Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процент медалистов (от числа выпускников 11 класса) ____
19. Успехи в турнирных формах (предметные олимпиады, конкурсы и т. п.) — (количество учащихся): 1)имеются призеры школы; 2)имеются призеры района/города; 3)имеются призеры областного уровня; 4)имеются призеры уровня выше областного. 20. Спортивные успехи учащихся — (количество учащихся); 1)имеются призеры школы; 2)имеются призеры района/города; 3)имеются призеры областного уровня; 4)имеются призеры уровня выше областного. 21. Отсев учащихся: 1)имеются отчисленные с согласия комиссии по делам несовершенно летних (КДН) - количество; 2)имеются отчисленные без согласия КДН — количество; 3)имеются отчисленные, судьба которых неизвестна — количество. 22. Общественно-государственные органы управления школой: 1)есть Совет школы; 2) есть Попечительский Совет; 3)другие. 23. Программа развития ОУ: 1)нет программы; 2)имеется программа развития только одного направления; 3)имеется программа комплексного развития школы. 24. План деятельности школы: 1)предварен аналитической справкой по итогам предыдущего года; 2)в плане указаны содержательные цели работы; 3)в плане указаны критерии достижения целей. 25. Методическая работа: 1)создана структура методической службы (МО, творческие лаборатории, кафедры); 2)есть сводный план работы службы; 3)обеспечена интеграция с другими службами (подразделениями); 4)в плане указаны цели службы на учебный год; 5)в плане указаны критерии достижения целей; 6) опыт работы представляют на уровне района, города, области (нужное подчеркнуть). 26. Социальная зашита педагога (за 3 прошедших года) — (сколько человек); 1)улучшены условия труда педагогов; 2)просодилась оплата санаторно-курортных путевок; 3)оказана материальная помощь (по заявлениям); 4)улучшены жилищные условия. Все приведенные материалы подготовлены по заказу городского комитета по образованию и науке временным творческим коллективом при Центре развития образования г. Перми. Приводим функциональную структуру управления качеством образования в учреждениях муниципального образования г. Перми (составлена заместителем председателя комитета по образованию и науке администрации г. Перми B-А. Косолаповой) (см. рис. 18). Обращаем внимание, что структура является одновременно и организационной, и функциональной, она достаточно полно отра- Рис 18. Функциональная структура управления качеством образования г. Перми жает набор субъектов управления качеством образования на муниципальном уровне и содержание их работы. Отметим также, что приведенная структура очень информативна (ее описание заняло бы несколько страниц). Все это свидетельствует о хорошей управленческой подготовке работников комитета по образованию. И в заключение — необходимое послесловие редактора книги. Авторы книги прекрасно понимают, что некоторые показатели качества образования, приведенные в пермском опыте, традиционны, что показатели качества обученности, например, нужно сравнивать не только с теми, что были, но и с прогнозом возможностей детей и учителей в зоне их потенциального развития и др. Но тем не менее опыт комитета по образованию и науке администрации г. Перми по управлению качеством образования является прогрессивным по сравнению с опытом очень многих муниципальных образований России, поскольку он носит явно исследовательский характер, основан на мониторинге текущих и конечных результатов, предполагает оценку показателей качества образования в динамике, главными параметрами оценки берутся свои, присущие муниципальному органу управления показатели, отличные от показателей образовательного учреждения, что не только не умаляет связи между теми и другими, а создает для образовательных учреждений условия повышения образовательных результатов, чем выполняет свое главное предназначение. В рабочих документах комитета по образованию и науке г. Перми есть еще много полезного материала для управленцев муниципального уровня о том, как аппарат комитета управляет качеством образования в городе. В частности, в г. Перми создана система мониторинга образовательных услуг (а не только результатов образования на уровне учреждения или учи- теля) в рамках общегородского мониторинга по всем сферам жизни муниципалитета. Эта система оценивает полноту состава, качество и доступность этих услуг и таким образом влияет (на своем - муниципальном уровне) на качество образования во всех муниципальных образовательных учреждениях: школах, УДО, ДОУ и др. В программах развития образования города четко просматривается переход от управления собственно территориальной образовательной системой к управлению развитием муниципального образовательного пространства. В документах комитета отслеживаются, оцениваются и становятся основанием для принятия управленческих решений такие данные, как число зрителей в театрах и концертных залах, число участников муниципальных клубных формирований, число посетителей музеев, библиотек, число читателей и книговыдач и т. д., и везде отдельной строкой выделено число детей и подростков. § 3. Принципы, содержание, функции, параметры, критерии, показатели, оценки эффективности качества образования на региональном и муниципальном уровнях Для начала напомним читателям схему уровней управления качеством образования. Качество образования — категория, как говорят, штучная, то есть она прежде всего имеет значение на уровне ученика. Любые попытки определить некие сквозные (одинаковые) качества образования для ученика, школы, муниципального округа, региона, страны изначально вообще некорректны по сути, а в условиях России особенно. Органы управления образованием любого уровня, в отличие от школ, учителей, вообще не осуществляют образовательный процесс, а только создают условия для его организации и реализации. Уже одно это не позволяет использовать сквозные (единые) показатели качества образования на всех уровнях управления — от федерального до уровня ученика. Ну, а как можно сравнивать качество образования в городских и сельских школах? Как можно сравнивать качество образования, например, двух областных центров, в одном из которых 25 вузов, десятки научных учреждений, в другом 1—2 вуза и те низшей категории. Попытки на уровне района, города, региона, страны ввести усредненные статистические показатели мало что дают, ибо некорректно усреднять и сравнивать какие бы то ни было показатели по гимназическим классам и классам коррекции даже в одной школе адаптивного типа. Еще раз повторяем: из-за разных исходных условий сравнивать показатели классов, школ, районов, городов, регионов некорректно. Напомним: для определения качества образования на уровне ребенка и класса разумно сравнивать спрогнозированные и операционально поставленные цели и полученные результаты. Тем не менее, оценка качества образования для анализа управления им в регионе, районе, городе, школе может и должна иметь место, ведь качество образования — важнейшая характеристика, определяющая качество жизни человека и общества. Сами мы этот вопрос не исследовали, но изучили опыт управления качеством образования на разных уровнях, созданный Департаментом образования и науки администрации Пермской области и г. Перми. По нашему мнению, он является сейчас лучшим в России. Далее исключительно в учебных и информационных целях мы приводим наиболее существенные наработки пермских управленцев (ученых и практиков), изложенных в брошюре " Концепция управления качеством образования" (Пермь, 1997), написанной авторским коллективом в следующем составе: А. И. Севрук (руководитель), М. ПАфанасьева, Г. В. Гугник, Т. Е. Кирикович, И. С. Клейман, САКозлова, Л. М. Попова. Управление качеством образования на всех уровнях (региональном, муниципальном, школьном, классном и уровне ученика) зависит от множества причинных факторов. Проконтролировать и учесть все их невозможно, но если следовать принципам, выведенным выдающимся итальянским экономистом и социологом Вильфредо Паре-то, то следует выделить те, которые наиболее значительно влияют на результат, и если стандартизировать эти главные причинные факторы, то можно эффективно управлять ими. Результат этого процесса носит вероятностный характер, но, как показывает практика, использование вероятности по Парето нередко оказывается лучшим из возможного. Вместе с тем у читателя не должно оставаться впечатления, что параметры, оценки, критерии, факторы и т. п., которые характеризуют управление качеством образования на том или ином уровне и которые будут приведены в разделе ниже, абсолютно независимы друг от друга и существуют сами по себе. Эту взаимосвязь пермские исследователи-управленцы обосновали и показали в общих принципах, на которых построены все нижеследующие перечни параметров, оценок, показателей и т. п. на всех уровнях управления. Речь идет об общих принципах управления качеством образования на региональном, муниципальном, школьном, классном, учительском, ученическом уровнях. Это принципы: • комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов; • объективности — все, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно; • преемственности — соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ; • перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования; • тотальности — вовлеченность в процесс управления всех: от учителя и директора до руководителя и специалиста органа управления образованием; • оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей; • субсидиарности — принятие решения на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне; • рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежат самооценка, самоанализ, самоконтроль, то есть постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Реализация принципов управления качеством на каждом уровне управленческой иерархии имеет свои особенности, обусловленные целями и задачами соответствующего уровня. Для регионального уровня качество образования может характеризоваться такими показателями, как: • уровень образования населения (старше 15 лет); • " самодостаточность" образовательной системы (способность удовлетворить образовательные запросы населения, производственных, коммерческих, культурных, научных, политических, общественных структур и организаций по типам и видам реализуемых образовательных программ); • сменность занятий в дневных общеобразовательных школах; • учебные площади образовательных учреждений; • уровень научного потенциала и профессорско-преподавательского персонала вузов; • доля расходов на образование в региональном бюджете; • расходы на одного учащегося; • развитость и эффективность сферы образовательных услуг и др. Выдвижение качества образования как важнейшего для стратегического управления образованием в регионе означает расстановку двух блоков приоритетов. Первый связан с выделением тех объектов и проблем управления, без повышенного внимания к которым решение вопросов качества образования невозможно. Руководствуясь как социальными и экономическими, так и собственно образовательными соображениями, приоритетными для региона являются: дошкольное и начальное образование, обеспечение обязательности основного общего образования, укрепление базового образования, сельские школы области. Второй определяет создание соответствующих условий для реализации системы управления качеством образования в регионе: обеспечение сохранения здоровья детей, учебно-методическое обеспечение, научно-методическое обеспечение оценки качества образования (стандарты, тесты, сбор данных и т. п.), организация информационно-аналитической деятельности, подготовка и повышение квалификации педагогов и руководителей. Для субрегионального уровня (города и районы области) качество образования включает: • многообразие предлагаемых образовательных услуг; • удовлетворенность населения в их количестве и качестве; • эффективность использования финансовых и кадровых ресурсов; • соотношение общего образования и профессиональной подготовки; • уровень обеспеченности педагогическими кадрами; • степень реализации обязательного основного общего образования; • степень рационализации сети образовательных учреждений; • положительную динамику формальных показателей эффективности работы образовательной системы; • наличие необходимой нормативной базы; • эффективность контроля образовательных учреждений; • расходы на одного учащегося и др. Оценку качества деятельности образовательного учреждения как центрального звена системы управления качеством образования в регионе можно производить по следующим параметрам: • достижение поставленных образовательным учреждениям целей; • выполнение требований государственных образовательных стандартов; • реализация индивидуальных возможностей учащихся (воспитанников); • удовлетворение образовательных запросов детей и родителей. Региональный уровень управления качеством образования предполагает взаимодействие областного и муниципального органов управления образованием. Основными целями их взаимодействия являются определение стратегий и политики развития образования на своем уровне и создание условий для институционального уровня (так пермские исследователи называют уровень образовательных учреждений. — Ред.). Основные функции управления качеством образования на региональном уровне состоят в следующем: 1. Формирование единого образовательного пространства, в том числе: Н введение и контроль выполнения государственных образовательных стандартов; В деятельность по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; • аттестация педагогов на высшую категорию; • совершенствование нормативной базы, отражающей баланс образовательных интересов (национальных, региональных, образовательных учреждений, обучаемых); Я мониторинг педагогической и образовательной деятельности; • инициация обновления содержания базового педагогического образования и повышения квалификации работников образования; • ведение вопросов преемственности образования на всех ступенях. 2. Анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в образовании на основе мониторинга. 3. Лоббирование интересов образования в органах власти. 4. Стимулирование педагогической и образовательной деятельности, в том числе: И организация областных олимпиад, соревнований и конкурсов учащихся; В организация областных творческих конкурсов педагогов; • использование системы стимулов педагогического труда и инновационных процессов. 5. Организация научных исследований и их внедрение в образование. 6. Разработка и исполнение целевых региональных программ развития образования; транссферность образования. Результаты деятельности областного органа управления образованием проявляются в виде совокупности свойств: • выполнение требований ГОСов; • результативность кадровой политики (заполнение по номенклатуре и территориальному признаку, квалификация по диплому и др.); • удовлетворение потребностей субрегионов в образовании (доступность образования по выбору и дополнительного образования, отсев учащихся); • состояние собственной нормативной, технической, методической базы образования; • достижения инновационной и экспериментальной деятельности; В выполнение целевых программ. Субрегиональный уровень управления (как и региональный) определяет стратегию развития образования с учетом интересов, потребностей района (города) и ресурсов системы образования. Управление качеством образования на субрегиональном уровне (в порядке убывания важности по критерию главной цели) включает: 1. Организация образования: В создание и поддержание сети образовательных учреждений; развитие национальной школы (где это целесообразно); В контроль исполненияГОСов образовательными учреждениями; В формирование бюджета, распределение ресурсов, регулирование и контроль деятельности муниципальных ОУ; В организация образования по выбору; • аттестация педагогов на 1 категорию; • проведение лицензионных экспертиз ОУ (по поручению департамента); • аттестация ОУ (в случае передачи полномочий от департамента); • анализ спроса на образовательные услуги и потребностей субрегиона в образовании. 2. Охрана прав и здоровья обучаемых: • организация обучения детей-инвалидов; • организация обучения детей с отклонениями в развитии; • решение вопросов опеки и попечительства; • контроль санитарно-гигиенического состояния ОУ, учебной нагрузки обучаемых, организация мероприятий по их улучшению. 3. Создание благоприятных условий деятельности ОУ: • лоббирование интересов образования в органах власти; • поиск дополнительных источников финансирования; • стимулирование образовательной и педагогической деятельности; • стимулирование инновационных процессов; • организация повышения квалификации педагогов и руководителей; • организация районных олимпиад, конкурсов педагогов и учащихся. 4. Интеграция субрегиона в единое областное информационное образовательное пространство: • мониторинг деятельности образовательных учреждений; • участие в областном образовательном мониторинге; • совершенствование нормативной базы; • совершенствование технической базы областной компьютерной сети. 5. Разработка и исполнение субрегиональных программ развития образования. (Запомним выделенное. — Ред.) Подчеркнем некоторые особенности субрегионального уровня управления качеством образования. Именно на этом уровне осуществляется контроль за обеспечением обязательности основного общего образования, и решение данной задачи — исходная позиция для управления качеством образования в районе или городе. Одно из важнейших направлений реформ в образовании — переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Одна из сторон образования по выбору - развитие национальной школы, расширение возможности получения образования на родном языке. Здесь также ведущая роль принадлежит муниципальным органам управления образованием. Результаты управления качеством образования включают: • выполнение требований ГОСов образовательными учреждениями; • соблюдение интересов обучаемых (образование по выбору, разноуровневое, дополнительное и т. д.); • показатели инновационной и экспериментальной деятельности ОУ; • творческие достижения учащихся (олимпиады и конкурсы уровня выше субрегионального); • выполнение целевых программ развития образования субрегиона; • кадровую обеспеченность образовательных учреждений; • рейтинг субрегиона в областной системе образования (если таковой определяется). Предложенная система свойств может явиться основой для объективного оценивания деятельности и сравнения достижений муниципальных органов управления образованием. Ключевым звеном в управлении качеством образования является образовательное учреждение, обновляющее и развивающее содержание образования в соответствии с диагностично поставленными целями ОУ, учитывающими потребности своей территории, а также потенциальными и реальными возможностями педагогов и учащихся. (Обратим внимание на то, что практики эмпирическим путем пришли к тому же подходу в оценке качества образования, что и ученые исследовательским путем. — Ред.). Такой выбор определяется следующими обстоятельствами: • согласно Закону РФ " Об образовании" именно образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников; • традиционной является связь качества образования человека с учебным заведением, которое он закончил; • образовательное учреждение может в конкретных условиях корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования; • образовательное учреждение имеет достаточную самостоятельность для решения проблем качества образования. Оценку качества деятельности образовательного учреждения как центрального звена системы управления качеством образования в регионе можно производить по следующим параметрам: • достижение поставленных образовательным учреждением целей; • выполнение требований государственных образовательных стандартов; • реализация индивидуальных возможностей учащихся (воспитанников); • удовлетворение образовательных запросов детей и родителей. Именно на уровне образовательного учреждения может быть реализована основная триада комплексного управления качеством образования, связанная с условиями, процессом и результатами образовательной деятельности. Деятельность образовательного учреждения по управлению качеством образования включает в себя: В проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса по обратной схеме: результаты — образовательный процесс — условия; В определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету или образовательной области и разработка проектов (программ) деятельности по достижению поставленных целей; В разработку на основе госстандартов учебного плана школы, образовательных программ, согласование по вертикали и горизонтали единых требований к оцениванию учебных достижений учащихся по предметам и образовательным областям; В разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса; В создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса; В организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и руководителей по вопросам управления качеством образования; В разработку системы стимулирования качества образования на всех уровнях: ученик — учитель — руководитель; В организацию системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений; В регулярное соотнесение достигнутого школьного уровня качества образования с достижениями других образовательных учреждений района, города, области, страны и мира; • анализ удовлетворенности качеством образования учащихся, родителей, образовательных учреждений других типов, предприятий, социума; • оценки (рейтинг) ОУ органами управления образованием; В прирост и эффективность использования ресурсов. Показателями качества образовательного процесса в классе являются: • определение и учет мотивов и интересов детей к учению; • реализация учебной программы с учетом приоритетности реализации ГОСов; • осуществление постоянной рефлексии педагогической деятельности по обратной схеме: результат — процесс - условия; И стимулирование учения; Я использование средств объективной диагностики обученное™; • реализация разноуровневого обучения с учетом способностей и здоровья детей (нормирование учебной нагрузки). Результатами взаимодействия " учитель — ученик" являются: • выполнение требований стандарта образования; • уровень учебных достижений ученика в соответствии с программой образовательного учреждения; • результаты аттестации учащихся; • уровень воспитанности; И уровень развития ученика. От себя (от авторского коллектива книги) добавим: институциональный уровень, то есть уровень образовательного учреждения позволяет реализовать интереснейшую в исследовательском плане работу, когда руководитель школы и педагоги начнут различать: а)качество образования конкретного школьника; б)качество образования разных классов (разных углублений, профилей, то есть классов, получающих образование по разным учебным планам); в)качество образования мальчиков и девочек; г)качество образования одаренных, обычных детей, учащихся из реабилитационных классов, детей с дефектами в здоровье (слабослышащих, слабовидяших, с врожденными заболеваниями внутренних органов и т. д.); д)качество образования детей, посещающих и не посещающих учреждения дополнительного образования и т. д. В высшей степени интересным, полезным и эффективным в этой работе может оказаться применение принципа оптимальности к понятию " качество образования". Например: результаты образования некоторого ребенка по показателям знаний, умений, навыков и другим показателям (креативность, физическая развитость и пр.) только едва удовлетворительны (то есть очень посредственны); ко если они представляют максимум достижений для этого ребенка, соответствуют его учебным и ментальным возможностям в зоне его ближайшего развития, то есть все основания говорить об очень хорошем качестве образования для этого ребенка (и не забудем соответственно оценить работу педагогов, психологов, родителей с этим ребенком). Комментарий редактора. Мы не ставили перед собой задачи — давать всесторонний анализ приведенных материалов пермских управленцев-исследователей. Да, не всегда четко просматриваются связи между показателями регионального, муниципального, школьного и ученического уровней. Верно, что авторы предлагают для оценки управления качеством образования на разных уровнях то набор показателей без характеристики их полноты и целостности, то предлагают воспользоваться перечнем функций управления (без приведения организационной структуры и организационного механизма реализации этих функций), то приводят совокупность свойств, по которым следует оценивать качество образования на том или ином уровне и т. д. и т. п. Вопросов и замечаний можно высказывать много, но мы, тем не менее, сочли необходимым познакомить читателя с этими материалами, ибо из них можно почерпнуть много полезного для практической деятельности управленцу любого уровня. Ясно одно: чем выше уровень, тем показатели качества образования или показатели эффективности управления качеством образования являются показателями оптимальности созданных условий (научно-методических, кадровых, информационных, материальных, финансовых, нормативно-правовых, временных, мотивационных и др.); чем ниже рассматриваемый уровень — тем более речь идет об оптимальности образовательного процесса и конкретно результатах, их соответствия целям, что и является собственно показателями качества образования выпускника образовательного учреждения. Есть еще дополнение. Пермские исследователи-управленцы пользовались понятиями " сеть школ", " сеть образовательных учреждений". Мы же считаем, что точнее было бы использовать понятие " территориальная (региональная, муниципальная, местная) образовательная система", которая представляет собой совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории. " А не проще ли сказать, что территориальная образовательная система — это и есть сеть школ и т. п.? ", — возможно, спросит кто-то. " Упрощение в данном случае искажает суть, — ответили бы мы, — так как образовательные инновационные процессы происходят не только в школах, но и в семье, осуществляются средствами телевидения, печатными изданиями, в результате занятий с репетиторами, в домах детского творчества, студиях, туристских и других центрах и т. д. и т. п., и влияние всех этих (внешкольных) образовательных процессов может быть ничуть не меньше, чем собственно школьных". Однако в аспекте названия нашей книги и темы данного параграфа нас действительно будет интересовать только часть вышеназванной системы — процессы, происходящие именно в образовательном учреждении, которые мы считаем ядром системы. Мы готовы пойти на упрощение, поскольку читатель теперь понимает: когда мы ниже будем говорить про сеть школ, то будем иметь в виду прежде всего происходящие в них образовательные и инновационные процессы. Таким образом, с учетом высказанных замечаний и уточнений, ядром территориальной образовательной системы является специально организованная, относительно целостная система образовательных учреждений, классов и групп разных направлений, профилей, специализаций, обеспечивающая образовательные потребности и учитывающая возможности всех детей, проживающих на данной территории, — сеть, которая создается совместными усилиямиОУО и школ на основе требований социального заказа и всесторонней диагностики здоровья, способностей, возможностей, потребностей детей. Мы считаем необходимым обратить особое внимание читателей на одну из функций управления качеством образования на муниципальном уровне — " разработка и выполнение субрегиональных программ развития образования". Эта важнейшая функция определена пермскими управленцами под п. 5 (выделено нами. —Ред.), дана без комментариев, а потому есть опасение, что она может " зате- ряться" и ей не будет придано то особое значение, которого она действительно заслуживает. Эта функция является сущностной и в прямом смысле жизненно важной для существования самого муниципального органа управления (отдела, комитета и т. п.). Дело в том, что в ряде территорий (особенно в городах с районным делением) постоянно дискутируется вопрос: " А нужны ли вообще органы управления образования муниципального уровня? ". Более того, в некоторых городах и районах их пытаются ликвидировать (а кое-где уже ликвидировали) вместе с методической службой якобы за ненадобностью, оставив только бухгалтерию при зам. главы администрации по социальным вопросам для начисления зарплаты педагогам, а работники сокращенных (в интересах экономии средств) органов так и не смогли отстоять необходимости своего существования. Учитывая сказанное, мы обращаем внимание управленцев всех уровней на то, что главное предназначение муниципальных органов управления — это разработка, обеспечение и реализация программы развития территориальной образовательной системы, поддержание ее функционирования, что и обеспечивает последовательное повышение качества образования в муниципальном округе. Если отдел (управление, комитет) образования этой функции не выполняет, то тогда действительно правомерен вопрос о необходимости их существования. И еще одно пояснение редактора. Пермские исследователи-управленцы называют довольно много и не маленьких по числу перечней факторов, функций, критериев, показателей, условий и т. п. для оценки управления качеством образования на разных уровнях, признают, что проконтролировать и учесть все их невозможно, и предлагают читателям самим выделить те факторы, которые наиболее значительно влияют на результат. Они пишут: " Если стандартизировать эти главные причинные факторы, то можно эффективно управлять ими". Мы выясняли у многих подготовленных в исследовательском отношении управленцев, понятно ли им, что нужно делать. Оказалось, возникли серьезные затруднения. Поскольку авторы текста — пермские разработчики — не пояснили, что они имели в виду под стандартизацией причинных факторов и как эту стандартизацию осуществлять, мы предлагаем читателям более известные пути. Для выявления наиболее важных факторов (признаков, показателей, критериев, параметров и т. д.) берут репрезентативную выборку процессов и для каждого из них вычисляют корреляцию (зависимость) между результатом процесса и значением фактора. Затем выделяют те факторы, у которых эти корреляции максимальны. (Так поступали известный исследователь в области оптимизации учебных текстов Я. А. Микк и автор теории и методики оптимизации процесса обучения академик Ю. К. Бабанский.) Есть и более тонкие методы (например, академика А. Н. Колмогорова), но, как правило, все исследователи стараются выявить корреляцию фактора и результата. После этого с помощью математиков можно попробовать построить уравнение регрессии, как делали это Я. А. Микк и Б. П. Битинас в педагогике для обучения и воспитания, — уравнение, связывающее результат с факторами. Это очень серьезная, интересная и трудоемкая работа, которая может быть осуществлена и статистическими методами (корреляционный, факторный анализ и др.). Из всего сказанного в главе вытекает, что необходимо организовать специальные исследования, которые позволят выявить взаимосвязь, корреляцию показателей качества образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Для этого совершенно необходимо как минимум опробовать критерии (показатели) качества управления, качества деятельности органов управления, эф- фективность деятельности образовательных систем, то есть качества образования на муниципальном и региональном уровнях. Вот почему сам факт наличия таких критериев, их декомпозицию в комплекс показателей, приведенных в опыте разных территориальных образований в этой главе, мы считаем прогрессивным, полезным, дающим любым органам управления образования основу для экспериментирования, оппонирования, разработки своих критериев и т. д. Обращаем внимание читателей, что речь идет о критериях, отличных от показателей качества образования на уровне образовательного учреждения или субъектов образовательного взаимодействия, поскольку в основе работы органов управления и руководимых ими учреждений лежат разные виды деятельности, ключевыми являются разные их аспекты: собственно управленческая, управленческий аспект педагогической деятельности и собственно педагогическая деятельность, имеющие свои предметы, свои методы и т. д. Все это подтверждает огромную сложность решения проблемы качества образования и предостерегает читателей от принятия упрощенных решений.
ПРИЛОЖЕНИЯ Материалы к проведению теоретической и научно-практической конференций педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений и органов образования, их заместителей и сотрудников на тему " УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ" Авторы книги были организаторами и участниками десятков конференций по названной теме и потому компетентно могут судить о трудностях и ошибках, которые возникают при их проведении. Наибольшая трудность состоит в том, что без специальных внимания и усилий не удается провести конференцию именно по заданной теме. К сожалению, люди не понимают, что это конференция не только и не столько педагогов, сколько управленцев, и потому приоритетными на ней должны быть выступления с анализом опыта именно управления, то есть таких его действий, как планирование, организация, руководство, контроль, координация, работа с педагогическими кадрами и др. Без специальных корректирующих поправок при подготовке конференции последняя, как правило, сводится к конференции на другую тему " Качество образования как актуальная проблема школы XXI века", которая в силу своей широты охватывает все, что происходит в сегодняшней школе. Собственно управленческая проблематика при этом напрочь утрачивается. Формулирование тем большинства выступлений сводится к такой нехитрой процедуре: берется идея любого наличного опыта школы (например, дифференциация обучения, гуманитаризация или валеологизация образования и пр.); далее с помощью союза " и" к этому опыту добавляется " управление качеством образования" или "... как фактор повышения качества образования", и человек с этим идет на трибуну. Вот почему при подготовке конференции ее организаторы должны очень четко представлять и отстаивать ее управленческую направленность. Стремясь предупредить малополезные выступления по поводу качества образования, мы намеренно сделали добавление к теме — " технологический аспект", чтобы люди шли на трибуну только в том случае, если они знают, как управлять качеством образования, и могут выстроить свой рассказ в виде технологической цепочки управленческих действий. Напомним, теоретическая конференция (заседание круглого стола или семинар) проводится в самом начале работы над темой, когда опыта управления качеством образования еще нет, и нужно определить наличный уровень понимания проблемы членами коллектива образовательного учреждения (учителями, психологами, родителями, учащимися). Обсуждение проблемы на уровне представлений, мнений и т. п. в той или иной форме целесообразно провести со всеми субъектами образовательного процесса и со всеми социальными заказчиками. Дабы облегчить руководителям школ подготовку и проведение этих установочных и диагностических мероприятий, приведем вопросы для обсуждения, главная цель которых — обеспечить проблематизацию участников, вызвать у них необходимое для начала размышлений ощущение кризиса компетентности по данной проблеме:
|