Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Металловедческое исследование.






(проводил эксперт Пеньков В.В.)

Объектом исследования являлись многопроволочные медные проводники, поступившие на экспертизу в пакетах №6, №7 и №8.

В процессе морфологического анализа проводившегося визуально и при помощи оптического бинокулярного оптического микроскопа МБС-10 было установлено, что на поверхности проводника из пакета №6 имеется наплыв металла округлой формы. Наплыв имеет такой же цвет (красно-коричневый), как и сам проводник. Вокруг наплава следов расплавления самого проводника не наблюдается. При надавливании на наплыв вдоль оси проводника пальцем, наплыв достаточно легко отделился от поверхности проводника. На обратной стороне наплыва имелись четко выраженные следы от проволок. У проводника в том месте, где располагался наплыв, следов оплавления не наблюдается. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наплыв металла образовался не в результате расплавления данного проводника, а в следствии расплавления и стекания металла другого объекта, предположительно также изготовленного из меди. Так как данный проводник не имеет повреждений образовавшихся в результате расплавления, то в дальнейшем в рамках металловедческого исследования он не рассматривался. Два многопроволочных проводника из пакета №7 (объект №1) соединены между собой в одном месте путем сплавления их концов. Область сплавления имеет относительно большую протяженность и в ее пределах наблюдается относительно большое по основанию утолщение каплевидной формы. Непосредственно около области сплавления оба проводника оплавлены на относительно небольших по протяженности участках. В пределах зоны сплавления внутри металла имеются пустоты (трехмерные несплошности), наблюдаемые через отверстия на поверхности. Многопроволочный проводник, обозначенный как объект №2, из пакета №7 имеет локальное концевое оплавление в виде явно выраженного утолщения округлой формы. У проводника из пакета №8 один из концов оплавлен. Причем зона оплавления характеризуется высокой степенью локализации, т.е. очень малым объемом расплавлявшегося металла. Ее протяженность вдоль оси проводника составляет порядка 1, 5 мм. Зона оплавления имеет округлую форму. Оплавления выявленные на концах медных многопроволочных проводников из пакета №7, обозначенных как объекты №1, №2, и на конце медного многопроволочного проводника из пакета №8 характерны для случая повреждения (разрушения) медных проводников от термического действия электрического тока.

Для установления условий окружающей среды, при которых произошло повреждение данных проводников, был проведен металлографический анализ их металла в зонах расплавления. Исследование проводилось на микрошлифах, приготовленных в продольном сечении проводников, при помощи оптического фотомикроскопа NEOPHOT-30 (Германия). Выявление микроструктуры проводилось реактивом нижеследующего состава: соляная кислота – 30мл, хлорное железо – 5г, вода – 100мл.

В результате проведенного исследования было установлено, что у проводника – объект №2 из пакета №7 металл в зоне расплавления имеет относительно крупные литые равноосные зерна. Эвтектика aCu-Cu2O в зоне расплавления отсутствует. Данная структура характерна для кристаллизации меди при повышенной температуре окружающей среды (2000С и более) и пониженном содержании кислорода в атмосфере. Материал проводника – объекта №2 из пакета №7 в зоне расплавления образован относительно крупными литыми зернами вытянутыми преимущественно вдоль оси проводника. Эвтектика aCu-Cu2O в зоне расплавления отсутствует. Данная структура характерна для кристаллизации меди при нормальной (комнатной) температуре окружающей среды и пониженном содержании кислорода в атмосфере. Утолщение каплевидной формы в зоне сплавления многопроволочных проводников из пакета №7 (объект №1) имеет литую структуру сплава меди с кислородом. Структура преимущественно образована равноосными зернами эвтектического состава, т.е. полностью состоящими из эвтектики aCu-Cu2O. Наряду с этим в некоторых областях наблюдаются вытянутые зерна эвтектического состава и зерна с дендритным строением доэвтектического состава. Выявленные структурные особенности характерны для кристаллизации меди при нормальном составе атмосферы и нормальной (комнатной) температуре окружающей среды.

