Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разогрев






 

• Приветствия.

• Члены группы садятся в круг и, хлопая в ладоши, создают разные ритмы. Они начинают с медленного ритма (возмож­но, хлопая под музыку), постепенно его ускоряя и используя разные типы ритмов.

• Члены группы становятся в круг и, продолжая хлопать, добавляют к ритму голос. Ритм может меняться, если они на­чинают ударять ладонями по разным частям тела. Вместе с
изменением ритма, меняется и голосовая экспрессия.

 

Основная деятельность

• Члены группы, как на прошлой сессии, объединяются в подгруппы по четыре-пять человек, вспоминают, какую семей­ную “скульптуру” они изображали, и вновь ее создают.

• Каждый член группы принимает позу того или иного персонажа и двигается, стараясь сфокусироваться на характерном для его персонажа ритме движения. Члены группы на­чинают отбивать этот ритм, передавая характер и энергети­ку персонажей. Затем они добавляют к ритму голос, пыта­ясь создавать разные звуки до тех пор, пока не будет найдет нужный, соответствующий характеру персонажа.

• Члены группы вновь объединяются по четыре-пять человек и садятся в круг. Они пытаются представить, как сидят пер­сонажи, какие движения рук и ног для них характерны. За­тем персонажи начинают друг с другом взаимодействовать, используя голос (но не слова).

• Ведущий предлагает членам группы представить, что в се­мье происходит некое приятное событие и что все ее члены этому очень рады. При этом они должны выразить свое со­стояние жестами, звуками и мимикой. После этого ведущий предлагает представить, что в семье произошло какое-то неприятное или грустное событие, или что члены семьи по­ссорились и т. д.

• Члены группы сообща обсуждают впечатления от изобра­жения персонажей в процессе их невербального общения друг с другом. Они вновь образуют малые группы и пыта­ются выяснить, какие отношения могут существовать меж­ду изображаемыми ими персонажами. Они вспоминают, какие отношения между персонажами были показаны ими
в ходе пятой сессии.

• Члены группы берут большие листы бумаги и фломастеры, придумывают имя своему персонажу и записывают его в верхней части листа. Под ним пишется краткая характерис­тика персонажа, включая возраст, основные этапы жизни, ны­нешнюю ситуацию и т. д. Грамматика при этом не имеет зна­чения, поскольку данные тексты никем не будут читаться.

• Члены группы вновь объединяются по 4-5 человек, сообща­ют друг другу о том, как назвали своих персонажей и зачи­тывают основные моменты составленных ими описаний.

 

Завершение

• Члены группы садятся в общий круг и прощаются со свои­ми персонажами. Каждый говорит в течение одной-двух минут, объясняя, что является для него наиболее ценным в изображаемом им персонаже; какие открытия он смог для себя сделать, изображая его (если таковые были сделаны); какие свойства персонажа (движения, голос, свойства ха­рактера и т. д.) он хотел бы перенять у него, а какие бы не хотел.

• Члены группы прощаются друг с другом до следующей сес­сии.

Цель: развитие голосовой и двигательной экспрессии; развитие соб­ственных коммуникативных и эмоциональных возможностей членов группы путем изображения персонажей.

 

Сессия 7

Разогрев

 

• Приветствия.

• Члены группы ходят по комнате, сперва представляя, что им жарко, затем — что им холодно, затем — что они идут в темноте. Продолжая идти, они представляют себя теми персо­нажами, которых изображали ранее.

Основная деятельность

• Члены группы изображают, что могут делать их персонажи (так, например, если кто-то изображает ребенка, он может показать, как ребенок играет) — умываться, есть на ходу бутерброд, накрывать на стол, рвать цветы. Выбранный вид деятельности должен соответствовать характеру персонажа.

• Члены группы объединяются в подгруппы и садятся в круг, одна сторона которого разомкнута. С этой стороны ставится “горячий стул”. Каждый представляет другим своего
персонажа; затем садится на “горячий” стул и отвечает на вопросы (задавая вопросы, другие не идентифицируют себя со своими персонажами). Вопросы должны быть достаточно простыми. Они должны помогать сидящему на “горячем стуле” человеку как можно более убедительно представить другим своего персонажа. Прежде чем они начнут задавать вопросы, необходимо предоставить сидящему на “горячем стуле” возможность, по крайней мере, в течение минуты “поработать” над своей позой и голосом.

• После того как этот этап сессии завершится, члены группы вновь называют своих персонажей, например, “мать”, “ба­бушка”, “тетя Виолетта” и т. д. Затем каждый записывает имена или названия всех персонажей на листе бумаги. Под ними или после них записываются различные ассоциации, вызываемые данным персонажем.

 

Завершение

• Усевшись в общий круг, члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии, представляя себя в образе сво­его персонажа. Кроме того, каждый кратко рассказывает о том, что он получил благодаря изображению того или ино­го персонажа.

Цель: более убедительное изображение персонажей; изучение реак­ций и ассоциаций, которые вызывают персонажи у других людей.

 

Сессия 8

Разогрев

• Приветствия.

• Члены группы ходят по комнате, потягиваясь и пытаясь снять напряжение.

• Затем, остановившись, они принимаются издавать слабые звуки. При этом их тело определенным образом может на них реагировать. Увеличивая затем громкость звука, участ­ники пытаются проследить, как это влияет на их телесные реакции. Продолжая издавать разные звуки, члены группы двигаются по комнате.

 

Основная деятельность

• Члены группы объединяются в подгруппы и, принимая раз­
личные позы, изображают своих персонажей. При этом они пытаются вспомнить описания, созданные ими в ходе седьмой сессии.

• Члены группы образуют пары (если в группе нечетное число участников, к одной из пар присоединяется кто-то тре­тий). Партнеры рассказывают друг другу, какие эмоцио­нальные реакции вызывают у них персонажи партнеров,
и затем разыгрывают небольшую сцену, в которой проявляются эти реакции. Они должны представить, где и когда происходит встреча персонажей, и что те обсуждают. Так,
например, можно представить, что встреча персонажей про­исходит на кухне, в доме у одного из персонажей; они пьют чай, и один человек говорит другому о том, что его мучают
головные боли, но он пока не хочет обращаться к врачу. Сценарий такой сцены не должен быть слишком сложным. Нелишне напомнить членам группы о том, как незадолго до
этого они пытались всего лишь реагировать на движения и позы друг друга. Изображаемые в ходе данной сессии сце­ны должны быть столь же простыми, хотя на этот раз персо­нажи реагируют на действия и слова друг друга. Необходи­мо отвести некоторое время на подготовку инсценировки, однако составлять заранее какой-либо текст высказываний
персонажей нецелесообразно. В приведенном выше приме­ре персонажу необходимо было решить, как давно у него возникли головные боли и свойственно ли ему избегать вра­чей.

• После 10-15-минутной репетиции партнеры (или три человека) показывают другим членам группы свои инсцениров­ки. Между показом различных сцен необходимо оставлять
небольшие паузы, чтобы выступающие могли подготовить место для своего выступления. После показа отводится вре­мя для обсуждения впечатлений, однако это не должно
предполагать советов относительно улучшения их сцена­рия.

 

Завершение

• Члены группы обсуждают чувства и отношения, изображенные в ходе исполнения сцен и прощаются друг с другом до следующей сессии.

 

Цель: изображение различных отношений путем драматического ис­полнения.

 

Сессия 9

Разогрев

• Приветствия.

• Члены группы встают в круг, и каждый изображает какое-либо движение. Другие стараются это движение трижды по­вторить. Затем те же самые движения показываются еще
раз, но уже в сочетании со звуком.

• Один из участников становится в центр круга и изображает несколько последовательных движений. Остальные триж­ды повторяют эти движения.

Основная деятельность

• Образовав подгруппы, члены группы придумывают какую-нибудь семейную сцену, изображающую конфликт. В конф­ликт должны быть вовлечены все персонажи (в том числе и дети). Члены подгрупп должны решить, где находятся от­сутствующие члены семьи, и в ходе исполнения отразить это. Кроме того, членам подгрупп необходимо придумать,
где, когда и почему происходит встреча членов семьи.

• На репетицию сцены отводится 15-20 минут. Участвующие в ней лица также должны обдумать, где расположить зрите­лей, и как это повлияет на отношения исполнителей с ними.

• Подгруппы показывают свои инсценировки другим членам общей группы. После показа каждой сцены проводится ее обсуждение; основное внимание при этом обращается на
динамику отношений персонажей.

• После всех выступлений проводится еще одно обсуждение, в ходе которого члены группы отмечают особенности дина­мики развития конфликта и поведения вовлеченных в него персонажей. Кроме того, члены группы обращают внимание на различия в действиях персонажей, изображаемых члена­ми разных подгрупп, а также на то, какое влияние на пове дение персонажей оказывали их возраст, социальное поло­жение и пол, и какие реакции у зрителей и исполнителей вызывали выступления разных подгрупп.

 

Завершение

• Рассевшись кругом, члены группы обсуждают, от каких чувств им хотелось бы дистанцироваться, а какие наблюде­ния, сделанные в ходе этой сессии, представляются им наиболее значимыми.

• Члены группы прощаются друг с другом до следующей сес­сии.

Цель: исследование динамики межличностных отношений с точки", зрения актера и зрителя и с учетом характерной для каждого члена группы системы взглядов.

 

Сессия 10

Разогрев

• Приветствия.

• Члены группы двигаются под музыку, издавая при этом разные звуки и пытаясь так или иначе на них реагировать.

 

Основная деятельность

• Объединившись в подгруппы, члены группы изображают характерные для разных персонажей движения и создают “немую” сцену, изображающую момент разрешения конф­ликта.

• Затем подгруппы еще раз изображают обе сцены; при этом члены подгруппы по очереди отходят и смотрят, как эти сцены выглядят со стороны. В случае необходимости веду­щий занимает место вышедшего из игры члена группы. Пос­ле завершения этого этапа работы члены групп обсуждают оценки окружающими исполнения их инсценировок на предыдущей сессии и решают, стоит ли им воспользоваться сказанным и помогло ли это им лучше понять характер того или иного персонажа. Затем сцена изображается еще раз; при этом участники стараются добиться того, чтобы инсцени­ровка отображала постепенное разрешение конфликта.

• Вся сцена показывается остальным членам группы, начина­ясь и заканчиваясь “немыми” скульптурами.

• После исполнения каждой инсценировки проводится крат­кое обсуждение.

 

Обсуждение. Участники группы обращают особое внимание на то, как персонажам удалось на этот раз разрешить конфликт и какова была динамика изменения их отношений.

 

Завершение

• Члены группы обсуждают, как персонажи вели себя в кон­фликтной ситуации. Кроме того, комментируются отноше­ния в группе, после чего ее члены прощаются друг с другом до следующей сессии.

Цель: исследование динамики развития конфликта и его разрешения в драматическом действии с точки зрения актера и зрителя.

 

Сессия 11

Разогрев

• Члены группы по очереди выступают в качестве ведущих, предлагая различные способы расслабления тела и снятия психического напряжения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал