Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертные методы






Экспе́ рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.

В решении задачи выбора экспертов существенно значимыми представляются два вопроса: персональный подбор экспертов и формирование представительной их группы. При персональном подборе экспертов рекомендуется руководствоваться следующей совокупностью критериев:

компетентность – наличие знаний и опыта по решаемой проблеме;

• креативность – способность решать творческие задачи;

• антиконформизм – неподверженность влиянию авторитетов;

• конструктивность мышления – способность давать практически значимые решения;

• коллективизм – способность работать в коллективе в соответствии с общепризнанными этическими нормами поведения;

• самокритичность – способность критично относиться к собственной компетенции и своим суждениям;

• наличие времени для работы в экспертных группах;

• заинтересованность – наличие желания в решении рассматриваемой проблемы. Численность группы должна быть достаточно представительной для того, чтобы на основе совокупной обработки их суждений можно было определить статистически устойчивую оценку. Считается, что группа должна иметь численность не менее 20 человек

Оценка по эталону сводится к определению положения эксперта на некоторой " шкале компетентности", градуированной в абсолютных единицах (баллах). Значимость этих единиц определяется на основе представления о некотором эталоне компетентности. Как эталон компетентности, так и шкала её, определяются лицом, проводящим экспертизу. Основой использования балльных шкал для оценки компетентности экспертов является практика, которая показывает, что взвешенные оценки достаточно устойчивы относительно изменения состава экспертов. Обычно используются 10- или 100-балльные шкалы. Возможное для 10-балльной шкалы распределение значимости единиц показано ниже:

Степень компетентности

Оценка, баллы

Высшая 10 Достаточная 8 Удовлетворительная 5 Малая 2

Степень компетентности эксперта определяется путём его анкетирования. При этом компетентность рассматривается как сложная альтернатива, определяемая некоторым множеством факторов:

• уровнем теоретической подготовки экспертов;

• уровнем квалификации его в области предмета экспертизы;

• практическим опытом эксперта;

• широтой кругозора эксперта;

• остротой мышления эксперта;

• физическим состоянием эксперта.

Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, РУР. Они относятся к субъективным методам. Субъективное не всегда синоним неправильного или неэффективного.
К основным условиям применения экспертных методов относятся:

· в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области РУР;

· решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений;

· области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.

Существуют четыре основных направления экспертных методов:

1. простой ранжировки (метод предпочтения), задания весовых коэффициентов,

2. последовательных сравнений

3. парных сравнений.

4. Апостериорные методы оценки.

5. метод оценки достоверности ситуации


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал