаковы функции. Это делает их различными и, следовательно, непригодными для сравнения. Таким образом, при проведении сравнительного исследования в первую очередь решается вопрос об однородности и одномасштаб-ности (сопоставимости) объектов. Вывод в этом случае уже выступает как результат сравнения. Компаративный анализ объектов на начальном этапе нацелен на выявление сходства (с использованием приемов типологии и стадиальных характеристик) и только потом — на определение различий, а также на понимание их причин. Различия могут быть результатом того, что изучаемые объекты относятся к различным этапам социокультурного или экономического процесса либо являются следствием локального своеобразия исторических систем и обусловливаются конкретными особенностями среды и условий развития (внешними факторами).
-Любарский Г. Ю. Морфология истории: сравнительный метод и историческое развитие. М.. 2000. С. 16. 56 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 188. 57 См.: Румянцева М. Ф. Теория истории. С. 220—221 (пит по: Вонсович А. Сравнительный метод в изучении греческой колонизации // Вестн. древней истории. 1995. №4. С. 108—110).
Диагностика причин различий отражается на выборе базовой схемы сравнительного анализа: диахронной или синхронной. Если причины различий в стадиальных несовпадениях, то это влияет на необходимость проведения диахронного сравнительного анализа двух объектов, которые будут разделены не только в пространстве, но и во времени. Если преобладают локальные причины, то схема анализа будет основана на сравнении синхронных объектов, существующих в одно время. Однако, учитывая факт асинхронного неравномерного протекания исторических процессов в разных объектах, следует отметить, что в большинстве случаев в историко-сравнительном анализе будет присутствовать диахронный аспект. Выбор объектов и схемы их сравнения предполагает типологи-зацию и стадиальную характеристику объектов сравнения, на основе чего доказывается возможность их сопоставимости. Важной предпосылкой решения данной проблемы является достаточная степень изученности объектов и наличие необходимого эмпирического материала, позволяющего специалисту обосновать изоморфные объекты. В свое время С. Б. Веселовский, достаточно скептически относившийся к сравнительному методу, призывал опасаться поверхностных аналогий. Он считал, что сравнивать можно только то, что уже хорошо изучено. Тогда можно не опасаться, что внешние характеристики «затенят» суть сопоставляемых явлений, и сравнительный анализ приведет к действительно значимым выводам. Следующий, второй, этап историко-сравнительного анализа связан с постановкой вопроса о сравниваемых характеристиках объектов. Их выявление требует специальных исследовательских усилий и связано с необходимостью качественной оценки изучаемого явления. Так, например, если при сопоставлении двух воюющих армий использовать абсолютные показатели численности по родам войск, вооружению и др., то это даст возможность некоторых выводов на уровне «больше — меньше», «сильнее — слабее», но не позволит провести полноценное сравнение. При этом превосходство в численности солдат совсем не означает, что армия противника реально сильнее, нужно учитывать ее качественные характеристики — опыт, уровень подготовки, эффективность вооружения, потенциал командования. Важно, чтобы сравниваемые показатели были сопоставимыми по единицам измерения, методам оценки и полноте. Третий этап историко-сравнительного исследования связан с решением не менее сложной задачи — компаративным анализом источников, составляющих информационную базу исследовательского проекта. Задача осложняется, если сравнение проводится между разными странами, где принципы комплектования источников, их происхождение и содержание могут серьезно отличаться, приводя к несопоставимости первичной информации. Так, например, текущая демографическая статистика в разных странах имеет свои особенности, так же как и программы проведения переписей. Эти моменты затрудняют сравнительный анализ. Если проводятся межрегиональные сравнения в границах одной страны (например, разных регионов России между собой), то в этом случае сопоставимость информационной базы обеспечивается единой системой статистического учета, хотя и здесь проблемы могут возникнуть. Чаще всего они связаны с изменениями административно-территориальных границ, влияющих на полноту и сопоставимость сведений статистического учета. Завершающий, четвертый, этап историко-сравнительного исследования связан с выявлением отличий изучаемых объектов, в этом случае упор делается на идеографический аспект сравнения, на характеристику особенностей, специфических черт сравниваемых явлений и объектов. Причем диагностика различий сопряжена с анализом причин их появления, но в более системном и развернутом виде, чем на первом этапе. Причинно-следственный анализ отличий на данном этапе предполагает: 1) выявление сходных и различных факторов влияния, свойственных сравниваемым объектам; 2) определение их факторной нагрузки (случайные, закономерные; сильные или слабые); 3) оценку совокупного результата их влияния, который позволяет говорить о формировании особых локальных вариантов изучаемого явления. Таким образом, на завершающем этапе историко-сравнитель-ный анализ включает сравнение причинно-следственных связей и их оценку.
Проведение компаративного исследования предстает как сложный исследовательский процесс и становится возможным только при условии наличия достаточной информации об изучаемых объектах. И реализация задач первого этапа (отбор объектов), и выбор сравнительных характеристик предполагают хорошее знание объектов исследования, тех факторов, которые влияют на их качественное состояние и динамику. Если явления малоисследованны, то сравнительный анализ невозможен. Недаром историческая компаративистика всегда опирается на серьезные историографические разработки проблемы. Сравнение, основанное на чисто внешних и формальных аналогиях, без глубокой теоретической проработки, искажает не только результаты сравнения, но и понимание сущности самих явлений, их качественную оценку. Отсюда вытекают и основные ограничения метода. Некорректное применение метода, как правило, связано с недостаточным знанием объектов исследования и неизбежно ведет к нарушению принципа их сопоставимости. 11.3. Историко-генетический метод Наиболее популярным и широко используемым методом исторического исследования выступает историко-генетический метод. С ним связано все развитие истории как науки и он рассматривается как наиболее доступный инструмент анализа исторической информации. Доступность и популярность метода нередко приводят к упрощенному восприятию его технологических особенностей и недооценке возможностей. И. Д. Ковальченко определил общее содержание Основное метода как «последовательное раскрытие свойств, содержание функций и изменений изучаемой реальности историко- в процессе ее исторического движения, что по- ., „________ зволяет в наибольшей степени приблизиться метода ■ F к воспроизведению реальной истории объекта»36. Отличительными чертами метода И. Д. Ковальченко считал конкретность (фактографичность), описательность, динамизм. Послед- 58 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 170. 476 нее свойство связано с тем, что метод направлен, прежде всего, на анализ развития (генезиса) конкретного исторического явления, что смещает акцент в сторону выявления изменений, а не изучения системных свойств. Подчеркивая недостатки историко-гснетического метода, И. Д. Ковальченко указывал на опасность однобокого и субъективного восприятия изучаемых явлений, а также абсолютизации индивидуального в ущерб характеристике общего и закономерного. Все эти угрозы являются следствием использования описательных технологий, которые составляют базис метода и влияют на уровень и форму обобщений. По своему содержанию историко-генетический метод в наибольшей степени позволяет реализовать принцип историзма, суть которого состоит в рассмотрении исторических явлений и процессов с точки зрения того, как они возникли, какие основные этапы в своем развитии прошли и чем стали, т. е. он ориентирует на изучение объекта как системы, развивающейся во времени. И в этом историко-генетический метод пересекается с историко-динамическим. Отличие состоит в том, что в рамках историко-генетического исследования мы изучаем эволюцию конкретного исторического явления или объекта, а историко-динамический подход ориентирован на оценку массовых исторических явлений. Ключевой проблемой историко-генетического метода выступает выявление и анализ причинно-следственных связей, объясняющих изменение исторической реальности. При этом акцент делается на уточнении роли случайных факторов и исторической закономерности. Для реализации возможностей историко-генетического метода необходимы определенные предпосылки, в частности, достаточная для анализа причинно-следственных связей информационная база. Она может быть представлена либо в форме системного описания фактов, относящихся к изучаемому процессу или явлению, либо в форме количественной модели (графической или математической). В любом случае используемая информация должна отражать не просто набор фактов, а те связи и отношения, которые устанавливаются между ними. В основе историко-генетического анализа лежат преимущественно описательные технологии, учитывающие творческие особенности исследователя, уровень владения литературным языком, умение живописать рассматриваемое явление. Они влияют на субъективность подачи и восприятия информации, затрудняют обобщение и сравнение научных результатов. Однако результат историко-генетического исследования только внешне имеет форму описания исторического события. Процедура анализа фактов выглядит как второстепенная задача, но это не совсем так. Основная цель историко-генетического метода состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления и последствий, построении логической цепочки событий, т. е. в конечном счете он связан с пониманием глубинных механизмов эволюции изучаемого объекта или явления. Итак, историко-генетический метод нацелен на изучение конкретных исторических явлений в их развитии, а его основной задачей является не поиск общих тенденций и закономерностей, а осмысление уникальности исторической практики и ее специфических вариаций.
|