Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сессия 5.






• Члены группы приветствуют друг друга и прохаживаются по комнате, разминая ступни, ноги, плечи, кисти, туловище и шею.

 

• При этом они обращают внимание на наиболее напряженные части тела. Для того, чтобы снять напряжение, участни­ки разминают их несколько дольше, чем другие части тела
поглаживая, массируя и, возможно, обращаясь для этого за помощью к другим.

• Кроме того, они обращают внимание на части тела, которые удалось быстрее всего расслабить и в которых преобладают наиболее комфортные ощущения. Поступить именно так имеет смысл, потому что люди в большинстве случаев обра­щают внимание лишь на те участки тела, в которых имеют­ся неприятные ощущения.

• Члены группы сообща определяют, какие части комнаты могли бы соответствовать той или иной части тела — голо­ве, туловищу, ногам и т. д. Затем они обозначают эти части
комнаты стульями.

• После этого участники занимают в комнате место, обозна­чающее ту часть тела, которую им быстрее всего удалось расслабить. Так, например, если у какого-либо человека та­
кой частью тела являются ноги, он переходит в ту часть ком­наты, которая их обозначает, принимает удобную позу и глубоко дышит, представляя, как воздух проходит через все его тело.

Потягиваясь и фокусируя внимание на этой части тела, члены груп­пы представляют, как имеющиеся в ней ощущения покоя и комфорта распространяются на все тело.

• После этого, используя мимику и жестикуляцию, но не по­кидая при этом своего места, члены группы устанавливают друг с другом контакт.

• Сделав это, они двигаются по направлению к какому-либо члену группы, стараясь сохранить ощущение покоя и комфорта.

Обсуждение: члены группы обсуждают, каким образом, используя мимику и жестикуляцию, можно установить контакт с другими людьми

• Члены группы разрабатывают сценарий, позволяющий инсценировать объединение различных пребывающих в состо­янии покоя и комфорта частей тела.

• После этого участники расходятся по ранее определенным ими местам и, оставаясь там, осмысливают связь между вы­ражением лица и позой тела. Затем они рисуют фигуру че­ловека; причем ощущения покоя и комфорта, имеющиеся в
определенной части тела, должны отображаться на лице ри­сованного персонажа. Закончив рисовать, участники созда­ют маску, отражающую состояние этой части тела.

Оборудование: краски, фломастеры, мелки, цветная бумага, ткань и прочие материалы, которые могут потребоваться для создания мас­ки. Кроме того, необходимы степлеры, клей и ножницы.

• Сессия завершается показом созданных масок, после чего они укладыватся в коробки и члены группы прощаются друг с другом до следующей встречи.

 

Сессия 6

• Члены группы приветствуют друг друга, достают из коро­бок маски и некоторое время рассматривают их, пытаясь вспомнить те ощущения, которые они отражают.

• Они ставят маски на подоконник или на стол так, чтобы те “видели” своих создателей. Затем члены группы двигают­ся, стараясь воспроизвести движения, использованные ими на предыдущей сессии.

• Взяв маску в руки, члены группы пытаются определенным образом включить ее в свои движения. Они повторяют дви­жения с маской несколько раз.

• Участники надевают маску и смотрятся в зеркало (по воз­можности, зеркала должны быть большими, позволяющими видеть себя в полный рост). Затем они вновь начинают со­вершать те же самые движения, обращая внимание, как вли­яет на них надетая маска. (Если при этом у кого-то возника­ют неприятные ощущения, можно снять маску и поставить
ее обратно на подоконник или на стол, чтобы она опять же “видела” своего создателя.)

• Члены группы двигаются в масках по комнате, стараясь установить контакт с другими масками и используя для этого различные негромкие звуки. Если возникает потребность увеличить громкость звука, это можно сделать. Участники пытаются продемонстрировать другим характер своей маски — как она ест, пьет, останавливает автобус, водит маши­ну. После этого все снимают маски, возвращают их на прежние места, потягиваются, встряхивают руками и ногами, чтобы снять напряжение. Затем члены группы рассказыва­ют друг другу о том, что они чувствовали, находясь в маске.

• Члены группы вспоминают о части тела, в которой ощуща­лось наибольшее напряжение, и представляют, какое влия­ние это оказало на движение всего тела.

• Они повторяют то же упражнение, что и в пятой сессии, од­нако на этот раз внимание фокусируется на наиболее напря­женной части тела.

• Затем они становятся перед своей маской, изображающей
состояние покоя, и демонстрируют движения, соответству­ющие ее характеристике. При этом они пытаются предста­вить, как эти движения приводят к снятию имеющегося на­пряжения.

• Члены группы вместе обсуждают упражнения этой сессии, после чего растирают свое тело для того, чтобы снять любые неприятные ощущения, и встряхивают руки. Маски вновь помещаются в коробки.

• Члены группы прощаются друг с другом до следующей сес­сии.

 

Сессия 7

• Поприветствовав друг друга, участники прохаживаются комнате, делая разминку, затем достают из коробок маски ставят их на стол или подоконник.

• Члены группы перемещаются по комнате, стараясь передать
ощущение напряжения и представляя себе маску, ассоции­рующуюся с напряжением.

• Они создают такие маски (для чего потребуются те же материалы, что и на предыдущей сессии).

• После этого участники пытаются передать движениями со­стояние, которое выражает созданная ими маска, надевают ее, рассматривают себя в зеркале и совершают ассоциирую­щиеся с маской движения, обращая внимание на то, как на­девание маски повлияло на движения.

• Новые маски снимаются и ставятся рядом с созданными ранее.

• Каждый член группы берет по два листа бумаги и записы­вает на них любые, связанные с обеими масками ассоциации (на каждом листе должно быть записано не менее шести ас­социаций).

• Затем каждый описывает маску, стараясь создать на ее ос­нове определенный персонаж, используя при этом имеющи­еся ассоциации. Участники дают этим персонажам имя.

• Они представляют маски и соответствующих им персона­жей другим членам группы.

• Маски помещаются в коробки. Делая это, участник объяс­няет, что кладет в коробку вместе с маской. Например, че­ловек может сказать: “В эту коробку я кладу маску, выра­жающую состояние напряжения. Ее зовут... (называют имя соответствующего маске персонажа). Вместе с маской я кла­ду в коробку связанные с ней свои неприятные переживания и телесные ощущения”.

• Выполнив это, члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии.

 

Сессия 8

• Поприветствовав друг друга, члены группы разминаются, двигаясь по комнате.

• Они достают из коробок маски и надевают изготовленную первой маску, ассоциирующуюся с состоянием покоя и ком­форта. При этом они начинают двигаться в соответствии с характером данной маски.

• Сняв маску, каждый член группы располагает ее на видном месте и надевают вторую маску. Затем также двигается в этой маске в соответствии с ее характером.

• Сняв и эту маску, участники располагают ее так, чтобы первая маска “видела” вторую. При этом первая маска должна занимать доминирующую позицию.

• Члены группы располагают стулья в форме разомкнутого круга и в месте разрыва ставят “горячий” стул.

• Кто-то один, вновь надев первую маску, садится на “горя­чий стул” и принимает позу, соответствующую характер маски. Остальные задают ему вопросы. Вопросы должны
быть достаточно простыми (например, “любишь ли ты цве­ты? ”, “какое у тебя самое любимое время года, почему оно тебе нравится? ”) и не касаться психологически сложных
моментов. Они задаются примерно в течение трех минут, после чего отвечающий снимает маску и уступает место дру­гому члену группы. Снимая маску, участники сессии ставят
ее на прежнее место.

• Закончив этот этап сессии, члены группы снова надевают свою первую маску, принимают соответствующую ей позу и рассказывают, что они смогли узнать про маски других.

• Члены группы в масках создают “групповую скульптуру” (представляя, что их будут при этом фотографировать).

• Они складывают маски в коробки и повторяют тот же риту­ал, что и в конце седьмой сессии, прощаясь затем друг с дру­гом до следующей встречи.

 

Сессия 9

Ведущий напоминает членам группы о том, сколько занятий осталось до конца курса.

• Члены группы, поздоровавшись друг с другом, приступают к разминке.

• Затем они достают из коробок маски и пытаются вспомнить ощущения, с какими те ассоциируются.

• Участники ставят первую (ассоциирующуюся с покоем и комфортом) маску на видное место и надевают вторую, стараясь двигаться в соответствии с ее характером.

• Каждый выбирает себе напарника, чьи движения похожи на
его собственные и, используя пластику, начинает с ним вза­имодействовать.

• Члены группы, сняв маски, обсуждают связанные с движе­ниями ощущения. На основе этих движений партнеры сов­местно создают какую-нибудь сцену и, вновь надев маски, ее исполняют.

• Затем они показывают свою инсценировку другим членам группы.

 

Прежде чем приступить к этому, партнеры определяют, где будут нахо­диться зрители, тем самым превращая комнату в своеобразный театр. При этом им необходимо учесть, что маски, созданные первыми, долж­ны также “видеть” все происходящее. Первой паре надо снять маски и выйти из образа до того, как следующая пара покажет свою сцену.

• Члены группы обсуждают показанные сцены с точки зре­ния зрителей и исполнителей.

• Они укладывают маски в коробки подобно тому, как это де­лали в конце восьмой сессии.

• Участники прощаются друг с другом.

 

 

Сессия 10

• Члены группы, поздоровавшись друг с другом, приступают к разминке.

• Затем они достают из коробок маски. Вторую маску ставят
на видное место, причем это не должно быть то место, где на предыдущей сессии находилась первая маска.

• Затем они надевают маску, вспоминают ассоциирующиеся с ней движения и исполняют короткую сцену, во время ко­торой “маски” обсуждают показанное в ходе девятой сес­сии. После этого члены группы снимают маски и сначала в
парах, а затем все вместе обсуждают только что состоявший­ся между масками диалог.

• Они надевают другую маску и исполняют другую сцену, где пытаются изобразить влияние первой маски на вторую.

• Участники инсценировки обсуждают свои впечатления от исполнения этой сцены с другими членами группы.

• Затем все члены группы делятся впечатлениями от выпол­нения этого упражнения таким же образом, как это делалось в ходе девятой сессии.

• Они складывают маски в коробки и прощаются друг с дру­гом до следующей сессии.

 

Сессия 11

 

Ведущий напоминает членам группы о том, что это предпоследняя сессия.

• Участники сессии приветствуют друг друга, делают размин­ку и достают маски из коробок.

• Затем они ставят первую маску на видное место, надевают вторую маску и ходят по комнате, приветствуя другие мас­ки.

• Они обсуждают друг с другом сцены, показанные в ходе де­сятой сессии как в парах, так и всеми членами группы.

• После этого участники, разбившись на пары, создают корот­кий перфоманс под названием “Как (имена двух вторых масок) воспользовались мудростью (имена двух первых
масок)”.

• Они показывают свой перфоманс другим членам группы, а затем совместно обсуждают инсценировку.

• Члены группы кладут маски в коробки и прощаются друг с другом до следующей сессии (этот этап сессии может быть несколько более продолжительным, чем обычно).

 

Сессия 12

• Члены группы приветствуют друг друга и достают маски из коробок.

• Они обсуждают друг с другом, как маски повлияли на и физическое и психическое состояние.

• Затем они определяют, что им хотелось бы сделать со свои­ми масками.

• Для того чтобы интегрировать опыт участия в драматерапевтическом курсе, члены группы изготавливают друг для друга (а также для самих себя) карточки, рисуя на них те
маски, которые они рекомендуют носить другим и самим себе (иными словами, рисунки должны изображать челове­ка таким, каким его хотели бы видеть окружающие).

• Участники сессии дарят друг другу эти карточки и проща­ются (на это отводится более продолжительное время, чем обычно).

 

Ведущему следует правильно организовать завершающий этап курса драматерапии. По завершении групповой работы ведущий должен постараться узнать, как проведенный курс повлиял на жизнь участ­ников драматерапевтических сессий, на их состояние и взаимоотно­шения с окружающими.

 

Ниже приводится описание индивидуальной психотерапев­тической работы с использованием масок, проводившейся в рамках одночасовых сессий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал