Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воплощение
• Члены группы вновь уединяются и создают изображение выбранного ими человека. Если в помещении есть подходящие предметы или материалы, они могут создать его объемное реалистическое или символическое изображение. • Затем участники пытаются принять определенное положение тела (создать “скульптуру”), передающее: а) то, как этот человек стоит или лежит; б) наиболее характерное для этого человека отношение к миру и другим людям. • Члены группы двигаются, представляя себя этим человеком. Они могут идти, бежать, стоять, сидеть, лежать, трогать и брать разные предметы, изображать то, чем этот человек занимается дома и т. д., стараясь при этом разобраться, на сколько его реакции соответствуют их собственным реакциям; какие его действия они могут изобразить, а какие — нет; какие ощущения возникают у них при попытке сыграть роль этого человека; могут ли они говорить так, как он, и как они воспринимают при этом собственный голос. • После этого члены группы, объединившись попарно, показывают друг другу, как они исполняют роль избранного персонажа. Они могут изображать его “скульптуру” или двигаться, имитируя те или иные его действия. Кроме того, они могут что-то говорить от лица этого человека. Поочередно партнеры изображают выбранных ими людей.
Роль • Партнеры по очереди наблюдают за инсценировкой напарника. • Затем также по очереди они пытаются посадить друг друга в позицию, соответствующую образу, который возник у зрителя в процессе наблюдения за исполнением роли своим партнером. • Продолжая исполнять роль своего персонажа, партнеры представляются персонажу напарника. Затем оба представляют своих персонажей персонажам другой пары. Это длится до тех пор, пока все персонажи, изображаемые членами группы, не будут друг другу представлены. • Продолжая изображать персонажей, члены группы объединяются по три или четыре человека, и каждый персонаж рассказывает другим историю своей жизни. • Затем участники придумывают какую-нибудь сцену с участием изображаемых ими личностей, репетируют и показывают ее другим подгруппам. • Члены группы вновь расходятся по комнате, стараясь сконцентрировать свое внимание на ощущениях тела и дыхании. Они также стараются представить себя находящимися где-то совсем в другом месте — на лугу, на пляже, гуляющими в лесу, взбирающимися на гору. Вполне возможно, что это будут места, известные другим членам группы, и они могут представлять себя переходящими через ручей, идущими по песчаным дюнам, пробирающимися через густые заросли, стоящими на сильном ветру и т. д. • Наконец, участники вновь “возвращаются” в комнату, к остальным членам группы, которых они приветствуют, и которые, в свою очередь, приветствуют их. Насколько необычно они при этом воспринимаются?
Работа со “скульптурами” • Работая индивидуально, члены группы пытаются посредством поз выразить различные мысли и переживания. Сперва, застыв на месте, они изображают какую-нибудь статую, затем, сохраняя ту же позу, перемещаются по комнате. (Если в избранной позе это делать затруднительно, можно просто проследовать в другую часть помещения и принять ту же позу.) • Разбившись попарно, участники пытаются придать телу напарника определенную позу. Они представляют, что их партнер сделан из камня, дерева, глины или иного материала, которому придана определенная форма. Создаваемые при этом скульптуры могут передавать: а) как человек чувствует себя в данный момент либо чувствовал себя утром, встав с постели; б) каким воспринимают этого человека другие; в) каким он “видит” того человека, из которого создает “скульптуру”; г) каким ему кажется, этот человек “видит” себя самого; д) как создающий “скульптуру” воспринимает жизнь на данный момент, либо как ее воспринимают другие. • Создав ту или иную “скульптуру”, можно дать партнеру возможность некоторое время походить по комнате, изображая “ожившую скульптуру”, либо пригласить других подойти к “скульптуре” поближе и ее рассмотреть. После этого партнеры меняются ролями, и тот, кто создавал “скульптуру”, сам становится “материалом”. • Каждый по очереди создает “групповую скульптуру”, используя для этого либо всех членов группы, либо лишь некоторых из них. Это упражнение является прекрасным средством для передачи самых разных мыслей и чувств с использованием человеческого тела. При этом разные грани одного и того же переживания или представления объединяются в целостный образ. Кроме того, поскольку в упражнении задействовано несколько человек, при создании “групповой скульптуры” каждый человек выражает то или иное чувство, передаются контрастные темы и качества — как одновременно, так и поочередно. Темой “групповой скульптуры” может быть текущее состояние членов группы (нечто подобное имеет место, когда, например, участники какой-либо конференции последние несколько часов или дней совместного мероприятия резюмируют свои впечатления) либо менее конкретные вещи, скажем, отвлеченные идеи (такие, как освобождение от угнетенного состояния, возрождение надежды и другие), либо сильные, разделяемые всеми чувства (скорбь, гнев, радость и другие). Все эти представления и чувства вполне реальны, а “групповая скульптура” придает им особую выразительность. (Результат напоминает парковые скульптурные группы.) • Поскольку “групповая скульптура” создается несколькими людьми, это позволяет изображать сложные организмы или системы, включающие множество элементов (или людей), находящихся в состоянии внутреннего напряжения. Очевидно, что одной из таких систем может быть семья. Члены группы могут по очереди создавать “групповые скульптуры”, изображающие отношения между членами своей семьи. При этом каждый член группы изображает того или иного члена семьи. Создатели “скульптур” могут отбирать участников молча или говорят, почему выбирают того или иного участника для изображения определенного члена своей семьи. Предлагая членам группы встать в ту или иную позу, “скульпторы” объясняют, каких членов семьи те будут изображать. Обычно процесс создания таких “скульптур” вызывает сильные чувства у того, чью семью при этом изображают участники, а потому к их созданию следует подходить с должной осторожностью, сочувствием друг к другу, не бросаться с помощью “скульптур” сразу же “создавать нечто интересное”. Эмоциональное воздействие этого упражнения связано с тем, что изображение человеческих отношений в виде скульптур отражает переход от “воплощения” к “роли” и напоминает участникам об их сопричастности к жизни окружающих и о том, что личное счастье каждого зависит от его отношений с другими людьми. • Данный подход, связанный с созданием “групповых скульптур”, используется, чтобы показать, что каждый человек обладает множеством разных свойств и может играть самые различные роли. Миллер Мэр назвал это “соединением миров” (Mair, 1989, р. 250). Члены группы по очереди выбирают других участников для создания “живой скульптуры”, изображающей их личностные особенности или то, что представляется им наиболее значимым в своих переживаниях, а также позволяет окружающим увидеть в них наличие “депрессивного " я" ”, “музыкального таланта”, “влияния матери” и т. д. Данный подход предполагает множество вариантов его применения. • “Живые скульптуры” являются особого рода языком, и как всякая речь, оказываются особенно выразительными в тех случаях, когда построены на контрасте. Все приведенные выше примеры создания “живых скульптур” предполагают также совершение определенных действий, демонстрирующих переход из одного состояния в иное — противоположное первому. Так, например, сперва изобразив себя в момент утреннего пробуждения, человек затем может изобразить свои ощущения перед походом на вечеринку. Члены группы могут создать групповую скульптуру, изображающую переживания членов семьи шахтеров, узнавших об аварии на шахте, из-за которой шахтеры не могут выбраться на поверхность. Эту скульптуру можно позднее трансформировать в другую, выражающую состояние радости, когда родственники узнают о том, что шахтеры, наконец, выбрались на поверхность. Одна картина переходит в другую, благодаря чему становится видно, что в состоянии горя заключен потенциал радости. Таковы особенности “живой скульптуры”. Ее психотерапевтические возможности зависят от высокой степени пластичности изображаемых фигур. “Скульптуры” никогда не используются в драматерапии в статичном виде, но всегда отражают один из моментов процесса изменений, так же как непроизнесенные слова в предложении, смысл которого окончательно не раскрыт: “Давайте-ка сделаем это по-другому...” Даже в приведенном выше примере создания групповой скульптуры (когда каждый пытается создать “собственную скульптуру” из членов группы, изображающих то или иное свойство автора) возможны различные варианты работы, поскольку другие также имеют возможность изменить созданную автором скульптуру, добавив одни элементы и убрав другие. Например, они могут сказать “создателю”: “А как насчет доброты, проявляемой тобой в общении с другими? Ты, кажется, не отразил этого в своей работе”.
|