Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сессия 5.
• Члены группы приветствуют друг друга и прохаживаются по комнате, разминая ступни, ноги, плечи, кисти, туловище и шею. • При этом они обращают внимание на наиболее напряженные части тела. Для того, чтобы снять напряжение, участники разминают их несколько дольше, чем другие части тела • Кроме того, они обращают внимание на части тела, которые удалось быстрее всего расслабить и в которых преобладают наиболее комфортные ощущения. Поступить именно так имеет смысл, потому что люди в большинстве случаев обращают внимание лишь на те участки тела, в которых имеются неприятные ощущения. • Члены группы сообща определяют, какие части комнаты могли бы соответствовать той или иной части тела — голове, туловищу, ногам и т. д. Затем они обозначают эти части • После этого участники занимают в комнате место, обозначающее ту часть тела, которую им быстрее всего удалось расслабить. Так, например, если у какого-либо человека та Потягиваясь и фокусируя внимание на этой части тела, члены группы представляют, как имеющиеся в ней ощущения покоя и комфорта распространяются на все тело. • После этого, используя мимику и жестикуляцию, но не покидая при этом своего места, члены группы устанавливают друг с другом контакт. • Сделав это, они двигаются по направлению к какому-либо члену группы, стараясь сохранить ощущение покоя и комфорта. Обсуждение: члены группы обсуждают, каким образом, используя мимику и жестикуляцию, можно установить контакт с другими людьми • Члены группы разрабатывают сценарий, позволяющий инсценировать объединение различных пребывающих в состоянии покоя и комфорта частей тела. • После этого участники расходятся по ранее определенным ими местам и, оставаясь там, осмысливают связь между выражением лица и позой тела. Затем они рисуют фигуру человека; причем ощущения покоя и комфорта, имеющиеся в Оборудование: краски, фломастеры, мелки, цветная бумага, ткань и прочие материалы, которые могут потребоваться для создания маски. Кроме того, необходимы степлеры, клей и ножницы. • Сессия завершается показом созданных масок, после чего они укладыватся в коробки и члены группы прощаются друг с другом до следующей встречи.
Сессия 6 • Члены группы приветствуют друг друга, достают из коробок маски и некоторое время рассматривают их, пытаясь вспомнить те ощущения, которые они отражают. • Они ставят маски на подоконник или на стол так, чтобы те “видели” своих создателей. Затем члены группы двигаются, стараясь воспроизвести движения, использованные ими на предыдущей сессии. • Взяв маску в руки, члены группы пытаются определенным образом включить ее в свои движения. Они повторяют движения с маской несколько раз. • Участники надевают маску и смотрятся в зеркало (по возможности, зеркала должны быть большими, позволяющими видеть себя в полный рост). Затем они вновь начинают совершать те же самые движения, обращая внимание, как влияет на них надетая маска. (Если при этом у кого-то возникают неприятные ощущения, можно снять маску и поставить • Члены группы двигаются в масках по комнате, стараясь установить контакт с другими масками и используя для этого различные негромкие звуки. Если возникает потребность увеличить громкость звука, это можно сделать. Участники пытаются продемонстрировать другим характер своей маски — как она ест, пьет, останавливает автобус, водит машину. После этого все снимают маски, возвращают их на прежние места, потягиваются, встряхивают руками и ногами, чтобы снять напряжение. Затем члены группы рассказывают друг другу о том, что они чувствовали, находясь в маске. • Члены группы вспоминают о части тела, в которой ощущалось наибольшее напряжение, и представляют, какое влияние это оказало на движение всего тела. • Они повторяют то же упражнение, что и в пятой сессии, однако на этот раз внимание фокусируется на наиболее напряженной части тела. • Затем они становятся перед своей маской, изображающей • Члены группы вместе обсуждают упражнения этой сессии, после чего растирают свое тело для того, чтобы снять любые неприятные ощущения, и встряхивают руки. Маски вновь помещаются в коробки. • Члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии.
Сессия 7 • Поприветствовав друг друга, участники прохаживаются комнате, делая разминку, затем достают из коробок маски ставят их на стол или подоконник. • Члены группы перемещаются по комнате, стараясь передать • Они создают такие маски (для чего потребуются те же материалы, что и на предыдущей сессии). • После этого участники пытаются передать движениями состояние, которое выражает созданная ими маска, надевают ее, рассматривают себя в зеркале и совершают ассоциирующиеся с маской движения, обращая внимание на то, как надевание маски повлияло на движения. • Новые маски снимаются и ставятся рядом с созданными ранее. • Каждый член группы берет по два листа бумаги и записывает на них любые, связанные с обеими масками ассоциации (на каждом листе должно быть записано не менее шести ассоциаций). • Затем каждый описывает маску, стараясь создать на ее основе определенный персонаж, используя при этом имеющиеся ассоциации. Участники дают этим персонажам имя. • Они представляют маски и соответствующих им персонажей другим членам группы. • Маски помещаются в коробки. Делая это, участник объясняет, что кладет в коробку вместе с маской. Например, человек может сказать: “В эту коробку я кладу маску, выражающую состояние напряжения. Ее зовут... (называют имя соответствующего маске персонажа). Вместе с маской я кладу в коробку связанные с ней свои неприятные переживания и телесные ощущения”. • Выполнив это, члены группы прощаются друг с другом до следующей сессии.
Сессия 8 • Поприветствовав друг друга, члены группы разминаются, двигаясь по комнате. • Они достают из коробок маски и надевают изготовленную первой маску, ассоциирующуюся с состоянием покоя и комфорта. При этом они начинают двигаться в соответствии с характером данной маски. • Сняв маску, каждый член группы располагает ее на видном месте и надевают вторую маску. Затем также двигается в этой маске в соответствии с ее характером. • Сняв и эту маску, участники располагают ее так, чтобы первая маска “видела” вторую. При этом первая маска должна занимать доминирующую позицию. • Члены группы располагают стулья в форме разомкнутого круга и в месте разрыва ставят “горячий” стул. • Кто-то один, вновь надев первую маску, садится на “горячий стул” и принимает позу, соответствующую характер маски. Остальные задают ему вопросы. Вопросы должны • Закончив этот этап сессии, члены группы снова надевают свою первую маску, принимают соответствующую ей позу и рассказывают, что они смогли узнать про маски других. • Члены группы в масках создают “групповую скульптуру” (представляя, что их будут при этом фотографировать). • Они складывают маски в коробки и повторяют тот же ритуал, что и в конце седьмой сессии, прощаясь затем друг с другом до следующей встречи.
Сессия 9 Ведущий напоминает членам группы о том, сколько занятий осталось до конца курса. • Члены группы, поздоровавшись друг с другом, приступают к разминке. • Затем они достают из коробок маски и пытаются вспомнить ощущения, с какими те ассоциируются. • Участники ставят первую (ассоциирующуюся с покоем и комфортом) маску на видное место и надевают вторую, стараясь двигаться в соответствии с ее характером. • Каждый выбирает себе напарника, чьи движения похожи на • Члены группы, сняв маски, обсуждают связанные с движениями ощущения. На основе этих движений партнеры совместно создают какую-нибудь сцену и, вновь надев маски, ее исполняют. • Затем они показывают свою инсценировку другим членам группы.
Прежде чем приступить к этому, партнеры определяют, где будут находиться зрители, тем самым превращая комнату в своеобразный театр. При этом им необходимо учесть, что маски, созданные первыми, должны также “видеть” все происходящее. Первой паре надо снять маски и выйти из образа до того, как следующая пара покажет свою сцену. • Члены группы обсуждают показанные сцены с точки зрения зрителей и исполнителей. • Они укладывают маски в коробки подобно тому, как это делали в конце восьмой сессии. • Участники прощаются друг с другом.
Сессия 10 • Члены группы, поздоровавшись друг с другом, приступают к разминке. • Затем они достают из коробок маски. Вторую маску ставят • Затем они надевают маску, вспоминают ассоциирующиеся с ней движения и исполняют короткую сцену, во время которой “маски” обсуждают показанное в ходе девятой сессии. После этого члены группы снимают маски и сначала в • Они надевают другую маску и исполняют другую сцену, где пытаются изобразить влияние первой маски на вторую. • Участники инсценировки обсуждают свои впечатления от исполнения этой сцены с другими членами группы. • Затем все члены группы делятся впечатлениями от выполнения этого упражнения таким же образом, как это делалось в ходе девятой сессии. • Они складывают маски в коробки и прощаются друг с другом до следующей сессии.
Сессия 11
Ведущий напоминает членам группы о том, что это предпоследняя сессия. • Участники сессии приветствуют друг друга, делают разминку и достают маски из коробок. • Затем они ставят первую маску на видное место, надевают вторую маску и ходят по комнате, приветствуя другие маски. • Они обсуждают друг с другом сцены, показанные в ходе десятой сессии как в парах, так и всеми членами группы. • После этого участники, разбившись на пары, создают короткий перфоманс под названием “Как (имена двух вторых масок) воспользовались мудростью (имена двух первых • Они показывают свой перфоманс другим членам группы, а затем совместно обсуждают инсценировку. • Члены группы кладут маски в коробки и прощаются друг с другом до следующей сессии (этот этап сессии может быть несколько более продолжительным, чем обычно).
Сессия 12 • Члены группы приветствуют друг друга и достают маски из коробок. • Они обсуждают друг с другом, как маски повлияли на и физическое и психическое состояние. • Затем они определяют, что им хотелось бы сделать со своими масками. • Для того чтобы интегрировать опыт участия в драматерапевтическом курсе, члены группы изготавливают друг для друга (а также для самих себя) карточки, рисуя на них те • Участники сессии дарят друг другу эти карточки и прощаются (на это отводится более продолжительное время, чем обычно).
Ведущему следует правильно организовать завершающий этап курса драматерапии. По завершении групповой работы ведущий должен постараться узнать, как проведенный курс повлиял на жизнь участников драматерапевтических сессий, на их состояние и взаимоотношения с окружающими.
Ниже приводится описание индивидуальной психотерапевтической работы с использованием масок, проводившейся в рамках одночасовых сессий.
|