Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 13 страница
Таким образом, математизация каждой конкретной науки имеет свои естественные границы распространения, которые опреде- ляются, с одной стороны, уровнем развития математики, а с другой — природой исследуемых объектов. .. Остановимся подробнее на проблемах матема- Математизация v тизации исторической науки, История долгое время развивалась в рамках описательных технологий и достаточно консервативна в своих технологиях, поэтому она гораздо позднее других наук стала привлекать математические методы к изучению исторической реальности. Хотя в приближенном варианте историки всегда прибегали к приемам количественной оценки, которая выражалась в формулировках «больше — меньше», «главное — второстепенное», «сильная — слабая» тенденция и т. д. Для иллюстрации в исторических исследованиях широко используется цифровая информация, что усиливает доверие к полученным выводам. Подобный анализ можно назвать приближенно-количественным, и он характерен для описательного уровня изложения исторических событий. К середине XIX в. складываются объективные предпосылки для более строгой математизации исторической науки: 1) история приобретает черты научного знания, что нашло отражение в создании понятийного аппарата и теоретических схем исторического процесса. Во второй половине XIX в. оформляются основные концепции общественного развития, которые вплоть до настоящего времени составляют методологическую основу исторической науки. Речь идет о концепции общественно-экономических формаций, разработанных в рамках марксизма, и цивилизационных теориях. Первая из них рассматривает исторический процесс как смену определенных ступеней развития общества, различающихся характером производительных сил и производственных отношений. Циви-лизациониый подход реализует другие методологические установки системного восприятия истории как процесса, связанного с формированием, развитием цивилизаций (историко-культурных типов человеческих сообществ), существующих одновременно или последовательно, но различающихся по своим базовым социально-культурным характеристикам. Не углубляясь в анализ преимуществ той или иной теоретической схемы, отметим, что историческая наука с их помощью получа-
ет определенный инструмент изучения общественных, социально-экономических процессов. Формационную и цивилизационную концепции можно рассматривать как теории первого уровня, которые в дальнейшем получили развитие в теориях второго уровня (т. е. более частных). К числу последних можно отнести теории эволюционизма, модернизации и т. д.; 2) к XIX в. в недрах математики в качестве самостоятельной дисциплины оформилась статистика, которая позволяла эффективно исследовать социально-экономические явления и процессы, т. е. появился математический аппарат, учитывающий специфику предмета исследования. Несмотря на сложившиеся объективные предпосылки, математизация исторической науки носила сложный и противоречивый характер. Можно выделить следующие этапы ее развития: I этап — с середины XIX в. до 50-х гг. XX в. — это время, когда идет накопление опыта системного применения нетрадиционных методов исторического исследования, появляются труды, где помимо исторического описания появляется количественный анализ. На этот метод опирался известный философ и социолог Г. Бокль1, в дореволюционной российской историографии —В. О. Ключевский, Н. А. Рожков, А. Н. Савин2. Наиболее интересными в этом отношении выступают 1920-е гг., когда отечественная статистика переживала наивысший подъем и влияла на формирование многих научных направлений — экономического моделирования, исторической демографии и т. д. Среди достижений этого времени можно выделить учение А. В. Чаянова о природе крестьянского хозяйства, конъюнктурные экономические циклы Н. Д. Кондратьева и т. д. 1930—1940-е гг. — сложное для развития исторической науки время, когда проблемы методологии сводились только к доказатель- 1 Г. Бокль утверждал, что человеческая история не является игрой слепого 2 См., например: Ключевский О. В. Курс русской истории. М., 1987. Т. 1—9; ству принципов марксизма-ленинизма, вопросы методики были отодвинуты на второй план, их заменило цитирование. Важнейшим принципом достоверности исторического знания стало соответствие указаниям классиков, а также принципам партийности и классовости. В этих условиях процесс математизации исторической науки приостановился. Более того, если в 1920-е гг. в систему подготовки историков было включено изучение статистики, то начиная с 1930-х и вплоть до 1990-х гг. профессиональная подготовка историков в методическом плане была сведена к изучению логики, основ марксизма-ленинизма и специальных исторических дисциплин — историографии и источниковедения без акцентов на методике исторической работы. Какие-либо методические инновации в этот период, в том числе количественный анализ, не приветствовались. Более того, наступила эпоха, когда информацию, и прежде всего статистическую, начали прятать не только от рядовых граждан, но и от исследователей -— различные спецхраны, закрытые фонды стали обычным явлением. К середине XX в. тот опыт использования количественных методов, который был накоплен в конце XIX в. — 1920-е гг., был фактически утрачен. В западной историографии наблюдается обратная ситуация. Здесь благодаря работам неопозитивистов 1920—1930-х гт. (О. Ней-рат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Поппер, Б. Рассел и др.) математические методы заняли достаточно прочное место. Исследователи считали, что историческое познание имеет логическую природу и должно осуществляться на основе законов и методов точных наук, прежде всего математики, а критерием научности является возможность верификации с их помощью результатов исследования. II этап — 1960—1980-е гг. — характеризуется возрождением интереса к возможностям математических методов. Началась эпоха научно-технической революции, появились первые ЭВМ. К 1960 г. в стране насчитывалось уже 165 машин, а в течение последующих пяти лет их численность возросла в десятки раз, и они появились в научных и учебных заведениях. Перед учеными встала задача использования возможностей ЭВМ в научных исследованиях. Очевидный вариант решения этой задачи был связан с количественным анализом и расчетными операциями. Пионерами нового направле-
ния истории стали математики, что неудивительно: основная масса историков не имела представления ни о статистике, ни об ЭВМ. В 1960-е гг. в отечественной исторической науке оформилась дисциплина, получившая название «количественные методы в исторических исследованиях». Большую роль в развитии нового направления сыграли работы В. А. Устинова, И. Д. Ковальченко, Ю. Ю. Кахка, К. В. Хвостовой и др. В ] 964 г. вышла одна из первых работ на эту тему — статья В. А. Устинова «Решение некоторых задач истории СССР на электронно-вычислительных машинах», опубликованная в журнале «История СССР», а через год книга, посвященная комплексному анализу проблем автоматизации исторического исследования3. Первые опыты применения ЭВМ и математико-статистических методов в СССР связаны с изучением проблем аграрной истории, где использовался обширный статистический материал — писцовые книги, земская статистика, сельскохозяйственные переписи. Для обработки этих материалов были использованы корреляционный и регрессионный анализ. В дальнейшем применение методов математического анализа получило распространение не только в экономической, но и социально-политической истории, истории культуры. В 1971 г. при Отделении истории АН СССР была образована Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях, ее главной задачей стало создание условий для расширения круга исследователей, использующих математические методы. С этой целью началось проведение всесоюзных школ-семинаров молодых ученых, а в 1979 г. был организован постоянно действующий семинар. Во всесоюзных журналах стали появляться статьи об использовании математических методов. С 1972 по 1991 г. были опубликованы семь сборников серии «Математические методы в исторических исследованиях»4. Отражением растущего интереса к квантитативной истории стало создание научных центров. Первой начала работу Лаборатория по применению математических методов и ЭВМ в исторических 3 Устинов В. А. Применение вычислительных машин в исторической науке. 4 Логинов С. Л. Историческая информатика. Глазов, 2003. С. 39. исследованиях при Институте истории СССР АН СССР. Несколько позднее, в конце 1970-х гг., такая же лаборатория появилась в структуре кафедры источниковедения на историческом факультете МГУ, начались исследования в Ленинградском государственном университете. В 1980-е гг. небольшие группы исследователей сложились в Московском историко-архивном институте, в Белорусском, Днепропетровском университетах, в Институте истории и археологии УрО АН СССР и др. Обращение историков к количественным методам и ЭВМ неизбежно породило споры о том, нужны ли они в исторической науке. Крайние точки зрения можно услышать и сейчас, хотя все больше историков признает необходимость их использования. Но следует подчеркнуть, что при всей своей точности и эффективности количественные методы являются лишь одним из методов исторического исследования, имеют свой диапазон применения и должны обязательно сочетаться с традиционными методами. Одним из результатов математизации исторической науки стала разработка учебных курсов по статистике для студентов исторических факультетов. Пионером в этом вопросе выступил МГУ, где по инициативе И. Д. Ковальченко уже в конце 1960-х гг. был введен лекционный курс «Количественные методы в исторических исследованиях»5. В конце 1980-х гг. подобные курсы стали читаться в других классических университетах страны, в том числе в Казанском государственном университете, Уральском государственном университете и др. Таким образом, к концу 1980-х гг. были созданы предпосылки для более широкого и системного использования методов математического анализа в исторической исследовательской практике. Дальнейшее развитие данного направления было связано с вступлением нашей страны в эпоху микрокомпьютерной революции. Процессы математизации исторической науки протекали и в других странах. В 1960-е гг. ЭВМ стали использовать историки США и Европы, где оформились научные центры, объединяющие исследователей — клиометристов. В США ведущую роль в этом направлении играли Межуниверситетский консорциум по полити- 5 Логинов С. Л. Историческая информатика. С. 22.
ческим исследованиям в Анн-Арборе, организованный в 1962 г., а также Центр политических наук Института социальных исследований, связанный с Американской исторической ассоциацией и Американской ассоциацией политических наук. В европейских странах работы в области клиометрии активно развернулись в Швеции, где в 1965 г. при отделе истории Упсаль-ского университета была организована исследовательская группа. Несколько позднее, в 1975 г., в Кельнском университете (ФРГ) был образован Центр историко-социальных исследований «Квантум», на базе которого позднее была создана Международная комиссия по применению количественных методов в истории. За 15 лет своего существования ассоциация провела более 20 конгрессов, конференций и школ-семинаров. Логичным завершением процесса консолидации исследователей, занимавшихся измерительной историей, стало учреждение в 1986 г. международной ассоциации «История и компьютер», которая успешно продолжает свою деятельность вплоть до настоящего времени6. III этап — 1990-е гг. — начало XX] в. — можно охарактеризовать как этап информатизации исторической науки. На первый план вышли проблемы, связанные с освоением компьютерных технологий, созданием баз и банков исторических данных, использованием информационных ресурсов глобальных сетей. В 1990 г. Комиссией по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Президиуме АН СССР было заключено соглашение о научном сотрудничестве с обществом «Квантум». А двумя годами позднее была учреждена российская ассоциация «История и компьютер», которая объединила в своих рядах сотни историков-клиометристов и информатиков. Основными направлениями деятельности ассоциации стали координация исследований, связанных с исторической информатикой, обмен опытом компьютеризации между научными центрами внутри страны и с зарубежными исследователями. Одной из эффективных форм деятельности ассоциации стало проведение школ по исторической информатике, в работе которых (l Подробнее об этом см.: Логинов С. Л. Историческая информатика. 498 приняли участие ведущие специалисты европейских университетов. Первая такая школа состоялась в 1992 г. и была посвящена методическим проблемам проведения историко-демографических И социально-экономических исследований. Важными вехами в работе ассоциации выступают периодические конференции. С 1993 г. прошло в общей сложности одиннадцать конференций, объединивших участников из разных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Тематика конференций стала отражением тех проблем, которые находились в центре внимания исследователей. Среди них были вопросы разработки баз данных по историческим источникам, создание веб-сайтов по истории, использование компьютерных технологий в обучении и архивном деле, разработка мультимедийных и геоинформационных систем. Смена тематики конференций согласуется с процессами компьютеризации исторической науки. Так, в начале 1990-х гг. основное внимание уделялось технологии баз данных и их возможностям в изучении массовых исторических источников и явлений. К середине 1990-х гг. интерес сместился в сторону использования интернет-технологий. В начале 2000-х гг. активно обсуждались прикладные технологии, связанные с компьютерным картографированием, созданием гипертекстовых и мультимедийных систем и др. Не были забыты и вопросы развития методической основы квантитативных исторических исследований, в том числе использования методов многомерной статистики и моделирования. В настоящее время в стране существует несколько центров, тесно связанных с количественной историей и исторической информатикой. Прежде всего, это кафедра исторической информатики Московского государственного университета (рук. проф. Л. И. Бородкин), кафедра архивоведения и исторической информатики Алтайского государственного университета (рук. проф. В. Н. Владимиров). По этой же проблематике работают коллективы исследователей в Москве, Тамбове, Перми, Ярославле, Санкт-I [стербурге, Нижнем Тагиле и др. Подводя итог 150-летнему процессу математизации исторической науки, следует подчеркнуть, что сегодня существуют разные взгляды на роль и место математики в системе наук. Причем опыт математизации науки в целом показал, что роль математических методов возрастает с усложнением и углублением проблематики исследования. Сначала математика выступает как вспомогательный инструмент, как средство количественных оценок. Затем, проникая в дисциплину, она сливается с ней, становится ее естественным языком. Эта ситуация прослеживается во многих науках, использующих математические методы, — естественных, технических, общественных. Как этот процесс повлияет на гуманитарные науки, однозначно сказать сложно. Возможно, мы станем свидетелями появления математической истории, которая будет связана с построением теорий высокого уровня абстрагирования. Но вряд ли язык истории превратится в язык математических символов. 12.2. Статистические показатели и их виды Используемые в историческом исследовании количественные данные по своему происхождению и содержанию относятся к статистическим, они являются результатом количественного анализа и обобщения, проведенного автором исторического документа или самим исследователем. Простейшей разновидностью статистического анализа выступает описательная статистика. Процедура описания применяется к историческим событиям и явлениям, совокупность которых составляет статистический факт. Несмотря на то, что статистика как наука оформи- лась достаточно поздно (ее возникновение относят ко второй половине XVII в.), своими истоками она уходит в глубокую древность. Исторически развитие статистики было связано с формированием государства. Хозяйственные и военные нужды системы управления требовали наличия сведений о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, составлялись земельные кадастры. Аристотель оставил описание 157 городов-государств своего времени. Средневековье подарило другой уникальный памятник— «Книгу Страшного суда» (1061 г.)— свод материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (включает данные о 240 тыс. дворов). Считается, что основы статистической науки были заложены английским экономистом У. Петти (XVII в.). Первоначально объектом описательной статистики было политическое устройство государства, в дальнейшем предметом статистики стало общество В целом. Со временем сбор данных о массовых экономических и социальных явлениях приобрел регулярный характер, а с середины XIX в., благодаря усилиям бельгийца Адольфа Кетле, были выработаны правила проведения переписей населения. По его инициативе стали созываться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан Международный статистический институт. Математическое направление статистики получило развитие в работах Ф. Гальтона, К. Пирсона, В. Госсета (XIX в.). В частности, К. Пирсон внес заметный вклад в разработку теории оценки связей между явлениями, В. Госсет, писавший под псевдонимом «Стьюдент», сформулировал теорию малой выборки. В истории статистики видное место принадлежит представителям российской науки. В. Н. Татищев рассматривал статистику как описательную науку, но уже со второй половины XIX в. выделилось аналитическое направление, связанное с именами В. С. Поро-шина и Д. П. Журавского. Профессор Петербургского университета А. А. Чупров считал, что статистика — это метод изучения массовых явлений природы и общества. А. А. Кауфман характеризовал статистику как искусство измерения политических и социальных явлений7. Значительное влияние на развитие статистики в России оказала деятельность земств. Земская статистика пользовалась заслуженным авторитетом и ценилась за объективность и профессионализм. Особый вклад был сделан земствами в развитие методов наблюдения и сбора информации. Советский период — особое время для статистических органов, которые стали частью государственного аппарата и были полностью переориентированы на обслуживание и защиту государственных интересов. Несомненные заслуги советской статистики, связанные 7 См. подробнее: Логинов М. И. и др. Очерк истории статистики: учеб. пособие. Екатеринбург, 1997. с созданием системы статистического мониторинга и наблюдения, а также комплексной обработкой первичных данных, не отрицают ее недостатков. Работая под контролем государства и выполняя его заказ, статистика приобрела репутацию «лукавой» науки. Официально надежность данных статистики не нуждалась в доказательствах. Более того, по отношению к статистическим источникам советского периода критический анализ в принципе не применялся, а их достоверность не подвергалась сомнению. Критический подход к статистическим данным сложился только в 1990-е гг. в условиях переосмысления исторического опыта советского государства. Однако и сегодня полноценный источниковедческий анализ статистических источников по-прежнему остается сложно решаемой проблемой в силу того, что технологии статистической обработки являются для большинства исследователей terra incognita. Таким образом, статистика сложилась в результате теоретического обобщения накопленного опыта учетно-статистических работ, обусловленных потребностями управления, и дальнейшее ее развитие шло под влиянием этого фактора. Она представляет собой сложное явление: статистика — это наука, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, и одновременно вид деятельности, который можно определить как сбор, представление, анализ и интерпретацию числовых данных. Сегодня трудно найти сферу, где не применялась бы статистика. Она нужна для расчета страховых тарифов, оценки финансового и предпринимательского риска, при постановке управленческого учета, для контроля и анализа качества продукции, в медицине, спорте, маркетинге. Свое место статистика заняла и в исторических исследованиях. Она помогает выявить и измерить закономерности социально-экономического развития, причинно-следственные связи между явлениями. Но познание закономерностей возможно лишь в том случае, когда изучаются не отдельные явления, а их совокупности, т. е. статистический метод может стать эффективным средством исторического познания только при определенных условиях: — при изучении массовых исторических объектов и явлений — однородных и измеряемых;
— при наличии соответствующей информационной базы исследования, представленной количественной моделью изучаемого явления или процесса; — при корректном использовании методов и грамотной интерпретации результатов статистического анализа. Для историков особый интерес представляют те методы сбора, систематизации и анализа количественной информации, которые могут быть применены для решения исторических задач. Прежде всего это приемы описательной статистики, доступные исследователям, не имеющим специального математического образования. Помимо них интерес представляют методы многомерной статистики, использование которых сегодня облегчается благодаря привлечению компьютеров и пакетов статистической обработки. В этом случае историку необходимо иметь представление о сфере применения и ограничениях использования данных методов, особенностях организации исходных массивов информации и интерпретации результатов. Всю техническую работу, связанную с расчетами, берет на себя вычислительная техника. Объектом изучения статистики и, соответствен- понятия куиности тех или иных явлений. Статист и- статистического ческую совокупность можно определить как некоторое множество, состоящее из однородных единиц наблюдения (конкретных объектов), объединяемых общими признаками. Примерами статистических совокупностей могут выступать население в целом и отдельные социальные группы страны или региона за определенный период времени, массовые события (например, стачки и забастовки рабочих, крестьянские выступления) или же социально-экономические объекты — крестьянские хозяйства, предприятия какой-либо отрасли и т. д. Статистическая совокупность характеризуется следующими чертами: 1) массовость; 2) однородность; 3) вариативность единиц наблюдения, отражающая отличие каждой единицы статистической совокупности от других по своим характеристикам. Единицы совокупности обладают определенными свойствами пли признаками. Например, признаки человека —возраст, пол, национальность, образование и т. д. Признаки предприятия — фор-
ма собственности, отрасль, количество работников, основные фонды и т. д. Количественный анализ массового явления осуществляется через оценку их признаков. Признаки могут быть: — качественными и количественными. Значения качественных признаков выражены словами (атрибутами). Значения количественных признаков выражены числами; — первичными и вторичными. Первичные признаки характеризуют единицу совокупности и являются результатом измерения (учета). Например, в ходе переписи населения фиксируется возраст человека, его пол, социальное положение, национальность и т. д. Вторичные, или расчетные, признаки не измеряются, а рассчитываются — например, себестоимость продукции, рентабельность предприятия, урожайность и т. д. На основе анализа значений признака рассчитываются статистические показатели, которые используются в качестве основного инструмента количественного анализа в истории. Остановимся подробнее на их характеристике, функциях и видах. Статистический показатель — это величина (мера), характеризующая свойства изучаемого явления с количественной и качественной стороны. Показатели отражают объемы и размеры изучаемых процессов, их уровни и соотношения. Структура статистического показателя состоит из двух частей: количественной и качественной. Качественная часть—это наименование показателя, которое выражает его смысл и состоит из трех информационных элементов: обозначения объекта, хронологических и географических рамок. Количественная часть — значение показателя — состоит из числа и единиц измерения. Статистические показатели выполняют ряд функций — познавательную, управленческую, стимулирующую и др. В исторических исследованиях все это многообразие функций сводится к одной — познавательной: они позволяют охарактеризовать, раскрыть исследуемый объект, познать его закономерности и характерные черты. Статистические показатели подразделяются на следующие виды: 1)по содержанию изучаемых явлений статистические показатели подразделяются на объемные или учетно-оценочиые (характеризуют объемы и размеры процессов и явлений) и аналитические (отражают уровни и соотношения изучаемых явлений и процессов). К аналитическим показателям относятся средние, относительные показатели, индексы и др. Например, показатель средней продолжительности жизни в РФ в 1990 г. составил 69, 2 года. Значение показателя позволяет судить о состоянии общества в целом и охарактеризовать качество жизни, так как продолжительность жизни выступает одним из важнейших его критериев; 2) по степени агрегирования (обобщения)явлений статистические показатели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные процессы и явления, и обобщающие, отображающие всю совокупность или ее части. Обобщающие показатели, в свою очередь, подразделяются на сводные, относительные и средние. Каждый из них несет свою аналитическую нагрузку; 3) в зависимости от характера изучаемых явлений выделяют интервальные и моментные показатели. Показатели, выражающие итоги развития явлений за период (интервал) времени, называются интервальными: например, объем сельскохозяйственного производства за месяц, квартал, год. Они отражают обобщенный результат изменений значений признаков за рассматриваемый период. К моментиым показателям относят те из них, которые характеризуют состояние явления на определенную дату, момент времени, т. е. являются результатом единовременного учета и регистрации (например, число крестьянских хозяйств на начало и конец какого-либо года). Если с показателями процесса (интервальными) возможно суммирование, то данные, приведенные на конкретную дату, складывать чаще всего нельзя. Использование статистических показателей Методические в исследовательской работе опирается на ряд нципы правил, обеспечивающих их корректное ис- количественного пользование и интерпретацию: 1. При изучении статистических показателей в научной работе необходимо опираться на общенаучные положения истории и статистики, стремиться к тому, чтобы они выражали сущность изучаемых явлений и давали им точную оценку. Эта задача достижима при условии использования системы пока-i а тс л ей, комплексно описывающих и характеризующих изу-
чаемый объект. Статистические показатели, являясь отражением исторических явлений, взаимозависимы, поэтому они обычно рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной связи. Единичные показатели не дают полноты восприятия анализируемого явления, они беспомощны и даже, более того, вредны, так как акцент на какой-то одной характеристике может привести к искаженному восприятию и пониманию изучаемого объекта в целом. Так, например, объемные показатели производства в отдельных отраслях промышленности или региона не дают нам полного представления об уровне экономического состояния общества. Система показателей для описания конкретного исторического объекта формируется либо с учетом историографического опыта изучения проблемы, либо на основе самостоятельного моделирования объекта исследования. В первом случае система показателей берется в готовом виде с опорой на результаты предшествующих исследований. Во втором случае, если проблема мало изучена и опереться не на что, необходимо разработать такое количественное описание (модель) объекта, которое будет достаточным для решения поставленных задач. Например, для изучения крестьянского хозяйства периода нэпа необходимо обосновать систему показателей, дающих полное представление о демографической, хозяйственной, земельной структуре хозяйства (численность членов хозяйства — семьи, количество работников, количество иждивенцев, площадь земельного надела, количество скота и т. д.).
|