Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воплощение






• Члены группы вновь уединяются и создают изображение выбранного ими человека. Если в помещении есть подходя­щие предметы или материалы, они могут создать его объем­ное реалистическое или символическое изображение.

• Затем участники пытаются принять определенное положе­ние тела (создать “скульптуру”), передающее:

а) то, как этот человек стоит или лежит;

б) наиболее характерное для этого человека отношение к миру и другим людям.

• Члены группы двигаются, представляя себя этим человеком. Они могут идти, бежать, стоять, сидеть, лежать, трогать и брать разные предметы, изображать то, чем этот человек занимается дома и т. д., стараясь при этом разобраться, на­ сколько его реакции соответствуют их собственным реакци­ям; какие его действия они могут изобразить, а какие — нет; какие ощущения возникают у них при попытке сыграть роль этого человека; могут ли они говорить так, как он, и как они воспринимают при этом собственный голос.

• После этого члены группы, объединившись попарно, пока­зывают друг другу, как они исполняют роль избранного пер­сонажа. Они могут изображать его “скульптуру” или дви­гаться, имитируя те или иные его действия. Кроме того, они могут что-то говорить от лица этого человека. Поочередно партнеры изображают выбранных ими людей.

 

Роль

• Партнеры по очереди наблюдают за инсценировкой напар­ника.

• Затем также по очереди они пытаются посадить друг друга в позицию, соответствующую образу, который возник у зри­теля в процессе наблюдения за исполнением роли своим партнером.

• Продолжая исполнять роль своего персонажа, партнеры представляются персонажу напарника. Затем оба представ­ляют своих персонажей персонажам другой пары. Это длит­ся до тех пор, пока все персонажи, изображаемые членами группы, не будут друг другу представлены.

• Продолжая изображать персонажей, члены группы объединяются по три или четыре человека, и каждый персонаж рас­сказывает другим историю своей жизни.

• Затем участники придумывают какую-нибудь сцену с учас­тием изображаемых ими личностей, репетируют и показы­вают ее другим подгруппам.

• Члены группы вновь расходятся по комнате, стараясь сконцентрировать свое внимание на ощущениях тела и дыхании. Они также стараются представить себя находящимися где-то совсем в другом месте — на лугу, на пляже, гуляющими в лесу, взбирающимися на гору. Вполне возможно, что это будут места, известные другим членам группы, и они могут представлять себя переходящими через ручей, идущими по песчаным дюнам, пробирающимися через густые заросли, стоящими на сильном ветру и т. д.

• Наконец, участники вновь “возвращаются” в комнату, к ос­тальным членам группы, которых они приветствуют, и ко­торые, в свою очередь, приветствуют их. Насколько необыч­но они при этом воспринимаются?

 

Работа со “скульптурами”

• Работая индивидуально, члены группы пытаются посред­ством поз выразить различные мысли и переживания. Спер­ва, застыв на месте, они изображают какую-нибудь статую, затем, сохраняя ту же позу, перемещаются по комнате. (Если в избранной позе это делать затруднительно, можно просто проследовать в другую часть помещения и принять ту же позу.)

• Разбившись попарно, участники пытаются придать телу на­парника определенную позу. Они представляют, что их партнер сделан из камня, дерева, глины или иного материа­ла, которому придана определенная форма. Создаваемые при этом скульптуры могут передавать:

а) как человек чувствует себя в данный момент либо чув­ствовал себя утром, встав с постели;

б) каким воспринимают этого человека другие;

в) каким он “видит” того человека, из которого создает “скульптуру”;

г) каким ему кажется, этот человек “видит” себя самого;

д) как создающий “скульптуру” воспринимает жизнь на данный момент, либо как ее воспринимают другие.

• Создав ту или иную “скульптуру”, можно дать партнеру возможность некоторое время походить по комнате, изобра­жая “ожившую скульптуру”, либо пригласить других подойти к “скульптуре” поближе и ее рассмотреть. После это­го партнеры меняются ролями, и тот, кто создавал “скульп­туру”, сам становится “материалом”.

• Каждый по очереди создает “групповую скульптуру”, ис­пользуя для этого либо всех членов группы, либо лишь не­которых из них. Это упражнение является прекрасным средством для передачи самых разных мыслей и чувств с использованием человеческого тела. При этом разные грани одного и того же переживания или представления объеди­няются в целостный образ. Кроме того, поскольку в упраж­нении задействовано несколько человек, при создании “групповой скульптуры” каждый человек выражает то или иное чувство, передаются контрастные темы и качества — как одновременно, так и поочередно. Темой “групповой скульптуры” может быть текущее состояние членов группы (нечто подобное имеет место, когда, например, участники какой-либо конференции последние несколько часов или дней совместного мероприятия резюмируют свои впечатле­ния) либо менее конкретные вещи, скажем, отвлеченные идеи (такие, как освобождение от угнетенного состояния, возрождение надежды и другие), либо сильные, разделяе­мые всеми чувства (скорбь, гнев, радость и другие). Все эти представления и чувства вполне реальны, а “групповая скульптура” придает им особую выразительность. (Резуль­тат напоминает парковые скульптурные группы.)

• Поскольку “групповая скульптура” создается несколькими людьми, это позволяет изображать сложные организмы или системы, включающие множество элементов (или людей), находящихся в состоянии внутреннего напряжения. Оче­видно, что одной из таких систем может быть семья. Члены группы могут по очереди создавать “групповые скульпту­ры”, изображающие отношения между членами своей се­мьи. При этом каждый член группы изображает того или иного члена семьи. Создатели “скульптур” могут отбирать участников молча или говорят, почему выбирают того или иного участника для изображения определенного члена сво­ей семьи. Предлагая членам группы встать в ту или иную позу, “скульпторы” объясняют, каких членов семьи те будут изображать. Обычно процесс создания таких “скульп­тур” вызывает сильные чувства у того, чью семью при этом изображают участники, а потому к их созданию следует под­ходить с должной осторожностью, сочувствием друг к дру­гу, не бросаться с помощью “скульптур” сразу же “созда­вать нечто интересное”. Эмоциональное воздействие этого упражнения связано с тем, что изображение человеческих отношений в виде скульптур отражает переход от “вопло­щения” к “роли” и напоминает участникам об их сопричас­тности к жизни окружающих и о том, что личное счастье каждого зависит от его отношений с другими людьми.

• Данный подход, связанный с созданием “групповых скульп­тур”, используется, чтобы показать, что каждый человек обладает множеством разных свойств и может играть самые различные роли. Миллер Мэр назвал это “соединением ми­ров” (Mair, 1989, р. 250). Члены группы по очереди выбира­ют других участников для создания “живой скульптуры”, изображающей их личностные особенности или то, что представляется им наиболее значимым в своих переживани­ях, а также позволяет окружающим увидеть в них наличие “депрессивного " я" ”, “музыкального таланта”, “влияния матери” и т. д. Данный подход предполагает множество ва­риантов его применения.

• “Живые скульптуры” являются особого рода языком, и как всякая речь, оказываются особенно выразительными в тех случаях, когда построены на контрасте. Все приведенные выше примеры создания “живых скульптур” предполагают также совершение определенных действий, демонстрирую­щих переход из одного состояния в иное — противополож­ное первому. Так, например, сперва изобразив себя в момент утреннего пробуждения, человек затем может изобразить свои ощущения перед походом на вечеринку. Члены груп­пы могут создать групповую скульптуру, изображающую переживания членов семьи шахтеров, узнавших об аварии на шахте, из-за которой шахтеры не могут выбраться на по­верхность. Эту скульптуру можно позднее трансформиро­вать в другую, выражающую состояние радости, когда род­ственники узнают о том, что шахтеры, наконец, выбрались на поверхность. Одна картина переходит в другую, благода­ря чему становится видно, что в состоянии горя заключен потенциал радости. Таковы особенности “живой скульпту­ры”. Ее психотерапевтические возможности зависят от высокой степени пластичности изображаемых фигур. “Скульп­туры” никогда не используются в драматерапии в статич­ном виде, но всегда отражают один из моментов процесса изменений, так же как непроизнесенные слова в предложе­нии, смысл которого окончательно не раскрыт: “Давайте-ка сделаем это по-другому...” Даже в приведенном выше при­мере создания групповой скульптуры (когда каждый пыта­ется создать “собственную скульптуру” из членов группы, изображающих то или иное свойство автора) возможны раз­личные варианты работы, поскольку другие также имеют возможность изменить созданную автором скульптуру, до­бавив одни элементы и убрав другие. Например, они могут сказать “создателю”: “А как насчет доброты, проявляемой тобой в общении с другими? Ты, кажется, не отразил этого в своей работе”.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал