Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Абстрагирование(лат. Abstrahere) – мысленное отвлечение от каких-то свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных черт






Абстрагирование (лат. abstrahere) – мысленное отвлечение от каких-то свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя.

Анализ – логический прием мысленного расчленения явления или процесса (предмета) на части (признаки, свойства, отношения). Анализы:

классовый – трактовка исторических явлений и процессов через призму наличия определенных классов, а у приверженцев марксистского подхода – и антагонистической классовой борьбы;

количественный – сущностно-содержательный анализ исто­рических явлений на основе полученной системы их численных характеристик; позволяет установить абсолютную и относительную меру как количественных, так и качественных признаков изучае­мых объектов, а также интенсивность их проявления;

системно-структурный – анализ с целью выявления элементов, подсистем, элементной обусловленности внутренних и внешних функций, истории и альтернатив дальнейшего развития изучаемого объекта как целостного образования;

функциональный – выявление внутренних и внешних функ­ций, свойственных изучаемому объекту и его подсистемам; это выявление может выступать в качестве средства расчленения целост­ного образования, тогда анализ становится структурно-функцио­нальным.

Аксиология (гр. Axios – ценность, logos – слово, понятие) – учение о ценностях; цель учения – исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого и т. д.

Альтернативность в истории – представление, допускающее одну из двух или нескольких возможностей развития событий.

Аналогия (гр. analogia) – форма суждения, когда на основании сходства двух объектов в каких-либо отношениях делается вывод об их сходстве в данном отношении.

Антропологизация (от гр. Anthropos – человек) – явление в историографии, ставящее в центр исследования «человека» (в противо­вес, например, «событийной» историографии или истории классов, государственных, общественных институтов) и сопровождающееся заимствованием подходов и методов культурной антропологии.

Антропология – учение о природе (сущности) человека, кото­рый служит исходной точкой и центральным объектом рассмотре­ния. См. также Историческая антропология.

Архетип (гр. Arch – начало, typos – образ) – в позднеантичной философии прообраз, идея; в социальных науках (социологии, социальной психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга и означает врожденные априорные, происторические образы, общие для отдельных рас, наций и всего человечества; структурная единица коллективного бессознательного.

Архивоведение – научная дисциплина, занимающаяся разра­боткой методов сбора, систематизации и хранения документов, изучением истории и организации архивного дела.

Возможность – объективная тенденция, выражающаяся в на­личии условий для возникновения и развития исторического объекта или процесса.

Восхождение от абстрактного к конкретному – общенаучный метод познания, позволяющий перейти от ограниченного знания к более полному, конкретному, теоретическому знанию.

Время историческое – время, наполненное историческими собы­тиями и зависящее от их характеристик; введено В. Дильтеем.

Всемирно-исторический – понятие, в котором выражается един­ство и целостность человеческой истории, скрытые за внешним многообразием локально-исторического.

Генерализирующие науки – обобщающие науки; о законах.

Геополитика (от гр. geo – земля) – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики госу­дарств и международных отношений от системы политических, экономических, военных отношений, обусловленных географи­ческим положением страны (региона) и другими факторами (кли­матом, природными ресурсами, расселением и т. д.); цель геопо­литики – разработка геостратегии государства, т. е. направлений его внешнеполитической деятельности.

Герменевтика (гр. hermeneutike – истолковательное) – искусство и теория истолкования текстов, исходя из их содержания, а не из их объяснение через контекст.

Глобализация (англ. globalization) – философско-культурологическая интегративная концепция, отражающая тенденции разви­тия мировой истории на современном этапе. Г. утверждает, что современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюра­лизма при решении глобальных проблем современности (уста­новление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической ин­теграции, предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, реше­ние экологических, демографических, энергетических, продоволь­ственных проблем, а также связанных с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства).

Гносеология (от гр. gnosis – знание) – теория познания, изучаю­щая его возможности, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.

Гражданское общество – см. Общество.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – метод систематизации накопленного и теоретически осмысленного материала и выведения из него всех следствий; построение научной теории. См. Индукция.

Демографическая история (от гр. demos – народ) – отрасль зна­ния о народонаселении во временной протяженности, его распре­делении, составе и воспроизводстве (рождаемости, смертности, продолжительности жизни), факторах его движения.

Диалог (гр. dialogos) – логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций; такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, их творческому взаимодействию и синтезу.

Диахронический (гр. dia – через, chronos – время) метод – см. Метод.

Дискурс (англ. Discourse – речь), дискурсивные практики – связ­ный текст в совокупностями с некоторыми внетекстовыми пара­метрами и факторами, т. е. событиями, являющимися предметом повествования, условиями порождения текста; применительно к истории, историографии – языковое сознание эпохи, изучение языковых практик, бытовавших в ту или иную историческую эпоху.

Женская история – направление в историографии, возникшее на почве феминистской идеологии 1960-х гг. и призванное восста­новить справедливость в отношении женщин, «забытых» предшест­вовавшей историографией; открытие собственно женщин в исто­рии, женский взгляд на исторический процесс; господствовала до середины 1970-х гг., вплоть до появления гендерных исследований.

Идеализация – общенаучный метод познания, при помощи которого свойства и признаки объекта исследования доводятся до крайнего предела; применяется с целью более полного и глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений.

Идеология (гр. idea – идея, образ, logos – слово, понятие) система исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, ставящих целью сохранение или преобразование существующего общественного устройства; в отличие от объективистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления знаний, идеологический способ представления оперирует как концептуально-теоретическими, так и эмоционально-психологическими средствами, обращается к соответствующей системе ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, политических симпатий и антипатий, программ действия.

Идеографический метод – см. Метод.

Имманентный (гр. immanens – присущий) – внутренне при­сущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы.

Инвариантный путь развития – неизменный путь развития, не допускающий альтернативы.

Индивидуализирующие науки – науки об индивидуальном; описательные, идиографические.

Индукция (лат. Induction – выведение) – логический переход от единичных фактов (всех или не всех) к общим положениям и возможно вероятным посредством установления сходства, разли­чия, сопутствующих изменений. См. Дедукция.

Инструментальные средства – техника исследования, напри­мер – компьютерная.

Информатизация – совокупность процессов, происходящих во всех сферах общества и связанных с качественно новым уровнем производства, переработки и передачи информации.

Исследовательские программы (парадигмы) – системы прин­ципов, идеалов и норм, определяющие механизмы описания и объяснения общественных и исторических явлений, критерии науч­ности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского зна­ния в сферу конкретно-научного знания, а через него способствую­щие приданию смысла деятельности практического мышления в истории, экономике, политике и других сферах социальной жизни.

Историзм – принцип исследования, требующий изучения вся­кого явления в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности; как научный принцип утверждается в XIX в.; характерный способ мышления человека новоевропейской цивилизации; современная историография пони­мает И. также как критическое движение мысли, утверждающее преимущественную важность исторического контекста для интер­претации текстов всех видов.

Историко-генетический метод – см. Метод.

Историко-системный метод – см. Метод.

Историко-сравнительный метод – см. Метод.

Историко-типологический метод – см. Метод.

Историософия – центральное учение в философском осмысле­нии человеческой истории, область осмысления вопросов о чело­веке, его судьбе и предназначении, о смысле и цели истории, конце истории и т. д.; термин введен А. Цешковским.

Историческая антропология – направление в исторической науке, дополняющее объективно-структурное и рассматриваю­щее повседневную жизнь людей как в ее материальных обстоя­тельствах («кастрюля не менее важна, чем соната Бетховена»), так и в субъективированном виде – в поведении людей. Возникла на основе использования методов культурной антропологии.

Историческая информатика – направление в исторической науке, возникшее на стыке источниковедения, информатики и квантита­тивной истории; в его основе лежит формализация и компьютерная обработка исторических источников, разработка и использование новых компьютерных технологий исследования, создание компью­терных программ обучения.

Исторический закон – объективно существующая и повторяю­щаяся связь этапов исторического процесса, обобщающая эмпири­ческие данные и носящая в реализации вероятностный характер.

Историческое – процесс становления и развития объекта; поня­тие, определяющее предметную область истории в общем массиве социального знания.

История идей – см. Интеллектуальная история.

История повседневности – описание быта людей в истории, их отношения к важнейшим событиям современности, «открытие» жизни людей, «спрятанных» от истории на протяжении всех пред­шествующих эпох; темами изучения становятся семейная жизнь, манеры и одежда, режимы питания, образ жизни и т. д.; исследо­вательские подходы связаны с культурной антропологией, исто­рией ментальностей, тендерной историей, микроисторией.

Инструментальные средства – техника исследования, например компьютерная.

Источник – любая информация, которая может быть исполь­зована для познания прошлого, в первую очередь, продукт целе­направленной деятельности людей; особую роль играют письмен­ные источники.

Категории – наиболее общие понятия, концентрирующие зна­ния о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира.

Квантитативная история (клиометрия) – область исторической науки, основанная на применении количественных методов иссле­дования.

Классификация – прием, который позволяет выделить классы и группы сходных исторических объектов на основе определенных признаков.

Классовый анализ – см. Анализ.

Кластерный анализ – см. Анализ.

Когнитивный (англ., лат. cognitive) – познаваемый, имеющий отношение к познанию.

Количественный анализ – см. Анализ.

Компьютерное источниковедение – научное направление в источниковедении, основанное на применении компьютерных техно­логий.

Контент-анализ – метод, основанный на сведении текста ис­точника к ограниченному набору определенных элементов, кото­рые легко подвергнуть количественной обработке. См. также Социально-психологические методы.

Концепция всемирной истории – рассмотрение исторического процесса, исходя из взаимосвязи «всемирно-исторического» и «локально-исторического». См. также Всемирно-исторический; Линейная концепция истории.

Культура (лат. cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе. Подходы в культуре:

аксиологический (от гр. axios –ценный) – связан с выделе­нием мира ценностей в бытии человека; культура в этом случае выступает как совокупность материальных и духовных ценно­стей, как сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека;

гуманитарный – выделяет в культуре аспекты, направлен­ные на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры;

деятельностный – в его рамках культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода «социальный ген» жизнедеятельности людей, механизм адап­тации и основа творческой активности человека;

семиотический (гр. semeiotike – учение о знаках) – заклю­чается в способности культуры выступать в качестве знакового меха­низма передачи опыта через определенный социокод, т. е. закреп­ленную совокупность деятельностных схем (по биологическим программам не передаются); они обеспечивают социальное насле­дование; человек их усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности и т. д.;

социологический – представляет культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в конкретной системе общественных отношений, в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической). Культура в контексте «постмодернистского» понимания – вклю­чает все символическое (и материальное производство и органи­зацию слов, жестов, образов, звуков), посредством которых люди способны достигать индивидуальной и коллективной идентич­ности; исторически складывающийся комплекс символов челове­ческой деятельности.

Культура историческая – целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура), возникающий на базе территориальной, этнической, языковой, политической, экономической и психологической общности, проходящий этапы зарождения, развития и упадка.

Культурная (социальная) антропология – направление, возник­шее в начале XX в. в западной историографии и ставившее главным объектом исследования «примитивные» (не соприкоснувшиеся с техногенной цивилизацией) общества, которые рассматривались как прототипы современных социальных институтов (права, брака и т. п.); впоследствии методы К.А. (полевые исследования, плотные описания и др.) распространились и на анализ истории.

Лингвистический (дискурсивный) поворот в истории – совокупность процессов, связанных с признанием языкового харак­тера мышления и переносом подходов и методов литературной критики на все гуманитарное знание.

Линейная интерпретация истории – концепция объяснения всемирно-исторического процесса как характеризующегося специ­фическим порядком событий, динамикой общественной жизни людей, необратимостью и направленностью развития, единством принципов организации, нацеленностью на прогресс, постоянное восхождение к более совершенным формам общественной жизни.

В интерпретации исторического процесса выделяют подходы:

формационный – учитывающий поступательно-стадиальный, прогрессивный характер развития человеческой истории, развитие во времени, ее хронологию; в марксизме выделяется пять общест­венно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая);

цивилизационный – учитывающий всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, раз­витие человеческого общества в пространстве; при таком, инте­грационном подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обосно­вание перспектив развития.

Логическое – философская категория, основанная на теорети­ческом воспроизведении развивающегося или развитого объекта во всех его существенных связях и отношениях.

Макроанализ – см. Анализ.

Массовые источники – объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствую­щими структурами; к ним относится вся совокупность статисти­ческих источников.

Математическое моделирование – см. Моделирование.

Машиночитаемые (электронные) документы – документы, пригодные для автоматического (машинного) считывания содер­жащейся в них информации.

Междисциплинарность – заимствование и перетекание под­ходов и методов различных дисциплин; создание междисципли­нарных объектов (гендер, класс, повседневная жизнь и др.).

Менталитет, ментальность (лат. mens, mentalis – мышление) – особый набор «привычек мышления», обнаруживающихся как нечто самоочевидное для человека данного типа культуры на определенном историческом промежутке времени; совокупность образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которых выражено их понимание мира и собственного места в нем.

Метафора (гр. metaphora –перенос) – событие в образе, образное сближение слов на базе их переносного значения, направленное на удовлетворение потребности не в объяснении события, а в его понимании.

Метод – совокупность приемов и операций, которые регули­руют деятельность историка и обеспечивают решение исследова­тельской задачи. Методы:

герменевтики – вскрытие намеков в тексте путем изучения исторических реалий, «вживание» в текст, а также его психологи­ческий анализ;

диахронический – способ научного исследования путем по­строения во времени разнообразных по природе исторических явлений и процессов;

идеографический – состоящий в описании индивидуальных особенностей исторических фактов, на основе «отнесения к цен­ности» (действительно «существенным» событиям и явлениям); разработан баденской школой неокантианства;

информационно-энтропийный – выявление случайных эле­ментов и определение их меры;

историко-генетический – способ изучения исторических явле­ний в процессе их развития от зарождения до гибели или современ­ного состояния;

историко-системный – углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования;

историко-сравнительный – метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и разли­чия между ними;

историко-типологический – средство выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в непрерывно-временном их развитии;

классового анализа – рассмотрение любого общественного явления через призму наличия определенных классов и классовой борьбы;

количественные – совокупность приемов и операций описа­ния, преобразования и получения нового исторического знания с использованием современных методов математики и информатики;

многомерного статистического анализа (МСА) – набор математико-статистических методов, ориентированных на исследова­ние статистических совокупностей, в которых объекты характери­зуются набором определенных признаков;

номотетический (от гр. nomos –закон) – метод естественных наук, состоящий в обобщении материала и установлении законов; разработанный И. Кантом и представителями баденской школы неокантианства;

политологии – основанные на общенаучных методах: институциональный метод как изучение политических институтов, исследование «случая» (case studies) с его уникальным набором причин, анализы – концептный (объяснение ключевых моментов) и дис­курсивный (междисциплинарный) и др.;

психологические – позволяющие выявить психическую моти­вацию исторических процессов и создать психологическую концеп­цию личности в истории;

ретроспекции (от лат. retro – назад) – движение мысли от современного видения объекта в прошлое с целью выяснения причины его появления;

семиотики (rp. semeiotike –учение о знаках) – вычленение знаков, разделение знаков и «означаемых» ими значений, спо­собы кодировки и перекодировки знаков, складывание из них нового исторического построения;

социально-психологические – заимствованные из социальной психологии, индивидуальной психологии, психоанализа; рассмат­ривающие коллективное поведение, групповую динамику согласно теориям социальной психологии. Различают психоанализ индиви­дуальный (источников личного характера, например, мемуаров, писем, литературных произведений и т. д.) и анализ групповых фантазий, т. е. образов, возникающих в групповом бессознательном (фольклора, художественной литературы, архитектуры и т. п.); перенос теории психоанализа личности на изучение групповых процессов (идеи о «психической защите», роли детства и др.);

социологии – основанные на общенаучных методах неформа­лизованные (качественные) и формализованные (качественно-количественные) методы, в т. ч. контент-анализ, количественный анализ, в ходе которого используются приемы выборки, процент­ное распределение, индексы, парные корреляции, различные виды многомерного статистического анализа, коэффициент Яниса, предназначенный для вычисления баланса положительных и отри­цательных оценочных суждений относительно избранного объекта высказывания;

экономической науки – основанные на общенаучных методах: позитивный метод, предполагающий описание, анализ и система­тизацию фактов, явлений и процессов в том виде, в котором они имели место в действительности, и позволяющий раскрыть их функциональные связи (например, изучение рыночных систем); нормативный, посредством которого устанавливается связь между познавательной и оценочной деятельностью познающего субъекта, что очень важно при проведении принципа ценностного подхода с обязательным учетом принципов историзма и объективности.

Методология (гр. methodos – способ познания, logos –учение) – система принципов и способов организации и построения теоре­тической и практической деятельности, а также учение об этой системе; теория о путях и методах формирования научного знания.

Методология истории – дисциплина, изучающая природу, прин­ципы и методы исторического познания; раскрывает специфику познания истории, взаимосвязь исторической науки и современ­ности, структуру исторического исследования и основные истори­ческие понятия.

Методы многомерного статистического анализа – см. Метод.

Микроанализ – см. Анализ.

Многомерность – единство двух основных видов информации: внутреннего (теоретические, формально-логические, концептуаль­ные модели) и внешнего (текстуальные и знаково-символьные формы).

Модернизация – теория прогрессивного развития общества через государственные или социальные структуры, причем «про­стой» человек со свойственной ему картиной мира присутствовал в этой теории лишь в качестве пассивного объекта целенаправлен­ной преобразовательной деятельности общества.

Мультимедиа (анг. multimedia –многосредность) расширение – пакеты программ, дающих возможность дополнить традиционные документы (таблицы, тексты, иллюстрации и т.д.) такими элемен­тами, как звуковое сопровождение, видео-вставки и т.д.

Народная (популярная) культура (popular culture) – объект микроистории, включающий не только проявления «низовой», «лубочной» культуры, но и условия, в которых жили люди, их повсе­дневный опыт.

Нарратив (лат. «narratio» – повествование) – имеющий отноше­ние к описанию, один из главных приемов исторического иссле­дования.

Нелинейность развития – многовариантность, непредсказуемость развития из-за наличия в обществе большого количества под­систем, постоянного столкновения интересов и целей различных людей.

Необходимость – философская категория, которая представ­ляет отражение внутренних, устойчивых, повторяющихся, все­общих отношений действительности; используется для определе­ния поведения исторических субъектов, а также хода исторических процессов.

Неокантианское направление в методологии истории – направ­ление в германской историографии конца XIX – первой четверти XX вв., противопоставившее по содержанию и методу исследова­ния науки о культуре и науки о природе, провозгласившее аксиоло­гический метод основным средством постижения истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер).

Неообъективизм – направление в американской историогра­фии второй половины XX в., постулирующее возможность объек­тивного познания прошлого, в условиях зависимости исторической науки от современности.

Номологические науки (от гр. nomos –закон) – науки об общем, о законах.

Обобщение – выявление общих признаков (свойств, отношений, тенденций) объективных фактов (событий) – индуктивное обоб­щение, – а также мыслей – логическое обобщение.

Общественные объединения – добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граж­дан, объединившихся на основе общности интересов для реали­зации целей, указанных в уставе общественного объединения. Правовое регулирование деятельности общественных объединений осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», другими актами законодательства.

Общество:

гражданское – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые при­званы обеспечить условия для самореализации отдельных индиви­дов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей;

информационное – общество, характеризующееся в техни­ческом отношении широким внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений;

постиндустриальное – общество, в котором сфера услуг полу­чила приоритетное развитие и превалирует над объемом промыш­ленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

Объективность – принцип, исходящий из представления о возможности субъекта дать аутентичное (подлинное) истолкова­ние объекта исторического исследования, обеспечивающий полу­чение истинного знания о прошлой реальности, адекватное ее описание.

Онтология (от тр. ontos –сущее) – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях; примени­тельно к истории используется понятие социальной онтологии (учение о бытии общества).

Описание – этап эмпирической стадии научного исследования, состоящий в фиксировании знания об исторической реальности с помощью системы обозначений, принятых в науке.

Оценка – выяснение значения события в историческом про­цессе, его актуальности для современности.

Панславизм – идейно-политическая доктрина, провозглашаю­щая общность интересов всех славянских стран, необходимость их единства.

Парадигма (rp. paradeigma –пример, образец) – теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для решения исследовательской задачи.

Понимание – процедура, связанная с включением некоторого нового содержания в систему устоявшихся идей и представлений.

Позитивизм (лат. positivus –положительный) в исторической науке – направление в науке XIX – XX вв., ориентированное на описание и систематизацию фактов, исходящее из идеи единства научного знания и возможности внедрения в историческое иссле­дование нормативных требований и методов естественных наук.

Познание историческое – форма отражения объективной действительности, основанная на соблюдении принципов историзма, системности, объективности и ценностного подхода.

Полидисциплинарность – обращение к теории и методам дру­гих дисциплин при рассмотрении объектов данной дисциплины. См. также Междисциплинарность.

Понятие научное – мысль, отражающая в обобщенной форме связи между предметами и явлениями действительности посред­ством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними.

Постмодернизм (приставка лат. post –после характеризует осознание непохожести на предшествующий период — модерна) – движение в современной философии, литературоведении, теории культуры, историографии и др. областях; характеризуется неприя­тием теорий классической философии (прогресса, разума, по­знания, объективности и др.) и недоверием к метатеориям вообще; представляет мир в виде разнообразия, нестабильности, набора различных культур или интерпретаций; опирается на теорию дис­курса, деконструктивизм, постструктурализм; получает развитие в сер. XX в.

Презентизм (лат. presentism –представление) – релятивистское направление в американской историографии 20 – 50-х г. XX в., утверждавшее неразрывную связь истории и современности, обусловленность всего процесса исторического исследования влиянием современности (К. Беккер, Ч. Бирд).

Проблемное поле – область научного исследования, опреде­ляющая основные проблемы, представленные для изучения.

Прогресс – тип или направление развития, для которого харак­терен переход от низшего к высшему, от менее к более совершен­ному; успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Прогресс социальный – тип развития социальной сферы, про­цесс происходящих в ней изменений, при которых она или отдель­ные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую – в соответствии с объективными критериями – ступень, стадию зрелости либо происходит количественное на­растание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик; в современных условиях актуальной является проблема поиска критерия социального прогресса, так как налицо диспропорция между прогрессом техники и науки, материального производства и потребления и ростом отчужде­ния человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества; понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками; развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существо­вания, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества.

Пространство – ареал повседневной жизни, в которой коренятся все проявления человеческой активности и которая предстает наиболее глубинным («особой мерой плотности», по М. Блоку) измерением исторических процессов.

Психоанализ (в историографии) – объяснение типов лично­сти, социальных институтов и действий; актуализация детского опыта на основе клинических аналогий, поиск истоков такого объяснения в бессознательном; изучение поведения групп на основе модели индивидуального развития; использование кон­цепции о «психической защите» для анализа поведения коллек­тивов и индивидуумов в истории. См. также Анализ.

Психоистория – направление в историографии, складывающееся из трех главных разделов: история детства, психобиографии, исто­рия групп; четко ориентирована на исследование психологических мотиваций тех или иных исторических событий.

Редукционизм (от лат. reductio –возвращение, отодвигание назад) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе законо­мерностей, свойственных низшим формам.

Реконструкция историческая – восстановление изучаемой исто­рической реальности (событий прошлого) на основе извлечения из исторических источников скрытой информации путем ис­пользования логических приемов, чувственного опыта, интуиции, научного воображения.

Репрезентативность (от фр. representativ – показательный) – свойство выборочной совокупности объектов представлять харак­теристики генеральной совокупности.

Ретроспекция – взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом с целью уяснения настоящего. См. также Метод ретро­спекции.

Самодостаточность – способность истории как сложной системы создавать и воспроизводить в процессе активной совместной дея­тельности людей необходимые условия собственного существо­вания; история в данном случае характеризуется как целостный организм, в котором тесно переплетены и не могут функциониро­вать в отрыве друг от друга различные социальные группы, обеспе­чивающие совместными усилиями жизненно необходимые усло­вия существования.

Синергетика (rp. synergeticos –совместный, согласованно действующий) – междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорга­низующихся систем, исследуется совместное действие многих под­систем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (по Г. Хакену, 1978); применительно к социальным системам – самоорганизация посредством прохождения системой циклических режимов зарож­дение/сохранение порядка.

Синтез – логическая операция, состоящая в соединении раз­личных элементов предмета или явления в единое целое.

Синхрония (гр. syn –вместе, chronos – время) – понятие, характеризующее историческую последовательность как сосуществова­ние, состояние ее явлений в определенный момент времени.

Система (rp. systema –целое, составленное из частей, соедине­ние) – упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; поря­док, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью дейст­вий; совокупность хозяйственных единиц, учреждений родствен­ных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Система социальная – структурный элемент социальной реаль­ности, определенное целостное образование, основными элемен­тами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Систематизация – приведение в определенную систему, уста­новление четкого порядка на основе учета внешних признаков рассматриваемых объектов без претензий на установление их клас­сов и типов.

Системный подход – общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей и функций.

Случайность – философская категория, служащая для отраже­ния внешних, неустойчивых связей действительности.

Смысл истории – см. Прогресс социальный.

Социально-психологические методы – см. Метод.

Социальное действие – см. Концепция социального действия.

Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суж­дений о сходстве или различии объектов, строго продуманная кон­цепция отбора и интерпретации имеющегося материала.

Структура (лат. structura –строение, расположение, порядок) – расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутрен­них изменениях.

Сущность – внутреннее содержание исторического объекта, выражающееся в единстве всех его многообразных форм.

Теория культурно-исторических типов – социологический под­ход к анализу истории, в котором акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются опреде­ленные типы социальной и культурной системы, подчеркивается их своеобразие. Отстаивается идея замкнутости, локальности куль­тур и цивилизаций.

Теория истории – форма достоверных знаний, дающая целост­ное представление о закономерностях и сущностных характери­стиках исторической реальности.

Технология – совокупность инструментальных средств обработки источникового материала.

Типологизация – классификация объектов, основанная на установлении общности признаков, свойств, черт.

Тип человеческой личности – обобщенный образ, свойственный тому или иному обществу, соединяющий воедино все конкретные проявления человеческой активности.

Тотальная история – история жизнедеятельности людей в кон­кретном пространственно-временном промежутке, рассматривае­мая историком со всех доступных ему аспектов; термин введен представителями французской школы «Анналов».

Устная история – направление в историографии, основанное на идее интервьюирования свидетелей и непосредственных участ­ников событий и процессов прошлого с целью исторической ре­конструкции; основатели устной истории (П. Томпсон, Р. Самуил, К. Гиртц, Р. Грили и др.) рассматривали У. И. не столько как допол­нение к существующим документальным источникам, сколько как средство, с помощью которого можно включить в историю опыт и перспективу тех групп людей, которые обычно оставались «спрятанными от истории».

Факт исторический – событие или явление исторической действительности; сообщение источника, т. е. информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии.

Феминизм (фр. feminisme от лат. femina –женщина) – теория равенства полов; возникла как продолжение суфражизма (борьбы за избирательные права женщин в XIX в.); представлена различными направлениями (радикальным, либеральным, социалистическим, психоаналитическим); с 1980-х гг. развивается т. н. постмодернист­ский феминизм, который «включает» тендерную теорию в пост­структуралистское и деконструктивистское понимание культуры; применительно к истории феминистская мысль нашла отражение в появлении женской, а затем тендерной истории. См. Тендерная история; Женская история.

Феномен (тр. phainomenon –являющееся) – то же, что явление.

Феноменологические науки – науки о явлениях, об индивидуаль­ном, описательные, идиографические.

Философия истории – область философского знания, пред­метом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, эти­ческим, религиозным и др.), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специ­фики исторического описания (нарратива), понимания и объясне­ния, социального детерминизма и свободы воли в истории.

Формация общественная – сложившаяся на основе данного спо­соба производства форма бытия общества; специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной формации, при­дающий ей характер особого социального организма; общество, находящееся на определенной ступени или стадии развития и обозначенное К. Марксом термином «Общественная формация».

Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий с целью исследо­вания их логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.

Функциональный подход к цивилизации – сведение цивилизации к различным параметрам развития общества (экономический, культурологический, географический, духовный), обеспечивающим уникальность и неповторимость каждой цивилизации.

Функция – роль, выполняемая исторической наукой в обществе и определяющая в своей совокупности ее социальную ценность.

Харизма (rp. charisma – милость, божественный дар) – в католи­ческой теологии означает исключительный духовный дар, ниспо­сылаемый богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, «непогрешимость» папы и др.); особая одаренность выдаю­щихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих способностей; в социологии политики используется для определения отношений между вождями и массами.

Холизм (англ. holism –целое) – термин, используемый для обозначения принципа целостности, который трактуется как выс­шее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; введен Я. Смэтсом.

Ценностный подход – аксиологический метод познания, осно­ванный на соотнесении изучаемых объектов с теми или иными общепризнанными ценностями.

Цивилизационно-культурологические (нелинейные) подходы к истории (цивилизационная концепция исторического прогресса) –объяснение вариативного характера исторического развития, много­образия и уникальности человеческой истории, преодоление европо­центристских стандартов и приоритетов, постулирование принци­пиальной возможности иного мироустройства.

Цивилизация (от лат. civilis –гражданский) – устойчивое куль­турно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходст­вом материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответст­вующих географических рамок. Выделяют два типа цивилизационного развития:

традиционалистский (восточный) – цивилизация, харак­теризующаяся неразделенностью военной и административной власти, подчинением общества государству, отсутствием гарантий частной собственности и прав граждан, полным поглощением личности коллективом, господством зачастую диспотического государства; из описанных А. Тойнби 21 цивилизаций блольшин-ство относились к традиционалистскому типу (Древной Египет и Вавилон, Древняя Индия и Китай, античная цивилизация, средневековые общества Запада и Востока и др.); на современном Востоке выделяют такие цивилизационные модели, как японскую, к которой относят страны, идущие по западно-европейскому пути, индийскую –страны, идущие по западно-европейскому пути, но сохраняющие при этом традиционную внутреннюю структуру, и африканскую –страны, характеризующиеся не столько развитием и стабильностью, сколько отставанием и кризисом;

техногенный (западный) – цивилизация, начавшая свое бур­ное развитие со становлением в Европе капиталистических отно­шений в XV –XVII вв., динамичная и агрессивная, отличающаяся устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, ярко выра­женным индивидуализмом свободной личности и деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному исоциальному миру, высоким уровнем промышленного произ­водства, ориентированным на массовое производство товаров потребления длительного пользования, радикальным изменением всей общественной структуры, начиная с форм поведения чело­века и кончая рационализацией мышления.

Циклизм – одна из концепций «всемирности», в соответствии с которой история – это совокупность последовательно располо­женных замкнутых циклов, между которыми нет связей и перехо­дов; разработана Д. Вико.

Человеческая история – история, в центре которой находится человек с его внутренним миром.

Школа «Анналов» – школа во французской историографии XX в., нацеленная на создание «тотальной» или «глобальной» истории, стремившаяся дать синтезированную, объемную картину истори­ческой жизни (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель).

Экологическая (от гр. oikos –дом) история – отрасль знания, рассматривающая во временной протяженности проблемы взаимо­отношения человеческого общества и окружающей среды.

Эмпирическое – философская категория, характеризующая исследование, направленное непосредственно на объект и опираю­щееся на данные наблюдения и эксперимента.

Эпистемология (от гр. episteme –знание) – теория научного позна­ния; применительно к истории — теория исторического познания.

Эсхатология (от гр. eschatos –последний) – религиозное учение о конце света, конечных судьбах и человека.

Этнология (от гр. ethnos –народ) – область науки, изучающая генезис, сущность, функции и закономерности в развитии различ­ных народов.

Этноцентризм – система взглядов, в которых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнической общности; э. в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением «мы – они», которое лежит в основе этнической идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое и, в конечном счете, обусловлен этнокультурной спецификой процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и др.

Явление – внешняя форма существования исторического объекта.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал