Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макет таблицы 13 страница






Таким образом, математизация каждой конкретной науки име­ет свои естественные границы распространения, которые опреде-


ляются, с одной стороны, уровнем развития математики, а с дру­гой — природой исследуемых объектов.

.. Остановимся подробнее на проблемах матема-

Математизация

v тизации исторической науки,
исторической r J

История долгое время развивалась в рамках

описательных технологий и достаточно консер­вативна в своих технологиях, поэтому она гораздо позднее других наук стала привлекать математические методы к изучению истори­ческой реальности. Хотя в приближенном варианте историки всегда прибегали к приемам количественной оценки, которая выражалась в формулировках «больше — меньше», «главное — второстепен­ное», «сильная — слабая» тенденция и т. д. Для иллюстрации в ис­торических исследованиях широко используется цифровая инфор­мация, что усиливает доверие к полученным выводам. Подобный анализ можно назвать приближенно-количественным, и он харак­терен для описательного уровня изложения исторических событий.

К середине XIX в. складываются объективные предпосылки для более строгой математизации исторической науки:

1) история приобретает черты научного знания, что нашло от­ражение в создании понятийного аппарата и теоретических схем исторического процесса. Во второй половине XIX в. оформляют­ся основные концепции общественного развития, которые вплоть до настоящего времени составляют методологическую основу ис­торической науки.

Речь идет о концепции общественно-экономических формаций, разработанных в рамках марксизма, и цивилизационных теориях. Первая из них рассматривает исторический процесс как смену оп­ределенных ступеней развития общества, различающихся характе­ром производительных сил и производственных отношений. Циви-лизациониый подход реализует другие методологические установки системного восприятия истории как процесса, связанного с форми­рованием, развитием цивилизаций (историко-культурных типов человеческих сообществ), существующих одновременно или после­довательно, но различающихся по своим базовым социально-куль­турным характеристикам.

Не углубляясь в анализ преимуществ той или иной теоретичес­кой схемы, отметим, что историческая наука с их помощью получа-


 




ет определенный инструмент изучения общественных, социально-экономических процессов. Формационную и цивилизационную концепции можно рассматривать как теории первого уровня, ко­торые в дальнейшем получили развитие в теориях второго уровня (т. е. более частных). К числу последних можно отнести теории эво­люционизма, модернизации и т. д.;

2) к XIX в. в недрах математики в качестве самостоятельной дисциплины оформилась статистика, которая позволяла эффек­тивно исследовать социально-экономические явления и процессы, т. е. появился математический аппарат, учитывающий специфику предмета исследования.

Несмотря на сложившиеся объективные предпосылки, матема­тизация исторической науки носила сложный и противоречивый характер. Можно выделить следующие этапы ее развития:

I этап — с середины XIX в. до 50-х гг. XX в. — это время, когда идет накопление опыта системного применения нетрадиционных методов исторического исследования, появляются труды, где по­мимо исторического описания появляется количественный анализ. На этот метод опирался известный философ и социолог Г. Бокль1, в дореволюционной российской историографии —В. О. Ключев­ский, Н. А. Рожков, А. Н. Савин2.

Наиболее интересными в этом отношении выступают 1920-е гг., когда отечественная статистика переживала наивысший подъем и влияла на формирование многих научных направлений — эконо­мического моделирования, исторической демографии и т. д. Среди достижений этого времени можно выделить учение А. В. Чаянова о природе крестьянского хозяйства, конъюнктурные экономичес­кие циклы Н. Д. Кондратьева и т. д.

1930—1940-е гг. — сложное для развития исторической науки время, когда проблемы методологии сводились только к доказатель-

1 Г. Бокль утверждал, что человеческая история не является игрой слепого
случая, поэтом}' к истории следует применить методы естествознания (Бокль Г.
История цивилизации в Англии. СПб., 1906. Т. 1-—2).

2 См., например: Ключевский О. В. Курс русской истории. М., 1987. Т. 1—9;
Рожков Н. А. Город и деревня в русской истории. СПб., 1902; Он лее. Обзор рус­
ской истории с социологической точки зрения. СПб., 1903- -1905. Ч. 1—2; Са­
вин Л. Н.
Английская деревня в эпоху Тюдоров. М., 1903; Он же. Английская се­
куляризация. М., 1906.


ству принципов марксизма-ленинизма, вопросы методики были ото­двинуты на второй план, их заменило цитирование. Важнейшим принципом достоверности исторического знания стало соответствие указаниям классиков, а также принципам партийности и классово­сти. В этих условиях процесс математизации исторической науки приостановился. Более того, если в 1920-е гг. в систему подготовки историков было включено изучение статистики, то начиная с 1930-х и вплоть до 1990-х гг. профессиональная подготовка историков в методическом плане была сведена к изучению логики, основ марксизма-ленинизма и специальных исторических дисциплин — историографии и источниковедения без акцентов на методике ис­торической работы.

Какие-либо методические инновации в этот период, в том чис­ле количественный анализ, не приветствовались. Более того, на­ступила эпоха, когда информацию, и прежде всего статистическую, начали прятать не только от рядовых граждан, но и от исследовате­лей -— различные спецхраны, закрытые фонды стали обычным яв­лением. К середине XX в. тот опыт использования количественных методов, который был накоплен в конце XIX в. — 1920-е гг., был фактически утрачен.

В западной историографии наблюдается обратная ситуация. Здесь благодаря работам неопозитивистов 1920—1930-х гт. (О. Ней-рат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Поппер, Б. Рассел и др.) математические методы заняли достаточно прочное место. Исследователи считали, что историческое познание имеет логическую природу и должно осуществляться на основе законов и методов точных наук, прежде всего математики, а критерием научности является возможность верификации с их помощью результатов исследования.

II этап — 1960—1980-е гг. — характеризуется возрождением интереса к возможностям математических методов. Началась эпоха научно-технической революции, появились первые ЭВМ. К 1960 г. в стране насчитывалось уже 165 машин, а в течение последующих пяти лет их численность возросла в десятки раз, и они появились в научных и учебных заведениях. Перед учеными встала задача ис­пользования возможностей ЭВМ в научных исследованиях. Очевид­ный вариант решения этой задачи был связан с количественным анализом и расчетными операциями. Пионерами нового направле-


 




ния истории стали математики, что неудивительно: основная масса историков не имела представления ни о статистике, ни об ЭВМ.

В 1960-е гг. в отечественной исторической науке оформилась дисциплина, получившая название «количественные методы в ис­торических исследованиях». Большую роль в развитии нового на­правления сыграли работы В. А. Устинова, И. Д. Ковальченко, Ю. Ю. Кахка, К. В. Хвостовой и др. В ] 964 г. вышла одна из пер­вых работ на эту тему — статья В. А. Устинова «Решение некото­рых задач истории СССР на электронно-вычислительных машинах», опубликованная в журнале «История СССР», а через год книга, посвященная комплексному анализу проблем автоматизации исто­рического исследования3.

Первые опыты применения ЭВМ и математико-статистических методов в СССР связаны с изучением проблем аграрной истории, где использовался обширный статистический материал — пис­цовые книги, земская статистика, сельскохозяйственные переписи. Для обработки этих материалов были использованы корреляцион­ный и регрессионный анализ. В дальнейшем применение методов математического анализа получило распространение не толь­ко в экономической, но и социально-политической истории, исто­рии культуры.

В 1971 г. при Отделении истории АН СССР была образована Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исто­рических исследованиях, ее главной задачей стало создание условий для расширения круга исследователей, использующих математи­ческие методы. С этой целью началось проведение всесоюзных школ-семинаров молодых ученых, а в 1979 г. был организован по­стоянно действующий семинар. Во всесоюзных журналах стали появляться статьи об использовании математических методов. С 1972 по 1991 г. были опубликованы семь сборников серии «Ма­тематические методы в исторических исследованиях»4.

Отражением растущего интереса к квантитативной истории ста­ло создание научных центров. Первой начала работу Лаборатория по применению математических методов и ЭВМ в исторических

3 Устинов В. А. Применение вычислительных машин в исторической науке.
М., 1964.

4 Логинов С. Л. Историческая информатика. Глазов, 2003. С. 39.


исследованиях при Институте истории СССР АН СССР. Несколько позднее, в конце 1970-х гг., такая же лаборатория появилась в струк­туре кафедры источниковедения на историческом факультете МГУ, начались исследования в Ленинградском государственном универ­ситете. В 1980-е гг. небольшие группы исследователей сложились в Московском историко-архивном институте, в Белорусском, Днеп­ропетровском университетах, в Институте истории и археологии УрО АН СССР и др.