На основании проведенных исследований и в соответствии с методическими рекомендациями [13, 14] можно заключить, что оплавления многопроволочного медного проводника из пакета №8 и многопроволочных медных проводников – объекта №1 из пакета №7 характерны для случая повреждения медных проводников в результате термического воздействия электрического тока при нормальных условиях окружающей среды. А оплавление многопроволочного медного проводника – объекта № 2 из пакета №7 характерно для случая разрушения медных проводников в результате термического воздействия электрического тока при повышенной температуре окружающей среды (2000С и более) и пониженном содержании кислорода в атмосфере.

 

________________ В.В. Пеньков

 

Таким образом, вышеизложенное исследование позволяет сделать вывод, о том, что в данном случае источником возникновения пожара (первоначального возникновения горения) послужило тепловое проявление аварийного режима работы электрооборудования внутри салона автомобиля «БМВ-Х5» в районе его задней правой колесной арки, в месте расположения заднего сидения.

Непосредственной (технической) причиной возникновения пожара явилось воспламенение горючих материалов от теплового проявления аварийного режима работы электрооборудования автомобиля «БМВ-Х5».

Полученные выводы согласуются с обстоятельствами возникновения пожара, установленными следственным путем.

 

Вопрос 3. «Каковы пути распространения пожара?»

После возникновения пожара внутри салона автомобиля «БМВ-Х5» в районе его задней правой колесной арки (в месте расположения заднего сидения), находящегося в гараже №96, пожар распространился на горючие материалы салона автомобиля. Вследствии этого, произошел прогрев бензобака, выполненного из полимерных материалов, (расположенного под днищем автомобиля в районе заднего заднего сиденья (фототаблица, фото №14), который привел к разрушению его емкости. Этому способствовало полное заполнение бензином бака (л.д. 36). Далее произошло формирование горючей топливо-воздушной смеси из паров углеводородного горючего (бензина), с дальнейшим взрывным горением (дефлаграция) образовавшейся топливо-воздушной смеси. После взрыва неиспарившийся бензин в значительной мере спобствовал развитию и распространению пожара на сгораемые элементы в обемах гаражей №№95, 97 и 94, а также формировании следовой картины пожара.

 

ВЫВОДЫ:

1. Причиной пожара послужило воспламенение горючих материалов от теплового проявления аварийного режима работы электрооборудования автомобиля «БМВ-Х5».

2. Очаг пожара находился внутри салона автомобиля «БМВ-Х5» (расположенного в гараже №96) в районе задней правой колесной арки, в месте расположения заднего сидения.

3. Возникнув в салоне автомобиля «БМВ-Х5», пожар распространился на сгораемые элементы салона автомобиля, далее произошло взрывное горение (дефлаграция) образовавшейся топливо-воздушной смеси. После этого пожар вначале распространился на сгораемые элементы гаража №96, в дальнейшем распространение пожара происходило на сгораемые элементы (поверхности) в объеме гаражей №№ 95, 97 и 94.

 

Эксперты:

________________ Довбня А.В.

 

________________ Богатищев А.И.

Вариант № 2.

Обстоятельства дела: (известны из постановления о назначении экспертизы) 28 июня 2001 г., около 4-х часов, в теннисном павильоне спорткомплекса Звездного городка произошло возгорание, приведшее к уничтожению здания павильона стоимостью более 2.800.000 рублей.

На экспертизу представлено:

1. Материалы уголовного дела № 83221 на 31 листе.

2. Дополнительные материалы:

- протокол осмотра места пожара от 05.07.2001 г.,

- протокол осмотра места пожара от 11.07.2001 г.,

- протокол осмотра места пожара от 26.07.2001 г.

- 8 (восемь) томов технической документации,

- пакет с фотографиями теннисного павильона,

- вещественные доказательства в 12 конвертах.

Экспертам была предоставлена возможность осмотреть место происшествия.

На разрешение экспертизы поставлены вопросы:

1. Где расположен очаг возгорания?

2. Какова техническая причина пожара?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал