Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Драматерапия и роль
“Я предложил теорию, — пишет Эриксон, — согласно которой детская игра выступает в качестве инфантильной формы человеческой способности освоения новых форм опыта путем моделирования различных ситуаций и постижения реальности путем эксперимента и планирования” (Erikson, 1965, р. 214). Во второй главе были рассмотрены некоторые способы использования игр в драматерапии. Для человека игры (как в их привычном, так и в менее традиционном смысле, о чем пойдет речь в дальнейшем) являются не только полезным, но и основополагающим видом деятельности, позволяющим создавать новые миры. Потребность в игре — важнейшая характеристика человека. Игра представляет собой один из основополагающих факторов организации психических процессов. Иными словами, она упорядочивает наше мышление и чувства. Питер Слэйд пишет о двух основных формах игровой деятельности ребенка — так называемых “проективных” и “личностных” играх. В ходе проективных игр тело, в основном, неподвижно, и представление или воображаемый образ проецируется на окружающие ребенка предметы. В процессе таких игр предметы наполнены “жизнью”, и ребенок испытывает по отношению к ним любовь или иные сильные чувства (Slade, 1995, р. 2). При описании этого феномена, связанного с ощущением наполненности предметов жизнью, Слэйд во многом повторяет Винникотта (Winnicott, ^971), использовавшего понятие “транзитного объекта” — драгоценного личного достояния, в качестве которого могут вы- ступать “вязанка хвороста, край шерстяного или стеганого одеяла, слово, фраза или маньеризм” (Winnicott, 1971, р. 115), позволяющие ребенку заполнить пропасть между его “я” и окружаю щей его реальностью и наполняющие жизнью окружающий его мир. Слэйд отмечает, что отличительной чертой данного вида игровой деятельности является его способность объединят” предметы на основе той смысловой связи, которая устанавливается между ними в ходе игры: “...используемые в ходе игры предметы являются свидетельствами пережитого опыта, па мятниками тех действий, которые совершенствовались с их участием” (Slade, 1995, р. 2). Личностные же игры предполагают вовлечение в игровую деятельность всей личности, которая “включается в процесс физически, эмоционально и духовно и берет на себя полную ответственность за все происходящее. Кукла или иная игрушка уже не могут далее жить вашей жизнью — теперь вы выходите на сцену и начинаете сами творить на ней свою жизнь” (Slade, 1995, р. 3). К этим играм относятся танец, движение и драма. Играя в них, мы реально участвуем в жизненных процессах, а не посылаем участвовать в них некоего представителя, который бы от нашего лица обозначал “сферу нашего влияния”. По крайней мере именно так нам представляться то, что мы делаем. Наблюдения за подобными играми позволяют заключить, что они, так же как и проективные игры, предполагают активность воображения и в какой-то мере тоже являются проективными играми. Мы находим различные функциональные объяснения тому интересу, с которым мы бегаем, танцуем, катаемся на коньках или выполняем физические упражнения поддерживая себя в хорошей форме. Однако, если занимаясь этим, мы начинаем использовать возможности нашего воображения — пусть это даже будет мысль о победе в соревнованиях или приобретении действительно хорошей спортивной формы, — в этих занятиях проявляются элементы проективной игры (если вы в этом сомневаетесь, попробуйте “поиграть” своими мышцами перед зеркалом). В действительности воображение превращает любую деятельность — даже работу — в игру. Более того, для того чтобы быть людьми, мы должны использовать возможности нашего воображения. Рассматривая игры с психоаналитической точки зрения, Эриксон (Erikson, 1965) приходит к выводу о том, что у взрослых и детей они играют функциональную роль. Он пишет, что воображение позволяет создавать определенные модели поведения, которые человек затем использует в реальной жизни:
“На определенных этапах своей деятельности взрослые проецируют прошлый опыт на новые отношения и ситуации. В ходе лабораторных исследований, на сцене или в процессе рисования происходит актуализация прошлого опыта и проявление связанных с ним остаточных эффектов. Моделируя новые ситуации, взрослые исправляют прошлые ошибки и укрепляют в себе надежду на более благоприятный для них исход событий” (Erikson, 1965, pp. 214-215).
Благодаря игре и дети, и взрослые становятся более смелыми. Вооруженные новыми моделями поведения, являющимися продуктом наших экспериментов по отработке различных жизненных стратегий, мы выходим в реальный мир, готовые встретиться с испытаниями — практическими, эмоциональными или теми и другими одновременно. Они, так или иначе, касаются наших взаимоотношений с другими. Смелость, которая нам так необходима, дает возможность смотреть на мир с “открытым забралом” и, как полагает Ролло Мэй (May, 1975), является обязательной спутницей творчества: “Творческая смелость предполагает способность открывать новые формы, новые символы, новые паттерны, на основе которых может быть создано новое общество” (May, 1975, р. 21). Для ребенка, так же как и для взрослого, игра является мастерской, лабораторией, студией — тем местом и временем, где может проявиться наше воображение, облегчающее нам творческое восприятие жизни. В этом как раз заключается основная разница между двумя способами использования глагола “играть”: в одном случае он обозначает то, что делают ребенок или взрослый в одиночестве либо вместе с другими; в другом случае данный глагол обозначает участие человека в сценическом действии. Связь между двумя вариантами использования этого слова не случайна, так же как не случайно то, что для обозначения изображения человеком каких-либо персонажей в процессе драматического наполнения используется слово “игра”. Одно значение этого слова вытекает из другого. (См.: Wickham, 1959.) Игра является важнейшей предпосылкой искусства театра. Мы играем не только на сцене, но и в детском саду или яслях, используя нашу способность запоминать различные события и проживать их своем воображении. Вот почему мы, как правило, не говорим другим, что “исполняем драму” или “принимаем участие в подготовке спектакля”. Мы просто говорим: “Я играю”. Независимо от того, где именно это происходит — на детской площадке или на сцене Королевского Шекспировского театра — игра: включает в себе примерно одинаковый смысл. Она всегда связана с использованием воображения, привлекаемого для реконструкции реальности. Константин Станиславский, величайший теоретик театра XX века, употреблял понятие “эмоциональная память” (Stani slavski, 1948), чтобы подчеркнуть, каким образом актеры используют свой жизненный опыт, наполняя им “характеры” которые являются всего лишь некими идеями. Для Станиславского жизненный опыт актера представляет собой сырой мате риал, из которого актер создает новый — воображаемый — человеческий образ и “оживляет” его в ходе сценической игры. Подобно этому дети используют все, что они знали о мире постигли на своем опыте для того, чтобы исследовать нечто новое и творить его в своем воображении. Театр связан с коллективной игрой воображения, в которой участвуют как актеры, так и зрители — и все они “равновелики”, поскольку каждый из них вносит в игру свой собственный вклад. Этот факт подчеркивается в работах Бертольда Брехта, указывающего н сходство театра с детской игрой, а также на то, что театральна аудитория свободно решает, стоит ли ей включаться в игру правила которой обозначены участвующими в драме персонажами. Игра является важнейшим элементом не только театра, не и драматерапии, отнюдь не стремящейся манипулировать сем знанием людей, но устанавливающей с ними контакт и дающей им возможность превратить фантазии в реальность и “оживить” воображаемые персонажи. Таким образом, драматерапия — это не техника, а игра. Понятие “театральное исполнение” объединяет в себе личностную и проективную игру, обозначая тот процесс, который позволяет человеку донести свой жизненный опыт одновременно до самого себя и до других людей. Идея театрального исполнения является очень важной в драматерапии, поскольку оно тесно связано с реализацией людьми всей суммы их человеческих качеств. Как полагает Сью Дженнингс (Jennings, 1990), в драматерапии мы можем увидеть то, что часто остается незамеченным, или то, о чем мы вовсе забываем; мы можем реализовать новые модели поведения, прежде чем перенести их в реальную жизнь, и это становится основой нашей социализации. Именно так Дженнингс описывает развитие у ребенка способности к участию в драматическом процессе, воспринимаемом им как вполне нормальный, естественный элемент его жизни: “С момента своего рождения до года ребенок развивает различные экспрессивные навыки. Он издает звуки и создает ритмы, он оставляет после себя следы (пища, фекалии) и учится искусству имитации” (Jennings, 1990, р. 14). В это время экспрессивные возможности ребенка главным образом связаны с телом, потому Дженнингс называет эту стадию развития воплощением. Однако в своем развитии ребенок отнюдь не останавливается на данной стадии: “Начиная рисовать и пользоваться игрушками и предметами, ребенок переходит со стадии воплощения на проективную стадию. При этом получение им нового опыта связано с использованием различных физических материалов. Так, например, у ребенка формируются определенные ассоциации, когда он создает вокруг себя беспорядок или когда он проливает воду. Драматическая же игра осваивается им позже, благодаря участию в реальных драматических событиях, восприятию различных историй и сказок” (Jennings, 1990, р. 14).
Ребенок постепенно переходит на третью, наиболее драматическую стадию развития, когда, по утверждению Дженнингс, “начинает исполнять роли, изображая разных персонажей и меняя при этом голос” (Jennings, 1990, р. 14). “Каждый человек в определенный момент начинает исполнять разные роли”, и это происходит довольно рано. Большую часть времени, конечно же, мы не осознаем тех социальных драм, участниками которых становимся, но которые, по словам; Мэри Даггэн, служат “основой действия и взаимодействия, -в процессе чего фигура и фон пребывают в состоянии непрерывных изменений, а актеры и зрители образуют единое целое”; (Duggan and Grainger, 1997, p. 54). Мы настолько к этому привыкаем, что воспринимаем правила, действующие в игре, как' неизменные, и отождествляем себя со своей ролью. Независимо от того, выбираем ли мы ту или иную роль сами, или она нам навязывается, мы “срастаемся” с ней и начинаем воспринимать ее как часть самих себя — так же как цвет глаз или страну своего рождения. Ощущение принадлежности к определенной семье или кругу людей достаточно сильно, а потому, исполняя свою роль, мы стремимся, чтобы оно соответствовало социальному контексту. В противном случае наша игра окажется неадекватной месту и времени. Но мы, однако, забываем (поэтому нам необходимо напоминать), что, хотя подобная связь между контекстом и ролью действительно существует, наше влияние на него гораздо сильнее, чем нам кажется. Когда у нас развивается способность играть разные роли, мы вполне можем пойти дальше, изменяя сценарий всей социальной драмы. У нас действительно есть такая возможность. Нам необходимо лишь обладать достаточной мудростью и проницательностью, чтобы понять, насколько это будет отвечать нашим интересам и интересам других людей. Кроме того, мы должны быть достаточно уверены в своих действиях. Драматерапия отнюдь не связана с развитием каких-то определенных качеств или навыков, дающих человеку возможность чувствовать себя более уверенно, так же как не связана она с тем, что позволяет человеку исполнять определенные роли более уверенно, чем он это делал прежде, (хотя, несомненно, способствует и тому, и другому). Она способствует росту нашей уверенности в том, что мы вправе сами выбирать себе роли и их исполнять и вовсе не обязательно должны исполнять роли, предложенные нам другими. При этом мы можем, если захотим, изменять роли, которые уже исполняем. Следовательно, драматерапия дает человеку возможность стать более гибким — подобно актеру в шекспировском значении этого слова — и в большей мере реализовать себя как человека,. Она дает ему ощущение большей свободы и ответственности за свою жизнь. Таким образом, основная цель драматерапии состоит в том, чтобы помочь нам достичь большего контроля над играми, в которые мы играем, так же как над нашими отношениями с самими собой и другими людьми, в той или иной мере формирующими нашу личную “вселенную”. Играя самих себя на “сцене жизни”, мы по-новому воспринимаем окружающих нас людей и, пользуясь свободой, даваемой нам драматерапией, можем становиться любыми героями. Благодаря драматической игре мы лучше понимаем и в случае необходимости изменяем свою социальную идентичность. То, что социальная жизнь является своего рода игрой, хорошо описано в работе Ирвина Гоффмана, анализирующего поведение групп и отдельных людей в реальной жизни и в разнообразных социальных ситуациях. Он показывает, что делают и говорят люди, когда стремятся соответствовать определенным ролям и их контексту (Goffman, 1990). Гоффман — социолог, для которого выражение “весь мир — сцена” выступает в качестве социологической метафоры, средством изучения социальных отношений и взаимосвязи различных социальных институтов с разными формами межличностной коммуникации. Он стремится понять, как устроены разные социальные институты, считая их некими аналогами “театров” (так, например, для описания отношений между людьми и правил, которых они придерживаются, общаясь друг с другом, Гоффман использует выражения “на сцене”, “вне сцены” и “за сценой”). Гоффман также использует понятие ролевой дистанции. Оно означает способность человека дистанцироваться от своей социальной роли и не воспринимать ее как нечто, данное ему раз и навсегда, а также способность снимать свою “социальную маску”, почувствовав, что ее время прошло, и надевать другую. Когда же речь идет о более непосредственных человеческих отношениях, это предполагает постепенную смену ролевой идентичности. Данное понятие также тесно связано с театром. Примерно о том же самом пишет Роберт Лэнди (Landy, 1993), рассматривающий это явление на материале конкретных пьес. Демонстрируя исключительную тонкость и проницательность, Лэнди анализирует отличительные свойства различных персонажей, являющихся героями драматических постановок, и создает перечень драматических ролей. Помимо этого, он указывает на нюансы, придающие роли драматический характер и позволяющие нам узнавать в ней либо того человека, с которым мы непосредственно общались, либо того, которого мы можем себе живо представить. Иными словами, театр помогает нам понять мир, где мы живем, благодаря освоению ролей, которые играют в нем разные люди. Мы постигаем уникальность театральных ролей в связи с тем, что они ассоциируются с реальными людьми или “персонажами”, обладающими своими неповторимыми характеристиками. Персонажи во многом похожи на нас и в то же время от нас отличаются. Они, прежде всего, не типажи, а личности, такие же, как и окружающие нас люди. Автор стремился сделать их похожими на реальных людей и вдохнуть в них свою собственную жизнь. Именно это делает персонажи правдоподобными и способными затронуть наши чувства и мысли, хотя мы зачастую не можем сказать, что именно в характере драматических персонажей заставляет нас на них реагировать. Дело не просто в том, что они напоминают нам “кого-либо, с кем мы встречались”, или “ту компанию, в которой мы некогда были”. Нередко на нас производят сильное впечатление и персонажи, которые не похожи ни на кого, с кем мы когда-либо встречались. Они ярки и неповторимы, и это помогает нам более глубоко и отчетливо воспринимать жизнь. Лэнди (Landy, 1993) предпочитает не делать каких-либо обобщений относительно тех или иных типов характеров, но составляет перечень различных ролей и персонажей, характерных для известных во всем мире драм. Перечень, составленный Лэнди, далеко не бесспорен. Он на это и не претендует, тем не менее, достаточно убедительно показывая, что театр и драма являются важнейшими инструментами постижения человеческой реальности. Роли отражают формы поведения, используемые нами в реальной жизни. Исполняя их в форме драматической импровизации либо в соответствии с заранее написанным сценарием, мы лучше понимаем роли, которые играем ежедневно. Говоря об “исполнении роли”, люди, как правило, не имеют при этом в виду свой повседневный опыт. Они обозначают этими словами ситуации, когда человек пытается изображать других людей. Именно так воспринимается драма в нашей культуре. Обычно она ассоциируется с имитацией человеком поведения других людей. Мы обсудим это более обстоятельно, описывая в четвертой главе применение масок в драматерапии. Тем не менее, нам хотелось бы подчеркнуть, что без способности играть разные роли и менять их в зависимости от обстоятельств мы вряд ли могли бы называться людьми. И вовсе не из-за того, что мы не могли бы изображать других людей, а потому что без этого мы вряд ли могли бы с кем-либо вообще общаться, а если бы и сумели устанавливать друг с другом контакты, то наверняка не смогли бы их поддерживать. Роль позволяет человеку представлять себя окружающим и себе самому. Она дает ему возможность “жить и умирать” в присутствии других. Мы можем играть разные роли, для того чтобы скрыть наши подлинные мысли и чувства, свое действительное “я”. Эта сторона исполнения роли была хорошо описана в некоторых работах (см., например, Jourard, 1964; Winnicot, I960), возможно, потому что с ней связан целый ряд негативных моментов и именно она, в первую очередь, привлекает наше внимание. Эта сторона исполнения роли наименее приятна и в то же время наиболее очевидна. Многие же наши роли настолько для нас органичны, что практически никто не воспринимает их как таковые. Они являются частью нас самих, и люди видят нас, а не роли. Лишь когда мы используем роли в качестве средства защиты, они становятся заметны для окружающих. В этом случае разрыв между нашим реальным “я” и ролью достаточно велик, и это очевидно для тех, с кем мы общаемся. Описанные ниже примеры драматерапевтической работы связаны с поиском человеком наиболее подходящей для себя роли. Для того чтобы ее найти, он должен экспериментировать с различными драматическими характерами. Описанная драматерапевтическая работа рассчитана на 12-недельный период.
Сессия 1 • Члены группы “разогреваются”, представляя себя друг другу.
Групповые правила и групповая культура • Члены группы медленно двигаются по комнате, обращая внимание на цвета окружающих предметов, на более и менее освещенные части помещения. • Каждый выбирает определенный предмет наиболее приятного для него цвета и, взяв его, садится в круг вместе с другими членами группы. • Члены группы обсуждают различия между цветами и влияние, оказываемое на них светом и тенью. Кроме того, им предлагается связать цвета с теми или иными предметами. • Продолжая сидеть кругом, члены группы обращают внимание на цвет одежды друг друга и пытаются обозначить словами цветовое сходство одежды разных людей. Делая это, • Сессия завершается общим обсуждением влияния цвета на состояние и реакции людей в повседневной жизни, после чего участники, пожимая друг другу руки, прощаются.
Цель: знакомство членов группы друг с другом и с местом проведения сессий; обсуждение роли цвета в повседневной жизни.
|