Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разогрев
• Приветствия. • Члены группы садятся в круг и, хлопая в ладоши, создают разные ритмы. Они начинают с медленного ритма (возможно, хлопая под музыку), постепенно его ускоряя и используя разные типы ритмов. • Члены группы становятся в круг и, продолжая хлопать, добавляют к ритму голос. Ритм может меняться, если они начинают ударять ладонями по разным частям тела. Вместе с
Основная деятельность • Члены группы, как на прошлой сессии, объединяются в подгруппы по четыре-пять человек, вспоминают, какую семейную “скульптуру” они изображали, и вновь ее создают. • Каждый член группы принимает позу того или иного персонажа и двигается, стараясь сфокусироваться на характерном для его персонажа ритме движения. Члены группы начинают отбивать этот ритм, передавая характер и энергетику персонажей. Затем они добавляют к ритму голос, пытаясь создавать разные звуки до тех пор, пока не будет найдет нужный, соответствующий характеру персонажа. • Члены группы вновь объединяются по четыре-пять человек и садятся в круг. Они пытаются представить, как сидят персонажи, какие движения рук и ног для них характерны. Затем персонажи начинают друг с другом взаимодействовать, используя голос (но не слова). • Ведущий предлагает членам группы представить, что в семье происходит некое приятное событие и что все ее члены этому очень рады. При этом они должны выразить свое состояние жестами, звуками и мимикой. После этого ведущий предлагает представить, что в семье произошло какое-то неприятное или грустное событие, или что члены семьи поссорились и т. д. • Члены группы сообща обсуждают впечатления от изображения персонажей в процессе их невербального общения друг с другом. Они вновь образуют малые группы и пытаются выяснить, какие отношения могут существовать между изображаемыми ими персонажами. Они вспоминают, какие отношения между персонажами были показаны ими • Члены группы берут большие листы бумаги и фломастеры, придумывают имя своему персонажу и записывают его в верхней части листа. Под ним пишется краткая характеристика персонажа, включая возраст, основные этапы жизни, нынешнюю ситуацию и т. д. Грамматика при этом не имеет значения, поскольку данные тексты никем не будут читаться. • Члены группы вновь объединяются по 4-5 человек, сообщают друг другу о том, как назвали своих персонажей и зачитывают основные моменты составленных ими описаний.
Завершение • Члены группы садятся в общий круг и прощаются со своими персонажами. Каждый говорит в течение одной-двух минут, объясняя, что является для него наиболее ценным в изображаемом им персонаже; какие открытия он смог для себя сделать, изображая его (если таковые были сделаны); какие свойства персонажа (движения, голос, свойства характера и т. д.) он хотел бы перенять у него, а какие бы не хотел. • Члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии. Цель: развитие голосовой и двигательной экспрессии; развитие собственных коммуникативных и эмоциональных возможностей членов группы путем изображения персонажей.
Сессия 7 Разогрев
• Приветствия. • Члены группы ходят по комнате, сперва представляя, что им жарко, затем — что им холодно, затем — что они идут в темноте. Продолжая идти, они представляют себя теми персонажами, которых изображали ранее. Основная деятельность • Члены группы изображают, что могут делать их персонажи (так, например, если кто-то изображает ребенка, он может показать, как ребенок играет) — умываться, есть на ходу бутерброд, накрывать на стол, рвать цветы. Выбранный вид деятельности должен соответствовать характеру персонажа. • Члены группы объединяются в подгруппы и садятся в круг, одна сторона которого разомкнута. С этой стороны ставится “горячий стул”. Каждый представляет другим своего • После того как этот этап сессии завершится, члены группы вновь называют своих персонажей, например, “мать”, “бабушка”, “тетя Виолетта” и т. д. Затем каждый записывает имена или названия всех персонажей на листе бумаги. Под ними или после них записываются различные ассоциации, вызываемые данным персонажем.
Завершение • Усевшись в общий круг, члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии, представляя себя в образе своего персонажа. Кроме того, каждый кратко рассказывает о том, что он получил благодаря изображению того или иного персонажа. Цель: более убедительное изображение персонажей; изучение реакций и ассоциаций, которые вызывают персонажи у других людей.
Сессия 8 Разогрев • Приветствия. • Члены группы ходят по комнате, потягиваясь и пытаясь снять напряжение. • Затем, остановившись, они принимаются издавать слабые звуки. При этом их тело определенным образом может на них реагировать. Увеличивая затем громкость звука, участники пытаются проследить, как это влияет на их телесные реакции. Продолжая издавать разные звуки, члены группы двигаются по комнате.
Основная деятельность • Члены группы объединяются в подгруппы и, принимая раз • Члены группы образуют пары (если в группе нечетное число участников, к одной из пар присоединяется кто-то третий). Партнеры рассказывают друг другу, какие эмоциональные реакции вызывают у них персонажи партнеров, • После 10-15-минутной репетиции партнеры (или три человека) показывают другим членам группы свои инсценировки. Между показом различных сцен необходимо оставлять
Завершение • Члены группы обсуждают чувства и отношения, изображенные в ходе исполнения сцен и прощаются друг с другом до следующей сессии.
Цель: изображение различных отношений путем драматического исполнения.
Сессия 9 Разогрев • Приветствия. • Члены группы встают в круг, и каждый изображает какое-либо движение. Другие стараются это движение трижды повторить. Затем те же самые движения показываются еще • Один из участников становится в центр круга и изображает несколько последовательных движений. Остальные трижды повторяют эти движения. Основная деятельность • Образовав подгруппы, члены группы придумывают какую-нибудь семейную сцену, изображающую конфликт. В конфликт должны быть вовлечены все персонажи (в том числе и дети). Члены подгрупп должны решить, где находятся отсутствующие члены семьи, и в ходе исполнения отразить это. Кроме того, членам подгрупп необходимо придумать, • На репетицию сцены отводится 15-20 минут. Участвующие в ней лица также должны обдумать, где расположить зрителей, и как это повлияет на отношения исполнителей с ними. • Подгруппы показывают свои инсценировки другим членам общей группы. После показа каждой сцены проводится ее обсуждение; основное внимание при этом обращается на • После всех выступлений проводится еще одно обсуждение, в ходе которого члены группы отмечают особенности динамики развития конфликта и поведения вовлеченных в него персонажей. Кроме того, члены группы обращают внимание на различия в действиях персонажей, изображаемых членами разных подгрупп, а также на то, какое влияние на пове дение персонажей оказывали их возраст, социальное положение и пол, и какие реакции у зрителей и исполнителей вызывали выступления разных подгрупп.
Завершение • Рассевшись кругом, члены группы обсуждают, от каких чувств им хотелось бы дистанцироваться, а какие наблюдения, сделанные в ходе этой сессии, представляются им наиболее значимыми. • Члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии. Цель: исследование динамики межличностных отношений с точки", зрения актера и зрителя и с учетом характерной для каждого члена группы системы взглядов.
Сессия 10 Разогрев • Приветствия. • Члены группы двигаются под музыку, издавая при этом разные звуки и пытаясь так или иначе на них реагировать.
Основная деятельность • Объединившись в подгруппы, члены группы изображают характерные для разных персонажей движения и создают “немую” сцену, изображающую момент разрешения конфликта. • Затем подгруппы еще раз изображают обе сцены; при этом члены подгруппы по очереди отходят и смотрят, как эти сцены выглядят со стороны. В случае необходимости ведущий занимает место вышедшего из игры члена группы. После завершения этого этапа работы члены групп обсуждают оценки окружающими исполнения их инсценировок на предыдущей сессии и решают, стоит ли им воспользоваться сказанным и помогло ли это им лучше понять характер того или иного персонажа. Затем сцена изображается еще раз; при этом участники стараются добиться того, чтобы инсценировка отображала постепенное разрешение конфликта. • Вся сцена показывается остальным членам группы, начинаясь и заканчиваясь “немыми” скульптурами. • После исполнения каждой инсценировки проводится краткое обсуждение.
Обсуждение. Участники группы обращают особое внимание на то, как персонажам удалось на этот раз разрешить конфликт и какова была динамика изменения их отношений.
Завершение • Члены группы обсуждают, как персонажи вели себя в конфликтной ситуации. Кроме того, комментируются отношения в группе, после чего ее члены прощаются друг с другом до следующей сессии. Цель: исследование динамики развития конфликта и его разрешения в драматическом действии с точки зрения актера и зрителя.
Сессия 11 Разогрев • Члены группы по очереди выступают в качестве ведущих, предлагая различные способы расслабления тела и снятия психического напряжения.
|