Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов. Абстрагирование(лат. Abstrahere) – мысленное отвлечение от каких-то свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных черт
Абстрагирование (лат. abstrahere) – мысленное отвлечение от каких-то свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя. Анализ – логический прием мысленного расчленения явления или процесса (предмета) на части (признаки, свойства, отношения). Анализы: классовый – трактовка исторических явлений и процессов через призму наличия определенных классов, а у приверженцев марксистского подхода – и антагонистической классовой борьбы; количественный – сущностно-содержательный анализ исторических явлений на основе полученной системы их численных характеристик; позволяет установить абсолютную и относительную меру как количественных, так и качественных признаков изучаемых объектов, а также интенсивность их проявления; системно-структурный – анализ с целью выявления элементов, подсистем, элементной обусловленности внутренних и внешних функций, истории и альтернатив дальнейшего развития изучаемого объекта как целостного образования; функциональный – выявление внутренних и внешних функций, свойственных изучаемому объекту и его подсистемам; это выявление может выступать в качестве средства расчленения целостного образования, тогда анализ становится структурно-функциональным. Аксиология (гр. Axios – ценность, logos – слово, понятие) – учение о ценностях; цель учения – исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого и т. д. Альтернативность в истории – представление, допускающее одну из двух или нескольких возможностей развития событий. Аналогия (гр. analogia) – форма суждения, когда на основании сходства двух объектов в каких-либо отношениях делается вывод об их сходстве в данном отношении. Антропологизация (от гр. Anthropos – человек) – явление в историографии, ставящее в центр исследования «человека» (в противовес, например, «событийной» историографии или истории классов, государственных, общественных институтов) и сопровождающееся заимствованием подходов и методов культурной антропологии. Антропология – учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным объектом рассмотрения. См. также Историческая антропология. Архетип (гр. Arch – начало, typos – образ) – в позднеантичной философии прообраз, идея; в социальных науках (социологии, социальной психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга и означает врожденные априорные, происторические образы, общие для отдельных рас, наций и всего человечества; структурная единица коллективного бессознательного. Архивоведение – научная дисциплина, занимающаяся разработкой методов сбора, систематизации и хранения документов, изучением истории и организации архивного дела. Возможность – объективная тенденция, выражающаяся в наличии условий для возникновения и развития исторического объекта или процесса. Восхождение от абстрактного к конкретному – общенаучный метод познания, позволяющий перейти от ограниченного знания к более полному, конкретному, теоретическому знанию. Время историческое – время, наполненное историческими событиями и зависящее от их характеристик; введено В. Дильтеем. Всемирно-исторический – понятие, в котором выражается единство и целостность человеческой истории, скрытые за внешним многообразием локально-исторического. Генерализирующие науки – обобщающие науки; о законах. Геополитика (от гр. geo – земля) – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, военных отношений, обусловленных географическим положением страны (региона) и другими факторами (климатом, природными ресурсами, расселением и т. д.); цель геополитики – разработка геостратегии государства, т. е. направлений его внешнеполитической деятельности. Герменевтика (гр. hermeneutike – истолковательное) – искусство и теория истолкования текстов, исходя из их содержания, а не из их объяснение через контекст. Глобализация (англ. globalization) – философско-культурологическая интегративная концепция, отражающая тенденции развития мировой истории на современном этапе. Г. утверждает, что современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции, предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, решение экологических, демографических, энергетических, продовольственных проблем, а также связанных с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства). Гносеология (от гр. gnosis – знание) – теория познания, изучающая его возможности, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности. Гражданское общество – см. Общество. Дедукция (лат. deductio – выведение) – метод систематизации накопленного и теоретически осмысленного материала и выведения из него всех следствий; построение научной теории. См. Индукция. Демографическая история (от гр. demos – народ) – отрасль знания о народонаселении во временной протяженности, его распределении, составе и воспроизводстве (рождаемости, смертности, продолжительности жизни), факторах его движения. Диалог (гр. dialogos) – логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций; такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, их творческому взаимодействию и синтезу. Диахронический (гр. dia – через, chronos – время) метод – см. Метод. Дискурс (англ. Discourse – речь), дискурсивные практики – связный текст в совокупностями с некоторыми внетекстовыми параметрами и факторами, т. е. событиями, являющимися предметом повествования, условиями порождения текста; применительно к истории, историографии – языковое сознание эпохи, изучение языковых практик, бытовавших в ту или иную историческую эпоху. Женская история – направление в историографии, возникшее на почве феминистской идеологии 1960-х гг. и призванное восстановить справедливость в отношении женщин, «забытых» предшествовавшей историографией; открытие собственно женщин в истории, женский взгляд на исторический процесс; господствовала до середины 1970-х гг., вплоть до появления гендерных исследований. Идеализация – общенаучный метод познания, при помощи которого свойства и признаки объекта исследования доводятся до крайнего предела; применяется с целью более полного и глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений. Идеология (гр. idea – идея, образ, logos – слово, понятие) система исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, ставящих целью сохранение или преобразование существующего общественного устройства; в отличие от объективистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления знаний, идеологический способ представления оперирует как концептуально-теоретическими, так и эмоционально-психологическими средствами, обращается к соответствующей системе ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, политических симпатий и антипатий, программ действия. Идеографический метод – см. Метод. Имманентный (гр. immanens – присущий) – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы. Инвариантный путь развития – неизменный путь развития, не допускающий альтернативы. Индивидуализирующие науки – науки об индивидуальном; описательные, идиографические. Индукция (лат. Induction – выведение) – логический переход от единичных фактов (всех или не всех) к общим положениям и возможно вероятным посредством установления сходства, различия, сопутствующих изменений. См. Дедукция. Инструментальные средства – техника исследования, например – компьютерная. Информатизация – совокупность процессов, происходящих во всех сферах общества и связанных с качественно новым уровнем производства, переработки и передачи информации. Исследовательские программы (парадигмы) – системы принципов, идеалов и норм, определяющие механизмы описания и объяснения общественных и исторических явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в истории, экономике, политике и других сферах социальной жизни. Историзм – принцип исследования, требующий изучения всякого явления в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности; как научный принцип утверждается в XIX в.; характерный способ мышления человека новоевропейской цивилизации; современная историография понимает И. также как критическое движение мысли, утверждающее преимущественную важность исторического контекста для интерпретации текстов всех видов. Историко-генетический метод – см. Метод. Историко-системный метод – см. Метод. Историко-сравнительный метод – см. Метод. Историко-типологический метод – см. Метод. Историософия – центральное учение в философском осмыслении человеческой истории, область осмысления вопросов о человеке, его судьбе и предназначении, о смысле и цели истории, конце истории и т. д.; термин введен А. Цешковским. Историческая антропология – направление в исторической науке, дополняющее объективно-структурное и рассматривающее повседневную жизнь людей как в ее материальных обстоятельствах («кастрюля не менее важна, чем соната Бетховена»), так и в субъективированном виде – в поведении людей. Возникла на основе использования методов культурной антропологии. Историческая информатика – направление в исторической науке, возникшее на стыке источниковедения, информатики и квантитативной истории; в его основе лежит формализация и компьютерная обработка исторических источников, разработка и использование новых компьютерных технологий исследования, создание компьютерных программ обучения. Исторический закон – объективно существующая и повторяющаяся связь этапов исторического процесса, обобщающая эмпирические данные и носящая в реализации вероятностный характер. Историческое – процесс становления и развития объекта; понятие, определяющее предметную область истории в общем массиве социального знания. История идей – см. Интеллектуальная история. История повседневности – описание быта людей в истории, их отношения к важнейшим событиям современности, «открытие» жизни людей, «спрятанных» от истории на протяжении всех предшествующих эпох; темами изучения становятся семейная жизнь, манеры и одежда, режимы питания, образ жизни и т. д.; исследовательские подходы связаны с культурной антропологией, историей ментальностей, тендерной историей, микроисторией. Инструментальные средства – техника исследования, например компьютерная. Источник – любая информация, которая может быть использована для познания прошлого, в первую очередь, продукт целенаправленной деятельности людей; особую роль играют письменные источники. Категории – наиболее общие понятия, концентрирующие знания о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира. Квантитативная история (клиометрия) – область исторической науки, основанная на применении количественных методов исследования. Классификация – прием, который позволяет выделить классы и группы сходных исторических объектов на основе определенных признаков. Классовый анализ – см. Анализ. Кластерный анализ – см. Анализ. Когнитивный (англ., лат. cognitive) – познаваемый, имеющий отношение к познанию. Количественный анализ – см. Анализ. Компьютерное источниковедение – научное направление в источниковедении, основанное на применении компьютерных технологий. Контент-анализ – метод, основанный на сведении текста источника к ограниченному набору определенных элементов, которые легко подвергнуть количественной обработке. См. также Социально-психологические методы. Концепция всемирной истории – рассмотрение исторического процесса, исходя из взаимосвязи «всемирно-исторического» и «локально-исторического». См. также Всемирно-исторический; Линейная концепция истории. Культура (лат. cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Подходы в культуре: аксиологический (от гр. axios –ценный) – связан с выделением мира ценностей в бытии человека; культура в этом случае выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека; гуманитарный – выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры; деятельностный – в его рамках культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода «социальный ген» жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека; семиотический (гр. semeiotike – учение о знаках) – заключается в способности культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т. е. закрепленную совокупность деятельностных схем (по биологическим программам не передаются); они обеспечивают социальное наследование; человек их усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности и т. д.; социологический – представляет культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в конкретной системе общественных отношений, в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической). Культура в контексте «постмодернистского» понимания – включает все символическое (и материальное производство и организацию слов, жестов, образов, звуков), посредством которых люди способны достигать индивидуальной и коллективной идентичности; исторически складывающийся комплекс символов человеческой деятельности. Культура историческая – целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура), возникающий на базе территориальной, этнической, языковой, политической, экономической и психологической общности, проходящий этапы зарождения, развития и упадка. Культурная (социальная) антропология – направление, возникшее в начале XX в. в западной историографии и ставившее главным объектом исследования «примитивные» (не соприкоснувшиеся с техногенной цивилизацией) общества, которые рассматривались как прототипы современных социальных институтов (права, брака и т. п.); впоследствии методы К.А. (полевые исследования, плотные описания и др.) распространились и на анализ истории. Лингвистический (дискурсивный) поворот в истории – совокупность процессов, связанных с признанием языкового характера мышления и переносом подходов и методов литературной критики на все гуманитарное знание. Линейная интерпретация истории – концепция объяснения всемирно-исторического процесса как характеризующегося специфическим порядком событий, динамикой общественной жизни людей, необратимостью и направленностью развития, единством принципов организации, нацеленностью на прогресс, постоянное восхождение к более совершенным формам общественной жизни. В интерпретации исторического процесса выделяют подходы: формационный – учитывающий поступательно-стадиальный, прогрессивный характер развития человеческой истории, развитие во времени, ее хронологию; в марксизме выделяется пять общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая); цивилизационный – учитывающий всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве; при таком, интеграционном подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив развития. Логическое – философская категория, основанная на теоретическом воспроизведении развивающегося или развитого объекта во всех его существенных связях и отношениях. Макроанализ – см. Анализ. Массовые источники – объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами; к ним относится вся совокупность статистических источников. Математическое моделирование – см. Моделирование. Машиночитаемые (электронные) документы – документы, пригодные для автоматического (машинного) считывания содержащейся в них информации. Междисциплинарность – заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин; создание междисциплинарных объектов (гендер, класс, повседневная жизнь и др.). Менталитет, ментальность (лат. mens, mentalis – мышление) – особый набор «привычек мышления», обнаруживающихся как нечто самоочевидное для человека данного типа культуры на определенном историческом промежутке времени; совокупность образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которых выражено их понимание мира и собственного места в нем. Метафора (гр. metaphora –перенос) – событие в образе, образное сближение слов на базе их переносного значения, направленное на удовлетворение потребности не в объяснении события, а в его понимании. Метод – совокупность приемов и операций, которые регулируют деятельность историка и обеспечивают решение исследовательской задачи. Методы: герменевтики – вскрытие намеков в тексте путем изучения исторических реалий, «вживание» в текст, а также его психологический анализ; диахронический – способ научного исследования путем построения во времени разнообразных по природе исторических явлений и процессов; идеографический – состоящий в описании индивидуальных особенностей исторических фактов, на основе «отнесения к ценности» (действительно «существенным» событиям и явлениям); разработан баденской школой неокантианства; информационно-энтропийный – выявление случайных элементов и определение их меры; историко-генетический – способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния; историко-системный – углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования; историко-сравнительный – метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними; историко-типологический – средство выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в непрерывно-временном их развитии; классового анализа – рассмотрение любого общественного явления через призму наличия определенных классов и классовой борьбы; количественные – совокупность приемов и операций описания, преобразования и получения нового исторического знания с использованием современных методов математики и информатики; многомерного статистического анализа (МСА) – набор математико-статистических методов, ориентированных на исследование статистических совокупностей, в которых объекты характеризуются набором определенных признаков; номотетический (от гр. nomos –закон) – метод естественных наук, состоящий в обобщении материала и установлении законов; разработанный И. Кантом и представителями баденской школы неокантианства; политологии – основанные на общенаучных методах: институциональный метод как изучение политических институтов, исследование «случая» (case studies) с его уникальным набором причин, анализы – концептный (объяснение ключевых моментов) и дискурсивный (междисциплинарный) и др.; психологические – позволяющие выявить психическую мотивацию исторических процессов и создать психологическую концепцию личности в истории; ретроспекции (от лат. retro – назад) – движение мысли от современного видения объекта в прошлое с целью выяснения причины его появления; семиотики (rp. semeiotike –учение о знаках) – вычленение знаков, разделение знаков и «означаемых» ими значений, способы кодировки и перекодировки знаков, складывание из них нового исторического построения; социально-психологические – заимствованные из социальной психологии, индивидуальной психологии, психоанализа; рассматривающие коллективное поведение, групповую динамику согласно теориям социальной психологии. Различают психоанализ индивидуальный (источников личного характера, например, мемуаров, писем, литературных произведений и т. д.) и анализ групповых фантазий, т. е. образов, возникающих в групповом бессознательном (фольклора, художественной литературы, архитектуры и т. п.); перенос теории психоанализа личности на изучение групповых процессов (идеи о «психической защите», роли детства и др.); социологии – основанные на общенаучных методах неформализованные (качественные) и формализованные (качественно-количественные) методы, в т. ч. контент-анализ, количественный анализ, в ходе которого используются приемы выборки, процентное распределение, индексы, парные корреляции, различные виды многомерного статистического анализа, коэффициент Яниса, предназначенный для вычисления баланса положительных и отрицательных оценочных суждений относительно избранного объекта высказывания; экономической науки – основанные на общенаучных методах: позитивный метод, предполагающий описание, анализ и систематизацию фактов, явлений и процессов в том виде, в котором они имели место в действительности, и позволяющий раскрыть их функциональные связи (например, изучение рыночных систем); нормативный, посредством которого устанавливается связь между познавательной и оценочной деятельностью познающего субъекта, что очень важно при проведении принципа ценностного подхода с обязательным учетом принципов историзма и объективности. Методология (гр. methodos – способ познания, logos –учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; теория о путях и методах формирования научного знания. Методология истории – дисциплина, изучающая природу, принципы и методы исторического познания; раскрывает специфику познания истории, взаимосвязь исторической науки и современности, структуру исторического исследования и основные исторические понятия. Методы многомерного статистического анализа – см. Метод. Микроанализ – см. Анализ. Многомерность – единство двух основных видов информации: внутреннего (теоретические, формально-логические, концептуальные модели) и внешнего (текстуальные и знаково-символьные формы). Модернизация – теория прогрессивного развития общества через государственные или социальные структуры, причем «простой» человек со свойственной ему картиной мира присутствовал в этой теории лишь в качестве пассивного объекта целенаправленной преобразовательной деятельности общества. Мультимедиа (анг. multimedia –многосредность) расширение – пакеты программ, дающих возможность дополнить традиционные документы (таблицы, тексты, иллюстрации и т.д.) такими элементами, как звуковое сопровождение, видео-вставки и т.д. Народная (популярная) культура (popular culture) – объект микроистории, включающий не только проявления «низовой», «лубочной» культуры, но и условия, в которых жили люди, их повседневный опыт. Нарратив (лат. «narratio» – повествование) – имеющий отношение к описанию, один из главных приемов исторического исследования. Нелинейность развития – многовариантность, непредсказуемость развития из-за наличия в обществе большого количества подсистем, постоянного столкновения интересов и целей различных людей. Необходимость – философская категория, которая представляет отражение внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности; используется для определения поведения исторических субъектов, а также хода исторических процессов. Неокантианское направление в методологии истории – направление в германской историографии конца XIX – первой четверти XX вв., противопоставившее по содержанию и методу исследования науки о культуре и науки о природе, провозгласившее аксиологический метод основным средством постижения истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер). Неообъективизм – направление в американской историографии второй половины XX в., постулирующее возможность объективного познания прошлого, в условиях зависимости исторической науки от современности. Номологические науки (от гр. nomos –закон) – науки об общем, о законах. Обобщение – выявление общих признаков (свойств, отношений, тенденций) объективных фактов (событий) – индуктивное обобщение, – а также мыслей – логическое обобщение. Общественные объединения – добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Правовое регулирование деятельности общественных объединений осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», другими актами законодательства. Общество: гражданское – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей; информационное – общество, характеризующееся в техническом отношении широким внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений; постиндустриальное – общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Объективность – принцип, исходящий из представления о возможности субъекта дать аутентичное (подлинное) истолкование объекта исторического исследования, обеспечивающий получение истинного знания о прошлой реальности, адекватное ее описание. Онтология (от тр. ontos –сущее) – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях; применительно к истории используется понятие социальной онтологии (учение о бытии общества). Описание – этап эмпирической стадии научного исследования, состоящий в фиксировании знания об исторической реальности с помощью системы обозначений, принятых в науке. Оценка – выяснение значения события в историческом процессе, его актуальности для современности. Панславизм – идейно-политическая доктрина, провозглашающая общность интересов всех славянских стран, необходимость их единства. Парадигма (rp. paradeigma –пример, образец) – теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для решения исследовательской задачи. Понимание – процедура, связанная с включением некоторого нового содержания в систему устоявшихся идей и представлений. Позитивизм (лат. positivus –положительный) в исторической науке – направление в науке XIX – XX вв., ориентированное на описание и систематизацию фактов, исходящее из идеи единства научного знания и возможности внедрения в историческое исследование нормативных требований и методов естественных наук. Познание историческое – форма отражения объективной действительности, основанная на соблюдении принципов историзма, системности, объективности и ценностного подхода. Полидисциплинарность – обращение к теории и методам других дисциплин при рассмотрении объектов данной дисциплины. См. также Междисциплинарность. Понятие научное – мысль, отражающая в обобщенной форме связи между предметами и явлениями действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними. Постмодернизм (приставка лат. post –после характеризует осознание непохожести на предшествующий период — модерна) – движение в современной философии, литературоведении, теории культуры, историографии и др. областях; характеризуется неприятием теорий классической философии (прогресса, разума, познания, объективности и др.) и недоверием к метатеориям вообще; представляет мир в виде разнообразия, нестабильности, набора различных культур или интерпретаций; опирается на теорию дискурса, деконструктивизм, постструктурализм; получает развитие в сер. XX в. Презентизм (лат. presentism –представление) – релятивистское направление в американской историографии 20 – 50-х г. XX в., утверждавшее неразрывную связь истории и современности, обусловленность всего процесса исторического исследования влиянием современности (К. Беккер, Ч. Бирд). Проблемное поле – область научного исследования, определяющая основные проблемы, представленные для изучения. Прогресс – тип или направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному; успех, достигнутый по сравнению с прошлым. Прогресс социальный – тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую – в соответствии с объективными критериями – ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик; в современных условиях актуальной является проблема поиска критерия социального прогресса, так как налицо диспропорция между прогрессом техники и науки, материального производства и потребления и ростом отчуждения человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества; понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками; развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества. Пространство – ареал повседневной жизни, в которой коренятся все проявления человеческой активности и которая предстает наиболее глубинным («особой мерой плотности», по М. Блоку) измерением исторических процессов. Психоанализ (в историографии) – объяснение типов личности, социальных институтов и действий; актуализация детского опыта на основе клинических аналогий, поиск истоков такого объяснения в бессознательном; изучение поведения групп на основе модели индивидуального развития; использование концепции о «психической защите» для анализа поведения коллективов и индивидуумов в истории. См. также Анализ. Психоистория – направление в историографии, складывающееся из трех главных разделов: история детства, психобиографии, история групп; четко ориентирована на исследование психологических мотиваций тех или иных исторических событий. Редукционизм (от лат. reductio –возвращение, отодвигание назад) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Реконструкция историческая – восстановление изучаемой исторической реальности (событий прошлого) на основе извлечения из исторических источников скрытой информации путем использования логических приемов, чувственного опыта, интуиции, научного воображения. Репрезентативность (от фр. representativ – показательный) – свойство выборочной совокупности объектов представлять характеристики генеральной совокупности. Ретроспекция – взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом с целью уяснения настоящего. См. также Метод ретроспекции. Самодостаточность – способность истории как сложной системы создавать и воспроизводить в процессе активной совместной деятельности людей необходимые условия собственного существования; история в данном случае характеризуется как целостный организм, в котором тесно переплетены и не могут функционировать в отрыве друг от друга различные социальные группы, обеспечивающие совместными усилиями жизненно необходимые условия существования. Синергетика (rp. synergeticos –совместный, согласованно действующий) – междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (по Г. Хакену, 1978); применительно к социальным системам – самоорганизация посредством прохождения системой циклических режимов зарождение/сохранение порядка. Синтез – логическая операция, состоящая в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое. Синхрония (гр. syn –вместе, chronos – время) – понятие, характеризующее историческую последовательность как сосуществование, состояние ее явлений в определенный момент времени. Система (rp. systema –целое, составленное из частей, соединение) – упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; совокупность хозяйственных единиц, учреждений родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое. Система социальная – структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Систематизация – приведение в определенную систему, установление четкого порядка на основе учета внешних признаков рассматриваемых объектов без претензий на установление их классов и типов. Системный подход – общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей и функций. Случайность – философская категория, служащая для отражения внешних, неустойчивых связей действительности. Смысл истории – см. Прогресс социальный. Социально-психологические методы – см. Метод. Социальное действие – см. Концепция социального действия. Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала. Структура (лат. structura –строение, расположение, порядок) – расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Сущность – внутреннее содержание исторического объекта, выражающееся в единстве всех его многообразных форм. Теория культурно-исторических типов – социологический подход к анализу истории, в котором акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной системы, подчеркивается их своеобразие. Отстаивается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория истории – форма достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущностных характеристиках исторической реальности. Технология – совокупность инструментальных средств обработки источникового материала. Типологизация – классификация объектов, основанная на установлении общности признаков, свойств, черт. Тип человеческой личности – обобщенный образ, свойственный тому или иному обществу, соединяющий воедино все конкретные проявления человеческой активности. Тотальная история – история жизнедеятельности людей в конкретном пространственно-временном промежутке, рассматриваемая историком со всех доступных ему аспектов; термин введен представителями французской школы «Анналов». Устная история – направление в историографии, основанное на идее интервьюирования свидетелей и непосредственных участников событий и процессов прошлого с целью исторической реконструкции; основатели устной истории (П. Томпсон, Р. Самуил, К. Гиртц, Р. Грили и др.) рассматривали У. И. не столько как дополнение к существующим документальным источникам, сколько как средство, с помощью которого можно включить в историю опыт и перспективу тех групп людей, которые обычно оставались «спрятанными от истории». Факт исторический – событие или явление исторической действительности; сообщение источника, т. е. информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии. Феминизм (фр. feminisme от лат. femina –женщина) – теория равенства полов; возникла как продолжение суфражизма (борьбы за избирательные права женщин в XIX в.); представлена различными направлениями (радикальным, либеральным, социалистическим, психоаналитическим); с 1980-х гг. развивается т. н. постмодернистский феминизм, который «включает» тендерную теорию в постструктуралистское и деконструктивистское понимание культуры; применительно к истории феминистская мысль нашла отражение в появлении женской, а затем тендерной истории. См. Тендерная история; Женская история. Феномен (тр. phainomenon –являющееся) – то же, что явление. Феноменологические науки – науки о явлениях, об индивидуальном, описательные, идиографические. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и др.), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Формация общественная – сложившаяся на основе данного способа производства форма бытия общества; специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной формации, придающий ей характер особого социального организма; общество, находящееся на определенной ступени или стадии развития и обозначенное К. Марксом термином «Общественная формация». Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий с целью исследования их логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Функциональный подход к цивилизации – сведение цивилизации к различным параметрам развития общества (экономический, культурологический, географический, духовный), обеспечивающим уникальность и неповторимость каждой цивилизации. Функция – роль, выполняемая исторической наукой в обществе и определяющая в своей совокупности ее социальную ценность. Харизма (rp. charisma – милость, божественный дар) – в католической теологии означает исключительный духовный дар, ниспосылаемый богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, «непогрешимость» папы и др.); особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих способностей; в социологии политики используется для определения отношений между вождями и массами. Холизм (англ. holism –целое) – термин, используемый для обозначения принципа целостности, который трактуется как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; введен Я. Смэтсом. Ценностный подход – аксиологический метод познания, основанный на соотнесении изучаемых объектов с теми или иными общепризнанными ценностями. Цивилизационно-культурологические (нелинейные) подходы к истории (цивилизационная концепция исторического прогресса) –объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, преодоление европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства. Цивилизация (от лат. civilis –гражданский) – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. Выделяют два типа цивилизационного развития: традиционалистский (восточный) – цивилизация, характеризующаяся неразделенностью военной и административной власти, подчинением общества государству, отсутствием гарантий частной собственности и прав граждан, полным поглощением личности коллективом, господством зачастую диспотического государства; из описанных А. Тойнби 21 цивилизаций блольшин-ство относились к традиционалистскому типу (Древной Египет и Вавилон, Древняя Индия и Китай, античная цивилизация, средневековые общества Запада и Востока и др.); на современном Востоке выделяют такие цивилизационные модели, как японскую, к которой относят страны, идущие по западно-европейскому пути, индийскую –страны, идущие по западно-европейскому пути, но сохраняющие при этом традиционную внутреннюю структуру, и африканскую –страны, характеризующиеся не столько развитием и стабильностью, сколько отставанием и кризисом; техногенный (западный) – цивилизация, начавшая свое бурное развитие со становлением в Европе капиталистических отношений в XV –XVII вв., динамичная и агрессивная, отличающаяся устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, ярко выраженным индивидуализмом свободной личности и деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному исоциальному миру, высоким уровнем промышленного производства, ориентированным на массовое производство товаров потребления длительного пользования, радикальным изменением всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и кончая рационализацией мышления. Циклизм – одна из концепций «всемирности», в соответствии с которой история – это совокупность последовательно расположенных замкнутых циклов, между которыми нет связей и переходов; разработана Д. Вико. Человеческая история – история, в центре которой находится человек с его внутренним миром. Школа «Анналов» – школа во французской историографии XX в., нацеленная на создание «тотальной» или «глобальной» истории, стремившаяся дать синтезированную, объемную картину исторической жизни (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель). Экологическая (от гр. oikos –дом) история – отрасль знания, рассматривающая во временной протяженности проблемы взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды. Эмпирическое – философская категория, характеризующая исследование, направленное непосредственно на объект и опирающееся на данные наблюдения и эксперимента. Эпистемология (от гр. episteme –знание) – теория научного познания; применительно к истории — теория исторического познания. Эсхатология (от гр. eschatos –последний) – религиозное учение о конце света, конечных судьбах и человека. Этнология (от гр. ethnos –народ) – область науки, изучающая генезис, сущность, функции и закономерности в развитии различных народов. Этноцентризм – система взглядов, в которых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнической общности; э. в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением «мы – они», которое лежит в основе этнической идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое и, в конечном счете, обусловлен этнокультурной спецификой процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и др. Явление – внешняя форма существования исторического объекта.
|