Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основная деятельность
• Участники группы садятся в круг. Им предлагается представить свой гнев в виде какого-либо предмета, обладающего определенными свойствами — тяжелого или легкого, липкого, гладкого, колючего, с какой-либо иной поверхностью. Какие ощущения вызовет этот предмет, если его взять в руки (если участники группы представили крупные предметы, ведущий просит их представить, как эти предметы “сжимаются” до тех пор, пока не смогут уместиться на ладони). Затем члены группы пытаются в своем воображении, “удерживая” предмет в руках, перемещать его на разные расстояния от своего тела. • Продолжая сидеть, участники группы изображают, что подбрасывают и ловят этот предмет точно мяч. Затем они встают и ходят по комнате, также “подбрасывая и ловя” пред • Член группы рассказывает о какой-либо игре в мяч, после чего остальные стараются ее изобразить. (Так, например, кто-то может представить себе игру в бильярд. При этом он говорит, кто будет игроками, а кто — зрителями, показывает, где они могут стоять; рассказывает, подбадривают ли они игроков или наблюдают за игрой молча. Человек, представивший себе ту или иную игру, объясняет ее правила и свойства мяча, описывает, какого мяч цвета и т. д.) Члены группы имеют возможность либо показать друг другу определенные моменты всех упомянутых игр, либо делятся на две подгруппы и изображают разные игры одновременно. Обсуждение. Члены группы обсуждают правила разных игр и игры позволяющие отреагировать чувство гнева. Они обращают внимание на правила игр, которые позволяют контролировать чувство гнева, не|приятные моменты той или иной игры и то, каким образом их можно было бы избежать, в частности, путем изменения правил.
Завершение • Участники группы обсуждают совместное участие в воображаемых играх, предварительно разделившись по парам. • Затем они прощаются сначала со своим партнером, а затем со всей группой.
Фокусировка: на безопасном отреагировании чувства гнева, достигаемом благодаря использованию определенных правил. Эти правила позволяют участникам игры лучше контролировать чувство гнева.
Сессия № 2. Развитие способности контролировать чувство гнева Оборудование: бумага, фломастеры.
Разогрев • Члены группы перемещаются по комнате, обращая внимание на ощущения собственного тела, взаимодействие разных его частей и то, как изменяются движения тела, когда ведущей оказывается то одна, то другая его часть — плечи, бедра, колени, руки. Обсуждение. Участники обсуждают свои ощущения, связанные с тем, когда во время движения ведущей оказывались то одна, то другая части тела.
Основная деятельность • Члены группы обсуждают телесные ощущения, предшествующие появлению чувства гнева, обращая особое внимание на самые первые признаки. Затем каждый рисует график, показывающий нарастание эмоций до момента, пока • Сидя или стоя, члены группы изображают “скульптуры”, соответствующие определенным моментам отреагирования чувства гнева. Затем они пересаживаются на другой стул или находят другое место в комнате и изображают другие Обсуждение. Участники группы обсуждают свои ощущения, связанные с отреагированием чувств в двигательных реакциях.
Завершение • Каждый член группы берет два листа бумаги, на которых написаны названия частей тела. Так, скажем, на одном листе может быть написано слово “кулаки”, на другом — “горло”. Под ними члены группы записывают в столбик различные слова, характеризующие состояние этих частей тела в момент выражения человеком чувства гнева. Например:
Горло Кулаки Напряжено Сжаты Сдавлено Неподвластны контролю Хочет говорить Напряжены Неподвижно Представляют опасность
• Составив такой список, члены группы сочиняют диалог между двумя частями тела. Допустим: Горло: “Я хочу, чтобы меня услышали, но я сдавлено. Пожалуйста, послушай меня”. Кулаки: “Мы сейчас очень заняты. Мы себя не контролируем” Горло: “Остановитесь на минуту и позвольте мне дышать более свободно”.
• Диалог следует завершить, позволив горлу расслабиться и говорить. Кулаки также должны разжаться. (Другими участниками подобного диалога могут быть внутренние органы, например, сердце и кишечник, или разум и чувства.) На основе этих диалогов можно затем сочинить и разыграть драму. Фокусировка: на освоении каждым членом группы определенных механизмов контроля над чувством гнева и на том, как, обращая внимание на ощущения тела, можно предупредить неконтролируемое, деструктивное отреагирование гнева.
Сессия, посвященная развитию уверенности
Ниже описаны некоторые упражнения, которые используются с этой целью на разных этапах драматерапевтической сессии: во время разогрева, при основной деятельности и завершении. Уверенность в себе является важным качеством личности, позволяющим достичь психического баланса. Пассивность или агрессивность, в особенности, проявляемая в неадекватной форме, приводят к нарушениям отношений с окружающими. Поскольку драматерапия ориентирована на достижение более тесного взаимодействия сознания и тела, приведенные ниже упражнения могут быть включены в сессии по развитию уверенности в себе, в особенности, на начальных этапах драматерапевтической работы.
Балансирование на стульях (упражнения № 1-6) Упражнение № 1
• Члены группы сидят на стульях, откинувшись на их спинки. Ноги поставлены ровно. Ведущий просит участников обратить внимание на ощущения собственного тела. Затем он предлагает присутствующим несколько раз поменять положение тела, обращая при этом внимание на изменение ощущений, особенно, когда удобное положение сменяется не
Обсуждение. Членам группы предлагается обсудить неприятные ощущения, возникающие в теле, когда оно принимает неудобное положение. При этом можно провести параллели с уверенностью в себе, напряженными отношениями с другими людьми и теми ситуациями, когда человек, желая сказать “нет”, говорит “да”; когда, переживая подавленное настроение, сообщает, что чувствует себя нормально или когда, желая, чтобы к нему относились хорошо, внезапно начинает кого-то оскорблять.
Упражнение № 2
• Участники группы сидят на стульях, ноги поставлены ровно, руки лежат на коленях ладонями вниз. Ведущий просит обратить внимание на дыхание — сделать его более глубоким, но не сопровождающимся какими-либо усилиями. По возможности надо дышать носом. Во время вдоха, так же как и во время выдоха, следует считать про себя до четырех. По- степенно дыхание становится глубже. Перед тем как выдохнуть, участники группы могут на секунду задержать, дыхание. Обсуждение. Членам группы предлагается обсудить разницу в ощущениях тела во время поверхностного и глубокого дыхания. Подобное упражнение на релаксацию может повторяться регулярно в ходе групповых сессий.
Упражнение № ЗА • Члены группы сидят на стульях без подлокотников. Вначале их спины откинуты назад, а ноги стоят ровно, затем они изменяют положение тела, обращая при этом внимание на общую площадь его соприкосновения со стулом. Меняя положение тела, участники принимают позы, требующие максимального и минимального соприкосновения тела со стулом. Обсуждение: членам группы предлагается обсудить, как разные положения тела могут быть связаны с разными типами характера человека, его уверенностью в себе и способностью проявлять настойчивость, jКогда, например, человек агрессивен, он стремится занять больше пространства; когда же он пассивен, то занимает в пространстве мало места. Члены группы пытаются рассмотреть эти различия с одной стороны, как реальные характеристики, а с другой, как метафорическое выражение переживаемых человеком чувств и типов характера, Так, уверенность в себе предполагает завоевание человеком для себя достаточного жизненного пространства и в то же время предоставление его другим.
Упражнение № ЗБ Это упражнение является продолжением упражнения ЗА. Три стула без подлокотников ставятся в ряд. • Члены группы, образовав пары, располагаются на трех стульях. При этом партнеры пытаются занять как можно меньше места, принимая разные положения тела. Затем они пытаются занять как можно больше места. После этого один человек пытается занять больше места, а другой — меньше. При этом они могут опробовать несколько вариантов расположения на стульях, после чего меняются ролями. Обсуждение. В ходе выполнения этого упражнения члены группы обсуждают свои ощущения, пытаясь связать их с разными формами поведения, когда человек проявляет большую или меньшую уверенность в себе. Кроме того, они стремятся выяснить, какое положение тела и связанные с ним ощущения являются для них более привычными.
Упражнение № ЗВ • Оба партнера, располагаясь на трех стульях, стремятся занять примерно одинаковое место так, чтобы чувствовать себя наиболее комфортно. Обсуждение. Члены группы обсуждают свои впечатления от выполнения всех трех упражнений.
Упражнение № 4 • Члены группы, разделившись на пары, располагаются на стульях друг против друга. Образуется два ряда стульев. Сидящие с одной стороны закрывают глаза, а сидящие с
Обсуждение. Члены группы обсуждают ощущения, возникшие в ходе выполнения этого упражнения. Его лучше делать, когда участники группы расположены двумя рядами, а не сидят парами в стороне от Других, поскольку в таком случае достигается большая фокусировка. Кроме того, это позволяет видеть других людей, их жестикуляцию и заключенный в ней смысл.
Упражнение № 5
• Оно называется “Стул справа от меня свободен”. Это хорошо известное драматерапевтическое упражнение, которое можно адаптировать для имитации разных типов поведения. Стулья располагаются по кругу. Заняв их, члены группы оставляют один стул свободным. Сидящий слева от свободного стула говорит: “Стул справа от меня свободен, и ” хочу, чтобы (называет имя человека) на него сел”. Названный человек пересаживается на этот стул, освобождая тот, на котором сидел. Тогда, в свою очередь, сидевший слева от освободившегося стула повторяет вышеназванную фразу,, а тот, кого он назвал, занимает его стул. Этот процесс повторяется пять или шесть раз. После этого сидящие слева от пустого стула произносят известную фразу тихо и неуверенно. Необходимо, чтобы ее произнесла большая часть членов; группы. Затем та же самая фраза произносится всеми в агрессивном, требовательном тоне; после этого — голосом, в котором звучит скрытая агрессия и, наконец, уверенным голосом.
Обсуждение. Члены группы обсуждают разницу между способами; произнесения одной и той же фразы и теми движениями, которыми это сопровождается. Данное упражнение может быть использовано в дальнейшем, когда члены группы будут говорить друг другу комплименты. Приглашая человека сесть на свободный стул, они добавляет, “потому что...” и произносят комплимент. Тот же, кто садится на свободный стул, должен говорить: “Спасибо, я рад, что вы похвалили меня за то, что...”
Упражнение № 6 • Стулья располагаются по кругу на достаточном расстояния друг от друга. Члены группы садятся, стремясь занять наиболее удобное положение. Они смотрят вокруг, отмечая место расположения других людей, устанавливая с ними зрительный контакт и демонстрируя свое расположение. После этого участники группы делятся своими впечатлениями от этого упражнения. Все вышеописанные упражнения, связанные с расположением членов группы на стульях, имеют непосредственное отношение к понятиям пространства и равновесия и используются в ходе первых трех сессий. В ходе третьей и четвертой сессий члены группы уже могут встать со своих мест и более активна перемещаться в пространстве. Если члены группы еще не чувствуют себя достаточно уверенно, можно продлить работу на стульях, постепенно предлагая им перейти к работе стоя. Следует использовать упражнения, которые позволили бы людям подняться со стульев, например, физические и дыхательные упражнения.
Балансирование стоя (упражнения № 7-9) Упражнение № 7 • Члены группы находят в комнате определенное место и, слегка расставив ноги, занимают там устойчивое положение. Затем они начинают дышать глубоко и размеренно,
Обсуждение. Членам группы предлагается проанализировать свои телесные ощущения, когда они вначале выполнения этого упражнения принимали устойчивое положение тела, и связать эти ощущения с уверенностью в себе.
Упражнение № 8 • Члены группы образуют пары и становятся лицом к лицу с партнерами. Один из партнеров делает руками и ногами плавные движения, а другой пытается их имитировать. Это продолжается до тех пор, пока не начинает двигаться все тело, после чего партнеры вместе двигаются по комнате, Затем то же самое упражнение повторяется, но на этот раз партнеры используют угловатые, резкие движения либо один человек изображает, как он толкает другого, а тот при этом пытается отступать.
Обсуждение. Члены группы обсуждают разные движения, связывая их с уверенным в себе либо с уступчивым и агрессивным человеком. Они обращают внимание на чувства, вызванные у них различным движениями. Данное упражнение предполагает имитацию человеком спонтанных движений, совершаемых другим, либо разные виды движений под музыку.
Упражнение № 9 • Члены группы встают в круг на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было вытянуть руки в сторону, и, слегка расставляя ноги, стремятся достичь устойчивого положения. После этого они: а) осторожно вытягивают руки в стороны и чуть касаются кончиков пальцев стоящих справа и слева людей, обозначая тем самым “свою территорию”;
Обсуждение. Члены группы обсуждают разные способы обозначения “своей территории”.
Все вышеописанные упражнения касались исследования пространственных отношений. Упражнение № 10 также связано с этой темой.
Упражнение № 10 • Члены группы выстраиваются в шеренгу в одной части комнаты. Один человек становится к ним лицом в противоположной ее части. Стоящие в шеренге по очереди приближаются к этому человеку. Когда, по мнению данного члена группы, к нему подходят слишком близко, он говорит “стоп”. (Если он высказывается недостаточно громко и убедительно, другие продолжают движение). Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают в роли одиночки. Если в группе слишком много людей, это же упражнение можно выполнять в парах. В ходе его выполнения необходимо напоминать членам группы об использовании глубокого дыхания и необходимости следить за тем, чтобы их поза выражала уверенность. • Члены группы образуют пары. Один человек садится и смотрит на другого человека, который приближается к нему и становится рядом. Сидящий, несмотря на то, что находится в более уязвимом положении, используя глубокое дыхание, принимает позу, отражающую его уверенность в себе. Стоящий занимает разные позиции относительно сидящего, после чего они меняются ролями. То же самое упражнение можно выполнять: а) когда один человек располагается за столом; б) когда он держит газету, пытаясь, тем самым, за ней “укрыться”. Можно предложить членам группы найти другие способы местонахождения, обозначающие властные полномочия человека. Цель данного упражнения заключается в том, чтобы помочь членам группы достичь психического равновесия и проявить большую уверенность в себе в ситуациях, когда человек находится в менее удобном положении, чем остальные.
Права Это упражнение может быть использовано на одном из этапов драматерапевтической сессии. Ведущий предлагает членам группы составить список прав, которыми, на их взгляд, обладают все люди. В ходе последующего обсуждения участники пытаются выяснить, какие из обозначенных ими прав действительно являются правами человека. Так, например, действительно ли человек имеет право на уважение со стороны окружающих или его следует “заслужить”? Книга Фелпса и Остина (Phelps and Austin, 1988) может быть хорошим руководством. Для проведения сессий по развитию уверенности в себе.
Упражнение № 1 • Члены группы образуют круг. Один человек пытается представить право, которое является нереалистичным. Затем он становится поочередно напротив других членов группы и называет это право. Стоящие напротив пытаются ему возразить. Например, один из членов группы считает, что человек не имеет права говорить “нет”, не испытывая при этом чувства вины. Он становится в центр круга, некоторое время глубоко дышит и принимает позу уверенного в себе человека. Почувствовав себя достаточно уверенно, он подходит к какому-либо члену группы, становится к нему лицом и говорит: “Я имею право сказать “нет”, не испытывая при этом чувства вины”. Стоящий напротив отвечает: “Нет, ты не имеешь права говорить “нет”, не испытывая при этом вины”. Первый повторяет сказанную им фразу. Он подходит к следующему члену группы и вновь говорит то же самое. Продолжая двигаться по кругу, он обходит всех членов группы и говорит им примерно то же самое. (Примечание: важно, делая это, полностью проговаривать фразу, обозначая то или иное право. Некоторые люди нуждаются в том, чтобы во время движения по кругу их кто-нибудь сопровождал, например, ведущий. Последний может при этом молчать, обеспечивая поддержку самим фактом своего присутствия.)
Обсуждение. Члены группы обсуждают возникшее у них в ходе выполнения упражнения чувство гнева. Оно может вызывать сильные эмоциональные реакции, а потому на обсуждение необходимо отводить, по крайней мере, четверть часа.
Упражнение № 2 • Каждый член группы пытается вспомнить наиболее значимые для него права и составляет их список. • Затем в одной части комнаты освобождается место, куда встает один из участников и начинает читать свой список прав. Зачитав его, он просит других “стать этими правами” После того как “право” приблизится к своему “хозяину”, тот объясняет, как предполагает им пользоваться, обращаясь к человеку, символизирующему право: “Ты — право (называет это право), и я буду пользоваться тобой для того, чтобы...”. Каждый член группы должен побывать в роли главного действующего лица. Обсуждение. Члены группы обсуждают, каким образом названные права могли бы улучшить их жизнь. Ведущему нет необходимости напоминать им о том, что способность человека осознавать и отстаивать свои права чрезвычайно важна.
Желания и потребности Все перечисленные ниже упражнения могут использоваться на разных этапах драматерапевтической сессии.
Упражнение № 1 • Каждый человек получает большой лист бумаги и набор фломастеров. В верхней части листа записывается слово “желания”, после чего члены группы пишут крупными печатными буквами: “Я хочу...” и пытаются представить, какие слова и поговорки ассоциируются с этой фразой. Кроме того, участники стараются вспомнить случаи из своего детства, когда она употреблялась, и какой была реакция взрослых. Обсуждение. Члены группы обсуждают, каким образом они пришли к осознанию запретности слов “Я хочу”.
Упражнение № 2 • Члены группы садятся в круг и пытаются обдумать, какие движения ассоциируются со словами “я хочу” (например, топанье ног, сжатие кулаков, нахмуривание бровей) и связать их с тренингом уверенности в себе. Затем члены группы по очереди выходят в центр круга, принимают позу уверенного в себе человека и четко, спокойно произносят: “Я хочу”.
Обсуждение. Участники обсуждают свои ощущения, возникающие, когда они слышат, как кто-то уверенно говорит: “Я хочу”, а также разницу между фразами “Я хочу” и “Я нуждаюсь”.
Консолидация Все вышеназванные упражнения могут быть теперь объединены и рассмотрены с точки зрения их использования для выработки важных в повседневной жизни качеств. Членам группы предлагается привести примеры тех ситуаций, в которых они не чувствовали себя достаточно уверенно. Для того чтобы использовать полученные навыки в определенной ситуации, необходимо принять во внимание: • на кого, в первую очередь, должны быть ориентированы ваши действия; • что вы действительно хотите, а затем сформулировать свое желание в наиболее подходящей форме. Нам часто гораздо проще выразить словами то, чего мы не хотим, однако уверенный в себе человек — это тот, кто открыто, честно и ясно • каковы ваши права. Следует осмыслить ситуацию и понять, какие из них были ущемлены или от каких вы отказались сами. Кроме того, следует принимать во внимание права других людей и понимать, как это влияет на ситуацию. Это диктует необходимость поиска компромиссов; • каковы ваши мысли и чувства. Если вы попытаетесь их анализировать, вы возможно сможете понять, что мешает вам проявить больше уверенности в себе. Принятие своих • когда и в какие сроки вы рассчитываете достичь тех или иных целей — временной фактор имеет принципиальное значение; • где вы намерены добиваться своих целей. Выбор места очень важен — он во многом определяет степень вашей уверенности. И наконец, подумайте, как вы будете декларировать свои цели. Следует помнить — лучше, если вы будете это делать открыто, честно, прямолинейно, лаконично и просто.
|