Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная деятельность






• Участники группы садятся в круг. Им предлагается пред­ставить свой гнев в виде какого-либо предмета, обладающего определенными свойствами — тяжелого или легкого, липкого, гладкого, колючего, с какой-либо иной поверхно­стью. Какие ощущения вызовет этот предмет, если его взять в руки (если участники группы представили крупные пред­меты, ведущий просит их представить, как эти предметы “сжимаются” до тех пор, пока не смогут уместиться на ла­дони). Затем члены группы пытаются в своем воображении, “удерживая” предмет в руках, перемещать его на разные расстояния от своего тела.

• Продолжая сидеть, участники группы изображают, что под­брасывают и ловят этот предмет точно мяч. Затем они вста­ют и ходят по комнате, также “подбрасывая и ловя” пред­
мет. Через некоторое время члены группы останавливают­ся и пытаются представить какую-нибудь игру с мячом.

• Член группы рассказывает о какой-либо игре в мяч, после чего остальные стараются ее изобразить. (Так, например, кто-то может представить себе игру в бильярд. При этом он говорит, кто будет игроками, а кто — зрителями, показыва­ет, где они могут стоять; рассказывает, подбадривают ли они игроков или наблюдают за игрой молча. Человек, предста­вивший себе ту или иную игру, объясняет ее правила и свой­ства мяча, описывает, какого мяч цвета и т. д.) Члены груп­пы имеют возможность либо показать друг другу определен­ные моменты всех упомянутых игр, либо делятся на две подгруппы и изображают разные игры одновременно.

Обсуждение. Члены группы обсуждают правила разных игр и игры позволяющие отреагировать чувство гнева. Они обращают внимание на правила игр, которые позволяют контролировать чувство гнева, не|приятные моменты той или иной игры и то, каким образом их можно было бы избежать, в частности, путем изменения правил.

 

Завершение

• Участники группы обсуждают совместное участие в воображаемых играх, предварительно разделившись по парам.

• Затем они прощаются сначала со своим партнером, а затем со всей группой.

 

Фокусировка: на безопасном отреагировании чувства гнева, достигае­мом благодаря использованию определенных правил. Эти правила позволяют участникам игры лучше контролировать чувство гнева.

 

Сессия № 2. Развитие способности контролировать чувство гнева

Оборудование: бумага, фломастеры.

 

Разогрев

• Члены группы перемещаются по комнате, обращая внима­ние на ощущения собственного тела, взаимодействие раз­ных его частей и то, как изменяются движения тела, когда ведущей оказывается то одна, то другая его часть — плечи, бедра, колени, руки.

Обсуждение. Участники обсуждают свои ощущения, связанные с тем, когда во время движения ведущей оказывались то одна, то другая ча­сти тела.

 

Основная деятельность

• Члены группы обсуждают телесные ощущения, предше­ствующие появлению чувства гнева, обращая особое внима­ние на самые первые признаки. Затем каждый рисует гра­фик, показывающий нарастание эмоций до момента, пока
они не выливаются в деструктивные реакции. Также обсуж­дается, какие части тела оказываются при этом ведущими, а какие — ведомыми или пассивными. Так, например, у че­ловека может “перехватить горло”, из-за чего он становит­ся неспособным выразить свои чувства словами.

• Сидя или стоя, члены группы изображают “скульптуры”, соответствующие определенным моментам отреагирования чувства гнева. Затем они пересаживаются на другой стул или находят другое место в комнате и изображают другие
“скульптуры”, соответствующие тем моментам пережива­ния чувства гнева, когда оно не отреагируется в двигательных реакциях (при этом все тело может изображать лишь одну часть тела, находящуюся в пассивном состоянии). Меняя позы, члены группы показывают переход тела из пас­сивного в активное состояние.

Обсуждение. Участники группы обсуждают свои ощущения, связан­ные с отреагированием чувств в двигательных реакциях.

 

Завершение

• Каждый член группы берет два листа бумаги, на которых написаны названия частей тела. Так, скажем, на одном листе может быть написано слово “кулаки”, на другом — “горло”. Под ними члены группы записывают в столбик различные слова, характеризующие состояние этих частей тела в момент выражения человеком чувства гнева. Например:

 

Горло Кулаки

Напряжено Сжаты

Сдавлено Неподвластны контролю

Хочет говорить Напряжены

Неподвижно Представляют опасность

 

• Составив такой список, члены группы сочиняют диалог между двумя частями тела. Допустим:

Горло: “Я хочу, чтобы меня услышали, но я сдавлено. Пожалуйста, послушай меня”.

Кулаки: “Мы сейчас очень заняты. Мы себя не контролируем”

Горло: “Остановитесь на минуту и позвольте мне дышать более свободно”.

 

• Диалог следует завершить, позволив горлу расслабиться и говорить. Кулаки также должны разжаться. (Другими участниками подобного диалога могут быть внутренние ор­ганы, например, сердце и кишечник, или разум и чувства.) На основе этих диалогов можно затем сочинить и разыграть драму.

Фокусировка: на освоении каждым членом группы определенных ме­ханизмов контроля над чувством гнева и на том, как, обращая внима­ние на ощущения тела, можно предупредить неконтролируемое, деструктивное отреагирование гнева.

 

 

Сессия, посвященная развитию уверенности

 

Ниже описаны некоторые упражнения, которые используются с этой целью на разных этапах драматерапевтической сессии: во время разогрева, при основной деятельности и завершении. Уверенность в себе является важным качеством личности, позволяющим достичь психического баланса. Пассивность или агрессивность, в особенности, проявляемая в неадекватной форме, приводят к нарушениям отношений с окружающими. Поскольку драматерапия ориентирована на достижение более тесного взаимодействия сознания и тела, приведенные ниже упражнения могут быть включены в сессии по развитию уве­ренности в себе, в особенности, на начальных этапах драмате­рапевтической работы.

 

Балансирование на стульях (упражнения № 1-6)

Упражнение № 1

 

• Члены группы сидят на стульях, откинувшись на их спин­ки. Ноги поставлены ровно. Ведущий просит участников об­ратить внимание на ощущения собственного тела. Затем он предлагает присутствующим несколько раз поменять поло­жение тела, обращая при этом внимание на изменение ощу­щений, особенно, когда удобное положение сменяется не­
удобным, и в теле возникает напряжение.

 

Обсуждение. Членам группы предлагается обсудить неприятные ощу­щения, возникающие в теле, когда оно принимает неудобное положе­ние. При этом можно провести параллели с уверенностью в себе, на­пряженными отношениями с другими людьми и теми ситуациями, когда человек, желая сказать “нет”, говорит “да”; когда, переживая подавленное настроение, сообщает, что чувствует себя нормально или когда, желая, чтобы к нему относились хорошо, внезапно начинает кого-то оскорблять.

 

Упражнение № 2

 

• Участники группы сидят на стульях, ноги поставлены ров­но, руки лежат на коленях ладонями вниз. Ведущий просит обратить внимание на дыхание — сделать его более глубоким, но не сопровождающимся какими-либо усилиями. По воз­можности надо дышать носом. Во время вдоха, так же как и во время выдоха, следует считать про себя до четырех. По- степенно дыхание становится глубже. Перед тем как выдохнуть, участники группы могут на секунду задержать, дыхание.

Обсуждение. Членам группы предлагается обсудить разницу в ощущениях тела во время поверхностного и глубокого дыхания. Подобное упражнение на релаксацию может повторяться регулярно в ходе групповых сессий.

 

Упражнение № ЗА

• Члены группы сидят на стульях без подлокотников. Вначале их спины откинуты назад, а ноги стоят ровно, затем они изменяют положение тела, обращая при этом внимание на об­щую площадь его соприкосновения со стулом. Меняя положение тела, участники принимают позы, требующие макси­мального и минимального соприкосновения тела со стулом.

Обсуждение: членам группы предлагается обсудить, как разные положения тела могут быть связаны с разными типами характера человека, его уверенностью в себе и способностью проявлять настойчивость, jКогда, например, человек агрессивен, он стремится занять больше пространства; когда же он пассивен, то занимает в пространстве мало места. Члены группы пытаются рассмотреть эти различия с одной стороны, как реальные характеристики, а с другой, как метафорическое выражение переживаемых человеком чувств и типов характера, Так, уверенность в себе предполагает завоевание человеком для себя достаточного жизненного пространства и в то же время предоставление его другим.

 

Упражнение № ЗБ

Это упражнение является продолжением упражнения ЗА. Три стула без подлокотников ставятся в ряд.

• Члены группы, образовав пары, располагаются на трех стульях. При этом партнеры пытаются занять как можно мень­ше места, принимая разные положения тела. Затем они пы­таются занять как можно больше места. После этого один человек пытается занять больше места, а другой — меньше.

При этом они могут опробовать несколько вариантов распо­ложения на стульях, после чего меняются ролями.

Обсуждение. В ходе выполнения этого упражнения члены группы обсуждают свои ощущения, пытаясь связать их с разными формами поведения, когда человек проявляет большую или меньшую уверен­ность в себе. Кроме того, они стремятся выяснить, какое положение тела и связанные с ним ощущения являются для них более привыч­ными.

 

Упражнение № ЗВ

• Оба партнера, располагаясь на трех стульях, стремятся за­нять примерно одинаковое место так, чтобы чувствовать себя наиболее комфортно.

Обсуждение. Члены группы обсуждают свои впечатления от выпол­нения всех трех упражнений.

 

Упражнение № 4

• Члены группы, разделившись на пары, располагаются на стульях друг против друга. Образуется два ряда стульев. Сидящие с одной стороны закрывают глаза, а сидящие с
другой стороны слегка наклоняются вперед. Затем они вы­тягивают руки вперед, пытаясь дотянуться до лица сидяще­го напротив. При этом их движения могут передавать раз­ное отношение к этому человеку — агрессивное, уважитель­ное и т. д. Они застывают в определенном положении, а сидящие напротив открывают глаза и делают ответный
жест. Все это повторяется несколько раз, после чего партне­ры меняются ролями.

 

Обсуждение. Члены группы обсуждают ощущения, возникшие в ходе выполнения этого упражнения. Его лучше делать, когда участники группы расположены двумя рядами, а не сидят парами в стороне от Других, поскольку в таком случае достигается большая фокусировка. Кроме того, это позволяет видеть других людей, их жестикуляцию и заключенный в ней смысл.

 

Упражнение № 5

 

• Оно называется “Стул справа от меня свободен”. Это хоро­шо известное драматерапевтическое упражнение, которое можно адаптировать для имитации разных типов поведения. Стулья располагаются по кругу. Заняв их, члены груп­пы оставляют один стул свободным. Сидящий слева от сво­бодного стула говорит: “Стул справа от меня свободен, и ” хочу, чтобы (называет имя человека) на него сел”. Назван­ный человек пересаживается на этот стул, освобождая тот, на котором сидел. Тогда, в свою очередь, сидевший слева от освободившегося стула повторяет вышеназванную фразу,, а тот, кого он назвал, занимает его стул. Этот процесс повторяется пять или шесть раз. После этого сидящие слева от пустого стула произносят известную фразу тихо и неуверен­но. Необходимо, чтобы ее произнесла большая часть членов; группы. Затем та же самая фраза произносится всеми в аг­рессивном, требовательном тоне; после этого — голосом, в котором звучит скрытая агрессия и, наконец, уверенным голосом.

 

Обсуждение. Члены группы обсуждают разницу между способами; произнесения одной и той же фразы и теми движениями, которыми это сопровождается. Данное упражнение может быть использовано в дальнейшем, когда члены группы будут говорить друг другу комплименты. Приглашая человека сесть на свободный стул, они добавляет, “потому что...” и произносят комплимент. Тот же, кто садится на свободный стул, должен говорить: “Спасибо, я рад, что вы похвалили меня за то, что...”

 

Упражнение № 6

• Стулья располагаются по кругу на достаточном расстояния друг от друга. Члены группы садятся, стремясь занять наи­более удобное положение. Они смотрят вокруг, отмечая место расположения других людей, устанавливая с ними зрительный контакт и демонстрируя свое расположение. После этого участники группы делятся своими впечатлени­ями от этого упражнения.

Все вышеописанные упражнения, связанные с расположе­нием членов группы на стульях, имеют непосредственное отно­шение к понятиям пространства и равновесия и используются в ходе первых трех сессий. В ходе третьей и четвертой сессий члены группы уже могут встать со своих мест и более активна перемещаться в пространстве. Если члены группы еще не чувствуют себя достаточно уверенно, можно продлить работу на стульях, постепенно предлагая им перейти к работе стоя. Следует использовать упражнения, которые позволили бы людям подняться со стульев, например, физические и дыха­тельные упражнения.

 

Балансирование стоя (упражнения № 7-9)

Упражнение № 7

• Члены группы находят в комнате определенное место и, слегка расставив ноги, занимают там устойчивое положе­ние. Затем они начинают дышать глубоко и размеренно,
представляя себе тот цвет, который у каждого ассоциирует­ся с равновесием. Во время выполнения дыхательного уп­ражнения члены группы представляют себе, что, вместе с
воздухом этот цвет проникает в их тело и образует некую ось, которая, доходя до таза, разделяется на две линии, сле­дующих далее вниз по ногам. Через некоторое время участ­ников просят представить, будто эта окрашенная, проходя­щая вдоль всего тела линия, делает их чуть более высокими и придает им большую уверенность в себе. Затем членам
группы предлагается принять иное положение тела, распола­гающее к пассивности и демонстрирующее неуверенность, и вновь представить себе определенный, соответствующий
этим качествам цвет. Затем члены группы могут выполнить то же самое, стараясь принять позу, соответствующую аг­рессивному, раздраженному состоянию, и найти для него
определенный цвет. После этого они обсуждают свои ощу­щения, соответствующие различным положениям тела.

 

Обсуждение. Членам группы предлагается проанализировать свои телесные ощущения, когда они вначале выполнения этого упражне­ния принимали устойчивое положение тела, и связать эти ощущения с уверенностью в себе.

 

Упражнение № 8

• Члены группы образуют пары и становятся лицом к лицу с партнерами. Один из партнеров делает руками и ногами плавные движения, а другой пытается их имитировать. Это продолжается до тех пор, пока не начинает двигаться все тело, после чего партнеры вместе двигаются по комнате, Затем то же самое упражнение повторяется, но на этот раз партнеры используют угловатые, резкие движения либо один человек изображает, как он толкает другого, а тот при этом пытается отступать.

 

Обсуждение. Члены группы обсуждают разные движения, связывая их с уверенным в себе либо с уступчивым и агрессивным человеком. Они обращают внимание на чувства, вызванные у них различным движениями. Данное упражнение предполагает имитацию человеком спонтанных движений, совершаемых другим, либо разные виды движений под музыку.

 

Упражнение № 9

• Члены группы встают в круг на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было вытянуть руки в сторону, и, слегка расставляя ноги, стремятся достичь устойчивого положения. После этого они: а) осторожно вытягивают руки в стороны и чуть касаются кончиков пальцев стоящих справа и слева людей, обозначая тем самым “свою территорию”;
б) более уверенно вытягивают руки в стороны, более настойчиво указывая на “свою территорию”; в) делают то же самое, но теперь очень робко.

 

Обсуждение. Члены группы обсуждают разные способы обозначения “своей территории”.

 

Все вышеописанные упражнения касались исследования пространственных отношений. Упражнение № 10 также связано с этой темой.

 

Упражнение № 10

• Члены группы выстраиваются в шеренгу в одной части комнаты. Один человек становится к ним лицом в противоположной ее части. Стоящие в шеренге по очереди приближаются к этому человеку. Когда, по мнению данного члена группы, к нему подходят слишком близко, он говорит “стоп”. (Если он высказывается недостаточно громко и убедительно, другие продолжают движение). Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают в роли одиночки. Если в группе слишком много людей, это же упражнение можно выполнять в парах. В ходе его выпол­нения необходимо напоминать членам группы об использо­вании глубокого дыхания и необходимости следить за тем, чтобы их поза выражала уверенность.

• Члены группы образуют пары. Один человек садится и смотрит на другого человека, который приближается к нему и становится рядом. Сидящий, несмотря на то, что находит­ся в более уязвимом положении, используя глубокое дыха­ние, принимает позу, отражающую его уверенность в себе. Стоящий занимает разные позиции относительно сидяще­го, после чего они меняются ролями. То же самое упражне­ние можно выполнять: а) когда один человек располагается за столом; б) когда он держит газету, пытаясь, тем самым, за ней “укрыться”. Можно предложить членам группы найти другие способы местонахождения, обозначающие властные полномочия человека. Цель данного упражнения заключа­ется в том, чтобы помочь членам группы достичь психиче­ского равновесия и проявить большую уверенность в себе в ситуациях, когда человек находится в менее удобном поло­жении, чем остальные.

 

Права

Это упражнение может быть использовано на одном из этапов драматерапевтической сессии. Ведущий предлагает членам группы составить список прав, которыми, на их взгляд, обла­дают все люди. В ходе последующего обсуждения участники пытаются выяснить, какие из обозначенных ими прав действи­тельно являются правами человека. Так, например, действи­тельно ли человек имеет право на уважение со стороны окру­жающих или его следует “заслужить”? Книга Фелпса и Ости­на (Phelps and Austin, 1988) может быть хорошим руководством. Для проведения сессий по развитию уверенности в себе.

 

Упражнение № 1

• Члены группы образуют круг. Один человек пытается пред­ставить право, которое является нереалистичным. Затем он становится поочередно напротив других членов группы и называет это право. Стоящие напротив пытаются ему возразить. Например, один из членов группы считает, что человек не имеет права говорить “нет”, не испытывая при этом чувства вины. Он становится в центр круга, некоторое вре­мя глубоко дышит и принимает позу уверенного в себе человека. Почувствовав себя достаточно уверенно, он подходит к какому-либо члену группы, становится к нему лицом и говорит: “Я имею право сказать “нет”, не испытывая при этом чувства вины”. Стоящий напротив отвечает: “Нет, ты не имеешь права говорить “нет”, не испытывая при этом вины”. Первый повторяет сказанную им фразу. Он подхо­дит к следующему члену группы и вновь говорит то же са­мое. Продолжая двигаться по кругу, он обходит всех членов группы и говорит им примерно то же самое. (Примечание: важно, делая это, полностью проговаривать фразу, обозначая то или иное право. Некоторые люди нуждаются в том, чтобы во время движения по кругу их кто-нибудь сопровож­дал, например, ведущий. Последний может при этом мол­чать, обеспечивая поддержку самим фактом своего присут­ствия.)

 

Обсуждение. Члены группы обсуждают возникшее у них в ходе вы­полнения упражнения чувство гнева. Оно может вызывать сильные эмоциональные реакции, а потому на обсуждение необходимо отводить, по крайней мере, четверть часа.

 

Упражнение № 2

• Каждый член группы пытается вспомнить наиболее значимые для него права и составляет их список.

• Затем в одной части комнаты освобождается место, куда встает один из участников и начинает читать свой список прав. Зачитав его, он просит других “стать этими правами”
(каждый при этом ассоциируется с каким-либо одним правом). После этого членам группы предлагается по очереди приблизиться к человеку, чей список прав был зачитан. Тот
приглашает их следующими словами: “Я приглашаю право (называет то или иное право) войти в мою жизнь”, а также подкрепляет свое приглашение жестом. При этом характер
данного жеста зависит от степени близости между людьми.

После того как “право” приблизится к своему “хозяину”, тот объясняет, как предполагает им пользоваться, обраща­ясь к человеку, символизирующему право: “Ты — право (на­зывает это право), и я буду пользоваться тобой для того, чтобы...”. Каждый член группы должен побывать в роли главного действующего лица.

Обсуждение. Члены группы обсуждают, каким образом названные права могли бы улучшить их жизнь. Ведущему нет необходимости напоминать им о том, что способность человека осознавать и отстаи­вать свои права чрезвычайно важна.

 

Желания и потребности

Все перечисленные ниже упражнения могут использоваться на разных этапах драматерапевтической сессии.

 

Упражнение № 1

• Каждый человек получает большой лист бумаги и набор фло­мастеров. В верхней части листа записывается слово “жела­ния”, после чего члены группы пишут крупными печатны­ми буквами: “Я хочу...” и пытаются представить, какие сло­ва и поговорки ассоциируются с этой фразой. Кроме того, участники стараются вспомнить случаи из своего детства, когда она употреблялась, и какой была реакция взрослых.

Обсуждение. Члены группы обсуждают, каким образом они пришли к осознанию запретности слов “Я хочу”.

 

Упражнение № 2

• Члены группы садятся в круг и пытаются обдумать, какие движения ассоциируются со словами “я хочу” (например, топанье ног, сжатие кулаков, нахмуривание бровей) и свя­зать их с тренингом уверенности в себе. Затем члены груп­пы по очереди выходят в центр круга, принимают позу уве­ренного в себе человека и четко, спокойно произносят: “Я хочу”.

 

Обсуждение. Участники обсуждают свои ощущения, возникающие, когда они слышат, как кто-то уверенно говорит: “Я хочу”, а также раз­ницу между фразами “Я хочу” и “Я нуждаюсь”.

 

Консолидация

Все вышеназванные упражнения могут быть теперь объедине­ны и рассмотрены с точки зрения их использования для выра­ботки важных в повседневной жизни качеств. Членам группы предлагается привести примеры тех ситуаций, в которых они не чувствовали себя достаточно уверенно.

Для того чтобы использовать полученные навыки в опреде­ленной ситуации, необходимо принять во внимание:

• на кого, в первую очередь, должны быть ориентированы ваши действия;

• что вы действительно хотите, а затем сформулировать свое желание в наиболее подходящей форме. Нам часто гораздо проще выразить словами то, чего мы не хотим, однако уве­ренный в себе человек — это тот, кто открыто, честно и ясно
заявляет о своих потребностях и желаниях;

• каковы ваши права. Следует осмыслить ситуацию и понять, какие из них были ущемлены или от каких вы отказались сами. Кроме того, следует принимать во внимание права других людей и понимать, как это влияет на ситуацию. Это диктует необходимость поиска компромиссов;

• каковы ваши мысли и чувства. Если вы попытаетесь их анализировать, вы возможно сможете понять, что мешает вам проявить больше уверенности в себе. Принятие своих
мыслей и чувств может быть непростым, но крайне необхо­димым делом для того, чтобы достичь большей уверенности в себе;

• когда и в какие сроки вы рассчитываете достичь тех или иных целей — временной фактор имеет принципиальное значение;

• где вы намерены добиваться своих целей. Выбор места очень важен — он во многом определяет степень вашей уве­ренности.

И наконец, подумайте, как вы будете декларировать свои цели. Следует помнить — лучше, если вы будете это делать открыто, честно, прямолинейно, лаконично и просто.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал