Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третье задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”.
Четвертое задание — “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз. Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, Чебурашку и т. п.). Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц - для младших школьников) на иголку с ниткой или нитку с проклеенным кончиком. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек. Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Девятое задание — “Построй из кубиков дом, ограду и т. п.”. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики. Результаты исследования заносятся в специальную таблицу
Фамилия, имя _________________________
Возраст _______ Дата тестирования ________
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак плюс (+) в графу “Левая рука”, при предпочтении правой — в графу “Правая рука”. Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу “Обе руки”. Последний, но очень важный этап работы — выяснение, имеются ли у ребенка родственники-левши (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки). Этот вопрос выясняется в беседе с родителями (если тестирование выполняет учитель). При наличии семейной леворукости заносится знак плюс в графу “Левая рука”. Леворуким считается ребенок, получивший больше плюсов в графе “Левая рука”. Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Переучивание отрицательно сказывается на формировании функциональных систем развивающегося мозга. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе “Правая рука”, но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (в том случае, если он сам пытается писать левой). При выборе ведущей руки (т. е. фактически при определении, какой рукой ребенок будет писать) возникают некоторые сложности у амбидекстров (тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). Часто взрослые придерживаются такой позиции: “Какую руку чаще использует, пусть той и пишет”. Французские ученые, специально изучавшие виды предпочтения рук, показали, что есть дети левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот, правда, такие случаи редки. Как правило (в 90 % случаев), “графические” левши оказываются и бытовыми левшами. Есть дети — амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов затрудняет выбор. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать все возможные варианты амбидекстрии: 1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным. 2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
|