Крупная моторика
|
Кратковременно поднимает головку, лежа на животе
| 1 мес.
|
Поднимает голову на 45 градусов,.лежа на животе
| 2-2, 5 мес.
|
Устойчиво держит голову, сидя с поддержкой
| 4-4, 5 мес.
|
Поворачивается со спины на живот и с живота на спину
| 4-5 мес.
|
Сидит без поддержки
| 6, 5-8 мес.
|
Стоит, держась за опору
| 8, 5-10 мес.
|
Садится, самостоятельно ползает
| 9-11 мес.
|
Хорошо ходит
| 13, 5-14, 5 мес.
|
Умеет пятиться
| 18-21 мес.
|
Поднимается по ступенькам
| 21-22 мес.
|
Пинает мяч ногой
| 22-24 мес.
|
Кидает мяч руками
| 2-3 г
|
Подпрыгивает на месте на 2 ногах
| 2-3 г.
|
Катается на 3-колесном велосипеде
| 2-3 г..
|
Легко поднимается с корточек
| 3-4 г
|
Проносит стакан с водой 3 м.
| 3-4г.
|
Прыгает в длину на 20 см.
| 3-4 г.
|
Балансирует на одной ноге 5 с.
| 4-5 лет
|
Скачет на одной ноге
| 4-5 лет
|
Прыгает в дину на 40 см., в высоту на 10 см.
| 4-5 лет
|
Ловит подпрыгивающий мяч 2 из 3
| 5-6 лет
|
Балансирует на одной ноге 10 с.
| 5-6 лет
|
Прыгает в длину на 80 см, в высоту на 20 см.
| 5-6 лет
|
Мелкая моторика
|
Сжатие и расжатие кулачков кисти
| 1-1, 5 мес.
|
Сам соединяет руки по средней линии
| 3-4 мес.
|
Хватает погремушку
| 4- 4, 5 мес.
|
Тянется за предметом
| 4-4, 5 мес.
|
Ищет и собирает изюм
| 6-8 мес.
|
Перекладывает кубики из одной руки в другую
| 7-8 мес.
|
Держит предмет большим и указательным пальцем
| 9-10 мес.
|
Тонким щипковым захватом удерживает изюм
| 12-14 мес.
|
Спонтанно рисует каракули
| 15-24 мес.
|
Строит башню из 2 кубиков
| 17-20 мес.
|
Достает изюм из банки после показа
| 19-24 мес.
|
Строит башню из 4 кубиков
| 21-24 мес.
|
Самостоятельно достает изюм из банки
| 2-3 г
|
Рисует вертикальную линию по образцу
| 2-3 г.
|
Строит башню из 8 кубиков
| 2-3 г.
|
Срисовывает круг
| 3-4 г
|
Делает «колбаски» из пластилина
| 3-4 г
|
Режет ножницами, но большими затруднениями.
| 3-4 г
|
Рисует 3 части человека
| 4-5 лет
|
Режет ножницами. но не по прямой линии
| 4-5 лет
|
Срисовывает квадрат после демонстрации
| 4-5 лет
|
Рисует 6 частей человека
| 5-6 лет
|
Режет ножницами по прямой линии
| 5-6 лет
|
Завязывает бант, узелок
| 5-6 лет
|
Зрительное восприятие
|
Фиксирует взор на ярких предметах
| 1-1, 5 мес
|
Прослеживает глазами до средней линии
| 1, 5-2 мес.
|
Прослеживает глазами на 180 градусов
| 3, 5-4 мес.
|
Узнает мать (радуется)
| 4-5 мес.
|
Обращает внимание на мелкие контрастные предметы(изюм)
| 4, 5-5 мес.
|
Ощущает предмет в пространстве, ищет упавший предмет
| 9-10 мес.
|
Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову
взрослого
| 10-12 мес.
|
Узнает предметы на картинке
| 11-12 мес.
|
Узнает на фотографии знакомого взрослого
| 12-14 мес.
|
Выбирает заданную картинку
| 14-16 мес.
|
Отличает квадрат от круга
| 16-18 мес.
|
Отличает 2 величины, 2 формы, 2 цвета
| 2-3 г.
|
Знает и различает свою одежду
| 2-3 г.
|
По образцу подбирает геометрические формы из разного материала
| 2-3 г.
|
Знает 4 основных цвета
| 3-4 г.
|
По просьбе может показать наиболее длинную из двух линий
| 3-4 г.
|
Правильно оценивает действия персонажей сказок
| 3-4 г.
|
Знает 3 цвета и 3 формы
| 4-5 лет
|
Знает 5 животных
| 4-5 лет
|
Располагает детали предмета в целое
| 4-5 лет
|
Располагает предметы по категориям: овощи, одежда и т.д.
| 5-6 лет
|
Знает 6 цветов
| 5-6 лет
|
Сортирует предметы по 10 величинам
| 5-6 лет
|
|
|
Слуховое восприятие
|
Поворачивает голову в сторону голоса взрослого
| 1, 5-2 мес.
|
По разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию
| 3-4 мес.
|
Узнает голос матери или близкого человека
| 4-5 мес.
|
По-разному реагирует на свое и чужое имя
| 5-6 мес.
|
Прислушивается к собственной речи(связь между речью и слухом)
| 6-12 мес.
|
Понимает значение слов
| 12-14 мес.
|
Реагирует на свое имя
| 14-18 мес.
|
Показывает по инструкции 2 части тела, маму, папу
| 18-24 мес.
|
Показывает 4 названных предмета
| 2-3 г
|
Показывает по инструкции названную куклу, игрушку
| 2-3 г.
|
Показывает на картинке ту деятельность из предъявленных,
ситуаций, которая ему задана
| 2-3 г.
|
Понимает на слух «утро», «полдень», «вечер»
| 3-4 г
|
Слушает с вниманием истории
| 3-4 г.
|
Показывает большой-маленький, угловатый-круглый, 2 цвета, берет 2 куска
| 3-4 г.
|
Кладет предмет по заданию в…, на…, под…
| 4-5 лет
|
Понимает на слух:»холодный», «злой», «голодный»
| 4-5 лет
|
Выстукивает ритмы по предъявленному образцу
| 4-5 лет
|
Имеет представление о времени «вчера», «завтра»
| 5-6 лет
|
По просьбе показывает большой и указательный пальцы
| 5-6 лет
|
Имеет представления о времени и пространстве: «позавчера», «предпоследний»
| 5-6 лет
|
Экспрессивная речь
|
Короткое гуление (гукание). Ответные вокализации 1-2 мес.
|
Смеется в голос
| 2, 5-3 мес
|
Визжит в комплексе оживления
| 3-4, 5 мес.
|
Спонтанно лепечет «ма-ма».», «па-па»
| 8, 5-10 мес.
|
Лепечет по подражанию, имитирует звуки и слоги речи
| 9-11 мес
|
Жестом показывает «до свидания»
| 11-12 мес
|
Произносит первые слова «мама», «папа»
| 12-13, 5 мес
|
Говорит «нет». Называет отдельные предметы
| 14-18 мес.
|
Произносит осмысленную фразу из 2-х слов и более
| 22-24 мес.
|
Пользуется глаголами, местоимениями «мне», «мой», предлогами
| 2-3 г.
|
В речи использует множественное число
| 2-3 г
|
Задает короткие вопросы: «что», «кто», «где»
| 2-3 г.
|
Называет свое имя и фамилию
| 3-4 г
|
Называет 3 числа
| 3-4 г.
|
Поет простые песенки
| 3-4 г.
|
Повторяет слова «конференция» и др.
| 4-5 лет
|
Определяет пространство «на», «под»…
| 4-5 лет
|
В речи использует прошедшее и будущее время глаголов, прилагательные, наречия
| 4-5 лет
|
Употребляет абстрактные понятия:: «любовь», «счастье».ложь»
| 5-6 лет
|
Рассказывает фантастические истории
| 5-6 лет
|
Считает до 10
| 5-6 лет
|
Импрессивная речь
|
Реагирует на громкий звук 1-1, 5 мес.
|
Ищет говорящее лицо
| 3-4 мес.
|
Различает мимику и жесты окружающих
| 4-6 мес.
|
Поворачивается на голос, реагирует на свое имя
| 7, 5-8, 5 мес.
|
Хорошо улавливает знакомую мелодию
| 9-10 мес.
|
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке
| 18-20 мес.
|
Понимает значение слов «нельзя», «дай»
| 11-12 мес.
|
Показывает 1 часть тела
| 21-23 мес.
|
Выполняет 2 из 3 простых инструкций, заданных последовательно
| 23-24 мес.
|
Слушает рассказ до 5 минут
| 2-3 г
|
Понимает значение слов «большой». «маленький»
| 2-3 г.
|
По просьбе показывает до 5 предметов на картинках
| 2-3 г.
|
|
|
Располагает по группам картинки на тему «животные». «игрушки»
| 3-4 г
|
Знает 3 цвета
| 3-4 г.
|
Понимает слова «голод», «холод».», «усталость»
| 3-4г.
|
Отвечает на вопросы о значении книг, мебели.
| 4-5 лет
|
Подбирает слова противоположные по значению (антонимы)
| 4-5 лет
|
Имеет понятие о числах до 10
| 4-5 лет
|
Интерпретирует пословицы
| 5-6 лет
|
Понимает абстрактные понятия «дружба».» правда». «обман»
| 5-6 лет
|
Использует речь для планирования и коррекции своего поведения
| 5-6 лет
|
Конструктивная деятельность
|
Строит башню из 2 кубиков
| 1 г.
|
Выкладывает кубики в прямую линию
| 1-2 г.
|
Строит башню из 3 кубиков
| 1-2 г.
|
Собирает пирамиду из 6 элементов
| 2-3 г
|
Выкладывает 5 кубиков в композицию
| 2-3 г.
|
Рисует 2 части человечка(голова, туловище)
| 3-4 г.
|
Выкладывает мозаику
| 3-4 г.
|
Самостоятельно рисует цветок, человека из 6 частей
| 4-5 лет
|
Строит дом из кубиков
| 4-5 лет
|
Собирает конструктор
| 5-6 лет
|
Строит сюжетные конструкции из песка, пластилина, картона
| 5-6 лет
|
Интеллектуальное развитие
|
Втыкает вилку в розетку
| 1-2 г.
|
Различает слова «такой же», «разные»
| 1-2 г.
|
Вкладывает круг, квадрат, треугольник в специальные углубления (доска Сегена)
| 2-3 г.
|
Знает функциональное предназначение посуды, расчески, карандаша
| 2-3 г.
|
Сортирует 4 геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шестиугольник.
| 3-4 г
|
Дифференцирует от 2 до 4 звучаний: машины, телефона, звонка, печатной машинки
| 3-4г.
|
Считает до 3
| 4-5 лет
|
Различает материал, знает из чего сделана ложка, стол, ботинок, дом
| 4-5 лет
|
Классифицирует предметы по функциональному значению (посуда, мебель, фрукты)
| 5-6 лет
|
Понимает сложные логико-грамматические конструкции, считает до 5-10
| 5-6 лет
|
Социальное общение
|
Улыбается в ответ на улыбку взрослого
| 1, 5-2 мес.
|
Улыбается спонтанно
| 3-5 мес.
|
Узнает мать (радуется)
| 4-5 мес.
|
Сопротивляется при попытке отнять игрушку
| 6-10 мес.
|
Стесняется при виде незнакомого
| 9, 5-10, 5 мес.
|
Возвращает игрушку
| 10-12 мес.
|
Радуется приходу детей
| 11-12 мес.
|
Владеет указательным жестом
| 12-14 мес.
|
Реагирует одобрительно или отрицательно в 3 из 4 случаев
| 14-15 мес.
|
Говорит нет, выражая несогласие
| 18-19 мес.
|
Говорит да, выражая согласие
| 19-20 мес.
|
Остается на некоторое время в кругу знакомых
| 20-21 мес.
|
Улавливает шутку в играх
| 21-24 мес.
|
Сопровождает игры словами, обращаясь к игрушкам
| 2-3 г
|
Формируются навыки опрятности
| 2-3 г
|
Соучаствует в желании других
| 2-3 г.
|
Используются местоимения: я-мое, понимает – ты-твое
| 3-4 г.
|
Контактирует с другими детьми
| 3-4 г.
|
Знает свой пол
| 3-4 г.
|
По разному общается с детьми разного возраста и взрослыми
| 4- 5 лет
|
Легко расстается с матерью
| 4-5 лет
|
Затевает спор при игре
| 4-5 лет
|
Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки. зрения. социальной нормы
| 5-6 лет
|
Обращается к взрослым на «Вы» и по имени, отчеству
| 5-6 лет
|
Уходит недалеко за пределы дома
| 5-6 лет
|
Самообслуживание
|
Может сосать и глотать
| 1-2 мес.
|
Берет в рот ручки или ножки
| 2-4 мес.
|
Поддерживает руками грудь матери или бутылочку при кормлении
| 4-5 мес.
|
Может есть с ложки полугустую или густую пищу
| 5-6 мес.
|
Сам ест печенье
| 6-8 мес.
|
Пьет из чашки, которую держит взрослый
| 8-9 мес.
|
Ест пальцами
| 10-12 мес.
|
Помогает одеваться, поднимая руки вверх
| 12-14 мес.
|
Самостоятельно ест густую кашу ложкой
| 13-15 мес.
|
Самостоятельно пьет из чашки
| 14-16 мес.
|
Снимает носки, но не туфли
| 16-17 мес.
|
Имитирует действия уборки по дому
| 17- 23 мес.
|
Ест ложкой, мало проливая
| 18-19 мес.
|
Самостоятельно раздевается (варежки, шапка)
| 19-22 мес.
|
Помогает по дому, выполняя задания
| 22-24 мес.
|
Моет и вытирает руки полотенцем
| 2-3 г.
|
Самостоятельно одевает ботинки без шнуровки
| 2-3 г.
|
Просится днем на горшок, самостоятельно снимает штаны
| 2-3 г.
|
Самостоятельно чистит зубы
| 3-4 г.
|
Застегивает большие пуговицы
| 3-4 г.
|
Самостоятельно ходит в туалет днем и ночью
| 3-4 г.
|
Ест вилкой, режет хлеб ножом
| 4-5 лет
|
Одевается самостоятельно, различает верхнюю и нижнюю одежду, «лицо», «изнанку»
| 4-5 лет
|
Застегивает маленькие пуговицы
| 4-5 лет
|
После игры приводит комнату в порядок
| 5-6 лет
|
Самостоятельно причесывается
| 5-6 лет
|
Самостоятельно завязывает шнурки
| 5-6 лет
|
Игра
|
Играет ручками перед туловищем
| 3-4 мес.
|
Играет 3 минуты в одиночестве с игрушками
| 5-7 мес.
|
Включается в игру прятки
| 7-10 мес.
|
Играет в ладушки
| 10-13 мес.
|
Игры- действия с предметами(кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)
| 13-15 мес.
|
Играет в мяч со взрослыми
| 13-16 мес.
|
Играет с песком, наливными игрушками, кубиками
| 17-19 мес.
|
Толкает поезд из кубиков. машинку
| 19-21 мес.
|
Делает куличики из песка (игра сюжетного характера)
| 2-3 г.
|
Появляются элементы ролевой игры «я- мама»- баюкает «я-водитель»- возит, нагружает машину
| 2-3 г.
|
Осуществляет совместную сюжетную игру(не более 2 детей)
| 2-3г.
|
Играет с простыми конструкторами
| 3-4 г.
|
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
| 3-4 г.
|
Играет с воображаемой действительностью
| 3-4 г.
|
Появляются различные типы отношений в сюжетной игре(подчинение, равноправие)
| 4-5 лет.
|
Играет длительно совместно с 4-5 детьми с поочередной сменой ролей
| 4-5 лет
|
Драматическая игра- «магазин», «больница» и др.
| 4-5 лет
|
Фантазирует, воображает нереальные персонажа(пираты, инопланетяне)
| 5-6 лет
|
Играет в настольные игры
| 5-6 лет
|