Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместимость работников






 

Под совместимостью работников понимается благоприятное сочетание свойств характера работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, сочув­ствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Совместимость между членами коллектива может быть трех видов: профессиональная, социальная и психологическая.

Профессиональная совместимость характеризуется прежде всего соответствием членов коллектива друг другу и выполняемой работе, их физических данных, силы, ловкости, роста, натренированности, выносливости и т. п., что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. В основе профессиональной совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости пред­полагает взаимоотношение людей в ходе их совместной работы, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.

Социальная совместимость выражается в совпадении интересов, взглядов, убеждений, в сходстве социальных установок и ценностей. Стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям, общность мировоззрения сближает и сплачивает людей.

Психологическая совместимость предполагает оптимальное соче­тание личных психологических свойств и определяется соответствием членов коллектива друг другу по характеру, темпераменту, эмоцио­нально-волевым качествам, что ведет к более полному взаимопони­манию.

В этом случае необязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими один другого: один – задиристый, решительный, другой – спокойный, рассудительный, неторопливый. Один – более способный в усвоении знаний, другой – в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чер­тами, с несходными способностями и другими свойствами. Совмес­тимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае бό льшая.

Виды совместимости работников можно изобразить схематически (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Виды совместимости работников

 

На совместимость работников большое влияние оказывает тип темперамента человека. Темперамент – это совокупность индиви­дуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.

Существуют различные типы темперамента человека (по И. П. Павлову):

– безудержный (холерик), сильный, подвижный, неуравновешен­ный, возбудимый – возбуждение сильное, торможение слабое;

– живой (сангвиник), сильный, подвижный, уравновешенный;

– спокойный (флегматик), сильный, инертный, уравновешенный;

– слабый (меланхолик), при слабом возбуждении и торможении более повышенатормозимость.

Для поддержания высокой эффективности в работе с различными типами темперамента необходимо применять разнообразные методы, (рис. 5.2).

 

Тип темперамента Качества, которые следует использовать в работе Подход к человеку
Холерик Активность, энергию, умение «зажечь», увлечь, повести за собой людей, быстроту реакции, оперативность Спокойное рассудительное обращение с ним. Важно отвлечь от второстепенных, ненужных дел и направить его энергию на главное
Сангвиник Активность, умение находить контакт с людьми и создавать хороший психологический климат в коллективе, высокую работоспособность, гибкость   Исключать однообразную работу, давать все более сложные и трудные, интересующие его поручения
Флегматик Спокойствие и систему в работе. Невозмутимость. Настойчивость. Высокую работоспособность в однообразных условиях Устанавливать и контролировать сроки выполнения работ. Давать задания на продолжительный отрезок времени
Меланхолик Высокую чувствительность, глубину и устойчивость чувств, умение сопереживать и войти в положение других Создавать спокойную обстановку для работы. Задания давать посильные, заранее и на продолжительное время, меньше опекать. Добрым словом поддерживать уверенное настроение, не допускать грубостей

 

Рис. 5.2. Методы работы с людьми с различными типами темперамента

 

Управление как специфический вид деятельности требует особых качеств от человека. Можно быть талантливым специалистом в своей отрасли и совсем никудышным организатором. Не всякий человек может успешно руководить предприятием. Одно из качеств, которым он должен обладать, – качество лидера. Лидерство – процесс организатор­ской деятельности человека, ведущего группу к намеченной цели. Лидер – это индивид, занимающий верхнюю ступень в иерархии ролей и выполняющий функции организации или управления в целом.

Существуют виды лидеров:

– деловой лидер, выдающий «лучшие идеи» и имеющий способ­ности организатора;

– популярный (эмоциональный лидер), имеющий способности создавать самый благоприятный психологический климат в коллективе, вызывающий чувства симпатии у подчиненных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал