Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика связной устной речи детей с ЗПР.






Характеристикой связной устной речи занималась Мальцева, ею были предложены 3 вида заданий: пересказ, составление рассказа по серии картинок, составление рассказа по 1 картине. Эти же задания были даны нормально развивающимся первоклассникам.

Наиболее легким задание оказался пересказ, т.к. готовый текст представляет собой и смысловую содержательную опору и языковую опору, т.е.репродуктивный вид деятельности более доступен. Полученные пересказы были распределены на 4 группы.

1 группа пересказов в наибольшей степени соответствовали исходному образцу. В пересказах не была нарушена последовательность изложения, привнесений, искажающих смысл прослушанного не было, языковые средства, в основном, соответствовали средствам в исходном тексте. В тоже время были использованы оригинальные языковые средства, которые соответствовали содержанию текста.

Большинство из нормально развивающихся учащихся составили тексты, относящихся к этой группе, а среди учащихся с ЗПР лишь в единичных случаях (1-2%).

2 группа пересказов- в основном правильно передано содержание, но отмечались либо пропуски отдельных микротем, либо добавления, которые существенно не влияли на точность и правильность передачи содержания. Норма 1\3, с ЗПР – 15%

3 группа- эти тексты характеризуются значительным нарушением логики изложения, пропусками важных для понимания текста частей, не всегда адекватно подобраны языковые средства, отмечались подборы одних и тех же частей текста. С ЗПР- большинство, норма – единицы.

4 группа – ни один из нормы, с ЗПР – 1\3. Тексты этой группы условно могут названы пересказом, т.к. глубоко нарушена последовательность изложения за счет существенных для понимания текста частей, некоторые пересказы представляли собой набор отдельных фраз, некоторые - частые повторения одних и тех же предложений, лексика бедная, однообразная, часто возникали паузы, требовалась стимулирующая помощь.

2 задание – составление рассказа по серии картинок. Тексты разделили на 4 группы.

1 группа- норма - 1\3, с ЗПР- 0.

Рассказы этой группы характеризовались тем, что в них было предано содержание каждой из трех картинок. Содержание одной картинки представляло собой законченное высказывание, в котором были отражены смысловые отношения визуально отображенные на картинках, кроме этого учащиеся правильно обеспечивали переход от одной картинки к другой путем адекватного подбора языковых средств. Противоречий не было.

2 группа – большинство нормы, единицы ЗПР.

Учащиеся почти точно передавали содержание картинки, но отмечались пропуски отдельных элементов картинки, которые не имели существенного значения для раскрытия содержания, отмечались трудности при переходе от одной картинке к другой, требовалась помощь при выборе языковых средств, с помощью которой можно было осуществить логический переход от одной картинке к другой.

3 группа – 1\3 нормы, почти 1\2 ЗПР. Как правило к каждой картинке серии, учащиеся составляли 1-2 предложения, значительно упрощались и искажались смысл, отношения, визуально представленные на картинках. Рассказы не имели начала и конца. При переходе от одной картинке к другой требовалась стимулирующая помощь в виде наводящих вопросов.

4 группа- норма -0, чуть меньше 1\2 ЗПР. К каждой картинке составлялось 1 предложение, рассказы с примитивным содержанием, не соответствовали содержанию картинок. Каждая картинка воспринималась как отдельная, а не как часть общего ряда. Очень часто отмечались повторы одних и тех же слов.
3 задание – составление рассказа по сюжетной картинке.

1 группа- единицы нормы. Отмечались: правильно выделены главное и второстепенное, определены существенные отношения, правильно переданы смысловые отношения, рассказ имеет 3 части, разнообразная лексика, но с повторами.

2 группа- 0-ЗПР, 15%-норма. Тексты характеризовались упрощением содержания, в некоторых случаях неточно передавали смысловые отношения, отсутствовала одна из композиционных частей текста, однообразная лексика.

3 группа - подавляющее большинство ЗПР, 1\2 нормы. Составляли следующие тексты: 2-3 предложения, которые не были связаны между собой, эти предложения не отражали основное содержание картинки.

4 группа- 1\3 ЗПР, это были не рассказы, а перечисление отдельных предметов, изображенных на картинке.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал