Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья






Информационный материал №1 «Требования к режиму организации урока

в инклюзивном классе»

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу. Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре. Учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам. При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР): 1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. Начало урока: Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами. Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями. Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Основная часть урока: Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме. Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми. Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.   2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий. Устные задания выполняются по следующему алгоритму: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц; - пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем; - итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети). Письменные задания: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий); - проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения. 1. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер. 4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности: а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока; в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью). 5. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. 6.Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинение, изложение) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия. Некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе Книги -Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ). -Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом. -Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. -Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. -Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем. -Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор. -Желателен текст с иллюстрациями. -Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. -Разделять текст на небольшие смысловые части. -В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль. -При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием. -Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации. Планирование работы в классе -Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи. -Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на магнитофон. -Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения. -Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ. -Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере. -Уменьшать объем выполняемой учеником работы. -Предусмотреть работу в парах, в группах. -Изменять правила, которые ущемляют права ребенка. -Предлагать четкие алгоритмы для работы. -Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий. -Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом. -Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса. -Обязательное использование наглядных средств. -В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы. -Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы. -Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка. -Избегать давать задание на переписывание. -Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики. Формулировка заданий -Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. -Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. -Побуждение ребенка к повторению задания. -Задание можно формулировать в несколько этапов. -При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…). -Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком. -Давать ребенку возможность закончить начатое задание. Оценка -Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. -Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. -Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. -Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом. -Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу). Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012

Информационный материал №2

«Критерии анализа урока в классе совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья»

Основные характеристики оценки результатов Показатели проявления в профессиональной деятельности Количество баллов
1.Определение целей урока (планируемых результатов) Цели урока и /или планируемые результаты отсутствуют или прописаны обобщенно для всех групп совместно обучающихся детей  
Цели урока сформулированы для всех групп совместно обучающихся детей в традиционном формате, планируемые результаты не определены или описание результатов не позволяет диагностировать их достижение  
Цели и планируемые образовательные результаты определены и сформулированы для разных групп совместно обучающихся детей, описание целей и результатов позволяет диагностировать их достижение  
2.Структурированность урока Этапы урока не обозначены  
Этапы урока обозначены, но не отражают структуры учебной деятельности  
В структуре урока отражена структура учебной деятельности для всех групп совместно обучающихся детей  
3.Мотивация обучающихся Приёмы мотивации обучающихся не отражены в содержании урока  
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания  
Воздействие на мотивационную сферу личности для всех групп совместно обучающихся детей, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов  
4.Организация процесса целеполагания   Процесс организации целеполагания не зафиксирован  
Целеполагание осуществляется только учителем или только для одной группы совместно обучающихся детей  
Целеполагание осуществляется в процессе совместной работы учителя и всех групп совместно обучающихся детей  
5. Организация планирования Планирование деятельности на уроке отсутствует  
Планирование деятельности на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, или планирование осуществляется только для одной группы совместно обучающихся детей  
План деятельности на уроке составляется в совместной деятельности учителя с разными группами совместно обучающихся детей  
6.Развитие универсальных учебных действий Отсутствуют задания, направленные на развитие УУД  
В содержании урока представлены задания, направленные только на развитие познавательных УУД или только для одной группы совместно обучающихся детей 1
Представлены задания, направленные на развитие всех видов УУД для всех групп совместно обучающихся детей  
7. Активизация самостоятельной обучающихся в группах (парах) В содержании урока отсутствуют учебные ситуации, требующие самостоятельной работы обучающихся в малых группах (парах)  
В содержании урока имеют место учебные ситуации, требующие самостоятельной работы в малых группах только для одной группы совместно обучающихся детей  
Содержание урока максимально ориентировано на развитие самостоятельной работы в малых группах всех групп совместно обучающихся детей  
8. Организация контроля учебных действий и деятельности В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности обучающихся  
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий, деятельности для одной группы совместно обучающихся детей  
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий, деятельности для всех групп совместно обучающихся детей  
9. Организация оценивания достигнутых результатов Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем  
Оценка достигнутых результатов осуществляется обучающимися лишь для отдельных заданий, критерии оценивания отсутствуют  
Оценка результатов осуществляется самими учащимися (самооценка) по совместно принятым критериям  
10. Организации рефлексивного осмысления В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха  
В содержании урока имеют место задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха  
Содержание урока пронизано заданиями на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха  

Задания для организации учебно-профессиональной деятельности

на занятии

Задание 1

Работая в группах, изучите информационный материал № «Требования к режиму организации урока

в инклюзивном классе». Попробуйте построить модель урока совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Результаты представьте в виде таблицы. Приготовьтесь представить результаты групповой работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал