Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие 4.






Современные методы в исторических исследованиях (4 часа)

1. Место количественных методов в исторических исследованиях.

2. Социологические методы в исторических исследованиях.

3. Историко-психологический метод.

4. Математизация научных исследований и ее проявления в исторической науке.

УИРС: Устная история как технология сбора исторической информации.

Корреляционный анализ в историческом исследовании.

Литература

 

1. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Г.Ф., Лазарев В.В. Историческая информатика. - М., 2006.

2. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. - М., 2006.

3. Ефременков Н.В. Основы научного исследования и методы самостоятельной работы студента-историка.- Калинин, 2006.

4. Информационные технологии для историков: Учебное пособие под ред.Л.И. Бородкина. - М.: МГУ, 2006.

5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2003.

6. Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Учеб. пос. – Екатеринбург, 2010.

7. Мининков Н.А. Методология истории.- Ростов н/ Дону, 2004.

8. Румянцева М.Ф. Теория истории. - М., 2002.

9. Сидорцов В.Н., Балыкина Е.Н. и др. Историческая информатика. -Минск, 2008.

10. Славко Т.И. Математические методы обработки информации. - Сыктывкар, 2009.

11. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Вопросы для самоконтроля

· Сформулируйте принципы исторического исследования.

· Сопоставьте отношение Гегеля и позитивистов к историческому факту.

· Определите достоинства и недостатки определения исторического источника С.О. Шмидта.

· Сформулируйте и обоснуйте метод сравнительно-исторического исследования.

· Проанализируйте достоинства и недостатки компаративного источниковедения как метода сравнительно-исторического исследования.

· Как связаны цель исторического исследования и восприятие исторического времени?

· Какова роль исторической компаративистики в конкретно-историческом исследовании?

· Чем отличается сравнение как метод от метода сравнения? Какова функция того и другого?

· Зачем и как осуществляется сравнительно-историческое исследование в рамках стадиальных теорий исторического процесса?

· Какие возможности для сравнительно-исторического исследования открывает источниковедческая парадигма гуманитарного знания?

· Каковы методологические основы метода компаративного источниковедения?

 

 

План-график СРС

 

Вид СРС трудоемкость Неделя семестра
Индивидуальные задания по теоретическому курсу   4, 6, 8, 10
индивидуальное задание по анализу письменного источника     4, 6
- индивидуальное задание по характеристике методов   8, 10

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал