Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль работы агроменеджера






 

Стиль работы руководителя представляет собой сочетание наиболее характерных и устойчивых средств и способов решения задач и проблем. Методы управления для всех руководителей одни и те же (административные, экономические и социально-психологические), но каждый из них определенным образом комбинирует те или иные методы. Эти сочетания методов не случайны, они отражают специфику конкретной ситуации (условия реализации методов и характеристики исполнителей), а также особенности данного руководителя.

Стиль руководства проявляется в повседневной деятельности руководителя и его подчиненных. Раскрыть характерные черты стиля – значит показать в действиях руководителя основные способы, средства реализации функций управления. В то же время достаточно лишь назвать применяемый руководителем стиль работы, чтобы сразу иметь о нем относительно полное суждение.

Стиль руководства – почти всегда субъективная деятельность человека (менеджера) или оценка управления, его влияние очень велико на конечные результаты деятельности.

Различают общий и конкретный стиль.

Общий стиль руководства вытекает из сущности социально-экономической и политической ситуации, сложившейся на том или ином этапе развития общества. Учитывая особенности переходного периода нашей страны к рыночным отношениям, мы общий стиль рассматривать не будем. Остановим внимание лишь на конкретных стилях руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, (рис. 5.3).

Характерная черта авторитарного стиля руководства – это принятие в рамках полномочий и законности единоличных решений. При этом подчиненные должны лишь исполнять то, что им приказано.Для обеспечения такой ситуации подчиненные получают минимум необходимой информации, вынуждены постоянно обращаться за дополнительной информацией к руководителю, создавая впечатление его незаменимости.

 


Рис. 5.3. Типы стиля руководства

 

Авторитарные методы руководства опираются на формальную структуру управления, формальные отношения, систему прав и обязанностей всех подчиненных. Подавляется инициатива исполнителей и руководителей, формируется устойчивая неудовлетворенность работающих, разрушается психологический микроклимат, увеличиваются и обостряются конфликтные ситуации. Все это разрушительно действует на результаты работы людей, на их самочувствие и здоровье.

Достоинством авторитарного стиля руководства является централизация воздействий на коллектив, легко достигаются оперативность и координация воздействий.

Авторитарный стиль может быть рекомендован для условий, когда имеет место развал производства, отсутствует дисциплина, сложилась система безответственности и т. д. Практика показывает, что в таких условиях только автократический стиль может в кратчайшие сроки спасти положение. Но его применение не должно превышать 2, 5–3 года. Если руководитель значительно улучшив положение организации, через этот срок не изменит стиль своей работы, ситуация вновь начнет ухудшаться. Этому есть объяснение (рис. 5.4).

 

 

Рис. 5.4. Примерная кривая эффективности применения авторитарного стиля руководства

 

Демократический стиль работы руководителя характеризуется широким привлечением работников к подготовке и принятию реше­ний. Наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля. Руководитель часть своих полномочий делегирует подчиненным. Принятые решения выполняются неукосните­льно.

Стремление прислушаться к мнению своих подчиненных по различным проблемам объясняется возможностью услышать в процессе обсуждения и реализации проблем новые положения, другие нюансы, позволяющие повысить эффективность деятельности всего аппарата управления, всего коллектива. Руководитель-демократ не считает для себя зазорным пойти на компромисс или совсем отказаться от принятого решения, если аргументы подчиненного убедительны.

Зная подчиненных, их возможности и способности, а также обстановку, руководитель предоставляет им максимум возможностей для самореализации, самовыражения, что развивает самостоятельность, способствует формированию у подчиненных сопричастности к достижению конечных целей.

В свою очередь, такая тактика шефа позволяет формировать наряду с формальным и неформальный авторитет.

Либеральный стиль руководства отличается невмешательством в работу, безынициативностью. Приоритетными для либерала являются указания вышестоящих руководителей, они стремятся уклониться от ответственности, перекладывая ее на плечи подчиненных. В такой роли обычно выступают люди недостаточно компетентные, слабые психологически, не уверенные в прочности своего служебного положения.

Либералы непринципиальны, часто меняют свои решения и, что еще хуже, жизненные установки под влиянием других людей и обстоятельств.

С подчиненными либералы корректны, вежливы и преду­предительны. Положительно реагируют на критику в свой адрес, не требовательны и не любят контролировать работу подчиненных.В стремлении приобрести и укрепить свой авторитет (часто «липовый») они представляют подчиненным различные материальные и другие льготы, что порождает нездоровые отношения подчиненных к поощрениям вообще. Крайне неохотно идут на увольнение недобросовестных работников, стараются к подчиненным, независимо от их отношения к работе и вклада в общее дело, относиться одинаково. Это часто порождает конфликты.

Либеральный стиль в управлении хозяйственными структурами неприемлем. Его можно использовать для руководства работой научно-исследовательского характера, когда требуются высокая творческая активность и значительная самостоятельность исполнителей.

Этот стиль руководства может быть применим в тех случаях, когда цели ясны и работа подчиненных имеет индивидуализированный характер. В таких условиях подчиненные самостоятельно планируют и организуют свою деятельность, обращаясь за указаниями и помощью к руководителю лишь в необходимых случаях, а руководитель выполняет роль контролера и стимулятора в работе подчиненных.

Помимо названных, основных, стилей встречаются некоторые их разновидности:

– административный стиль;

– дистанционный;

– делегирующий;

– контактный;

– социально-психологический и др.

Большим злом в управлении является проявление канцелярско-бюрократического стиля руководства. Это бюрократизм, формализм, ведомственность, местничество, используемые широко в настоящее время в корыстных целях.Существо бюрократии (буквально – господство канцелярии) выражается в подмене содержания формой, подчинении деятельности организации или работника лишь целям ее сохранения.Бюрократизм – это своего рода болезнь, бюрократ – продукт этой болезни. Они взаимосвязаны.

Руководитель должен уметь видеть в стиле работы своих подчинен­ных недостатки, причины их порождающие и пути устранения пороков.Взаимное уважение между руководителем и подчиненным является необходимым условием деловых отношений.

Руководитель накладывает «печать» своей индивидуальности на весь коллектив, подчиненная ему организация становится отражением его личных способностей и отношения к делу.

У каждой категории подчиненных руководителю людей есть соответствующее ожидание к своему руководителю, его стилю. Изучение психологии подчинения свидетельствует о том, что всем людям свойственно ожидание демократичного отношения к ним. По существу, каждый человек хочет, чтобы с ним считались, уважали его, относились к нему как к равному, не унижали его человеческого достоинства.

Таким образом, по взаимоотношениям между руководителем и его подчиненными можно сделать исчерпывающие выводы о профессионализме руководителя (рис. 5.5). Например, как было показано выше, при авторитарном руководстве у подчиненных формируется скованность, подавленность, чувство страха, агрессивность, скептицизм, приспособленчество и т. д., а это, в свою очередь, порождает массу других недостатков у людей.

 

Формы взаимодействия с подчиненными Стиль работы руководителя
Авторитарный Демократический Либеральный
Принятие решений Единолично Широко обсуждает проблемы до принятия решений, затем оно реализуется Уходит от персональной ответственности за принятие решений (ждет сверху или перекладывает на коллектив)
Доведение решений до подчиненных Приказ, указание, распоряжение и т. д. Просит, предлагает, советует Просит, упрашивает
Подбор кадров Избегает принятия на работу более сильных и компетентных работников, избавляется от таких Всячески привлекает более способных По сути, подбором не занимается, пускает на самотек
Дисциплина Жесткое, формальное отношение Разумное, дифференцированное отношение Требует формальной дисциплины
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Ответственность пропорционально полномочиям Снимает с себя ответственность
Отношение к инициативе Подавляет всякую инициативу Всячески поощряет инициативных подчиненных Отдает инициативу подчиненным
Отношение к подчиненным Определяется настроением Ровное отношение Мягок, покладист
Стиль поведения Не общителен, держит дистанцию Общителен, дружелюбен Уходит от общения
Отношение к себе Все знает и умеет Учится, позитивен к критике Учится сам и поощряет в этом подчиненных
Отношение к моральному воздействию Тяготение к наказаниям Широко использует систему стимулов Использует систему стимулов, но избегает наказания

 

Рис. 5.5. Характеристика стилей работы руководителя

 

Так, для людей, склонных к приспособленчеству, характерны такие черты: негибкость ума и бедность идей; менее развитый интеллект; они плохо владеют собой в напряженных ситуациях, более скованны и склонны к беспокойству; им не хватает веры в себя; повышенная озабоченность мнением о них других людей; обнаруживают пассивность, внушаемость, подозрительность, недоверчивость и т. д.

В составе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» значительное место принадлежит способности руководителя представлять власть и уметь ею грамотно пользоваться. Способность предполагает высокий уровень знания руководителем своих прав и обязанностей, их выполнение создает (формирует) авторитет руководителя.

Но этого еще недостаточно для формирования личного авторитета, нужны и другие свойства и качества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал