Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 12 страница
Центральным вопросом историко-генетического ричинно- исследования выступает изучение причишюс- следственный ти — категории, отражающей связь между от- дельными событиями и фактами, состояниями исторических объектов и явлений в процессе их развития. Возникновение любых объектов и систем, изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях. Эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Под причиной понимается какое-либо обстоятельство, добавление которого к уже имеющимся обстоятельствам вызывает их изменения (следствия)59. Логической основой причинно-следственного анализа является импликация (пер. с лат. как «тесная связь, сплетение»), выражаемая в формуле: «если... то...». Именно поиск причин и следствий, объяснение характера их связи позволяет превратить описание в суждение. ' Бочаров Л. В. Основные методы исторического исследования. С. 70. Причинно-следственный анализ включает последовательное решение нескольких вопросов: 1) выделение необходимых и достаточных исходных условий путем сравнения обстоятельств и оценки их роли в логике причинно-следственных отношений; 2) структурирование причин, связанное с выделением предпосылок и поводов, оценка особенностей их взаимодействия. Особое внимание следует уделить характеристике и систематизации предпосылок, так как необходимо оценить их свойства и роль в формировании факторов причинности (внутренние или внешние; субъективные или объективные); 3) выявление и оценка особенностей причинно-следственной связи (случайные, закономерные) и определение альтернативных вариантов последствий; 4) объяснение причинности реализованного в исторической реальности следствия. Полнота причинно-следственного анализа определяется рассмотрением всей совокупности методических вопросов. Каждый из них несет важную аналитическую нагрузку, а последовательное их разрешение обеспечивает верификацию выводов, достоверность полученных суждений. Для понимания причинности следует прежде всего определить необходимый и достаточный набор условий и факторов, позволяющих понять внутренние механизмы и внешние влияния. При ответе на эти вопросы следует учесть, что особенностью исторической реальности является ее многофакторность. Она развивается под влиянием множества разных обстоятельств — случайных и постоянных, кратковременных и долговременных, сильных и слабых. Выделить и оценить все невероятно сложно, да и не нужно. Поэтому при проведении причинно-следственного анализа соблюдается принцип необходимости, связанный с указанием минимально необходимого набора условий, без которого явление не состоялось бы. Они определяют потенциальную возможность события, но действительностью оно становится только после того, как сформируются достаточные условия. Достаточные условия включают дополнительные влияния, которые в совокупности с необходимыми условиями форми-
руют причины данного события. Они тесно связаны с понятием исторической случайности и обозначаются в причинно-следственном анализе как повод. Повод — это обстоятельство, способное стать основанием чего-либо. Событие, которое выполняет роль повода, рассматривается как конечное звено в цепи условий-предпосылок, но без него потенциальная возможность не становится реальностью. Повод — это только поверхностный слой причинности, за которым располагаются условия и факторы, способствовавшие его появлению. Их обычно называют предпосылками. Таким образом, причина — явление многомерное и сложное, в структуре которого выделяются такие составные элементы, как предпосылки и поводы. В предпосылках находят отражение определенные исторические закономерности, они всегда выступают как отражение противоречий, сложившихся в рамках изучаемого процесса или явления, и в конечном счете формируют потенциальную возможность изменений. Предпосылки подразделяются на внутренние и внешние; субъективные и объективные. Внутренние предпосылки — это условия и обстоятельства, свойственные самой изучаемой системе (устойчивость или неустойчивость; наличие внутренних противоречий), ее готовность к трансформациям. Внешние предпосылки — это те влияния, которые воздействуют на изучаемую систему. Применительно к анализу исторических процессов к ним можно отнести природно-географические условия, макроэкономические факторы, государство и его политика, геополитическое окружение и проч. В случае анализа причинности выделение внутренних и внешних предпосылок (факторов) всегда связано с системным анализом и их ранжированием по силе влияния. Субъективные предпосылки включают оценку роли личности и социальных групп (воли масс) в историческом процессе. Изучение субъективных факторов представляет собой сложнейшую задачу, так как связано с пониманием и объяснением мотивов поведения людей. Мотивы могут быть отражением законов рационального поведения, социальных установок и ценностей, сословных норм и ограничений. Объективные предпосылки — это те условия, которые формируются независимо от воли или желания людей и представляют собой базовые характеристики среды обитания человека (природ-но-географической, политической, культурной, эстетической и т. д.). Внешние условия становятся предпосылками в том случае, когда вступают в определенное противоречие между собой или субъективными факторами исторического процесса. При анализе предпосылок их следует не только вычленить и описать, но и ранжировать по «весу», т. е. выделить наиболее значимые. Это важно для понимания содержания и характера последующих изменений. Например, поскольку в числе причин Первой русской революции политические предпосылки и противоречия играли ведущую роль, то это не могло не сказаться на характере основных завоеваний и итогов революции (появилась Государственная Дума, сформировались политические партии и движения). Помимо предпосылок в структуре причинности важное место занимает повод, который выступает как событийное проявление имеющихся причин. Его следствием становится определенная цепочка событий, составляющих содержание исторического явления. Выделение и оценка «повода» — не менее значимая процедура, чем анализ предпосылок. Сложность состоит в том, что его часто рассматривают как некоторое случайное явление. Однако повод — это не просто случайное, а статистически случайное событие. И в этом смысле оно чаще всего выступает как проявление закономерности. Вероятность появления событий может быть разной — высокой или низкой, это зависит от внешней среды и внутреннего состояния системы, «зрелости» причинных факторов. Спор о соотношении значимости предпосылок и поводов, закономерного и случайного потому и не имеет конца, что случай может определить многое, в том числе содержание, способ, направленность разрешения проблемной ситуации. Но если не сформировалась причинная база, случай (событие) не будет иметь последствий. При наличии причинной базы (проблемы) всегда имеются некоторые альтернативы ее решения. Выбор конкретного варианта определяется картой возможностей, каждая из которых есть отражение закономерности, но с разной степенью вероятности. Если коэффициент вероятности события высокий, то его можно рассматривать как результат статистической закономерности. Так, например, события 9 января 1905 г. стали отражением нарастания противоречий в российском обществе, достигших очень высокого уровня напряжения. В этих условиях вероятность подобного события была очень велика. И даже если бы Гапон не организовал шествие рабочих с прошением к царю, то произошло бы какое-либо другое событие (демонстрация, восстание в армии и проч.), вызвавшее тот же эффект. Событие-повод может иметь низкий коэффициент вероятности и оцениваться как действительно случайное. Очень часто это связано с какими-либо природными явлениями (катастрофами), техногенными авариями или ролью личности. В этом случае само появление повода и его последствия, как правило, мало прогнозируемы, они могут быть связаны с реализацией статистически маловероятной альтернативы. Так, например, Чернобыльская катастрофа стала событием, резко осложнившим экономическое положение страны, что повлияло на последующий ход преобразований и результаты перестройки. Кроме того, ее можно рассматривать как повод к развитию движения за закрытие атомных станций и переход на безопасные источники энергии, результатом которого стало закрытие таких станций в ряде регионов и стран и рост энергетической зависимости от других источников электроэнергии. И наконец, повод можно искусственно создать. В качестве примера можно привести нападение на радиостанцию в Глейвице, которое организовал Гитлер и использовал его как повод ко Второй мировой войне. Таким образом, причина представляет собой совокупность условий — предпосылок и поводов, которые в единстве создают новую историческую реальность. Важным аспектом изучения причинности выступает выделение и оценка характера причинных связей (отношений), которые принято делить на функциональные и стохастические. При функциональных связях влияние причинных факторов ведет к прогнозируемым результатам. Например, рассматривая связь между социальным статусом человека и выполняемыми им функциями, мы увидим, что эти характеристики коррелиру-ются: при повышении статуса происходит расширение его функционала. При стохастической зависимости результат воздействия факторов может быть разным, в том числе мало ожидаемым. В результате сложно оценить, как изменение исходных параметров повлияло на следствие. В стохастических процессах связь проявляется лишь при изучении серии событий. Все массовые явления по своей природе относятся к стохастическим и могут быть оценены только с помощью статистических методов. Характер причинно-следственных связей можно изучить не только путем логического анализа, но и с помощью математических методов, в частности, регрессионного, корреляционного и факторного анализа. Причем учитывая многомерность и сложность влияний и связей, которые свойственны историческим явлениям и процессам, использование количественных методов выступает едва ли не обязательным условием причинно-следственного анализа при изучении массовых явлений. На методах количественной оценки связей основано создание исторических моделей имитационного и контрафактического типов. Без применения данных методов достаточно сложно решить задачу выявления альтернатив и их оценки, в том числе объяснить, почему они были (или не были) реализованы. Выполнение этой задачи на основе традиционных методов, как правило, сводится к рассмотрению наиболее очевидных альтернатив. Завершающий этап причинно-следственного анализа всегда связан с объяснением, почему был реализован тот вариант событий, который стал реальностью. Изучение причинности — это не просто техническая процедура; она включает методологический аспект и предполагает философскую оценку содержания исторического процесса. Проблема причинности является предметом спора между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающий всеобщий и объективный характер причинности. Субъективные идеалисты придерживаются противоположной точки зрения, занимая позицию индетерминизма, отрицающую всеобщность и объективность причинности (Д. Юм, Э. Кант, Э. Мах). Объективные идеалисты (Г. Гегель) не отрицают причинности, но в качестве причин выдвигают идеальные, сверхъестественные, божественные явления. Методологический подход определяет итоговую интерпретацию и общее понимание причинности. Но чтобы его реализовать, необходимо на основе фактического материала выделить причины и следствия, определить вид связей и их значимость, в том числе оценить роль закономерного и случайного в изучаемом историческом событии. Рассмотрев задачи причинно-следственного ана- етоды лиза, остановимся на характеристике некоторых 1 процедурных моментов. анализа Причинно-следственный анализ реализуется через индукцию и предполагает движение от конкретных фактов и явлений к их обобщению. С учетом этого алгоритма можно выделить следующие этапы реализации историко-ге-нетического подхода. Первый этап исследования всегда связан с систематизацией и системным описанием изучаемого объекта или процесса, выстраиванием последовательности событий и определении их ролевой нагрузки (причина, следствие). Затем с опорой на фактографический материал формулируются гипотезы, отражающие представления о стадиях развития этого явления, причинах (факторах) его возникновения, последующих изменений и, наконец, результатов. Следующий, третий, этап — это проверка, уточнение и доказательство сформулированных гипотез причинности. Завершающий, четвертый, этап связан с систематизацией и ранжированием выделенных причинно-следственных связей и их оценкой, которая может включать изучение формы, направленности, силы связей. В решении этих задач могут помочь законы логики и математические методы, связанные с многомерным статистическим анализом. Среди логических приемов причинно-следственного анализа обычно выделяют каноны Д. С. Милля. В своей книге «Системы логики» (A system of logic) Джон Стюарт Милль сформулировал пять правил обнаружения и доказательного обоснования причинных законов и связей60. Они основаны на разных вариантах сравнения, в которых участвуют два и более явления: J. Метод сходства: если два или более случая наступления исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то оно есть причина (или, по крайней мере, содержит в себе причину) рассматриваемого явления. 2.Метод различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, то это обстоятельство является действием или причиной (или составной частью причины) рассматриваемого явления. 3. Соединенный метод сходства и различия: если два или более случая возникновения исследуемого явления сходны и том, что в них присутствует одно и то же общее обстоятельство, а два и более случая невозникновения явления сходны в том, что в них отсутствует то же самое обстоятельство, то можно заключить, что это обстоятельство, которым разнятся оба ряда случаев, является действием или причиной (или составной частью причины) данного феномена. 4. Метод остатков: если из исследуемого явления вычесть ту его часть, которая является следствием определенных предшествующих событий (антецедентов), то остаток этого явления должен быть следствием остальных причин. Метод остатков может ограничиваться анализом единственного случая. 5.Метод сопутствующих изменений: если каждый раз за определенными изменениями одного явления следуют определенные изменения другого явления, то первое явление есть причина, или часть причины, или необходимое условие другого явления. Особенность этого канона состоит в том, что он основан на количественном измерении зависимости, в то время как другие правила были ориентированы на их качественную оценку. Каноны Милля имеют свои ограничения и не всегда применимы для доказательства причинности. Они используются при нали- 60 Приводится по: Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 80. чии массового материала, позволяющего осуществить сравнение разных ситуаций. Кроме того, необходима критическая оценка анализируемых обстоятельств, определение их релевантности по отношению к анализируемым событиям. Если обстоятельства нерелевантны или не отражают существенных связей, методы не будут работать. Кроме того, использование канонов Милля требует предварительных гипотез о том, какие обстоятельства могут находиться в причинной связи с изучаемым явлением. Подводя итоги рассмотрению методических приемов реализации историко-генетического метода, хочется еще раз подчеркнуть, что он имеет свои особенности: достоинства и недостатки. К «угрозам» метода, которые влияют на качество анализа, можно отнести: • принцип отбора фактов, ориентированный на описание состояния изучаемого объекта на разных этапах его развития; • преимущественное использование обобщенных данных, содержащихся во вторичных источниках; • внимание к уникальной стороне событий. Особенностью историко-генетического метода является его опора на описательные текстовые модели исторической информации и логические приемы ее анализа, основанные на стремлении понять логику и последовательность исторических событий, их обусловленность и закономерность. Поиск причинно-следственных связей выступает как центральная логическая операция, и в соответствии с ней строится структура и текст исследования: от поиска причин к объяснению результатов. Движение мысли исследователя от описания к причинному объяснению есть отражение процедуры познания от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Достоинство историко-генетического метода состоит в том, что он позволяет воссоздать цельную, законченную картину развития (генезиса) какого-либо явления, отражающую как общие, так и индивидуальные его черты. Причем метод применим для проведения исследований как на микро-, так и на макроуровне. Чем глобальнее изучаемое явление или процесс, тем выше уровень обобщений, и, соответственно, задачи исследования смещаются в сторону выявления фундаментальных причинно-следственных закономерностей. При изучении событий микроистории упор делается на выделение обстоятельств и факторов, влияющих на специфику и уникальность рассматриваемого явления, т. е. в конечном счете на анализ случайности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие задачи решает историко-динамический метод? 2. Какой методологический принцип составляет основу историко-ди-намического анализа? 3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы историко-динамичес-кого исследования. 4. Дайте определение понятия «период». 5. Чем этап отличается от стадии? 6. Какую роль играет событие и его датировка в проведении истори-ко-динамического анализа? 7. Что такое периодизация? 8. Какое место занимает периодизация в проведении историко-дина-мического анализа? 9. Какие функции выполняет периодизация в историко-динамичес-ком исследовании?
10. Выделите основные принципы составления периодизации. 11. Какие разновидности периодизаций используются в исторической науке? 12. Приведите пример линейной периодизации. 13. Приведите пример цикличной периодизации. 14. Приведите и обоснуйте схему периодизации применительно к вашей теме исследования. 1, 5. Назовите задачи, решаемые историко-сравнительным методом. 16. Чем отличается сравнение как логическая операция от историко-сравнительного метода? 17. Охарактеризуйте основные виды историко-сравнительного (компаративного) исследования. 1 8. Каковы правила и принципы проведения сравнительного анализа? 19. Найдите в научной литературе пример историко-сравнительного исследования. 20. Выделите основные этапы историко-сравнительного анализа. 21. Почему историко-сравнительный анализ начинается с выделения «общего» в объектах исследования и завершается характеристикой различий? Возможна ли обратная схема сравнения? 22. Назовите основные задачи историко-генетического метода. 23. Выделите особенности историко-генетического метода. 24. В научной литературе подберите пример исследования, в котором реализуется историко-генетический метод. 25. Какие предпосылки необходимы для реализации историко-генетического метода? 26. Какие логические процедуры лежат в основе историко-генетического метода? 27. Изобразите схематически причины какого-либо исторического события (по выбору). 28. Чем предпосылки отличаются от повода? 29. Какие виды предпосылок необходимо учитывать при причинно-следственном анализе? 30. Какие причинные отношения называются функциональными? Приведите пример таких отношений. 3 1. Какие причинные отношения называются стохастическими? Приведите пример таких отношений. 32. Выделите этапы историко-генетического исследования. 33. Рассмотрите возможные исторические альтернативы и объясните, почему они не были реализованы (по выбору). ГЛАВА 12 МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 12.1. Статистика и историческая наука В исторической науке все более широкое применение находят количественные математические методы. Их принято называть нетрадиционными методами исследования, однако это не совсем верно, так как количественный анализ был свойственен истории всегда. Исторические процессы и явления обладают определенными количественными параметрами. Данная сторона событий является важнейшей составной частью их описания. В первую очередь это касается тех процессов, которые принято называть массовыми. Их оценка и анализ невозможны без использования методов количественного анализа. Количественные методы необходимы для решения следующих задач: — измерения, описания и оценки изучаемых исторических явлений и процессов; — выявления структурно-функциональных и динамических закономерностей развития исторических явлений и процессов; — построения описательных, имитационных, прогностических моделей исследуемых явлений; — проведения типологии; — изучения причинно-следственных исторических закономерностей. Количественные методы составляют основу для традиционного анализа — историко-типологического, историко-системного, историко-динамического и др., дополняя и уточняя логические умозаключения и придавая им большую доказательность. Кроме того, они позволяют актуализировать скрытую информацию источников и представить ее в удобной для анализа форме. Следует подчеркнуть, что в исторической науке выделяется целый ряд тем, связанных с изучением закономерностей и тенденций социально-экономических, демографических процессов, которые могут быть проанализированы только с помощью математико-статистических методов. Количественные характеристики используются не только в исторических текстах, они содержатся в первоисточниках, которые изучает историк. В связи с этим перед исследователем встает задача «чтения» и интерпретации показателей, оценки их достоверности и полноты. Он должен понимать, на основе каких исходных данных рассчитывались показатели и каким образом осуществлялся расчет, насколько корректно он был проведен, т. е. это необходимый элемент источниковедческого анализа любых документов, содержащих количественные показатели. Количественный анализ актуален еще и потому, что историки иногда слишком доверчиво относятся к статистическим показателям, забывая, что из всех видов информации числовая подвержена наиболее сильным искажениям. Математические методы, прежде всего методы статистики, стали активно использоваться в исторических исследованиях сравни-
тельно недавно. Большую роль в распространении этих приемов сыграло появление ЭВМ и новых информационных технологий, которые существенно облегчили процедуру расчета. Включение математических методов в инструментарий историка привело к формированию самостоятельного направления в исторической науке. В зарубежной историографии оно получило название «клиометрии» (клиометрики), а в отечественной известно как «применение количественных методов в исторических исследованиях». Математизация ФоРМ1Фование нового направления в историчес- бального процесса, который связан с математизацией науки в целом. Математизация обычно понимается как применение методов математики в различных науках. Это закономерный и объективный процесс, имеющий выраженный цикличный характер, отражающий определенные этапы эволюции научного знания: — формирование науки происходит на ранних этапах станов —• в дальнейшем происходит специализация отдельных областей знания, связанная с выделением конкретных наук и развитием их методологических и методических основ; — следующий этап эволюции научного знания характеризует Математизация научного исследования выступает отражением процессов интеграции. Математические методы становятся неотъемлемой чертой не только точных, естественных, технических, но и общественных наук. Таким образом, математизацию необходимо рассматривать как закономерное явление, которое имеет свои естественные предпосылки. К ним относятся: 1) развитие собственно математического аппарата. Он отличается универсальностью, так как позволяет оперировать абстракциями и потому применим для изучения любых объектов и явлений; 2) формирование теоретических основ научного знания. Для математизации необходимо, чтобы математизируемая наука достигла теоретического уровня, позволяющего перейти от эмпирических наблюдений к построению абстрактно-теоретических моделей; 3) немаловажную роль в математизации играют технические предпосылки, связанные с развитием и распространением средств и приспособлений, облегчающих математические расчеты. Внедрение ЭВМ и компьютеризация научного познания существенно ускорили процесс интеграции математики и других наук, в том числе гуманитарных; 4) важной предпосылкой математизации выступает распространение в научной среде знаний о сущности и возможностях математических методов. Формирование данной предпосылки зависит от развития системы и содержания высшего профессионального образования (например, исторического), обеспечивающего освоение профессиональных компетенций. Это процесс неоднозначный. Так, например, вплоть до 1990-х гг. в отечественной практике считалось, что знание статистики и математических методов не входит в число обязательных элементов подготовки историка. Сегодня математизация затронула практически все области науки. Появились такие отрасли знания, как математическая логика, математическая экономика и т. д. Однако процесс проникновения математики в другие науки наталкивается на определенные ограничения и сложности. Далеко не всегда предмет изучения естественных, а тем более гуманитарных наук можно описать с помощью математического аппарата. Сложность объекта научного познания определяет глубину математизации. Выделяют три уровня математизации: 1 -й уровень — связан с обработкой эмпирического материала, т. е. данных, полученных в ходе наблюдений, экспериментов, в исторических исследованиях — при работе с источниками. Этот уровень свойственен науке с самого ее зарождения и присутствует в явно и неявно выраженном виде во всех отраслях знания; 2-й уровень — характеризуется построением математических моделей. Решение этой задачи предполагает наличие системы теоретических построений. Моделирование может реализовываться как числовой эксперимент, в более сложных вариантах — как математически описанная модель. Моделирование получило широкое распространение в естественных, технических науках, экономике, демографии, в меньшей степени оно характерно для истории, где преобладают количественные описательные модели массовых явлений или процессов; 3-й уровень— это построение фундаментальной теоретической схемы данной науки с помощью математического аппарата. Данный уровень характерен только для физики и отражает такую модель взаимодействия математики и предметной области познания, при которой она становится языком соответствующей науки. В каждой конкретной науке математизация достигает своего уровня, который определяется особенностями предмета и объекта исследования. Например, в физике наблюдается наличие всех трех уровней математизации, в экономике — первых двух уровней. А для гуманитарных наук, таких как история, характерен преимущественно первый и, в небольшой степени, второй уровень математизации. Математизация, как всякий объективный процесс, подчинена определенным закономерностям. Так, развитие науки показало, что области познания естественных, технических, общественных и гуманитарных наук невозможно полностью охватить средствами математики. Эти отрасли знания, как правило, имеют большое количество допущений, что снижает строгость математического доказательства и входит в противоречие с правилами чистой математики. Кроме того, применяемые математические методы должны обязательно соответствовать содержанию математизируемой науки. В идеале для каждой отрасли знания нужна своя математика, что проявилось в создании прикладных математических дисциплин, в том числе статистики. Несоответствие методов содержанию оцениваемого явления или предмета чревато некорректностью, искажением полученных результатов, а нередко и прямой фальсификацией.
|