Обращение историков к количественным методам и ЭВМ неиз­бежно породило споры о том, нужны ли они в исторической науке. Крайние точки зрения можно услышать и сейчас, хотя все больше историков признает необходимость их использования. Но следует подчеркнуть, что при всей своей точности и эффективности коли­чественные методы являются лишь одним из методов историческо­го исследования, имеют свой диапазон применения и должны обя­зательно сочетаться с традиционными методами.

Одним из результатов математизации исторической науки ста­ла разработка учебных курсов по статистике для студентов истори­ческих факультетов. Пионером в этом вопросе выступил МГУ, где по инициативе И. Д. Ковальченко уже в конце 1960-х гг. был вве­ден лекционный курс «Количественные методы в исторических исследованиях»5. В конце 1980-х гг. подобные курсы стали читать­ся в других классических университетах страны, в том числе в Ка­занском государственном университете, Уральском государствен­ном университете и др.

Таким образом, к концу 1980-х гг. были созданы предпосылки для более широкого и системного использования методов матема­тического анализа в исторической исследовательской практике. Дальнейшее развитие данного направления было связано с вступ­лением нашей страны в эпоху микрокомпьютерной революции.

Процессы математизации исторической науки протекали и в других странах. В 1960-е гг. ЭВМ стали использовать историки США и Европы, где оформились научные центры, объединяющие исследователей — клиометристов. В США ведущую роль в этом направлении играли Межуниверситетский консорциум по полити-

5 Логинов С. Л. Историческая информатика. С. 22.


 




ческим исследованиям в Анн-Арборе, организованный в 1962 г., а также Центр политических наук Института социальных исследо­ваний, связанный с Американской исторической ассоциацией и Аме­риканской ассоциацией политических наук.

В европейских странах работы в области клиометрии активно развернулись в Швеции, где в 1965 г. при отделе истории Упсаль-ского университета была организована исследовательская группа. Несколько позднее, в 1975 г., в Кельнском университете (ФРГ) был образован Центр историко-социальных исследований «Квантум», на базе которого позднее была создана Международная комиссия по применению количественных методов в истории. За 15 лет сво­его существования ассоциация провела более 20 конгрессов, кон­ференций и школ-семинаров.

Логичным завершением процесса консолидации исследовате­лей, занимавшихся измерительной историей, стало учреждение в 1986 г. международной ассоциации «История и компьютер», ко­торая успешно продолжает свою деятельность вплоть до настоя­щего времени6.

III этап — 1990-е гг. — начало XX] в. — можно охарактеризо­вать как этап информатизации исторической науки. На первый план вышли проблемы, связанные с освоением компьютерных техноло­гий, созданием баз и банков исторических данных, использовани­ем информационных ресурсов глобальных сетей.

В 1990 г. Комиссией по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Президиуме АН СССР было заключено соглашение о научном сотрудничестве с обществом «Квантум». А двумя годами позднее была учреждена российская ассоциация «История и компьютер», которая объединила в своих рядах сотни историков-клиометристов и информатиков. Основны­ми направлениями деятельности ассоциации стали координация исследований, связанных с исторической информатикой, обмен опытом компьютеризации между научными центрами внутри стра­ны и с зарубежными исследователями.

Одной из эффективных форм деятельности ассоциации стало проведение школ по исторической информатике, в работе которых

(l Подробнее об этом см.: Логинов С. Л. Историческая информатика. 498


приняли участие ведущие специалисты европейских университе­тов. Первая такая школа состоялась в 1992 г. и была посвящена ме­тодическим проблемам проведения историко-демографических И социально-экономических исследований.

Важными вехами в работе ассоциации выступают периодичес­кие конференции. С 1993 г. прошло в общей сложности одиннад­цать конференций, объединивших участников из разных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Тематика конференций стала отражением тех проблем, которые находились в центре вни­мания исследователей. Среди них были вопросы разработки баз данных по историческим источникам, создание веб-сайтов по ис­тории, использование компьютерных технологий в обучении и ар­хивном деле, разработка мультимедийных и геоинформационных систем.

Смена тематики конференций согласуется с процессами компь­ютеризации исторической науки. Так, в начале 1990-х гг. основное внимание уделялось технологии баз данных и их возможностям в изучении массовых исторических источников и явлений. К сере­дине 1990-х гг. интерес сместился в сторону использования интер­нет-технологий. В начале 2000-х гг. активно обсуждались приклад­ные технологии, связанные с компьютерным картографированием, созданием гипертекстовых и мультимедийных систем и др. Не были забыты и вопросы развития методической основы квантитативных исторических исследований, в том числе использования методов многомерной статистики и моделирования.

В настоящее время в стране существует несколько центров, тесно связанных с количественной историей и исторической ин­форматикой. Прежде всего, это кафедра исторической инфор­матики Московского государственного университета (рук. проф. Л. И. Бородкин), кафедра архивоведения и исторической инфор­матики Алтайского государственного университета (рук. проф. В. Н. Владимиров). По этой же проблематике работают коллекти­вы исследователей в Москве, Тамбове, Перми, Ярославле, Санкт-I [стербурге, Нижнем Тагиле и др.

Подводя итог 150-летнему процессу математизации историчес­кой науки, следует подчеркнуть, что сегодня существуют разные взгляды на роль и место математики в системе наук. Причем опыт


математизации науки в целом показал, что роль математических методов возрастает с усложнением и углублением проблематики исследования. Сначала математика выступает как вспомогательный инструмент, как средство количественных оценок. Затем, проникая в дисциплину, она сливается с ней, становится ее естественным языком. Эта ситуация прослеживается во многих науках, использу­ющих математические методы, — естественных, технических, об­щественных. Как этот процесс повлияет на гуманитарные науки, однозначно сказать сложно. Возможно, мы станем свидетелями появления математической истории, которая будет связана с постро­ением теорий высокого уровня абстрагирования. Но вряд ли язык истории превратится в язык математических символов.

12.2. Статистические показатели и их виды

Используемые в историческом исследовании количественные данные по своему происхождению и содержанию относятся к ста­тистическим, они являются результатом количественного анализа и обобщения, проведенного автором исторического документа или самим исследователем. Простейшей разновидностью статистичес­кого анализа выступает описательная статистика. Процедура опи­сания применяется к историческим событиям и явлениям, совокуп­ность которых составляет статистический факт.

Несмотря на то, что статистика как наука оформи-
Из истории.

лась достаточно поздно (ее возникновение относят
статистики ч

ко второй половине XVII в.), своими истоками она уходит в глубокую древность. Исторически развитие статистики было связано с формированием государства. Хозяйственные и во­енные нужды системы управления требовали наличия сведений о населении, его составе, имущественном положении. С целью на­логообложения организовывались переписи населения, составлялись земельные кадастры. Аристотель оставил описание 157 городов-государств своего времени. Средневековье подарило другой уни­кальный памятник— «Книгу Страшного суда» (1061 г.)— свод материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (включает данные о 240 тыс. дворов).


Считается, что основы статистической науки были заложены английским экономистом У. Петти (XVII в.). Первоначально объек­том описательной статистики было политическое устройство го­сударства, в дальнейшем предметом статистики стало общество В целом.

Со временем сбор данных о массовых экономических и соци­альных явлениях приобрел регулярный характер, а с середины XIX в., благодаря усилиям бельгийца Адольфа Кетле, были выра­ботаны правила проведения переписей населения. По его инициа­тиве стали созываться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан Международный статистический институт.

Математическое направление статистики получило развитие в работах Ф. Гальтона, К. Пирсона, В. Госсета (XIX в.). В частно­сти, К. Пирсон внес заметный вклад в разработку теории оценки связей между явлениями, В. Госсет, писавший под псевдонимом «Стьюдент», сформулировал теорию малой выборки.

В истории статистики видное место принадлежит представите­лям российской науки. В. Н. Татищев рассматривал статистику как описательную науку, но уже со второй половины XIX в. выдели­лось аналитическое направление, связанное с именами В. С. Поро-шина и Д. П. Журавского. Профессор Петербургского университета А. А. Чупров считал, что статистика — это метод изучения массо­вых явлений природы и общества. А. А. Кауфман характеризовал статистику как искусство измерения политических и социальных явлений7.

Значительное влияние на развитие статистики в России оказала деятельность земств. Земская статистика пользовалась заслужен­ным авторитетом и ценилась за объективность и профессионализм. Особый вклад был сделан земствами в развитие методов наблюде­ния и сбора информации.

Советский период — особое время для статистических органов, которые стали частью государственного аппарата и были полностью переориентированы на обслуживание и защиту государственных интересов. Несомненные заслуги советской статистики, связанные

7 См. подробнее: Логинов М. И. и др. Очерк истории статистики: учеб. посо­бие. Екатеринбург, 1997.


с созданием системы статистического мониторинга и наблюдения, а также комплексной обработкой первичных данных, не отрицают ее недостатков. Работая под контролем государства и выполняя его заказ, статистика приобрела репутацию «лукавой» науки. Офици­ально надежность данных статистики не нуждалась в доказатель­ствах. Более того, по отношению к статистическим источникам советского периода критический анализ в принципе не применял­ся, а их достоверность не подвергалась сомнению.

Критический подход к статистическим данным сложился толь­ко в 1990-е гг. в условиях переосмысления исторического опыта советского государства. Однако и сегодня полноценный источни­коведческий анализ статистических источников по-прежнему ос­тается сложно решаемой проблемой в силу того, что технологии статистической обработки являются для большинства исследова­телей terra incognita.

Таким образом, статистика сложилась в результате теоретичес­кого обобщения накопленного опыта учетно-статистических работ, обусловленных потребностями управления, и дальнейшее ее раз­витие шло под влиянием этого фактора. Она представляет собой сложное явление: статистика — это наука, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, и одновременно вид деятельности, который можно определить как сбор, представ­ление, анализ и интерпретацию числовых данных. Сегодня трудно найти сферу, где не применялась бы статистика. Она нужна для рас­чета страховых тарифов, оценки финансового и предприниматель­ского риска, при постановке управленческого учета, для контроля и анализа качества продукции, в медицине, спорте, маркетинге.

Свое место статистика заняла и в исторических исследованиях. Она помогает выявить и измерить закономерности социально-эко­номического развития, причинно-следственные связи между яв­лениями. Но познание закономерностей возможно лишь в том слу­чае, когда изучаются не отдельные явления, а их совокупности, т. е. статистический метод может стать эффективным средством ис­торического познания только при определенных условиях:

— при изучении массовых исторических объектов и явлений — однородных и измеряемых;


 

— при наличии соответствующей информационной базы иссле­дования, представленной количественной моделью изучаемого яв­ления или процесса;

— при корректном использовании методов и грамотной интер­претации результатов статистического анализа.

Для историков особый интерес представляют те методы сбора, систематизации и анализа количественной информации, которые могут быть применены для решения исторических задач. Прежде всего это приемы описательной статистики, доступные исследова­телям, не имеющим специального математического образования. Помимо них интерес представляют методы многомерной статисти­ки, использование которых сегодня облегчается благодаря привле­чению компьютеров и пакетов статистической обработки. В этом случае историку необходимо иметь представление о сфере приме­нения и ограничениях использования данных методов, особеннос­тях организации исходных массивов информации и интерпретации результатов. Всю техническую работу, связанную с расчетами, бе­рет на себя вычислительная техника.

Объектом изучения статистики и, соответствен-
Основные но^ квантитативной истории выступают сово-

понятия куиности тех или иных явлений. Статист и-

статистического

ческую совокупность можно определить
анализа J

как некоторое множество, состоящее из одно­родных единиц наблюдения (конкретных объектов), объединяемых общими признаками. Примерами статистических совокупностей могут выступать население в целом и отдельные социальные груп­пы страны или региона за определенный период времени, массо­вые события (например, стачки и забастовки рабочих, крестьян­ские выступления) или же социально-экономические объекты — крестьянские хозяйства, предприятия какой-либо отрасли и т. д.

Статистическая совокупность характеризуется следующими чертами: 1) массовость; 2) однородность; 3) вариативность единиц наблюдения, отражающая отличие каждой единицы статистической совокупности от других по своим характеристикам.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами пли признаками. Например, признаки человека —возраст, пол, национальность, образование и т. д. Признаки предприятия — фор-


 




ма собственности, отрасль, количество работников, основные фон­ды и т. д. Количественный анализ массового явления осуществля­ется через оценку их признаков. Признаки могут быть:

— качественными и количественными. Значения качественных признаков выражены словами (атрибутами). Значения количествен­ных признаков выражены числами;

— первичными и вторичными. Первичные признаки характе­ризуют единицу совокупности и являются результатом измерения (учета). Например, в ходе переписи населения фиксируется возраст человека, его пол, социальное положение, национальность и т. д. Вторичные, или расчетные, признаки не измеряются, а рассчиты­ваются — например, себестоимость продукции, рентабельность предприятия, урожайность и т. д.

На основе анализа значений признака рассчитываются стати­стические показатели, которые используются в качестве ос­новного инструмента количественного анализа в истории. Остано­вимся подробнее на их характеристике, функциях и видах.

Статистический показатель — это величина (мера), харак­теризующая свойства изучаемого явления с количественной и ка­чественной стороны. Показатели отражают объемы и размеры изу­чаемых процессов, их уровни и соотношения.

Структура статистического показателя состоит из двух частей: количественной и качественной. Качественная часть—это наименование показателя, которое выражает его смысл и состоит из трех информационных элементов: обозначения объекта, хроно­логических и географических рамок. Количественная часть — значение показателя — состоит из числа и единиц измерения.

Статистические показатели выполняют ряд функций — позна­вательную, управленческую, стимулирующую и др. В историчес­ких исследованиях все это многообразие функций сводится к од­ной — познавательной: они позволяют охарактеризовать, раскрыть исследуемый объект, познать его закономерности и характерные черты.

Статистические показатели подразделяются на следующие виды:

1)по содержанию изучаемых явлений статистические по­казатели подразделяются на объемные или учетно-оценочиые


(характеризуют объемы и размеры процессов и явлений) и анали­тические (отражают уровни и соотношения изучаемых явлений и процессов). К аналитическим показателям относятся средние, от­носительные показатели, индексы и др. Например, показатель сред­ней продолжительности жизни в РФ в 1990 г. составил 69, 2 года. Значение показателя позволяет судить о состоянии общества в це­лом и охарактеризовать качество жизни, так как продолжительность жизни выступает одним из важнейших его критериев;

2) по степени агрегирования (обобщения)явлений ста­тистические показатели подразделяются на индивидуальные, харак­теризующие единичные процессы и явления, и обобщающие, отобра­жающие всю совокупность или ее части. Обобщающие показатели, в свою очередь, подразделяются на сводные, относительные и сред­ние. Каждый из них несет свою аналитическую нагрузку;

3) в зависимости от характера изучаемых явлений выделяют интервальные и моментные показатели. Показатели, вы­ражающие итоги развития явлений за период (интервал) времени, называются интервальными: например, объем сельскохозяйствен­ного производства за месяц, квартал, год. Они отражают обобщен­ный результат изменений значений признаков за рассматриваемый период. К моментиым показателям относят те из них, которые характеризуют состояние явления на определенную дату, момент времени, т. е. являются результатом единовременного учета и ре­гистрации (например, число крестьянских хозяйств на начало и конец какого-либо года). Если с показателями процесса (интер­вальными) возможно суммирование, то данные, приведенные на конкретную дату, складывать чаще всего нельзя.

Использование статистических показателей Методические в исследовательской работе опирается на ряд

нципы правил, обеспечивающих их корректное ис-

количественного

пользование и интерпретацию:
анализа r r

1. При изучении статистических показате­лей в научной работе необходимо опираться на общенаучные поло­жения истории и статистики, стремиться к тому, чтобы они выра­жали сущность изучаемых явлений и давали им точную оценку. Эта задача достижима при условии использования системы пока-i а тс л ей, комплексно описывающих и характеризующих изу-


 




чаемый объект. Статистические показатели, являясь отражением исторических явлений, взаимозависимы, поэтому они обычно рас­сматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной связи. Единичные показатели не дают полноты восприятия анализируе­мого явления, они беспомощны и даже, более того, вредны, так как акцент на какой-то одной характеристике может привести к иска­женному восприятию и пониманию изучаемого объекта в целом. Так, например, объемные показатели производства в отдельных от­раслях промышленности или региона не дают нам полного пред­ставления об уровне экономического состояния общества.

Система показателей для описания конкретного исторического объекта формируется либо с учетом историографического опыта изучения проблемы, либо на основе самостоятельного моделиро­вания объекта исследования. В первом случае система показателей берется в готовом виде с опорой на результаты предшествующих исследований. Во втором случае, если проблема мало изучена и опе­реться не на что, необходимо разработать такое количественное опи­сание (модель) объекта, которое будет достаточным для решения поставленных задач. Например, для изучения крестьянского хозяй­ства периода нэпа необходимо обосновать систему показателей, да­ющих полное представление о демографической, хозяйственной, земельной структуре хозяйства (численность членов хозяйства — семьи, количество работников, количество иждивенцев, площадь земельного надела, количество скота и т. д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал