Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е1-''~Е1Е''. 2 страница
В истории существует несколько подходов к моделированию исторических явлений и процессов: • с опорой на массовые источники и сложившиеся в науке теоретические представления об изучаемом объекте создастся коли- 568 • модель применяется для изучения тех явлений и процессов, качественная характеристика которых затруднена и не имеет четких критериев. Моделирование в этом случае позволяет прояснить их свойства и параметры. Построение модели включает следующие этапы: 1)постановка задачи. На данном этапе важно определить сущность проблемы и объект моделирования; 2)построение модели. Этап связан с определением цели моделирования, сбором и формализацией исходных данных. С учетом этих факторов проводится выбор и обоснование типа модели, в наибольшей степени соответствующей решаемым задачам; 3) проверка на достоверность. Важно доказать, насколько модель соответствует реальному историческому объекту, все ли существенные элементы и связи в нее встроены. Другой аспект проверки модели связан с тем, насколько информация, полученная с ее помощью, помогает исследователю решить поставленную проблему; 4) интерпретация модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию и интерпретации. Полученный результат нуждается в осторожном, корректном прочтении, раскодировании. Данная задача осложняется тем, что моделирование характеризуется высоким уровнем абстракции. Соотнесение результатов моделирования с конкретными историческими явлениями, как правило, сталкивается с проблемами неполных аналогий и случайных отклонении. Сложности интерпретации и значительная доля допущений и субъективных толкований — все это формирует атмосферу недоверия к результатам математического моделирования среди профессиональных историков. Использование моделирования в качестве способа верификации нарушает краеугольный принцип исторического исследования: подтверждения вывода фактом. И хотя модель относится к разновидности фактов, она, тем не менее, не совпадает с понятием исторического факта и поэтому для многих не выглядит убедительной. Существует несколько подходов к классификации исторических моделей. Так, например, Д.С. Чернавским было предложено деление исторических моделей на два типа с учетом уровня описания изучаемого явления: имитационные и базовые. Б азовые модели содержат минимальное число параметров, не претендуют на детальное описание явления, дают качественную картину поведения системы в целом. Они помогают понять основные механизмы изучаемого процесса. Имитационные модели включают множество параметров и переменных, претендуя на детальное описание конкретных объектов и явлений31. Свою классификацию математических исторических моделей дала К. В. Хвостова, подразделив их на конкретно-исторические и глобальные. Это деление строится с учетом тех методологических подходов, которые реализуются при проведении моделирования, и используемой информационной базы. В конкретно-исторических моделях формализуются реальные исторические процессы и явления, отраженные в источниках на уровне атомарных фактов. Задача такой модели — понять сложный механизм причинно-следственных связей, обеспечивающих развитие конкретных исторических объектов в ситуационном контексте. Глобальные модели основаны не на фактах, а на определенной системе теоретических представлений об историческом объекте или процессе, которые рассматриваются как исходные постулаты и позволяют сформировать модели высокого уровня обобщения, охватывающие значительные по временным и географическим характеристикам исторические явления32. Глобальные модели в большей степени подвержены некорректным построениям и интерпретациям в силу высокого уровня абстрактности, формализации и упрощения исторической информации. 31 Митюков Н. В. О типологии математических моделей военно-историчес 32 Хвостова К. В. Математические методы в исторических исследованиях 570 Конкретно-исторические модели, характеризующие реальные исторические объекты или процессы, используются достаточно широко и наиболее признаны историками. Создание конкретно-исторических ситуационных моделей, по определению К. В. Хвостовой, позволяет наиболее корректно и с наибольшей степенью достоверности представить исторические объекты и процессы. Особенностью таких моделей является то, что они опираются на исторические факты (первичные сведения), содержащиеся в массовых исторических источниках, которые можно рассматривать как некоторый аналог «аксиомы» в системе доказательств. Примером конкретно-исторической модели может служить исследование К. В. Хвостовой, основанное на принципе ситуационное™. В частности, проведенное ею изучение процессов дифференциации средневекового крестьянства опирается на разработку нелинейной модели, в основу которой были положены коэффициенты расслоения, учитывающие зависимость нескольких параметров: величина земельного надела; степень бедности (богатства) в определенный момент времени. Расчет был проведен на основе данных поземельно-налоговых описей отдельных крестьянских поселений, отразивших локально-временные вариации в развитии процесса расслоения. Проверка модели осуществлялась с учетом источников нормативного характера, которые не привлекались при моделировании. В качестве исходного положения для построения модели использовалось утверждение, что для средневекового сообщества типично преобладание слоя крестьян средней зажиточности — держателей «нормального» надела. На протяжении какого-то времени некоторые представители среднего слоя теряли часть своего надела или приобретали некоторое количество земли, т. е. беднели или богатели. Однако этот процесс нельзя оценивать линейно, как концентрацию земли у одних крестьян за счет обеднения других. Обеднение чаще всего было связано с переходом земли к представителям гос- подствующсго класса или же земля забрасывалась и оставалась без обработки. Обогащение происходило в результате покупки земли, но не обязательно у других крестьян, возможно, путем вовлечения в оборот пустующих земель или же по другим причинам. Модель отражает следующую зависимость: «Обеднение каждого крестьянина в данный момент времени прямо пропорционально потере им земли определенного размера и степени его бедности в этот момент времени. Обогащение прямо пропорционально размеру приобретенной земли в фиксированный момент времени и обратно пропорционально степени богатства в этот же момент. Это означает, что приобретение земли определенного размера существеннее для менее богатого владельца по сравнению с тем значением, какое в хозяйстве более богатого крестьянина имело бы такое же увеличение земли»33. Таким образом, приведенная выше модель, описанная как вербальными средствами, так и математическими (дифференциальными уравнениями), опиралась на сведения источников, выступающих в роли исходных аксиом. И это обязательное условие для реализации принципа историзма, который нередко забывается при проведении математического моделирования. Имитационное моделирование, в отличие от конкретно-исторического, реализует другой методологический подход (дедуктивный). Оно отталкивается не столько от исторических фактов, сколько от тех теоретических абстрактных представлений, которые исследователи принимают на веру и рассматривают в качестве исходных базовых аксиом. Это касается, прежде всего, имитационных моделей, претендующих на глобальный уровень отражения исторических процессов. Они в настоящее время активно разрабатываются в рамках прикладной математики и претендуют на новое «аналитическое» осмысление истории34. 33 Хвоспюва К. В. Математические методы в исторических исследованиях 34 Речь идет о формировании такого направления, как «клнодинамика», свя 572 Можно выделить ряд характерных черт, свойственных «псевдоисторическим» работам, основанным на глобальном моделировании: — источниковая база исследований не раскрыта и заменена условной информационной базой, технологии формирования которой обычно не раскрываются и не соответствуют базовым принципам работы с историческими источниками (комплексность, критичность, корректность интерпретации); — подбор исторических сведений и фактов для проверки моделей носит иллюстративный, целевой характер и влияет на формализованное упрощенное отражение исторического процесса; — использование «своего» научного языка, основанного на широком применении математических терминов и понятий, вольной интерпретации исторических категорий, введением собственных понятий, имеющих очень абстрактное, хотя и структурированное наполнение. В результате смысловой код модели оказывается чуждым историкам и создает семантические барьеры восприятия. К сожалению, подобные «псевдоисторические исследования» дискредитируют идею математического моделирования и тормозят процессы математизации исторической науки. Следует отметить также высокую затратность и низкую результативность глобального имитационного моделирования, поскольку чаще всего «открываются» давно известные специалистам-историкам истины. Помимо глобальных имитационных моделей в исторической науке есть более успешный опыт применения имитационных моделей, который связан с конкретными историческими объектами и источниковыми комплексами. Они используются для решения следующих задач: 1) реконструкции исторической реальности с целью восполнить имеющиеся информационные пробелы, а также для более глубокого понимания механизмов и закономерностей исторического развития; 2) проведения числовых экспериментов для выявления возможных альтернатив исторического развития. Одним из наиболее известных опытов имитационного моделирования была попытка воспроизведения на основе сохранившихся данных демографических и экономических аспектов жизни аттического общества VIII—VI вв. до н. э. Исследователи (А. С. Гусейнова, Ю. Н. Павловская и В. А. Устинов) поставили задачу разработки модели экономической динамики древнегреческих полисов, описывающей процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также влияния на эти процессы войны, и попытались интерпретировать эту модель применительно к периоду Пелопонесской войны 431—404 гг. до н. э.35 Создание социально-экономической модели древнегреческих полисов и проведение имитационных экспериментов позволили воссоздать в динамике функционирование основных греческих полисов в период Пелопонесской войны. Были уточнены площади обрабатываемых земель в полисах, а также площади под основными сельскохозяйственными культурами, численность населения каждого полиса по категориям, урожайность в каждом полисе, средние цены на основные товары потребления, объемы производства, объем и состав экспорта и импорта, подсчитаны доходы и расходы каждого слоя населения. Модель позволила получить цифровые данные для Коринфа и Сиракуз, хотя в исторических источниках сведения по ним практически отсутствуют. Вопросами математического моделирования занимались многие видные ученые — И. Д. Ковальченко, Л. И. Бородкин. На кафедре исторической информатики МГУ в течение многих лет ведутся исследования в области создания нелинейных моделей историчес- 35 Гусейнова А. С, Павловская Ю. Н., Устинов В. А. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М.. 1984. С. 17. 574 Исторические имитационные модели, без сомнения, представляют значительный интерес и являются эффективным инструментом познания, так как в большей степени учитывают специфику исторического исследования. Разновидностью имитационного моделирования выступают контрфактические модели. С их использованием связано развитие такого направления, как альтернативная история, позволяющего глубже понять механизмы взаимодействия закономерного и случайного в историческом пространстве. Одной из первых попыток контрфактического моделирования является работа Роберта Фогеля «Железные дороги и экономический рост» (1964), в которой рассматривается возможное развитие Америки XIX в. при отсутствии железных дорог. Автор оспаривает утверждение, что строительство железных дорог было главным и решающим стимулом развития всех отраслей хозяйства страны и доказывает, что основными средствами сообщения могли стать водные и гужевые перевозки. В отечественной историографии в качестве примера контрфактического моделирования можно рассматривать исследование Ю. П. Бокарева, предложившего модель безденежной экономики 1920-х гг. в условиях натурального обмена между городом и деревней. Он оспаривает мнение, что политика военного коммунизма вводилась как временная мера, экономически неоправданная и не имевшая практического успеха37. 36 См., например: Андреев А. Ю., Бородкин Л. И. Нелинейная модель стачеч 37 Бокарев 10. П. Социалистическая промышленность и мелкое крестьянское Историческое моделирование находит все больше сторонников не только среди «естественников» и математиков, но и среди историков. Успехи исторического моделирования не снимают тех методологических проблем, которые неразрывно связаны с использованием такого сложного инструментария. Вновь развертываются дискуссии об особенностях исторического познания и возможностях использования в этих целях строгого математического аппарата. Отсутствие разработанных процедур моделирования, адаптированных к специфике объекта исследования истории и той информационной среде, на которую они опираются, нередко приводит к очевидным упрощениям и некорректной трактовке исторических процессов, вызывающих неприятие новых методов историческим сообществом. Особенно это относится к моделям, отнесенным, по выражению К. В. Хвостовой, к «глобальным», оторванным от конкретного источника и в конечном счете от истории. Неразработанность методологической основы исторического моделирования является отражением того, что данные подходы стали инструментом исследования исторической реальности сравнительно недавно и в известной степени входят в противоречие со сложившимся инструментарием и принципами исследования исторической науки. Для преодоления этого противоречия необходим диалог, основанный на взаимодействии и сотрудничестве историков и математиков. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Выделите основное содержание и закономерности математизации исторической науки. 2. Какие этапы математизации отечественной науки вы можете указать? В чем их особенности? 3. Укажите основные методологические принципы использования количественных показателей в историческом исследовании. 4. Что такое статистический показатель, статистический признак? 5. Назовите основные классификации статистических показателей. 6. Что такое абсолютный показатель? 7. Какие разновидности абсолютных величин вы знаете? Какие задачи выполняют эти величины? 576 8. Назовите основные формы и виды относительных показателей. Какие возможности анализа они предоставляют? 9. Что такое типичный средний показатель?
10. Какие виды средних величин вы знаете? 11. Какие задачи решаются с использованием средних показателей? 12. Для каких целей в историческом исследовании необходимы показатели вариации? 13. Рассмотрите основные этапы динамического анализа. 14. Какие задачи решаются с помощью показателей динамики? 15. Почему принято говорить о системе показателей динамики? Из каких элементов она состоит? 16. Что означает понятие «тренд» и какие методы выявления тренда вы можете назвать? 17. Раскройте содержание корреляционного метода. 18. Почему в статистике разработано несколько коэффициентов корреляции? Чем они отличаются? 19. Для рассмотрения каких вопросов используются в истории методы многомерной статистики? 20. Какие методы многомерной статистики вас заинтересовали и почему? 21. Дайте определение исторической модели. 22. Оцените роль и место методов моделирования в развитии современной исторической науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ■ Историческая наука, объектом исследования которой выступает общество в прошлом, имеет свои специфические черты и особенности, отличающие ее от естественно-научных дисциплин. К ним относятся: — неполнота сохранившихся сведений о прошлом; — субъективность, связанная с личностным аспектом исследования; — наличие целеполагания исторического поиска, связанного с отбором материала, постановкой исследовательских задач, что нередко отражается на полноте картины исследования, ее содержательных аспектах; — сложность верификации исторического знания; — отдаленность событий, что затрудняет понимание и адекватную интерпретацию сохранившихся источников; — преобладание описательных форм и способов представления исторического знания; — хронологический и событийный подход к изучению истории. инструментарий, который, с одной стороны, направлен на объективизацию и повышение достоверности исторических представлений и знаний, а с другой — на восполнение недостающей информации. Отсутствие возможностей для опытной или экспериментальной проверки полученных знаний заставляет более строго подходить к процедурам сбора информации, ее интерпретации, построения и доказательства гипотез. Большую роль в решении этих задач играет математизация научного познания. Разработку и внедрение статистических методов в разные отрасли науки, в том числе и историю, некоторые ученые называют переворотом, так как они позволили расширить имеющиеся представления о причинных зависимостях в окружающем мире, его многообразии и вариативности. По мере развития исторической науки происходит расширение и усложнение ее методического арсенала, прежде всего за счет включения методов смежных наук. Интеграция общественных наук В теоретическом и методическом плане — это наиболее очевидный процесс, который меняет историческую науку, формируя новые направления, отрасли исторического познания, предъявляя новые требования к субъекту познания — историку. В первую очередь он коснулся зарубежной исторической науки. В отечественной науке заметный прорыв в области методики исторического исследования произошел в 1990-е гг., когда российские историки начали активно осваивать тот методологический и методический инструментарий, который уже прошел серьезную и длительную апробацию в зарубежной исторической науке. Это касается и технологий устной истории, и реализации принципов антропологического подхода к изучению исторических практик. Включение российской исторической науки в международное научное сообщество (не только в организационном плане, но и на индивидуальном уровне) повлияло на изменение представлений о профессиональных качествах и навыках историка. Свое место в современной исторической науке заняли методы количественного анализа, выборки, социологический инструментарий, компьютерные технологии. Овладение этими методами — непростая проблема, она тесно связана с исследовательской практикой и нуждается не только в освоении базовых приемов, но и в творческой адаптации этих методов к конкретным задачам с учетом индивидуальных способностей ученого, его представлений о необходимом и достаточном методическом инструментарии. Однако, чтобы выбор историка был осмысленным и эффективным, он должен базироваться на знании методов, которые используются в современной исторической науке, понимании их возможностей и ограничений. Другая закономерность научного творчества связана с углублением разделения труда, когда результаты исследовательской дея-
тельности одних групп людей (экспериментаторов, теоретиков, методистов) становятся исходным пунктом для познавательной деятельности других. В исторической науке, как и в других областях научного исследования, идет специализация и профессионализация научно-исследовательского труда. Ученые решают разные задачи, у них складываются различные навыки, интересы, критерии и оценки. Нередко это приводит к взаимному непониманию и разногласиям. В результате согласование эмпирических и теоретических задач в современной науке становится одной из наиболее актуальных проблем. Если в естественных и технических науках подобное разделение труда уже давно стало обычным делом, то в гуманитарных науках по-прежнему преобладают представления об ученом как «универсальном» исследователе, который в равной степени владеет приемами работы с историческими источниками и фактами, обладает концептуальным складом мышления и применяет методическое проектирование. Это утопия! Каждый исследователь в силу своих индивидуальных качеств оказывается склонным к тому или иному виду исследовательской практики. И эта специализация вольно или невольно проявляется в исторических трудах. В одном случае значимый результат исследования может быть связан с получением новых фактов, созданием более полной и детальной картины прошлого на основе ювелирной работы с историческими источниками. В другом — сильная сторона ученого проявляется в разработке теоретических аспектов исторических явлений, анализе его внутренних закономерностей. В третьем — раскрываются возможности новых методов исследования применительно к исторической проблематике. Быть универсалом в современной научной среде очень сложно и доступно единицам, хотя стремиться к этому следует. Подводя итог характеристике теоретико-методических аспектов исследования, необходимо подчеркнуть, что для проведения полноценной исторической работы необходимо соблюдать следующие условия: — должно быть четкое понимание специфики объекта и предмета исследования, изучение которых ведется, как правило, на стыке наук. Любая историческая проблема по умолчанию междисциплинарна. Без освоения и систематизации всего комплекса методоло- гических наработок в этом вопросе нельзя дать адекватную оценку изучаемым историческим процессам; — создание соответствующей задачам исследования источни-ковой базы, позволяющей комплексно проанализировать объект и предмет исследования. Для достижения этой цели необходимо владеть навыками поиска, систематизации, анализа исторических источников. Комплексный подход к формированию источниковой базы позволяет поставить и решить исследовательские задачи нового уровня: не только реконструировать и описать историческое явление, но и дать его качественную оценку, основанную на привлечении всего многообразия свидетельств и данных; — задачи исследования и особенности источниковой базы непосредственно влияют на методологические приемы анализа. Методическая база исследования должна носить комплексный характер, в ней должны быть сбалансированно представлены как традиционные методы исторического исследования, так и формальные приемы, ориентированные на построение моделей изучаемого явления. Применение количественных методов не только оправданно, но и необходимо, без них невозможно систематизировать и обобщить первичный конкретно-исторический материал. Для успешной научной деятельности сегодня нельзя замыкаться в кругу знакомых и привычных практик. Любопытство и стремление освоить новые приемы и технологии, в конечном счете, помогут раздвинуть границы возможного и получить новые научные результаты. Хотя существует и другая опасность — впасть в бесплодное экспериментаторство. «Est modus in rebus» — главное, найти свою меру и место в исторической науке. Успехов... список РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Абдуллаев В. И. Полнотекстовая база данных и информационно-поисковая система по археологии финно-угров Поволжья и Приуралья / В. И. Абдуллаев, Ю. А. Зеленев, Д. Ф. Иванов. Йошкар-Ола, 2001. Абрамов В. К. Корреляционный анализ в исторических исследованиях / В. К. Абрамов. Саранск, 1990. Аникеев И. А. Историческая информатика в России / И. А. Аникеев. Ставрополь, 1999. Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания / Г. А. Ан-типов. Новосибирск, 1987. Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М., 1980. Барг М. А. Категории и методы исторической науки / М. А. Барг. М., 1984. Бартон В. И. Сравнение как средство познания / В. И. Бартон. М., 1986. Белова Е. Б. Историческая информатика: учеб. пособие / Е. Б. Белова, Л. И. Бородкин, И. М. Гарскова [и др.] / под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. М., 1996. Берков В. Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект) / В. Ф. Берков. Минск, 1979. Берлянт А. М. Картоведение: учебник для вузов / А. М. Берлянт, А. В. Востокова, В. И. Кравцова [и др.]. М., 2003. Блосфельд Е. Г. Введение в историю: учеб. пособие / Е. Г. Блосфельд. Волгоград, 2003. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука: в 2 кн. / А. А. Богданов. М., 1989. Бокль Г. История цивилизации в Англии: в 2 т. / Г. Бокль. СПб., 1906. Бородкин Л. И. Промышленная типология губерний Европейской России на рубеже XIX—XX вв. (опыт многомерного количественного анализа по данным промышленной переписи 1900 г.) / Л. И. Бородкин, И. Д. Ковальченко // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981. С. 102—128. Бородкин Л. И. Контент-анализ в исторических исследованиях/ Л. И. Бородкин. М., 1984. Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в историчб) I И исследованиях /Л. И. Бородкин. М., 1986. Бородкин Л. И. Синергетика и история: моделирование исторически процессов /Л. И. Бородкин //История и математика. Анализ и МбДвЯИрО вание социально-исторических процессов. М., 2007. С. 8—49. Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: у'К-(пособие / А. В. Бочаров. Томск, 2006. Брандт М. Ю. Введение в историю: учеб. пособие/ М. К). Бращн Л. М. Ляшенко. М., 1994. Вен П. Как пишут историю: опыт эпистемологии / П. Вен. М., 200 ( Витое М. В. Этнография Русского Севера / М. В. Битов. М., 1997. Владимиров В. К Историческая геоинформатика: геоинформационны' системы в исторических исследованиях /В. Н. Владимиров. Барнаул, 200 I Войшвилло Е. К. Логика с элементами эпистемологии и научной MB ГО дологии / Е. К. Войшвилло, М. Е. Дегтярев. М., 1994. Воронин Ю. А. Введение в теорию классификаций/ Ю. А. Воронин Новосибирск, 1985. Воронин Ю. А. Теория классифицирования и ее приложение /10. Л. Но ронин. Новосибирск, 1985. Гарскова И. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях И. М. Еарскова. М.; Ееттинген, 1994. Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский ана лиз познавательной деятельности в науке) /И. Е. Еерасимов. М., 1985. Голдстейн М. Как мы познаем: исследование процесса научною по знания/М. Еолдстейн, И. Еолдстейн. М., 1984. Гомаюнов С. А. Анатомия антисистемы: к вопросу о природе Т01 ^. тарных обществ / С. А. Еомаюнов. Киров, 1991. Гомаюнов С. А. Композиционный метод в историческом познании С. А. Еомаюнов. М., 1994.
|